МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История экономических учений


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "История экономических учений ".

Составители УМК:

___________________________  /к.э.н., доц.   Потапова И.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 18 октября 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Получение фундаментальных знаний об эволюции основных направлений и школ экономической теории;

формирование критического, альтернативного экономического мышления;

знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных эпох и стран;

изучение трактовок экономических категорий и законов у различных представителей экономической науки.

1.2. Задачи дисциплины

Изучение основных концепций различный научных школ;

Сравнительный анализ различных экономических теорий;

знакомство с этапами развития экономической мысли и методами экономического анализа.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

историю развития экономической мысли с древнейших времен;
основные этапы развития экономической науки ;
характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

анализировать сильные и слабые стороны различных экономических теорий ;
работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;
дать характеристику наиболее известных экономических теорий.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

весь курс экономической теории;
отдельные темы курса философии , истории.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

4
Общая трудоемкость дисциплины 77 77
Аудиторная нагрузка 7 7
Лекции 5 5
Практические занятия (семинары) 2 2
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 70 70
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение в курс Истории экономических учений .
Предмет истории экономических учений. Экономические учения как часть историко-экономической науки в системе экономических наук. Методология историко-экономического анализа. Роль историко-экономических знаний в приобретении масштабного, гибкого, вариативного характера экономического мышления. Функции и структура историко-экономической науки. Хронологические рубежи дисциплины и ее структура. Методика изучения. Развитие историко-экономической науки в нашей стране. Фамильная генеалогия экономической науки.

Тема 2. Экономические учения Древнего мира.
Особенности формирования экономических воззрений Древнего мира. Экономическая мысль Древней Греции общая характеристика. Ксенофонт и его взгляды на торговлю, разделение труда и роль денег. Платон о сущности и функциях денег, роли государства, частной собственности. Сочинения Платона Государство и Законы . Взгляды Аристотеля на экономические проблемы рабовладельческого общества. Экономика и хрематистика у Аристотеля.

Тема 3. Меркантилизм и физиократы.
Исторические условия возникновения и развития меркантилизма. Меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика. Основные положения меркантильной системы. Представители меркантилизма. А.Мокретьен и его работа Трактат политической экономии . У.Стаффорд как представитель раннего меркантилизма.Экономические реформы Ж-Б.Кольбера. Т.Мен и его работа Сокровище Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли . Ранний и поздний меркантилизм : характеристика и особенности. Меркантилизм и современность. Общая характеристика учения физиократов. Экономические взгляды Ф.Кенэ. Работа Ф.Кенэ Экономическая таблица . Учение Ф.Кенэ о чистом продукте . Ф.Кенэ о капитале, общественном воспроизводстве, о труде. Учение о естественном праве у физиократов. Физиократы и современные проблемы рынка.

Тема 4. Возникновение и развитие утопического социализма.
Возникновение утопического социализма. Т.Мор и его работа золотая книга, столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия .Критика Т.Мором существующих экономических устоев. Т.Мор о частной собственности, труде, социальных проблемах. Т.Кампанелла и его работа Город Солнца . Общая характеристика экономических порядков Города Солнца . Исторические условия возникновения утопического социализма в Западной Европе в начале Х!Х в. и его общая характеристика. Сен-Симон и его проект новой индустриальной системы. Ш.Фурье об эволюции человеческого общества. Учение о фалангах. Характеристика экономических особенностей трудовых ассоциаций. Р.Оуэн о преобразовании Общества. Проект трудовых денег и справедливого обмена .

Тема 5. А.Смит и его работа Исследование о природе и причинах богатства народов .
Возникновение и развитие классической школы, основные представители, краткая характеристика особенностей. Общая характеристика, структура и содержание работы А.Смита Исследование о природе и причинах богатства народов . Отношение А.Смита к меркантилистам и физиократам. Методология А.Смита . Учение А.Смита о разделении труда, обмене и деньгах. Теория стоимости: различные подходы догма Смита . Учение о классах, доходах, заработной плате, прибыли и ренте.А.Смит о производительном и непроизводительном труде. Взгляды А.Смита на роль государства в экономике. Принцип невидимой руки . Обоснование политики laissez faire . Концепция экономического человека .

Тема 6. Экономическое учение Д.Рикардо.
Д.Рикардо как экономист эпохи промышленного переворота. Работа Д.Рикардо Начала политической экономии и налогового обложения . Методология Рикардо. Теория стоимости. трактовка капитала. учение Рикардо о прибыли, заработной плате и земельной ренте. Д.Рикардо о кредите и деньгах. Трактовка проблемы реализации. Теория сравнительных преимуществ.

Тема 7. Экономические теории периода разложения классической школы (Мальтус, Сзй).
Т.Мальтус и его работа Очерк о законе народонаселения . Закон о народонаселении, дискуссии о законе. Мальтус как основатель науки о народонаселении демографии. Теория третьих лиц . Ж.-Б.Сэй и теория трех факторов производства, более поздние интерпретации в различных экономических школах., развитие факторного анализа. Закон рынков Сэя. Дискуссия о законе. Влияние Мальтуса и Сэя на последующее развитие экономической науки.

Тема 8. Русская экономическая мысль ХУП-ХУШ вв.
Общая характеристика и отличительные особенности русского меркантилизма.Ю. Крижанич как представитель русского меркантилизма. И.Т.Посошков и его Книга о скудости и богатстве . И.Т.Посошков о крепостном праве, крестьянстве, торговле, дегьгах А.Л.Ордин-Нащокин как представитель русского меркантилизма. Характеристика Новоторгового устава (1667 г.).

Тема 9. Экономическое учение К.Маркса.
История создания Капитала К.Марксом. Структура и особенности 1 тома Капитала . Товар и деньги. Теория стоимости. Сущность и функции денег. Превращение денег в капитал. Рабочая сила как товар. Теория прибавочной стоимости. Абсолютная и относительная прибавочная стоимость. Заработная плата. Процесс накопления капитала. Структура и основные проблемы П тома Капитала Кругооборот Капитала . Оборот капитала. Основной и оборотный капитал. Воспроизводство и обращение всего общественного капитала. Структура и основные проблемы Ш тома Капитала . Превращение прибавочной стоимости в прибыль. Прибыль, процент и земельная рента как превращенные формы прибавочной стоимости.

Тема 10. Неоклассическое направление и его эволюция.
10.1. Австрийская школа и теория предельной полезности. Маржиналистская революция и возникновение неоклассического направления. Австрийская школа : К.Менгер, Н.Бем-Баверк, Ф.Визер. Теоретические и методологические предпосылки создания теории предельной полезности. Пересмотр теории стоимости на основе принципа предельной полезности. Теория капитала и процента. Концепция альтернативных издержек. Английский вариант теории предельной полезности. 10.2. А.Маршалл и его работа принципы экономической науки . Теория спроса и предложения А.Маршалла. Рыночное равновесие. Эластичность спроса. Фактор времени в исследовании равновесия. Теория издержек производства. О роли математики в теории А.Маршалла. Вклад А.Маршалла в создание микроэкономики. 10.3. Современные представители неоклассического направления. М.Фридмен как представитель неоклассического направления. М.Фридмен и его система взглядов на рынок, роль государства и частной собственности в рыночной экономике, функции цены. Теория перманентного дохода. М.Фридмен о налогах, монополии, платежном балансе. Концепция перамнентного дохода. Монетаризм. Система взглядов на рыночный механизм Ф.Хайека: сущность рынка, рынок и конкуренция, рынок и частная собственность, предприниматель и рынок, механизм ценообразования. Критика централизованного планирования в работе дорога к рабству . Социальная справедливость в трактовке Ф.Хайека. Разгосударствление денег. Экономика предложения и теория рациональных ожиданий как разновидности современных теорий неоклассического направления.

Тема 11. Кейнсианство и его эволюция.
Дж.М.Кейнс как экономист. Общая теория занятости, процента и денег основа развития макроэкономической теории. Кейнсианская теория цикла и экономического роста. Эффективный спрос. Бюджетный и кредитно-денежный механизм регулирования экономической конъюктуры и уровня занятости. Концепция мультипликатора. Неокейнсианство: Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен. Эволюция кейнсианства в современных условиях. Посткейнсианство: истоки, методологические подходы и основные направления исследований. Теория распределения, ценообразования. (Д.Робинсон, П.Сраффа, Н.Калдор)

Тема 12. Институционализм.
Общая характеристика раннего инстиционализма. Т.Веблен и его учение о праздном классе. Технологический детерминизм. Учение об абсентеистской собственности. У.Митчелл о деньгах, денежном обращении и экономическом цикле. Дж.Коммонс как представитель социально-правового институционализма. Теория нового индустриального общества Дж.К.Гэлбрейта. Неоинституционализм . Д.Бьюкенен и теория общественного выбора. Парадокс голосования. Исследование лоббизма, логроллинга и экономика бюрократии. Провалы государства. Р.Коуз как представитель неоинституционализма. Исследование трансакционных издержек и прав собственности. Теорема Коуза. Теория фирмы. Г.Беккер как представитель неоинституционализма. Экономическая теория дискриминации. Теория человеческого капитала. Экономический анализ преступности.Экономический анализ конкуренции на политической рынке. Экономика семьи.

Тема 13. Экономическая мысль в России в Х1Х-ХХ вв.
Особенности развития экономической науки в России. Экономическая мысль в России конца Х!Х-начала ХХвв. Историко-этическая, психологическая, математическая школа (В.Дмитриев, Е.Слуцкий), социальная школа ,М.Туган-Барановский). Экономические дискуссии 20-30 гг.ХХ в.: о сущности переходного периода, о плане и рынке, об основном экономическом законе, о противоречиях в экономике. Экономические взгляды Н.Д.Кондратьева. Теория длинных волн в экономике. Экономические воззрения А.В.Чаянова. Кооперативная теория Чаянова. Взгляды Чаянова и аграрная реформы. Развитие экономико-математической школы. Схема расширенного воспроизводства Г.Фельдмана, линейное программирование Л.Канторовича, методы соизмерения народнохозяйственной эффективности В.Новожилова, экономико-математические методы и модели В.Немчинова.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 4
Тема 1. Введение в курс Истории экономических учений . 4 4



Тема 2. Экономические учения Древнего мира. 4 4



Тема 3. Меркантилизм и физиократы. 5 4
1


Тема 4. Возникновение и развитие утопического социализма. 4 4



Тема 5. А.Смит и его работа Исследование о природе и причинах богатства народов . 5 4
1


Тема 6. Экономическое учение Д.Рикардо. 4 4



Тема 7. Экономические теории периода разложения классической школы (Мальтус, Сзй). 7 7



Тема 8. Русская экономическая мысль ХУП-ХУШ вв. 9 8

1

Тема 9. Экономическое учение К.Маркса. 9 8

1

Тема 10. Неоклассическое направление и его эволюция. 9 8
1


Тема 11. Кейнсианство и его эволюция. 4 4



Тема 12. Институционализм. 6 4
2


Тема 13. Экономическая мысль в России в Х1Х-ХХ вв. 7 7



Итого 77 70 5 2 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 4
Тема 3. Меркантилизм и физиократы.
1
Тема 5. А.Смит и его работа Исследование о природе и причинах богатства народов .
1
Тема 10. Неоклассическое направление и его эволюция.
1
Тема 12. Институционализм.
2
Итого 5

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 4
Тема 8. изучение предоставленных учебно-методических материалов
1
Тема 9. изучение предоставленных учебно-методических материалов
1
Итого 2

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 4
1 Тема 1 Самостоятельное изучение Предмет и метод, структура и функции "Истории экономических учений"
4
2 Тема 2 Самостоятельное изучение Ксенофонт, Платон и Аристотель как представители экономической мысли Древней Греции
4
3 Тема 3 Самостоятельное изучение Особенности взглядов ранних и позних меркантилистов. Экономическое учение физиократов.
5
4 Тема 4 Самостоятельное изучение Возникновение и развитие утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла, Сен-Симон,Р.Оуэн, Ш.Фурье)
6
5 Тема 5 Самостоятельное изучение Экономическое учение А.Смита. Социальная философия А.Смита.
6
6, 7 Тема 6 Самостоятельное изучение Экономическое учение Д.Рикардо
8
7, 8 Тема 7 Самостоятельное изучение Экономические теории периода разложения классической щколы (Мальтус, Сэй). Закон народонаселения Мальтуса. теория трех факторов производства Сэя
4
8 Тема 8 Самостоятельное изучение Русский меркантилизм и его особенности. Ордин-Нащокин, Крижанич, Посошков как представители русского мерканлизма.
4
9 Тема 9 Самостоятельное изучение Экономическое учение К.Маркса. "Капитал" К.Маркса.
4
10, 11 Тема 10 Самостоятельное изучение Неоклассическое направление и его представители (К.Менген, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер, А.Маршалл, М.Фридмен, Ф.Хайек, А.Лаффер, Р.Лукас)
4
12, 13 Тема 11 Самостоятельное изучение Дж.М.Кейнс и его работа "Общпя теория занятости, процента и денег"
6
14, 15 Тема 12 Самостоятельное изучение Институционализм и его представители ,Веблен, Коммонс, Митчелл, Беккер, Бьюкенен, Коуз).
6
16, 17 Тема 13 Самостоятельное изучение Особенности русской экономической мысли Х!Х-ХХ вв.
9
Итого 70

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка письменных тестирований

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Темы 1,2,3,4,5,6 Проверка знаний основных положений тем 1-5
1
Темы 6,7,8,9,10 Проверка знаний основных положений тем 6-10
1
Темы 11,12,13 Проверка знаний основных положений тем 10-12
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПТ





ПТ












Контр










Контр







ПТ













ПТ






Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ

















СИ

СИ
















СИ

СИ















СИ


СИ














СИ



СИ













СИ




СИ











СИ





СИ










СИ






СИ










СИ







СИ









СИ








СИ







СИ










СИ





СИ












СИ



СИ














СИ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

4 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Потапова И.С.   История экономических учений: Учебное пособие.  МГИУ,  2006 -  244c.
2. Бартенев С.А.   История экономических учений. Уч-к для вузов.  Магистр,  2007

6.2. Дополнительная литература

3. Ядгаров Я.С.   История экономических учений.Учебник для вузов.  ИНФРА-М,  2007
4. Покидченко М.Г.   История экономических учений.  / Чаплыгина И.Г.  ИНФРА-М,  2005
5. История экономических учений.  / Под ред. Автономова В. и др.  М: Инфра-М,  2001
6. Худоеормов А.Г.   История экономических учений: Конспект лекций в схемах.  / Отмахов П.А., Афанасьев В.С.и др под ред. А.Г. Худокормова  ИНФРА-М,  2002

6.3. Периодические издания

1. Вопросы экономики. ()
2. Российский экономический журнал. ()
3. Экономист. ()
4. ЭКО. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. не предусмотрено программой. ()

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Не предусмотрены программой

Демонстрационные материалы

  1. Не предусмотрены программой

Оборудование и аппаратура

  1. Не предусмотрено программой

Инструменты

  1. Не предусмотрены программой

Макеты

  1. Не предусмотрены программой

Лабораторные материалы

  1. Не предусмотрены программой

Другое

  1. Мультимедийные технологии

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 3 Лекции Изучение лекций. Контрольные задания.
Текст лекции. Самоконтроль по контрольным заданиям в лекциях.
Письменное тестирование.
[1] c.13-34
[2] c.57-70

Тема 5 Лекции Изучение лекций. Контрольные задания.
Текст лекции. Самоконтроль по контрольным заданиям в лекциях.
Письменное тестирование.
[1] c.31-47
[2] c.74-83
[3] c.104-130

Тема 8 Практическое занятие
изучение предоставленных учебно-методических материалов

[1] c.134-156

Тема 9 Практическое занятие
изучение предоставленных учебно-методических материалов

[2] c.104-120

Тема 10 Лекции Изучение лекций. Контрольные задания.
Текст лекции. Самоконтроль по контрольным заданиям в лекциях.
Контрольная работа.
[1] c.102-160
[6] c.111-196
[2] c.152-208

Тема 12 Лекции Изучение лекций. Контрольные задания.
Текст лекции. Самоконтроль по контрольным заданиям в лекциях.
Письменное тестирование.
[1] c.207-242
[2] c.358-385

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 4
Тема 1 Самостоятельное изучение
Предмет и метод, структура и функции "Истории экономических учений"
Письменное тестирование
[1] с.7-12
[2] с.19-28
Тема 2 Самостоятельное изучение
Ксенофонт, Платон и Аристотель как представители экономической мысли Древней Греции
Письменное тестирование
[2] с.29-42
[4] с.11-27
Тема 3 Самостоятельное изучение
Особенности взглядов ранних и позних меркантилистов. Экономическое учение физиократов.
Письменное тестирование
[1] с.13-34
[2] с.57-70
Тема 4 Самостоятельное изучение
Возникновение и развитие утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла, Сен-Симон,Р.Оуэн, Ш.Фурье)
Письменное тестирование
[2] с.128-136
Тема 5 Самостоятельное изучение
Экономическое учение А.Смита. Социальная философия А.Смита.
Письменное тестирование
[1] с.35-51
[2] с.74-83
Тема 6 Самостоятельное изучение
Экономическое учение Д.Рикардо
Письменное тестирование
[1] с.52-69
[2] с.84-94
Тема 7 Самостоятельное изучение
Экономические теории периода разложения классической щколы (Мальтус, Сэй). Закон народонаселения Мальтуса. теория трех факторов производства Сэя
Письменное тестирование
[1] с.70-85
[2] с.95-104
Тема 8 Самостоятельное изучение
Русский меркантилизм и его особенности. Ордин-Нащокин, Крижанич, Посошков как представители русского мерканлизма.
Письменное тестирование
[2] с.47-56
[5] с.58-78
Тема 9 Самостоятельное изучение
Экономическое учение К.Маркса. "Капитал" К.Маркса.
Письменное тестирование
[1] с.86-109
[2] с.137-151
Тема 10 Самостоятельное изучение
Неоклассическое направление и его представители (К.Менген, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер, А.Маршалл, М.Фридмен, Ф.Хайек, А.Лаффер, Р.Лукас)
Письменное тестирование
[1] с.110-168
[2] с.152-208
Тема 11 Самостоятельное изучение
Дж.М.Кейнс и его работа "Общпя теория занятости, процента и денег"
Письменное тестирование
[1] с.169-188
[2] с.281-312
Тема 12 Самостоятельное изучение
Институционализм и его представители ,Веблен, Коммонс, Митчелл, Беккер, Бьюкенен, Коуз).
Письменное тестирование
[1] с.207-242
[2] с.358-385
Тема 13 Самостоятельное изучение
Особенности русской экономической мысли Х!Х-ХХ вв.
Письменное тестирование
[1] с.189-206
[2] с.242-280

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Предмет и метод "Истории экономических учений". Связь с другими экономическими науками.
  2. Структура историко-экономической науки.
  3. Функции историко-экономической науки.
  4. Рассмотрение товара, денег, товарно-денежных отношенний у Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
  5. Аристотель как первый экономист.
  6. Экономические взгляды Ксенофонта.
  7. Экономические взгляды Платона.
  8. Ранние социалисты-утописты.
  9. Социальная утопия А.Сен-Симона.
  10. Социальная утопия Р.Оуэна .
  11. Экономическое учение А.Смита .
  12. Социальная философия А.Смита.
  13. Рассмотрение проблем рынка в работе А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов".
  14. Основные положения меркантильной системы.
  15. Меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика.
  16. Т.Мен и Ж.-Б.Кольбер как представители меркантилизма.
  17. Основные положения физиократической системы.
  18. Ф.Кенэ и его "Экономическая таблица".
  19. Теория стоимости А.Смита.
  20. Рассмотрение проблем воспроизводства у Ф.Кенэ.
  21. Исторические условия возникновения и развития меркантилизма.
  22. Фамильная генеалогия экономической науки.
  23. Ранний и поздний меркантилизм.
  24. Теория стоимости А.Смита и Д.Рикардо.
  25. Экономическое учение Д.Рикардо.
  26. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.
  27. Земельная рента в экономическом учении Д.Рикардо.
  28. Закон народонаселения и закон "третьих лиц" Мальтуса.
  29. Теория трех факторов производства Сэя.
  30. Русский меркантилизм.
  31. И.Т.Посошков и его работа "Книга о скудости и богатстве".
  32. Крижанич и Ордин-Нащокин как представители русского меркантилизма.
  33. Теория предельной полезности австрийской школы.
  34. Методологические особенности австрийской школы.
  35. А.Маршалл и его работа "Принципы экономикс".
  36. М.Фридмен как представитель неоклассического направления.
  37. Монетаризм М.Фридмена.
  38. Философия рынка Ф.Хайека.
  39. Теория рациональных ожиданий и теория предложения.
  40. Кейнс и его работа "Общая теория занятости, процента и денег".
  41. Институционализм и его представители.
  42. Теория длинных волн Н.ДКондратьева.
  43. Аграрная теория А.В.Чаянова.
  44. Г.Беккер как представитель институционализма.
  45. Д.Бьюкенен как представитель институционализма.
  46. Р.Коуз как представитель институционализма.
  47. Ранний институционализм: Веблен, Коммонс, Митчелл.
Темы курсовых работ (проектов)
Курсовая работа не предусмотрена программой
Темы рефератов
Тема 1. Введение в курс Истории экономических учений .
Вопросы для самоконтроля:
  1. Вспомните экономистов и все экономические теории, которые Вы знаете из курса "Экономической теории". Дайте краткое изложение основных положений этих теорий.
Темы рефератов и докладов:
  1. Фамильная генеалогия экономической науки.
  2. Экономическая теория и история экономических учений
Тема 2. Экономические учения Древнего мира.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Полготовьте краткие сообщения о развитии экономической мысли Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Рима и других стран Древнего мира. Что объединяет и что отличает взгляды ученых разных стран.
Темы рефератов и докладов:
  1. Экономические учения Древнего мира
  2. Экономические учения Древней Греции
Тема 3. Меркантилизм и физиократы.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Самостоятельно проведите сравнительный анализ представителей раннего и позднего меркантилизма разных стран.
Темы рефератов и докладов:
  1. Меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика
  2. Ф.Кенэ и его вклад в развитие физиократической системы
  3. И.Т.Посошков и его работа "Книга о скудости и богатстве"
Тема 4. Возникновение и развитие утопического социализма.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Прочитайте работы Т.Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове "Утопия" и Т.Кампанеллы "Город Солнца". Сравните представления об идеальном общественном устройстве у этих двух авторов.
  2. Проведите сравнительный анализ утопических проектов поздних социалистов-утопистов: Сен-Симона, Оуэна, Фурье.
Темы рефератов и докладов:
  1. Возникновение и развитие "социалистической идеи" (Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Оуэн, Фурье)
Тема 5. А.Смит и его работа Исследование о природе и причинах богатства народов .
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте развернутую характеристику основных положений социальной философии А.Смита; модели экономического человека, принципа невидимой руки, экономического либерализма.
Темы рефератов и докладов:
  1. Экономическое учение А.Смита
  2. Социальная философия А.Смита
Тема 6. Экономическое учение Д.Рикардо.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Напишите эссе на тему "Д.Рикардо как экономист эпохи промышленного переворота".
Темы рефератов и докладов:
  1. Экономическое учение Д.Рикардо
Тема 7. Экономические теории периода разложения классической школы (Мальтус, Сзй).
Вопросы для самоконтроля:
  1. В маркссистской политэкономии Мальтуса и Сэя считали основателями вульгарной политической экономии. Как Вы можете доказать, что эти два экономиста внесли свой достойных вклад в развитие экономической науки?
Темы рефератов и докладов:
  1. Экономические теории Мальтуса и Сэя и их влияние на современную экономическую мысль
Тема 8. Русская экономическая мысль ХУП-ХУШ вв.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Проведите сравнительный анализ взглядов Ордин-Нащокина, Крижанича и Посошкова. На какие проблемы у них существуют похожие точки зрения и чем эти взгляды отличаются друг от друга и от теорий западно-европейских меркантилистов.
Темы рефератов и докладов:
  1. Русский меркантилизм и его представители.
  2. И.Т.Посошков и его работа "Книга о скудости и богатстве"
Тема 9. Экономическое учение К.Маркса.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Подготовьте сообщение на тему "Экономическое учение К.Маркса и оценка вклада К.Маркса в развитие экономической науки современными экономистами.
Темы рефератов и докладов:
  1. экономическое учение К.Маркса
Тема 10. Неоклассическое направление и его эволюция.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Составьте генеалогическое древо неоклассического направления. В нем должны быть представлены основные представители и школы, входящие в направление.Дайте характеристику особенностей этого направления.
Темы рефератов и докладов:
  1. Неоклассическое направление и его представители.
  2. Авсрийская школа и ее вклад в развитие экономической теории.
  3. А.Маршалл и его работа "Принципы экономикс"
  4. Монетаризм М.Фридмена
  5. Философия рынка Ф.Хайека
  6. Теория рациональных ожиданий
  7. Экономика предложения
Тема 11. Кейнсианство и его эволюция.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Проведите сравнительный анализ кейнсианского и неоклассического направления. Каковы взгляды представителей этих направлений на основные экономические проблемы и способы их решения. Работу оформите в виде таблицы.
Темы рефератов и докладов:
  1. Дж.М.Кейнс и его работа "Лющая теория занятости, процента и денег".
  2. Кейнсианство и его эволюция.
Тема 12. Институционализм.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте характеристику институциональному направлению, назовите основных представителей и сформулируйте их основные достижения. Почему, на Ваш взгляд, неоинституционализм получил такую популярность в конце ХХ века?
Темы рефератов и докладов:
  1. Институционализм и его представители.
  2. Ранний институционализм и его представители.
  3. Веблен как представитель институционализма.
  4. Р.Коуз как представитель неоинституционализма.
  5. Г.Беккер и его основные работы.
  6. Д.Бьюкенен и теория общественного выбора.
Тема 13. Экономическая мысль в России в Х1Х-ХХ вв.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Напишите эссе на тему "Золотой век русской экономической мысли 20-30 годов ХХ века".
Темы рефератов и докладов:
  1. Взгляды А.В.Чаянова на аграрные проблемы.
  2. Теория "длинных волн" в экономике Н.Д.Кондратьева.
  3. "золотой век" русской экономической мысли 20-30гг. ХХв.