МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая география и регионалистика


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Экономическая география и регионалистика ".

Составители УМК:

___________________________  /к. г. н., доцент   Крылов П. М./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью курса является: - изучение закономерностей размещения хозяйства по странам и регионам; - овладение принципам и методами его рациональной территориальной организации в условиях конкретных регионов.

Основные задачи курса: - изучение теоретических основ науки и ее основных концепций географического разделения труда, факторов и условий размещения производства, формирования экономических районов и их специализации, регионального развития и управления; - изучение экономической географии России, анализ конкретных проблем ее регионального развития и размещения производства; - понимание процессов трансформации проблем регионального развития и размещения производства в период экономических реформ; - освоение навыков анализа размещения хозяйства и развития районов, выявления возможностей и путей их совершенствования на основе использования методов географического и регионального анализа.

1.2. Задачи дисциплины

-Изучение теоретических основ науки и её основных концепций.

-Изучение экономической географии РФ, проблем размещения её хозяйства и развития регионов в условиях экономических реформ.

-Освоение методов географического и регионального анализа для решения проблем размещения хозяйства и развития регионов.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные закономерности размещения хозяйственного комплекса, его состав, особенности территориальной организации в странах и районах;
основные показатели и методы экономико-географического анализа, источники получения необходимой информации;
современные процессы в размещении хозяйства и развитии районов и возможные их изменения в условиях реформирования экономики

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать процессы и изменения в размещении хозяйства и развитии районов, применяя изученные методики; - объяснять причины происходящих изменений в географии хозяйства и роль разных факторов в этих сдвигах; - оценить возможности размещения тех или отраслей хозяйства в районах разного типа и развития этих районов в современных условиях; - пользоваться разнообразными источниками информации научной литературой, картографическим и статистическим материалом, современными методами их обработки.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Для усвоения данного курса Экономической географии необходимо знать географию и историю в объёме программы средней школы, основ экономики в объёме подготовительных курсов ВУЗов экономического профиля, основы статистического и математического анализа и информатики для построения несложных моделей связи между рядами данных.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
Общая трудоемкость дисциплины 75 75
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 41 41
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Теоретические основы экономической географии.
1.1.Цели и задачи экономической географии. 1.2.Экономическая география и смежные дисциплины. 1.3. Информация и методы в экономико-географических исследованиях. 1.4.Этапы развития экономической географии. 1.5.Основные научные концепции и модели в экономической географии. 1.6.Факторы и закономерности размещения. 1.7.Экономическая география и прикладные исследования.

Тема 2. Россия как объект изучения экономической географии.
2.1.Россия как государство. 2.2.Россия на экономической и политической карте мира. 2.3.Экономико-географические особенности формирования России. 2.4.Административно-территориальное деление России. 2.5.Внутренние различия.

Тема 3. Природные условия и природные ресурсы России.
3.1.Природные условия России. 3.2.Природные ресурсы России. 3.3.Природопользование и жизнедеятельность населения.

Тема 4. География населения России.
4.1.Расселение населения. 4.2.Городское и сельское население. 4.3.Естественное движение населения. 4.4.Миграции населения. 4.5.Этно-конфессиональнй состав населения. 4.6.Социальный состав населения и трудовые ресурсы.

Тема 5. География хозяйства России.
5.1.Общие черты географии хозяйства России. 5.2.География промышленности. 5.3.География строительства и инвестиций. 5.4.География сельского хозяйства. 5.5.География транспорта. 5.6.География сферы услуг.

Тема 6. Экономические районы России и внешнеэкономические связи.
Раздел 6.1.Экономическое районирование России. 6.1.1.Экономическое районирование России: история, цели, задачи. 6.1.2.Районы Европейской части России. 6.1.3.Районы Азиатской части России. 6.1.4.Внешнеэкономические связи России. Рездел 6.2.Регионалистика и региональная политика России.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Теоретические основы экономической географии. 8 4
2
2

Тема 2. Россия как объект изучения экономической географии. 14 8
2
4

Тема 3. Природные условия и природные ресурсы России. 8 4
2
2

Тема 4. География населения России. 10 6
2
2

Тема 5. География хозяйства России. 19 8
7
4

Тема 6. Экономические районы России и внешнеэкономические связи. 16 11
2
3

Итого 75 41 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Теоретические основы экономической географии.
2
Тема 2. Россия как объект изучения экономической географии.
2
Тема 3. Природные условия и природные ресурсы России.
2
Тема 4. География населения России.
2
Тема 5. География хозяйства России.
7
Тема 6. Экономические районы России и внешнеэкономические связи.
2
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Учащийся должен заполнить на бланковке нижеперечисленные объектов физико-географической номенклатуры, а также подписать названия всех приграничных государств и стран СНГ. Все объекты обозначаются цифрами, на оборотной стороне карты должна быть их расшифровка. Данная часть задания выполняется на карте N1. На карте N2 студент отмечает все города РФ с населением более 400 тыс. чел. (см. ниже). Города с населением от 400 до 500 тыс. чел.- черным, от 500 до 700 тыс. чел. - зеленым цветом, от 700 тыс. чел. до 1 млн. чел.- желтым и города с населением более 1 млн. чел.- красным цветом (диаметр кружка- 7-10 мм). Все объекты обозначаются цифрами, на оборотной стороне карты должна быть их расшифровка. Студенты должны уметь показать на карте (атласе) все нижеперечисленные объекты, студенты должны соотносить крупнейшие города РФ как между собой, так и относительно важнейших рек и прочих физико-географических объектов. Часть 1 Главные формы рельефа: Восточно-Европейская равнина; Западно-Сибирская равнина; Средне-Русская возвышенность; Средне-Сибирское плоскогорье, Уральские горы, Кавказские горы, Алтайские горы, Саянские горы, Верхоянский хребет, Хр. Черского, г. Эльбрус, г. Народная, Прикаспийская низм. Главные водные объекты: реки Волга с притоками Ока и Кама,. Печора, Сев. Двина, Дон, Кубань. Обь с притоком Иртыш, Енисей с притоком Ангара, Лена с притоками Алдан и Вилюй, Амур, Колыма, Селенга, Терек, Неман; озера: Байкал Ладожское, Онежское; водохранилища: Рыбинское, Братское, Усть-Илимское, Цимлянское. каналы: Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы. Моря, окружающие Россию: Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое, Баренцев, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Острова, полуострова, проливы. Кольский п-ов. 2.П-ов Ямал. 3.Гыданский п-ов. 4.П-ов Таймыр. 5.Чукотский п-ов. 6.П-ов Камчатка. 7. Острова Земля Франца-Иосифа. 8.Острова Новая Земля. 9.Острова Северная Земля. 10.Берингов пр. 11.Курильские о-ва. 12.о. Сахалин. 13.Берингов пр. 14.Керченский пр. 15. пр. Лаперуза. Заливы: Кандалакшский, Финский, Таганрогский, Шелихова, Анадырский. Пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, КНР, КНДР, Япония, США. Республики бывшего СССР: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия. Украина, Молдавия. Армения, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан. Часть2 Крупнейшие города РФ (выполняется на отдельной карте - N2) Перед нанесением на карту городов студенты должны выделить синим цветом и подписать следующие реки: Волга, Ока, Дон, Кама, Обь, Енисей, Амур. Города с населением: А/1 млн. чел. и более : Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск, Самара, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград; Б/от 0,7 до 1 млн. человек: Пермь, Красноярск, Саратов, Воронеж, Краснодар, Тольятти; В/от 500 до 700 тыс. чел.: Барнаул, Ижевск, Ульяновск, Ярославль, Владивосток, Иркутск, Хабаровск, Новокузнецк, Оренбург, Тюмень, Кемерово, Рязань, Пенза, Набережные Челны, Липецк, Астрахань; Г/от 400 до 500 тыс. чел.: Томск, Тула, Махачкала, Киров, Чебоксары, Калининград, Брянск, Иваново, Магнитогорск, Тверь, Курск.
2
Тема 2. Задание: 1.Учащийся выделяет на карте 11 экономических районов (закрашивая их светлыми тонами), граница районов выделяется толстой красной линией; 2.Отмечаются наиболее значимые месторождения полезных ископаемых. Все объекты обозначаются цифрами, на оборотной стороне карты должна быть их расшифровка. 3.После этого желтым и зеленым цветом выделяют на карте соответственно Транссибирскую железнодорожную магистраль (от г. Челябинск до г. Владивосток) и бывшую БАМ (Байкало-Амурскую магистраль, от г. Тайшет (Иркутской области) до г. Советская Гавань (Хабаровский край)). 4.Последней частью работы является написание сочинения на тему "Роль Транссиба и БАМа в текущем и перспективном освоении полезных ископаемых (природных ресурсов) Сибири и Дальнего Востока" . При проверке задания на следующем семинаре преподаватель обсуждает со студентами сложившуюся специализацию отдельных экономических районов на добыче полезных ископаемых. Задание, выполненное на карте с неправильно выделенными границами экономических районов, не проверяется и возвращается для повторного выполнения!
4
Тема 3. 1.Студенты выделяют на карте N4 все экон. районы. 2.Закрашиваются все 89 (88) субъектов РФ (области - синим цветом, края - коричневым цветом, города федерального значения - черным цветом, автономные округа - зеленым цветом, республики - красным цветом, автономную область- фио-летовым цветом. Предварительно все регионы должны быть пронумерованы (арабскими цифрами), а на оборотной стороне должны быть перечислены их номера, название и административный центр. 3.После этого студенты составляют таблицу, в которой перечисляют все регионы РФ относительно русских, украинцев, белорусов и всех титульных народов, в которых данные народы занимают соответственно первое, второе и третье места.
2
Тема 4. 1.Студенты выписывают для каждого из предложенных регионов отрасли их промышленной специализации и диверсификации (на основе таблицы, предложенной преподавателем) Отраслью специализации является та отрасль, доля которой в отраслевой структуре хозяйства данного региона превышает долю данной отрасли в отраслевой структуре хозяйства РФ в целом; Отраслью диверсификации (степени разнообразия) считать ту отрасль, доля которой в отраслевой структуре хозяйства данного региона превышает 2%. 2.Студент на отдельном листе(ах) рисует энниаграммы (или секторальные диаграммы), с использованием цветов, принятых в атласах для обозначения отдельных отраслей промышленности. Число энниаграмм соответствует числу рассматриваемых регионов, при этом данная фигура показывает долю каждой из отраслей в отраслевой структуре каждого из регионов. 3 .На основе критериев выделения признаков дается краткое экономико-географическое описание предложенных регионов (вид ЭГП, уровень урбанизированности, тип хозяйственного освоения, уровень хозяйственного освоения и т.д.). 4.Написание работы на тему "Комплексная сравнительная характеристика (по схеме "природа-население-хозяйство") двух субъектов РФ" с использованием вышеперечисленных источников, а также на основе второй таблицы (пары регионов для сравнения: Татарстан - Московская область; Липецкая область - Тульская область и др.). В указанной письменной работе студент должен выявить общие, различные черты в природе, населении, хозяйстве (промышленности, транспорте, с.х.) двух рассматриваемых регионов). Без анализа данных двух таблиц к данному заданию работа не принимается!
2
Тема 5. 1. Учащиеся составляют карту интегральной плотности наземных путей сообщения по 11 экономическим районам РФ (по методике преподавателя). Задание выполняется на карте N2. 2. Для каждого экономического района рассчитывается его доля по 4 показателям (см. выше) работы автомобильного транспорта от РФ в целом. Также рассчитываются показатели: средней дальности отправления грузов автотранспортом (км) - делением третьего столбца таблицы на четвертый и показатель средней дальности отправки пассажиров автобусами общего пользования (км) - деление пятого столбца таблицы на шестой. Все эти шесть показателей наносятся на карту (в форме двойно-го креста) для всех ЭР. 3. Последней частью работы является написание работы (с обязательным использованием рассчитанных показателей и карт школьного атласа) на тему "Роль автомобильного транспорта в экономических районах РФ".
4
Тема 6. Задание: Студенты составляют 2 карты целевого индивидуального районирования Центральной РФ: узловое (на основе модели тяготения региональных центров, исходя из взаимной удаленности и численности населения региональных центров) и однородное (на основе взвешенных 5 показателей социально-экономического развития, разных для всех групп). Подробное описание методики процесса дается преподавателем. Вторым пунктом задания является сравнение 2 методов районирования для изучения социально-экономических диспропорций в Центральной РФ (ЦЭР, ЦЧЭР, ВВЭР). Задание выполняется на двух картах N3. Проведение целевого узлового районирования: 1.На карте Центральной РФ выделяют все региональные центры. 2.Региональные центры всех соседних регионов соединяют прямыми линиями. 3.На всех проведенных линиях поставить засечки таким образом, чтобы два получившихся отрезка на линии были по своей длине пропорциональны населению двум соседним региональным центрам. 4.Все засечки, поставленные на соединяющих соседних региональные центры линиях, соединить кратчайшими линиями. Таким образом, вокруг каждого из региональных центров образуется n-угольник, где n- число соседних региональных центров. N-угольник и является целевым узловым районом. Проведение целевого индивидуального однородного районирования: 1.По каждому из всех регионов Центральной РФ имеются значения пяти показателей: an, bn, cn, dn, en.; 2.Необходимо перевести значения всех показателей во всех столбцах в баллы (1й ранг - наименьшее значение, 23й ранг - максимальное значение). При равенстве значений у двух регионов им придается равное значение. 3.Далее значения полученных рангов домножаются на весовые числа (см. соответствующие строки для разных вариантов работ). 4.Далее определяются все пары регионов, граничащие между собой. Для таких пар регионов проводится процедура вычисления коэффициента пограничной идентичности (Кпи) - как сумма разниц рангов между всеми пятью показателями . 5.Получившийся коэффициент К для всех пар региональных границ говорит о степени различий по социально-экономическим характеристикам между всеми регионами. Чем больше Кпи, тем значения различий выше и наоборот, чем К меньше, тем ближе, похожи два соседних региона. 6.Все границы необходимо разделить на пять равных групп по числу входящих в каждую их пяти групп границ. Разделить (упорядочить) границы нужно по возрастанию (убыванию) показателя Кпи. 7.На карте необходимо выделить все границы, исходя из их разделения на пять групп по показателю Кпи. 20% границ с наибольшими показателями Кпи нужно выделить на карте самыми толстыми границами и наоборот, 20% границ с наименьшими показателями Кпи нужно выделить на карте самыми тонкими границами. Задание может выполняться двумя студентами.
3
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1, 2 Тема 1 Домашнее задание  N1 географическая номенклатура
6
3, 4 Тема 2 Домашнее задание  N2 полезные ископаемые России
7
5, 6 Тема 3 Домашнее задание  N3 Народы России. АТД России
7
7, 8 Тема 4 Домашнее задание  N4 География промышленности РФ
6
9, 10 Тема 5 Домашнее задание  N5 География транспорта РФ
4
11-17 Тема 6 Домашнее задание  N6 Географическое районирование
11
Итого 41

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Тема 3 Контрольная работа
1
Тема 1 Контрольная работа
1
Тема 2 Контрольная работа
1
Тема 5 Контрольная работа
1
Тема 4 Контрольная работа
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Текущий контроль знаний в 1 семестре
Тема 6 Обсуждение вопрсов и тем итогового теста
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Контр







Контр










Контр







Контр










Контр







Контр1










ПТ











ПТ






Контр












Контр





Контр












Контр







Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ1
















ДЗ

ДЗ2














ДЗ



ДЗ3












ДЗ





ДЗ4










ДЗ







ДЗ5








ДЗ









ДЗ6



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России :учеб. пособие.  / Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Плисецкий Е.Л. и др.; под ред. Е.Л. Плисецкого -  М.:  ВЛАДОС,  2008   Гриф УМО
2. Кочетов Э.Г.   Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства) :Учебник по курсу`Мировая экономика`,для студентов высших учебных заведений. -  М.:  БЕК,  1999
3. Кузьбожев Э.Н.   Экономическая география и регионалистика: история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил :учеб. пособие для вузов.  / Козьева И.А., Световцева М.Г. -  М.:  Высш. образование,  2009   Гриф УМО
4. Крылов П.М.   Экономическая география и регионалистика :практикум 212-4.  / Бурдина Е.А.; отв. ред. Рунова Т.Г. -  М.:  МГИУ,  2007
5. Вавилова Е.В.   Экономическая география и регионалистика :учеб. пособие для вузов. -  М.:  Гардарика,  2002   Гриф МО
6. Экономическая география России :учеб. пособие для вузов.  / Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С.; под ред. Т.Г. Морозовой -  М.:  ЮНИТИ,  2002
7. Рунова Т.Г.   Экономическая география с основами регионалистики : учеб. пособие для вузов. -  М.:  МГИУ,  2007

6.2. Дополнительная литература

8. Сидоров М.К.   Социально-экономическая география России: сб. картосхем: справ. пособие. -  М.:  Дрофа,  2005
9. Гладкевич Г.И.   Введение в экономическую и социальную географию. Учебное пособие для студентов географических факультетов.  М.: МГУ,  1999    
10. Алаев Э. Б.   Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь.  М.: Мысль,  1983    
11. Лаппо Г. М.   География городов.  М.: Владос,  1997    
12. Введение в экономическую географию и региональную экономику РФ.  / Под ред. В.Г. Глушковой, А. А. Винокурова.  М.: Владос-Пресс,  2003    
13. Родоман Б.Б.   Территориальные ареалы и сети.  Смоленск, "Ойкумена",  1999    
14. Крылов П. М., Рунова Т. Г.   Экономическая география и регионалистика.  М.: МГИУ,  2008 -  193c.
15. Е.А. Бурдина, П.М. Крылов   Терминологический словарь по экономической географии. -  99c.    

6.3. Периодические издания

1. "Известия РАН. Серия географическая". ()  РАН,
2. "Известия Русского географического общества". ()  Русское географическое общество,
3. "Вестник МГУ. Серия 5. География". ()  МГУ им. М.В. Ломоносова,
4. "География и природные ресурсы". ()  СО РАН,
5. "Эксперт". ()  группа "Эксперт",

6.4. Ресурсы интернет

1. портал органов государственной власти России. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.gov.ru)
2. газета "Первое сентября". (http://geo.1september.tu/)
3. федеральное агентство по статистике. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.gks.ru)
4. Данные по территориальному устройству России. (http://www.terrus.ru)
5. Рейтинги регионов России. (http://www. raexpert.ru)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. нет

Демонстрационные материалы

  1. Физическая карта России
  2. Политико-административная карта России

Оборудование и аппаратура

  1. нет

Лабораторные материалы

  1. нет

Другое

  1. Практикум по экономической географии и регионалистике. Авторы: Крылов П.М., Бурдина Е.А. Под ред. Руновой Т.Г. М.: МГИУ, 2007, 63 с.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, в т.ч. писчая бумага, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума
Контрольная работа  N1.
[1] c.3-40
[15]
[14] c.1-20
[11] c.3-12
[9] c.3-5
[13] c.4-12
[12] c.4-15
[10] c.5-15
[2] c.3-15
[6] c.6-27
[5] c.7-10
[7] c.1-20
[3] c.9-94

Тема 1 Практическое занятие школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума

[6] c.6-27
[5] c.7-10
[4] c.1-63
[3] c.37-94
[1] c.3-40
[15]
[14] c.3-20

Тема 2 Лекции школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, в т.ч. писчая бумага, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума
Контрольная работа.
[7] c.21-35

Тема 2 Практическое занятие школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума

[7] c.21-35

Тема 3 Лекции школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, в т.ч. писчая бумага, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума
Контрольная работа.
[6] c.28-46
[5] c.17-32

Тема 3 Практическое занятие школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума

[6] c.28-46
[5] c.17-32

Тема 4 Лекции школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, в т.ч. писчая бумага, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума
Контрольная работа.
[6] c.47-76
[5] c.33-42
[8] c.16-28

Тема 4 Практическое занятие школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума

[6] c.47-76
[5] c.33-42
[8] c.16-28

Тема 5 Лекции школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, в т.ч. писчая бумага, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума
Контрольная работа.
[6] c.77-248
[5] c.52-121

Тема 5 Практическое занятие школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума

[6] c.77-248
[5] c.52-121
[8] c.33-70

Тема 6 Лекции школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, в т.ч. писчая бумага, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума

[6] c.249-434
[5] c.122-154

Тема 6 Практическое занятие школьные географические атласы 8-9 классов, канцтовары, бланковки картосхем
объяснения на основе печатного практикума
Письменное тестирование.
[6] c.249-434
[5] c.122-154

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 1 Домашнее задание  N1
географическая номенклатура
Защита лабораторной работы  N1
[6] с.5-13
[5] с.7-16
Тема 2 Домашнее задание  N2
полезные ископаемые России
Защита лабораторной работы  N2
[6] с.28-46
[5] с.17-32
Тема 3 Домашнее задание  N3
Народы России. АТД России
Защита лабораторной работы  N3
[6] с.47-76
[5] с.33-42
Тема 4 Домашнее задание  N4
География промышленности РФ
Защита лабораторной работы  N4
[6] с.78-98
[5] с.52-90
Тема 5 Домашнее задание  N5
География транспорта РФ
Защита лабораторной работы  N5
[6] с.228-248
[5] с.109-114
Тема 6 Домашнее задание  N6
Географическое районирование
Защита лабораторной работы  N6
[6] с.296-325
[5] с.125-127

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Объект и предмет экономической географии (и регионалистики).
  2. Краткая история развития экономической географии, ее связь с другими науками.
  3. Методическая и методологическая база экономической и социальной географии. Районирование (виды и уровни).
  4. Российская Федерация как объект экономико-географического изучения.
  5. Общая характеристика территории, природных ресурсов и населения РФ.
  6. Оценка географического, экономического, социального и демографического положения РФ на карте мира.
  7. Географические (природно-географические) особенности РФ. РФ на физической карте мира
  8. Районирование РФ по географическим, экономическим и политико-административным признакам.
  9. Сравнение РФ со странами СНГ и Балтии (природно-географические и экономико-геогр. аспекты).
  10. Природно-ресурсный потенциал РФ и его географические особенности.
  11. Природа как постоянно действующий фактор развития и размещения хозяйства.
  12. Природа как среда обитания людей. Географический детерминизм и поссибилизм.
  13. Основные виды природных ресурсов, их классификация, методы оценки.
  14. Минеральные, водные, лесные, земельные ресурсы РФ и их размещение.
  15. Роль природных ресурсов в развитии экономики РФ. Проблема рационального природопользования.
  16. Население как постоянный фактор развития и размещения хозяйства.
  17. Динамика численности населения и его территориальная организация.
  18. Демографический и национальный (этнический) состав населения, его особенности в территориальном измерении.
  19. Трудовой и социальный состав населения. Факторы территориальной дифференциации.
  20. Размещение и расселение населения. Городское и сельское население. Городские агломерации. Урбанизация.
  21. Особенности формирования и структура хозяйства РФ. География хозяйства и опорный каркас расселения.
  22. Состав народно-хозяйственного комплекса РФ и особенности его формирования.
  23. Проблема структурной и технологической модернизации хозяйства в целом и в территориальном аспекте.
  24. Основные хозяйственные комплексы РФ и их размещение. Связь с экономическим районированием.
  25. Особенности формирования, территориальной организации и перспектив развития отдельной отрасли (комплекса):Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
  26. Металлургический комплекс.
  27. Химико-лесной комплекс.
  28. Строительный комплекс.Машиностроение и металлообработка.Легкая промышленность.
  29. Агропромышленный комплекс.
  30. Транспортный комплекс, прочие инфраструктурные отрасли.
  31. Главные черты (закономерности) территориальной организации хозяйства РФ на современном этапе.
  32. Экономический район: понятие, основные характеристики, современная система экономических районов.
  33. Состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития отдельного экономического района:Центральный.Центрально-Черноземный.Северо-Западный ЭР и Калининградская область.Северный.Поволжский.Волго-Вятский.Северо-Кавказский.Уральский.Западно-Сибирский.Восточно-Сибирский.Дальневосточный.
  34. Региональная политика. Выбор вариантов региональной экономической стратегии.
  35. Внешние экономические связи РФ со странами разного типа. РФ в мировой экономической системе.
  36. Роль экономической географии в практике территориального планирования и жизни общества.
Темы рефератов
Другое