МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Отечественная история


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Отечественная история ".

Составители УМК:

___________________________  /проф.,д.и.н.   Чистяков В.Б./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 31 мая 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Анализ истории России как особого цивилизационно-культурного образования;

изучение закономерностей процесса становления и развития российского общества и государства;

раскрытия места и значения российской цивилизации во всемирном историческом процессе;

анализ политического и социального опыта истории России на переломных рубежах ее развития, когда в концентрированном виде проявлялись назревшие противоречия в обществе;

изучение процесса становления и развития российской государственности, альтернатив и судьбы исторического пути российского общества и государства.

1.2. Задачи дисциплины

сформировать представление об историческом процессе общем и особенном в российской истории как неотъемлемой, органической части всемирной истории;

раскрыть основные проблемы, судьбы, "критические", поворотные точки, этапы и содержание отечественной истории, альтернативы исторического развития страны;

воспитать уважение к истории и культуре народов России и всего мира, сформировать общероссийский патриотизм как диалектическое единство национализма и интернационализма;

повысить политическую, правовую, гражданскую и духовную культуру студентов; подготовить их к активному участию в современной общественной и политической жизни страны;

привить навыки исторического мышления, обобщения и прогнозирования;

сформировать умение и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, с актуальными и дискуссионными проблемами отечественной и мировой исторической науки;

подготовить широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, умеющих применять исторические знания на практике и в профессиональной деятельности.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

обозначение давления

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- сущность, формы, функции исторического знания, место, смысл и назначение истории в обществе;
-формирование и эволюцию исторических категорий;
- методы и источники изучения истории;
- роль теории в исторической науке;
- факторы, особенности, закономерности и противоречия российского исторического процесса;
- основные исторические факты и события, их место, роль и степень влияния на конкретно-историческую ситуацию и исторический процесс в целом;
- специфику социально-экономического, политического и культурного развития нашего Отечества в IX - началеXXI вв.;
- роль и место истории в системе наук; ее значение для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;
- cоциальное значение конкретных событий истории;
- объективное содержание современных процессов, происходящих в стране, в контексте опыта как всеобщей, так и отечественной истории;
- исторический путь развития человечества, историческое место России в мировом сообществе;
- пути решения проблем ее исторического выбора, модернизации.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- связывать историческое прошлое с настоящим;
- объективно, с позиций историзма, оценивать культурные, социально-экономические и политические процессы;
- формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам истории и аргументировать её;
- применять методы исторического исследования;
- вести диалог прошлого с настоящим, необходимый, чтобы понимать собственное общество, идентифицировать его место в мировой цивилизации;
- формировать историческое сознание - фундамент национального патриотического, интернационального сознания и нравственных идеалов, средство ориентации в социальном пространстве, форму социальной памяти;
- совершенствовать и использовать исторические знания как основу гуманитарной подготовки, повышения политической, правовой и гражданской культуры, а стало быть, и творческого усвоения общественных и всех других наук, т.е. подготовки к активному участию в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

К моменту изучения дисциплины студенты должны знать отечественную историю в объеме средней школы.
Для успешного изучения курса студенты должны уметь практически применять знания по отечественной истории, полученные ими в средней школе.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
Общая трудоемкость дисциплины 120 120
Аудиторная нагрузка 14 14
Лекции 10 10
Практические занятия (семинары) 4 4
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 106 106
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Древняя Русь. Образование Русского централизованного государства. IX- начало XVI веков
Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XII в. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Социально-политические изменения в русских землях в XIV-XV вв.Возвышение Москвы.

Тема 2. Развитие Российского государства в XVI-XVIII века.
Формирование сословной системы организации общества. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Предпосылки и особенности складывания россииского абсолютизма. Реформы Петра I. Век Екатерины. Дискуссии о генезисе абсолютизма.

Тема 3. Россия в XIX веке.
Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Реформы государственного управления: проекты и реальность. Политическая реакция второй четверти XIX в. Буржуазно-либеральные реформы 1860-1870-х годов. Деятели эпохи реформ. Контрреформы 80-90-х годов. Духовная жизнь, общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Тема 4. Россия в начале XX века. (1900-1917)
Роль ХХ-го столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблемы экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года.

Тема 5. Россия- СССР в период между мировыми воинами 1918-1941.
Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

Тема 6. СССР в годы Второй мировой войны и послевоенный период (1941-1964).
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война, ее основные этапы, итоги и уроки.Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

Тема 7. СССР в середине 60-х-80-х годов.
СССР в середине 60-80-х годов: противоречивость развития, предпосылки кризисного состояния общества, нарастание кризисных явлений.

Тема 8. СССР -Россия в середине 1980-х г.-начале XXI века.
Советский Союз в 1985-1991 годах. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 года, его осуществление и провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 года. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Древняя Русь. Образование Русского централизованного государства. IX- начало XVI веков 16 14
1


Тема 2. Развитие Российского государства в XVI-XVIII века. 16 14
1


Тема 3. Россия в XIX веке. 17 14
2


Тема 4. Россия в начале XX века. (1900-1917) 14 12
1


Тема 5. Россия- СССР в период между мировыми воинами 1918-1941. 16 13
2


Тема 6. СССР в годы Второй мировой войны и послевоенный период (1941-1964). 15 13
1


Тема 7. СССР в середине 60-х-80-х годов. 15 13
1


Тема 8. СССР -Россия в середине 1980-х г.-начале XXI века. 15 13
1


Итого 120 106 10 4 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Древняя Русь. Образование Русского централизованного государства. IX- начало XVI веков
1
Тема 2. Развитие Российского государства в XVI-XVIII века.
1
Тема 3. Россия в XIX веке.
2
Тема 4. Россия в начале XX века. (1900-1917)
1
Тема 5. Россия- СССР в период между мировыми воинами 1918-1941.
2
Тема 6. СССР в годы Второй мировой войны и послевоенный период (1941-1964).
1
Тема 7. СССР в середине 60-х-80-х годов.
1
Тема 8. СССР -Россия в середине 1980-х г.-начале XXI века.
1
Итого 10

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 1
Итого 0

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1, 2 Тема 1 Домашнее задание 1.Основные этапы становления государственности Древной Руси и её внешнеполитическое положение в IX-XIII вв. 2.Принятие христианства и его значение в истории России. 3.Социальный и политический строй Древней Руси и его эволюция в IX-XII вв. 4.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 5.Социально-политические изменения в русских землях XI-XV вв. и возвышение Москвы.
12
3, 4 Тема 2 Домашнее задание 1.Формирование сословной системы организации общества и становление Русского ценрализованного государства. 2.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. 3.Реформы Петра I 4.Век Екатерины.
14
5, 6 Тема 3 Домашнее задание 1.Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения, крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы России. 2.Мануфактурно-промышленное производство. Крупные деятели россииского предпринимательства. 3.Становление индустриального общества в России: общее и особенное в развитии её промышленности и капитализма. 4.Движение декабристов, его политические проекты и место в истории России. 5.Возникновение "западничества" и "славянофильства". Консервативная и либеральная идеология. Земско-либеральное движение. 6.Народничество и его основные течения. 7.Развитие рабочего движения. Российская социал-демократия. 8.Традиционное общество в России. 9.Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.. 10.Николаевская Россия. 11.Реформы второй половины XIX в., их значение, буржуазная направленность. 12.Контрреформ 80-90-х годов.
14
7, 8 Тема 4 Домашнее задание 1.Роль XX столетия в мировой истории и его проблемы:глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальный трансформации, столкновения тенденций.. 2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 3.Российские реформы в начале века:модернизация и охранительные тенденции. 4.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. 5.Участие России в первой мировой войне и углубление социально-экономического и политического общенационального кризиса. 6.Февральская рефолюция 1917 года. 7.Развитие политической ситуации в стране после февральской революции. 8.Октябрь 1917 г. в России:проблемы и оценки.
14
8-10 Тема 5 Домашнее задание 1.Расстановка и противостояние политических сил в стране после октября 1917г. в ходе формирования политической системы Советской России и её первых социально-экономических преобразований. 2.Внешнеполитической положение России. Брестский мир. Военная интервенция. 3.Причины, особенности, основные этапы, итоги, уроки и последствия гражданской войны, участия в ней разнородных социально-политических сил, политики и практики "военного коммунизма". 4.Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны, кризис политики "военного коммунизма", переход к новой экономической политике и успехи развития страны на пути осуществления НЭПа. 5.Политическая борьба в стране, формирование однопартийного политического режима, трудности и противоречия новой экономической политики и их влияние на её судьбу. 6.Образование СССР и его внешняя политика. 7.Культурная жизнь страны в 20-е годы. 8.Социально-экономические преобразования в 30-е годы. 9.Усиление режима личной власти Сталина. 10.Сопративление сталинизму.
13
9-11 Тема 6 Домашнее задание 1.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 2.Великая Отечественная война. 3.Развитие страны в первые послевоенные годы и "Холодная война". 4.Попытки осуществления политических реформ тоталитарно-бюрократической системы. 5.Экономические и социальные реформы, их огранниченный и противоречивый характер. 6.НТР её влияние на ход общественного развития страны.
13
11-13 Тема 7 Домашнее задание 1.СССР в середине 1960-1980-х гг. и борьба сверхдержав за мировое лидерство. 2.Нарастание кризисных явлений в стране, противоречивость её развития.
13
12, 13 Тема 8 Домашнее задание 1.Советский союз 1985-1991гг.. 2.Перестройка, её основные этапы. 3.Попытка государственного переворота 1991 года:осуществление и провал. 4.Распад СССР, Беловежские соглашения. 5.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 6.Октябрьские события 1993 года. Становление новой россиийской государственности. 7.Культура в современной России. 8.Внешнеполитическая деятельность России в условия новой геополитической ситуации.
13
Итого 106

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1 1.Основные этапы становления государственности Древной Руси и её внешнеполитическое положение в IX-XIII вв. 2.Принятие христианства и его значение в истории России. 3.Социальный и политический строй Древней Руси и его эволюция в IX-XII вв. 4.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 5.Социально-политические изменения в русских землях XI-XV вв. и возвышение Москвы.
1
Тема 2 1.Формирование сословной системы организации общества и становление Русского ценрализованного государства. 2.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. 3.Реформы Петра I 4.Век Екатерины.
1
Тема 3 1.Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения, крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы России. 2.Мануфактурно-промышленное производство. Крупные деятели россииского предпринимательства. 3.Становление индустриального общества в России: общее и особенное в развитии её промышленности и капитализма. 4.Движение декабристов, его политические проекты и место в истории России. 5.Возникновение "западничества" и "славянофильства". Консервативная и либеральная идеология. Земско-либеральное движение. 6.Народничество и его основные течения. 7.Развитие рабочего движения. Российская социал-демократия. 8.Традиционное общество в России. 9.Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.. 10.Николаевская Россия. 11.Реформы второй половины XIX в., их значение, буржуазная направленность. 12.Контрреформ 80-90-х годов.
1
Тема 4 1.Роль XX столетия в мировой истории и его проблемы:глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальный трансформации, столкновения тенденций.. 2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 3.Российские реформы в начале века:модернизация и охранительные тенденции. 4.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. 5.Участие России в первой мировой войне и углубление социально-экономического и политического общенационального кризиса. 6.Февральская рефолюция 1917 года. 7.Развитие политической ситуации в стране после февральской революции. 8.Октябрь 1917 г. в России:проблемы и оценки.
1
Тема 5 1.Расстановка и противостояние политических сил в стране после октября 1917г. в ходе формирования политической системы Советской России и её первых социально-экономических преобразований. 2.Внешнеполитической положение России. Брестский мир. Военная интервенция. 3.Причины, особенности, основные этапы, итоги, уроки и последствия гражданской войны, участия в ней разнородных социально-политических сил, политики и практики "военного коммунизма". 4.Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны, кризис политики "военного коммунизма", переход к новой экономической политике и успехи развития страны на пути осуществления НЭПа. 5.Политическая борьба в стране, формирование однопартийного политического режима, трудности и противоречия новой экономической политики и их влияние на её судьбу. 6.Образование СССР и его внешняя политика. 7.Культурная жизнь страны в 20-е годы. 8.Социально-экономические преобразования в 30-е годы. 9.Усиление режима личной власти Сталина. 10.Сопративление сталинизму.
1
Тема 6 1.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 2.Великая Отечественная война. 3.Развитие страны в первые послевоенные годы и "Холодная война". 4.Попытки осуществления политических реформ тоталитарно-бюрократической системы. 5.Экономические и социальные реформы, их огранниченный и противоречивый характер. 6.НТР её влияние на ход общественного развития страны.
1
Тема 7 1.СССР в середине 1960-1980-х гг. и борьба сверхдержав за мировое лидерство. 2.Нарастание кризисных явлений в стране, противоречивость её развития.
1
Тема 8 1.Советский союз 1985-1991гг.. 2.Перестройка, её основные этапы. 3.Попытка государственного переворота 1991 года:осуществление и провал. 4.Распад СССР, Беловежские соглашения. 5.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 6.Октябрьские события 1993 года. Становление новой россиийской государственности. 7.Культура в современной России. 8.Внешнеполитическая деятельность России в условия новой геополитической ситуации.
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Текущий контроль знаний в 1 семестре
Тема 1 1.Основные этапы становления государственности Древной Руси и её внешнеполитическое положение в IX-XIII вв. 2.Принятие христианства и его значение в истории России. 3.Социальный и политический строй Древней Руси и его эволюция в IX-XII вв. 4.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 5.Социально-политические изменения в русских землях XI-XV вв. и возвышение Москвы.
0.5
Тема 2 1.Формирование сословной системы организации общества и становление Русского ценрализованного государства. 2.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. 3.Реформы Петра I 4.Век Екатерины.
0.5
Тема 3 1.Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения, крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы России. 2.Мануфактурно-промышленное производство. Крупные деятели россииского предпринимательства. 3.Становление индустриального общества в России: общее и особенное в развитии её промышленности и капитализма. 4.Движение декабристов, его политические проекты и место в истории России. 5.Возникновение "западничества" и "славянофильства". Консервативная и либеральная идеология. Земско-либеральное движение. 6.Народничество и его основные течения. 7.Развитие рабочего движения. Российская социал-демократия. 8.Традиционное общество в России. 9.Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.. 10.Николаевская Россия. 11.Реформы второй половины XIX в., их значение, буржуазная направленность. 12.Контрреформ 80-90-х годов.
0.5
Тема 4 1.Роль XX столетия в мировой истории и его проблемы:глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальный трансформации, столкновения тенденций.. 2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 3.Российские реформы в начале века:модернизация и охранительные тенденции. 4.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. 5.Участие России в первой мировой войне и углубление социально-экономического и политического общенационального кризиса. 6.Февральская рефолюция 1917 года. 7.Развитие политической ситуации в стране после февральской революции. 8.Октябрь 1917 г. в России:проблемы и оценки.
0.5
Тема 5 1.Расстановка и противостояние политических сил в стране после октября 1917г. в ходе формирования политической системы Советской России и её первых социально-экономических преобразований. 2.Внешнеполитической положение России. Брестский мир. Военная интервенция. 3.Причины, особенности, основные этапы, итоги, уроки и последствия гражданской войны, участия в ней разнородных социально-политических сил, политики и практики "военного коммунизма". 4.Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны, кризис политики "военного коммунизма", переход к новой экономической политике и успехи развития страны на пути осуществления НЭПа. 5.Политическая борьба в стране, формирование однопартийного политического режима, трудности и противоречия новой экономической политики и их влияние на её судьбу. 6.Образование СССР и его внешняя политика. 7.Культурная жизнь страны в 20-е годы. 8.Социально-экономические преобразования в 30-е годы. 9.Усиление режима личной власти Сталина. 10.Сопративление сталинизму.
0.5
Тема 6 1.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 2.Великая Отечественная война. 3.Развитие страны в первые послевоенные годы и "Холодная война". 4.Попытки осуществления политических реформ тоталитарно-бюрократической системы. 5.Экономические и социальные реформы, их огранниченный и противоречивый характер. 6.НТР её влияние на ход общественного развития страны.
0.5
Тема 7 1.СССР в середине 1960-1980-х гг. и борьба сверхдержав за мировое лидерство. 2.Нарастание кризисных явлений в стране, противоречивость её развития.
0.5
Тема 8 1.Советский союз 1985-1991гг.. 2.Перестройка, её основные этапы. 3.Попытка государственного переворота 1991 года:осуществление и провал. 4.Распад СССР, Беловежские соглашения. 5.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 6.Октябрьские события 1993 года. Становление новой россиийской государственности. 7.Культура в современной России. 8.Внешнеполитическая деятельность России в условия новой геополитической ситуации.
0.5

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПГ

ПГ
















ПГ

ПГ
















ПДЗ


ПДЗ














ПДЗ


ПДЗ














ПТ




ПТ












ПТ




ПТ












КТ






КТ










Контр






Контр










Опрос








Опрос








Опрос








Опрос








ПГ










ПГ







ПГ










ПГ







Опрос











Опрос






Опрос











Опрос






Опрос












Опрос





Опрос












Опрос







Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ
















ДЗ

ДЗ














ДЗ



ДЗ












ДЗ





ДЗ










ДЗ






ДЗ








ДЗ







ДЗ







ДЗ









ДЗ





ДЗ










ДЗ







Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. А.С.Орлов   История России : учеб. для вузов.  / В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева  М.: Проспект,  2006
2. Мунчаев Ш.М.   История России: учеб. для вузов.  / Устинов В.М.  М.: НОРМА,  2003
3. Милов Л.В. Цимбаев Н.И.   История России XVII-XIX веков. УП.  М,,  2006 -  760c.
4. Орлов А.С.   История России: учеб. для вузов.  / Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др  М.: Проспект,  2004
5. Барсенков А.С., Вдовин А.И., Воронкова С.В.   История России XX- начала XXI века. УП.  / Милов Л.В  М.,,  2006 -  939c.

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

1. История. ()  Вестник МГУ,
2. Социально - гуманитарные знания. ()
3. Журналы: Отечественная история. Вопросы истории. ()

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Демонстрационные материалы

  1. Карты.
  2. Книжный фонд кафедры.
  3. Книги и статьи, поготовленные преподавателями.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический.
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.3-73

Тема 1 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез.
Историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический.
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.3-73
[4] c.3-73
[2] c.13-73

Тема 2 Лекции Объяснение, индукция, дидукция.
Историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический.
Проверка и приём домашнего задания.
[3] c.5-378
[2] c.73-132

Тема 2 Практическое занятие Объяснение, индукция, дидукция.
Историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический.
Проверка и приём домашнего задания.
[3] c.5-378
[2] c.73-132
[4] c.74-186
[1] c.74-186

Тема 3 Лекции Описание, объяснение, синтез.
Историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, историко-типологический.
Письменное тестирование.
[2] c.133-193
[3] c.376-669

Тема 3 Практическое занятие Описание, объяснение, синтез.
Историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, историко-типологический.
Письменное тестирование.
[2] c.133-193
[1] c.187-283
[4] c.319-327
[3] c.379-669

Тема 4 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, проблемно-хронологический.
Контрольная работа.
[3] c.5-378
[5] c.5-270
[2] c.194-262

Тема 4 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез.
Историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, проблемно-хронологический.
Компьютерное тестирование.
[3] c.5-378
[5] c.5-270
[2] c.194-262
[1] c.284-338
[4] c.284-338

Тема 5 Лекции Анализ, синтез.
Историко-сравнительный, проблемно-хронологический
Устный опрос.
[2] c.263-377
[5] c.271-512

Тема 5 Практическое занятие Анализ, синтез.
Историко-сравнительный, проблемно-хронологический.
Устный опрос.
[2] c.263-377
[5] c.271-512
[4] c.338-398
[1] c.339-399

Тема 6 Лекции Описание, объяснение, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.338-399
[5] c.513-693

Тема 6 Практическое занятие Описание, объяснение, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.338-399
[1] c.399-437
[4] c.481-493
[5] c.513-693

Тема 7 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Устный опрос.
[3] c.440-468
[3] c.527-560
[3] c.723-760

Тема 7 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Устный опрос.
[1] c.438-453
[4] c.438-453
[3] c.440-468
[3] c.723-560

Тема 8 Лекции Дидукция, анализ, синтез.
Историко-сравнительный историко-типологический проблемно-хронологический.
Устный опрос.
[2] c.436-476
[5] c.760-939

Тема 8 Практическое занятие Дидукция, анализ, синтез.
Историко-сравнительный историко-типологический проблемно-хронологический.
Устный опрос.
[2] c.436-476
[1] c.454-485
[4] c.488-495
[5] c.760-939

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 1 Домашнее задание
1.Основные этапы становления государственности Древной Руси и её внешнеполитическое положение в IX-XIII вв. 2.Принятие христианства и его значение в истории России. 3.Социальный и политический строй Древней Руси и его эволюция в IX-XII вв. 4.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 5.Социально-политические изменения в русских землях XI-XV вв. и возвышение Москвы.
Устный опрос
[1] с.3-73
[4] с.3-73
Тема 2 Домашнее задание
1.Формирование сословной системы организации общества и становление Русского ценрализованного государства. 2.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. 3.Реформы Петра I 4.Век Екатерины.
Проверка уровня готовности студента
[1] с.74-186
[4] с.74-186
Тема 3 Домашнее задание
1.Эволюция форм собственности на землю, структура феодального землевладения, крепостное право и кризис феодально-крепостнической системы России. 2.Мануфактурно-промышленное производство. Крупные деятели россииского предпринимательства. 3.Становление индустриального общества в России: общее и особенное в развитии её промышленности и капитализма. 4.Движение декабристов, его политические проекты и место в истории России. 5.Возникновение "западничества" и "славянофильства". Консервативная и либеральная идеология. Земско-либеральное движение. 6.Народничество и его основные течения. 7.Развитие рабочего движения. Российская социал-демократия. 8.Традиционное общество в России. 9.Самодержавие и реформы в России в начале XIX в.. 10.Николаевская Россия. 11.Реформы второй половины XIX в., их значение, буржуазная направленность. 12.Контрреформ 80-90-х годов.
Устный опрос
[1] с.187-283
[4] с.319-327
Тема 4 Домашнее задание
1.Роль XX столетия в мировой истории и его проблемы:глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальный трансформации, столкновения тенденций.. 2. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. 3.Российские реформы в начале века:модернизация и охранительные тенденции. 4.Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. 5.Участие России в первой мировой войне и углубление социально-экономического и политического общенационального кризиса. 6.Февральская рефолюция 1917 года. 7.Развитие политической ситуации в стране после февральской революции. 8.Октябрь 1917 г. в России:проблемы и оценки.
Устный опрос
[1] с.284-338
[4] с.284-338
Тема 5 Домашнее задание
1.Расстановка и противостояние политических сил в стране после октября 1917г. в ходе формирования политической системы Советской России и её первых социально-экономических преобразований. 2.Внешнеполитической положение России. Брестский мир. Военная интервенция. 3.Причины, особенности, основные этапы, итоги, уроки и последствия гражданской войны, участия в ней разнородных социально-политических сил, политики и практики "военного коммунизма". 4.Международное и внутреннее положение страны после окончания гражданской войны, кризис политики "военного коммунизма", переход к новой экономической политике и успехи развития страны на пути осуществления НЭПа. 5.Политическая борьба в стране, формирование однопартийного политического режима, трудности и противоречия новой экономической политики и их влияние на её судьбу. 6.Образование СССР и его внешняя политика. 7.Культурная жизнь страны в 20-е годы. 8.Социально-экономические преобразования в 30-е годы. 9.Усиление режима личной власти Сталина. 10.Сопративление сталинизму.
Устный опрос
[1] с.339-399
[4] с.338-398
Тема 6 Домашнее задание
1.СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. 2.Великая Отечественная война. 3.Развитие страны в первые послевоенные годы и "Холодная война". 4.Попытки осуществления политических реформ тоталитарно-бюрократической системы. 5.Экономические и социальные реформы, их огранниченный и противоречивый характер. 6.НТР её влияние на ход общественного развития страны.
Устный опрос
[1] с.399-437
[1] с.481-493
[4] с.399-437
[4] с.481-493
Тема 7 Домашнее задание
1.СССР в середине 1960-1980-х гг. и борьба сверхдержав за мировое лидерство. 2.Нарастание кризисных явлений в стране, противоречивость её развития.
Устный опрос
[1] с.438-453
[1] с.488-493
[4] с.438-453
Тема 8 Домашнее задание
1.Советский союз 1985-1991гг.. 2.Перестройка, её основные этапы. 3.Попытка государственного переворота 1991 года:осуществление и провал. 4.Распад СССР, Беловежские соглашения. 5.Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 6.Октябрьские события 1993 года. Становление новой россиийской государственности. 7.Культура в современной России. 8.Внешнеполитическая деятельность России в условия новой геополитической ситуации.
Устный опрос
[1] с.454-453
[1] с.493-501
[4] с.454-480
[4] с.488-495

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Сущность, формы, функции исторического знания.
  2. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
  3. Древняя Русь и кочевники. Иноземные нашествия на Русь в XIII в.
  4. Особенности социального строя Древней Руси.
  5. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси.
  6. Византийско-русские связи и христианизация Руси.
  7. Эволюция восточнославянской государственности в 11-12 вв.
  8. Социально-политические изменения в русских землях в 13-15 вв.
  9. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
  10. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы.
  11. Формирование сословной системы организации российского общества. Сословно-представительная монархия.
  12. Россия и средневековые государства Европы и Азии.
  13. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
  14. Реформы Петра 1.
  15. Век Екатерины.
  16. Особенности и основные этапы экономического развития России в XYIII-XIX вв. Мануфактурно-промышленное производство.
  17. Крепостное право в России: формирование и развитие.
  18. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
  19. Реформы и реформаторы в России первой половины XIX в.
  20. Реформы и реформаторы в России второй половины XIX в.
  21. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
  22. Роль ХХ столетия в мировой истории и его проблемы: глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальной трансформации, столкновения тенденций.
  23. Россия в начале ХХ в., объективная потребность ее индустриальной модернизации. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.
  24. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
  25. Политические партии России в начале ХХ в.: генезис, классификация, программы, тактика.
  26. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.
  27. Революция 1917 г. Борьба за различные пути ее развития.
  28. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. "Военный коммунизм". Российская эмиграция.
  29. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП.
  30. Формирование однопартийного политического режима.
  31. Культурная жизнь страны в 20-е годы.
  32. Внешняя политика страны в 20-30-е годы.
  33. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Борьба в политическом руководстве страны.
  34. Социально-экономическое преобразование страны в 30-е годы.
  35. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
  36. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.
  37. Великая Отечественная война. Окончание второй мировой войны.
  38. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь и культура страны в послевоенные годы (1945 - начало 50-х годов).
  39. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война".
  40. Попытки осуществления политических и экономических реформ в стране. Начало десталинизации общества. НТР и ее влияние на ход общественного развития (1950-1960-е годы).
  41. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
  42. Попытка государственного переворота 1991 г.: осуществление и провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
  43. Октябрьские события 1993 г. и становление новой российской государственности.
  44. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации в конце ХХ-начале ХХ1 вв.
  45. Культура в современной России.
  46. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации в конце ХХ-начале ХХ1 вв.
  47. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка.
Темы рефератов
Тема 1. Древняя Русь. Образование Русского централизованного государства. IX- начало XVI веков
Вопросы для самоконтроля:
  1. Сущность, формы, функции исторического знания.
  2. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.
Темы рефератов и докладов:
  1. Основные постоянные факторы, особенности, закономерности и противоречия русского исторического процесса.
Тема 2. Развитие Российского государства в XVI-XVIII века.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Древняя Русь и кочевники. Иноземные нашествия на Русь в XIII в.
  2. Особенности социального строя Древней Руси.
  3. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности Древней Руси.
  4. Византийско-русские связи и христианизация Руси
  5. Эволюция восточнославянской государственности в 11-12 вв.
  6. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Темы рефератов и докладов:
  1. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности.
  2. Влияние византизма на русскую историю.
  3. Место православия в истории России.
  4. Феодальные боярские республики на Руси.
  5. Крестьянская община и ее роль и место в истории России.
Тема 3. Россия в XIX веке.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Социально-политические изменения в русских землях в 13-15 вв.
  2. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы.
  3. Формирование сословной системы организации российского общества. Сословно-представительная монархия.
  4. Россия и средневековые государства Европы и Азии.
  5. Крепостное право в России: формирование и развитие.
Темы рефератов и докладов:
  1. Сословно-представительная монархия в России XYI-XYII вв.
  2. Смутное время в России на рубеже XYI-XYII вв.
  3. Русь, Россия в контексте европейской истории Средневековья.
  4. История закрепощения крестьян в России.
Тема 4. Россия в начале XX века. (1900-1917)
Вопросы для самоконтроля:
  1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
  2. Реформы Петра 1
  3. Век Екатерины.
Темы рефератов и докладов:
  1. Складывание абсолютизма в России.
  2. Трансформация Московского государства в Российскую империю.
  3. У истоков российского предпринимательства.
  4. Особенности российской модернизации в XYIII в.
  5. Великая французская буржуазная революция и российское общество.
  6. "Просвященый абсолютизм" в России: особенности, содержание, противоречия, его социально-правовая программа. Российские просветители.
Тема 5. Россия- СССР в период между мировыми воинами 1918-1941.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Особенности и основные этапы экономического развития России в XYIII-XIX вв. Мануфактурно-промышленное производство.
Темы рефератов и докладов:
  1. У истоков российского предпринимательства.
  2. Особенности российской модернизации в XYIII в.
  3. Особенности промышленного переворота и развития промышленности в России XIX в.
  4. Российский капитализм и самодержавие в XIX в.
Тема 6. СССР в годы Второй мировой войны и послевоенный период (1941-1964).
Вопросы для самоконтроля:
  1. Реформы и реформаторы в России первой половины XIX в.
  2. Реформы и реформаторы в России второй половины XIX в.
Темы рефератов и докладов:
  1. Война 1812 г. в исторических судьбах России.
  2. История масонства в России.
  3. Проблема политического развития России в XIX в.
  4. Земства в пореформенной России.
  5. Контрреформы 1880-1890-х годов в России.
  6. Земский и буржуазный либерализм в России второй половины XIX в.
  7. "Революция сверху". В чем заключается ее значение для истории России?
  8. История России в контексте европейской истории Нового времени.
  9. Роль бюрократии в истории России
Тема 7. СССР в середине 60-х-80-х годов.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
  2. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Темы рефератов и докладов:
  1. История масонства в России.
  2. Поиски исторической альтернативы России в XIX в.
  3. Западники и славянофилы в России.
  4. Феномен интеллигенции России.
  5. Народническое и земское движения в России второй половины XIX в.
  6. Земский и буржуазный либерализм в России второй половины XIX в.
  7. Революционеры и реформаторы в России второй половины XIX в.
  8. Размежевание буржуазно-демократической и социалистической тенденций в освободительном движении России.
Тема 8. СССР -Россия в середине 1980-х г.-начале XXI века.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Роль ХХ столетия в мировой истории и его проблемы: глобализации, экономического роста, модернизации, революций, реформ, социальной трансформации, столкновения тенденций.
  2. Россия в начале ХХ в., объективная потребность ее индустриальной модернизации. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.
  3. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале ХХ в.
  4. Политические партии России в начале ХХ в.: генезис, классификация, программы, тактика.
Темы рефератов и докладов:
  1. Первая революция в России и ее влияние на политическое и социальное положение в стране.
  2. Политические партии России (1905-1917 гг.).
  3. Российская интеллигенция и революция.
  4. Исторические судьбы российского либерализма.
  5. Исторический опыт российского парламентаризма в начале ХХ века.