МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Физическая культура ".

Составители УМК:

___________________________  /д.пед.н., профессор   Гилёв Г.А./

___________________________  /доцент   Попков А.И./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью физического воспитания студентов университета является формирование физической культуры личности, что предусматривает решение воспитательных, образовательных, развивающих, оздоровительных и лечебных задач:

- понимание роли физической культуры и развития личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- воспитание потребности в физическом самосовершенствовании и самовоспитании;

- овладение системой практических учений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, повышение физической и умственной работоспособности;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно- спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

1.2. Задачи дисциплины

- понимание роли физической культуры в развитие личности и подготовке ее к профессионалтной деятельности; - знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; - приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных цедей.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-сущность понятий "Физическая культура личности" (ее содержание, структура, критерии и уровни проявления); "Здоровый образ жизни" (его составляющие и мотивация), а также их влияние на общую и профессиональную жизнедеятельность; - социально-биологические и педагогические основы физического воспитания и самовоспитания; -роль оптимальной двигательной активности в повышении функциональных и двигательных возможностей (тренированности) организма человека, работоспособности, в укреплении и поддержании здоровья; -методику самостоятельного использования средств физической культуры и спорта для рекреации в процессе учебной и профессиональной деятельности -особенности воздействия на организм условий и характера различных видов профессионального труда по избранной специальности, динамику утомления для направленного использования средств физической культуры и спорта в целях профилактики и восстановления работоспособности, повышения адаптационных резервов

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

-самостоятельно методически правильно использовать средства и методы методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения; -использовать систематические занятия физическими упражнениями, различными видами спорта для формирования и развития психических качеств и свойств личности, необходимых в социально-культурной и профессиональной деятельности (нравственно-волевых, коммуникативных, организаторских, лидерских, уверенности в своих силах, самодисциплины, гражданственности, патриотизма и др.). -методически обоснованно применять физические упражнения и другие средства для обеспечения требуемого уровня профессиональной работоспособности и предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

В качестве обязательного минимума программа включает следующие разделы: - теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре; - практический, обеспечивающий операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности, приобретение опыта творческой, практической деятельности, развитие самостоятельности в физической культуре и спорте, в целях повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности; - контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
Общая трудоемкость дисциплины 408 408
Аудиторная нагрузка 53 53
Лекции 0 0
Практические занятия (семинары) 53 53
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 355 355
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
диф. зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Физическая культура в профессиональной и общекультурной подготовке студентов
Содержание. Изменение функционирования организма под воздействием физических упражнений. Значение физических упражнений в формировании обмена веществ, развитии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма в период его формирования и становления. Капиллярная система как критерий умственной и физической работоспособности человека. Минимальные и оптимальные недельные объемы физических упражнений. Физические качества, интенсивность физических нагрузок, физиологическое обоснование силы, ресинтез АТФ в различных зонах интенсивности выполнения физических упражнений, методы развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости и их физиологическое обоснование.

Тема 2. Естественно-научные социально -биологические основы физической культуры
Содержание. Организм человека как единое саморазвивающте и саморегулируемое биологичческая система. Физическая и умственнная деятельнсть человека. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Гигиенические основы физических упражнений. Двигательная активность как фактор сопротивляемости организма к заболеваниям и его реабилитации. Санитарные и гигиенические требования при занятиях физической культурой и спортом.

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Организм человека как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей человека. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма к различным условиям внешней Среды. Роль государства в социальной защите подрастающего поколения.

Тема 4. Физические качества и методика их развития
Содержание. Содержание. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Студенческий спорт высших достижений. Система студенческих спортивных соревнований. Периодичность, систематичность. Суперкомпенсация при восстановлении после физической нагрузки. Методические принципы и методы физического воспитания. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи. Зоны интенсивности физических нагрузок. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности. Частота сердечных сокращений, ударный и минутный объем, двигательный навык, легочная вентиляция, аэробные и анаэробные процессы, максимальное потребление кислорода, кислородный долг, недельная двигательная активность студента. Влияние физических упражнений на центральную нервную систему.

Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
Содержание. Оценка состояния функциональных систем организма, оценка физической работоспособности, оценка состояния дыхательной системы, вегетативная нервная система, оценка состояния опорно-двигательного аппарата, физические развития и методы оценки

Тема 6. Массаж, само-массаж
Содержание.Массаж как средство реабилитации и повышения работоспособности организма. Виды массажа. Основные приемы спортивного и лечебного массажа, их последовательность при выполнении. Физиологические основы и эффективность массажа. Водные процедуры и их значение в личной гигиене и закаливании организма. Правила гигиены в повседневной жизни, гигиена питания, противопоказания массажа, восстановительные средства при занятиях спортом, лечебный массаж, восстановительный массаж, самомассаж, спортивный массаж, физиологическое обоснование массажа, приемы спортивного массажа и их очередность.

Тема 7. профессионально-прикладная физическая подготовка
Содержание. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовкой студентов. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля. Прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования по ППФП. Производственная физическая культура. Формы, методы и средства физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

Тема 8. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями в вузе
Содержание. Формы и содержание самостоятельных занятий, их мотивация и организация. Характер содержания занятий в зависимости от возраста и пола. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузки в условиях самостоятельных знаний у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях. Изменение функционирования организма под воздействием физических упражнений. Значение физических упражнений в формировании обмена веществ, развитии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма в период его формирования и становления. Капиллярная система как критерий умственной и физической работоспособности человека. Минимальные и оптимальные недельные объемы физических упражнений. Физические качества, интенсивность физических нагрузок, физиологическое обоснование силы, ресинтез АТФ в различных зонах интенсивности выполнения физических упражнений, методы развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости и их физиологическое обоснование.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Физическая культура в профессиональной и общекультурной подготовке студентов 82 80

2

Тема 2. Естественно-научные социально -биологические основы физической культуры 82 80

2

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья 82 80

2

Тема 4. Физические качества и методика их развития 82 80

2

Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом 37 35

2

Тема 6. Массаж, само-массаж 40 0

40

Тема 7. профессионально-прикладная физическая подготовка 3 0

3

Тема 8. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями в вузе 0 0



Итого 408 355 0 53 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Не предусмотрено программой

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие и совершенствование физических качеств человека
2
Тема 2. Основы здорового образа жизни студента. Личная и общественная
2
Тема 3. Спорт. Основы спортивной тренировки. Естественно-научные
2
Тема 4. Использование знаний, умений и навыков в области физической
2
Тема 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка
2
Тема 6.
40
Тема 7.
3
Итого 53

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1, 7, 8 Тема 4 Выполнение расчётно-графической работы Использование знаний, умений и навыков в области физической
79
1, 4, 14-17 Тема 2 Выполнение расчётно-графической работы Основы здорового образа жизни студента. Личная и общественная
78
2, 3, 5-7 Тема 1 Выполнение расчётно-графической работы Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие и совершенствование физических качеств человека
40
3, 5, 6, 15-17 Тема 3 Выполнение расчётно-графической работы Спорт. Основы спортивной тренировки. Естественно-научные
80
9-17 Тема 5 Выполнение расчётно-графической работы Профессионально-прикладная физическая подготовка
78
Итого 355

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Текущий контроль знаний в 1 семестре
Тема 1 Проверка уровня готовности студентов
2
Тема 2 Проверка уровня готовности студентов
2
Тема 3 Проверка уровня готовности студентов
2
Тема 4 Проверка уровня готовности студентов
2
Тема 5 Проверка уровня готовности студентов
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
КТ

КТ
















КТ



КТ














КТ





КТ












КТ







КТ










КТ









КТ










Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
РГР

РГР


РГР











РГР

РГР



РГР










РГР

РГР

РГР


РГР









РГР

РГР

РГР






РГР










РГР







РГР



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - диф. зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Гилев Г.А.   Физическое воспитание в вузе.  - М.: МГИУ,,  2007 -  375c.

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

1. Журнал Лыжный спорт . ()
2. Журнал Легкая атлетика . ()
3. Журнал Спортивные игры . ()

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
  2. социально-биологические основы физической культуры
  3. основы здорового образа жизни
  4. оздоровительные системы и спорт(теория, методика и практика)
  5. профессионально-приклодная физическая подготовка студентов

Демонстрационные материалы

  1. Расписание преподавателей
  2. Расписание занятий
  3. Информация о секциях
  4. Инфорформация о прохождении соревнований
  5. Объявления:о открытиях новых секций,о начале соревнований...

Оборудование и аппаратура

  1. Спортивный инвентарь: маты, воллейбольные,баскетбольные,футбольные мечи
  2. тенисные столы,воллейбольные сетки,гимнастические снаряды,тренажеры

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Практическое занятие -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности
Компьютерное тестирование.
[1] c.1-76

Тема 2 Практическое занятие -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности.
Компьютерное тестирование.
[1] c.85-121

Тема 3 Практическое занятие -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности.
Компьютерное тестирование.
[1] c.212-238

Тема 4 Практическое занятие -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности.
Компьютерное тестирование.
[1] c.138-164

Тема 5 Практическое занятие -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности.
Компьютерное тестирование.
[1] c.238-266

Тема 6 Практическое занятие -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические,

[1] c.15-20

Тема 7 Практическое занятие -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические,

[1] c.15-25

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 4 Выполнение расчётно-графической работы
Использование знаний, умений и навыков в области физической
Защита лабораторной работы
[1] с.138-164
Тема 2 Выполнение расчётно-графической работы
Основы здорового образа жизни студента. Личная и общественная
Защита лабораторной работы
[1] с.85-121
Тема 1 Выполнение расчётно-графической работы
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие и совершенствование физических качеств человека
Защита лабораторной работы
[1] с.1-76
Тема 3 Выполнение расчётно-графической работы
Спорт. Основы спортивной тренировки. Естественно-научные
Защита лабораторной работы
[1] с.212-238
Тема 5 Выполнение расчётно-графической работы
Профессионально-прикладная физическая подготовка
Защита лабораторной работы
[1] с.238-266

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Какие разделы содержит программа по физическому воспитанию в высшей школе?
  2. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
  3. Цель и задачи физического воспитания.
  4. Какие виды спорта культивируются в МГИУ?
  5. Основные положения организации физического воспитания в МГИУ.
  6. Краткое содержание программы теоретических знаний по физическому воспитанию.
  7. Физическая культура и спорт, ценности физической культуры.
  8. Краткое содержание программы практических занятий по физическому воспитанию на учебных занятиях.
  9. Физическая и функциональная подготовленность.
  10. Краткая характеристика ценносных ориентаций студентов на физическую культуру и спорт.
  11. Двигательная активность, професиональная направленность физического воспитания
  12. Деятельная сущность физической культуры в сфере учебного и профессионального труда.
  13. Роль физической культуры и спорта в развитии общества.
  14. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
  15. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования.
  16. Определение понятия спорт . Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
  17. Студенческие спортивные соревнования.
  18. Физическое развитие.
  19. Влияние алкоголя на функционирование организма.
  20. Астенический, гиперстенический и нормостенический тип телосложения.
  21. Влияние курения на физическую и умственную работоспособность.
  22. Сколиоз, лордоз.
  23. Гравитационный шок. Оказание доврачебной помощи.
  24. Антропометрические стандарты.
  25. Гипогликемия. Оказание доврачебной помощи.
  26. Проба Ромберга (статическая координация).
  27. Тепловой и солнечные удары. Оказание доврачебной помощи.
  28. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
  29. Обморок. Оказание доврачебной помощи.
  30. Глазо-сердечный рефлекс.
  31. Первая доврачебная помощь при утоплении.
  32. Кожно-сосудистые реакции.
  33. Острые патологические состояния.
  34. Сердечно-сосудистая система.
  35. Проба с повторными нагрузками.
  36. Функциональные характеристики сердечно-сосудистой системы.
  37. Тест PWC170.
  38. Гарвардский степ-тест.
  39. Изменение артериального давления при физической нагрузке.
  40. Проба Летунова.
  41. Физиологическое обоснование улучшения умственной деятельности под воздействием физических упражнений.
  42. Ортостатическая проба.
  43. Жизненная емкость легких.
  44. Функциональные пробы в диагностике физической работоспособности и тренированности.
  45. Правила гигиены в повседневной жизни.
  46. Гигиена питания.
  47. Правила гигиены при занятиях спортом.
  48. Самоконтроль при занятиях спортом.
  49. Правильный выбор одежды при занятиях спортом.
  50. Противопоказания массажа.
  51. Оздоровительно-восстановительные средства при занятиях спортом.
  52. Массаж при спортивных повреждениях.
  53. Гидропроцедуры.
  54. Восстановительный массаж.
  55. Массаж и самомассаж.
  56. Предварительный массаж.
  57. Спортивный массаж.
  58. Лечебный массаж.
  59. Физиологическое обоснование массажа.
  60. Приемы спортивного массажа и их очередность.
  61. Какими физическими качествами обладает человек?
  62. Интенсивность физических нагрузок.
  63. Физиологическое обоснование силы.
  64. Ресинтез АТФ в различных зонах интенсивности выполнения физических упражнений.
  65. Методы развития силы.
  66. Методы развития выносливости.
  67. Физиологическое обоснование быстроты.
  68. Дать понятие качеству выносливость.
  69. Методы развития быстроты.
  70. Методы развития ловкости.
  71. Гибкость как физическое качество.
  72. Ловкость как физическое качество.
  73. Методы развития гибкости.
  74. Суперкомпенсация.
  75. Понятие о возбуждении и торможении в ЦНС.
  76. Частота сердечных сокращений. Ударный и минутный объем.
  77. Двигательный навык.
  78. Понятие о легочной вентиляции.
  79. Аэробные, анаэробные процессы.
  80. Максимальное потребление кислорода.
  81. Кислородный долг.
  82. Оптимальная недельная двигательная активность студента в часах.
  83. Физиологическая характеристика двигательной деятельности различной мощности.
  84. Влияние физических упражнений на центральную нервную систему.
  85. Частота сердечных сокращений в покое и при занятиях физическими упражнениями.
  86. Основные правила игры в футбол.
  87. Сердечно-сосудистая система.
  88. Основные правила игры в волейбол.
  89. Двигательный режим и его оптимальная величина в недельном цикле.
  90. Основные правила игры в баскетбол.
  91. Понятие о пульсовых зонах или зонах мощности физической нагрузки.
  92. Лыжи - способы передвижения и меры предупреждения травм при самостоятельных занятиях.
  93. Понятие о низкокаллорийном сбалансированном питании и влияния его на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни.
  94. Плавание. Спортивные способы плавания и методика обучения неумеющих плавать.
  95. Гигиенические требования к одежде и обуви бытовой, трудовой, спортивной.
  96. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи.
  97. Место ППФП в системе физического воспитания.
  98. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.
  99. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
  100. Влияние условий труда выпускников на содержание ППФП студентов.
  101. Деятельная сущность физической культуры в сфере учебного и профессилнального труда.
  102. Требования к психофизической подготовленности инженеров.
  103. Требования к психофизической подготовленности работников сидячих профессий.
  104. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.
  105. Производственная физическая культура в рабочее время.
  106. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
  107. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.