МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Культурология


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Культурология ".

Составители УМК:

___________________________  /   Полосина Н.И./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Цель курса Культурология: дать представление о культуре в единстве всех ее сторон; показать место и роль отечественной культуры в системе мировой цивилизации; помочь сориентироваться в современной социокультурной ситуации.

1.2. Задачи дисциплины

Раскрыть сущность культуры. Охарактеризовать е структуру и функции. Дать представление о морфологии, типологии и динамики культуры. Раскрыть проблему "культура и личность". Охарактеризовать основные исторические типы культуры. Дать представление об особенностях русской культуры, основных этапах ее развития от возникновениядо наших дней. Раскрыть проблему культорной глобализации в современном мире.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Сущность, структуру, функции и закономерности развития культуры; основные этапы развития культурологической мысли; типологию культур; этапы истории мировой и отечественной культуры и их характерные черты; главные проблемы современной культуры; содержание основных понятий культурологии.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать явления культуры с использованием полученных знаний; расширять свой культурный кругозор путем знакомства с достижениями культуры разных стран народов; активно участвовать в охране и использовании культурного наследия русского и других этносов России.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Курсы по Истории России и зарубежных стран. Раздел развития культуры.
Мировая художественная культура.
Москвоведение.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

2
Общая трудоемкость дисциплины 68 68
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 34 34
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Культурология как наука .
Место и роль курса Культурология в общекультурном блоке вузовских дисциплин. Предмет курса, его цель и задачи. Структура и состав современного культурологического знания. Связь культурологии с философией и социологией культуры, культурной антропологией, этнологией, историей, религиоведением, искусствоведением, эстетикой, педагогией. Основные составляющие научного культурологического знания теория и история культуры. Прикладное значение культурологии. Культурологическая направленность образования. Университетское образование и его культурологический потенциал. Сущность термина культурология, ее содержательная специфика как учебной дисциплины. Основные понятия курса кульутрологии: артефакт культуры, символ, архетип, культурная норма, традиция, язык и символы культуры, онтология культуры. Методология культурологических исследований.

Тема 2. Культура как предмет культурологии .
Понятие культуры, различные подходы к ее определению. Культура и природа, культура и человек. Значение его потребностей в зарождении и развитии культуры. Культура, как ценность, как процесс и продукт духовного производства. Принципы структурирования культуры. Культура материальная и духовная, их связь с соответствующими потребностями человека. Духовная культура как способ освоения и постижения окружающего мира. Основные функции культуры инновационная, сохранения духовных ценностей, трансляционно коммуникативная, социально формирующая, компенсационно игровая. Социальный механизм духовного производства. Заказчик, создатель, хранитель и распространитель, потребитель и носитель культуры как элементы названного механизма. Меценатство, его сущность и роль. Проблема создания духовных ценностей. Роль коллективных и индивидуальных усилий в процессе создания культурных инноваций. Роль и становление интеллигенции. Влияние потребителей культуры на процесс ее создания. Функционирование механизма духовного производства как целостности.

Тема 3. Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории .
Предыстория науки о культуре. Различие понятий основание и изучение культуры. Зарождение культурологической мысли и начало донаучного периода в ее истории. Мифологические представления о культурных героях как первое проявление саморефлексии культуры. Представления о культуре в античном мире и в эпоху средневековья. Накопления знаний о различных проявлениях культуры как побочный результат деятельности купцов и путешественников. Значение эпохи Великих географических открытий. Западная культурологическая мысль XVIII XX вв. Переход от донаучного к научному этапу развития культурологической мысли. Целостное (философское) осмысление культуры и становление частных наук, ее изучающих. Зарождение исторического представления о культуре. Философия культуры И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля. Становление искусствоведения, религиоведения и собственно культурологии. Основные культурологические концепции. Эволюционизм (Э. Тайлор). О. Шпенглер и его взгляды на сущность цивилизации и перспективы ее развития. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Структурализм. К. Леви Строс. Социальная и культурная антропология. Функционализм. Отечественная культурологическая мысль XIX XX вв. П.Я. Чаадаев о России и русской культуре. Западники и славянофилы. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского. Н.А. Бердяев о судьбе русской культуры.

Тема 4. Типология культур .
Типология как средство дифференциации и систематизации культур. Виды типологизации. Вертикальные и горизонтальные параметры типологизации культур, их содержательная специфика. Взаимосвязь пространственно временных особенностей культур и их типологическое значение. Культурогенез и типология культур. Принципы традиционализма, модернизации и интеграции, характеризующие основные виды развития и взаимодействия культур. Типологизация культур по цивилизационным, формационным, религиозным, антропологическим, художественно историческим, социально психологическим и др. признакам. Неоднородность культуры внутри единой цивилизации и проблемы ее типологической дифференциации. Восточный и западный типы культур. Специфические и срединные культуры. Локальные культуры. Культура и субкультура, культура и контркультура, культура городская и сельская, официальная и народная, элитарная и массовая, эзотерическая и экзотерическая, сакральная и светская. Многообразие типологическим подходов к культурам. Концептуальные идеи отечественных и зарубежных авторов (М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, П. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Юнга, К. Ясперса и др.) Принцип диалогизма культур; зависимость его проявления от открытости и мобильности взаимодействующих культур. Типологическое своеобразие русской культуры. Интеграция культур и тенденция культурной универсализация в современном мировом процессе.

Тема 5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи.
Общеисторическая и культурно историческая хронологии. Особенности культурно исторической дифференциации эпох, их цивилизационные и формационные признаки. Проблемы культурогенеза. Особенности первобытной культуры, ее истоки, формы проявления, практический характер. Культура как способ выражения древнейших людей. От использования предметов к сознательному изготовлению орудий труда. Человеческая деятельность и формирование духовного производства; переход к материальному производству и социуму. Основные черты первобытной культуры. Ранние формы религии и искусства. Цивилизация и возникновение ее ранних форм. Многозначность понятия цивилизация. Признаки цивилизации. Особенности ранних цивилизаций. Религия как структурообразующий элемент. Взаимодействие первых цивилизаций и первобытной периферии. Основные достижения культуры ранних цивилизаций. Духовный опыт цивилизации Древнего Востока и его культурологическая оценка. Античность как тип культуры, ее роль в истории человечества. Особенности нравственно этических представлений и традиций древних греков. Античный космизм. Мифологическая система. Нравственно эстетический идеал и пути его достижения. Синкретичность античной культуры. Ее идейные основы во взглядах Пифагора, Платона, Аристотеля и др. Особенности мировоззренческих установок и культурной ориентации древних римлян. Роль Рима в возникновении и распространении христианства. Культура эпохи средневековья. Ее преемственность с античной культурой и новая идеальная ориентация, связанная с христианством. Новый нравственно эстетический идеал. Сущность христианского аскетизма, его социокультурное значение. Схоластика. Общекультурное значение библейских заповедей (ветхий и Новый заветы). Разновидности средневековой культуры (церковная, народная, городская, рыцарская), их функциональность. Символика средневековой культуры. Эпоха возрождения. Новая идеальная ориентация культуры. Идеал культурного человека, его особенности. Выдающиеся открытия эпохи. Характерные черты культуры Возрождения. Бурное развитие искусства, обновление его содержания и форм. Формирование культуры Нового времени. Выдающиеся открытия XVII в., их культурологическое значение. Определяющая роль идей Р. Декарта, Д. Локка и И. Ньютона в формировании новой картины мира; ее механистический характер. Тесная взаимосвязь мировоззренческих концепций XVII в. с судьбами искусства. Стили барокко и классицизм, их теоретические концепции и характерные признаки. Эпоха Просвещения (XVIII в.). Рационализм идейных основ просветительства. Пересмотр теологических установок. Возникновение материалистического мировоззрения. Издание французской энциклопедии. Требования просветителей к искусству. Великая французская революция и ее социокультурные последствия. Кризис гуманизма в XIX в. Формирование реалистической культурной традиции. Основные культурные течения - от романтизма до символизма. Общая характеристика культуры XX в. Значение НТР, мировых войн ,социальных потрясений. Выдающиеся открытия и изобретения (теория относительности, основание атомной энергии, космоса, клонирование и др.). бурное развитие искусства, его новые стили и направления.

Тема 6. Место и роль России в мировой культуре .
Русская культура и ее место в системе мировых цивилизаций. Природно климатические, исторические, этнические условия и факторы ее формирования. Внешние влияния. Россия между Вотокои и Западом. Самобытность русской культуры, ее еврозийский характер, универсализм, открытость. Бинарность русской культуры. Основные черты русского менталитета. Отношение русского человека к обществу и государству, к труду, к самому себе. Коллективизм, соборность как главные черты русского национального характера. Этапы формирования и развития русской культуры, их соотношение со всемирными культурно историческими эпохами.

Тема 7. Культура и глобальные проблемы современности .
Новейшее время как культурно историческая эпоха. Глобальное и национальное в культуре XX в. Феномен мировой культуры. Интернационализация и утрата многих элементов национальной специфики. Американизация мировой и национальных культур. Становление демократической модели культуры. Элитарные и неэлитарные формы духовной жизни. Массовая культура, ее черты и функции. Коммерциализация культуры и ее влияние на общую духовную ситуацию. Положение творческой интеллигенции. Явление постмодернизма. Дифференциация духовной жизни. Проблема культурного выбора. Культура и политика. Участие деятелей культуры в политических движениях. Идеологическое противоборство капитализма и социализма в новейшее время. Религиозная ситуация в XX в. Христианский модернизм. Социальная доктрина католицизма. Изменение роли религии в современном мире. Религия и наука. Атеизм и фундаментализм как две крайности. Возрождение религии в ряде стран. Нетрадиционные религии и секты. Проблемы межконфессиональных отношений. Культура и природа. Человек и естественная среда его обитания. Окультуривание природы. Особенности взаимоотношений человека и природы в различные эпохи. Экологические проблемы. Необходимость оптимизации естественных и культурных условий жизни людей. Экология культуры. Научно технический прогресс как глобальная проблема. Повышение роли науки и техники в XX в. и их влияние на общество иличность. Наука, техника и кризис современной цивилизации. Техногенные аварии и катастрофы. Негативное влияние на человека и общество некоторых элементов культуры. Кризис культуры в XX в. Кризис как проявление ускоренного развития. Культурные потери в результате смены эпох. Утрата традиционных культурных ценностей. Противоречивые последствия глобализации культуры. Необходимость межкультурного и межцивилизационного диалога.

Тема 8. Культура, общество, личность .
Неразрывная связь общества, культуры и личности. Общество и культура: критерии их развития. Трансляция культуры как средство воспроизводства общества. Основные параметры культуры. Локальные культуры. Соотношение локальных культур между собой. Основные социальные функции культурных систем. Исторические стадии развития общества и исторические типы культур, их характерные признаки. Взаимосвязь культуры и личности: культура как результат духовно практической деятельности личности и личность как продукт развития культуры. Понятие инкультурации личности. Инкультурация и социализация. Способы трансляции культуры и ее освоения личностью. Филогенез и антогенез личности в контексте культуры. Общее, особенное и единичное в культурогенезе личности. Личность и общество. Развитие и саморазвитие личности в ходе освоения культуры. Социокультурные цели личности и возможности их реализации в современных условиях. Пути самосохранения личности, ее адаптации к культуре.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 2
Тема 1. Культурология как наука . 12 6
3
3

Тема 2. Культура как предмет культурологии . 8 4
2
2

Тема 3. Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории . 8 4
2
2

Тема 4. Типология культур . 8 4
2
2

Тема 5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи. 8 4
2
2

Тема 6. Место и роль России в мировой культуре . 8 4
2
2

Тема 7. Культура и глобальные проблемы современности . 8 4
2
2

Тема 8. Культура, общество, личность . 8 4
2
2

Итого 68 34 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 2
Тема 1. Культурология как наука .
3
Тема 2. Культура как предмет культурологии .
2
Тема 3. Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории .
2
Тема 4. Типология культур .
2
Тема 5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи.
2
Тема 6. Место и роль России в мировой культуре .
2
Тема 7. Культура и глобальные проблемы современности .
2
Тема 8. Культура, общество, личность .
2
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 2
Тема 1. 1. Предмет культурологии как науки о культуре. 2. Место и роль культурологии в системе гуманитарных дисциплин. 3. Основные понятия курса культурологии.
3
Тема 2. 1. Сущность и структура культуры. 2. Субъекты культуры. 3. Функции культуры.
2
Тема 3. 1. Предыстория науки о культуре. 2. Западная культурологическая мысль XVIII XX вв. 3. Русская культурологическая мысль XIX XX вв.
2
Тема 4. 1. Принципы типологизации культур. 2. Типологические разновидности культур и их особенности. 3. Основные типологические концепции в европейской научной традиции. 4. Диалогизм культур в концепциях русских мыслителей.
2
Тема 5. Занятие 1. 1. Основные культурно исторические эпохи и их культурологическое значение. 2. Становление человеческой культуры и возникновение цивилизаций. 3. Античность как отправная точка европейской культуры. Занятие 2. 1. Западноевропейская средневековая культура, ее предпосылки и последствия. 2. Гуманистические идеалы эпохи Возрождения. 3. Культура Нового времени и ее особенности. 4. Культура новейшего времени. Модернизм как социокультурный принцип.
2
Тема 6. 1. Этапы формирования и развития русской культуры. 2. Россия между Востоком и Западом. 3. Основные черты русского менталитета.
2
Тема 7. 1. Универсализация культуры в XX в. 2. Социокультурные последствия научно технического прогресса. 3. Культура и природа. Экологические проблемы в современном мире.
2
Тема 8. 1. Общество и культура: проблема множественности культур. 2. Вопросы инкультурации и социализации личности.
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 2
1, 2 Тема 1 Домашнее задание  N1 Культурология как наука Культура как предмет культурологии Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории
5
3, 4 Тема 2 Самостоятельное изучение  N2 сущность и структура культуры. Субъекты культуры.Функции культуры.
4
7, 8 Тема 4 Домашнее задание  N4 Принципы типологизации культур. Типологические разеновидности культур и их особенности. Основные типологические концепции в европейской научной традиции.
4
9, 10 Тема 5 Самостоятельное изучение  N5 Основные культурно - исторические эпохи и их культурологическое значение. Становление человечской культуры и возникновение цивилизаций.
6
11, 12 Тема 6 Домашнее задание  N6 Россия между Востоком и западом. Основные черты русского менталитета Этапы формирования и развития русской культуры.
7
13-15 Тема 7 Реферат  N7 Глобализация и культурв Культурная универсализация в современном мире Массовая культура ХХв. Диалог культур Современная молодёжная культура. Кино как феномен культурыХХв.
6
17 Тема 8 Самостоятельное изучение  N8 Общество и культура: проблема множественности культур. Вопросы инкультурации и социализации личности.
2
Итого 34

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 2
Тема 1 Культурология как наука
1
Тема 2 Этапы развития науки о культуре
1
Тема 3 Этапы развития науки о культуре
2
Тема 4 Типология культур
2
Тема 5 Кльтурогенез и основные культурно-историчесие эпохи
6
Тема 6 Место и роль России в мипровой культуре
4
Тема 7 Кльтура и глобальные проблемы современности
2
Тема 8 Культура, общество, личность
4
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 2
Текущий контроль знаний в 2 семестре
Тема 1 Место и роль курса культурологии
2
Тема 2 Понятие культуры
2
Тема 3 Этапы развития культурологической мысли. Основные теории
2
Тема 4 Типология культур. Запад и Восток
2
Тема 5 Возниновение культуры и первобытная стадия ее развития. Возникновение цивилизации и основные стадии ее развития
6
Тема 7 Проблемы культуры ХХ в.
2
Тема 8 Проблемы взаимодействия культуры, общства и личности
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПДЗ

ПДЗ

















ПГ

ПГ1

















ПДЗ

ПДЗ
















Опрос

Опрос2
















Опрос


Опрос















ПДЗ


ПДЗ















Опрос



Опрос














ПДЗ



ПДЗ














ПДЗ




ПДЗ











Опрос




Опрос













Опрос







Опрос









ПДЗ







ПДЗ










ПДЗ








ПДЗ









Опрос









Опрос








Опрос











Опрос







Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ1
















СИ

СИ2














ДЗ





ДЗ4










СИ







СИ5








ДЗ









ДЗ6






Реферат











Реферат7



СИ















СИ8



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

2 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Культурология. История мировой культуры :учеб. для вузов.  / под ред. А.Н. Марковой -  М.:  ЮНИТИ,  2001
2. Васильев В.М.   Культурология : учеб. пособие. -  М.:  МГИУ,  2007
3. Силичев Д.А.   Культурология :учеб. пособие для вузов. -  М.:  Приор,  2001

6.2. Дополнительная литература

4. Культурология: учеб. для вузов.  / Дианова В.М., Иконникова С.Н., Каган М.С. и др.; под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана -  М.:  Высш.образование,  2005   Гриф НМС
5. Кравченко А.И.   Культурология: учеб. для вузов. -  М.:  Пpоспект,  2005   Гриф УМО
6. Полищук В.И.   Культурология: учеб. пособие для вузов. -  М.:  Гардарика,  1998
7. Васильев В.М.   Культурология.  М.: МГИУ,  2007

6.3. Периодические издания

1. Социально-гуманитарные знания. ()
2. Общественные науки и современность (журнал). ()

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. учебно - методические пособия для лекции и планы семинарских занятий.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Чтение лекций
Лекция
Проверка уровня готовности студента  N1.
[6] c.6-15
[1] c.11-19
[3] c.4-6
[5] c.3-10
[4] c.12-25
[7] c.5-11

Тема 1 Практическое занятие реферат
устный опрос
Проверка и приём домашнего задания.
[1] c.1-11
[3] c.4-6

Тема 2 Лекции Чтение лекций
Лекция
Устный опрос  N2.
[1] c.12-19
[3] c.6-8
[7] c.23-41

Тема 2 Практическое занятие проверка домашнего задания
устный опрос
Проверка и приём домашнего задания.
[1] c.12-19
[3] c.6-8

Тема 3 Лекции Чтение лекций
Лекция
Устный опрос.
[1] c.19-22
[7] c.11-22

Тема 3 Практическое занятие реферат
устный опрос
Проверка и приём домашнего задания.
[1] c.19-22

Тема 4 Лекции Чтение лекций
Лекция
Устный опрос.
[1] c.11-22
[5] c.3-10

Тема 4 Практическое занятие проверка домашнего задания
устный опрос
Проверка и приём домашнего задания.
[6] c.34-70
[1] c.11-22
[3] c.20-27
[5] c.33-62
[2] c.62-67

Тема 5 Лекции Чтение лекций
Лекция
Устный опрос.
[1] c.25-131
[1] c.381-432
[3] c.82-107
[3] c.143-220
[7] c.106-239

Тема 5 Практическое занятие проверка домашнего задания
устный опрос
Проверка и приём домашнего задания.
[1] c.25-131
[1] c.161-183
[1] c.381-432
[3] c.82-107
[3] c.115-126
[3] c.143-220

Тема 6 Лекции Чтение лекций
Лекция
Устный опрос.
[1] c.132-146
[1] c.442-493
[3] c.127-142
[3] c.221-230
[7] c.240-326

Тема 6 Практическое занятие реферат
устный опрос

[1] c.442-493
[3] c.127-142
[3] c.199-208
[3] c.221-230
[1] c.132-146
[1] c.191-225

Тема 7 Лекции Чтение лекций
Лекция
Устный опрос.
[1] c.511-552
[3] c.12-15
[7] c.308-315

Тема 7 Практическое занятие проверка домашнего задания
устный опрос
Проверка и приём домашнего задания.
[1] c.511-552
[3] c.12-15

Тема 8 Лекции Чтение лекций
Лекция
Устный опрос.
[7] c.91-105

Тема 8 Практическое занятие реферат
устный опрос
Проверка и приём домашнего задания.
[2] c.91-105

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 2
Тема 1 Домашнее задание  N1
Культурология как наука Культура как предмет культурологии Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории
Проверка и приём домашнего задания  N1
[1] с.11-22
[3] с.4-6
[2] с.5-11
[7] с.5-11
Тема 2 Самостоятельное изучение  N2
сущность и структура культуры. Субъекты культуры.Функции культуры.
Устный опрос  N2
[1] с.12-19
[3] с.6-8
[7] с.23-41
Тема 4 Домашнее задание  N4
Принципы типологизации культур. Типологические разеновидности культур и их особенности. Основные типологические концепции в европейской научной традиции.
Проверка и приём домашнего задания  N4
[1] с.19-22
[7] с.62-76
Тема 5 Самостоятельное изучение  N5
Основные культурно - исторические эпохи и их культурологическое значение. Становление человечской культуры и возникновение цивилизаций.
Устный опрос  N5
[3] с.82-107
[1] с.25-131
[7] с.106-239
Тема 6 Домашнее задание  N6
Россия между Востоком и западом. Основные черты русского менталитета Этапы формирования и развития русской культуры.
Устный опрос  N6
[7] с.240-326
Тема 7 Реферат  N7
Глобализация и культурв Культурная универсализация в современном мире Массовая культура ХХв. Диалог культур Современная молодёжная культура. Кино как феномен культурыХХв.
Представление и защита реферата  N7
[1] с.511-552
[3] с.284-331
Тема 8 Самостоятельное изучение  N8
Общество и культура: проблема множественности культур. Вопросы инкультурации и социализации личности.
Устный опрос  N8
[1] с.552-575

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Понятие культуры
  2. Структура и функционирование культуры
  3. Субъекты культуры и социальный механизм духовного производства
  4. Культурология как наука
  5. Донаучный период развития культурологической мысли
  6. Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы духовной жизни общества.
  7. Искусство как элемент культуры
  8. Наука как элемент культуры
  9. Образование как социальный институт
  10. Типология культуры
  11. Запад и Восток как культурологические понятия
  12. Проблема периодизации истории мировой культуры
  13. Пространственно - временная динамика культуры. Понятие аккультурации.
  14. Личность как субъект и объект культуры.
  15. Западная культурологическая мысль XVIII-XXвв. Основные культурологические концепции.
  16. Отечественная культурологическая мысльХ!Х-ХХвв.
  17. Проблема возникновения культуры
  18. Эпоха первобытной культуры: основные этапы и черты развития
  19. Сущность, возникновение цивилизации и особенности её ранней формы
  20. Культура Древнего Рима: основные этапы и особенности развития. Возникновение христианства.
  21. Культура Древнего Египта: религия, идеология, искусство.
  22. Формирование и основные черты античной древнегреческой цивилизации
  23. Наука и искусство Древней Греции
  24. Средние века как культурно - историческая эпоха. Становление средневековой цивилизации в Западной Европе
  25. Христианство - основа средневековой западноевропейской культуры
  26. Средневековое искусство стран Западной Европы
  27. Возрождение как явление культуры
  28. Искусство Возрождения
  29. Реформация и духовная жизнь Европы XVIв.
  30. Культура Византии. Формирование православия.
  31. Средневековый Восток
  32. Арабо - исламская культура
  33. Новое время как культурно - историческая эпоха. научная революцияXVIIв.
  34. западноевропейская культура "века Просвещения"
  35. Художественная культура Западной Европы XVII-XVIIIвв.
  36. Западноевропейская культура Х!Х. Прогресс науки и техники.
  37. искусство Западной Европы Х!Х - начала ХХвв.Зарождение модернизма.
  38. Глобализация культурных процессов в новей шее и постновейшее время
  39. Мировая культура ХХв: демократизация и коммерциализация духовной жизни; массовая культура.
  40. Религиозная ситуация в мире в ХХв. и в наши дни
  41. Русская культура в системе мировых цивилизаций, этапы её становления и развития
  42. Истоки русской культуры. Восточнолавянское язычество
  43. Крещение Руси и его культурные последствия
  44. Расцвет древнерусской культурыв Х! - началеХ!!!вв.
  45. Формирование культуры великорусской еародности ( вторая половина Х!!!-ХV вв)
  46. Русская культура позднего средневековья (XVI-XVIIвв.)
  47. Реформа Петра I в области культуры
  48. Русская культура XVIII в. основные тенденции и черты развития.
  49. Х!Х столетие - "золотой век" русской культуры.
  50. Рсская наука и техника Х!Хв.
  51. Русское искусство Х!Хв.
  52. "Серебряный век" русской культуры.
  53. 1917г. и отечественная культура. Культура русского зарубежья.
  54. Официальная и неофициальная культура в СССР. Сущность тоталитаризма в духовной жизни.
  55. Культура советской эпохи: успехи и противоречия развития.
  56. Религия и церковь в советскую эпоху (1917-1991гг.)
  57. Культурные процессы в современной России
  58. Культура и природа.
  59. Научно - технический прогресс и кризис культуры вХХвв.
Темы рефератов
Тема 1. Культурология как наука .
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назвать различные точки зрения на проблему предмета культурологии
  2. В чем особенности культурологического знания?
  3. В чем состоит место ироль культурологии в системе научных знаний о культуре?
Тема 2. Культура как предмет культурологии .
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем состоит сущность культуры?
  2. Какова структура культуры?
  3. Что понимается под субъектами культуры?
  4. Каковы функции культуры?
Тема 3. Этапы развития науки о культуре. Основные культурологические теории .
Вопросы для самоконтроля:
  1. Когда и как происходило становление научного знания о культуре?
  2. В чем сущность эволюционизма?
  3. Каково содержаие теории локальных цивилизаций?
  4. Каковы особенности отечественной культурологической мысли?
Тема 4. Типология культур .
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое типология культур?
  2. Каковы основания типологических классификаций культур?
  3. В чем состоит общее и особенное в культурно-исторической типологии О.Шпенглера и А.Тойнби?
  4. Каковы принципы построения и сущность культурно-исторической типологии Н.Я. Данилевского?
Тема 5. Культурогенез и основные культурно исторические эпохи.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое культурогенез?
  2. Каковы особенности первобытного типа культуры?
  3. Каковы особенности и достижения культуры Древнего Египта?
  4. Что означает понятие "античность"?
  5. Каковы особенности средневекового типа цивилизации?
  6. В чем состоит суть нового времени как эпохи и типа культуры?
  7. Каковы особенности культуры новейшего времени?
Тема 6. Место и роль России в мировой культуре .
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем суть утверждения о том, что место России между Востоком и Западом?
  2. В чем состоит вклад России в мировую культуру?
  3. Какова роль внешних влияний на формирование и равитие русской культуры?
  4. Что такое менталитет и каковы основные черты руссннкого менталитета?
  5. Каковы этапы формирования и развития руской культуры?
Тема 7. Культура и глобальные проблемы современности .
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем проявляется универсализация кульуры в ХХ в. и в наши дни?
  2. Какова социокультурная роль науки и техники в ХХ в.?
  3. Как в ходе исторического развития менялись взгляды на взаимоотношения человека и природы?
  4. Что можно сказать о глобальных проблемах и их важности для мировой цивилизации?
  5. Что понимается под экологией культуры?
Тема 8. Культура, общество, личность .
Вопросы для самоконтроля:
  1. Каковы критерии развития общества и его культуры?
  2. Расскажите о человеке как связующем звене между природой и культурой?
  3. Охарактеризуйте модели культурного человека
  4. В чем роль свободы в развитии человека и культуры?
  5. Каковы основные культурно-личностные типы?