МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Социология и психология труда


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Социология и психология труда ".

Составители УМК:

___________________________  /к.э.н., доцент   Волкова К.А./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Получение специальных знаний и навыков в области социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижения на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов

1.2. Задачи дисциплины

Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива)

Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов

Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника

Оптимальное сочетание моральных и материальных стимулов к труду в условиях рынка

Усиление социального контроля и борьба с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда

Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов

Создание системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации, коллективе

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- особенности социальных процессов в сфере управления трудовыми ресурсами
- логику трудового поведения менеджера
- основные концепции мотивации трудовой деятельности
- социологические, психологические и юридические аспекты личности и организации
- элементы трудовой среды и социальная структура трудовой организации
- социологическую составляющую изучения проблем занятости и безработицы
- источники власти в организации

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- разрабатывать программы социологического исследования
- владеть основными методами получения социологической информации
- уметь определять трудовой потенциал в системе экономических ресурсов
- владеть приемами разрешения конфликтов
- уметь определять стили руководства

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Основы менеджмента
Теория организации
Управление персоналом
Поведение потребителей
Разработка управленческих решений
Социальная психология

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

6
Общая трудоемкость дисциплины 68 68
Аудиторная нагрузка 7 7
Лекции 4 4
Практические занятия (семинары) 3 3
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 61 61
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Труд как объект социологического исследования. Предмет и задачи социологии управления. Становление и развитие социологии управления.
Эволюция понятия "труд" и социологические аспекты изучения процесса труда. Связь социологии труда с науками о труде социологического и несоциологического профилей. Генезис социологии труда: от "экономического человека" к "социально-политическому работнику". Генри Форд его социально-экономические эксперименты.

Тема 2. Методология в социологии труда.
Технологии разработки программ социологического исследования. Характеристика основных методов получения первой социологической информации. Ключевые характеристики социологического эксперимента. Наблюдение.

Тема 3. Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы и социологическая составляющая их изучения.
Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов и основные характеристики рынка труда. Трудовые ресурсы и проблема занятости. Миграция как проблема социологии труда. Российская практика "коррекции" безработицы.

Тема 4. Трудовая организация (коллектив).
Трудовая организация в структуре товарного рынка. Элементы трудовой среды и социальная структура трудовой организации. Специфика структуры и законов социальной организации. Основные социальные процессы и явления в трудовой организации. Особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами.

Тема 5. Рабочая группа. Групповая динамика в организации.
Понятие группы, классификация групп и типы рабочих групп. Этапы формирования и развития рабочих групп. Социально-психологический инструментарий диагностирования межличностных отношений в группе. Феномены групповой жизнедеятельности. Распределение деловых ролей в группе. Групповая сплоченность и показатели работы группы. Команда как особая разновидность группы.

Тема 6. Личность и организация: социологические, психологические и юридические аспекты.
Представления о личности и индивидуальности в социологии и психологии с точки зрения пограничных дисциплин. Организационно значимые черты индивидуальности. Юридический статус работника как отраслевое проявление правового положения личности.

Тема 7. Руководство и лидерство в структуре социально-трудовых отношений.
Экскурс в терминологию. Лидерство как социально-психологический феномен. Генезис подходов к проблеме руководства. Стили руководства: от концепций к практике. Лидерство и руководство в глобальном мире.

Тема 8. Трудовой конфликт.
История, природа, типология и сущность трудового конфликта. Причины трудовых конфликтов, фазы и модели конфликта. Стратегии поведения в ситуации трудового конфликта и социально значимые типы конфликтных личностей. Последствия трудового конфликта и пути его разрешения.

Тема 9. Социальные гарантии в сфере труда и государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации.
Социальная защита и ее основные направления в сфере труда. Социальные институты и механизмы социального партнерства. От социальной защиты к социальным гарантиям.

Тема 10. Характерологические формы поведения.
Проблема отчуждения и трудовое поведение. Девиантное поведение на предприятиях и пути его предупреждения.

Тема 11. Стимулирование труда и регулирование заработной платы.
Законодательство Российской Федерации о вознаграждении за труд. Принципы формирования доходов в рыночной экономике. Условия эффективности стимулирования труда и психология заработной платы. Современные системы заработной платы за рубежом.

Тема 12. Отношение к труду и удовлетворенность им. Потенциальные средства удовлетворенности детей.
Структура понятия отношения к труду и типология эмпирических индикаторов, характеризующих отношение к труду. Удовлетворенность работой. Потенциальные следствия удовлетворенности работой. Удовлетворенность работой и показатели функционирования. Организационные типы социально значимого поведения.

Тема 13. Социальные технологии участия работников в управлении организацией. От справедливости к социальному партнерству.
Степень причастности к делам организации. Технологии социального партнерства, человеческий фактор или механизм увязывания целей отдельного производственного звена с интересами трудового коллектива (на примере японских предприятий). Технологии создания атмосферы справедливости в трудовом коллективе и социально-экономические аспекты справедливости. Теоретико-практические аспекты социального контроля в сфере труда.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 6
Тема 1. Труд как объект социологического исследования. Предмет и задачи социологии управления. Становление и развитие социологии управления. 6 5
1


Тема 2. Методология в социологии труда. 5 5



Тема 3. Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы и социологическая составляющая их изучения. 7 5

2

Тема 4. Трудовая организация (коллектив). 7 5
1
1

Тема 5. Рабочая группа. Групповая динамика в организации. 6 5
1


Тема 6. Личность и организация: социологические, психологические и юридические аспекты. 5 5



Тема 7. Руководство и лидерство в структуре социально-трудовых отношений. 6 5
1


Тема 8. Трудовой конфликт. 5 5



Тема 9. Социальные гарантии в сфере труда и государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации. 5 5



Тема 10. Характерологические формы поведения. 5 5



Тема 11. Стимулирование труда и регулирование заработной платы. 5 5



Тема 12. Отношение к труду и удовлетворенность им. Потенциальные средства удовлетворенности детей. 3 3



Тема 13. Социальные технологии участия работников в управлении организацией. От справедливости к социальному партнерству. 3 3



Итого 68 61 4 3 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 6
Тема 1. Труд как объект социологического исследования. Предмет и задачи социологии управления. Становление и развитие социологии управления.
1
Тема 4. Трудовая организация (коллектив).
1
Тема 5. Рабочая группа. Групповая динамика в организации.
1
Тема 7. Руководство и лидерство в структуре социально-трудовых отношений.
1
Итого 4

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 6
Тема 3. Понятие группы и команды. Кейз "Вудсайдская академия".
2
Тема 4. Основные вопросы мотивации. Тест "Мотивация к успеху".
1
Итого 3

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 6
1 Тема 1 Самостоятельное изучение Эволюция понятия "труд" и социологические аспекты изучения процесса труда. Связь социологии труда с науками о труде социологического и несоциологического профилей. Генезис социологии труда: от "экономического человека" к "социально-политическому работнику". Генри Форд его социально-экономические эксперименты.
5
2, 3 Тема 2 Самостоятельное изучение Технологии разработки программ социологического исследования. Характеристика основных методов получения первой социологической информации. Ключевые характеристики социологического эксперимента. Наблюдение.
5
4 Тема 3 Самостоятельное изучение Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов и основные характеристики рынка труда. Трудовые ресурсы и проблема занятости. Миграция как проблема социологии труда. Российская практика "коррекции" безработицы.
5
5, 6 Тема 4 Самостоятельное изучение Трудовая организация в структуре товарного рынка. Элементы трудовой среды и социальная структура трудовой организации. Специфика структуры и законов социальной организации. Основные социальные процессы и явления в трудовой организации. Особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами.
5
7 Тема 5 Самостоятельное изучение Понятие группы, классификация групп и типы рабочих групп. Этапы формирования и развития рабочих групп. Социально-психологический инструментарий диагностирования межличностных отношений в группе. Феномены групповой жизнедеятельности. Распределение деловых ролей в группе. Групповая сплоченность и показатели работы группы. Команда как особая разновидность группы.
5
8, 9 Тема 6 Самостоятельное изучение Представления о личности и индивидуальности в социологии и психологии с точки зрения пограничных дисциплин. Организационно значимые черты индивидуальности. Юридический статус работника как отраслевое проявление правового положения личности.
5
10 Тема 7 Самостоятельное изучение Экскурс в терминологию. Лидерство как социально-психологический феномен. Генезис подходов к проблеме руководства. Стили руководства: от концепций к практике. Лидерство и руководство в глобальном мире.
5
11, 12 Тема 8 Самостоятельное изучение История, природа, типология и сущность трудового конфликта. Причины трудовых конфликтов, фазы и модели конфликта. Стратегии поведения в ситуации трудового конфликта и социально значимые типы конфликтных личностей. Последствия трудового конфликта и пути его разрешения.
5
13 Тема 9 Самостоятельное изучение Социальная защита и ее основные направления в сфере труда. Социальные институты и механизмы социального партнерства. От социальной защиты к социальным гарантиям.
5
14, 15 Тема 10 Самостоятельное изучение Проблема отчуждения и трудовое поведение. Девиантное поведение на предприятиях и пути его предупреждения.
5
16 Тема 11 Самостоятельное изучение Законодательство Российской Федерации о вознаграждении за труд. Принципы формирования доходов в рыночной экономике. Условия эффективности стимулирования труда и психология заработной платы. Современные системы заработной платы за рубежом.
5
17 Тема 12 Самостоятельное изучение Структура понятия отношения к труду и типология эмпирических индикаторов, характеризующих отношение к труду. Удовлетворенность работой. Потенциальные следствия удовлетворенности работой. Удовлетворенность работой и показатели функционирования. Организационные типы социально значимого поведения.
3
17 Тема 13 Самостоятельное изучение Степень причастности к делам организации. Технологии социального партнерства, человеческий фактор или механизм увязывания целей отдельного производственного звена с интересами трудового коллектива (на примере японских предприятий). Технологии создания атмосферы справедливости в трудовом коллективе и социально-экономические аспекты справедливости. Теоретико-практические аспекты социального контроля в сфере труда.
3
Итого 61

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 6
Тема 1 Эволюция понятия "труд" и социологические аспекты изучения процесса труда. Связь социологии труда с науками о труде социологического и несоциологического профилей. Генезис социологии труда: от "экономического человека" к "социально-политическому работнику". Генри Форд его социально-экономические эксперименты.
2
Тема 4 Трудовая организация в структуре товарного рынка. Элементы трудовой среды и социальная структура трудовой организации. Специфика структуры и законов социальной организации. Основные социальные процессы и явления в трудовой организации. Особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами.
2
Тема 5 Понятие группы, классификация групп и типы рабочих групп. Этапы формирования и развития рабочих групп. Социально-психологический инструментарий диагностирования межличностных отношений в группе. Феномены групповой жизнедеятельности. Распределение деловых ролей в группе. Групповая сплоченность и показатели работы группы. Команда как особая разновидность группы.
2
Тема 7 Экскурс в терминологию. Лидерство как социально-психологический феномен. Генезис подходов к проблеме руководства. Стили руководства: от концепций к практике. Лидерство и руководство в глобальном мире.
2
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 6
Текущий контроль знаний в 6 семестре
Тема 3 Понятие группы и команды. Кейз "Вудсайдская академия".
2
Тема 4 Основные вопросы мотивации. Тест "Мотивация к успеху".
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 6
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
КТ

КТ

















КТ



КТ














КТ




КТ












КТ




КТ












КТ






КТ











КТ









КТ










Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 6
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ

















СИ

СИ















СИ


СИ














СИ



СИ












СИ





СИ











СИ






СИ









СИ








СИ








СИ









СИ






СИ











СИ





СИ












СИ



СИ














СИ


СИ















СИ

СИ















СИ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

6 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Златин П.А.   Социология и психология труда:учеб.пособие для вузов Ч.1.  / Крекова М.М.,Соколянский В.В. ;под ред.П.А.Златина  МГИУ,  2005

6.2. Дополнительная литература

2. Златин П.А.   Социология и психология труда: Практикум.  / Крекова М.М., Соколянский В.В.  М.: Инфра-М,  2007

6.3. Периодические издания

1. Регион: экономика и социология. ()
2. Управление персоналом. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Социологический журнал. (http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Power Point
  2. Программа курса

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Учебная литература. Текст лекций. Самоконтроль по контрольным заданиям в лекциях.Тесты.Мультимедийные технологии.
Изучение учебной и методической литературы, текстов лекций. Обсуждение основных проблем темы. Контрольные задания.Тестирование.
Компьютерное тестирование.
[1] c.11-50

Тема 3 Практическое занятие Учебная литература и тексты семинаров.Контрольные задания.Тесты.
Изучение учебной литературы и текстов семинаров. Обсуждение основных вопросов темы.
Компьютерное тестирование.
[2] c.86-99

Тема 4 Лекции Учебная литература. Текст лекций. Самоконтроль по контрольным заданиям в лекциях.Тесты.Мультимедийные технологии.
Изучение учебной и методической литературы, текстов лекций. Обсуждение основных проблем темы. Контрольные задания.Тестирование.
Компьютерное тестирование.
[1] c.109-153

Тема 4 Практическое занятие Учебная литература и тексты семинаров.Контрольные задания.Тесты.
Изучение учебной литературы и текстов семинаров. Обсуждение основных вопросов темы.
Компьютерное тестирование.
[2] c.100-118

Тема 5 Лекции Учебная литература. Текст лекций. Самоконтроль по контрольным заданиям в лекциях.Тесты.Мультимедийные технологии.
Изучение учебной и методической литературы, текстов лекций. Обсуждение основных проблем темы. Контрольные задания.Тестирование.
Компьютерное тестирование.
[1] c.153-201

Тема 7 Лекции Учебная литература. Текст лекций. Самоконтроль по контрольным заданиям в лекциях.Тесты.Мультимедийные технологии.
Изучение учебной и методической литературы, текстов лекций. Обсуждение основных проблем темы. Контрольные задания.Тестирование.
Компьютерное тестирование.
[1] c.232-266

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 6
Тема 1 Самостоятельное изучение
Эволюция понятия "труд" и социологические аспекты изучения процесса труда. Связь социологии труда с науками о труде социологического и несоциологического профилей. Генезис социологии труда: от "экономического человека" к "социально-политическому работнику". Генри Форд его социально-экономические эксперименты.
Компьютерное тестирование
[1] с.11-50
Тема 2 Самостоятельное изучение
Технологии разработки программ социологического исследования. Характеристика основных методов получения первой социологической информации. Ключевые характеристики социологического эксперимента. Наблюдение.
Компьютерное тестирование
[1] с.51-76
Тема 3 Самостоятельное изучение
Трудовой потенциал в системе экономических ресурсов и основные характеристики рынка труда. Трудовые ресурсы и проблема занятости. Миграция как проблема социологии труда. Российская практика "коррекции" безработицы.
Компьютерное тестирование
[1] с.77-108
Тема 4 Самостоятельное изучение
Трудовая организация в структуре товарного рынка. Элементы трудовой среды и социальная структура трудовой организации. Специфика структуры и законов социальной организации. Основные социальные процессы и явления в трудовой организации. Особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами.
Компьютерное тестирование
[1] с.109-152
Тема 5 Самостоятельное изучение
Понятие группы, классификация групп и типы рабочих групп. Этапы формирования и развития рабочих групп. Социально-психологический инструментарий диагностирования межличностных отношений в группе. Феномены групповой жизнедеятельности. Распределение деловых ролей в группе. Групповая сплоченность и показатели работы группы. Команда как особая разновидность группы.
Компьютерное тестирование
[1] с.153-201
Тема 6 Самостоятельное изучение
Представления о личности и индивидуальности в социологии и психологии с точки зрения пограничных дисциплин. Организационно значимые черты индивидуальности. Юридический статус работника как отраслевое проявление правового положения личности.
Компьютерное тестирование
[1] с.202-231
Тема 7 Самостоятельное изучение
Экскурс в терминологию. Лидерство как социально-психологический феномен. Генезис подходов к проблеме руководства. Стили руководства: от концепций к практике. Лидерство и руководство в глобальном мире.
Компьютерное тестирование
[1] с.232-266
Тема 8 Самостоятельное изучение
История, природа, типология и сущность трудового конфликта. Причины трудовых конфликтов, фазы и модели конфликта. Стратегии поведения в ситуации трудового конфликта и социально значимые типы конфликтных личностей. Последствия трудового конфликта и пути его разрешения.
Компьютерное тестирование
[1] с.267-301
Тема 9 Самостоятельное изучение
Социальная защита и ее основные направления в сфере труда. Социальные институты и механизмы социального партнерства. От социальной защиты к социальным гарантиям.
Компьютерное тестирование
[1] с.302-321
Тема 10 Самостоятельное изучение
Проблема отчуждения и трудовое поведение. Девиантное поведение на предприятиях и пути его предупреждения.
Компьютерное тестирование
[1] с.322-331
Тема 11 Самостоятельное изучение
Законодательство Российской Федерации о вознаграждении за труд. Принципы формирования доходов в рыночной экономике. Условия эффективности стимулирования труда и психология заработной платы. Современные системы заработной платы за рубежом.
Компьютерное тестирование
[1] с.332-363
Тема 12 Самостоятельное изучение
Структура понятия отношения к труду и типология эмпирических индикаторов, характеризующих отношение к труду. Удовлетворенность работой. Потенциальные следствия удовлетворенности работой. Удовлетворенность работой и показатели функционирования. Организационные типы социально значимого поведения.
Компьютерное тестирование
[1] с.364-379
Тема 13 Самостоятельное изучение
Степень причастности к делам организации. Технологии социального партнерства, человеческий фактор или механизм увязывания целей отдельного производственного звена с интересами трудового коллектива (на примере японских предприятий). Технологии создания атмосферы справедливости в трудовом коллективе и социально-экономические аспекты справедливости. Теоретико-практические аспекты социального контроля в сфере труда.
Компьютерное тестирование
[1] с.380-413

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Что изучает дисциплина социология и психология труда ?
  2. Типология личностей по К. Юнгу. Влияние типологии на профессиональное предпочтение
  3. Мотивация. Определение и виды потребностей. Сущность мотивационного поведения через потребности.
  4. Виды социально-трудовых отношений.
  5. Роль знаний психофизиологии в организации трудовой деятельности людей.
  6. Роль вознаграждения в процессе мотивации. Различие между внешним и внутренним вознагрождением
  7. Роль социально-психологических знаний в управленческих процессах.
  8. Классификация темпераментов по И.П. Павлову. Свойства каждого типа
  9. Теория мотивации у Маслоу. Типы и иерархия потребностей по Маслоу.
  10. Связь дисциплины Социология и психология труда с другими науками.
  11. Основные свойства нервных процессов. Характеристики каждого свойства.
  12. Структурные методы разрешения конфликтов.
  13. Вклад российских ученых в становлении социологических идей о труде.
  14. Перечислите основные свойства нервных процессов. Расскажите о них.
  15. Конфликты. Понятие. Типы конфликтов. Причины и последствия конфликтов.
  16. Возникновение и развитие научных основ Социологии и психологи труда.
  17. Методы сбора социологической информации. Применение информации о
  18. Конфликты. Негативные и позитивные стороны явления.
  19. Социальная сущность труда. Характер и содержание трудовой деятельности.
  20. Инструментарий в социологии и психологии труда.
  21. Отличие социологического подхода к труду от подхода других наук о труде.
  22. Анкетирование. Структура анкеты. Виды вопросов и требования к ним.
  23. Лидерство и руководство. Общее и различное в понятиях. Источники лидерства.
  24. Важнейшие виды социально-трудовых отношений.
  25. Наблюдения. Классификация. Сфера применения, достоинства и недостатки
  26. Списки руководства. Эффективность различных стилей руководства.
  27. Труд как базовый социальный процесс.
  28. Интервью и его разновидности. Сфера применения, достоинства и недостатки.
  29. Три основных подхода к пониманию сути лидерства.
  30. Анкетирование. Классификация вопросов анкеты. Общие принципы формулировки вопросов и построения анкеты. Сфера применения. Достоинства и
  31. Процесс принятия решения. Влияние интуиции, суждений па процесс принятия решения. Этапы рационального принятия решения.
  32. Анализ документов в работе менеджера. Классификация документов. Традиционный анализ и кон тент - анализ как методы изучения документов.
  33. Предмет и основные задачи социологи и психологии труда.
  34. Влияние факторов риска, неопределенности, дефицита времени на эффективность принятого решения. Способы передачи решений.
  35. Различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями. Процедура принятия решения группой под назвавшем мозговой
Тема 1. Труд как объект социологического исследования. Предмет и задачи социологии управления. Становление и развитие социологии управления.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскройте сущность и функции труда, его социальные аспекты.
  2. Дайте характеристику социально-трудовых отношений в сфере труда.
  3. Определите предмет социологии труда как специальной социологической науки.
  4. Перечислите основные цели, которые можно достигнуть с помощью социологи труда.
  5. Какие задачи решает социология труда на современном этапе развития общества?
  6. В чем прослеживается связь социологии труда с науками о труде социологического профиля?
  7. Перечислите общее и особенное у социологии труда с некоторыми науками несоциологического профиля.
  8. Какие разделы в науках о труде сформировались к настоящему времени.
  9. Перечислите этапы развития социологии труда и дайте их краткую характеристику.
  10. Дайте оценку социально-экономических экспериментов Генри Форда.
Тема 2. Методология в социологии труда.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Как формируется цель и задачи исследования, определяются его объект и предмет?
  2. Каковы требования к выдвигаемым гипотезам исследования?
  3. Что такое выборка и ее репрезентативность?
  4. Перечислите виды анализируемых документов.
  5. Каковы специфика и назначение контент-анализа?
  6. Какие виды вопросов анкет Вы знаете, их особенности и назначение?
  7. Что такое интервью? Перечислите требования к технике его проведения.
  8. Поясните методику проведения социометрического опроса.
  9. Как отобрать экспертов в группу?
  10. Что такое экспериментальный сценарий?
  11. В чем сущность контроля за манипуляцией при проведении социологического эксперимента?
  12. Чем удобен такой способ наблюдения в социологии, как анализ процесса взаимодействия (АПВ)?
Тема 3. Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы и социологическая составляющая их изучения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите основные виды экономических ресурсов и дайте им развернутую характеристику.
  2. Что входит в основные компоненты трудового потенциала?
  3. Как представляется рынок труда в графических моделях сегментации?
  4. Что понимается под основным контингентом трудовых ресурсов?
  5. Что представляет собой понятие "активное население"?
  6. Чем различаются общая и профессиональная трудоспособность?
  7. Охарактеризуйте занятость как категорию.
  8. Перечислите виды безработицы и дайте им характеристику.
  9. Какой может быть безработица в зависимости от величины временного интервала?
  10. Раскройте социологический смысл явления "безработица"?
  11. Каковы социологические последствия миграции?
  12. В чем заключается российская практика "лечения" и "профилактики" безработицы?
Тема 4. Трудовая организация (коллектив).
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте разграничение терминов "трудовой коллектив" и "организация".
  2. Изобразите графически взаимодействие организации с окружающей внешней средой.
  3. Приведите классификацию хозяйственных субъектов РФ.
  4. Дайте трактовку понятию "юридическое лицо".
  5. Что понимается по трудовой средой?
  6. Какие разновидности социальной структуры выделяются в трудовой организации
  7. Что такое дифференциация в организации?
  8. Приведите классификацию типов организационной структуры управления (ОСУ).
  9. Что представляет собой социальная организация?
  10. Какова специфика структуры и законов социальной организации?
  11. Какие основные группы социальных процессов протекают в организации?
  12. В чем, по Вашему мнению, заключаются особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами?
Тема 5. Рабочая группа. Групповая динамика в организации.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте современное понятие "группа". Что такое рабочая группа?
  2. По каким категориям классифицирует группы М.Шоу?
  3. Расскажите о классификации групп Крического-Дубовицкой.
  4. Каковы функции референтной группы.
  5. Приведите классификацию рабочих групп.
  6. Какие типы групп существуют в организации?
  7. Каковы основные признаки отличия группы от команды?
  8. Перечислите условия для формирования и сплочения рабочей группы.
  9. Дайте характеристику основным моделям группообразования.
  10. Расскажите о возможностях социометрии как инструмента изучения межличностных отношений в группе.
  11. Что такое референтометрия?
  12. Как проводится расчет социометрических индексов?
  13. Приведите характеристику функционирования норм в рабочей группе.
  14. Перечислите основные групповые феномены (по Майерсу).
  15. По каким причинам члены группы соблюдают групповые нормы?
  16. Как распределяются деловые роли в группе?
  17. Что такое групповая сплоченность? Какие факторы способствуют возникновению сплоченности в группе?
  18. Какие последствия вызывает групповая сплоченность?
  19. Приведите вариант категоризации ролей в группе.
Тема 6. Личность и организация: социологические, психологические и юридические аспекты.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Как провести разграничение понятий "человек", "индивид" и "личность"?
  2. Дайте определение индивидуальности с точки зрения науки "Социология и психология труда"
  3. Какие характерные черты индивидуальности выделяет модель "Большая пятерка"? Представьте предельные варианты каждой из черт.
  4. Перечислите и дайте краткую характеристику организационно-значимых черт индивидуальности.
  5. Как влияет на поведение работников организационная ситуация?
  6. Как влияет возраст индивида на оценки человека по параметрам "Большой пятерки"?
  7. Дайте определение юридического статуса работника. Отличается ли он от трудового статуса гражданина?
Тема 7. Руководство и лидерство в структуре социально-трудовых отношений.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем, на Ваш взгляд, общность характеристик лидерства и руководства?
  2. Что составляет основу лидерства в малой социальной группе?
  3. Почему именно полномочия власти составляют основания руководства?
  4. Перечислите типологии лидерства, используемые в социальной психологии.
  5. Дайте характеристику современной теории лидерства.
  6. В чем заключается новаторство К.Левина в исследовании стилей управления?
  7. Как на практике эффективно применять концепцию "управленческой решетки" Блетка-Моутон?
  8. Чем полезна для менеджеров концепция эффективного управления Питерса-Уотермена?
  9. Какие "национальные особенности" имеет лидерство в российском бизнесе?
Тема 8. Трудовой конфликт.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Как определяется конфликт в терминах психологии?
  2. Какая типология конфликтов существует в социальной психологии?
  3. Как определяется трудовой конфликт в терминах социологии труда?
  4. От каких факторов зависит реализация трудового конфликта?
  5. Перечислите субъекты социальной структуры трудового конфликта.
  6. Что лежит в основе причин трудовых конфликтов?
  7. Перечислите фазы конфликта.
  8. Дайте сравнительную характеристику моделей описания конфликта.
  9. Какие существуют социально-значимые типы конфликтных личностей?
  10. Дайте характеристику основных стилей поведения при конфликте.
  11. Какие факторы обусловливают сложность трудового конфликта?
  12. Охарактеризуйте модели и типы разрешения конфликта.
  13. Перечислите формы разрешения трудового конфликта.
  14. Выделите негативные последствия и позитивные функции трудового конфликта.
Тема 9. Социальные гарантии в сфере труда и государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Расскажите об истории формирования концепции социальной защиты.
  2. Дайте характеристику понятия "социальная защита".
  3. Какие направления охватывает социальная защита?
  4. Дайте характеристику понятия "социальный институт".
  5. Перечислите основные социальные институты, осуществляющие защитную функцию.
  6. Что представляет собой государственная система управления трудовыми ресурсами РФ?
  7. Какие органы трех ветвей власти осуществляют государственное управление трудовыми ресурсами в РФ? В чем заключаются их основные задачи?
  8. Разъясните основные задачи и функции Минтруда РФ и других подчиненных ему организаций.
  9. Какова роль миграционной службы в управлении трудовыми ресурсами?
  10. Какие задачи решает Департамент труда и занятости при Правительстве Москвы?
  11. Раскройте роль профсоюзной организации по защите прав и интересов наемных работников.
  12. Расскажите об основных принципах социальной защиты.
  13. В чем основное предназначение социальных гарантий?
Тема 10. Характерологические формы поведения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскройте понятие "характерологические формы поведения".
  2. Как возникает немотивированное поведение?
  3. Какие деструктивные формы поведения можно выделить?
  4. Что такое отчуждение (по Смелзеру)? Чем оно характеризуется?
  5. Какие неблагоприятные последствия имеет отчуждение?
  6. Какие формы участия сотрудников предприятия в принятии управленческих решений Вы знаете?
  7. Выделите основные условия преодоления состояний отчуждения на предприятии.
  8. Дайте характеристику понятия "девиантное поведение".
  9. Опишите основные методы и модели предупреждения девиантного поведения.
Тема 11. Стимулирование труда и регулирование заработной платы.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Как Трудовой кодекс РФ трактует понятие "оплата труда"?
  2. Что входит согласно ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников?
  3. Перечислите иные, кроме ТК РФ, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
  4. Какие сложности могут возникать при реализации принципа распределения по труду в системе социально-трудовых отношений?
  5. Почему в рыночной экономике принцип распределения по труду модифицируется в принцип распределения по предельной продуктивности труда?
  6. Какие психологические модели заработной платы существуют в России?
  7. Какие модели определения заработной платы существуют за рубежом?
  8. Расскажите об особенностях оплаты труда западных менеджеров.
  9. Перечислите условия стимулирующего воздействия оплаты труда на трудовую деятельность.
  10. Дайте характеристику моделям, присущим отношениям "руководитель - наемные работники".
Тема 12. Отношение к труду и удовлетворенность им. Потенциальные средства удовлетворенности детей.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что характеризует отношение индивида к труду, в чем оно может проявляться?
  2. Перечислите факторы формирования отношения индивида к труду.
  3. Какие существуют типы работников по отношению к труду? В чем Вы видите недостатки современных социологических типологий?
  4. От каких факторов зависит уровень удовлетворенности человека работой?
  5. Перечислите и дайте сравнительную характеристику индикаторов измерения удовлетворенности трудом.
  6. Какие факторы определяют отсутствие сотрудника на работе? Раскройте модель прогулов Стирза-Роудза.
  7. Что является "спусковым крючком" процесса текучести кадров по Мобли?
  8. Перечислите организационные типы социально значимого поведения.
Тема 13. Социальные технологии участия работников в управлении организацией. От справедливости к социальному партнерству.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что представляет собой понятие "организационная причастность"?
  2. Объясните понятие "система участия (соучастия)". Каковы его компоненты?
  3. Перечислите преимущества наделения полномочиями.
  4. Насколько, по Вашему мнению, эффективна социальная технология по созданию кружков контроля качества (ККК)? Является ли это чисто организационным феноменом?
  5. Что представляет собой концепция "Реинжиниринг в бизнес-процессе"?
  6. Приведите примеры современных технологий создания атмосферы справедливости в трудовом коллективе.
  7. Дайте определение социального контроля.
  8. Каковы функции социального контроля в сфере труда?
  9. Перечислите виды социального контроля.
  10. Существуют ли недостатки у взаимного контроля?