МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Информатика ".

Составители УМК:

___________________________  /доцент   Суворов С.В./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью дисциплины дать студентам необходимые навыки по использованию ПЭВМ для решения широкого спектра экономических задач, всестороннего использования ЭВМ в управлении.

Основной задачей дисциплины является освоение студентами знаний о сути экономической информации, информационных системах организаций и предприятий, системах представления информации в ЭВМ, технических средствах обработки информации, языках программирования, операционных системах, особенностях разработки программ для решения экономических задач, составления диалоговых программ, о сборе, хранении и обработке экономической информации на ЭВМ, разработке форм входной и выходной документации, принципах отладки программ и обнаружении ошибок, возможностях использования прикладных программ для решения экономических задач.

1.2. Задачи дисциплины

Изучение основных теоретических подходов и методов изучения экономической информатики Обеспечение навыков практических приемов работы со средствами вычислительной техники.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

о сути экономической информации, информационных системах организаций и предприятий, системах представления информации в ЭВМ, технических средствах обработки информации, языках программирования, операционных системах, особенностях разработки программ для решения экономических задач, составления диалоговых программ, о сборе, хранении и обработке экономической информации на ЭВМ, разработке форм входной и выходной документации, принципах отладки программ и обнаружении ошибок, возможностях использования прикладных программ для решения экономических задач.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

составлять алгоритмы и разрабатывать программы решения экономических задач, готовить экономическую информацию для обработки на ЭВМ.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Для изучения дисциплины необходимо предварительное усвоение курса Информатики в объеме средней школы.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
2
Общая трудоемкость дисциплины 200 120
80
Аудиторная нагрузка 20 12
8
Лекции 8 4
4
Практические занятия (семинары) 0 0
0
Лабораторный практикум 12 8
4
Самостоятельная работа 180 108
72
Курсовой проект (работа) + + -
Вид промежуточной аттестации
зачет
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Цель и задачи курса.
Роль информации как катализатора НТП в ускорении социально-экономического развития страны. Перспективы развития информатики и вычислительной техники в нашей стране. Цели и задачи курса. Информатика и ее роль в управлении.

Тема 2. Основные понятия информатики.
Информация как технология, наука и индустрия. Измерители информации. Экономическая информация и ее особенности. Показатели качества и ценности экономической информации. Классификация и кодирование экономической информации. Документирование информации. Изучение информационных систем предприятия. Информационные отношения и типовые структуры данных.

Тема 3. Арифметико логические основы ЭВМ и ПЭВМ.
Понятие систем счисления. Правила построения позиционных систем счисления. Арифметические операции в различных системах счисления. Алгоритм выполнения арифметических операций в простейших ЭВМ. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Перевод дробей. Перевод чисел в том случае, когда основание одной системы счисления является целой степенью основания другой. Алгоритмы переводов чисел с выводом правил переводов. Форматы представления чисел и другой информации в вычислительных машинах. Дополнительный и обратный код чисел. Представление чисел с фиксированной и плавающей точкой в ячейке памяти ЭВМ. Диапазон чисел, представленных в ЭВМ. Выполнение арифметических операций в ЭВМ. Коды представления чисел. Двоичные сумматоры.

Тема 4. Представление информации в вычислительных машинах.
Представление программ и данных в ЭВМ. Структуры данных. Простые переменные, массивы, очереди, стеки. Организация строк. Списки и таблицы. Ключи. Метод дихотомического поиска.

Тема 5. Однопроцессорные ЭВМ
Структурная схема ЭВМ: основные функциональные устройства, их назначение и характеристики. Схемная и программная организация управления устройствами ЭВМ. Арифметико-логическое устройство (АЛУ), запоминающие устройства (ЗУ), устройства ввода-вывода (УВВ), терминалы и абонентские пункты, устройства подготовки данных. Основные компоненты современной ПЭВМ.

Тема 6. Вычислителтные системы и сети.
Системы телеобработки данных: структурная схема системы телеобработки, состав устройств. Каналы связи. Правила взаимодействия с каналами. Селекторный и мультиплексорный канал. Линия связи. Особенности выполнения команд обращения к внешним устройствам. Многомашинные и многопроцессорные вычислительные комплексы: основные принципы построения. Вычислительные сети: локальные и распределенные, их топология, особенности построения, состав оборудования.

Тема 7. Математическое обеспечение ЭВМ
Структура математического обеспечения ЭВМ. Формализованные аспекты математического обеспечения. Состав базового программного обеспечения. Прикладное математическое обеспечение. Языки программирования. Алфавиты. Трансляторы. Редакторы связей. Редакторы текстов. Логическая организация данных в ЭВМ. Программный принцип управления компьютером. Понятие об операционной системе. Файловая система и принципы хранения информации. Классификация типов программного обеспечения. Работа с операционными системами. Редакторы текстов. Табличные процессоры. Обработка графики. Структура и принципы работы локальных и глобальных сетей. Интернет и технология World Wide Web (WWW), URL. Браузеры и их назначение. Поиск информации в Интернет. Электронная почта (e-mail) и ICQ. Передача файлов по сети (ftp, scp, sft).Основы гипертекстовых технологий (html).

Тема 8. Способы и методы решения экономических задач на ПЭВМ.
Основные этапы подготовки решения задач. Блок-схемное программирование. Линейные алгоритмы решения задач. Ветвящиеся и циклические процессы. Экономические задачи с массивами. Модульный принцип решения задач. Табличное представление данных. Рабочая книга и таблицы в ней. Структура электронной таблицы и операции с ячейками. Формулы. Абсолютные и относительные адреса ячеек. Сложные формулы и стандартные функции. Условная функция и логические выражения. Сводные таблицы. Сортировка и фильтрация данных, построение диаграмм.

Тема 9. Экономические информационные системы.
Уровни организаций данных. Классификация пользователей информационных систем. Архитектура представления данных. Банки данных и системы управления ими. Типы СУБД, их основные функции на примере Ассеss. Языки манипулирования данными. Структуры пакетов прикладных программ в экономике. Основные виды и способы их использования. Статистические пакеты прикладных программ. Компьютерная безопасность и защита информации.

Тема 10. Основные понятия языков программирования.
Алфавит; десятичные цифры; знаки операций; знаки отношений; служебные символы и знаки; переменные и константы; массивы.

Тема 11. Основные элементы языка.
Основные элементы языка: структура программ (поле метки, поле продолжения оператора, поле оператора, комментарий); основные символы; типы величин (целые, вещественные, логические); константы (целые, вещественные, логические, символьные); идентификаторы; переменные (простые, с индексами); массивы; арифметические выражения; логические выражения.

Тема 12. Операторы присваивания и управления.
Операторы присваивания и управления: метки; операторы присваивания; арифметический оператор присваивания; логический оператор присваивания; операторы перехода; операторы безусловного перехода; оператор перехода по предписанию; условные операторы; условный арифметический оператор; условный логический оператор; вспомогательные операторы управления; оператор продолжения; оператор паузы; оператор возврата; оператор останова; оператор конца программы; оператор цикла.

Тема 13. Операторы описаний.
Операторы описаний типа (INTEGER, REAL, LOGICAL),указатель длины, описание типа по соглашению, стандартная длина, оператор IMPLICIT, оператор описаний размеров массивов, оператор общих областей.

Тема 14. Форматный ввод-вывод данных.
Операторы форматного ввода данных, операторы форматного вывода данных, параметры, входящие в операторы ввода-вывода, номер логического устройства, список (простой список, массивы, элементы массива) и неявный цикл спецификаторы(I, F, E, A, H, X, литеральный,), повторители форматов, символы, управляющие выводом (на экран или печатающее устройство).

Тема 15. Бесформатный ввод-вывод..
Операторы бесформатного ввода данных, операторы бесформатного вывода данных, параметры, входящие в операторы ввода-вывода, примеры программ.

Тема 16. Специальные операторы ввода-вывода.
Оператор ввода с клавиатуры ACCEPT, оператор вывода на экран TYPE, оператор вывода на печатающее устройство PRINT.

Тема 17. Программирование с использованием подпрограмм.
Оператор-функция, подпрограмма-функция, подпрограмма общего вида (процедура), библиотека стандартных подпрограмм.

Тема 18. Этапы создания программы.
Редакторы текстов. Создание текста программных модулей на исходном языке, компиляторы. Компиляция программных модулей. Объектные модули, редактор связей. Сборка программы. Этапы сборки программы. Загрузка программы в ОЗУ. Оверлей.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Цель и задачи курса. 18 18
0.3


Тема 2. Основные понятия информатики. 16 14
0.3

2
Тема 3. Арифметико логические основы ЭВМ и ПЭВМ. 12 10
0.4

2
Тема 4. Представление информации в вычислительных машинах. 20 18
0.5

1
Тема 5. Однопроцессорные ЭВМ 12 10
0.5

1
Тема 6. Вычислителтные системы и сети. 9 8
0.5


Тема 7. Математическое обеспечение ЭВМ 9 8
0.5


Тема 8. Способы и методы решения экономических задач на ПЭВМ. 16 15
0.5


Тема 9. Экономические информационные системы. 8 7
0.5


Семестр 2
Тема 10. Основные понятия языков программирования. 13 12



Тема 11. Основные элементы языка. 10 9
0.5


Тема 12. Операторы присваивания и управления. 9 8
0.5


Тема 13. Операторы описаний. 9 8
0.5


Тема 14. Форматный ввод-вывод данных. 6 5
0.5


Тема 15. Бесформатный ввод-вывод.. 6 5
0.5


Тема 16. Специальные операторы ввода-вывода. 4 3
0.5


Тема 17. Программирование с использованием подпрограмм. 8 7
0.5


Тема 18. Этапы создания программы. 17 15
0.5

1
Итого 200 180 8 0 12

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Цель и задачи курса.
0.3
Тема 2. Основные понятия информатики.
0.3
Тема 3. Арифметико логические основы ЭВМ и ПЭВМ.
0.4
Тема 4. Представление информации в вычислительных машинах.
0.5
Тема 5. Однопроцессорные ЭВМ
0.5
Тема 6. Вычислителтные системы и сети.
0.5
Тема 7. Математическое обеспечение ЭВМ
0.5
Тема 8. Способы и методы решения экономических задач на ПЭВМ.
0.5
Тема 9. Экономические информационные системы.
0.5
Итого 4
Семестр 2
Тема 11. Основные элементы языка.
0.5
Тема 12. Операторы присваивания и управления.
0.5
Тема 13. Операторы описаний.
0.5
Тема 14. Форматный ввод-вывод данных.
0.5
Тема 15. Бесформатный ввод-вывод..
0.5
Тема 16. Специальные операторы ввода-вывода.
0.5
Тема 17. Программирование с использованием подпрограмм.
0.5
Тема 18. Этапы создания программы.
0.5
Итого 4

4.3.2. Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено программой

4.3.3. Лабораторный практикум


Раздел дисцип- лины (тема) Название лабораторной работы Кол-во часов
Семестр 1
Тема 2. Лексические основы языка C++
2
Тема 3. Простые типы и выражения
2
Тема 4. Операции
1
Тема 5. Линейные алгоритмы
1
Итого 6
Семестр 2
Тема 18. ЭВМ как универсальный инструмент для решения экономических задач
1
Итого 1

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1, 2 Тема 1 Самостоятельное изучение цель и задачи курса
8
3, 4 Тема 2 Самостоятельное изучение Системы счисления
20
5, 6 Тема 3 Самостоятельное изучение
20
7, 8 Тема 4 Самостоятельное изучение Формы и коды представления чисел
10
9, 10 Тема 5 Самостоятельное изучение Основные функциональные устройства
10
11, 12 Тема 6 Самостоятельное изучение Операционные системы
10
13, 14 Тема 7 Самостоятельное изучение
10
15-17 Темы 8, 9 Самостоятельное изучение
20
Итого 108
Семестр 2
1, 2 Тема 10 Самостоятельное изучение Языки программирования
5
1-3, 14, 15 Тема 17 Самостоятельное изучение Использование подпрограмм
10
3, 4 Тема 11 Самостоятельное изучение Алфавит и лексемы языка
5
5, 6 Тема 12 Самостоятельное изучение Операторы присваивания и безусловного перехода
7
7-9 Тема 13 Самостоятельное изучение Описание данных
5
9-12 Тема 14 Самостоятельное изучение операторы ввода и вывода
10
11, 12 Тема 15 Самостоятельное изучение связь с другими файлами
10
13, 14 Тема 16 Самостоятельное изучение Специальные операры вывода на экран
10
16, 17 Тема 18 Самостоятельное изучение Этапы создания программ
10
Итого 72

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Темы 1,2,3,4 Промежуточное компьютерное тестирование
1
Темы 5,6,7 Промежуточное компьютерное тестирование
1
Семестр 2
Темы 10,11,12,13,14 Промежуточное компьютерное тестирование
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПрКТ



ПрКТ














ПрКТ







ПрКТ











Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПрКТ














ПрКТ





Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ
















СИ

СИ














СИ



СИ












СИ





СИ










СИ







СИ








СИ









СИ






СИ











СИ




СИ













СИ


Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ
















СИ

СИ














СИ



СИ












СИ





СИ









СИ







СИ






СИ









СИ






СИ











СИ




СИ

СИ











СИ



СИ














СИ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - зачет
2 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Информатика. Базовый курс. 2-е издание.  / Под ред. Симоновича С.В.  СПб.: Питер,  2007 -  640c.

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Язык программирования Фортран

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.9-25

Тема 2 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.27-39

Тема 2 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.3-25

Тема 3 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.42-63

Тема 3 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.27-39

Тема 4 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.67-82

Тема 4 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.42-63

Тема 5 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.85-106

Тема 5 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.67-82

Тема 6 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.108-126

Тема 6 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.85-100

Тема 7 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.128-144

Тема 7 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.108-126

Тема 8 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции

[1] c.149-167

Тема 8 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.128-144

Тема 9 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции

[1] c.169-185

Тема 9 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.149-167

Тема 10 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.169-185

Тема 11 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.185-194

Тема 11 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.191-214

Тема 12 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.209-256

Тема 12 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.217-238

Тема 13 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.270-302

Тема 13 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.241-263

Тема 14 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции
Промежуточное компьютерное тестирование.
[1] c.302-331

Тема 14 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.265-289

Тема 15 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции

[1] c.340-357

Тема 15 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.291-310

Тема 16 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции

[1] c.365-380

Тема 17 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции

[1] c.405-431

Тема 18 Лекции Мультимедийный класс
Чтение лекции

[1] c.510-532

Тема 18 Лабораторная работа Персональный компьютер, варианты заданий, варианты вопросов для подготовки к работе и контролю остаточных знаний
Индивидуальное задание, контроль подготовки, опрос, обсуждение результатов

[1] c.350-375

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 1 Самостоятельное изучение
цель и задачи курса
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.11-61
Тема 2 Самостоятельное изучение
Системы счисления
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.98-113
Тема 3 Самостоятельное изучение

Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.114-137
Тема 4 Самостоятельное изучение
Формы и коды представления чисел
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.249-272
Тема 5 Самостоятельное изучение
Основные функциональные устройства
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.62-92
Тема 6 Самостоятельное изучение
Операционные системы
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.364-391
Тема 7 Самостоятельное изучение

Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.405-427
Темы 8, 9 Самостоятельное изучение

Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.435-472
Семестр 2
Тема 10 Самостоятельное изучение
Языки программирования
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.560-590
Тема 17 Самостоятельное изучение
Использование подпрограмм
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.560-590
Тема 11 Самостоятельное изучение
Алфавит и лексемы языка
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.560-590
Тема 12 Самостоятельное изучение
Операторы присваивания и безусловного перехода
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.560-590
Тема 13 Самостоятельное изучение
Описание данных
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.560-590
Тема 14 Самостоятельное изучение
операторы ввода и вывода
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.560-590
Тема 15 Самостоятельное изучение
связь с другими файлами
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.560-590
Тема 16 Самостоятельное изучение
Специальные операры вывода на экран
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.560-590
Тема 18 Самостоятельное изучение
Этапы создания программ
Промежуточное компьютерное тестирование
[1] с.510-515

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Темы курсовых работ (проектов)
  1. Задание 1 Магазин Компьютерные аксессуары продал за 4 квартала различное кол-во компьютерных игр 7 наименований по цене, устанавливаемой в начале каждого квартала(т.е. каждый квартал цены на компьютерные игры менялись). Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: - исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования игр, цена игр в каждом квартале, кол-во проданных игр за каждый квартал; - доход от каждой игры за год; - доход за каждый квартал по всем играм; - общий доход от всех игр за год; - наименование игры, принесший наименьший доход за год.
  2. Задание 2 В автоколонне 10 автомобилей. Каждый автомобиль, работая 6 дней в неделю, расходует определенное кол-во бензина. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны номера всех автомобилей и тип бензина, используемого на каждом автомобиле, стоимость одного литра бензина для каждого автомобиля, кол-во литров бензина, израсходованного каждым автомобилем за один день; кол-во бензина, истраченного каждой машиной за неделю; стоимость бензина, израсходованного всеми машинами за каждый день; стоимость всего бензина, израсходованного за неделю; номер автомобиля с самым большим (по стоимости) потреблением бензина.
  3. Задание 3 Книжный магазин продал за 3 месяца различное кол-во книг 10 наименований по цене, устанавливаемым в начале каждого месяца (т.е. каждый месяц цены на книги менялись). Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования книг, цена книгв каждом месяце, кол-во проданных книг за каждый месяц; доход по каждой книге за 3 месяца; доход за каждый месяц по всем книгам; общий доход по всем книгам за 3 месяца; наименование книги, принесший наибольший доход.
  4. Задание 4 Склад готовой продукции цеха каждую смену принимает готовые изделия (гайки, болты, шайбы и т.п., всего 9 видов изделий) и каждую смену отправляет готовые изделия другим цехам. Склад, как цех, работает в 3 смены. В конце 3-й смены подсчитываются остатки. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования изделий и цена каждого вида изделия, остаток от предыдущих суток, поступления каждого вида изделия в каждую смену, отпуск каждого вида изделия в течение смены; стоимость остатка от предыдущих суток; остаток каждого вида изделий на начало следующего рабочего дня; стоимость остатка в конце каждой смены; наименование изделия, пользовавшегося в течение 3-х смен наибольшим спросом.
  5. Задание 5 В коллективном хозяйстве имеется 6 птицеводческих бригад. Каждая бригада выращивает различное кол-во индюшек. В каждой бригаде расходовалось некоторое кол-во кормов(тонн) и, соответственно, увеличивался вес индюшек. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указать фамилию и инициалы бригадиров, кол-во индюшек в каждой бригаде, расход комбикормов в течение каждого месяца в каждой бригадеи привес всех индюшек в течение каждого месяца в каждой бригаде; (данные за 3 месяца); средний привес одной индюшки за 3 месяца в каждой бригаде на 1 кг комбикорма; средний привес одной индюшки за 1 месяц на 1 кг комбикорма по всем бригадам хозяйства; средний привес всех индюшек по всему хозяйству за 3 месяца; фамилию и инициалы бригадира, в чьей бригаде удалось получить наибольший привес на 1 кг корма, с указанием среднего.
  6. Задание 6 Магазин Виртуальный мир продал за 1 месяц (3 декады) некоторое кол-во компьютеров различных типов (6 типов). Цены на компьютеры устанавливались в начале каждой декады. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены типы компьютеров и цены на них, кол-во проданных компьютеров в течение каждой декады; доход от каждого компьютера за месяц; доход от всех компьютеров за каждую декаду; общий доход от продажи за 1 месяц; Задание 7 В коллективном хоз-ве имеются фруктово-ягодные сады (яблоня, вишня, слива, черная смородина, крыжовник, клубника- всего 6). Каждый год в течение 5 лет колхоз собирал урожай с каждого сада и продавал урожай по закупочной ценам, которые были различны в разные годы. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования фруктово-ягодных культур, закупочные цены каждой культуры и урожай в центнерах в каждом году; общий урожай каждой культуры за 5 лет; доход по всем культурам за каждый год; общий доход колхоза за 5 лет; наименование культуры, принесшей максимальный доход за 5 лет. тип компьютера, принесшего наибольший доход за месяц.
  7. Задание 7 В коллективном хоз-ве имеются фруктово-ягодные сады (яблоня, вишня, слива, черная смородина, крыжовник, клубника- всего 6). Каждый год в течение 5 лет колхоз собирал урожай с каждого сада и продавал урожай по закупочной ценам, которые были различны в разные годы. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны наименования фруктово-ягодных культур, закупочные цены каждой культуры и урожай в центнерах в каждом году; общий урожай каждой культуры за 5 лет; доход по всем культурам за каждый год; общий доход колхоза за 5 лет; наименование культуры, принесшей максимальный доход за 5 лет.
  8. Задание 8 На склад из цеха в течение 3-х смен поступают готовые изделия 8-ми наименований, а затем отгружаются заказчиками. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены наименования изделий, в течение каждой смены; кол-во изделий, поступивших в течение каждой смены; стоимость всех отгруженных изделий в каждой смене; стоимость всех оставшихся изделий к окончанию 3-ей смены; наименование изделия наибольшего спроса.
  9. Задание 9 В течение 5-ти дней (рабочая неделя) рабочий изготавливает детали 7-ми различных типов. Известно кол-во изготовленных им деталей за каждый день и стоимость изготовления одной детали каждого типа (стоимость изгот. детали не меняется). Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены наименования деталей, стоимость их изготовления, кол-во деталей, изготовленных за каждый день; кол-во каждого типа деталей, изготовленных за неделю; заработок за каждый день; заработок за неделю; день с наибольшим заработком.
  10. Задание 10 Имеется 4 склада. В течение недели с каждого склада 9-ти потребителям доставили груз (тонны). Известно расстояние от каждого склада до каждого потребителя. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены потребители, кол-во товара (в тоннах), взятого ими с каждого склада, и расстояние от каждого склада до каждого потребителя (в км); объём перевозок в тонно-километрах, выполненных каждым складом; объём перевозок в тонно-километрах для каждого потребителя; общий объём перевозок для всех складов; склад с наибольшим значением объёма перевозок.
  11. Задание 11 На телефонном узле в конце каждого квартала составляется на каждого абонента ведомость оплаты междугородных телефонных разговоров (с 7-ю городами) в течение квартала (3 месяца). Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где указаны коды городов, с которыми велись разговоры, общее время разговора с каждым городом за один месяц, стоимость одной минуты разговора (меняется каждый месяц); общая продолжительность разговоров с каждым городом за квартал; плата за каждый месяц; общая плата за 3 месяца город с наибольшей платой.
  12. Задание 12 На хлебозаводе в цехе изготовление тортов выпускаются изделия 5-ти наименований. В каждое изделие входят до 6-ти видов различных компонентов. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены наименования изделий, вес компонентов, цена каждой компоненты; вес каждого вида торта; стоимость каждого вида торта; название самого дешевого вида торта; его цена.
  13. Задание 13 В звероводческом хоз-ве имеется 6 ферм, специализирующихся на выращивании зверьков одного вида. Каждый год в течение 5-ти) хоз-во продавало зверьков по закупочным ценам, различным в разные годы. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены названия зверьков, выращиваемых каждой бригадой, кол-во зверьков, выращиваемых каждой бригадой в течение каждого года, закупочная цена для каждого вида зверьков; кол-во зверьков, выращенных на каждой ферме за 5 лет; доход за каждый год по всем фермам; Общий доход за 5 лет; название зверька, доход от которого за 5 лет наибольший.
  14. Задание 14 На складе мастерской индивидуального пошива имеются запасы 10-ти видов ткани. За каждый рабочий день (6 дней) расходовалось некоторое кол-во ткани каждого вида. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены наименования ткани, цена ткани, расход каждого вида ткани каждый день в метрах; расход каждого вида ткани за неделю; стоимость всей израсходованной ткани за день; общая стоимость всей израсходованной ткани за неделю; наименование самой ходовой ткани.
  15. Задание 15 Имеется группа из 10-ти студентов, которые обучаются по 6-ти предметам. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены фамилии и инициалы студентов, оценки по всем предметам; средний балл для каждого студента; средний балл по каждому предмету всей группы; средний балл по всем предметам всей группы; фамилию студента с наименьшим средним баллом.
  16. Задание 16 В коллективном хоз-ве имеется 7 бригад, специализирующихся на выращивании зерновых культур. Каждый год (расчет выполнять для 3-х лет) каждая бригада выращивает различные культуры, которые затем продаются по закупочным ценам, меняющимся каждый год. Написать программу на языке VBA, которая вводит исходные данные, выполняет расчеты и выводит на экран: исходные данные в виде таблицы, где перечислены названия бригад, кол-во собранного урожая за год (в центнерах), цена, по которой был продан урожай каждой бригады; доход каждой бригады за 3 года; доход всего хоз-ва за каждый год; доход всего хоз-ва за 3 года; название бригады, получившей наибольший доход.