МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Политология


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Политология ".

Составители УМК:

___________________________  /профессор, д.и.н.   Дёмин В.А./

___________________________  /профессор, к. филос. н.   Сысоева В.А./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью изучения дисциплины Политология является овладение студентами теоретическими основами политологии и привитие студентам практических навыков политических проблем современной жизни.

Помочь студентам овладеть не только достижениями мировой политической науки основными концепциями, взглядами и точками зрения по рассматреваемым проблемам, но и отразить вклад отечественных учёных в мировую политическую науку.

Помочь студентам понять сложные политически явления и процессы происходящие в услових преоразования России.

Исследовать острые общественные вопросы политической власти, политической системы, условия функционирования и развития демократического, политического процесса, межнациональные экономические и политические конфликты, трудности становления правового государства и гражданского общества, сформировать активную гражданскую позицию ценностные ориентации в том числе и профиссиональные.

1.2. Задачи дисциплины

Дать студентам необходимые знания теоретических основ и закономерностей функционирования политической науки, выделив ее специфику, раскрыв принципы соотношения методологии и методов политического познания;

Помочь овладеть достижениями мировой политической науки, основными концепциями, взглядами и точками зрения по рассматриваемым политическим проблемам как ведущих политологов России, так и всего мира.

Помочь студентам понять сложные политические явления и процессы, происходящие в условиях преобразования России, исследовать острые общественные вопросы политической власти, политической системы, политических режимов, условия функционирования и развития демократического политического процесса, межнациональные, экономические и политические конфликты, трудности становления гражданского общества, сформировать активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Привить студентам навыки по формированию политического мышления, политической культуры и политического сознания.

Способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию реальных политических процессов и явлений, овладению методикой проведения эмпирических исследований.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Природу и сущность политики, ее традиционные и современные трактовки. Основные функции и категории политологии. Место политологии в системе общественных наук. Становление и развитие политических учений. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования. Сущность и основные черты политической власти. Тенденции развития политических систем, политических партий, современного политического процесса, мировой политики и международных отношений. Роль России в становлении нового мирового порядка.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать научную литературу, осмысливать политические явления и процессы, ориентироваться в них, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать, применять полученные знания на практике и в профессиональной деятельности.

Гражданство Румынии. Румынское гражданство. Румынский паспорт. Паспорт ЕС

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Отечественная история 1 курс ВУЗа
социология 3 курс
правоведение

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

4
Общая трудоемкость дисциплины 80 80
Аудиторная нагрузка 10 10
Лекции 6 6
Практические занятия (семинары) 4 4
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 70 70
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение в политическую науку.
Предмет и объект политологии. Её место политологии в системе общественных наук. Структура и функции политологии. Методы политологии. Законы и закономерности политологии.

Тема 2. История политических учений.
Эволюция мировой политической мысли. Политическая мысль в Древней Греции и Риме. Политические воззрения Платона, Аристотеля и Цицерона. Формирование политических идей в период средневековья и эпохи Возрождения (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли), Нового времени (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, историческая школа права, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс). История политических учений России (Филофей, теория "официальной народности", теория "славянофилов", теория народничества, современные антизападные теории, западнические теории XIX-XX вв.).

Тема 3. Политические идеологии.
Идеология консерватизма: возникновение, основные идеи и ценности, массовая опора. Направления консерватизма: традиционализм, либертаризм, неоконсерватизм. Идеология либерализма: основные ценности и требования. Классический и социальный либерализм. Массовая опора либерализма, его историческое значение и современное положение. Основные ценности уравнительных идеологий. Демократический социализм, коммунизм, их основные идеи, различия, социальная база, историческое значение и современное положение. Анархизм. Идеологии национализма, расизма, фашизма. Распространение политических идеологий в современной России.

Тема 4. Политическая культура и гражданское общество.
Понятие политической культуры, её значение, происхождение и структура. Классификация политических культур Г. Алмонда и С. Вербы: чистые и смешаннные типы. Классификация политических культур Э. Баталова. Политическая культура России: тип. основные черты и субкультуры. Гражданское общество в политической мысли. Сущность, структура, функции гражданского общества. Условия складывания гражданского общества. Особенности становление гражданского общества в России.

Тема 5. Политическая власть.
Понятие власти, её черты. Определение, черты, ресурсы и структура политической власти. Легитимность политической власти: понятие, значение типы. Соотношение легитимности и легальности политической власти. Понятие политической и правящей элиты. Разработка теории элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс, А. Арон). Современные представления о политической элите и её роли в политике. Политическая элита России. Политическое лидерство: понятие, функции, классификация. Понятие политического режима. Авторитарный политический режим: сущность, основные черты, достоинства и недостатки, условия существования. Прямая и представительная демократия. Соотношение демократии и теории элит. Сущность и признаки демократического политического режима. Условия, достоинства и недостатки демократии. Тоталитарный политический режим: сущность, основные черты, условия, достоинства и недостатки. Смешанные политические режимы. Политический режим России.

Тема 6. Государство как политический институт.
Понятие государства, его признаки и функции. Формы государственного устройства, их признаки, условия возникновения. достоинства и недостатки. Формы правления. Сущность монархии. Абсолютные и конституционные монархии. Парламентские, президентские и полупрезидентские республики. Отношения государств к религии. Правовое государство: понятие и условия складывания. Социальное государство. Основные институты государства. Глава государства: получение власти, срок полномочий, права, политическая роль. Парламент: понятие, структура, порядок формирования, полномочия, политическая роль. Совет министров. Конституционное правосудие. Региональное и местное самоуправление. Современные избирательные системы: разновидности, достоинства, недостатки. Российская государственность.

Тема 7. Политические партии.
Понятие политической партии, её основные признаки. Возникновение партий. Классификации партий по их общей ориентации, внутренней организации (М. Дюверже), отношению к существующему порядку, отношению к ним государства. Функции политических партий. Правовое регулирование деятельности партий в различных странах. Партийные системы: понятие, классификация Д. Сартори. Достоинства и недостатки различных типов. Условия складывания различных партийных систем. Партийная система России: тип и особенности. Основные политические партии России. Причины их слабости. Правовое регулирование создания и деятельности партий,его политические последствия.

Тема 8. Политические конфликты и политические системы.
Понятие, классификации, причины политических конфликтов. Стадии конфликта. Методы ведения конфликтов, их возможные результаты. Действия политической власти при конфликтах. Понятие и функции политической системы. Механизм действия политической системы по Д. Истону. Структура политической системы. Классификации политических систем.

Тема 9. Международные отношения.
Понятие международных отношений. Цели и методы международных отношений. Факторы, влияющие на внешнюю политику страны. Теория геополитики, Марксистский подход. Цивилизационный подход. Вестфальская система международных отношений. Понятие государственного суверенитета. Основные тенденции развития международных отношений в XIX-XX вв. ООН: устройство и политическая роль в прошлом и настоящем. Современное положение России в мире в географическом, экономическом, политическом и военном плане. Национально-государственные интересы России на рубеже XX-XXI вв.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 4
Тема 1. Введение в политическую науку. 7 6
1


Тема 2. История политических учений. 14 12
1
1

Тема 3. Политические идеологии. 6 4
1
1

Тема 4. Политическая культура и гражданское общество. 13 12
1


Тема 5. Политическая власть. 13 11
1
1

Тема 6. Государство как политический институт. 12 11
1


Тема 7. Политические партии. 2 1

1

Тема 8. Политические конфликты и политические системы. 11 11



Тема 9. Международные отношения. 2 2



Итого 80 70 6 4 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1. Введение в политическую науку.
1
Тема 2. История политических учений.
1
Тема 3. Политические идеологии.
1
Тема 4. Политическая культура и гражданское общество.
1
Тема 5. Политическая власть.
1
Тема 6. Государство как политический институт.
1
Итого 6

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 4
Тема 2. Основные этапы истории политической мысли.
1
Тема 3. Распространение политических идеологий в современной России.
1
Тема 5. Политические режимы.
1
Тема 7. Функции политических партий. Партийная система современной России.
1
Итого 4

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 4
1, 2 Тема 1 Домашнее задание Политология как наука и учебная дисциплина. Возникновение и институционализация политической науки объект и предмет политологии. Политология наука о полике. Эволюция представлений о политике , основные этапы и парадигмы. Современные модели объяснения политики. Воздействие политики на все стороны общественной жизни, взаимосвязь политики, экономики , власти. Политика и мораль. Политика и право. Политика как наука и искусство. Структура политической науки, методы политической науки, основные функции политической науки, политология в системе, наука об обществе.
7
3, 4 Тема 2 Домашнее задание История политических учений. Эволюция мировой политической мысли. Становление представлений о политике и государстве Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Эпохи возраждения, просвящения, нового и новейшего времени. Политическая мысль в России , особенности развития российской политической мысли, основные направления развития политической мысли.
2
5, 6 Тема 3 Домашнее задание Современные политологические школы и теории. Основные политические школы, англо-американская, французская, немецкая и польская. Современные политические теории либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социалреформизм, бихевиористские (поведенческие)политические теории, марксизм, тротцкизм и неотроцткизм, современные клерикальные теории, Социально-политическая доктрина католицизма, православия, ислама, национализма, анархизма, технократизма и т.д.
3
7, 8 Тема 4 Домашнее задание Гражданское общество как категория политологии. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования. Этапы развития гражданского огбщества, современные концепции гражданского общества, характерные черты и институты гражданского общества. Взаимодействие и взаимосвязь гражданского общества и государства , основные признаки граждаского общества. Особенности становления гражданского общества в современной России.
12
9, 10 Тема 5 Домашнее задание Политическая власть и политическая система. Понятие политическая власть. Сущность и основные черты политической власти. Источники политической власти. Структура политической власти. Основные функции политической власти. Соотношение политики и власти. Власть как принуждение. Методы, стили и порядок властвование. Авторитет, господство и их признание обществом. Легитивность власти. Современные концепции политической власти. Понятия политической системы, её структура и основные элименты. Функции политической системы. Типология политических систем. Основные тенденции политических систем в современном мире. Реформы политической системы в России: её сущность содержание и проблемы развертывания.
11
11, 12 Тема 6 Домашнее задание Политические институты. Государство как политический институт, понятие , сущность государства, его характерные черты, основные элементы и функции. Основные функции и направления действия государства. Типы государственного устрайства. Формы правления. Институт выборов государства. Основные концепции происхожденя государства, генезис и эволюция государства, типология государства в современном мире. Задачи российского государства в условиях перехода к рынку. Социальное и правовое государство. Основные тенденции развития правового государства в постсоветской России. Негосударственные институты в политической системе. Характер негосударственных институтов.
11
13, 14 Тема 7 Домашнее задание Политическое лидерство и политическая элита. Природа и сущность лидерства, политический лидер и политическое лидерство, типология политических лидеров, функции политических лидеров. Современные теории политического лидерства. Основные тенденции в развитии политического лидерства. Роль политического лидера в современной России. Понятие , характерные черты и функции политической элиты. Теория элит Г. Моски, В. Парето и Р.Михельса. Современные теории элит. Циркуляция элит, особенности формирования российской политической элиты.
11
15, 16 Тема 8 Домашнее задание Политические конфликты и способы их разрешения. Понятие, основные признаки политичекого конфликта. Стадии конфликта. Сущность и топология политических конфликтов. Причины возникновения и функции политических конфликтов, классификация конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов.
11
17 Тема 9 Домашнее задание Мировая политика и международные отношения. Сущность, структура и основные направления мировой политики. Международные отношения как система экономических, политических, военных и иных связей в мире. Межгосударственные отношения, их место и роль в международном политическом процессе. Субъекты межгосударственных отношении. ООН как универсальная международная организация по обеспечению безопасности. Сущность и функции внешней политики. Механизм принятия внешне политических решений. Связь внутренней и внешней полтитики. Проблемы создания нового международного политического и экономического порядка. Глобальные проблемы современности. Глобализация как ведущая тенденция мирового развития. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
2
Итого 70

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1 1.Пояните трактовку Аристотелем человека как "политического животного". 2.Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим? 3.Почему на протяжении долгово времени под политикой понималось главным образом государственное управление? 4.Что входит в число субъектов политики?
0.5
Тема 2 1.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 2.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 3.Какие формы правления Аристотель относил к правильным, а какие к неправильным? 4.Какую среди правильных форм правления Аристотель считал наилучшей? 5.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма? 6.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма?
0.5
Тема 3 1.Назовите основные современные концепции политического развития. 2.Что такое консерватизм? Политическая сущность неоконсерватизма. 3.Расскажите о трансформации либерализма в неолиберализм. 4.Что такое политический экстремизм? 5.Что такое политический экстремизм? 6.В чем суть неомарксизма? 7.Назовите осноные школы современной зарубежной политологии. Расскажите о направлениях их исследований.
0.5
Тема 4 1.Назовите характерные черты гражданского общества. 2.Кто из мыслителей является основоположником концепции гражданского общества? 3.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе? 4.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе?
0.5
Тема 5 1.Дайте определение политической власти. 2.Назовите основные источники и ресурсы политической власти. 3.Какие типы легитимности власти вы знаете? Назовите три типа основания легитимности (по М. Веберу). 4.Как решаются проблемы легитимности власти в современной России? 5.Назовите и раскройте основные концепции власти. 6.Что понимается под политической системой общества и каковы ее основные элементы и функции? 7.Какие типы политических систем вы знаете? Назовите основные критерии оценки и уровня развития различных политических систем. 8.Охарактеризуйте политическую систему современной России.
0.5
Тема 6 1.Почему государство является наиболее важным политическим институтом? 2.Сопоставьте основные концепции происхождения государства. 3.Что отражает понятие "форма государственного устройства"? 4.Чем федерация отличается от унитарного государства?
0.5
Тема 7 1.Как вы понимаете понятие "лидер"? 2.Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3.Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4.Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5.Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6.Дайте характеристику основных функций политических лидеров. 7.Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 8.Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 9.Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 10.Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит? 11.Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 12.Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
0.5
Тема 8 1.Охарактеризуйте структуру политического конфликта. 2.Опишите отличительные особенности политических конфликтов. 3.Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма. 4.В чем суть этнополитических конфликтов? Каковы их особенности? 5.Объясните причины обострения этнополитических конфликтов в конце XX в. 6.Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.
0.25
Тема 9 1.Раскройте сущность глобальных проблем современности, определите их критерии и характерные черты. 2.Почему современная наука определяет глобалистику как систему междисциплинарных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах? Каковы основные направления изучения глобальных проблем под политологическим углом зрения? 3.Как в современной политической науке трактуется понятие "глобальное гражданское общество"? 4.Раскройте политические условия, необходимые для разрешения глобальной проблематики и достижения устойчивого мирового развития. 5.Какова роль Организации Объединенных Наций в общечеловеческих усилиях, направленных на осмысление и поиски путей решения глобальных проблем?
0.25

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос
















Опрос


Опрос














Опрос




Опрос












Опрос






Опрос










Опрос








Опрос








Опрос










Опрос






Опрос












Опрос




Опрос














Опрос


Опрос
















Опрос



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ
















ДЗ

ДЗ














ДЗ



ДЗ












ДЗ





ДЗ










ДЗ







ДЗ








ДЗ









ДЗ






ДЗ











ДЗ




ДЗ













ДЗ


ДЗ















ДЗ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

4 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И.   Введение в политологию: Учеб. для вузов.  M.,  2002
2. Василик М.А.   Политология :учеб.для вузов.  / Гуторов В.А., Косов Ю.В. и др  M.,  2006
3. В.Н.Лавриненко   Политология: Учеб. для вузов.  M.,  2002
4. В.Н.Лавриненко   Политология: Учеб. для вузов.  M.,  2003
5. М.А.Василик   Политология: Учеб. для вузов.  M.,  2004

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

1. (71012) Вестник МГУ. Политические науки. ()
2. Политический журнал. ()
3. Вопросы политологии. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Политика и всё о ней. (http://www.politryk.ru/)
2. Политология в России и мире. (http://www.politnauka.org/)
3. Политическая теория. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Index_Polit.php)
4. Президент Российской Федерации. (http://www.president.kremlin.ru/)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Книжный фонд кафедры.
  2. Книги и статьи подготовленные преподавателями.

Оборудование и аппаратура

  1. Персональный компьютер, монитор, принтер
  2. Мультимудийный проектор
  3. Доска, мел, маркеры

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Объект, предмет и метод политической науки
Устный опрос.
[2] c.6-97
[4] c.6-28
[3] c.27-128

Тема 2 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
История политических учений
Устный опрос.
[3] c.27-140

Тема 2 Практическое занятие Доска, мел
Объяснение, дискуссия

[1] c.50-78

Тема 3 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Современные политологические школы и теории
Устный опрос.
[5] c.406-447

Тема 3 Практическое занятие Доска, мел
Объяснение, дискуссия.

[3] c.48-64

Тема 4 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Гражданское общество
Устный опрос.
[5] c.140-162
[4] c.183-203

Тема 5 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Политическая власть и политическая система
Устный опрос.
[1] c.100-150
[4] c.148-171
[3] c.170-190
[5] c.202-230

Тема 5 Практическое занятие Доска. мел
Объяснение, дискуссия

[4] c.112-138

Тема 6 Лекции Описание, объяснение, анализ, синтез, обсуждение, коллоквиум.
Политические институты
Устный опрос.
[3] c.191-201
[4] c.204-207
[5] c.298-335

Тема 7 Практическое занятие Доска, мел
Объяснение. дискуссия

[3] c.153-175

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 4
Тема 1 Домашнее задание
Политология как наука и учебная дисциплина. Возникновение и институционализация политической науки объект и предмет политологии. Политология наука о полике. Эволюция представлений о политике , основные этапы и парадигмы. Современные модели объяснения политики. Воздействие политики на все стороны общественной жизни, взаимосвязь политики, экономики , власти. Политика и мораль. Политика и право. Политика как наука и искусство. Структура политической науки, методы политической науки, основные функции политической науки, политология в системе, наука об обществе.
Устный опрос
[4] с.6-28
[2] с.6-97
[3] с.27-128
Тема 2 Домашнее задание
История политических учений. Эволюция мировой политической мысли. Становление представлений о политике и государстве Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Эпохи возраждения, просвящения, нового и новейшего времени. Политическая мысль в России , особенности развития российской политической мысли, основные направления развития политической мысли.
Устный опрос
[3] с.27-45
Тема 3 Домашнее задание
Современные политологические школы и теории. Основные политические школы, англо-американская, французская, немецкая и польская. Современные политические теории либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социалреформизм, бихевиористские (поведенческие)политические теории, марксизм, тротцкизм и неотроцткизм, современные клерикальные теории, Социально-политическая доктрина католицизма, православия, ислама, национализма, анархизма, технократизма и т.д.
Устный опрос
[5] с.406-447
Тема 4 Домашнее задание
Гражданское общество как категория политологии. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования. Этапы развития гражданского огбщества, современные концепции гражданского общества, характерные черты и институты гражданского общества. Взаимодействие и взаимосвязь гражданского общества и государства , основные признаки граждаского общества. Особенности становления гражданского общества в современной России.
Устный опрос
[5] с.140-162
[4] с.183-203
Тема 5 Домашнее задание
Политическая власть и политическая система. Понятие политическая власть. Сущность и основные черты политической власти. Источники политической власти. Структура политической власти. Основные функции политической власти. Соотношение политики и власти. Власть как принуждение. Методы, стили и порядок властвование. Авторитет, господство и их признание обществом. Легитивность власти. Современные концепции политической власти. Понятия политической системы, её структура и основные элименты. Функции политической системы. Типология политических систем. Основные тенденции политических систем в современном мире. Реформы политической системы в России: её сущность содержание и проблемы развертывания.
Устный опрос
[1] с.100-150
[4] с.148-171
[3] с.170-190
[5] с.202-230
Тема 6 Домашнее задание
Политические институты. Государство как политический институт, понятие , сущность государства, его характерные черты, основные элементы и функции. Основные функции и направления действия государства. Типы государственного устрайства. Формы правления. Институт выборов государства. Основные концепции происхожденя государства, генезис и эволюция государства, типология государства в современном мире. Задачи российского государства в условиях перехода к рынку. Социальное и правовое государство. Основные тенденции развития правового государства в постсоветской России. Негосударственные институты в политической системе. Характер негосударственных институтов.
Устный опрос
[3] с.191-201
[4] с.204-207
[5] с.298-335
Тема 7 Домашнее задание
Политическое лидерство и политическая элита. Природа и сущность лидерства, политический лидер и политическое лидерство, типология политических лидеров, функции политических лидеров. Современные теории политического лидерства. Основные тенденции в развитии политического лидерства. Роль политического лидера в современной России. Понятие , характерные черты и функции политической элиты. Теория элит Г. Моски, В. Парето и Р.Михельса. Современные теории элит. Циркуляция элит, особенности формирования российской политической элиты.
Устный опрос
[3] с.252-286
[4] с.351-392
Тема 8 Домашнее задание
Политические конфликты и способы их разрешения. Понятие, основные признаки политичекого конфликта. Стадии конфликта. Сущность и топология политических конфликтов. Причины возникновения и функции политических конфликтов, классификация конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов.
Устный опрос
[4] с.314-350
[5] с.481-507
Тема 9 Домашнее задание
Мировая политика и международные отношения. Сущность, структура и основные направления мировой политики. Международные отношения как система экономических, политических, военных и иных связей в мире. Межгосударственные отношения, их место и роль в международном политическом процессе. Субъекты межгосударственных отношении. ООН как универсальная международная организация по обеспечению безопасности. Сущность и функции внешней политики. Механизм принятия внешне политических решений. Связь внутренней и внешней полтитики. Проблемы создания нового международного политического и экономического порядка. Глобальные проблемы современности. Глобализация как ведущая тенденция мирового развития. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Устный опрос
[2] с.140-163

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Предмет, методы и структура политологии.
  2. Функции политологии и ее место в системе общественных наук.
  3. Становление и развитие западной политической мысли.
  4. Развитие политической мысли в России.
  5. Современные политологические школы и теории.
  6. Социально-политические идеи либерализма и неолиберализма.
  7. Социально-политические идеи консерватизма и неоконсерватизма.
  8. Современная социал-демократия.
  9. Гражданское общество, его происхождение и особенности.
  10. Особенности становления гражданского общества в России.
  11. Сущность, особенности и механизм политической власти.
  12. Легитимность власти.
  13. Политическая система общества: понятие, структура, механизм функционирования.
  14. Типология политических систем.
  15. Российская политическая система.
  16. Сущность и разновидности политических режимов.
  17. Тоталитарный режим: его сущность и основные признаки.
  18. Авторитарный политический режим.
  19. Демократический политический режим.
  20. Государство как политический институт. Основные концепции происхождения государства.
  21. Характерные черты и функции государства.
  22. Типология государств.
  23. Правовое государство.
  24. Россия на пути формирования правового государства.
  25. Партии в политической системе.
  26. Партийные системы и их разновидности.
  27. Многопартийность в России.
  28. Место и роль политических организаций и движений в политической жизни общества.
  29. Политическое лидерство.
  30. Политическая элита.
  31. Политическая культура.
  32. Основные пути формирования политической культуры в постсоветской России.
  33. Политические конфликты и способы их разрешения.
  34. Современные избирательные системы.
  35. Виды референдума.
  36. Политическая модернизация.
  37. Социокультурные аспекты политики.
  38. Мировая политика и международные отношения.
  39. Особенности мирового политического процесса.
  40. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Темы рефератов
Тема 1. Введение в политическую науку.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите основные этапы развития политической науки.
  2. Какой смысл вкладывается в понятие "политика"? С чем связано многообразие определений политики?
  3. Каковы причины возникновения политики?
  4. В какой исторический период политическая наука сформировалась как самостоятельная научная дисциплина?
  5. Что изучает политология? Что является предметом политической науки?
  6. Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и культура; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?
  7. Как складывалась судьба политической науки в России?
  8. Назовите методы и функции политологии. Раскройте их содержание.
  9. Каково соотношение теоретического и эмпирического знания в политической науке?
  10. Какую роль в жизни общества играет политика?
  11. Как вы считаете, влияет ли политика на профессиональную деятельность будущих специалистов?
Темы рефератов и докладов:
  1. Что и как изучает наука о политике?
  2. Многообразие определений политики: основные трактовки.
  3. Предмет и структура политической науки.
  4. Функции и методы политологии.
  5. Связь политологии с другими общественными науками (философией, историей, социологией, экономикой и др.) и ее значение в жизни общества.
  6. Теория политики и прикладная политология.
  7. Современное состояние политической науки: проблемы и перспективы развития.
  8. Политическая наука в современной России: трудности становления развития и перспективы.
  9. Соотношение политологии и политической антропологии.
  10. Роль политологии в системе профессиональной подготовки специалиста.
Тема 2. История политических учений.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли.
  2. Сформулируйте особенности и характерные черты политических учений Древней Греции и Древнего Рима.
  3. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государства?
  4. Кому принадлежат слова: "Цари должны философствовать, а философы царствовать"?
  5. Какие формы правления Аристотель относил к правильным, а какие к неправильным?
  6. Какую среди правильных форм правления Аристотель считал наилучшей?
  7. Кому принадлежат слова: человек "есть политическое животное"?
  8. Объясните, чем вызваны острая критика и неприятие демократии античными мыслителями?
  9. Кто из мыслителей средневековья обосновал и оправдал неравенство в обществе?
  10. Кто первым в истории политической мысли выдвинул идею "общественного договора"?
  11. Кому принадлежат слова: ".. .Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности"?
  12. Кто впервые сформулировал идею государственного суверенитета?
  13. Кто выдвинул идею разделения властей?
  14. Кто является основоположником конституционализма?
  15. Сравните, как решается вопрос в отношении государства и личности в теориях Т. Гоббса и Дж. Локка.
  16. Какому политическому мыслителю прошлого принадлежит широко известная ныне формула: "Разрешено все, что не запрещено законом?"
  17. А.И. Герцен называл славянофилов и западников "двуликим Янусом". И те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы - как мать, западники - как дитя". В чем сходство и различие между западниками и славянофилами?
  18. В чем суть идейна политических воззрений народников?
  19. Каковы особенности российского либерализма и консерватизма?
  20. Дайте характеристику радикальной политической мысли в России.
Темы рефератов и докладов:
  1. Парадигмы истории политической мысли.
  2. Политические учения Древней Греции и древнего Рима.
  3. Теологические парадигмы христианских богословов Средневековья.
  4. Научные методы в политических теориях эпохи Возрождения и Нового времени.
  5. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.
  6. Теория разделения властей Ш. Монтескье.
  7. Теория народного суверенитета Ж. - Ж. Руссо.
  8. Политические идеи американских просветителей.
  9. Генезис политических идей в новейшей истории.
  10. Русская политическая традиция: истоки, социо-культурные основания, историческая динамика.
  11. Идейно-политические воззрения западников и славянофилов.
  12. Общественно - политические взгляды народников.
  13. Русский анархизм о политике и государства.
  14. Политико - правовая философия В.С. Соловьева.
  15. Социально - политические взгляды Н.А. Бердяева.
  16. Политико - правовая концепция И.А. Ильина.
Тема 3. Политические идеологии.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назовите основные современные концепции политического развития.
  2. Что такое консерватизм? Политическая сущность неоконсерватизма.
  3. Как зародилась и развивалась политическая мысль либерализма?
  4. Расскажите о трансформации либерализма в неолиберализм.
  5. Что такое политический экстремизм?
  6. Назовите главные доктрины политического экстремизма.
  7. Дайте характеристику политическому терроризму и его разновидностям.
  8. Сформулируйте основные принципы социал - демократии.
  9. Каковы новые подходы неотроцкистов к общечеловеческим проблемам.
  10. В чем суть неомарксизма?
  11. Расскажите конвенции о теориях технократии.
  12. Назовите осноные школы современной зарубежной политологии. Расскажите о направлениях их исследований.
Темы рефератов и докладов:
  1. Консерватизм: история и современность.
  2. Истоки русского консерватизма.
  3. Консерватизм в постсоветской Россию
  4. Либеральные традиции в современном мире.
  5. Либерализм и русская идея.
  6. Судьба либерализма и демократии в России.
  7. Теория и практика демократического социализма . (Современная социал- демократия).
  8. Западная социал- демократия: тенденции обновления и модернизации.
  9. Марксистская концепция социализма реальный социализм.
  10. Анархизм и власть.
  11. Фашизм и неофашизм.
  12. Экстремизм и терроризм в современном мире.
  13. Национальные и религиозные идеологии.
  14. Политические ценности и современные проявления троцкизма.
  15. Основные школы современной зарубежной политологии.
Тема 4. Политическая культура и гражданское общество.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назовите характерные черты гражданского общества.
  2. Кто из мыслителей является основоположником концепции гражданского общества?
  3. В какой период истории начинается формирование гражданского общества?
  4. Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе?
  5. Перечислите и раскройте важнейшие признаки и функции государства.
  6. Почему в современном мире усиливаются экологические и социальные функции государства?
  7. По каким критериям осуществляется типология государств?
  8. В чем особенности института монархии в современных условиях?
  9. Что такое республика как форма правления?
  10. В чем отличия президентской республики от парламентской?
  11. Назовите и раскройте основные формы государственного устройства.
  12. В чем суть правового государства?
  13. Что такое социальное государства?
  14. Какие формы взаимодействия существуют между гражданским обществом и государством?
  15. Определите основные пути формулирования гражданского общества и правового государства в постсоветской России.
Темы рефератов и докладов:
  1. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные этапы развития.
  2. Дж. Локк о гражданском обществе.
  3. Учение Канта и Гегеля о правовом государстве и гражданской обществе.
  4. Гражданское общество: понятие, сущность, функции.
  5. Взаимоотношения государства и гражданского общества.
  6. Становление гражданского общества и правового государства в современной России.
  7. Происхождение, функции и сущность государства.
  8. Формы правления и государственного устройства.
  9. Правовое государство: концепции и сущностные характеристики.
  10. Социальное государство.
  11. Федерализм как форма государственного устройства.
  12. Российский федерализм.
Тема 5. Политическая власть.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте определение политической власти.
  2. Назовите основные источники и ресурсы политической власти.
  3. Определите масштаб и объем полномочий трех уровней власти: микроуровня, макроуровня и мегауровня.
  4. Какие типы легитимности власти вы знаете? Назовите три типа основания легитимности (по М. Веберу).
  5. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждения. Как это соотносится с легитимностью.
  6. Как решаются проблемы легитимности власти в современной России?
  7. Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации?
  8. Назовите и раскройте основные концепции власти.
  9. В чем суть теории разделения властей?
  10. Что понимается под политической системой общества и каковы ее основные элементы и функции?
  11. Чем отличается политическая система от политической организации.
  12. Назовите основные подсистемы общества политической системы общества. Какова их роль в развитии данной системы?
  13. Какие типы политических систем вы знаете? Назовите основные критерии оценки и уровня развития различных политических систем.
  14. Охарактеризуйте политическую систему современной России.
  15. Что понимают под политическим режимом? Каковы основные признаки и историческая судьба тоталитарного политического режима.
  16. Какие черты характерны для авторитарного политического режима и его основные черты.
  17. Раскройте условия формирования и гарантии функционирования демократического политического режима.
  18. Что такое демократический тип личности?
  19. Какой политический режим в современной России.
  20. Что общего и каковы различия между политической системой и политическим режимом.
Темы рефератов и докладов:
  1. Современные концепции власти.
  2. Происхождение власти и принципы ее организации.
  3. Легитимность власти и ее особенности в современной России.
  4. Ресурсы политической власти в современной России.
  5. Проблемы финансового обеспечения становления политической власти.
  6. Сущность разделения властей как проблемы в истории политической мысли.
  7. Особенности разделения властей в современных развитых странах.
  8. Становление теории политической системы.
  9. Изменения в политической системе российского общества.
  10. Традиционные и модернизированные политические системы.
Тема 6. Государство как политический институт.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?
  2. Сопоставьте основные концепции происхождения государства.
  3. Что отражает понятие "форма государственного устройства"?
  4. Чем федерация отличается от унитарного государства?
  5. Каковы принципы взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти в президентских, парламентских и президентско-парламентских республиках?
  6. Назовите черты сходства и различия между парламентской республикой и парламентской монархией.
  7. Охарактеризуйте форму правления в Российской Федерации.
  8. Раскройте сущность и основные принципы правового государства.
  9. Какие условия необходимы для формирования социального государства?
  10. Назовите главный признак политической партии, отличающий ее от других политических организаций.
  11. Перечислите функции политических партий.
  12. Какие типы политических партий известны в политической теории и практике?
  13. Какие позиции по отношению к государственной власти могут занимать партии и чем это обусловлено?
  14. Чем объясняется необходимость правового регулирования деятель-ости политических партий?
  15. Каковы основные черты однопартийной, двухпартийной и многопар-ийной систем?
  16. Дайте характеристику современных политических партий России и е партийной системы.
Темы рефератов и докладов:
  1. Государство как институт политической системы.
  2. Особенности государства как политической организации.
  3. Формы государственного устройства и правления.
  4. Правовое и социальное государство: ценности и принципы.
  5. Органы государственной власти в Российской Федерации.
  6. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения.
  7. Политическая партия: определение, типы, роль в механизме политической власти.
  8. Сущность и разновидности партийных систем.
  9. Общественно-политические движения.
  10. Становление многопартийной системы в России.
Тема 7. Политические партии.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Как вы понимаете понятие "лидер"?
  2. В чем состоит специфика политического лидерства?
  3. Раскройте сущность понятия "политическое лидерство".
  4. Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства.
  5. Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям.
  6. Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему?
  7. Дайте характеристику основных функций политических лидеров.
  8. В чем состоит сущность политического маркетинга и каково его соотношение с маркетингом в сфере экономики?
  9. Охарактеризуйте основные составляющие политического маркетинга применительно к институту лидерства.
  10. Каковы основные тенденции в развитии политического лидерства?
  11. Каковы основные положения теории элиты В. Парето?
  12. Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска.
  13. Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит?
  14. Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса?
  15. Охарактеризуйте основные положения леволиберальной концепции элиты Р. Миллса.
  16. Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"?
  17. Раскройте основные критерии типологии элит.
  18. Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
Темы рефератов и докладов:
  1. Проблемы личности и личной власти.
  2. Институт президентской власти.
  3. Психология политического лидерства.
  4. Роль лидера в современном политическом развитии.
  5. Харизматический лидер.
  6. Классические теории элиты.
  7. Современные концепции и типологии элит.
  8. Политическая элита и класс.
Тема 8. Политические конфликты и политические системы.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Охарактеризуйте структуру политического конфликта.
  2. Опишите отличительные особенности политических конфликтов.
  3. Изложите основные идеи концепции "столкновения цивилизаций" С. Хантингтона.
  4. Сравните политические конфликты в тоталитарных и демократических системах.
  5. Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма.
  6. В чем суть этнополитических конфликтов? Каковы их особенности?
  7. Объясните причины обострения этнополитических конфликтов в конце XX в.
  8. Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.
Темы рефератов и докладов:
  1. Конфликт как социальное явление
  2. Структура, особенности и типология политических конфликтов
  3. Межгосударственные и межцивилизационные конфликты
  4. Конфликты тоталитарных и демократических систем
  5. Политические конфликты интересов
  6. Этнополитические конфликты
Тема 9. Международные отношения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскройте сущность глобальных проблем современности, определите их критерии и характерные черты.
  2. Почему современная наука определяет глобалистику как систему междисциплинарных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах? Каковы основные направления изучения глобальных проблем под политологическим углом зрения?
  3. Дайте характеристику внешних и внутренних пределов развития человечества, выделяемых учеными-глобалистами. Какова роль политических факторов в формировании этих пределов?
  4. Как в современной политической науке трактуется понятие "глобальное гражданское общество"?
  5. Раскройте политические условия, необходимые для разрешения глобальной проблематики и достижения устойчивого мирового развития.
  6. Какова роль Организации Объединенных Наций в общечеловеческих усилиях, направленных на осмысление и поиски путей решения глобальных проблем?
Темы рефератов и докладов:
  1. Геополитика
  2. Генезис геополитики
  3. Теоретические основы геополитики
  4. Геополитический анализ современных международных отношений
  5. Политическая глобалистика
  6. Общая характеристика политической глобалистики
  7. Политические пути решения глобальных проблем современности