| |||||
|
УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Общественные экономические системы ". Составители УМК:___________________________ /к.мед.н. Бородин А.В./ ___________________________ /доц., к.э.н. Волкова К.А./ |
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 19 сентября 2011 года
Курс Этика делового общения является одной из дисциплин цикла Управление персоналом (коллективом) и имеет целью изучения основ этики деловых отношений, современного этикета и деловых мероприятий.
овладение студентами основными правилами делового поведения, правилами деловой переписки, методами предупреждения и преодоления конфликтов и т.п.
1.Овладение студентами основными правилами делового общения
2.Ознакомление студентов с основными положениями профессиональной этики
3.Получение навыков в организации деловых мероприятий
4.Овладение технологиями ведения деловой переписки
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
основные понятия этики поведения;В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
корректно вести деловые переговоры в офисе и по телефону ;
грамотно составлять деловое письмо;
уметь эргономически правильно расставлять офисную мебель;
подготовить макет визитной карточки;
составлять меню делового обеда;
ориентироваться в стилях деловой одежды
Дисциплина Этика делового общения базируется на знаниях и навыках, полученными студентами при изучении школьного курса Этика, а также ознакомление с вузовскими курсами педагогики и философии.
Вид учебных занятий | Всего | Семестры |
4 |
||
Общая трудоемкость дисциплины | 110 | 110 |
Аудиторная нагрузка | 14 | 14 |
Лекции | 8 | 8 |
Практические занятия (семинары) | 6 | 6 |
Лабораторный практикум | 0 | 0 |
Самостоятельная работа | 96 | 96 |
Курсовой проект (работа) | - | - |
Вид промежуточной аттестации | зачет |
Тема 1. Понятие этики и этикета.
Понятие и происхождение этики. Философское определение этики. Понятие этикета. Зачем себя правильно вести.
Тема 2. Профессиональная этика.
Определение профессиональной этики. Отношение к профессии, работе, своим обязанностям. Профессиональный долг. Профессиональная тайна. Взаимоотношения с коллегами. Профессионализм. Ответственность личная и коллективная. Производственная дисциплина. Особенности профессиональной этики в науке и образовании. Есть ли критерий справедливости, грани между честным и ложным?
Тема 3. Конфликт в коллективе.
Что такое конфликт? Основные положения теории конфликтов. Возможна ли бесконфликтность? Как возникают конфликты? Как преодолеть конфликт? Компромисс. Что углубляет конфликт? Предупреждение конфликта. Роль руководителя в коллективе, в конфликтной ситуации.
Важность подготовки и воспитания руководителя в деловом мире.
Понятие лидерства. Проблемы, возникающие в процессе руководства . Методы работы руководителя . Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Секретарь организованный центр офиса.
Оборудование и оформление рабочего помещения. Роль освещения,
Выбор цвета, обстановки, украшений. Прием посетителей.
Тема 4. Культура поведения.
Навыки межличностного общения, их значение в деловом мире. Ключевые правила поведения в различных ситуациях. Использование эффективной поведенческой техники. Технические приемы и формы общения, позволяющие адекватно выразить свое отношение. Общение с коллегами, подчиненными, руководством.
Создание положительного делового имиджа как целостной системы и его роль в успешном ведении дел. Элементы системы: внешний облик, культура одежды, манера общения, поведения за столом, мимика, жесты. Прочие невербальные компоненты. Ролевое поведение.
Тема 5. Культура устной речи.
Устная речь основной элемент общения. Основные правила устной речи. Культура устной речи, диалог, умение слушать. Недопустимость вульгарности, грубости, нецензурной брани. Умение вести беседу. Телефонные разговоры и переговоры.
Тема 6. Деловые бумаги и переписка.
Перечень деловых бумаг. Бланки, конверты, визитные карточки, телекс, факс. Содержание и стиль деловых бумаг. Письма, гарантийные письма, договоры, протоколы, акты, приказы. Типичные фразы и выражения деловой переписки.
Тема 7. Деловые мероприятия.
Понятие деловых мероприятий. Беседа, встреча, совещание, заседание, собрание, симпозиум, конгресс, съезд. Порядок проведения деловых мероприятий. Общие правила организации мероприятий.
Тема 8. Приемы и банкеты.
Виды приемов и банкетов. Организация проемов. Проведение банкетов. Рассадка гостей. Поведение на приеме. Сервировка стола. Меню. Закуски, напитки. Обслуживание на приемах и
Раздел дисциплины | Всего | Количество часов | |||
Самостоя- тельная работа | Аудиторные занятия | ||||
Лекции | Практи- ческие занятия | Лабора- торный практикум | |||
Семестр 4 | |||||
Тема 1. Понятие этики и этикета. | 14 | 12 |
1 |
1 |
|
Тема 2. Профессиональная этика. | 14 | 12 |
1 |
1 |
|
Тема 3. Конфликт в коллективе. | 13 | 12 |
1 |
||
Тема 4. Культура поведения. | 15 | 12 |
1 |
2 |
|
Тема 5. Культура устной речи. | 15 | 12 |
1 |
2 |
|
Тема 6. Деловые бумаги и переписка. | 13 | 12 |
1 |
||
Тема 7. Деловые мероприятия. | 13 | 12 |
1 |
||
Тема 8. Приемы и банкеты. | 13 | 12 |
1 |
||
Итого | 110 | 96 | 8 | 6 | 0 |
Раздел дисцип- лины (тема) | Название лекции | Кол-во часов | |||
Семестр 4 | |||||
Тема 1. | Понятие этики и этикета. |
1 |
|||
Тема 2. | Профессиональная этика. |
1 |
|||
Тема 3. | Конфликт в коллективе. |
1 |
|||
Тема 4. | Культура поведения. |
1 |
|||
Тема 5. | Культура устной речи. |
1 |
|||
Тема 6. | Деловые бумаги и переписка. |
1 |
|||
Тема 7. | Деловые мероприятия. |
1 |
|||
Тема 8. | Приемы и банкеты. |
1 |
|||
Итого | 8 |
Раздел дисцип- лины (темы) | Содержание практического занятия (семинара) | Кол-во часов | |||
Семестр 4 | |||||
Тема 1. | 1 |
||||
Тема 2. | Проведение деловой игры по теме: "Профессиональная этика" и проверка домашнего задания |
1 |
|||
Тема 4. | 2 |
||||
Тема 5. | Проверка ответов на вопросы по теме: "Культура устной речи" и проверка готовности студентов |
2 |
|||
Итого | 6 |
Номера недель | Раздел дисцип- лины (тема) | Вид самостоятельной работы | Название (содержание) работы | Кол-во часов | |
Семестр 4 | |||||
1, 2 | Тема 1 | Самостоятельное изучение N1 | Изучение рассмотренных на лекции вопросов: понятие и происхождение этики,понятие этикета,категории этики для проведения устного опроса |
12 |
|
3, 4 | Тема 2 | Домашнее задание N1 | Составление проекта кодекса профессиональной этики на предприятии для приема домашнего задания |
12 |
|
5, 6 | Тема 3 | Домашнее задание N2 | Разработка комплекса мероприятий для предупреждения конфликтов в организациях для проверки уровня готовности студентов |
12 |
|
7, 8 | Тема 4 | Самостоятельное изучение N2 | Детальная проработка вопросов,связанных с культурой делового поведения в организациях малого бизнеса для проведения устного опроса |
12 |
|
9, 10 | Тема 5 | Домашнее задание N3 | Составление перечня наиболее распространенных ошибок в деловой речи для проверки уровня готовности студентов |
12 |
|
11, 12 | Тема 6 | Самостоятельное изучение N3 | Изучение методов составления деловых бумаг для проведения устного опроса |
12 |
|
13, 14 | Тема 7 | Домашнее задание N4 | Разработка сценария деловых мероприятий: фуршет,коктейль,деловой обед для приема домашнего задания |
12 |
|
15, 16 | Тема 8 | Реферат | Обсуждение тем выбранных рефератов и консультации по написанию их для защиты |
12 |
|
Итого | 96 |
Проверка домашних заданий |
Раздел дисцип- лины (тема) | Содержание ТКЗ | Кол-во часов | |||
Семестр 4 | |||||
Тема 1 | 1. Понятие и происхождение этики
2. Категории этики
3. Понятие этикета |
1 |
|||
Тема 7 | 1.Общие правила организации деловых мероприятий
2.Технологии проведения симпозиумов |
1 |
|||
Тема 8 | 1.Виды деловых приемов и банкетов
2.Технологии организации деловых приемов
3.Правила поведения на банкетах |
1 |
Раздел дисцип- лины (тема) | Содержание ТКЗ | Кол-во часов | |||
Семестр 4 | |||||
Текущий контроль знаний в 4 семестре | |||||
Тема 1 | Устный опрос по теме: "Понятие этики и этикета" |
1 |
|||
Тема 2 | Проверка и прием домашнего задания по теме: "Профессиональная этика" |
1 |
|||
Тема 4 | Устный опрос по теме: "Культура поведения" |
1 |
|||
Тема 3 | Проверка и прием домашнего задания по теме: "Конфликт в коллективе" |
1 |
|||
Тема 5 | Проверка и прием домашнего задания по теме: "Культура устной речи" |
1 |
|||
Тема 6 | Устный опрос по теме: "Деловые бумаги и переписка |
1 |
|||
Тема 7 | Проверка и прием домашнего задания по теме: "Деловые мероприятия" |
1 |
|||
Тема 8 | Прием и защита рефератов |
1 |
|
Виды текущего контроля |
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос |
|
Формы самостоятельной работы |
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование |
4 семестр - зачет
Приложения |
Приложение 1 |
Тема занятий | Виды учебных занятий | Средства обучения | Методы обучения | Формы текущего контроля | Рекомендуемая литература |
Тема 1 | Лекции | Конспект лекций |
Чтение лекций |
Контрольная работа N1. |
[1]
c.9-70 [2] c.15-46 |
Тема 1 | Практическое занятие | проведение семинара, обсуждение результатов контрольной работы, опрос. |
Устный опрос N1. |
[2]
c.4-31 [1] c.9-70 |
|
Тема 2 | Лекции | Конспект лекций |
Чтение лекций |
[1]
c.9-70 [2] c.15-73 |
|
Тема 2 | Практическое занятие | проведение семинара, обсуждение выполненного домашнего задания. |
Проверка и приём домашнего задания N1. |
[1]
c.9-70 |
|
Тема 3 | Лекции | Конспект лекций |
Чтение лекций |
[1]
c.105-130 [2] c.264-285 |
|
Тема 4 | Лекции | Конспект лекций |
Чтение лекций |
[1]
c.68-89 [2] c.216-234 |
|
Тема 4 | Практическое занятие | проведение семинара, беседа, опрос. |
Устный опрос N2. |
[1]
c.68-89 [2] c.216-234 |
|
Тема 5 | Лекции | Конспект лекций |
Чтение лекций |
[1]
c.185-213 [2] c.337-347 |
|
Тема 5 | Практическое занятие | проведение семинара, оценка ответов на вопросы. |
Проверка уровня готовности студента N2. |
[1]
c.185-213 |
|
Тема 6 | Лекции | Конспект лекций |
Чтение лекций |
[1]
c.355-389 [2] c.355-389 |
|
Тема 7 | Лекции | Конспект лекций |
Чтение лекций |
Контрольная работа N2. |
[1]
c.297-322 |
Тема 8 | Лекции | Конспект лекций |
Чтение лекций |
Контрольная работа N3. |
[1]
c.322-355 |
Приложение 2 |
Раздел дисцип- лины (тема) | Вид самостоятельной работы | Форма текущего контроля | Необходимая литература |
Рекомендуемая литература |
|
Семестр 4 | |||||
Тема 1 | Самостоятельное изучение N1 Изучение рассмотренных на лекции вопросов: понятие и происхождение этики,понятие этикета,категории этики для проведения устного опроса |
Устный опрос N1 |
[1] с.9-70 |
||
Тема 2 | Домашнее задание N1 Составление проекта кодекса профессиональной этики на предприятии для приема домашнего задания |
Проверка и приём домашнего задания N1 |
[1] с.9-70 |
||
Тема 3 | Домашнее задание N2 Разработка комплекса мероприятий для предупреждения конфликтов в организациях для проверки уровня готовности студентов |
Проверка уровня готовности студента N2 |
[1] с.105-130 |
||
Тема 4 | Самостоятельное изучение N2 Детальная проработка вопросов,связанных с культурой делового поведения в организациях малого бизнеса для проведения устного опроса |
Устный опрос N2 |
[1] с.68-89 |
||
Тема 5 | Домашнее задание N3 Составление перечня наиболее распространенных ошибок в деловой речи для проверки уровня готовности студентов |
Проверка уровня готовности студента N3 |
[1] с.185-213 |
||
Тема 6 | Самостоятельное изучение N3 Изучение методов составления деловых бумаг для проведения устного опроса |
Устный опрос N3 |
[1] с.355-389 |
||
Тема 7 | Домашнее задание N4 Разработка сценария деловых мероприятий: фуршет,коктейль,деловой обед для приема домашнего задания |
Проверка и приём домашнего задания N4 |
[1] с.297-322 |
||
Тема 8 | Реферат Обсуждение тем выбранных рефератов и консультации по написанию их для защиты |
Представление и защита реферата |
[1] с.322-355 |
Приложение 3 |