| |||||
|
УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Физическая культура ". Составители УМК:___________________________ /д.пед.н., профессор Гилёв Г.А./ ___________________________ /доцент Попков А.И./ |
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года
Целью физического воспитания студентов университета является формирование физической культуры личности, что предусматривает решение воспитательных, образовательных, развивающих, оздоровительных и лечебных задач:
- понимание роли физической культуры и развития личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- воспитание потребности в физическом самосовершенствовании и самовоспитании;
- овладение системой практических учений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, повышение физической и умственной работоспособности;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно- спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
- понимание роли физической культуры в развитие личности и подготовке ее к профессионалтной деятельности; - знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; - приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных цедей.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
-сущность понятий "Физическая культура личности" (ее содержание, структура, критерии и уровни проявления); "Здоровый образ жизни" (его составляющие и мотивация), а также их влияние на общую и профессиональную жизнедеятельность; - социально-биологические и педагогические основы физического воспитания и самовоспитания; -роль оптимальной двигательной активности в повышении функциональных и двигательных возможностей (тренированности) организма человека, работоспособности, в укреплении и поддержании здоровья; -методику самостоятельного использования средств физической культуры и спорта для рекреации в процессе учебной и профессиональной деятельности -особенности воздействия на организм условий и характера различных видов профессионального труда по избранной специальности, динамику утомления для направленного использования средств физической культуры и спорта в целях профилактики и восстановления работоспособности, повышения адаптационных резервовВ результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
-самостоятельно методически правильно использовать средства и методы методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения;
-использовать систематические занятия физическими упражнениями, различными видами спорта для формирования и развития психических качеств и свойств личности, необходимых в социально-культурной и профессиональной деятельности (нравственно-волевых, коммуникативных, организаторских, лидерских, уверенности в своих силах, самодисциплины, гражданственности, патриотизма и др.).
-методически обоснованно применять физические упражнения и другие средства для обеспечения требуемого уровня профессиональной работоспособности и предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма.
В качестве обязательного минимума программа включает следующие разделы: - теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
- практический, обеспечивающий операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности, приобретение опыта творческой, практической деятельности, развитие самостоятельности в физической культуре и спорте, в целях повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы
Вид учебных занятий | Всего | Семестры |
1 |
||
Общая трудоемкость дисциплины | 408 | 408 |
Аудиторная нагрузка | 53 | 53 |
Лекции | 0 | 0 |
Практические занятия (семинары) | 53 | 53 |
Лабораторный практикум | 0 | 0 |
Самостоятельная работа | 355 | 355 |
Курсовой проект (работа) | - | - |
Вид промежуточной аттестации | диф. зачет |
Тема 1. Физическая культура в профессиональной и общекультурной подготовке студентов
Содержание. Изменение функционирования организма под воздействием физических
упражнений. Значение физических упражнений в формировании обмена
веществ, развитии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем
организма в период его формирования и становления. Капиллярная система как
критерий умственной и физической работоспособности человека.
Минимальные и оптимальные недельные объемы физических упражнений.
Физические качества, интенсивность физических нагрузок,
физиологическое обоснование силы, ресинтез АТФ в различных зонах
интенсивности выполнения физических упражнений, методы развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости и их физиологическое
обоснование.
Тема 2. Естественно-научные социально -биологические основы физической культуры
Содержание. Организм человека как единое саморазвивающте и саморегулируемое биологичческая система. Физическая и умственнная деятельнсть человека. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.
Критерии эффективности здорового образа жизни. Гигиенические основы
физических упражнений. Двигательная активность как фактор сопротивляемости организма к заболеваниям и его реабилитации. Санитарные и гигиенические требования при занятиях физической культурой и спортом.
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья
Содержание. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его
образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе
жизни. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового
образа жизни. Организм человека как саморазвивающаяся и
саморегулирующаяся биологическая система. Средства физической культуры и
спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей
человека. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования
отдельных систем организма под воздействием направленной физической
тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма к
различным условиям внешней Среды. Роль государства в социальной защите
подрастающего поколения.
Тема 4. Физические качества и методика их развития
Содержание. Содержание. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и
задачи. Студенческий спорт высших достижений. Система студенческих
спортивных соревнований.
Периодичность, систематичность. Суперкомпенсация при восстановлении
после физической нагрузки. Методические принципы и методы физического
воспитания. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная
физическая подготовка, ее цели и задачи. Зоны интенсивности физических
нагрузок. Возможность и условия коррекции физического развития,
телосложения, двигательной и функциональной подготовленности.
Частота сердечных сокращений, ударный и минутный объем,
двигательный навык, легочная вентиляция, аэробные и анаэробные процессы,
максимальное потребление кислорода, кислородный долг, недельная
двигательная активность студента. Влияние физических упражнений на
центральную нервную систему.
Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
Содержание. Оценка состояния функциональных систем организма, оценка физической работоспособности, оценка состояния дыхательной системы, вегетативная нервная система, оценка состояния опорно-двигательного аппарата, физические развития и методы оценки
Тема 6. Массаж, само-массаж
Содержание.Массаж как средство реабилитации и повышения работоспособности
организма. Виды массажа. Основные приемы спортивного и лечебного
массажа, их последовательность при выполнении. Физиологические основы и
эффективность массажа. Водные процедуры и их значение в личной гигиене и
закаливании организма.
Правила гигиены в повседневной жизни, гигиена питания,
противопоказания массажа, восстановительные средства при занятиях спортом,
лечебный массаж, восстановительный массаж, самомассаж, спортивный
массаж, физиологическое обоснование массажа, приемы спортивного массажа и их очередность.
Тема 7. профессионально-прикладная физическая подготовка
Содержание. Личная и социально-экономическая необходимость
специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение
понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического
воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание
ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов. Контроль за
эффективностью профессионально-прикладной физической подготовкой
студентов.
Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного
профиля. Прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования по
ППФП.
Производственная физическая культура. Формы, методы и средства
физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов.
Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами
физической культуры.
Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в
производственном коллективе.
Тема 8. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями в вузе
Содержание. Формы и содержание самостоятельных занятий, их
мотивация и организация. Характер содержания занятий в зависимости от
возраста и пола. Планирование и управление самостоятельными занятиями.
Границы интенсивности нагрузки в условиях самостоятельных знаний у
лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем
физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий.
Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в
спортивных соревнованиях.
Изменение функционирования организма под воздействием физических
упражнений. Значение физических упражнений в формировании обмена
веществ, развитии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем
организма в период его формирования и становления. Капиллярная система как
критерий умственной и физической работоспособности человека.
Минимальные и оптимальные недельные объемы физических упражнений.
Физические качества, интенсивность физических нагрузок,
физиологическое обоснование силы, ресинтез АТФ в различных зонах
интенсивности выполнения физических упражнений, методы развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости и их физиологическое
обоснование.
Раздел дисциплины | Всего | Количество часов | |||
Самостоя- тельная работа | Аудиторные занятия | ||||
Лекции | Практи- ческие занятия | Лабора- торный практикум | |||
Семестр 1 | |||||
Тема 1. Физическая культура в профессиональной и общекультурной подготовке студентов | 82 | 80 |
2 |
||
Тема 2. Естественно-научные социально -биологические основы физической культуры | 82 | 80 |
2 |
||
Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья | 82 | 80 |
2 |
||
Тема 4. Физические качества и методика их развития | 82 | 80 |
2 |
||
Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом | 37 | 35 |
2 |
||
Тема 6. Массаж, само-массаж | 40 | 0 |
40 |
||
Тема 7. профессионально-прикладная физическая подготовка | 3 | 0 |
3 |
||
Тема 8. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями в вузе | 0 | 0 |
|||
Итого | 408 | 355 | 0 | 53 | 0 |
Раздел дисцип- лины (темы) | Содержание практического занятия (семинара) | Кол-во часов | |||
Семестр 1 | |||||
Тема 1. | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие и совершенствование физических качеств человека |
2 |
|||
Тема 2. | Основы здорового образа жизни студента. Личная и общественная |
2 |
|||
Тема 3. | Спорт. Основы спортивной тренировки. Естественно-научные |
2 |
|||
Тема 4. | Использование знаний, умений и навыков в области физической |
2 |
|||
Тема 5. | Профессионально-прикладная физическая подготовка |
2 |
|||
Тема 6. | 40 |
||||
Тема 7. | 3 |
||||
Итого | 53 |
Номера недель | Раздел дисцип- лины (тема) | Вид самостоятельной работы | Название (содержание) работы | Кол-во часов | |
Семестр 1 | |||||
1, 7, 8 | Тема 4 | Выполнение расчётно-графической работы | Использование знаний, умений и навыков в области физической |
79 |
|
1, 4, 14-17 | Тема 2 | Выполнение расчётно-графической работы | Основы здорового образа жизни студента. Личная и общественная |
78 |
|
2, 3, 5-7 | Тема 1 | Выполнение расчётно-графической работы | Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие и совершенствование физических качеств человека |
40 |
|
3, 5, 6, 15-17 | Тема 3 | Выполнение расчётно-графической работы | Спорт. Основы спортивной тренировки. Естественно-научные |
80 |
|
9-17 | Тема 5 | Выполнение расчётно-графической работы | Профессионально-прикладная физическая подготовка |
78 |
|
Итого | 355 |
Раздел дисцип- лины (тема) | Содержание ТКЗ | Кол-во часов | |||
Семестр 1 | |||||
Текущий контроль знаний в 1 семестре | |||||
Тема 1 | Проверка уровня готовности студентов |
2 |
|||
Тема 2 | Проверка уровня готовности студентов |
2 |
|||
Тема 3 | Проверка уровня готовности студентов |
2 |
|||
Тема 4 | Проверка уровня готовности студентов |
2 |
|||
Тема 5 | Проверка уровня готовности студентов |
2 |
|
Виды текущего контроля |
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос |
|
Формы самостоятельной работы |
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование |
1 семестр - диф. зачет
Приложения |
Приложение 1 |
Тема занятий | Виды учебных занятий | Средства обучения | Методы обучения | Формы текущего контроля | Рекомендуемая литература |
Тема 1 | Практическое занятие | -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды |
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности |
Компьютерное тестирование. |
[1]
c.1-76 |
Тема 2 | Практическое занятие | -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды |
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности. |
Компьютерное тестирование. |
[1]
c.85-121 |
Тема 3 | Практическое занятие | -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды |
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности. |
Компьютерное тестирование. |
[1]
c.212-238 |
Тема 4 | Практическое занятие | -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды |
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности. |
Компьютерное тестирование. |
[1]
c.138-164 |
Тема 5 | Практическое занятие | -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды |
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности. |
Компьютерное тестирование. |
[1]
c.238-266 |
Тема 6 | Практическое занятие | -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды |
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, |
[1]
c.15-20 |
|
Тема 7 | Практическое занятие | -физические упражнения -естественные силы природы -гигиенические факторы -режим питания,трудовой деятельности -гигиена тела и одежды |
Применяются как общепедагогические методы, так и специфические, |
[1]
c.15-25 |
Приложение 2 |
Раздел дисцип- лины (тема) | Вид самостоятельной работы | Форма текущего контроля | Необходимая литература |
Рекомендуемая литература |
|
Семестр 1 | |||||
Тема 4 | Выполнение расчётно-графической работы Использование знаний, умений и навыков в области физической |
Защита лабораторной работы |
[1] с.138-164 |
||
Тема 2 | Выполнение расчётно-графической работы Основы здорового образа жизни студента. Личная и общественная |
Защита лабораторной работы |
[1] с.85-121 |
||
Тема 1 | Выполнение расчётно-графической работы Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие и совершенствование физических качеств человека |
Защита лабораторной работы |
[1] с.1-76 |
||
Тема 3 | Выполнение расчётно-графической работы Спорт. Основы спортивной тренировки. Естественно-научные |
Защита лабораторной работы |
[1] с.212-238 |
||
Тема 5 | Выполнение расчётно-графической работы Профессионально-прикладная физическая подготовка |
Защита лабораторной работы |
[1] с.238-266 |
Приложение 3 |