МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История философии


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "История философии ".

Составители УМК:

___________________________  /доцент, к. филос. н   Ильина Т.А./

___________________________  /доцент, к. филос. н   Никольский В.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 28 сентября 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Цель курса Философия Познакомить студентов с философией как наукой, ее проблемами и ролью, выполняемой в обществе, основными этапами развития мировой философской мысли, философским видением, познанием мира, диалектикой природы, общества и мышления.

1.2. Задачи дисциплины

Раскрыть природу философского знания; предмет и основные задачи философии, методологию философского мышления, метафизику, основные категории философии, принципы развития, детерминизма, субъектно-объектные отношения, учение об истине, взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании, творческое знание.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Что такое философия, исторические типы философствования, структуру философского знания, какую роль выполняла и выполняет философия в жизни человека и общества в конкретные исторические эпохи; как она осмысливала человека, природу, сущность, смысл его существования и место в системе природы, как развивалась познание человеком окружающего мира, какую роль играли в этом процессе знание и вера; что представляют собой общество как социальная система, культура и цивилизация, Россия в системе мировой цивилизации; глобальные проблемы, стоящие перед лицом человечества; каково место и роль человека в мире культуры, России в диалоге культур; что представляют собой проблемы свободы и ответственности личности, проблемы человека в информационно техническом мире.
Общую картину развития человеческой мысли, что является необходимым условием для успешного изучения философии.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую научную литературу, на основании научного анализа уметь оценивать общественные явления и ориентироваться в них, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.

http://www.cosmik.ru/ действующие акции в боулинге.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Обществознание на базе средней школы.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
Общая трудоемкость дисциплины 110 110
Аудиторная нагрузка 12 12
Лекции 8 8
Практические занятия (семинары) 4 4
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 98 98
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Философия, ее проблемы и функции.
Социальные и культурные предпосылки возникновения философии. Периодизация исторического развития философии. Мировоззрение, его общественно-политический характер. Чувства и разум. Мироощущение и миропонимание. Жизненно-практическое и теоретическое миропонимание. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности мифологического мировоззрения. Функции мифа. Религиозное мировоззрение, Вера в сверхъестественные силы. Родственность и различие философии и религии. Философское мировоззрение. Философское познание и нравственность. Природа философских проблем, философия в системе культуры. Структура и функции философского знания. Философия и наука. Философия и искусство. Приоритет непреходящих общечеловеческих ценностей и идей гуманизма. Человек как высшая ценность. Философия, политика, современность.

Тема 2. Античная философия.
Характерные черты античной философии, этапы развития. Милетская школа: натурфилософия, проблема первоначала. Диалектика Гераклита. Учение Пифагора и числах и гармонии. Элейская школа: проблема единого и многого, бытия и небытия. Атомистический материализм Демокрита. Натурфилософия воззрения Эмпедокла и Анаксагора. Учение о человеке: софисты, Сократ, сократические школы. Этический рационализм Сократа. Философия Платона: учение об идеях, учение о душе и познании, учение о государстве. Философия Аристотеля: метафизика, логика, теория познания. Эллино римская философия. Этика Эпикура и эпикуреизм. Основные идеи философии скептицизма, стоицизма, неоплатонизма.

Тема 3. Средневековая философия.
Традиционно средневековьем называют период с V-XIV вв. новой эры. Важнейшей чертой средневековой философии является сложность взаимоотношений между теологией и философией. Философия в этот период имела подчиненный по отношению к богословию характер, что сказывалось на её содержании. здесь необходимо указать на стремление к согласованию теологических и философских доктрин. Средневековая философия по этно - культурным, социально - историческим условиям своего развития подразделяется на христианскую и арабско - мусульманскую. В связи с разделением христианских церквей на два основных направления различают восточно - христианскую (византийскую) и западно - христианскую философию. В истории европейской средневековой философии различаются два крупных этапа - патристика и схоластика. Понятие патристики ( от лат.pater- отец) объединяют деятельность восточных ( греческих) и западных(латинских) Отцов церкви. Отцам церкви, духовным вождям христианства, принадлежит разработка теоретико - философских основ христианства, уточнение вероучительных канонов и догм, обрядовых форм. Схоластика - от ( лат. слова scholasticus)- что озночает учебный, школьный. Схоластика делится нанесколько этапов. Рання схоластика IX-XIIвв, зрелая схоластика XIIIв. и поздняя схоластика XIV - XVвв.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
Характерные черты культуры Ренессанса, их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм как философской обоснование религиозного свободомыслия. Диалектика Н. Кузанского. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей). Социально политические воззрения. Учение о государстве Н. Макиавелли. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

Тема 5. Философия Нового времени.
Основные социальные и духовные предпосылки становления философии Нового времени. Становление буржуазного общества. Критика средневековой схоластики. Создание механистически - материалистической картины мира (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Проблема человека в философии Просвещения (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо). Субъективный идеализм Д. Беркли и агностицизм Д. Юма. Французский материализм XVIII века: Д. Дидро, П. Гольбах, К.А. Гельвеции, Ж.О. Ламетри. Онтологические, гносеологические и антропологические проблемы. Социально-философские воззрения.

Тема 6. Немецкая классическая философия.
Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Философские позиции И. Канта. Сущность его коперниканского переворота в способе мышления. Априоризм. Обоснование перехода от теоретического к практическому применению разума. Морально-практическая философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм. И. Г. Фихте, проблема деятельного субъекта. Натурфилософия Ф.В. Шеллинга. Трансцендентальный идеализм и философия откровения. Г.В.Ф. Гегель: система философии и спекулятивно-диалектический метод. Социально-философские концепции. Антропологический материализм Л. Фейербаха и гуманизм.

Тема 7. Новейшая западная философия (XIX-XX вв.).
Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Многообразие школ и направлений новейшей западной философии. -Рационализм и иррационализм. Сциентизм и антисциентизм. Позитивистско-сциентистский тип философствования. Первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Д. С. Милль). О. Конт о стадиях развития истории человечества. Эмпирикритицизм (Р. Авенариус, Э. Мах). Понятие нейтральных элементов мира . Принцип экономии мышления в эмириокритицизме. Неопозитивизм (Венский кружок, Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Борьба неопозитивизма против метафизики . Философия как анализ логико-лингвистических структур знания. Принцип верификации. Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии. Критический рационализм К. Поппера, теория развития науки Т. Куна. Научно-исследовательские программы И. Лакатоса, методологический анархизм П. Фейерабенда. Философия марксизма. Отношение основателей марксизма к наследию немецкой классической философии. Единство диалектики и материализма. Формирование основ историко-материалистического мировоззрения. Марксистская концепция практики. Проблема отчуждения труда и освобождения человека в марксизме. Философия истории Маркса. Исторические формы бытия человечества. Философия Маркса и марксизм-ленинизм . Современная марксистская мысль: проблемы и перспективы. Иррационалистические философские течения. Философия жизни (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше). Антисциентизм, волюнтаризм, нигилизм философии жизни. Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра. Воля к власти - основная идея учения Ф. Ницше. Идеи сверхчеловека, переоценки ценностей в творчестве Ф. Ницше. Теория творческой эволюции А. Бергсона. Роль интуиции в гносеологии Бергсона. Экзистенциалистский тип философствования. Превращение индивидуальной человеческой личности в центр философского мышления. Экзистенция, выбор, Бог - основные темы философии С. Кьеркегора. Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр). Подлинное бытие человека. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов, пограничных ситуаций . Проблема жизни и смерти, свободы и ответственности человека в экзистенциализме. Философская антропология: существования человека и его сущность (М. Шеллер, М. Бубер, Плеснер). Проблема сущности и структуры сущности человека в философской антропологии. Философская герменевтика (Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер). Мир человека как мир его языка. Понимание в качестве универсального способа освоения человеком мира. Эволюция религиозной философии в XX столетии. Религиозная онтология, гносеология и , метафизика неотомизма (Э. Жильсон, Ж. Маритен). Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи). Проблема истины в прагматизме.

Тема 8. Русская философия XIX начала XX века.
Русская философия, ее генезис и основные черты. П. Я. Чаадаев - предтеча философии западничества. Философия западничества и славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский: определяющая роль религиозно-философских идей в формировании и развитии славянофильства. Российское западничество. Религиозное направление в западничестве. Формирование радикального направления: В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Запад и Россия в воззрениях Герцена, критика европейской цивилизации. Позитивизм и материализм в России. Философское мировоззрение Н.Г. Чернышевского. Философия российского консерватизма (А. Данилевский, К. Леонтьев), теория культурно-исторических типов , геополитическая концепция, проблема многообразия форм культурно-исторической жизни. Серебряный век русской философии. В. С. Соловьев. Философия всеединства и ее принципы. Философские взгляды последователей В. С. Соловьева. Русский экзистенциализм и персонализм. Философия свободы Н.А. Бердяева. Социально-политические концепции. Философия русского космизма. Критика марксизма в работах П. Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.И. Новгородцева. Осмысление русской философской эмиграции истоков и причин русской катастрофы 1917 г. Евразийцы о путях построения в России посткоммунистического общества. Систематизация и развитие идей русского религиозно-философского ренессанса в трудах И.О. Лосского, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева и др.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Философия, ее проблемы и функции. 14 12.5
0.5
1

Тема 2. Античная философия. 13 12.5
0.5


Тема 3. Средневековая философия. 13 12.5
0.5


Тема 4. Философия эпохи Возрождения. 14 12.5
0.5
1

Тема 5. Философия Нового времени. 14 12.5
1


Тема 6. Немецкая классическая философия. 15 12.5
2


Тема 7. Новейшая западная философия (XIX-XX вв.). 15 12.5
1
1

Тема 8. Русская философия XIX начала XX века. 14 10.5
2
1

Итого 110 98 8 4 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Философия, ее проблемы и функции.
0.5
Тема 2. Античная философия.
0.5
Тема 3. Средневековая философия.
0.5
Тема 4. Философия эпохи Возрождения.
0.5
Тема 5. Философия Нового времени.
1
Тема 6. Немецкая классическая философия.
2
Тема 7. Новейшая западная философия (XIX-XX вв.).
1
Тема 8. Русская философия XIX начала XX века.
2
Итого 8

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Отработка лекционного материала
1
Тема 4. Отработка лекционного материала
1
Тема 7. Отработка лекционного материала
1
Тема 8. Отработка лекционного материала
1
Итого 4

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1-3 Тема 1 Самостоятельное изучение Что такое философия? Можно ли определить философию как науку? Место и роль филоофии в общей системе мировоззрения. Основные функции философии.
10.5
4, 5 Тема 2 Самостоятельное изучение Представители анточной философии: Пифагор. Демокрит. Гераклит. Сократ. Платон. Аристотель. Эпикур. Сенека. (по выбору студента)
12.5
6, 17 Тема 8 Самостоятельное изучение Основные этапы становления русской философской мысли. Позитивизм и материализм в России. Философия российского консерватизма. Философия русского космизма. Философия всеединства В.С.Соловьева. Социальная философия С.Л.Франка. Проблемы культуры в философии П.А.Флоренского. Философия русского зарубежья.
12.5
7, 8 Тема 3 Самостоятельное изучение Средневековая философия: Основные черты философии средневековья. "Исповедь" Августина Аврелия. Философские идеи Фомы Аквинского. Значение средневековой философии.
12.5
9, 10 Тема 4 Самостоятельное изучение Основные черты философии эпохи Возрождения. Охарактеризуйте такие черты, как пантеизм, естествознание, социальную направленность, идеологию Реформации.
12.5
11, 12 Тема 5 Самостоятельное изучение Представители философии Новго времени: Бэкон, Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Паскаль.
12.5
13, 14 Тема 6 Самостоятельное изучение В чем заключается "коперниканский переворот" Канта в философии? В чем заключается принцип историзма филосмофии Гегеля?
12.5
15-17 Тема 7 Самостоятельное изучение Позитивизм. Прагматизм. Феноменология. Философия жизни. Экзистенциализм. Психоанализ. Постмодернизм.
12.5
Итого 98

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Темы 1,2 Проверка уровня готовности студента.
1
Темы 6,7 Проверка уровня готовности студента.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПГ

ПГ














ПГ













ПГ



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ















СИ


СИ













СИ





СИ










СИ







СИ








СИ









СИ






СИ











СИ




СИ













СИ

СИ




СИ











СИ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Под ред.Г.К. Овчинникова   История философии.  / Е.В. Шевцов, Т.А. Ильина, О.П. Лебедева, М.В. Поздняков  МГИУ,  2009 -  278c.

6.2. Дополнительная литература

2. Философия.  / под.ред.Н.И. Сидоренко  Российская экономическая академия,  2004 -  437c.

6.3. Периодические издания

1. Вестник МГУ Философия. ()
2. Вопросы философии. ()
3. Социально-гуманитарные знания. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Философия в России. (http://www.philosophy.ru/)
2. Институт философии РАН. (http://iph.ras.ru/)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Другое

  1. Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.
Установочная лекция.
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.4-35
[2] c.10-24

Тема 1 Практическое занятие
Отработка лекционного материала

[1] c.45-78

Тема 2 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.
Установочная лекция.
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.32-61
[1] c.36-60

Тема 3 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.
Установочная лекция.

[1] c.60-65
[2] c.62-63

Тема 4 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.
Установочная лекция.

[2] c.65-70
[1] c.66-70

Тема 4 Практическое занятие
Отработка лекционного материала

[1] c.101-134

Тема 5 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.
Установочная лекция.

[1] c.71-120
[2] c.73-90

Тема 6 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.
Установочная лекция.
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.94-102
[1] c.121-142

Тема 7 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.
Установочная лекция.
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.113-157
[1] c.156-227

Тема 7 Практическое занятие
Отработка лекционного материала

[1] c.170-187

Тема 8 Лекции Схемы, таблицы, диаграммы, тесты.
Установочная лекция.

[2] c.158-159

Тема 8 Практическое занятие
Отработка лекционного материала

[1] c.220-256

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 1 Самостоятельное изучение
Что такое философия? Можно ли определить философию как науку? Место и роль филоофии в общей системе мировоззрения. Основные функции философии.
Компьютерное тестирование
[1] с.4-35
[2] с.10-24
Тема 2 Самостоятельное изучение
Представители анточной философии: Пифагор. Демокрит. Гераклит. Сократ. Платон. Аристотель. Эпикур. Сенека. (по выбору студента)
Компьютерное тестирование
[1] с.36-60
[2] с.32-61
Тема 8 Самостоятельное изучение
Основные этапы становления русской философской мысли. Позитивизм и материализм в России. Философия российского консерватизма. Философия русского космизма. Философия всеединства В.С.Соловьева. Социальная философия С.Л.Франка. Проблемы культуры в философии П.А.Флоренского. Философия русского зарубежья.
Компьютерное тестирование
[1] с.229-272
[2] с.158-222
Тема 3 Самостоятельное изучение
Средневековая философия: Основные черты философии средневековья. "Исповедь" Августина Аврелия. Философские идеи Фомы Аквинского. Значение средневековой философии.
Компьютерное тестирование
[1] с.60-76
[2] с.62-71
Тема 4 Самостоятельное изучение
Основные черты философии эпохи Возрождения. Охарактеризуйте такие черты, как пантеизм, естествознание, социальную направленность, идеологию Реформации.
Компьютерное тестирование
[1] с.76-95
[2] с.72-78
Тема 5 Самостоятельное изучение
Представители философии Новго времени: Бэкон, Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Паскаль.
Компьютерное тестирование
[1] с.95-121
[2] с.79-93
Тема 6 Самостоятельное изучение
В чем заключается "коперниканский переворот" Канта в философии? В чем заключается принцип историзма филосмофии Гегеля?
Компьютерное тестирование
[1] с.121-142
[2] с.94-102
Тема 7 Самостоятельное изучение
Позитивизм. Прагматизм. Феноменология. Философия жизни. Экзистенциализм. Психоанализ. Постмодернизм.
Компьютерное тестирование
[1] с.156-227
[2] с.113-157

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и философия.
  2. Человек в философии Древнего Востока.
  3. Основные принципы филдософского мышления в Древней Индии.
  4. Социально-нравственная проблематика в Древнем Китае.
  5. Космоцентризм античной философии.
  6. Основные этапы развития античной философии.
  7. Поиск первоосновы мира в досократической философии.
  8. Атомистическое учение Демокрита.
  9. Суть принципа софистов: "ЧЕловек есть мера всех вещей".
  10. Филоофия Сократа.
  11. Идеализм Платона.
  12. Философия Аристотеля как энциклопедическо учение.
  13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.
  14. Теоцентризм средневековой философии.
  15. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.
  16. Патристика: суитьо учения и основные представители.
  17. Схоластика и ее рроль в философии средневековья.
  18. Антропоцентризм в философиии Возрождения.
  19. Гуманизм и натурфилософия в эпоху Возрождения.
  20. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления.
  21. Научная революция 17 века и ее влияние на философию.
  22. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта.
  23. Монизм, дуализм, плюрализм в философиии Новго времени.
  24. Философские идеалы эпохи Просвещения.
  25. Теория познания Канта.
  26. Соотношение системы и метода Гегеля.
  27. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философи.
  28. Антропологический принцип в философии Фейербаха.
  29. Концепция общественного развития Маркса.
  30. Философский позитивизм.
  31. Философия прагматизма.
  32. Герменевтика как философское направление.
  33. Сциентизм и антисциентизм.
  34. Человек в "философии жизни".
  35. Философские учения психоанализа.
  36. Проблема свободы личности в экзистенциализме.
  37. Религиозная философии ХХ века.
  38. Особенности развития русской философии и ее периодизация.
  39. Философские воззрения Ломоносова.
  40. Дискуссия западников и славянофилов.
  41. Философские взгляды ДОстоевского.
  42. Философские взгляды Л.Толстого.
  43. Философия всеединства В.С.Соловьева.
  44. Русский космизм и его представители.
  45. Евразийство.