МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г
Know about gambling in the allgamesofchance.com/ portal having the most up-to-date info.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Информатика ".

Составители УМК:

___________________________  /доцент   Суворов С.В./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

дать студентам необходимые навыки по использованию ПЭВМ для решения широкого спектра экономических задач, всестороннего использования ЭВМ в управлении.

дисциплины является освоение студентами знаний о сути экономической информации, информационных системах организаций и предприятий, системах представления информации в ЭВМ, технических средствах обработки информации, языках программирования, операционных системах, особенностях разработки программ для решения экономических задач, составления диалоговых программ, о сборе, хранении и обработке экономической информации на ЭВМ, разработке форм входной и выходной документации, принципах отладки программ и обнаружении ошибок, возможностях использования прикладных программ для решения экономических задач.

1.2. Задачи дисциплины

Изучение основных теоретических подходов и методов изучения экономической информатики

Обеспечение навыков практических приемов работы со средствами вычислительной техники.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

основные теоретические подходы и методы изучения экономической информации
структуры представимых данных и их виды с использованием систем счисления
основные фунциональные устройства ЭВМ и ПЭВМ с процессами передачи и обработки информации
кодирование информации и способы ее обработки
состав и виды локальных вычислительных сетей
основы блок-схемного ( алгоритмического ( программирования)
инструментарий программных средств
основные состаляющие языков программирования ( алфавит,идентификаторы,служебные слова, операции, выражения, операторы)
основные алгоритмы нахождения суммы, произведения, максимума, минимума в одномерных и многомерных массивах

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

использовать подукты МС Офис для обработки текстовой и табличной экономической информации
составлять алгоритмы и разрабатывать программы решения экономических задач, готовить экономическую информацию для обработки на ЭВМ.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Для изучения дисциплины необходимо предварительное усвоение курса Информатики в объеме средней школы.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
2
Общая трудоемкость дисциплины 300 150
150
Аудиторная нагрузка 136 68
68
Лекции 68 34
34
Практические занятия (семинары) 0 0
0
Лабораторный практикум 68 34
34
Самостоятельная работа 164 82
82
Курсовой проект (работа) + - +
Вид промежуточной аттестации
зачет
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Цельи задачи курса.
Роль информации как катализатора НТП в ускорении социально-экономического развития страны. Перспективы развития информатики и вычислительной техники в нашей стране. Цели и задачи курса. Информатика и ее роль в управлении.

Тема 2. Основные понятия информатики.
Информация как технология, наука и индустрия. Измерители информации. Экономическая информация и ее особенности. Показатели качества и ценности экономической информации. Классификация и кодирование экономической информации. Документирование информации. Изучение информационных систем предприятия. Информационные отношения и типовые структуры данных.

Тема 3. Арифметико логические основы ЭВМ и ПЭВМ.
Понятие систем счисления. Правила построения позиционных систем счисления. Арифметические операции в различных системах счисления. Алгоритм выполнения арифметических операций в простейших ЭВМ. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Перевод дробей. Перевод чисел в том случае, когда основание одной системы счисления является целой степенью основания другой. Алгоритмы переводов чисел с выводом правил переводов. Форматы представления чисел и другой информации в вычислительных машинах. Дополнительный и обратный код чисел. Представление чисел с фиксированной и плавающей точкой в ячейке памяти ЭВМ. Диапазон чисел, представленных в ЭВМ. Выполнение арифметических операций в ЭВМ. Коды представления чисел. Двоичные сумматоры.

Тема 4. Представление информации в вычислительных машинах.
Представление программ и данных в ЭВМ. Структуры данных. Простые переменные, массивы, очереди, стеки. Организация строк. Списки и таблицы. Ключи. Метод дихотомического поиска.

Тема 5. Однопроцессорные ЭВМ
Структурная схема ЭВМ: основные функциональные устройства, их назначение и характеристики. Схемная и программная организация управления устройствами ЭВМ. Арифметико-логическое устройство (АЛУ), запоминающие устройства (ЗУ), устройства ввода-вывода (УВВ), терминалы и абонентские пункты, устройства подготовки данных. Основные компоненты современной ПЭВМ.

Тема 6. Вычислителтные системы и сети.
Системы телеобработки данных: структурная схема системы телеобработки, состав устройств. Каналы связи. Правила взаимодействия с каналами. Селекторный и мультиплексорный канал. Линия связи. Особенности выполнения команд обращения к внешним устройствам. Многомашинные и многопроцессорные вычислительные комплексы: основные принципы построения. Вычислительные сети: локальные и распределенные, их топология, особенности построения, состав оборудования.

Тема 7. Математическое обеспечение ЭВМ
Структура математического обеспечения ЭВМ. Формализованные аспекты математического обеспечения. Состав базового программного обеспечения. Прикладное математическое обеспечение. Языки программирования. Алфавиты. Трансляторы. Редакторы связей. Редакторы текстов. Логическая организация данных в ЭВМ. Программный принцип управления компьютером. Понятие об операционной системе. Файловая система и принципы хранения информации. Классификация типов программного обеспечения. Работа с операционными системами. Редакторы текстов. Табличные процессоры. Обработка графики. Структура и принципы работы локальных и глобальных сетей. Интернет и технология World Wide Web (WWW), URL. Браузеры и их назначение. Поиск информации в Интернет. Электронная почта (e-mail) и ICQ. Передача файлов по сети (ftp, scp, sft).Основы гипертекстовых технологий (html).

Тема 8. Способы и методы решения экономических задач на ПЭВМ.
Основные этапы подготовки решения задач. Блок-схемное программирование. Линейные алгоритмы решения задач. Ветвящиеся и циклические процессы. Экономические задачи с массивами. Модульный принцип решения задач. Табличное представление данных. Рабочая книга и таблицы в ней. Структура электронной таблицы и операции с ячейками. Формулы. Абсолютные и относительные адреса ячеек. Сложные формулы и стандартные функции. Условная функция и логические выражения. Сводные таблицы. Сортировка и фильтрация данных, построение диаграмм.

Тема 9. Экономические информационные системы.
Уровни организаций данных. Классификация пользователей информационных систем. Архитектура представления данных. Структуры пакетов прикладных программ в экономике. Основные виды и способы их использования. Статистические пакеты прикладных программ. Компьютерная безопасность и защита информации.

Тема 10. Основные понятия языков программирования.
Алфавит; десятичные цифры; знаки операций; знаки отношений; служебные символы и знаки; переменные и константы; массивы.

Тема 11. Основные элементы языка.
Основные элементы языка:структура программ(поле метки,поле продолжения оператора,поле оператора,коментарии);основные символы;типы величин(целые,вещественные,логические);константы(целые,вещественные,логические,символьные);идентификаторы;переменные(простые,с индексоми);массивы;арифметические выражения;логические выражения.

Тема 12. Операторы присваивания и управления.
Операторы присваивания и управления:метки;операторы присваивания;операторы перехода;операторы безусловного перехода;оператор перехода по предписанию;условний оператор;условный оператор;вспомогательный оператор управления;оператор продолжения;оператор паузы;оператор возврата;оператор остановок;оператор конца программы;оператор цикла.

Тема 13. Описание данных.Ввод-вывод данных.
типы данных,указатель длины,описание типа по соглашению,стандартная длина,оператор описаний размеров массивов,оператор общих областей. Ввод и вывод данных из ячеек MS Exell. Ввод и вывод данных в файл, внутренние структуры данных.

Тема 14. Программы поиска суммы(произведения), максимума(минимума)
Составление программ поиска суммы(произведения), максимума(минимума) для одномерных и многомерных массивов

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Цельи задачи курса. 20 12
4

4
Тема 2. Основные понятия информатики. 20 12
4

4
Тема 3. Арифметико логические основы ЭВМ и ПЭВМ. 24 12
6

6
Тема 4. Представление информации в вычислительных машинах. 24 12
6

6
Тема 5. Однопроцессорные ЭВМ 22 12
4

6
Тема 6. Вычислителтные системы и сети. 20 12
4

4
Тема 7. Математическое обеспечение ЭВМ 20 10
6

4
Семестр 2
Тема 8. Способы и методы решения экономических задач на ПЭВМ. 22 12
6

4
Тема 9. Экономические информационные системы. 20 12
4

4
Тема 10. Основные понятия языков программирования. 20 12
4

4
Тема 11. Основные элементы языка. 22 12
4

6
Тема 12. Операторы присваивания и управления. 22 12
4

6
Тема 13. Описание данных.Ввод-вывод данных. 24 12
6

6
Тема 14. Программы поиска суммы(произведения), максимума(минимума) 20 10
6

4
Итого 300 164 68 0 68

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Цельи задачи курса.
4
Тема 2. Основные понятия информатики.
4
Тема 3. Арифметико логические основы ЭВМ и ПЭВМ.
6
Тема 4. Представление информации в вычислительных машинах.
6
Тема 5. Однопроцессорные ЭВМ
4
Тема 6. Вычислителтные системы и сети.
4
Тема 7. Математическое обеспечение ЭВМ
6
Итого 34
Семестр 2
Тема 8. Способы и методы решения экономических задач на ПЭВМ.
6
Тема 9. Экономические информационные системы.
4
Тема 10. Основные понятия языков программирования.
4
Тема 11. Основные элементы языка.
4
Тема 12. Операторы присваивания и управления.
4
Тема 13. Описание данных.Ввод-вывод данных.
6
Тема 14. Программы поиска суммы(произведения), максимума(минимума)
6
Итого 34

4.3.2. Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено программой

4.3.3. Лабораторный практикум


Раздел дисцип- лины (тема) Название лабораторной работы Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Ознакомление с сетевой версией операционной системы, используемой в процессе подготовки лабораторных работ
4
Тема 2. Текстовые редакторы и их основные возможности.
4
Тема 3. Текстовые редакторы.Взаимодействие с другими программными продуктами семейства МС Офис
6
Тема 4. Табличные процессоры и встроенные функции.
6
Тема 5. Табличные процессоры и использование логических функций
6
Тема 6. Основные функциональные устройства ПЭВМ
4
Тема 7. Использование продуктов семейства МС Офис для решения экономических задач
4
Итого 34
Семестр 2
Тема 8. Основные возможности использования алгоритмических языков при решении экономических задач
4
Тема 9. Алфавит языка, виды использумых лексем, описание типов данных
4
Тема 10. Оператор присваивания.Построение арифметических,логических и строковых выражений
4
Тема 11. Операторы выбора.Условный логический оператор.
6
Тема 12. Операторы цикла
6
Тема 13. Поиск суммы, максимума по условию расположения и отношений.
6
Тема 14. Решение экономических задач с использованием алгоритмических языков
4
Итого 34

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1, 2 Тема 1 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Сетевая операционная система
12
3, 4 Тема 2 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Текстовый редактор MS Word
12
5-7 Тема 3 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Текстовый редактор MS Word
12
8-10 Тема 4 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Табличный процессор MS Exell
12
11-13 Тема 5 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Табличный процессор MS Exell
12
14, 15 Тема 6 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Основные функциональные устройства ПЭВМ
12
16, 17 Тема 7 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Решение экономических задач на ПЭВМ
10
Итого 82
Семестр 2
1-17 Темы 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 Курсовая работа Курсовая работа по информатике (программирование)
82
Итого 82

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка выполнения и приём курсовых работ

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Темы 1,2,3,4,5,6,7 Промежуточное тестирование
1
Семестр 2
Темы 8,9,10,11,12,13,14 устный опрос
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лабораторного практикума)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Темы 1,2,3,4,5,6,7 Представление оформленного отчета и демонстрация подготовленного задания
1
Семестр 2
Темы 8,9,10,11,12,13,14 Оформление курсовой работы (соответствующий раздел) и модуля разработанной программы
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ЗЛР


ЗЛР




ЗЛР






ЗЛР




ЗЛР

Опрос







Опрос









Опрос


Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ЗКурсР






ЗКурсР







ЗКурсР



ЗКурсР

Опрос







Опрос









Опрос



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПЛР

ПЛР
















ПЛР

ПЛР














ПЛР



ПЛР











ПЛР






ПЛР








ПЛР









ПЛР





ПЛР












ПЛР



ПЛР














ПЛР


Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
КурсР

КурсР



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - зачет
2 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Гарнаев А.Ю.   Excel,VBA,Internet в экономике. -  СПб.:  БХВ-Петербург,  2002
2. Информатика. Практикум по технологии. Работы на компьютере :учеб. пособие для вузов.  / Макарова Н.В., Култышев Е.И., Степанов А.Г. и др.; под ред. Н.В. Макаровой -  М.:  Финансы и статистика,  2002
3. Информатика.Практикум по технологии.Работы на компьютере : учеб. пособие для вузов.  / Макарова Н.В., Култышев Е.И., Степанов А.Г. и др.; под ред. Н.В. Макаровой -  М.:  Финансы и статистика,  2003   Гриф МО
4. Острейковский В.А.   Информатика :учеб. для вузов. -  М.:  Высш. шк.,  2001   Гриф МО

6.2. Дополнительная литература

5. Каймин В.А.   Информатика: учеб. для вузов. -  M.:  ИНФРА-М,  2010   Гриф МО
6. Информатика: экспресс-подготовка к интернет- тестированию: учеб. пособие для вузов.  / Титов В.М., Рубальская О.Н., Маленкова О.В. и др.; под ред. О.Н. Рубальской -  M.:  Финансы и статистика: ИНФРА-М,  2010   Гриф УМО
7. Немцова Т.И.   Практикум по информатике (+CD): учеб. пособие для сред. проф. образования Ч.1:Базовая компьютерная подготовка.  / Назарова Ю.В.; под ред. Л.Г. Гагариной -  M.:  ФОРУМ: ИНФРА-М,  2009   Гриф МО
8. Немцова Т.И.   Практикум по информатике (+CD): учеб. пособие для сред. проф. образования Ч.2:Компьютерная графика и web-дизайн.  / Назарова Ю.В.; под ред. Л.Г. Гагариной -  M.:  ФОРУМ: ИНФРА-М,  2010   Гриф МО
9. М.Н.Иванов,С.В.Суворов   Информатика.Часть2.Программирование.  МГИУ,  2009 -  100c.
10. Информатика.Часть1. Базовые информационные технологии.Практикум. -  100c.    
11. Информатика.Часть2. Программирование на VBA в среде Microsoft Office Excel. Практикум. -  100c.    
12. Гришин М.П., Иванов М.Н., Носова Т.К.,Суворов С.В.   Информатика :учеб. пособие Ч. 1:Введение в информатику.  / M.: МГИУ  M.: МГИУ,  2010 -  250c.    
13. Прикладная информатика: справочник. Учебное пособие (гриф).  / под. Ред. В.Н. Волковой, В.Н. Юрьевой  М.:ФиС, ИНФРА-М,  2008 -  768c.

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Сетевая версия MS Windows
  2. MS Office
  3. VBA

Оборудование и аппаратура

  1. компьютерный и мультимедийный класс

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[1] c.10-23
[5] c.1-20
[7] c.1-15
[6] c.5-10
[12] c.1-25

Тема 1 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита лабораторной работы.
[10]

Тема 2 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[2] c.32-53
[5] c.6-35
[6] c.9-40

Тема 2 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита лабораторной работы.
[10]

Тема 3 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[3] c.34-45
[5] c.25-56
[6] c.35-74
[10]

Тема 3 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита лабораторной работы.
[10]

Тема 4 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[4] c.67-85
[13] c.15-21

Тема 4 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита лабораторной работы.
[10]

Тема 5 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[5] c.58-68
[7] c.25-96
[6] c.102-113
[10]
[12] c.45-98

Тема 5 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита лабораторной работы.
[10]

Тема 6 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[5] c.12-19
[7] c.25-37
[6] c.25-47
[12] c.18-45

Тема 6 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита лабораторной работы.
[10]

Тема 7 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[5] c.86-95
[7] c.45-59
[6] c.35-57
[12] c.36-52

Тема 7 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита лабораторной работы.
[10]

Тема 8 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[11]
[9] c.4-15

Тема 8 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита курсовой работы.
[11]
[9] c.4-15

Тема 9 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[11]
[9] c.15-20

Тема 9 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита курсовой работы.
[11]
[9] c.15-20

Тема 10 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[9] c.25-35

Тема 10 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита курсовой работы.
[11]
[9] c.25-35

Тема 11 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[8] c.25-56
[11]
[9] c.35-45

Тема 11 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита курсовой работы.
[11]
[9] c.35-45

Тема 12 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[8] c.68-78
[6] c.113-147
[11]
[9] c.45-51

Тема 12 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита курсовой работы.
[11]
[9] c.45-51

Тема 13 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[9] c.51-65

Тема 13 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита курсовой работы.
[11]
[9] c.51-65

Тема 14 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Устный опрос.
[9] c.65-80

Тема 14 Лабораторная работа Компьютерный класс, программное обеспечение МС
практические мо
Защита курсовой работы.
[11]
[9] c.65-80

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 1 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Сетевая операционная система
Защита лабораторной работы
[7] с.1-12
[12] с.1-13
[5] с.5-17
[6] с.1-9
Тема 2 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Текстовый редактор MS Word
Защита лабораторной работы
[6] с.9-13
[10]
[12] с.25-29
[5] с.11-18
[7] с.45-57
Тема 3 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Текстовый редактор MS Word
Защита лабораторной работы
[10]
[12] с.31-39
[5] с.25-37
[7] с.34-56
[6] с.26-48
Тема 4 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Табличный процессор MS Exell
Защита лабораторной работы
[10]
[12] с.56-98
[5] с.56-95
[7] с.47-53
[6] с.68-72
Тема 5 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Табличный процессор MS Exell
Защита лабораторной работы
[10]
[12] с.98-108
[5] с.135-154
[7] с.89-101
[6] с.112-118
Тема 6 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Основные функциональные устройства ПЭВМ
Защита лабораторной работы
[12] с.114-136
[5] с.157-165
[7] с.105-119
[6] с.149-168
Тема 7 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Решение экономических задач на ПЭВМ
Защита лабораторной работы
[10]
[12] с.138-147
[5] с.168-191
[7] с.201-247
[6] с.115-154
Семестр 2
Темы 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 Курсовая работа
Курсовая работа по информатике (программирование)
Защита курсовой работы
[11]
[9] с.4-80
[8] с.25-115

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
Первый семестр проводится с аттестацией зачет по результатам защит лабораторных работ.Теоретический материал первого и второго семестров выносится на аттестацию второго семестра в виде экзамена.
  1. Основные понятия информатики.Способы измерения информации.Энтропия.
  2. Системы счисления.Правила переводов из одной системы счисления в другую.
  3. Формы и коды представления чисел.Диапазон представимых чисел.
  4. Основные функциональные устройства ЭВМ и ПЭВМ.
  5. Математическое обеспечение ЭВМ.
  6. Локальные вычислительные сети
  7. Многопроцессорные и многомашинные вычислительные комплексы
  8. Прикладное программное обеспечение
  9. Структуры данных.Алгоритмы записи и чтения.
  10. Простейшие алгоритмы( линейные, развилка, циклы)
  11. Основы технологии программирования.Программы и программное обеспечение.
  12. Алфавит языка программирования.Лексемы и их виды
  13. Описание переменных и массивов.Типы данных.
  14. Данные пользовательского типа.Обращения к данным пользовательского типа.
  15. Арифметические, логические и строковые выражения.Операции и операнды.
  16. Оператор присваивания.
  17. Операторы выбора
  18. Операторы цикла
  19. Нахождение суммы(произведения) элементов массива
  20. Нахождение максимума (минимума) элементов массива
Темы курсовых работ (проектов)
Курсовая работа посвящена разработки программы для решения экономических задач с использованием массивов.
  1. Задание 1 Магазин Компьютерные аксессуары продал за 4 квартала различное кол-во компьютерных игр 7 наименований по цене, устанавливаемой в начале каждого квартала(т.е. каждый квартал цены на компьютерные игры менялись). Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: - исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования игр, цена игр в каждом квартале, кол-во проданных игр за каждый квартал; - доход от каждой игры за год; - доход за каждый квартал по всем играм; - общий доход от всех игр за год; - наименование игры, принесший наименьший доход за год.
  2. Задание 2 В автоколонне 10 автомобилей. Каждый автомобиль, работая 6 дней в неделю, расходует определенное кол-во бензина. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны номера всех автомобилей и тип бензина, используемого на каждом автомобиле, стоимость одного литра бензина для каждого автомобиля, кол-во литров бензина, израсходованного каждым автомобилем за один день; кол-во бензина, истраченного каждой машиной за неделю; стоимость бензина, израсходованного всеми машинами за каждый день; стоимость всего бензина, израсходованного за неделю; номер автомобиля с самым большим (по стоимости) потреблением бензина.
  3. Задание 3 Книжный магазин продал за 3 месяца различное кол-во книг 10 наименований по цене, устанавливаемым в начале каждого месяца (т.е. каждый месяц цены на книги менялись). Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования книг, цена книгв каждом месяце, кол-во проданных книг за каждый месяц; доход по каждой книге за 3 месяца; доход за каждый месяц по всем книгам; общий доход по всем книгам за 3 месяца; наименование книги, принесший наибольший доход.
  4. Задание 4 Склад готовой продукции цеха каждую смену принимает готовые изделия (гайки, болты, шайбы и т.п., всего 9 видов изделий) и каждую смену отправляет готовые изделия другим цехам. Склад, как цех, работает в 3 смены. В конце 3-й смены подсчитываются остатки. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования изделий и цена каждого вида изделия, остаток от предыдущих суток, поступления каждого вида изделия в каждую смену, отпуск каждого вида изделия в течение смены; стоимость остатка от предыдущих суток; остаток каждого вида изделий на начало следующего рабочего дня; стоимость остатка в конце каждой смены; наименование изделия, пользовавшегося в течение 3-х смен наибольшим спросом.
  5. Задание 5 В коллективном хозяйстве имеется 6 птицеводческих бригад. Каждая бригада выращивает различное кол-во индюшек. В каждой бригаде расходовалось некоторое кол-во кормов(тонн) и, соответственно, увеличивался вес индюшек. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указать фамилию и инициалы бригадиров, кол-во индюшек в каждой бригаде, расход комбикормов в течение каждого месяца в каждой бригадеи привес всех индюшек в течение каждого месяца в каждой бригаде; (данные за 3 месяца); средний привес одной индюшки за 3 месяца в каждой бригаде на 1 кг комбикорма; средний привес одной индюшки за 1 месяц на 1 кг комбикорма по всем бригадам хозяйства; средний привес всех индюшек по всему хозяйству за 3 месяца; фамилию и инициалы бригадира, в чьей бригаде удалось получить наибольший привес на 1 кг корма, с указанием среднего.
  6. Задание 6 Магазин Виртуальный мир продал за 1 месяц (3 декады) некоторое кол-во компьютеров различных типов (6 типов). Цены на компьютеры устанавливались в начале каждой декады. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены типы компьютеров и цены на них, кол-во проданных компьютеров в течение каждой декады; доход от каждого компьютера за месяц; доход от всех компьютеров за каждую декаду; общий доход от продажи за 1 месяц; тип компьютера, принесшего наибольший доход за месяц.
  7. Задание 7 В коллективном хоз-ве имеются фруктово-ягодные сады (яблоня, вишня, слива, черная смородина, крыжовник, клубника- всего 6). Каждый год в течение 5 лет колхоз собирал урожай с каждого сада и продавал урожай по закупочной ценам, которые были различны в разные годы. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования фруктово-ягодных культур, закупочные цены каждой культуры и урожай в центнерах в каждом году; общий урожай каждой культуры за 5 лет; доход по всем культурам за каждый год; общий доход колхоза за 5 лет; наименование культуры, принесшей максимальный доход за 5 лет.
  8. Задание 8 На склад из цеха в течение 3-х смен поступают готовые изделия 8-ми наименований, а затем отгружаются заказчиками. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены наименования изделий, в течение каждой смены; кол-во изделий, поступивших в течение каждой смены; стоимость всех отгруженных изделий в каждой смене; стоимость всех оставшихся изделий к окончанию 3-ей смены; наименование изделия наибольшего спроса.
  9. Задание 9 В течение 5-ти дней (рабочая неделя) рабочий изготавливает детали 7-ми различных типов. Известно кол-во изготовленных им деталей за каждый день и стоимость изготовления одной детали каждого типа (стоимость изгот. детали не меняется). Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены наименования деталей, стоимость их изготовления, кол-во деталей, изготовленных за каждый день; кол-во каждого типа деталей, изготовленных за неделю; заработок за каждый день; заработок за неделю; день с наибольшим заработком.
  10. Задание 10 Имеется 4 склада. В течение недели с каждого склада 9-ти потребителям доставили груз (тонны). Известно расстояние от каждого склада до каждого потребителя. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены потребители, кол-во товара (в тоннах), взятого ими с каждого склада, и расстояние от каждого склада до каждого потребителя (в км); объём перевозок в тонно-километрах, выполненных каждым складом; объём перевозок в тонно-километрах для каждого потребителя; общий объём перевозок для всех складов; склад с наибольшим значением объёма перевозок.
  11. Задание 11 На телефонном узле в конце каждого квартала составляется на каждого абонента ведомость оплаты междугородных телефонных разговоров (с 7-ю городами) в течение квартала (3 месяца). Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны коды городов, с которыми велись разговоры, общее время разговора с каждым городом за один месяц, стоимость одной минуты разговора (меняется каждый месяц); общая продолжительность разговоров с каждым городом за квартал; плата за каждый месяц; общая плата за 3 месяца город с наибольшей платой.
  12. Задание 12 На хлебозаводе в цехе изготовление тортов выпускаются изделия 5-ти наименований. В каждое изделие входят до 6-ти видов различных компонентов. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены наименования изделий, вес компонентов, цена каждой компоненты; вес каждого вида торта; стоимость каждого вида торта; название самого дешевого вида торта; его цена.
  13. Задание 13 В звероводческом хоз-ве имеется 6 ферм, специализирующихся на выращивании зверьков одного вида. Каждый год в течение 5-ти) хоз-во продавало зверьков по закупочным ценам, различным в разные годы. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены названия зверьков, выращиваемых каждой бригадой, кол-во зверьков, выращиваемых каждой бригадой в течение каждого года, закупочная цена для каждого вида зверьков; кол-во зверьков, выращенных на каждой ферме за 5 лет; доход за каждый год по всем фермам; Общий доход за 5 лет; название зверька, доход от которого за 5 лет наибольший.
  14. Задание 14 На складе мастерской индивидуального пошива имеются запасы 10-ти видов ткани. За каждый рабочий день (6 дней) расходовалось некоторое кол-во ткани каждого вида. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены наименования ткани, цена ткани, расход каждого вида ткани каждый день в метрах; расход каждого вида ткани за неделю; стоимость всей израсходованной ткани за день; общая стоимость всей израсходованной ткани за неделю; наименование самой ходовой ткани.
  15. Задание 15 Имеется группа из 10-ти студентов, которые обучаются по 6-ти предметам. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены фамилии и инициалы студентов, оценки по всем предметам; средний балл для каждого студента; средний балл по каждому предмету всей группы; средний балл по всем предметам всей группы; фамилию студента с наименьшим средним баллом.
  16. Задание 16 В коллективном хоз-ве имеется 7 бригад, специализирующихся на выращивании зерновых культур. Каждый год (расчет выполнять для 3-х лет) каждая бригада выращивает различные культуры, которые затем продаются по закупочным ценам, меняющимся каждый год. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены названия бригад, кол-во собранного урожая за год (в центнерах), цена, по которой был продан урожай каждой бригады; доход каждой бригады за 3 года; доход всего хоз-ва за каждый год; доход всего хоз-ва за 3 года; название бригады, получившей наибольший доход.