МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История философии


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "История философии ".

Составители УМК:

___________________________  /   Никольский В.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Цель курса Философия Познакомить студентов с философией как наукой, ее проблемами и ролью, выполняемой в обществе, основными этапами развития мировой философской мысли, философским видением, познанием мира, диалектикой природы, общества и мышления.

1.2. Задачи дисциплины

Раскрыть природу философского знания; предмет и основные задачи философии, методологию философского мышления, метафизику, основные категории философии, принципы развития, детерминизма, субъектно-объектные отношения, учение об истине, взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании, творческое знание.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Что такое философия, исторические типы философствования, структуру философского знания, какую роль выполняла и выполняет философия в жизни человека и общества в конкретные исторические эпохи; как она осмысливала человека, природу, сущность, смысл его существования и место в системе природы, как развивалась познание человеком окружающего мира, какую роль играли в этом процессе знание и вера; что представляют собой общество как социальная система, культура и цивилизация, Россия в системе мировой цивилизации; глобальные проблемы, стоящие перед лицом человечества; каково место и роль человека в мире культуры, России в диалоге культур; что представляют собой проблемы свободы и ответственности личности, проблемы человека в информационно техническом мире.
Общую картину развития человеческой мысли, что является необходимым условием для успешного изучения философии.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую научную литературу, на основании научного анализа уметь оценивать общественные явления и ориентироваться в них, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Обществознание на базе средней школы.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
Общая трудоемкость дисциплины 130 130
Аудиторная нагрузка 51 51
Лекции 34 34
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 79 79
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Философия, ее проблемы и функции.
Социальные и культурные предпосылки возникновения философии. Периодизация исторического развития философии. Мировоззрение, его общественно-политический характер. Чувства и разум. Мироощущение и миропонимание. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности мифологического мировоззрения. Функции мифа. Религиозное мировоззрение, Вера в сверхъестественные силы. Родственность и различие философии и религии. Философское мировоззрение. Философское познание и нравственность. Природа философских проблем, философия в системе культуры. Структура и функции философского знания. Философия и наука. Философия и искусство. Приоритет непреходящих общечеловеческих ценностей и идей гуманизма. Человек как высшая ценность. Философия, политика, современность.

Тема 2. Античная философия.
Характерные черты античной философии, этапы развития. Милетская школа: натурфилософия, проблема первоначала. Диалектика Гераклита. Учение Пифагора и числах и гармонии. Элейская школа: проблема единого и многого, бытия и небытия. Атомистический материализм Демокрита. Натурфилософия воззрения Эмпедокла и Анаксагора. Учение о человеке: софисты, Сократ, сократические школы. Этический рационализм Сократа. Философия Платона: учение об идеях, учение о душе и познании, учение о государстве. Философия Аристотеля: метафизика, логика, теория познания. Эллино римская философия. Этика Эпикура и эпикуреизм. Основные идеи философии скептицизма, стоицизма, неоплатонизма.

Тема 3. Средневековая философия
Традиционно средневековьем называют период с V-XIV вв. новой эры. Важнейшей чертой средневековой философии является сложность взаимоотношений между теологией и философией. Философия в этот период имела подчиненный по отношению к богословию характер, что сказывалось на её содержании. здесь необходимо указать на стремление к согласованию теологических и философских доктрин. Средневековая философия по этно - культурным, социально - историческим условиям своего развития подразделяется на христианскую и арабско - мусульманскую. В связи с разделением христианских церквей на два основных направления различают восточно - христианскую (византийскую) и западно - христианскую философию. В истории европейской средневековой философии различаются два крупных этапа - патристика и схоластика. Понятие патристики ( от лат.pater- отец) объединяют деятельность восточных ( греческих) и западных(латинских) Отцов церкви. Отцам церкви, духовным вождям христианства, принадлежит разработка теоретико - философских основ христианства, уточнение вероучительных канонов и догм, обрядовых форм. Схоластика - от ( лат. слова scholasticus)- что озночает учебный, школьный. Схоластика делится нанесколько этапов. Рання схоластика IX-XIIвв, зрелая схоластика XIIIв. и поздняя схоластика XIV - XVвв.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
Характерные черты культуры Ренессанса, их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм как философской обоснование религиозного свободомыслия. Диалектика Н. Кузанского. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей). Социально - политические воззрения. Учение о государстве Н. Макиавелли. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

Тема 5. Философия Нового времени.
Основные социальные и духовные предпосылки становления философии Нового времени. Становление буржуазного общества. Критика средневековой схоластики. Создание механистически - материалистической картины мира (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Проблема человека в философии Просвещения (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо). Субъективный идеализм Д. Беркли и агностицизм Д. Юма. Французский материализм XVIII века: Д. Дидро, П. Гольбах, К.А. Гельвеции, Ж.О. Ламетри. Онтологические, гносеологические и антропологические проблемы. Социально-философские воззрения.

Тема 6. Немецкая классическая философия.
Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Философские позиции И. Канта. Сущность его коперниканского переворота в способе мышления. Априоризм. Обоснование перехода от теоретического к практическому применению разума. Морально-практическая философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм. И. Г. Фихте, проблема деятельного субъекта. Натурфилософия Ф.В. Шеллинга. Трансцендентальный идеализм и философия откровения. Г.В.Ф. Гегель: система философии и спекулятивно-диалектический метод. Социально-философские концепции. Антропологический материализм Л. Фейербаха и гуманизм.

Тема 7. Новейшая западная философия (XIX-XX вв.).
Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Многообразие школ и направлений новейшей западной философии. -Рационализм и иррационализм. Сциентизм и антисциентизм. Позитивистско-сциентистский тип философствования. Первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль). О. Конт о стадиях развития истории человечества. Эмпирикритицизм (Р. Авенариус, Э. Мах). Понятие нейтральных элементов мира . Принцип экономии мышления в эмириокритицизме. Неопозитивизм (Венский кружок, Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Борьба неопозитивизма против метафизики . Философия как анализ логико-лингвистических структур знания. Принцип верификации. Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии. Критический рационализм К. Поппера, теория развития науки Т. Куна. Научно-исследовательские программы И. Лакатоса, методологический анархизм П. Фейерабенда. Философия марксизма. Отношение основателей марксизма к наследию немецкой классической философии. Единство диалектики и материализма. Формирование основ историко-материалистического мировоззрения. Марксистская концепция практики. Проблема отчуждения труда и освобождения человека в марксизме. Философия истории Маркса. Исторические формы бытия человечества. Философия Маркса и марксизм-ленинизм . Современная марксистская мысль: проблемы и перспективы. Иррационалистические философские течения. Философия жизни (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше). Антисциентизм, волюнтаризм, нигилизм философии жизни. Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра. Воля к власти - основная идея учения Ф. Ницше. Идеи сверхчеловека, переоценки ценностей в творчестве Ф. Ницше. Теория творческой эволюции А. Бергсона. Роль интуиции в гносеологии Бергсона. Экзистенциалистский тип философствования. Превращение индивидуальной человеческой личности в центр философского мышления. Экзистенция, выбор, Бог - основные темы философии С. Кьеркегора. Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр). Подлинное бытие человека. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов, пограничных ситуаций . Проблема жизни и смерти, свободы и ответственности человека в экзистенциализме. Философская антропология: существования человека и его сущность (М. Шеллер, М. Бубер, Плеснер). Проблема сущности и структуры сущности человека в философской антропологии. Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер). Мир человека как мир его языка. Понимание в качестве универсального способа освоения человеком мира. Эволюция религиозной философии в XX столетии. Религиозная онтология, гносеология и , метафизика неотомизма (Э. Жильсон, Ж. Маритен). Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи). Проблема истины в прагматизме.

Тема 8. Русская философия XIX начала XX века.
Русская философия, ее генезис и основные черты. П. Я. Чаадаев - предтеча философии западничества. Философия западничества и славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский: определяющая роль религиозно-философских идей в формировании и развитии славянофильства. Российское западничество. Религиозное направление в западничестве. Формирование радикального направления: В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Запад и Россия в воззрениях Герцена, критика европейской цивилизации. Позитивизм и материализм в России. Философское мировоззрение Н.Г. Чернышевского. Философия российского консерватизма (А. Данилевский, К. Леонтьев), теория культурно-исторических типов , геополитическая концепция, проблема многообразия форм культурно-исторической жизни. Серебряный век русской философии. В. С. Соловьев. Философия всеединства и ее принципы. Философские взгляды последователей В. С. Соловьева. Русский экзистенциализм и персонализм. Философия свободы Н.А. Бердяева. Социально-политические концепции. Философия русского космизма. Критика марксизма в работах П. Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.И. Новгородцева. Осмысление русской философской эмиграции истоков и причин русской катастрофы 1917 г. Евразийцы о путях построения в России посткоммунистического общества. Систематизация и развитие идей русского религиозно-философского ренессанса в трудах И.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева и др.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Философия, ее проблемы и функции. 13 10
2
1

Тема 2. Античная философия. 14 10
2
2

Тема 3. Средневековая философия 13 10
2
1

Тема 4. Философия эпохи Возрождения. 14 10
2
2

Тема 5. Философия Нового времени. 21 10
8
3

Тема 6. Немецкая классическая философия. 22 10
8
4

Тема 7. Новейшая западная философия (XIX-XX вв.). 16 10
4
2

Тема 8. Русская философия XIX начала XX века. 17 9
6
2

Итого 130 79 34 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Философия, ее проблемы и функции.
2
Тема 2. Античная философия.
2
Тема 3. Средневековая философия
2
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
2
Тема 5. Философия Нового времени.
8
Тема 6. Немецкая классическая философия.
8
Тема 7. Новейшая западная философия (XIX-XX вв.).
4
Тема 8. Русская философия XIX начала XX века.
6
Итого 34

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Общее понятие философии. Предмет философии. Возникновение философии. Структура философского знания. Функции философии.
1
Тема 2. Периодизация античной философии. Основные черты античной философии. Натурфилософский этап. Классический этап. Эллинистический период.
2
Тема 3. Общая характеристика средневековой философии. Апологетика. Патристика. Схоластика.
1
Тема 4. Общая харакетристика философии эпохи Возрождения. Петрарка и Данте - предтечи Возрождения. Натурфилософия и новое естествознание. Философские идеи Реформации и Контрреформации.
2
Тема 5. Общая характеристика философии Нового времени. "Новый Органон" Ф. Бэкона. "Рассуждение о методе" Декарта. "Этика" Спинозы. "Левиафан" Т.Гоббса.
3
Тема 6. Особенности немецкой классической философии. Гносеология И.Канта. Историзм и диалектика Гегеля. Философские идеи Шеллинга и Фихте.
4
Тема 7. Особенности неклассической философии. Позитивизм. Прагматизм. Феноменология. Философия жизни. Экзистенциализм. Психоанализ. Экзистенциализм. Постмодернизм.
2
Тема 8. Периодизация и основные черты русской философии. Становление национального самосознания в средневековый период. Западники и славянофилы. Естественнонаучный материализ. Религиозная философия. Философия русского зарубежья.
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1, 2 Тема 1 Домашнее задание  N1 Что такое философия? Можно ли определить философию как науку? Место и роль филоофии в общей системе мировоззрения. Основные функции философии.
10
2-4 Тема 2 Реферат  N2 Представители анточной философии: Пифагор. Демокрит. Гераклит. Сократ. Платон. Аристотель. Эпикур. Сенека. (по выбору студента)
10
4-6 Тема 3 Самостоятельное изучение  N3 Средневековая философия: Основные черты философии средневековья. "Исповедь" Августина Аврелия. Философские идеи Фомы Аквинского. Значение средневековой философии.
10
6, 7 Тема 4 Домашнее задание  N4 Основные черты философии эпохи Возрождения. Охарактеризуйте такие черты, как пантеизм, естествознание, социальную направленность, идеологию Реформации.
10
8-10 Тема 5 Реферат  N5 Представители философии Новго времени: Бэкон, Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Паскаль.
10
12-14 Тема 6 Домашнее задание  N6 Позитивизм. Прагматизм. Феноменология.
10
14, 15 Тема 7 Домашнее задание  N7 Философия жизни. Экзистенциализм. Психоанализ. Постмодернизм.
10
16, 17 Тема 8 Домашнее задание  N8 Каковы особенности русской философии, ее отличие от философии западной?
9
Итого 79

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка выполнения контрольных работ.

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1 Софиальные и культурные предпосылки возникнвоения философии. Периодизация исторического развития философии. Чувства и разум. Мировоззрение, его общественные функции. Структура и ункции философского знания.
1
Тема 2 Этапы развития античной философии. Милетская школа. Гераклит. Демокрит. Пифогор. Софисты. Сократ. Платон. Аристотель. Эллинистический период.
1
Тема 3 Особенности средневековой философии. Патристика. Схоластика. Спор об универсалиях.
1
Тема 4 Особенности философии Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм. Пантеизм. Социально-политические воззрения. Социальные утопии.
1
Тема 5 Особенности философии Нового времени. Критика схолпастики. Новый метод познания. Эмпиризм и рационализм. Проблема человека в философии Просвещения.
2
Тема 6 Философия И.Канта. Трансцендентальный идеализм Фихте. Натурфилософия Шеллинга. Диалектика Гегеля.
1
Тема 7 Марксизм. Позитивизм. Прагматизм. Философия жизни. Психоанализ. Экзистенциализм. Постмодернизм.
1
Тема 8 Чаадаев о судьбе России. Славянофилы и западники. Философия российского консерватизма. Религиозная философия Серебряного века. Философия руссого зарубежья.
1
Тема 8 Философия Владимира Соловьева и его последователей.
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Текущий контроль знаний в 1 семестре
Тема 2 Что считали первоначалом мира Фалес Милетский, Пифагор, Демокрит, Гераклит, Парменид? Почему Сократа считают олицетворением философии? В чем сущность учения об идеях Платона? Каковы основные катеори Аристотеля?
1
Тема 3 Особенности средневековой философии.
1
Тема 4 В чем сущность гуманизма в творчестве Данте и Петрарки? Каковы основные идеи натурфилософии Леонардо да Винчи? В чем выражается принцип "цель оправдывает средства"в трактате Макиавелли "Государь"?
1
Тема 5 Основные положения философии Бэкона, Декарта, Гоббса, Лейбница, Спинозы.
1
Тема 6 В чем сущность философского открытия Канта? Что такое "вещь в себе" в философии Канта? Назовите законы диалектики Гегеля. В чем сущность онтологии Гегеля?
1
Тема 7 Основные положения философии О.Конта, Ч.Пирса, З.Фрейда, А.Камю.
1
Тема 8 Проблема смысла жизни в русской философии. Историософская тема в русской философии. Проблема человека в русской философии.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос1
















Опрос


Опрос2














Опрос


Опрос2














Контр




Контр3












Контр




Контр3












Опрос






Опрос4










Опрос






Опрос4










Контр








Контр5








Опрос








Опрос5








Опрос










Опрос6






Опрос










Опрос6






Контр












Контр7




Опрос












Опрос7




Опрос














Опрос8

Опрос














Опрос8

Опрос
















Опрос9



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ1
















Реферат

Реферат2














СИ


СИ3












ДЗ




ДЗ4











Реферат






Реферат5








ДЗ










ДЗ6




ДЗ












ДЗ7



ДЗ














ДЗ8



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. История философии :учеб. пособие.  / Овчинников Г.К., Шевцов Е.В., Ильина Т.А. и др.; под ред. Г.К. Овчинникова, Е.В. Шевцова -  М.:  МГИУ,  2006

6.2. Дополнительная литература

2. Поздняков М.В.   Основные течения западной философии второй половины XIX -первой половины XX века: учеб. пособие. -  М.:  МГИУ,  2007
3. Философия: учеб. для вузов.  / Сидоренко Н.И., Титов В.Ф., Новикова Е.Ю. и др.; под ред. Н.И. Сидоренко -  М.:  Российская экономическая академия,  2004   Гриф МО
4. под ред.Г.К. Овчинникова   История философии.  / Е.В. Шевцов, Т.А. Ильина, О.П. Лебедева, М.В. Поздняков  МГИУ,  2006 -  277c.
5. под.ред.Н.И. Сидоренко   Философия.  / Овчинников Г.К.  Российская экономическая академия,  2004 -  437c.

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Другое

  1. Схемы, таблицы, диаграммы.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы.
Информативно-проблемная лекция.
Устный опрос  N1.
[3] c.4-36
[1] c.7-25
[2] c.4-23
[5] c.4-36
[4] c.7-25

Тема 1 Практическое занятие Таблицы, схемы, диаграммы
Опросы, дискуссии, защиты рефератов

[5] c.4-36
[4] c.7-25

Тема 2 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы.
Информативно-проблемная лекция.
Устный опрос  N2.
[3] c.36-60
[1] c.48-88
[5] c.36-60
[4] c.48-88

Тема 2 Практическое занятие Таблицы, схемы, диаграммы
Опросы, дискуссии, защиты рефератов
Устный опрос  N2.
[5] c.36-60
[4] c.48-88

Тема 3 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы.
Информативно-проблемная лекция.
Контрольная работа  N3.
[3] c.61-76
[1] c.90-117
[5] c.61-76
[4] c.90-117

Тема 3 Практическое занятие Таблицы, схемы, диаграммы
Опросы, дискуссии, защиты рефератов
Контрольная работа  N3.
[5] c.61-76
[4] c.90-117

Тема 4 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы.
Информативно-проблемная лекция.
Устный опрос  N4.
[3] c.76-94
[1] c.118-144
[5] c.76-94
[4] c.118-144

Тема 4 Практическое занятие Таблицы, схемы, диаграммы
Опросы, дискуссии, защиты рефератов
Устный опрос  N4.
[5] c.76-94
[4] c.118-144

Тема 5 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы.
Информативно-проблемная лекция.
Устный опрос  N5.
[3] c.95-120
[1] c.145-179
[5] c.95-120
[4] c.145-179

Тема 5 Практическое занятие Таблицы, схемы, диаграммы
Опросы, дискуссии, защиты рефератов
Контрольная работа  N5.
[5] c.95-120
[4] c.145-179

Тема 6 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы.
Информативно-проблемная лекция.
Устный опрос  N6.
[3] c.121-141
[1] c.180-215
[5] c.121-141
[4] c.180-215

Тема 6 Практическое занятие Таблицы, схемы, диаграммы
Опросы, дискуссии, защиты рефератов
Устный опрос  N6.
[5] c.121-141
[4] c.180-215

Тема 7 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы.
Информативно-проблемная лекция.
Устный опрос  N7.
[3] c.156-228
[1] c.299-357
[5] c.156-228
[4] c.299-357

Тема 7 Практическое занятие Таблицы, схемы, диаграммы
Опросы, дискуссии, защиты рефератов
Контрольная работа  N7.
[5] c.156-228
[4] c.299-357

Тема 8 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы.
Информативно-проблемная лекция.
Устный опрос  N8.
Устный опрос  N9.
[3] c.229-272
[1] c.247-298
[5] c.229-272
[4] c.247-298

Тема 8 Практическое занятие Таблицы, схемы, диаграммы
Опросы, дискуссии, защиты рефератов
Устный опрос  N8.
[5] c.229-272
[4] c.247-298

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 1 Домашнее задание  N1
Что такое философия? Можно ли определить философию как науку? Место и роль филоофии в общей системе мировоззрения. Основные функции философии.
Устный опрос  N1
[4] с.4-36
[5] с.10-25
Тема 2 Реферат  N2
Представители анточной философии: Пифагор. Демокрит. Гераклит. Сократ. Платон. Аристотель. Эпикур. Сенека. (по выбору студента)
Представление и защита реферата  N2
[5] с.32-62
[4] с.36-60
Тема 3 Самостоятельное изучение  N3
Средневековая философия: Основные черты философии средневековья. "Исповедь" Августина Аврелия. Философские идеи Фомы Аквинского. Значение средневековой философии.
Устный опрос  N3
[4] с.61-76
[5] с.62-78
Тема 4 Домашнее задание  N4
Основные черты философии эпохи Возрождения. Охарактеризуйте такие черты, как пантеизм, естествознание, социальную направленность, идеологию Реформации.
Устный опрос  N4
[5] с.72-78
[4] с.76-94
Тема 5 Реферат  N5
Представители философии Новго времени: Бэкон, Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Паскаль.
Представление и защита реферата  N5
[5] с.79-93
[4] с.95-120
Тема 6 Домашнее задание  N6
Позитивизм. Прагматизм. Феноменология.
Контрольная работа  N6
[5] с.94-103
[4] с.121-141
Тема 7 Домашнее задание  N7
Философия жизни. Экзистенциализм. Психоанализ. Постмодернизм.
Контрольная работа  N7
[5] с.113-157
[4] с.156-228
Тема 8 Домашнее задание  N8
Каковы особенности русской философии, ее отличие от философии западной?
Контрольная работа  N8
[5] с.158-220
[4] с.229-272

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и философия.
  2. Человек в философии Древнего Востока.
  3. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.
  4. Социально-нравственная проблематика в Древнем Китае.
  5. Космоцентризм античной философии.
  6. Основные этапы развития античной философии.
  7. Поиск первоосновы мира в досократической философии.
  8. Атомистическое учение Демокрита.
  9. Суть принципа софистов: "Человек есть мера всех вещей".
  10. Философия Сократа.
  11. Идеализм Платона.
  12. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.
  13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
  14. Теоцентризм средневековой философии.
  15. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.
  16. Патристика: суить учения и основные представители.
  17. Схоластика и ее роль в философии средневековья.
  18. Антропоцентризм в философии Возрождения.
  19. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения.
  20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.
  21. Научная революция 17 века и ее влияние на философию.
  22. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта.
  23. Монизм, дуализм, плюрализм в философии Нового времени.
  24. Философские идеалы эпохи Просвещения.
  25. Теория познания Канта.
  26. Соотношение системы и метода Гегеля.
  27. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.
  28. Антропологический принцип в философии Фейербаха.
  29. Концепция общественного развития Маркса.
  30. Философский позитивизм.
  31. Философия прагматизма.
  32. Герменевтика как философское направление.
  33. Сциентизм и антисциентизм.
  34. Человек в "философии жизни".
  35. Философские учения психоанализа.
  36. Проблема свободы личности в экзистенциализме.
  37. Религиозная философии ХХ века.
  38. Особенности развития русской философии и ее периодизация.
  39. Философские воззрения Ломоносова.
  40. Дискуссия западников и славянофилов.
  41. Философские взгляды Достоевского.
  42. Философские взгляды Л.Толстого.
  43. Философия всеединства В.С.Соловьева.
  44. Русский космизм и его представители.
  45. Евразийство как социально-философское течение.
Тема 1. Философия, ее проблемы и функции.
Темы рефератов и докладов:
  1. Понятие мировоззрения, структура мировоззрения.
  2. Исторические типы мировоззрений.
  3. Философия и мифология.
  4. Проблема зарождения и становления философии.
  5. Основной вопрос философии как мировоззренческая проблема.
Тема 2. Античная философия.
Темы рефератов и докладов:
  1. Фундаментальные проблемы античной философии.
  2. Роль математики в учении пифагорейцев.
  3. Античная атомистика и ее влияние на развитие науки.
  4. Жизнь и философствование Сократа.
  5. Учение о государстве Платона.
Тема 3. Средневековая философия
Темы рефератов и докладов:
  1. Основные этапы развития средневековой философии.
  2. Особенности развития философии в средние века на Западе и Востоке.
  3. Философия Фомы Аквинского.
  4. Проблема человека в философии средних веков.
  5. Спор об универсалиях: реализм, номинализм, концептуализм.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
Темы рефератов и докладов:
  1. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философской мысли.
  2. Антропоцентрический характер философии Возрождения.
  3. Натурфилософия Возрождения.
  4. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно и др.)
  5. Идеология Реформации и Контрреформации.
Тема 5. Философия Нового времени.
Темы рефератов и докладов:
  1. Социальные и естественные предпосылки философии Нового времени.
  2. Проблема метода в философии Нового времени.
  3. Полемика эмпирического и рационалистического направлений в философии Нового времени.
  4. Методологические принципы философии Ф. Бэкона.
  5. Рационализм Р. Декарта.
Тема 6. Немецкая классическая философия.
Темы рефератов и докладов:
  1. Поворот к субъекту в философии Канта.
  2. Свобода и нравственность в философии Канта.
  3. Философия истории и учение о вечном мире Канта.
  4. Социальная философия Гегеля: право, свобода, собственность.
  5. Философия истории Гегеля.
Тема 7. Новейшая западная философия (XIX-XX вв.).
Темы рефератов и докладов:
  1. Социально-этическое учение Дж.С. Милля.
  2. Переоценка ценностей в философии Ницше.
  3. Эдмунд Гуссерль - основатель феноменологии.
  4. Проблема выбора и ответственности в философии Сартра.
  5. Ценностные ориентации в философии Фромма: иметь или быть.
Тема 8. Русская философия XIX начала XX века.
Темы рефератов и докладов:
  1. Особенности философской мысли Древней Руси.
  2. Славянофилы о характере русского человека.
  3. Позитивизм и материализм в России.
  4. Философия всеединства В.С.Соловьева.
  5. Философия русского зарубежья.