МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Отечественная история


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Отечественная история ".

Составители УМК:

___________________________  /проф.,д.и.н.   Чистяков В.Б./

___________________________  /д.и.н. проф.   Демин В.А./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Анализ истории России как особого цивилизационно-культурного образования;

изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества и государства;

раскрытия места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе;

анализ политического и социального опыта истории России на переломных рубежах ее развития, когда в концентрированном виде проявлялись назревшие противоречия в обществе;

изучение процесса становления и развития российской государственности, альтернатив и судьбы исторического пути российского общества и государства.

1.2. Задачи дисциплины

сформировать представление об историческом процессе общем и особенном в российской истории как неотъемлемой, органической части всемирной истории;

раскрыть основные проблемы, судьбы, "критические", поворотные точки, этапы и содержание отечественной истории, альтернативы исторического развития страны;

воспитать уважение к истории и культуре народов России и всего мира, сформировать общероссийский патриотизм как диалектическое единство национализма и интернационализма;

повысить политическую, правовую, гражданскую и духовную культуру студентов; подготовить их к активному участию в современной общественной и политической жизни страны;

привить навыки исторического мышления, обобщения и прогнозирования;

сформировать умение и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, с актуальными и дискуссионными проблемами отечественной и мировой исторической науки;

подготовить широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, умеющих применять исторические знания на практике и в профессиональной деятельности.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- сущность, формы, функции исторического знания, место, смысл и назначение истории в обществе; формирование и эволюцию исторических категорий;
- методы и источники изучения истории;
- роль теории в исторической науке;
- факторы, особенности, закономерности и противоречия российского исторического процесса;
- основные исторические факты и события, их место, роль и степень влияния на конкретно-историческую ситуацию и исторический процесс в целом;
- специфику социально-экономического, политического и культурного развития нашего Отечества в IX - началеXXI вв.;
- роль и место истории в системе наук; ее значение для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;
- cоциальное значение конкретных событий истории;
- объективное содержание современных процессов, происходящих в стране, в контексте опыта как всеобщей, так и отечественной истории;
- исторический путь развития человечества, историческое место России в мировом сообществе;
- пути решения проблем ее исторического выбора, модернизации.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- связывать историческое прошлое с настоящим;
- объективно, с позиций историзма, оценивать культурные, социально-экономические и политические процессы;
- формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам истории и аргументировать её;
- применять методы исторического исследования;
- вести диалог прошлого с настоящим, необходимый, чтобы понимать собственное общество, идентифицировать его место в мировой цивилизации;
- формировать историческое сознание - фундамент национального патриотического, интернационального сознания и нравственных идеалов, средство ориентации в социальном пространстве, форму социальной памяти;
- совершенствовать и использовать исторические знания как основу гуманитарной подготовки, повышения политической, правовой и гражданской культуры, а стало быть, и творческого усвоения общественных и всех других наук, т.е. подготовки к активному участию в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

К моменту изучения дисциплины студенты должны знать отечественную историю в объеме средней школы.
Для успешного изучения курса студенты должны уметь практически применять знания по отечественной истории, полученные ими в средней школе.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
2
Общая трудоемкость дисциплины 136 68
68
Аудиторная нагрузка 68 34
34
Лекции 34 17
17
Практические занятия (семинары) 34 17
17
Лабораторный практикум 0 0
0
Самостоятельная работа 68 34
34
Курсовой проект (работа) - - -
Вид промежуточной аттестации
экзамен
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение в курс "Отечественная история"
Сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Методология и теория исторической науки. Отечественная историография.История России- неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное российского исторического процесса.

Тема 2. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси.
Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XII в. Русь и Орда: проблема взаимовлияния.

Тема 3. Специфика формирования единого Российского государства в XIV первой половине XVII вв.
Социально-политические изменения в русских землях в XIV-XV вв.Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Россия и средневековые государства Европы и Азии.

Тема 4. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма во второй половине XVII-XVIII вв.
Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.Реформы Петра I. Век Екатерины. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Тема 5. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в.
Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Тема 6. Политическое развитие, реформы и реформаторы России в XIX в.
Реформы государственного управления: проекты и реальность. Политическая реакция второй четверти XIX в. Буржуазно-либеральные реформы 1860-1870-х годов. Деятели эпохи реформ. Контрреформы 80-90-х годов.

Тема 7. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
Духовная жизнь, общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Тема 8. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
Роль ХХ-го столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблемы экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Тема 9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914-1917 гг.).
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года.

Тема 10. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.

Тема 11. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е годы. НЭП.
Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Тема 12. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия (1930-е годы).
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

Тема 13. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война и развитие страны в первые послевоенные годы
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война, ее основные этапы, итоги и уроки.Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Тема 14. Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

Тема 15. СССР в середине 1960-1980-х годов: нарастание кризисных явлений.
СССР в середине 60-80-х годов: противоречивость развития, предпосылки кризисного состояния общества, нарастание кризисных явлений.

Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка.
Советский Союз в 1985-1991 годах. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 года, его осуществление и провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.

Тема 17. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации после распада СССР в декабре 1991 г.
Октябрьские события 1993 года. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Введение в курс "Отечественная история" 7 3
2
2

Тема 2. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси. 8 4
2
2

Тема 3. Специфика формирования единого Российского государства в XIV первой половине XVII вв. 8 4
2
2

Тема 4. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма во второй половине XVII-XVIII вв. 7 3
2
2

Тема 5. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в. 8 4
2
2

Тема 6. Политическое развитие, реформы и реформаторы России в XIX в. 8 4
2
2

Тема 7. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. 8 4
2
2

Тема 8. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в. 14 8
3
3

Семестр 2
Тема 9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914-1917 гг.). 7 3
2
2

Тема 10. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. 8 4
2
2

Тема 11. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е годы. НЭП. 7 3
2
2

Тема 12. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия (1930-е годы). 7 3
2
2

Тема 13. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война и развитие страны в первые послевоенные годы 7 3
2
2

Тема 14. Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг. 7 3
2
2

Тема 15. СССР в середине 1960-1980-х годов: нарастание кризисных явлений. 7 4
2
1

Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. 8 4
2
2

Тема 17. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации после распада СССР в декабре 1991 г. 10 7
1
2

Итого 136 68 34 34 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Введение в курс "Отечественная история"
2
Тема 2. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси.
2
Тема 3. Специфика формирования единого Российского государства в XIV первой половине XVII вв.
2
Тема 4. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма во второй половине XVII-XVIII вв.
2
Тема 5. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в.
2
Тема 6. Политическое развитие, реформы и реформаторы России в XIX в.
2
Тема 7. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
2
Тема 8. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
3
Итого 17
Семестр 2
Тема 9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914-1917 гг.).
2
Тема 10. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
2
Тема 11. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е годы. НЭП.
2
Тема 12. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия (1930-е годы).
2
Тема 13. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война и развитие страны в первые послевоенные годы
2
Тема 14. Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг.
2
Тема 15. СССР в середине 1960-1980-х годов: нарастание кризисных явлений.
2
Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка.
2
Тема 17. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации после распада СССР в декабре 1991 г.
1
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Введение в курс "Отечественная история"
2
Тема 2. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси.
2
Тема 3. Специфика формирования единого Российского государства в XIV первой половине XVII вв.
2
Тема 4. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма во второй половине XVII-XVIII вв.
2
Тема 5. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в.
2
Тема 6. Политическое развитие, реформы и реформаторы России в XIX в.
2
Тема 7. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
2
Тема 8. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
3
Итого 17
Семестр 2
Тема 9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914-1917 гг.).
2
Тема 10. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
2
Тема 11. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
2
Тема 12. СССР в середине 60-80-х годов: предпосылки кризисного состояния общества, нарастание кризисных явлений.
2
Тема 13. Советский Союз в 1985-1991 годах. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 года, его осуществление и провал. Распад СССР. Беловежское соглашение.
2
Тема 14. Попытка осуществления политических и экономических реформ 1953-1964гг. НТР и её влияние на ход общественного развития.
2
Тема 15. СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений.
1
Тема 16. Советский союз в 1985-1991 годах. Перестройка.
2
Тема 17. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации после распада СССР в декабре 1991г..
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1, 2 Тема 1 Домашнее задание  N1 1.Сущность, формы, функции исторического знания. 2.Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. 3.Отечественная иториография в прошлом и настоящем: общее и особенное. 4.Методология и теория исторической науки. 5.История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное.
4
3, 4 Тема 2 Домашнее задание  N2 1.Основные этапы становления государственности Древной Руси и её внешнеполитическое положение в IX-XIII вв. 2.Принятие христианства и его значение в истории России. 3.Социальный и политический строй Древней Руси и его эволюция в IX-XII вв. 4.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
4
5, 6 Тема 3 Подготовка к тестированию  N3 1.Социально-политические изменения в русских землях XI-XV вв. и возвышение Москвы. 2.Формирование сословной системы организации общества и становление Русского ценрализованного государства.
4
7, 8 Тема 4 Домашнее задание  N4 1.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. 2.Реформы Петра I 3.Век Екатерины.
3
9, 10 Тема 5 Домашнее задание  N5 1.Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения, крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы России. 2.Мануфактурно-промышленное производство. Крупные деятели россииского предпринимательства. 3.Становление индустриального общества в России: общее и особенное в развитии её промышленности и капитализма. 4.Традиционное общество в России.
4
11, 12 Тема 6 Домашнее задание  N6 1.Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.. 2.Николаевская Россия. 3.Реформы второй половины XIX в., их значение, буржуазная направленность. 4.Контрреформ 80-90-х годов.
3
13, 14 Тема 7 Домашнее задание  N7 1.Движение декабристов, его политические проекты и место в истории России. 2.Возникновение "западничества" и "славянофильства". Консервативная и либеральная идеология. Земско-либеральное движение. 3.Народничество и его основные течения. 4.Развитие рабочего движения. Российская социал-демократия.
4
15-17 Тема 8 Подготовка к тестированию  N8 1.Роль XX столетия в мировой истории и его проблемы:глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальный трансформации, столкновения тенденций.. 2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 3.Российские реформы в начале века:модернизация и охранительные тенденции. 4.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
8
Итого 34
Семестр 2
1, 2 Тема 9 Домашнее задание  N9 1.Участие России в первой мировой войне и углубление социально-экономического и политического общенационального кризиса. 2.Февральская рефолюция 1917 года. 3.Развитие политической ситуации в стране после февральской революции. 4.Октябрь 1917 г. в России:проблемы и оценки.
3
3, 4 Тема 10 Домашнее задание  N10 1.Расстановка и противостояние политических сил в стране после октября 1917г. в ходе формирования политической системы Советской России и её первых социально-экономических преобразований. 2.Внешнеполитической положение России. Брестский мир. Военная интервенция. 3.Причины, особенности, основные этапы, итоги, уроки и последствия гражданской войны, участия в ней разнородных социально-политических сил, политики и практики "военного коммунизма".
3
5, 6 Тема 11 Подготовка к тестированию  N11 1.Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны, кризис политики "военного коммунизма", переход к новой экономической политике и успехи развития страны на пути осуществления НЭПа. 2.Политическая борьба в стране, формирование однопартийного политического режима, трудности и противоречия новой экономической политики и их влияние на её судьбу. 3.Образование СССР и его внешняя политика. 4.Культурная жизнь страны в 20-е годы.
3
7, 8 Тема 12 Домашнее задание  N12 1.Социально-экономические преобразования в 30-е годы. 2.Усиление режима личной власти Сталина. 3.Сопративление сталинизму.
3
9, 10 Тема 13 Домашнее задание  N13 1.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 2.Великая Отечественная война. 3.Развитие страны в первые послевоенные годы и "Холодная война".
4
11, 12 Тема 14 Подготовка к тестированию  N14 1.Попытки осуществления политических реформ тоталитарно-бюрократической системы. 2.Экономические и социальные реформы, их огранниченный и противоречивый характер. 3.НТР её влияние на ход общественного развития страны.
3
13, 14 Тема 15 Домашнее задание  N15 1.СССР в середине 1960-1980-х гг. и борьба сверхдержав за мировое лидерство. 2.Нарастание кризисных явлений в стране, противоречивость её развития.
4
14-16 Тема 16 Подготовка к тестированию  N16 1.Советский союз 1985-1991гг.. 2.Перестройка, её основные этапы. 3.Попытка государственного переворота 1991 года:осуществление и провал. 4.Распад СССР, Беловежские соглашения.
4
15-17 Тема 17 Подготовка к тестированию  N17 1.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 2.Октябрьские события 1993 года. Становление новой россиийской государственности. 3.Культура в современной России. 4.Внешнеполитическая деятельность России в условия новой геополитической ситуации.
7
Итого 34

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка выполнения контрольных работ.
Проверка письменных тестирований

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1 1.Сущность, формы, функции исторического знания. 2.Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. 3.Отечественная иториография в прошлом и настоящем: общее и особенное. 4.Методология и теория исторической науки. 5.История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное.
4
Тема 2 1.Основные этапы становления государственности Древной Руси и её внешнеполитическое положение в IX-XIII вв. 2.Принятие христианства и его значение в истории России. 3.Социальный и политический строй Древней Руси и его эволюция в IX-XII вв. 4.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
4
Тема 3 1.Социально-политические изменения в русских землях XI-XV вв. и возвышение Москвы. 2.Формирование сословной системы организации общества и становление Русского ценрализованного государства.
4
Тема 4 1.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. 2.Реформы Петра I 3.Век Екатерины.
3
Тема 5 1.Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения, крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы России. 2.Мануфактурно-промышленное производство. Крупные деятели россииского предпринимательства. 3.Становление индустриального общества в России: общее и особенное в развитии её промышленности и капитализма. 4.Традиционное общество в России.
4
Тема 6 1.Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.. 2.Николаевская Россия. 3.Реформы второй половины XIX в., их значение, буржуазная направленность. 4.Контрреформ 80-90-х годов.
4
Тема 7 1.Движение декабристов, его политические проекты и место в истории России. 2.Возникновение "западничества" и "славянофильства". Консервативная и либеральная идеология. Земско-либеральное движение. 3.Народничество и его основные течения. 4.Развитие рабочего движения. Российская социал-демократия.
4
Тема 8 1.Роль XX столетия в мировой истории и его проблемы:глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальный трансформации, столкновения тенденций.. 2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 3.Российские реформы в начале века:модернизация и охранительные тенденции. 4.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
4
Семестр 2
Тема 9 1.Участие России в первой мировой войне и углубление социально-экономического и политического общенационального кризиса. 2.Февральская рефолюция 1917 года. 3.Развитие политической ситуации в стране после февральской революции. 4.Октябрь 1917 г. в России:проблемы и оценки.
4
Тема 10 1.Расстановка и противостояние политических сил в стране после октября 1917г. в ходе формирования политической системы Советской России и её первых социально-экономических преобразований. 2.Внешнеполитической положение России. Брестский мир. Военная интервенция. 3.Причины, особенности, основные этапы, итоги, уроки и последствия гражданской войны, участия в ней разнородных социально-политических сил, политики и практики "военного коммунизма".
4
Тема 11 1.Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны, кризис политики "военного коммунизма", переход к новой экономической политике и успехи развития страны на пути осуществления НЭПа. 2.Политическая борьба в стране, формирование однопартийного политического режима, трудности и противоречия новой экономической политики и их влияние на её судьбу. 3.Образование СССР и его внешняя политика. 4.Культурная жизнь страны в 20-е годы.
3
Тема 12 1.Социально-экономические преобразования в 30-е годы. 2.Усиление режима личной власти Сталина. 3.Сопративление сталинизму.
4
Тема 13 1.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 2.Великая Отечественная война. 3.Развитие страны в первые послевоенные годы и "Холодная война".
3
Тема 14 1.Попытки осуществления политических реформ тоталитарно-бюрократической системы. 2.Экономические и социальные реформы, их огранниченный и противоречивый характер. 3.НТР её влияние на ход общественного развития страны.
3
Тема 15 1.СССР в середине 1960-1980-х гг. и борьба сверхдержав за мировое лидерство. 2.Нарастание кризисных явлений в стране, противоречивость её развития.
4
Тема 16 1.Советский союз 1985-1991гг.. 2.Перестройка, её основные этапы. 3.Попытка государственного переворота 1991 года:осуществление и провал. 4.Распад СССР, Беловежские соглашения.
4
Тема 17 1.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 2.Октябрьские события 1993 года. Становление новой россиийской государственности. 3.Культура в современной России. 4.Внешнеполитическая деятельность России в условия новой геополитической ситуации.
4
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Текущий контроль знаний в 1 семестре
Тема 1 1.Сущность, формы, функции исторического знания. 2.Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. 3.Отечественная иториография в прошлом и настоящем: общее и особенное. 4.Методология и теория исторической науки. 5.История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное.
2
Тема 2 1.Основные этапы становления государственности Древной Руси и её внешнеполитическое положение в IX-XIII вв. 2.Принятие христианства и его значение в истории России. 3.Социальный и политический строй Древней Руси и его эволюция в IX-XII вв. 4.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
2
Тема 3 1.Социально-политические изменения в русских землях XI-XV вв. и возвышение Москвы. 2.Формирование сословной системы организации общества и становление Русского ценрализованного государства.
2
Тема 4 1.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. 2.Реформы Петра I 3.Век Екатерины.
2
Тема 5 1.Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения, крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы России. 2.Мануфактурно-промышленное производство. Крупные деятели россииского предпринимательства. 3.Становление индустриального общества в России: общее и особенное в развитии её промышленности и капитализма. 4.Традиционное общество в России.
2
Тема 6 1.Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.. 2.Николаевская Россия. 3.Реформы второй половины XIX в., их значение, буржуазная направленность. 4.Контрреформ 80-90-х годов.
2
Тема 7 1.Движение декабристов, его политические проекты и место в истории России. 2.Возникновение "западничества" и "славянофильства". Консервативная и либеральная идеология. Земско-либеральное движение. 3.Народничество и его основные течения. 4.Развитие рабочего движения. Российская социал-демократия.
2
Тема 8 1.Роль XX столетия в мировой истории и его проблемы:глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальный трансформации, столкновения тенденций.. 2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 3.Российские реформы в начале века:модернизация и охранительные тенденции. 4.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
3
Семестр 2
Текущий контроль знаний в 2 семестре
Тема 9 1.Участие России в первой мировой войне и углубление социально-экономического и политического общенационального кризиса. 2.Февральская рефолюция 1917 года. 3.Развитие политической ситуации в стране после февральской революции. 4.Октябрь 1917 г. в России:проблемы и оценки.
2
Тема 10 1.Расстановка и противостояние политических сил в стране после октября 1917г. в ходе формирования политической системы Советской России и её первых социально-экономических преобразований. 2.Внешнеполитической положение России. Брестский мир. Военная интервенция. 3.Причины, особенности, основные этапы, итоги, уроки и последствия гражданской войны, участия в ней разнородных социально-политических сил, политики и практики "военного коммунизма".
2
Тема 11 1.Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны, кризис политики "военного коммунизма", переход к новой экономической политике и успехи развития страны на пути осуществления НЭПа. 2.Политическая борьба в стране, формирование однопартийного политического режима, трудности и противоречия новой экономической политики и их влияние на её судьбу. 3.Образование СССР и его внешняя политика. 4.Культурная жизнь страны в 20-е годы.
2
Тема 12 1.Социально-экономические преобразования в 30-е годы. 2.Усиление режима личной власти Сталина. 3.Сопративление сталинизму.
2
Тема 13 1.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 2.Великая Отечественная война. 3.Развитие страны в первые послевоенные годы и "Холодная война".
2
Тема 14 1.Попытки осуществления политических реформ тоталитарно-бюрократической системы. 2.Экономические и социальные реформы, их огранниченный и противоречивый характер. 3.НТР её влияние на ход общественного развития страны.
2
Тема 15 1.СССР в середине 1960-1980-х гг. и борьба сверхдержав за мировое лидерство. 2.Нарастание кризисных явлений в стране, противоречивость её развития.
2
Тема 16 1.Советский союз 1985-1991гг.. 2.Перестройка, её основные этапы. 3.Попытка государственного переворота 1991 года:осуществление и провал. 4.Распад СССР, Беловежские соглашения.
2
Тема 17 1.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 2.Октябрьские события 1993 года. Становление новой россиийской государственности. 3.Культура в современной России. 4.Внешнеполитическая деятельность России в условия новой геополитической ситуации.
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос1
















Опрос

Опрос1
















Опрос


Опрос2














Опрос



Опрос2














ПТ




ПТ3












Контр





Контр3












Контр






Контр4










Опрос







Опрос4










Опрос








Опрос5








Опрос









Опрос5








ПТ










ПТ6






ПТ











ПТ6






ПГ












ПГ7




ЗР













ЗР7




ЗР














ЗР8

ПГ















ПГ8



Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос9
















Опрос

Опрос9
















Опрос


Опрос10














Опрос



Опрос10














ПДЗ




ПДЗ11












Контр





Контр11












ПДЗ






ПДЗ12










Опрос







Опрос12










Опрос








Опрос13








Опрос









Опрос13








ПДЗ










ПДЗ14






ПТ











ПТ14






Контр












Контр15




ЗР













ЗР15




ЗР














ЗР16


ПГ















ПГ16


ПГ
















ПГ17

ПГ
















ПГ17



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ1
















ДЗ

ДЗ2














ПТ



ПТ3












ДЗ





ДЗ4










ДЗ







ДЗ5








ДЗ









ДЗ6






ДЗ











ДЗ7




ПТ













ПТ8


Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ9
















ДЗ

ДЗ10














ПТ



ПТ11












ДЗ





ДЗ12










ДЗ







ДЗ13








ПТ









ПТ14






ДЗ











ДЗ15




ПТ












ПТ16


ПТ













ПТ17



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - экзамен
2 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. История России : учеб. для вузов.  / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др -  М.:  Проспект,  2006   Гриф НМС
2. История России : учеб. для вузов.  / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др. -  М.:  Проспект,  2003
3. История России :учеб. для вузов.  / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др. -  М.:  Проспект,  2004   Гриф МО
4. История России :учеб. для вузов.  / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др. -  М.:  Проспект,  2005   Гриф НМС
5. Чистяков В.Б.   История России :учеб. пособие. -  М.:  МГИУ,  2007
6. Орлов А.С.   Основы курса истории России :учеб. пособие.  / Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я.; под ред. А.С. Орлова -  М.:  Простор,  2005   Гриф УМО

6.2. Дополнительная литература

7. Абрамова Ю.А.   История России в таблицах, схемах, диаграммах: учеб. пособие. -  М.:  МГИУ,  2005
8. Мунчаев Ш.М.   История России: учеб.для вузов.  / Устинов В.М. -  М.:  НОРМА,  2003   Гриф МО
9. Новейшая история Отечества: XX век: учеб. для вузов: в 2 т. Т.2.  / Киселев А.Ф., Щагин Э.М., Попов В.П. и др.; под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина -  М.:  ВЛАДОС,  2002
10. Абрамова Ю.А.   Новейшая история России (1991-2006гг.): практикум.  / Абрамов А.В. -  М.:  МГИУ,  2007
11. Чистяков В.Б.   История России. УП. -  235c.
12. Милов Л.В. Цимбаев Н.И.   История России XVII-XIX веков. Учебное пособие.Гриф МО.  / Милов Л,В,  М,,  2006 -  760c.    
13. Барсенков А.С., Вдовин А.И., Воронкова С.В..   История России XX- начала XXI века. Учебное пособие.Гриф МО.  / Милов Л.В.  М.,  2006 -  939c.    
14. Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н..   История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебное пособие.Гриф МО.  / Милов Л.В.  М.,  2006 -  762c.    
15. Леванов Б.В., Чунаков А.В.   История России. Курс лекций. Учебное пособие.  М.,  2002    
16. История: УП для вузов. Гриф МО. МВиПО.  -Ростов н/Д,  2000    
17. В.А. Дёмин   Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ века. Лекция для студентов вузов.  М., МАКС пресс,  2005 -  20c.    

6.3. Периодические издания

1. История, Исторический журнал. ()  Вестник МГУ,
2. Журнал Отечественная история. ()  ИРИ РАН,
3. Жупнал Вопросы истории. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Исторический факультет СПбГУ. (http://www.history.pu.ru/about.htm)
2. библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. (http://www.hist.msu.ru/ER/index.html)
3. электронный архив публикаций журналов "Родина" и "Источник". (http://www.istrodina.com)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Демонстрационные материалы

  1. Карты.
  2. Книжный фонд кафедры.
  3. Книги и статьи, поготовленные преподавателями.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический.
Устный опрос  N1.
[5] c.11-60
[16] c.3-30
[15] c.7-31

Тема 1 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, доклады, сообщения.
Историко-системный, историко-сранительный, историко-типологический.
Устный опрос  N1.
[8] c.1-12
[16] c.3-30
[15] c.7-31
[11] c.11-59

Тема 2 Лекции Объяснение, индукция, дидукция.
Историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический.
Устный опрос  N2.
[5] c.33-43
[5] c.50-51
[14] c.69-231

Тема 2 Практическое занятие Объяснение, индукция, дидукция, рефераты, собеседования, дискуссии.
Историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический.
Устный опрос  N2.
[8] c.13-59
[7] c.4-5
[11] c.60-61
[14] c.69-231

Тема 3 Лекции Описание, объяснение, синтез.
Историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, историко-типологический.
Письменное тестирование  N3.
[5] c.34-53
[5] c.62-63
[5] c.180-181
[12] c.5-378
[14] c.232-762

Тема 3 Практическое занятие Описание, объяснение, синтез, сообщения, коллоквиум, оппонирование.
Историко-типологический, историко-генетический, историко-сранительный, проблемно-хронологический.
Контрольная работа  N3.
[8] c.60-96
[7] c.5-6
[11] c.62-63
[14] c.232-762

Тема 4 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, проблемно-хронологический.
Контрольная работа  N4.
[5] c.34-53
[5] c.64-66
[5] c.137-138
[12] c.5-378

Тема 4 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, доклады, содоклады, дискуссии.
Историко-генетический, историко-сравнительный,историко-типологический, проблемно-хронологический.
Устный опрос  N4.
[8] c.97-132
[7] c.6-7
[12] c.5-378
[11] c.64-66

Тема 5 Лекции Анализ, синтез.
Историко-сравнительный, проблемно-хронологический.
Устный опрос  N5.
[5] c.66-67
[5] c.138-139
[12] c.379-406
[12] c.618-652

Тема 5 Практическое занятие Анализ, синтез, сообщения, оппонирование.
Историко-сравнительный, проблемно-хронолигический.
Устный опрос  N5.
[7] c.133-145
[11] c.66-67
[12] c.379-406
[12] c.618-652

Тема 6 Лекции Описание, объяснение, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Письменное тестирование  N6.
[5] c.70-74
[12] c.407-439
[12] c.502-526
[12] c.589-617

Тема 6 Практическое занятие Описание, объяснение, анализ, синтез, обсуждение, коллоквиум.
Проблемно-хронологический, историко-сранительный, историко-типологический.
Письменное тестирование  N6.
[8] c.146-154
[8] c.171-193
[7] c.8-12
[11] c.68-70
[12] c.407-439
[12] c.502-526
[12] c.589-617

Тема 7 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Проверка уровня готовности студента  N7.
[12] c.440-468
[12] c.527-560
[12] c.653-687
[12] c.723-760

Тема 7 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, доклады,оппонирование , сообщения, обсуждение.
Проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Представление и защита реферата  N7.
[8] c.155-170
[11] c.71-74
[12] c.440-468
[12] c.527-560
[12] c.653-687
[12] c.723-760
[7] c.11

Тема 8 Лекции Дидукция, анализ, синтез.
Историко-сравнительный историко-типологический проблемно-хронологический.
Представление и защита реферата  N8.
[5] c.82-85
[5] c.143-144
[13] c.5-168

Тема 8 Практическое занятие Дидукция, анализ, синтез, сообщения, обсуждения, дискуссия, коллоквиум.
Историко-сравнительный историко-типологический проблемно-хронологический.
Проверка уровня готовности студента  N8.
[9] c.74-144
[8] c.194-227
[7] c.13
[7] c.33
[7] c.37-38
[17] c.1-20
[13] c.5-168
[11] c.75-81

Тема 9 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Историко-генетический историко-типологический историко-системный.
Устный опрос  N9.
[5] c.191-192
[13] c.169-270

Тема 9 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, сообщения, обсуждение, дискуссия.
Историко-генетический историко-типологический, историко-системный.
Устный опрос  N9.
[9] c.145-287
[8] c.228-262
[7] c.13
[11] c.82-85
[13] c.169-270
[7] c.33

Тема 10 Лекции Описание, анализ, синтез.
Историко-системный, историко-генетический, проблемно-хронологический.
Устный опрос  N10.
[5] c.86-91
[5] c.144-146
[13] c.271-338

Тема 10 Практическое занятие Описание, анализ, синтез, рефераты, сообщения, обсуждения.
Историко-системный, историко-генетический, историко-хронологический.
Устный опрос  N10.
[9] c.288-376
[9] c.442-464
[8] c.263-310
[7] c.14
[7] c.33
[11] c.86-91
[13] c.271-338

Тема 11 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Историко-системный историко-типологический.
Проверка и приём домашнего задания  N11.
[5] c.92-94
[5] c.146-148
[13] c.339-417

Тема 11 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез,доклады, обсуждения, коллоквиум.
Историко-системный историко-типологический.
Контрольная работа  N11.
[9] c.5-128
[9] c.465-482
[8] c.332-331
[7] c.15
[7] c.33-34
[11] c.92-94
[13] c.339-417

Тема 12 Лекции Объяснение, дидукция, анализ, синтез.
историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический, проблемно-хронологический.
Проверка и приём домашнего задания  N12.
[5] c.95-100
[5] c.149-150
[13] c.418-512

Тема 12 Практическое занятие Объяснение, дидукция, анализ, синтез, доклады, содоклады, сообщения, обсуждение, контрольная работа.
Историко-сравнительный, историко-системный историко-типологический, историко-хронологический.
Устный опрос  N12.
[9] c.5-128
[9] c.465-482
[8] c.322-331
[7] c.15-16
[7] c.34
[11] c.95-100
[13] c.418-512

Тема 13 Лекции Описание, индукция, дидиукция, анализ, синтез.
Историко-типологический синхронистический, проблемно-хронологический.
Устный опрос  N13.
[5] c.101-104
[5] c.151-153
[5] c.197-199
[13] c.513-624

Тема 13 Практическое занятие Описание, индукция, дидиукция, анализ, синтез, доклады, оппонирование, обсуждения.
Историко-типологический синхронистический, проблемно-хронологический.
Устный опрос  N13.
[9] c.129-296
[8] c.338-395
[8] c.404-405
[8] c.420-421
[7] c.16
[7] c.34
[7] c.39
[7] c.44
[11] c.101-104
[13] c.513-624

Тема 14 Лекции Описание, анализ, синтез.
Историко-типологический историко-системный.
Проверка и приём домашнего задания  N14.
[5] c.105-106
[5] c.154-155
[13] c.625-693

Тема 14 Практическое занятие Описание, анализ, синтез, доклады, сообщения, коллоквиум.
Историко-типологический историко-системный.
Письменное тестирование  N14.
[9] c.297-312
[8] c.395-399
[8] c.405-411
[8] c.421-429
[7] c.16
[7] c.34
[7] c.39
[7] c.44
[11] c.105-106
[13] c.625-693

Тема 15 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Иторико-сравнительный историко-системный.
Контрольная работа  N15.
[5] c.155-157
[13] c.694-759
[5] c.106-107

Тема 15 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, доклады, оппонирование, обсуждение.
Иторико-сравнительный историко-системный.
Представление и защита реферата  N15.
[9] c.313-351
[8] c.399-404
[8] c.411-420
[8] c.429-435
[11] c.106-107
[13] c.694-759
[7] c.16
[7] c.34
[7] c.39
[7] c.44

Тема 16 Лекции Описание, объяснение, анализ, синтез.
Историко-системный историко-сравнительный историко-генетический, проблемно-хронологический.
Представление и защита реферата  N16.
[5] c.108-112
[5] c.157-161
[13] c.760-825

Тема 16 Практическое занятие Описание, объяснение, анализ, синтез, доклады, сообщения, обсуждения, собеседование.
Историко-системный историко-сравнительный историко-генетический, проблемно-хронологический.
Проверка уровня готовности студента  N16.
[9] c.352-389
[8] c.436-449
[7] c.16-17
[11] c.108-112
[13] c.760-825
[7] c.34
[7] c.39
[7] c.44

Тема 17 Лекции Описание, объяснение, индукция, дидукция, анализ, синтез.
Историко-типологический историко-системный историко-генетический историко-сравнительный.
Проверка уровня готовности студента  N17.
[5] c.113-115
[5] c.128-133
[5] c.161-164
[13] c.826-939

Тема 17 Практическое занятие Описание, объяснение, индукция, дидукция, анализ, синтез, доклады, сообщения, обсуждения, коллоквиум.
Историко-типологический историко-системный историко-генетический историко-сравнительный.
Проверка уровня готовности студента  N17.
[9] c.390-423
[8] c.450-476
[7] c.17
[7] c.35
[7] c.39-44
[11] c.113-115
[13] c.826-939

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 1 Домашнее задание  N1
1.Сущность, формы, функции исторического знания. 2.Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. 3.Отечественная иториография в прошлом и настоящем: общее и особенное. 4.Методология и теория исторической науки. 5.История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное.
Устный опрос  N1
[3] с.3-6
[1] с.3-6
[10] с.10-17
[6] с.3-15
Тема 2 Домашнее задание  N2
1.Основные этапы становления государственности Древной Руси и её внешнеполитическое положение в IX-XIII вв. 2.Принятие христианства и его значение в истории России. 3.Социальный и политический строй Древней Руси и его эволюция в IX-XII вв. 4.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Устный опрос  N2
[1] с.7-58
[3] с.7-58
Тема 3 Подготовка к тестированию  N3
1.Социально-политические изменения в русских землях XI-XV вв. и возвышение Москвы. 2.Формирование сословной системы организации общества и становление Русского ценрализованного государства.
Контрольная работа  N3
[3] с.59
[1] с.59-127
Тема 4 Домашнее задание  N4
1.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. 2.Реформы Петра I 3.Век Екатерины.
Устный опрос  N4
[1] с.128-186
[3] с.128-177
Тема 5 Домашнее задание  N5
1.Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения, крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы России. 2.Мануфактурно-промышленное производство. Крупные деятели россииского предпринимательства. 3.Становление индустриального общества в России: общее и особенное в развитии её промышленности и капитализма. 4.Традиционное общество в России.
Устный опрос  N5
[2] с.187-194
[8] с.133-145
[1] с.187-194
[6] с.230-237
[6] с.321-329
Тема 6 Домашнее задание  N6
1.Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.. 2.Николаевская Россия. 3.Реформы второй половины XIX в., их значение, буржуазная направленность. 4.Контрреформ 80-90-х годов.
Письменное тестирование  N6
[3] с.195-206
[3] с.248-258
[1] с.195-222
Тема 7 Домашнее задание  N7
1.Движение декабристов, его политические проекты и место в истории России. 2.Возникновение "западничества" и "славянофильства". Консервативная и либеральная идеология. Земско-либеральное движение. 3.Народничество и его основные течения. 4.Развитие рабочего движения. Российская социал-демократия.
Представление и защита реферата  N7
[3] с.223-236
[3] с.237-247
[3] с.274-283
[3] с.318-326
[1] с.223-247
Тема 8 Подготовка к тестированию  N8
1.Роль XX столетия в мировой истории и его проблемы:глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальный трансформации, столкновения тенденций.. 2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 3.Российские реформы в начале века:модернизация и охранительные тенденции. 4.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Проверка уровня готовности студента  N8
[1] с.284-318
[3] с.284-326
Семестр 2
Тема 9 Домашнее задание  N9
1.Участие России в первой мировой войне и углубление социально-экономического и политического общенационального кризиса. 2.Февральская рефолюция 1917 года. 3.Развитие политической ситуации в стране после февральской революции. 4.Октябрь 1917 г. в России:проблемы и оценки.
Устный опрос  N9
[3] с.310-317
[3] с.327-337
[1] с.328-338
Тема 10 Домашнее задание  N10
1.Расстановка и противостояние политических сил в стране после октября 1917г. в ходе формирования политической системы Советской России и её первых социально-экономических преобразований. 2.Внешнеполитической положение России. Брестский мир. Военная интервенция. 3.Причины, особенности, основные этапы, итоги, уроки и последствия гражданской войны, участия в ней разнородных социально-политических сил, политики и практики "военного коммунизма".
Устный опрос  N10
[3] с.338-351
[3] с.389-390
[1] с.339-352
Тема 11 Подготовка к тестированию  N11
1.Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны, кризис политики "военного коммунизма", переход к новой экономической политике и успехи развития страны на пути осуществления НЭПа. 2.Политическая борьба в стране, формирование однопартийного политического режима, трудности и противоречия новой экономической политики и их влияние на её судьбу. 3.Образование СССР и его внешняя политика. 4.Культурная жизнь страны в 20-е годы.
Контрольная работа  N11
[3] с.352-362
[3] с.363-366
[3] с.381-384
[3] с.391-394
[1] с.353-363
Тема 12 Домашнее задание  N12
1.Социально-экономические преобразования в 30-е годы. 2.Усиление режима личной власти Сталина. 3.Сопративление сталинизму.
Устный опрос  N12
[3] с.367-380
[3] с.385-388
[3] с.394-398
[1] с.364-381
Тема 13 Домашнее задание  N13
1.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 2.Великая Отечественная война. 3.Развитие страны в первые послевоенные годы и "Холодная война".
Устный опрос  N13
[7] с.16-16
[1] с.400-426
[9] с.129-296
[3] с.399-425
[3] с.478-479
Тема 14 Подготовка к тестированию  N14
1.Попытки осуществления политических реформ тоталитарно-бюрократической системы. 2.Экономические и социальные реформы, их огранниченный и противоречивый характер. 3.НТР её влияние на ход общественного развития страны.
Письменное тестирование  N14
[3] с.426-435
[3] с.480-484
[1] с.427-437
Тема 15 Домашнее задание  N15
1.СССР в середине 1960-1980-х гг. и борьба сверхдержав за мировое лидерство. 2.Нарастание кризисных явлений в стране, противоречивость её развития.
Представление и защита реферата  N15
[3] с.436-451
[3] с.485-490
[1] с.438-453
Тема 16 Подготовка к тестированию  N16
1.Советский союз 1985-1991гг.. 2.Перестройка, её основные этапы. 3.Попытка государственного переворота 1991 года:осуществление и провал. 4.Распад СССР, Беловежские соглашения.
Проверка уровня готовности студента  N16
[3] с.452-464
[3] с.490
[4] с.454-467
[1] с.454-467
Тема 17 Подготовка к тестированию  N17
1.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 2.Октябрьские события 1993 года. Становление новой россиийской государственности. 3.Культура в современной России. 4.Внешнеполитическая деятельность России в условия новой геополитической ситуации.
Проверка уровня готовности студента  N17
[3] с.465-477
[3] с.490-492
[1] с.468-485

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Сущность, формы, функции исторического знания.
  2. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
  3. Древняя Русь и кочевники. Иноземные нашествия на Русь в XIII в.
  4. Особенности социального строя Древней Руси.
  5. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси.
  6. Византийско-русские связи и христианизация Руси.
  7. Эволюция восточнославянской государственности в 11-12 вв.
  8. Социально-политические изменения в русских землях в 13-15 вв.
  9. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
  10. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы.
  11. Формирование сословной системы организации российского общества. Сословно-представительная монархия.
  12. Россия и средневековые государства Европы и Азии.
  13. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
  14. Реформы Петра 1.
  15. Век Екатерины.
  16. Особенности и основные этапы экономического развития России в XYIII-XIX вв. Мануфактурно-промышленное производство.
  17. Крепостное право в России: формирование и развитие.
  18. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
  19. Реформы и реформаторы в России первой половины XIX в.
  20. Реформы и реформаторы в России второй половины XIX в.
  21. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
  22. Роль ХХ столетия в мировой истории и его проблемы: глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальной трансформации, столкновения тенденций.
  23. Россия в начале ХХ в., объективная потребность ее индустриальной модернизации. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.
  24. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
  25. Политические партии России в начале ХХ в.: генезис, классификация, программы, тактика.
  26. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.
  27. Революция 1917 г. Борьба за различные пути ее развития.
  28. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. "Военный коммунизм". Российская эмиграция.
  29. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП.
  30. Формирование однопартийного политического режима.
  31. Образование СССР.
  32. Культурная жизнь страны в 20-е годы.
  33. Внешняя политика страны в 20-30-е годы.
  34. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Борьба в политическом руководстве страны.
  35. Социально-экономическое преобразование страны в 30-е годы.
  36. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
  37. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.
  38. Великая Отечественная война. Окончание второй мировой войны.
  39. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь и культура страны в послевоенные годы (1945 - начало 50-х годов).
  40. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война".
  41. Попытки осуществления политических и экономических реформ в стране. Начало десталинизации общества. НТР и ее влияние на ход общественного развития (1950-1960-е годы).
  42. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
  43. Попытка государственного переворота 1991 г.: осуществление и провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
  44. Октябрьские события 1993 г. и становление новой российской государственности.
  45. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации в конце ХХ-начале ХХ1 вв.
  46. Культура в современной России.
  47. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации в конце ХХ-начале ХХ1 вв.
  48. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка.
Темы рефератов
Тема 1. Введение в курс "Отечественная история"
Вопросы для самоконтроля:
  1. Сущность, формы, функции исторического знания.
  2. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Темы рефератов и докладов:
  1. Основные постоянные факторы, особенности, закономерности и противоречия русского исторического процесса.
Тема 2. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Древняя Русь и кочевники. Иноземные нашествия на Русь в XIII в.
  2. Особенности социального строя Древней Руси.
  3. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси.
  4. Византийско-русские связи и христианизация Руси
  5. Эволюция восточнославянской государственности в 11-12 вв.
  6. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Темы рефератов и докладов:
  1. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности.
  2. Влияние византизма на русскую историю.
  3. Место православия в истории России.
  4. Феодальные боярские республики на Руси.
  5. Крестьянская община и ее роль и место в истории России.
Тема 3. Специфика формирования единого Российского государства в XIV первой половине XVII вв.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Социально-политические изменения в русских землях в 13-15 вв.
  2. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы.
  3. Формирование сословной системы организации российского общества. Сословно-представительная монархия.
  4. Россия и средневековые государства Европы и Азии.
  5. Крепостное право в России: формирование и развитие.
Темы рефератов и докладов:
  1. Сословно-представительная монархия в России XYI-XYII вв.
  2. Смутное время в России на рубеже XYI-XYII вв.
  3. Русь, Россия в контексте европейской истории Средневековья.
  4. История закрепощения крестьян в России.
Тема 4. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма во второй половине XVII-XVIII вв.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
  2. Реформы Петра 1
  3. Век Екатерины.
Темы рефератов и докладов:
  1. Складывание абсолютизма в России.
  2. Трансформация Московского государства в Российскую империю.
  3. У истоков российского предпринимательства.
  4. Особенности российской модернизации в XYIII в.
  5. Великая французская буржуазная революция и российское общество.
  6. "Просвященый абсолютизм" в России: особенности, содержание, противоречия, его социально-правовая программа. Российские просветители.
Тема 5. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в XIX в.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Особенности и основные этапы экономического развития России в XYIII-XIX вв. Мануфактурно-промышленное производство.
Темы рефератов и докладов:
  1. У истоков российского предпринимательства.
  2. Особенности российской модернизации в XYIII в.
  3. Особенности промышленного переворота и развития промышленности в России XIX в.
  4. Российский капитализм и самодержавие в XIX в.
Тема 6. Политическое развитие, реформы и реформаторы России в XIX в.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Реформы и реформаторы в России первой половины XIX в.
  2. Реформы и реформаторы в России второй половины XIX в.
Темы рефератов и докладов:
  1. Война 1812 г. в исторических судьбах России.
  2. История масонства в России.
  3. Проблема политического развития России в XIX в.
  4. Земства в пореформенной России.
  5. Контрреформы 1880-1890-х годов в России.
  6. Земский и буржуазный либерализм в России второй половины XIX в.
  7. "Революция сверху". В чем заключается ее значение для истории России?
  8. История России в контексте европейской истории Нового времени.
  9. Роль бюрократии в истории России.
Тема 7. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
  2. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Темы рефератов и докладов:
  1. История масонства в России.
  2. Поиски исторической альтернативы России в XIX в.
  3. Западники и славянофилы в России.
  4. Феномен интеллигенции России.
  5. Народническое и земское движения в России второй половины XIX в.
  6. Земский и буржуазный либерализм в России второй половины XIX в.
  7. Революционеры и реформаторы в России второй половины XIX в.
  8. Размежевание буржуазно-демократической и социалистической тенденций в освободительном движении России.
Тема 8. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Роль ХХ столетия в мировой истории и его проблемы: глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальной трансформации, столкновения тенденций.
  2. Россия в начале ХХ в., объективная потребность ее индустриальной модернизации. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.
  3. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
  4. Политические партии России в начале ХХ в.: генезис, классификация, программы, тактика.
Темы рефератов и докладов:
  1. Первая революция в России и ее влияние на политическое и социальное положение в стране.
  2. Политические партии России (1905-1917 гг.).
  3. Российская интеллигенция и революция.
  4. Исторические судьбы российского либерализма.
  5. Исторический опыт российского парламентаризма в начале ХХ века.
Тема 9. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914-1917 гг.).
Вопросы для самоконтроля:
  1. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.
  2. Революция 1917 г. Борьба за различные пути ее развития.
Темы рефератов и докладов:
  1. Политические партии России (1905-1917 гг.).
  2. Исторический опыт российского парламентаризма в начале ХХ века.
Тема 10. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
  2. Формирование однопартийного политического режима.
  3. "Военный коммунизм".
  4. Российская эмиграция.
Темы рефератов и докладов:
  1. Иностранная военная интервенция в России в 1918-1920 гг.
  2. Объективные и субъективные факторы формирования политики "военного коммунизма".
  3. Гражданская война в России и ее последствия.
Тема 11. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е годы. НЭП.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП.
  2. Формирование однопартийного политического режима.
  3. Образование СССР.
  4. Культурная жизнь страны в 20-е годы.
  5. Внешняя политика страны в 20-30-е годы.
Темы рефератов и докладов:
  1. Альтернатива введения НЭПа весной 1918 г.
  2. Переход к НЭПу: либерализация экономики и ужесточение политического режима - две стороны политического процесса.
  3. Политика большевиков в крестьянском вопросе в годы НЭПа.
  4. Обострение борьбы в руководстве страны между аппаратчиками и "демократами" вокруг идейного наследия Ленина по вопросу о путях развития страны.
  5. Международные отношения в 1920-1930-е гг. Проблема войны и мира.
Тема 12. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия (1930-е годы).
Вопросы для самоконтроля:
  1. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Борьба в политическом руководстве страны.
  2. Социально-экономическое преобразование страны в 30-е годы.
  3. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
  4. Внешняя политика страны в 20-30-е годы.
Темы рефератов и докладов:
  1. Международные отношения в 1920-1930-е гг. Проблема войны и мира.
  2. Сталинизм: истоки, последствия и уроки.
  3. Сопротивление сталинизму и причины его поражения.
  4. Индустриализация: задачи, итоги, уроки.
  5. Коллективизация: как это было?
Тема 13. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война и развитие страны в первые послевоенные годы
Вопросы для самоконтроля:
  1. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.
  2. Великая Отечественная война. Окончание второй мировой войны.
  3. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь и культура страны в послевоенные годы (1945 - начало 50-х годов).
  4. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война".
Темы рефератов и докладов:
  1. Преступления фашизма в годы второй мировой войны.
  2. Международные отношения в 1920-1930-е гг. Проблема войны и мира.
  3. Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.
  4. Антигитлеровская коалиция в годы второй мировой войны. Создание второго фронта.
  5. Цена Победы. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.
  6. Послевоенный мир: противостояние двух систем и последствия "холодной войны" для нашей страны.
Тема 14. Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война".
  2. Попытки осуществления политических и экономических реформ в стране. Начало десталинизации общества.
  3. НТР и ее влияние на ход общественного развития (1950-1960-е годы).
Темы рефератов и докладов:
  1. Экономические реформы 1950-1960-х гг. Замыслы и реальность.
  2. Просчеты в аграрном секторе экономики страны в 1950-е - начале 1980-х годов.
  3. Инакомыслие в СССР в 1950-е - начале 1980-х годов.
  4. Историческая судьба НТР в СССР в условиях командно-административной системы управления.
Тема 15. СССР в середине 1960-1980-х годов: нарастание кризисных явлений.
Вопросы для самоконтроля:
  1. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Темы рефератов и докладов:
  1. Экономические реформы 1950-1960-х гг. Замыслы и реальность.
  2. Просчеты в аграрном секторе экономики страны в 1950-е - начале 1980-х годов.
  3. Социально-экономические и политические аспекты механизма торможения развития СССР в 1970-е годы.
  4. Инакомыслие в СССР в 1950-е - начале 1980-х годов.
  5. Историческая судьба НТР в СССР в условиях командно-административной системы управления.
Тема 16. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка.
  2. Попытка государственного переворота 1991 г.: осуществление и провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
Темы рефератов и докладов:
  1. Переосмысление советской истории в годы перестройки.
  2. Межнациональные отношения в СССР.
  3. Попытки создания смешанной экономики и рынка в годы перестройки.
  4. Реформа политической системы советского общества в конце 1980-х начале 1990-х гг. Итоги и уроки.
Тема 17. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации после распада СССР в декабре 1991 г.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Октябрьские события 1993 г. и становление новой российской государственности.
  2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации в конце ХХ-начале ХХ1 вв.
  3. Культура в современной России.
  4. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации в конце ХХ-начале ХХ1 вв.
Темы рефератов и докладов:
  1. Меры по выводу России из кризисного состояния (конец ХХ - начало XXIвв.).
  2. Современная Россия и ее место в мировом сообществе.