МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г
Проводится тестирование и при необходимости модернизация инженерно-технических средств охраны банка.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Демография


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Демография ".

Составители УМК:

___________________________  /доц., к.г.н._   Рунова Т.Г/

___________________________  /доц. к.э.н,   Петрякова О.Л./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 18 октября 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью изучения курса Демографии является познание закономерностей динамики народонаселения в различных экономических и социальных условиях и методов его анализа и прогнозирования.

1.2. Задачи дисциплины

Дать знание об основных демографических процессах современности.

Научить определять факторы, влияющие на демографические процессы.

Уметь пользоваться основными методами демографического анализа.

Понимать причины и направление развития демографической ситуации в России.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

основные закономерности динамики населения и особенности их проявления в разных странах и регионах и на современном этапе;
основные показатели и методы демографического анализа и прогноза, способы моделирования демографических ситуаций;
современную демографическую ситуацию в мире и её динамику в странах разного типа, а также причины её изменения;
современную демографическую ситуацию в России, главные причины её обострения и возможности преодоления демографического кризиса.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

самостоятельно анализировать демографические процессы и изменения в демографической ситуации, применяя изученные методики;
объяснять причины демографических изменений, роль разных факторов в этих сдвигах, выявлять их региональные различия;
прогнозировать развитие демографических процессов в мире и в странах и регионах разного типа;
пользоваться разнообразными источниками информации научной литературой, демографической и социальной статистикой, современными методами их обработки.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Для усвоения данного курса Демографии необходимо знать географию и историю в объёме программы средней школы, основы информатики, статистического и математического анализа;
Желательно знание основ социологии и экономики для усвоения связей между демографическими и социально-экономическими процессами.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

8
Общая трудоемкость дисциплины 68 68
Аудиторная нагрузка 7 7
Лекции 2 2
Практические занятия (семинары) 5 5
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 61 61
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Научные основы демографии и учёт населения.
Демография как наука о закономерностях воспроизводства населения. Научная и практическая цели науки, объект и предмет исследования. Теоретические основы и главные понятия. Методы: математико- статистический анализ, моделирование и прогнозирование, социологические опросы и экспертные оценки, разработка демографических таблиц и другие. История науки, место среди других наук, основные направления исследований. Численность населения и методы его учёта переписи, текущий учёт, их методы и содержание. Историческая динамика и современная численность населения мира и его крупных регионов..

Тема 2. .Состав и воспроизводство населения. Методы и модели. Миграции.
Демографический состав и воспроизводство населения как главный предмет науки. Поло-возрастной состав населения. Типы возрастных структур и методы их изучения. Семья и семейный состав населения, их эволюция и роль в воспроизводстве населения. Естественное воспроизводство (движение) населения, его элементы: рождаемость, смертность и продолжительность жизни. Режимы воспроизводства. Показатели и методы расчёта; модели связи между составом и воспроизводством населения Миграции как механическое воспроизводство. Виды миграций и методы их расчёта. Роль миграций в заселении Земли, её стран и регионов. Влияние социальных и естественных факторов на состав и воспроизводство населения. Их историческая динамика и современная ситуация в мире, его основных регионах, в т.ч. в России.

Тема 3. Закономерности роста населения. Мировая демографическая ситуация.
Историческая динамика численности и воспроизводства населения, её связь с общественными формациями. Типы воспроизводства населения: традиционный (патриархальный), переходный и современный (городской). Теория демографического перехода как научное обоснование снижения темпов роста населения Земли в перспективе, по мере развития общества. Быстрый рост населения Земли в 20 в. как этап демографического перехода. Типы стран по темпам воспроизводства населения: развивающиеся страны как регион быстрого роста населения; развитые страны как регион снижения и стабилизации его естественного прироста. Изменения состава населения. Особенности демографической ситуации в России.

Тема 4. Качество населения, трудовые ресурсы, национальный состав иих роль в воспроизводстве населения.
Качество населения, его понятие, характеристики и показатели. Трудовые ресурсы, их состав, образовательный и профессиональный уровень, занятость и безработица, имущественное расслоение, их влияние на воспроизводство населения. Мировые тенденции. Трудовые ресурсы России. Здоровье населения как фактор воспроизводства жизнестойких поколений. Уровень, показатели и факторы здоровья. Заболеваемость населения и развитие медицины, их зависимость от социально-экономических условий. Здоровье населения России. -Этнический (национальный) состав населения и его религии как факторы, поддерживающие демографическое традиции воспроизводства населения. Многообразие наций и религий, их роль в развитии человечества и их современная эволюция. Этно-религиозный фактор в России.

Тема 5. География населения и современное заселение Земли.
Размещение населения, его показатели и характеристики. Особенности истории и современного заселения Земли, её континентов, природных зон и ландшафтов. Резкая неравномерность как основная черта географии населения Земли и потенциал её заселения. Его зависимость от технико-экономических возможностей общества. Расселение и его формы. Городское и сельское расселение. Урбанизация как общемировой процесс. Особенности и тенденции сельского расселения. Рост городского и сокращение сельского населения - как общемировая тенденция и её проявление в странах разного типа; эволюция расселения в России.

Тема 6. Демографический прогноз. Демографическая политика.
Виды и методы демографического прогноза. Прогноз численности населения методом экстраполяции. Прогноз состава населения методом возрастного сдвига. Прогнозная оценка по пороговым показателям. Прогноз населения Земли экспертами ООН. Общие и региональные параметры численности, состава и воспроизводства населения до 2050 г. Проблема снижения темпов роста населения в развивающихся странах и поддержания его воспроизводства - в развитых. Меры демографической политики для стран с разным прогнозом роста населения. Демографика как прикладное направление по изучению населения районов и городов для организации бизнеса, рекламы, услуг, торговли, мест приложения труда с учётом его демографического и социального состава.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 8
Тема 1. Научные основы демографии и учёт населения. 6 5
1


Тема 2. .Состав и воспроизводство населения. Методы и модели. Миграции. 17 17



Тема 3. Закономерности роста населения. Мировая демографическая ситуация. 16 15

1

Тема 4. Качество населения, трудовые ресурсы, национальный состав иих роль в воспроизводстве населения. 3 2

1

Тема 5. География населения и современное заселение Земли. 18 17

1

Тема 6. Демографический прогноз. Демографическая политика. 8 5
1
2

Итого 68 61 2 5 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 8
Тема 1. Научные основы демографии и учёт населения.
1
Тема 6. Демографический прогноз. Демографическая политика.
1
Итого 2

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 8
Тема 3. Разработка и анализ графика демографического перехода.
1
Тема 4. Обсуждение проблем качества населения.
1
Тема 5. Анализ карт расселения населения.
1
Тема 6. Прогнозирование численности и состава населения методом пережвижки возрастов
2
Итого 5

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 8
1-3 Тема 1 Самостоятельное изучение Изучение понятийного аппарата и основных форм учёта населения
2
4-6 Тема 2 Самостоятельное изучение Расчёт воспроизводства населения,построение демографической пирамиды.
2
4-6, 13-15 Тема 5 Самостоятельное изучение Изучение и составление карт расселения населения
26
7-9 Тема 3 Самостоятельное изучение Анализ мировой динамики населения и графика демографического перехода применительно к разным странам
10
10-12 Тема 4 Самостоятельное изучение Изучение литературы по проблеме качества населения.
10
16, 17 Тема 6 Самостоятельное изучение Анализ будущей численности населения в России и мире и основных последствий развития демографических процессов. Изучение опыта применения демографической политики в разных странах
11
Итого 61

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 8
Тема 1 Компьютерное тестирование
1
Тема 2 Компьютерное тестирование
1
Тема 3 Компьютерное тестирование
1
Тема 4 Компьютерное тестирование
1
Тема 5 Компьютерное тестирование
1
Тема 5 Компьютерное тестирование
1
Тема 6 Компьютерное тестирование
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 8
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
КТ

КТ
















КТ


КТ














КТ




КТ












КТ






КТ










КТ








КТ








КТ








КТ








КТ










КТ








Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 8
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ















СИ


СИ












СИ





СИ









СИ








СИ






СИ


СИ







СИ



СИ














СИ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

8 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Медков В.М.   Демография:учебник для вузов.  / Гриф МО  Инфра-М,  2007
2. Борисов В.А.   Демография:учебник для вузов.  / Гриф МО  Nota Bene,  2003
3. Рунова Т.Г.   Демография:учебное пособие.  МГИУ,  2006

6.2. Дополнительная литература

4. Вандерскрик К.   Демографический анализ.  Гаудеамус,  2005
5. Коллектив авторов   Демографическая статистика.  КНОРУС,  2010 -  460c.
6. Вишневский А.Г.   Россия перед демографическим выбором.  ГУ-ВШЭ,  2007 -  250c.

6.3. Периодические издания

1. СОЦИС. ()  НАУКА,
2. Вопросы статистики. ()  Росстат,

6.4. Ресурсы интернет

1. Сайт Росстата РФ. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.gks.ru)
2. Электронный еженедельник Демоскоп. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.demoscope.ru)
3. Научный интернет-журнал "Демографические исследования". (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.demographia.ru)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Не предусмотрено программой

Демонстрационные материалы

  1. Схема "Половозрастная пирамида" населения для разных стран за разный период времени
  2. Графики "Демографического перехода" для различных стран.
  3. Карты расселения населения для разных регионов мира.

Оборудование и аппаратура

  1. Не предусмотрено программой

Инструменты

  1. Не предусмотрено программой

Макеты

  1. Не предусмотрены программой

Лабораторные материалы

  1. Не предусмотрены программой

Другое

  1. Мультимедийные технологии

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции
Чтение лекций
Компьютерное тестирование.
[1] c.34-78

Тема 3 Практическое занятие Мультимедийные технологии
Обсуждение,опрос,тестирование

[1] c.10-20
[2] c.100-200
[3] c.20-50
[4] c.15-35
[5] c.85-112
[6] c.110-130

Тема 4 Практическое занятие Мультимедийные технологии
Обсуждение,опрос,тестирование

[3] c.70-80
[4] c.100-150

Тема 5 Практическое занятие Мультимедийные технологии
Обсуждение,опрос,тестирование

[3] c.150-180
[5] c.70-100

Тема 6 Лекции
Чтение лекций
Компьютерное тестирование.
[3] c.145-167

Тема 6 Практическое занятие Мультимедийные технологии
Обсуждение,опрос,тестирование

[3] c.150-180
[6] c.150-250

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 8
Тема 1 Самостоятельное изучение
Изучение понятийного аппарата и основных форм учёта населения
Компьютерное тестирование
[3] с.5-15
[2] с.3-20
[1] с.19-65
Тема 2 Самостоятельное изучение
Расчёт воспроизводства населения,построение демографической пирамиды.
Компьютерное тестирование
[3] с.28-64
[2] с.87-134
[1] с.139-200
Тема 5 Самостоятельное изучение
Изучение и составление карт расселения населения
Компьютерное тестирование
[3] с.103-111
[6] с.150-200
[5] с.250-300
Тема 3 Самостоятельное изучение
Анализ мировой динамики населения и графика демографического перехода применительно к разным странам
Компьютерное тестирование
[3] с.66-74
[2] с.271-280
[1] с.458-470
Тема 4 Самостоятельное изучение
Изучение литературы по проблеме качества населения.
Компьютерное тестирование
[3] с.75-111
[5] с.200-300
Тема 6 Самостоятельное изучение
Анализ будущей численности населения в России и мире и основных последствий развития демографических процессов. Изучение опыта применения демографической политики в разных странах
Компьютерное тестирование
[3] с.150-180
[1] с.200-250
[6] с.150-200

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
Население, воспроизводмство и структура населения, демографический баланс и его компоненты, теория демографического перехода, демографический прогноз.
  1. Определение предмета и содержания курса демографии.Научная цель и практическое значение науки.
  2. История демографии и её место среди других наук.Основные методы исследования.
  3. Население как главный объект изучения, формы и критерии его учёта.
  4. Демографический баланс,его компоненты и методы расчёта.
  5. Половой и возрастной состав населения, методы их измерения и анализа.
  6. Демографическая нагрузка трудоспособного населения и разработка демографической пирамиды.
  7. Семья и брак, их формы, эволюция и современное состояние.
  8. Современные мировые и региональные тенденции поло-возрастной и семейно-брачной структуры населения.
  9. Естественное воспроизводство населения, режимы, компоненты и показатели уровней воспроизводства - абсолютные и относительные.
  10. Рождаемость населения, его показатели, расчёт и современная динамика.
  11. Смертность и продолжительность жизни населения,их расчёт и динамика. Таблица смертности.
  12. Историческая динамика мирового населения, современные тенденции и региональная структура.
  13. Типы воспроизводства населения и их связь с этапами общественного развития. Характеристики традиционного и современного типов воспроизводства.
  14. Теория "демографического перехода" как научная основа демографического прогноза.График "демографического перехода".
  15. Мировая демографическая ситуация, её региональные проблемы.
  16. Современноя демографическая ситуация в России, главные факторы её формирования и возможности ослабления кризисных явлений.
  17. Качество населения, определение и составные компоненты его формирования.
  18. Трудовые ресурсы, их возрастной, половой,профессиональный и возрастной состав и взаимосвясь с воспроизводством населения.
  19. Здоровье населения,показатели и определение уровня,главные факторы формирования здоровья населения.
  20. Этнический и религиозный факторы в исторической динамике и воспроизводстве населения.
  21. Миграции как форма механического воспроизводства населения, её показатели и современное состояние.
  22. Исторические и современные миграционные потоки, их роль в заселении Земли. Современные миграции в России.
  23. Особенности размещения населения Земли, потенциал её возможного заселения и региональные особенности.
  24. Основные формы расселения - городское и сельское. Развитие урбанизации и сельская депопуляция как основные направления в изменении расселения и их роль в современном воспроизводстве населения.
  25. Демографический прогноз- его виды и основные методы.
  26. Оценка будущей демографической ситуации по методу репрезентативных показателей.
  27. Прогноз численности населения по методу экстрополяции.
  28. Прогноз численности населения по методу возрастного сдвига.
  29. Демографический прогноз ООН на 21 век. Основные проблемы демографического развития развитых и развивающихся стран.
  30. Ожидаемые изменения возрастной, половой, семейно-брачной структуры населения в 21 веке, проблема старения населения и повсеместного снижения рождаемости.
  31. Демографическая политика и её основные виды и цели. Система возможных мер и её эффективность.
  32. Демографический прогноз численности населения России и возможности демографической политики по снижению смертности и повышению рождаемости в стране.
Темы курсовых работ (проектов)
Курсовые работы не предусмотрены программой.
Темы рефератов
Тема 1. Научные основы демографии и учёт населения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Определение научной цели и практического значения демографической науки.
  2. Определение основного содержания демографических исследований на современном этапе.
  3. Показать различие разных форм учёта населения - переписей, текущего учёта, регистров.
  4. Выделить основные этапы развития демографической науки и её современые проблемы.
  5. Показать связь демографии с другими науками.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема "Научные основы демографии и учёт еаселения. -Понятие демографии и история её формирования.
  2. -Переписи населения как главный источник сведений о населении.
  3. -Основные методы демографических исследований.
  4. История переписей населения в России
  5. Роль текущего учета населения как источника знаний о нем
  6. Взаимосвязь демографии с другими науками
Тема 2. .Состав и воспроизводство населения. Методы и модели. Миграции.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Определить главные характеристики полового и возрастного состава населения.
  2. Раскрыть методику построения возрастно-половой демографической пирамиды населения.
  3. Назвать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения и способы их расчёта.
  4. Раскрыть понятие "демографического баланса" и его компонентов.
  5. Назвать основные виды и формы миграций и определить их демографическую роль.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 2.Состав и воспроизводство населения.Методы и модели.Миграции. -Состав населения по полу и возрасту. Сравнительный анализ стран разного типа.
  2. -Историческая динамика семейно-брачных отношений.
  3. -Возрастно-половая демографическая пирамида в изучении воспроизводства населения.
  4. -Анализ миграционных процессов на разных этапах развития общества.
  5. -Региональные особенности современного воспроизводства населения.
  6. Трансформация института семьи в России
  7. История российских миграций
  8. Факторы рождаемости и изменение их роли
Тема 3. Закономерности роста населения. Мировая демографическая ситуация.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскрыть особенности мировой динамики населения на разных исторических этапах.
  2. Дать определение режимов и типов воспроизводства населения и показать различие между этими понятиями.
  3. Показать различие между развитыми и развивающимися странами по типам воспроизводства населения.
  4. Раскрыть понятие "Демографического перехода" и роль концепции демографического перехода в объсненнии мировых демографических процессов.
  5. Выделить крупные регионы мира, строящие на разных этапах демографического перехода.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 3.Закономерности роста населения. мировая демографическая ситуация. -Демографический баланс как основа изучения движения населения.
  2. -Общие и региональные особенности роста населения Земли.
  3. -Темпы роста населения Земли и их историческая динамика.
  4. -Основные сдвиги в мировой демографической ситуации в 20 веке.
  5. -Сравнительный анализ развитых и развивающихся стран по типам воспроизводства населения.
  6. Демографический переход в России
  7. Депопуляция: причины и последствия
  8. Демографический взрыв как основная демографическая проблема развивающихся стран
Тема 4. Качество населения, трудовые ресурсы, национальный состав иих роль в воспроизводстве населения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскрыть понятие "качество населения" и назвать его основнын характеристики.
  2. Показать связь состава трудовых ресурсов с возрастной структурой населения.
  3. Назвать основные показатели, отражающие уровень здоровья населения.
  4. Определить характер влияния национального состава населения на его воспроизводство.
  5. Показать роль религиозных установок в формировании демографического поведения населения.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 4.Качество населения,трудовые ресурсы, национальный состав и их роль в воспроизводстве населения. Качество населения как фактор его воспроизводства.
  2. Факторы здоровья населения и их влияние на воспроизводство населения.
  3. Влияние этнического фактора на воспроизводство населения.
  4. Образовательный состав населения и его влияние на основные процессы воспроизводства населения
  5. Мировые религии, религиозный состав населения и его влияние на воспроизводство населения
  6. Уровень жизни населения как фактор его воспроизводства
Тема 5. География населения и современное заселение Земли.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дать оценку распределения населения Земли по природным поясам, полушариям и крупным регионам мира.
  2. Оценить природные, экологические, экономические возможности современного мира по увеличению его заселённости.
  3. Раскрыть роль миграций в заселении Земли и выделить их основные современные направления.
  4. Показать роль урбанизации в современной динамике населения.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 5.География населения и современное заселение Земли. -Региональные особенности заселения Земли.
  2. -Роль урбанизации в динамике численности населения.
  3. -Потенциал заселения Земли.
  4. -Демографические процессы в крупнейших регионах мира - сравнительный анализ
  5. Особенности размещения населения в России
  6. Особенности воспроизводства городского и сельского населения
Тема 6. Демографический прогноз. Демографическая политика.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскрыть возможности и оценить точность демографических прогнозов при разных способах их расчёта.
  2. Раскрыть задачи и возможности демографического прогноза по методу возрастного сдвига.
  3. Дать характеристику ожидаемых сдвигов в численности населения мира на 21 век.
  4. Назвать основные меры демографической политики и их эффективность для стран с разной демографической ситуацией.
  5. Дать оценку современных демографических процессов в России и объяснить их причины.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 6.Демографический прогноз.Демографическая политика. -Основные способы демографического прогноза.
  2. -Оценка прогнозной демографической ситуации для крупных регионов мира.
  3. -Особенности демографической ситуации в России в конце 20 - начале 21 века.
  4. -Особенности демографической политики в странах с разной демографической ситуацией.
  5. Эффективность демографической политики
  6. Демографическая политика в России: необходимость и методы