МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г
Скайп на русском языке скачать бесплатно. Clownfish for skype скачать бесплатно русскую.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Русский язык и культура речи ".

Составители УМК:

___________________________  /   Гвоздева .Е.В./

___________________________  /к. филологических н.   Косицына Е. Ф./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью дисциплины Русский язык и культура речи является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования языка, в письменной и устной его разновидностях.

Основная задача дисциплины развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка для продуктивного участия в процессе общения.

1.2. Задачи дисциплины

Развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка для продуктивного участия в процессе общения.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Студенты должны знать не только принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням: фонетическому, (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис).

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Продуцирование связных, правильно построенных текстов на разные темы; участие в диалогических и полилогических ситуациях общения; умение пользоваться нормтивными словарями современного русского языка.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

В результате изучения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие навыки:
Продуцирование связных, правильно построенных текстов на разные темы;
Участие в диалогических и полилогических ситуациях общения;
Умение пользоваться нормативными словарями современного русского литературного языка;
Студенты должны знать не только принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.) грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис);
Студенты должны свободно владеть устной и письменной формой современного русского языка.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

2
Общая трудоемкость дисциплины 68 68
Аудиторная нагрузка 9 9
Лекции 0 0
Практические занятия (семинары) 9 9
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 59 59
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение.
Культура речи как наука и как учебная дисциплина. Язык и его функция в государстве, в обществе и на международной арене. Язык как знаковая система. Понятие о современном русском литературном языке. устная и письменная форма русского литературного языка. Язык и речь. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи. Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Тема 2. Нормы современного русского литературного языка.
Языковая норма и ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Понятие о языковой норме, ее признаки (системность, стабильность, социальная и историческая обусловленность, обязательность). Типы норм. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Старшая и младшая нормы произношения. Лексическая норма и качества речи (правильность, богатство, смысловая точность). Система правил орфографии, пунктуации в письменной речи. Основные средства кодификации языковых фактров. Типы лингвистических словарей. Структурная организация и информационное наполнение словарной статьи.

Тема 3. Функциональные стили современного русского языка. Официально-деловой стиль.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Отбор языковых средств, характерных для разных стилей. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое своеобразие. Основы мастерства беседы. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктувно-методических документов. Общие стилистические требования к текстам юридических документов. Методика построения дрокументов с помощью формуляров образцов, их регламентация государственными стандартами. особенности документирования в судебной практие по гражданским делам. Заявления по гражданским делам. исковые заявления. Жалобы в суд. протокол судебного заседания и оформления гражданского дела. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Тема 4. Научный стиль.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Логическая схема научного текста. Текст-источник. понятие о метатексте. аргументаци. Цитация и ссылки. Основные правила библиографического описания. Жанры научного стиля. Структура курсовых и дипломных работ. Конспект и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности.

Тема 5. Речь, ее разновидности и качества.
Речевая деятельность как вид деятельности и ее структура. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение. Речевая ситуация и ее основные компонекнты. учет различных компонентов ситуацими как необходимое условие успешного речевого акта. Текст как речевое произведение. Общие понятия об основах категории текста: информативность, партитурность, целостность, завершенность. Разговорная речь каак особая функциональная разновидность литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Понятие о разговорной норме. Жанры речевого общения.

Тема 6. Риторика как наука. устная публичная речь.
Ритрика как наука и как учебная дисциплина. История риторики. Риторика в античности и в средние века. Неориторика. Ораторская речь в системе функциональных стилей литературного языка. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Начало, развертывание и завершение речи. Композиция как отражение темы и содержания. Переход от текст-структуры к связанному тексту. Основные виды аргументов. Словесное оформление публичного выступления. Информативность и выразительность публичной речи. Качества хорошей речи: правильность, ясность, доступность, логичность, уместность, выразительность. Риторические тропы и фигуры.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 2
Тема 1. Введение. 8 8



Тема 2. Нормы современного русского литературного языка. 14 10

4

Тема 3. Функциональные стили современного русского языка. Официально-деловой стиль. 15 10

5

Тема 4. Научный стиль. 10 10



Тема 5. Речь, ее разновидности и качества. 10 10



Тема 6. Риторика как наука. устная публичная речь. 11 11



Итого 68 59 0 9 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Не предусмотрено программой

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 2
Тема 2.
4
Тема 3. Стилевые и языковые огсобенности официально-делового стиля: анализ текста. Структура формуляров документов. Составление деловых документов (характеристика, заявление, исковое заявление, жалоба, резюме, доверенность) в соответствии с требованиями жанра.
5
Итого 9

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 2
1, 2 Тема 1 Домашнее задание
8
3, 4 Тема 2 Домашнее задание
10
5-7 Тема 3 Подготовка к тестированию
10
8-10 Тема 4 Домашнее задание
10
11-13 Тема 5 Реферат
10
14-17 Тема 6 Реферат
11
Итого 59

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка письменных тестирований
Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 2
Текущий контроль знаний в 2 семестре
Темы 1,2,3,4,5,6 Устный опрос
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос














Опрос





Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ
















ДЗ

ДЗ














ПТ



ПТ











ДЗ






ДЗ








Реферат









Реферат





Реферат












Реферат



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

2 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Дунев А.И.   Русский язык и культура речи: учебник для вузов.  / Дымарский М.Я., Ефремов В.А. и др.; под. ред. Черняк В.Д.  Высшая школа,  2006 -  496c.
2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов нефилологических специальностей.  / Гвоздева Е.В., Косицына Е.Ф., Орлова В.Н., Чирич И.В.  МГИУ,  2010 -  120c.

6.2. Дополнительная литература

3. Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская   Грамматическая правильность русской речи: стилистический словарь вариантов.  Москва,  2001
4. В.М. Бельдиян, Е.В. Федяева   Культура русской речи.  Москва,  2006
5. С.В. Былкова, Е.Ю. Махницкая   Русский язык и культура речи: Пособие для вузов.  Москва,  2005
6. Н.В. Кузнецова   Русский язык и культура речи.  Москва,  2006
7. Ф.А. Кузин   Культура делового общения.  Москва,  2005
8. Н.Г. Грудцыной   Деловой телефонный разговор / культура делового общения.  Москва,  2002
9. Н.Г. Грудцыной   Что нужно знать о деловых переговорах / Культура речи делового общения.  Москва,  2002
10. Б.В. Можжевельников   В Вашей фирме звонит телефон / Коммерческий вестник.  1992
11. И.В. Копаева   Русский язык и культура речи.  Москва,  2003
12. В.В. Химика, Л.Б. Волкой   Основы научной речи.  Москва,  2003
13. М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев   Русский язык. Культура речи: Конспект лекций.  Москва,  2005

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

1. www.gramota.ru. ()
2. www.mosreg.ru. ()
3. www.rusyaz.ru. ()

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Демонстрационные материалы

  1. Презентации к темам курса

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 2 Практическое занятие
Опрос, выполнение практических заданий, работа со словарями
Устный опрос.
[2] c.10-52
[3] c.67-89
[1] c.121-375

Тема 3 Практическое занятие
Опрос, выполнение практических заданий
Устный опрос.
[12] c.23-76
[8] c.34-67
[11] c.42-76
[10] c.43-76
[9] c.43-60
[7] c.43-75
[2] c.52-78
[1] c.435-467

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 2
Тема 1 Домашнее задание

Проверка и приём домашнего задания
[1] с.5-12
Тема 2 Домашнее задание

Проверка и приём домашнего задания
[1] с.138-312
Тема 3 Подготовка к тестированию

Письменное тестирование
[1] с.420-451
Тема 4 Домашнее задание

Представление и защита реферата
[1] с.381-419
[4] с.25-68
[5] с.34-89
[6] с.67-93
[13] с.75-92
Тема 5 Реферат

Представление и защита реферата
[1] с.452-488
Тема 6 Реферат

Защита лабораторной работы
[1] с.452-488

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Какие новые явления и тенденции характерезуют функционирование современного русского языка?
  2. Что такое языковая норма? перечислите ее признаки.
  3. Какие типы нормы вам известны?
  4. Назовите два основных типа словарей.
  5. Какие поматы может содержать словарная статья?
  6. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?
  7. Перечислите разновидности научного стиля.
  8. Перечислите основные требования к цитированию.
  9. Что такое ссылка? Чем отличаются подстрочные ссылки от внутретекстовых?
  10. Что входит с структуру учебной научной работы?
  11. Какова структура реферата?
  12. Перечислите основные типы рефератов. Назовите их отличительные черты.
  13. Назовите особенности официально-делового стиля.
  14. Какие жанры официально-делового стиля вам известны?
  15. Какова структура резюме?
  16. Какова структура автобиографии?
  17. Заявления по гражданским делам.
  18. исковое заявление.
  19. Жалоба в суд.
  20. Назовите особенности разговорного стиля.
  21. Перечислите виды красноречия.
  22. Из каких компонентов состоит речевая ситуация?
  23. Перечислите возможные способы изложения материала.
  24. Перечислите основные виды аргументов.
  25. Композиция речи.
  26. Какова структура защитительной речи?
  27. Какова структура обвинительной речи?
  28. Какие условия необходимо соблюдать для успешного общения?
  29. Назовите особенности устной публичной речи.
  30. Какие типы вступлений вам известны?
  31. Какие цели может ставить перед собой оратор во вступлении?
  32. В чем специфика построения заключения?
  33. Какие цели может ставить перед собой оратор в заключении?
  34. Расскажите о тропах и риторических фигурах.
Темы рефератов
Тема 1. Введение.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите современные аспекты изучения культуры речи.
  2. Назовите особенности современной речевой ситуации.
Тема 2. Нормы современного русского литературного языка.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое языковая норма?
  2. Перечислите основные признаки языковой нормы.
  3. Назовите основные нормы современного русского литературного языка.
  4. Назовите основные словари-справочники современного русского литературного языка.
  5. Перечислите основные словарные пометы.
Тема 3. Функциональные стили современного русского языка. Официально-деловой стиль.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите особенности официально-делового стиля.
  2. Назовите жанры официально-делового стиля.
  3. Перечислите правила составления и оформления заявлений, резюме.
  4. Перечислите этапы проведения деловой беседы.
Тема 4. Научный стиль.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите стилевые и языковые особенности научного стиля.
  2. Назовите жанры научного стиля.
  3. Расскажите о правилах построения научного текста, его композиции.
  4. Перечислите правила библиографического описания книги, статьи.
  5. Перечислите особенности композиции реферата и курсовой работы.
Тема 5. Речь, ее разновидности и качества.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Чем отличается устная речь от письменной?
  2. Каковы критерии культуры речи?
  3. Какие признаки индивида определяют понятие языковая личность?
Тема 6. Риторика как наука. устная публичная речь.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что изучает риторика?
  2. В чем суть такого явления, как диалогизация текста?
  3. Какое выступление называется ораторским?
  4. Перечислите основные правила, которыми следует руководствоваться при разработке иллюстративного материала?
  5. Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией?