МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г
Горизонтальные жалюзи Isotra изотра- это модификация горизонтальных жалюзи. (jalsib.ru)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Безопасность жизнедеятельности ".

Составители УМК:

___________________________  /   Харчевников Н.А./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного и комфортного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, городской, бытовой, природной) и вопросы защиты в чрезвычайных ситуациях. Дисциплина направлена на формирование у специалиста методологии комплексного решения организационных задач и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-гуманитарных, экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Изучением дисциплины у специалистов достигается представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защиты человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в чрезвычайных ситуациях.

1.2. Задачи дисциплины

Основная задача дисциплины - развить у специалиста теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

- идентификации негативных факторов среды обитания, естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- создания безопасной (нормативной) и комфортной среды в зонах трудовой деятельности, проживания и отдыха человека;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- принятия решений по защите персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;
- биологические последствия воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- средства и методы защиты человека от воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и моделирования их последствий;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- идентифицировать травмирующие, вредные и поражающие факторы;
- проводить контроль параметров и уровней негативных факторов на соответствие нормативным требованиям;
- эффективно применять средства защиты от негативных факторов;
- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;
- планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и организовывать спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

- Физика
- Химия
- Математика
- Философия

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

4
5
Общая трудоемкость дисциплины 102 61
41
Аудиторная нагрузка 10 6
4
Лекции 6 4
2
Практические занятия (семинары) 4 2
2
Лабораторный практикум 0 0
0
Самостоятельная работа 92 55
37
Курсовой проект (работа) - - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение
История развития и интеграции знаний в области безопасности жизнедеятельности человека. Определение науки БЖД . Современные системы человек - среда обитания . Характеристика и различие производственной, городской, бытовой и природной среды. Взаимодействие человека и среды обитания. Трудность определения понятия безопасность . Понятие опасность . Аксиома о потенциальной опасности в системе человек - среда обитания . Определение (травмо-) опасного и вредного факторов среды обитания (негативных факторов). Классификация негативных факторов по природе (химические, физически, биологические, факторы тяжести, напряженности). Естественные, техногенные и антропогенные источники негативного воздействия на человека. Аксиомы о техногенных факторах. Закон неустранимости технических отходов.

Тема 2. Человек и техносфера
Преобразование природной среды человеком. Определение техносферы. Переход от биосферы к техносфере. Современные показатели техносферы: совокупный продукт мировой экономики, потребление электроэнергии, население, площадь территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью Негативные факторы техносферы. Краткая характеристика и статистические данные о загрязнении воздуха, воды, почв, продуктов питания; количество работающих во вредных условиях, занятых тяжелым, напряженным трудом; число погибших и раненых в результате техногенных аварий и катастроф, социальных конфликтов. Возможные состояния среды обитания человека. Характеристика оптимального, допустимого, опасного и экстремального состояния среды обитания. Критерии оценки опасности среды обитания - число пострадавших, П, СПЖ (П - средняя продолжительность жизни, СПЖ - сокращение продолжительности жизни). Критерии безопасности и комфортности среды обитания. Определение терминов предельно-допустимая концентрация (ПДК) и предельно-допустимый уровень (ПДУ). Принципы ограничения величины вредных факторов значениями ПДК и ПДУ. Определение комфорта. Критерии комфортности среды обитания, их взаимосвязь с системами восприятия окружающей среды человеком. Факторы, по величине которых возможно создание комфортной среды. Понятие риска. Индивидуальный и групповой риск. Смертельный риск. Величины смертельного риска за год при воздействии негативных факторов среды обитания различного происхождения. Величина приемлемого риска. Переходный и неприемлемый риск. Обоснование величин. Понятие безопасность . Система безопасности . Существующие системы безопасности. Охрана труда, защита окружающей среды, защита в ЧС.

Тема 3. Медико-биологические основы взаимодействия человека со средой
Основы физиологии. Системы восприятия человеком факторов окружающей среды. Анализаторы человека, их характеристики. Тепловой баланс системы организм - окружающая среда . Система терморегуляции. Естественные системы защиты организма от негативного воздействия среды. Физиология труда. Классификация форм труда. Работоспособность. Утомление. Воздействие на человека основных негативных факторов. Химические вещества. Источники поступления химических веществ. Классификация, нормирование. Токсическое воздействие промышленных ядов. Факторы, влияющие на токсический эффект ядов. Микроклимат. Параметры микроклимата. Принципы нормирования. Воздействие на человека неблагоприятных условий микроклимата. Акустические колебания. Определение звуковая волна . Источники акустических колебаний. Основные физические характеристики звуковых волн. Частотные диапазоны звука. Инфразвук, нормирование, воздействие на организм человека. Шум, принципы нормирования. Воздействие шума на человека. Ультразвук, воздушный ультразвук, нормирование, воздействие на организм человека. Механические колебания. Определение механические колебания . Физические величины. Вибрация и контактный ультразвук. Нормирование, воздействие на организм человека. Электромагнитные поля. Определение ЭМП. Физические параметры ЭМП. Диапазон ЭМП. Зона индукции и зона излучения ЭМП. Принципы нормирования ЭМП промышленной частоты (ЭМППЧ). Воздействие электрической и магнитной составляющей ЭМППЧ на человека. ЭМП радиочастоты, нормирование, воздействие на человека. Инфракрасное (тепловое) излучение, нормирование, воздействие на человека. Излучение видимого диапазона. Нормирование освещенности. Ультрафиолетовое излучение, нормирование, воздействие на человека. Физиологическое значение естественного освещения. Лазерное излучение. Особенности нормирования и воздействия на человека. Электростатическое и постоянное магнитное поля, нормирование, воздействие на организм человека. Ионизирующее излучение. Виды ионизирующих излучений, и нейтронное излучение. Физическое и дозовые характеристики ионизирующих излучений. Принципы нормирования. Воздействие на человека. Острая и хроническая лучевая болезнь. Электрический ток. Воздействие на человека. Термическое и барическое воздействие на человека поражающих факторов. Факторы тяжести и напряженности. Принципы нормирования. Воздействие на человека.

Тема 4. Создание оптимальной производственной среды
Воздушная среда рабочего места. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Классификация систем вентиляции. Расчет потребного воздухообмена помещений. Расчет системы воздуховодов. Подбор оборудования. Световая среда рабочего места. Естественное освещение. Виды систем искусственного освещения. Расчет необходимой площади окон. Искусственное освещение. Классификация систем искусственного освещения. Искусственные источники света. Выбор параметров системы освещения. Расчет системы искусственного освещения. Средства снижения вредного воздействия технических систем. Методы и средства защиты от постоянных и переменных магнитных полей, лазерного излучения, теплового излучения, ультрафиолетового излучения. Защита от ионизирующего излучения. Методы звукоизоляции и звукопоглощения. Снижение шума в источнике возникновения. Защита от инфразвука и ультразвука. Вибродемпфирование, виброгашение, виброизоляция. Снижение виброактивности машин и механизмов. Методы защиты от ЭМП. Экранирование. Способы повышения электробезопасности в электроустановках. Обеспечение недоступности токоведущих частей. Разделение электрических сетей. Защитные средства в электроустановках: изоляция, заземление, зануление, защитное отключение.. Профилактика негативного воздействия факторов тяжести и напряженности труда. Эргономика рабочего места. Антропометрические характеристики. Рациональная организация труда и отдыха. Регламентированные перерывы в работе. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). СИЗ от шума, вибраций, ЭМП. Электрозащитные СИЗ. Основные и дополнительные средства защиты от электрического тока.

Тема 5. Инженерная защита окружающей среды
Виды и масштабы загрязнения окружающей среды. Выбросы, сбросы, твердые отходы и энергетические загрязнения технических и промышленных объектов. Взаимодействие и распространение загрязнений в окружающей среде. Образование смога, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, изменения климата. Нормирование содержания вредных веществ и уровней энергетических воздействий в окружающей среде. Расчет предельно допустимого выброса (ПДВ) и предельно допустимого сброса (ПДС) промышленного предприятия. Методы и средства защиты ОС. Процессы и аппараты очистки выбросов в атмосферу от твердых частиц и газовых примесей. Устройства очистки сточных вод от твердых частиц, растворимых и нерастворимых примесей. Технологии переработки, утилизации и вторичного использования твердых отходов. Методы и средства защиты ОС от энергетических воздействий.

Тема 6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
Определение чрезвычайная ситуация (ЧС). Классификация ЧС по масштабу. Источники ЧС. Источники ЧС природного и техногенного характера. Землетрясения, извержения вулканов, наводнения, ураганы. Техногенные источники ЧС: взрывы, пожары, химическое загрязнение радиационное заражение. Химически опасные объекты (ХОО). Опасности военного времени. Современные средства поражения. Понятие об устойчивости объектов в ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость. Оценка защищенности персонала. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. Способы повышения защищенности персонала. Мероприятия по повышению устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. Требования норм проектирования к гражданским и промышленным объектам с позиций безопасности в ЧС. Организация защиты населения в мирное и военное время. Способы защиты. Защитные сооружения, классификация. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Организация укрытия населения в ЧС. Организация эвакуации из зон ЧС. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты, порядок их использования. Ликвидация последствий ЧС. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы для АС и ДНР. Способы ведения АС и ДНР. Перечень неотложных работ. Основы управления АС и ДНР. Особенности проведения АС и ДНР при действии различных поражающих факторов. Методика оценки обстановки, определения состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

Тема 7. Управление безопасностью жизнедеятельности
Правовые и нормативно-технические основы управления БЖД. Конституция РФ о безопасности человека. Федеральные законы Об основах охраны труда в РФ , О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения . О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера . Трудовой кодекс об охране труда. Гражданский кодекс об ответственности работодателя за создание благоприятных условий труда. Закон Об обязательном социальном страховании работников. Нормативно-техническая документация: Системы стандартов. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные нормы и правила (СН, СП, Сан ПиН). Строительные нормы и правила (СНиП). Стандарты отраслевые, предприятий и организаций. Типовые инструкции по охране труда. Правила охраны труда - отраслевые и межотраслевые. Правила безопасности. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. Функции руководителя и главных специалистов, начальников структурных подразделений. Роль специалиста (отдела) по охране труда. Уполномоченные по охране труда. Комиссии по охране труда. Планирование мероприятий по охране труда. Контроль условий труда. Текущий контроль, целевые и комплексные проверки. Государственный надзор за законодательством о труде и по охране труда. Функции Рострудоинспекции при Министерстве труда и социального развития РФ. Сертификация рабочих мест по требованиям охраны труда. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД. Экономический ущерб от производственного травматизма, заболеваемости, загрязнения окружающей среды, стихийных бедствий, ЧС техногенного происхождения. Затраты на мероприятия по охране труда, защите ОС, повышению безопасности в ЧС и ликвидации их последствий. Показатели эффективности мероприятий. Экономические и социальные показатели. Коэффициенты частоты и тяжести травматизма. Коэффициенты потерь.

Тема 8. Заключение
Перспективы развития науки БЖД. Достижения современной науки и техники в области БЖД. Возможности создания малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Перспективы развития техносферы. Возможность создания искусственной среды обитания.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 4
Тема 1. Введение 8 8



Тема 2. Человек и техносфера 18 16
2


Тема 3. Медико-биологические основы взаимодействия человека со средой 8 8



Тема 4. Создание оптимальной производственной среды 18 16

2

Тема 5. Инженерная защита окружающей среды 9 7
2


Семестр 5
Тема 6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях 14 12
2


Тема 7. Управление безопасностью жизнедеятельности 14 12

2

Тема 8. Заключение 13 13



Итого 102 92 6 4 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 4
Тема 2. Человек и техносфера
2
Тема 5. Инженерная защита окружающей среды
2
Итого 4
Семестр 5
Тема 6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
2
Итого 2

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 4
Тема 4. РАБОТА ПО ТЕСТАМ С ПК
2
Итого 2
Семестр 5
Тема 7. РАБОТА ПО ТЕСТАМ С ПК
2
Итого 2

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 4
1-3 Тема 2 Самостоятельное изучение Определение комфорта. Критерии комфортности среды обитания, их взаимосвязь с системами восприятия окружающей среды человеком. Факторы, по величине которых возможно создание комфортной среды. Понятие риска. Индивидуальный и групповой риск. Смертельный риск. Величины смертельного риска за год при воздействии негативных факторов среды обитания различного происхождения. Величина приемлемого риска. Переходный и неприемлемый риск. Обоснование величин. Понятие безопасность . Система безопасности .
9
1-17 Темы 1, 2, 3, 4, 5 Реферат
5
4-6 Тема 3 Самостоятельное изучение Инфракрасное (тепловое) излучение, нормирование, воздействие на человека. Излучение видимого диапазона. Нормирование освещенности. Ультрафиолетовое излучение, нормирование, воздействие на человека. Физиологическое значение естественного освещения. Лазерное излучение. Особенности нормирования и воздействия на человека. Электростатическое и постоянное магнитное поля, нормирование, воздействие на организм человека. Ионизирующее излучение. Виды ионизирующих излучений, и нейтронное излучение. Физическое и дозовые характеристики ионизирующих излучений. Принципы нормирования. Воздействие на человека. Острая и хроническая лучевая болезнь. Электрический ток. Воздействие на человека. Термическое и барическое воздействие на человека поражающих факторов. Факторы тяжести и напряженности. Принципы нормирования. Воздействие на человека.
16
7-10 Тема 4 Самостоятельное изучение Методы и средства защиты от лазерного излучения, теплового излучения, ультрафиолетового излучения. Защита от ионизирующего излучения. Профилактика негативного воздействия факторов тяжести и напряженности труда. Эргономика рабочего места. Антропометрические характеристики. Рациональная организация труда и отдыха. Регламентированные перерывы в работе. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). СИЗ от шума, вибраций, ЭМП. Электрозащитные СИЗ. Основные и дополнительные средства защиты от электрического тока.
16
9-14 Тема 5 Самостоятельное изучение Методы и средства защиты ОС. Процессы и аппараты очистки выбросов в атмосферу от твердых частиц и газовых примесей. Устройства очистки сточных вод от твердых частиц, растворимых и нерастворимых примесей. Технологии переработки, утилизации и вторичного использования твердых отходов. Методы и средства защиты ОС от энергетических воздействий.
9
Итого 55
Семестр 5
1-6 Тема 6 Самостоятельное изучение Способы защиты. Защитные сооружения, классификация. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Организация укрытия населения в ЧС. Организация эвакуации из зон ЧС. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты, порядок их использования. Ликвидация последствий ЧС. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы для АС и ДНР. Способы ведения АС и ДНР. Перечень неотложных работ. Основы управления АС и ДНР. Особенности проведения АС и ДНР при действии различных поражающих факторов. Методика оценки обстановки, определения состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
12
7-17 Темы 7, 8 Самостоятельное изучение Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД. Экономический ущерб от производственного травматизма, заболеваемости, загрязнения окружающей среды, стихийных бедствий, ЧС техногенного происхождения. Затраты на мероприятия по охране труда, защите ОС, повышению безопасности в ЧС и ликвидации их последствий. Показатели эффективности мероприятий. Экономические и социальные показатели. Коэффициенты частоты и тяжести травматизма. Коэффициенты потерь.
25
Итого 37

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Тема 2 Определение комфорта. Критерии комфортности среды обитания, их взаимосвязь с системами восприятия окружающей среды человеком. Факторы, по величине которых возможно создание комфортной среды. Понятие риска. Индивидуальный и групповой риск. Смертельный риск. Величины смертельного риска за год при воздействии негативных факторов среды обитания различного происхождения. Величина приемлемого риска. Переходный и неприемлемый риск. Обоснование величин. Понятие безопасность . Система безопасности .
1
Тема 3 Инфракрасное (тепловое) излучение, нормирование, воздействие на человека. Излучение видимого диапазона. Нормирование освещенности. Ультрафиолетовое излучение, нормирование, воздействие на человека. Физиологическое значение естественного освещения. Лазерное излучение. Особенности нормирования и воздействия на человека. Электростатическое и постоянное магнитное поля, нормирование, воздействие на организм человека. Ионизирующее излучение. Виды ионизирующих излучений, и нейтронное излучение. Физическое и дозовые характеристики ионизирующих излучений. Принципы нормирования. Воздействие на человека. Острая и хроническая лучевая болезнь. Электрический ток. Воздействие на человека. Термическое и барическое воздействие на человека поражающих факторов. Факторы тяжести и напряженности. Принципы нормирования. Воздействие на человека.
1
Тема 4 Методы и средства защиты от лазерного излучения, теплового излучения, ультрафиолетового излучения. Защита от ионизирующего излучения. Профилактика негативного воздействия факторов тяжести и напряженности труда. Эргономика рабочего места. Антропометрические характеристики. Рациональная организация труда и отдыха. Регламентированные перерывы в работе. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). СИЗ от шума, вибраций, ЭМП. Электрозащитные СИЗ. Основные и дополнительные средства защиты от электрического тока.
1
Семестр 5
Тема 6 Способы защиты. Защитные сооружения, классификация. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Организация укрытия населения в ЧС. Организация эвакуации из зон ЧС. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты, порядок их использования. Ликвидация последствий ЧС. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы для АС и ДНР. Способы ведения АС и ДНР. Перечень неотложных работ. Основы управления АС и ДНР. Особенности проведения АС и ДНР при действии различных поражающих факторов. Методика оценки обстановки, определения состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПГ


ПГ















ПГ




ПГ













ПГ






ПГ












Семестр 5
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПГ












ПГ







Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Реферат

Реферат

СИ

СИ















СИ


СИ












СИ





СИ








СИ







СИ





Семестр 5
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ












СИ





СИ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

4 семестр - зачет
5 семестр -

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Е.А. Резчиков, Ю.Л. Ткаченко   Безопасность жизнедеятельности.  МГИУ,  2006 -  468c.

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Оборудование и аппаратура

  1. - аудитория с соответствующим оснащением
  2. - технические средства обучения для показа
  3. - специальная лаборатория, оснащенная соответствующими учебными лабораторными стендами
  4. - специализированный компьютерный класс

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 2 Лекции ПК с выходом в сеть интернет
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.1-115

Тема 4 Практическое занятие ПК с выходом в сеть интернет
Чтение лекций

[1] c.1-200

Тема 5 Лекции ПК с выходом в сеть интернет
Чтение лекции

[1] c.223-253

Тема 6 Лекции ПК с выходом в сеть интернет
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.253-378

Тема 7 Практическое занятие ПК с выходом в сеть интернет
Чтение лекций

[1] c.220-400

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 4
Тема 2 Самостоятельное изучение
Определение комфорта. Критерии комфортности среды обитания, их взаимосвязь с системами восприятия окружающей среды человеком. Факторы, по величине которых возможно создание комфортной среды. Понятие риска. Индивидуальный и групповой риск. Смертельный риск. Величины смертельного риска за год при воздействии негативных факторов среды обитания различного происхождения. Величина приемлемого риска. Переходный и неприемлемый риск. Обоснование величин. Понятие безопасность . Система безопасности .
Проверка уровня готовности студента
[1] с.15-18
Темы 1, 2, 3, 4, 5 Реферат

Представление и защита реферата
[1] с.40-100
Тема 3 Самостоятельное изучение
Инфракрасное (тепловое) излучение, нормирование, воздействие на человека. Излучение видимого диапазона. Нормирование освещенности. Ультрафиолетовое излучение, нормирование, воздействие на человека. Физиологическое значение естественного освещения. Лазерное излучение. Особенности нормирования и воздействия на человека. Электростатическое и постоянное магнитное поля, нормирование, воздействие на организм человека. Ионизирующее излучение. Виды ионизирующих излучений, и нейтронное излучение. Физическое и дозовые характеристики ионизирующих излучений. Принципы нормирования. Воздействие на человека. Острая и хроническая лучевая болезнь. Электрический ток. Воздействие на человека. Термическое и барическое воздействие на человека поражающих факторов. Факторы тяжести и напряженности. Принципы нормирования. Воздействие на человека.
Проверка уровня готовности студента
[1] с.72-75
[1] с.79-90
[1] с.170-186
Тема 4 Самостоятельное изучение
Методы и средства защиты от лазерного излучения, теплового излучения, ультрафиолетового излучения. Защита от ионизирующего излучения. Профилактика негативного воздействия факторов тяжести и напряженности труда. Эргономика рабочего места. Антропометрические характеристики. Рациональная организация труда и отдыха. Регламентированные перерывы в работе. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). СИЗ от шума, вибраций, ЭМП. Электрозащитные СИЗ. Основные и дополнительные средства защиты от электрического тока.
Проверка уровня готовности студента
[1] с.124-133
Тема 5 Самостоятельное изучение
Методы и средства защиты ОС. Процессы и аппараты очистки выбросов в атмосферу от твердых частиц и газовых примесей. Устройства очистки сточных вод от твердых частиц, растворимых и нерастворимых примесей. Технологии переработки, утилизации и вторичного использования твердых отходов. Методы и средства защиты ОС от энергетических воздействий.
Проверка уровня готовности студента
[1] с.223-253
Семестр 5
Тема 6 Самостоятельное изучение
Способы защиты. Защитные сооружения, классификация. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Организация укрытия населения в ЧС. Организация эвакуации из зон ЧС. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты, порядок их использования. Ликвидация последствий ЧС. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы для АС и ДНР. Способы ведения АС и ДНР. Перечень неотложных работ. Основы управления АС и ДНР. Особенности проведения АС и ДНР при действии различных поражающих факторов. Методика оценки обстановки, определения состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Проверка уровня готовности студента
[1] с.300-344
Темы 7, 8 Самостоятельное изучение
Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД. Экономический ущерб от производственного травматизма, заболеваемости, загрязнения окружающей среды, стихийных бедствий, ЧС техногенного происхождения. Затраты на мероприятия по охране труда, защите ОС, повышению безопасности в ЧС и ликвидации их последствий. Показатели эффективности мероприятий. Экономические и социальные показатели. Коэффициенты частоты и тяжести травматизма. Коэффициенты потерь.
Проверка уровня готовности студента
[1] с.415-437

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
ВОПРОСЫ для подготовки
  1. Определение БЖД.
  2. Среда обитания.
  3. Техносфера. Определение. Показатели мощности техносферы.
  4. Негативные факторы техносферы.
  5. Производственная и природная среда.
  6. Жилая среда и городская среда.
  7. Возможные состояния среды обитания.
  8. Критерии безопасности техносферы
  9. Риск. Приемлемый риск.
  10. Комфорт и комфортные условия труда. Критерии комфортности.
  11. Интегральный показатель негативности среды обитания.
  12. Физиологические пределы существования .
  13. Восприятие человеком окружающей среды.
  14. Формы труда. Труд операторов.
  15. Опасные и вредные производственные факторы.
  16. Тяжесть труда и напряженность труда.
  17. Воздействие химического фактора. Классы опасности химических веществ.
  18. Вибрация. Нормирование. Методы снижения вибрации .
  19. Шум. Нормирование. Методы снижения шума.
  20. Электромагнитные поля. Нормирование. Методы зашиты.
  21. Классификация лазерных установок по степени опасности .
  22. Ионизирующие излучения. Нормирование. Методы защиты.
  23. Микроклимат. Нормирование. Вентиляция.
  24. Освещение. Виды. Нормирование.
  25. Классы условий труда. Гигиенические критерии.
  26. Эргономика. Определение.
  27. Антропометрические характеристики .
  28. Анализаторы человека .
  29. Работоспособность человека .
  30. Психика человека. Типы.
  31. Психическое состояние человека.
  32. Внимание человека. Мышление человека. Память человека.
  33. Cостояние утомления.
  34. Производственные психические состояния человека.
  35. Гипермобилизация.
  36. Поведение срыва.
  37. Понятие происшествия.
  38. Индивидуальный и групповой риск .
  39. Функция опасности системы.
  40. Безопасность в промышленности. Принципы осуществления.
  41. Декларация безопасности опасного производственного объекта.
  42. Опасная зона. Определение.
  43. Защитное устройство.
  44. Методы защиты.
  45. Взрывозащита оборудования.
  46. Методы пожаротушения.
  47. Защита от поражения электрическим током.
  48. Защитное заземление.
  49. Защитное зануление и отключение.
  50. Нормирование качества окружающей среды.
  51. Предельно-допустимый выброс (ПДВ) и предельно допустимый сброс (ПДС).
  52. Очистка воздуха .
  53. Очистка сточных вод .
  54. Методы утилизации твердых отходов .
  55. Природопользование. Лицензирование природопользования.
  56. Мониторинг окружающей среды.
  57. Государственная экологическая экспертиза .
  58. Чрезвычайные ситуации (ЧС). Виды ЧС по масштабу.
  59. Техногенные источники ЧС.
  60. Природные источники ЧС.
  61. Принципы защиты населения и территорий в ЧС.
  62. Устойчивость функционирования объектов в ЧС.
  63. Методы повышения устойчивости.
  64. Методы защиты населения в мирное и военное время.
  65. Аварийно - спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР) в ЧС. Содержание. Порядок проведения.
  66. Нормативно-правовые акты по безопасности труда .
  67. Нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.
  68. Нормативно-правовые акты по безопасности в ЧС .
  69. Государственное управление охраной труда .
  70. РСЧС.
  71. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.
Темы рефератов