МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Этика бизнеса


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Этика бизнеса ".

Составители УМК:

___________________________  /ст. преп.   Горчакова Л.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

изучение студентами общих этических принципов и основных подходов к бизнесу.

раскрытие основных направлений нравственных представлений в мире бизнеса, анализ центральных понятий морального сознания, рассмотрение взаимоотношений морали с другими компонентами.

1.2. Задачи дисциплины

Выявление и осмысление специфики морали, её общечеловеческого смысла и конкретно-исторических типов.

Изучить основные направления решений в области этических проблем в бизнесе.

Изучить этапы этического развития личности и их влияние на принятие решений.

Научить студентов моделировать деятельность компаний, как этичных и социально-ответственных субъектов общественных отношений.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

свод норм, правил принципов, которыми должен руководствоваться каждый человек в своем поведении в своих действиях и решениях.
Основные подходы к обоснованию решений с этических позиций.
Знать основные права и обязанности персонала компании.
Знать основные этические ограничения при использовании компьютерной техники и интернета.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

оценивать состояние социально-психологических проблем возникающих на предприятии и поведение на рынке;
должны создавать атмосферу ответственного отношения к потребителю, выполнения договорных обязательств;
разрабатывать этический кодекс компании в соответствии этическими принципами нового Российского общества;
понимать значимость и уметь защищать интеллектуальную собственность.
оценивать новые информационные технологии.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Философия , Психология ,Этика делового общения

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

8
Общая трудоемкость дисциплины 85 85
Аудиторная нагрузка 11 11
Лекции 6 6
Практические занятия (семинары) 5 5
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 74 74
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Основные положение и развитие этики в обществе.
Блок 1. Происхождение этики. Аристотель. Социал-дарвинисты.Кант. Блок 2. Основные определения и виды этики. Понятия: добро, зло, смысл жизни. Нормативная этика. Дескриптивная этика. Блок 3. Основные регуляторы общества. Право. Мораль. Культура. Блок 4. Структура морали. Моральное сознание. Нравственное чувство. Воля. Вера. Обыденное и теоретическое моральное сознание. Нравственные отношения. Блок 5. Функции морали. Добро и долг.

Тема 2. Этическое развитие личности и концепции этики.
Блок 1. Уровни развития нравственности по Л.Колбергу. Блок 2. Релятивизм. Интракультурный и транскультурный релятивизм. Описательный релятивизм. Нормативный релятивизм. Блок 3. Моральный абсолютизм. Блок 4. Моральный плюрализм. Радикальный моральный плюрализм. Плюрализм моральных принципов. Плюрализм нравственной практики. Плюрализм самовыражения. Блок 5. Утилитаризм. Виды утилитаризма. Иеремия Бентам. Утилитаризм действия и утилитаризм правила. Моральные санкции. Блок 6. Профессиональная этика и ее принципы. Принципы профессиональной этики. Принципы персональной этики. Принципы всемирной этики.

Тема 3. Специальные вопросы этики бизнеса.
Лекция 3. Блок 1. Этика бизнеса. Проблемы и развитие этики бизнеса. Предпосылки появления науки. Закон об иностранной коррупционной практики. Современные моральные нормы. Блок 2. Моральная оценка деятельности корпораций. Ответственной корпораций перед обществом, акционерами и клиентами. Моральная ответственной менеджеров. Блок 3. Сигнализаторство. Личное и безличное сигнализаторства. Причины и поводы согнализаторства. Ущерб, наносимый сигнализаторами корпорации. Блок 4. Интелектуальная собственность. Материальная и нематериальная собственность. Лекция 4. Блок 1. Права и обязанности персонала фирмы. Гражданские права работников фирмы. Специальные права. Право на личную жизнь. Свобода от сексуальных домогательств. Детектор лжи. Тесты на наркотики. Права больных СПИДом. Качество трудовой жизни. Обязанности персонала. Блок 2. Лояльность и повиновение. Блок 3. Вопросы международной коррупционной практики. Взятки. Вымогательство.

Тема 4. Социльная ответственность бизнеса и этические кодексы.
Блок 1. Социальная ответственность бизнеса. Социальноответственная стратегия. Принципы политики социальная ответственность. Социальная хартия Российского бизнеса. Блок 2. Этические кодексы организаций. Функции, принципы и разработка содержания этического кодекса. Карты этики. Комитеты по этике. Социальные ревизии. Этическая экспертиза. Социальный кодекс Российской нефтяной компании.

Тема 5. Информационные технологии.
Блок 1. Компьютеры и секретность. Информационная секретность. Личное досье. Блок 2. Интернет. Электронная почта. Использование Интернета в личных целях на работе. Этические принципы Интернет.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 8
Тема 1. Основные положение и развитие этики в обществе. 17 15
2


Тема 2. Этическое развитие личности и концепции этики. 17 15
2


Тема 3. Специальные вопросы этики бизнеса. 17 15
2


Тема 4. Социльная ответственность бизнеса и этические кодексы. 17 15

2

Тема 5. Информационные технологии. 17 14

3

Итого 85 74 6 5 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 8
Тема 1. Основные положение и развитие этики в обществе.
2
Тема 2. Этическое развитие личности и концепции этики.
2
Тема 3. Специальные вопросы этики бизнеса.
2
Итого 6

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 8
Тема 4. Социальная ответственность бизнеса и этические кодексы.
2
Тема 5. Информационные технологии.
3
Итого 5

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 8
1-3 Тема 1 Подготовка к тестированию Блок 1. Происхождение этики. Аристотель. Социал-дарвинисты.Кант. Блок 2. Основные определения и виды этики. Понятия: добро, зло, смысл жизни. Нормативная этика. Дескриптивная этика. Блок 3. Основные регуляторы общества. Право. Мораль. Культура. Блок 4. Структура морали. Моральное сознание. Нравственное чувство. Воля. Вера. Обыденное и теоретическое моральное сознание. Нравственные отношения. Блок 5. Функции морали. Добро и долг.
15
4-6 Тема 2 Подготовка к тестированию Блок 1. Уровни развития нравственности по Л.Колбергу. Блок 2. Релятивизм. Интракультурный и транскультурный релятивизм. Описательный релятивизм. Нормативный релятивизм. Блок 3. Моральный абсолютизм. Блок 4. Моральный плюрализм. Радикальный моральный плюрализм. Плюрализм моральных принципов. Плюрализм нравственной практики. Плюрализм самовыражения. Блок 5. Утилитаризм. Виды утилитаризма. Иеремия Бентам. Утилитаризм действия и утилитаризм правила. Моральные санкции. Блок 6. Профессиональная этика и ее принципы. Принципы профессиональной этики. Принципы персональной этики. Принципы всемирной этики.
15
7-11 Тема 3 Подготовка к тестированию Лекция 3. Блок 1. Этика бизнеса. Проблемы и развитие этики бизнеса. Предпосылки появления науки. Закон об иностранной коррупционной практики. Современные моральные нормы. Блок 2. Моральная оценка деятельности корпораций. Ответственной корпораций перед обществом, акционерами и клиентами. Моральная ответственной менеджеров. Блок 3. Сигнализаторство. Личное и безличное сигнализаторства. Причины и поводы согнализаторства. Ущерб, наносимый сигнализаторами корпорации. Блок 4. Интелектуальная собственность. Материальная и нематериальная собственность. Лекция 4. Блок 1. Права и обязанности персонала фирмы. Гражданские права работников фирмы. Специальные права. Право на личную жизнь. Свобода от сексуальных домогательств. Детектор лжи. Тесты на наркотики. Права больных СПИДом. Качество трудовой жизни. Обязанности персонала. Блок 2. Лояльность и повиновение. Блок 3. Вопросы международной коррупционной практики. Взятки. Вымогательство.
15
12, 13 Тема 4 Подготовка к тестированию Блок 1. Социальная ответственность бизнеса. Социально ответственная стратегия. Принципы политики социальная ответственность. Социальная хартия Российского бизнеса. Блок 2. Этические кодексы организаций. Функции, принципы и разработка содержания этического кодекса. Карты этики. Комитеты по этике. Социальные ревизии. Этическая экспертиза. Социальный кодекс Российской нефтяной компании.
15
14-17 Тема 5 Подготовка к тестированию Блок 1. Компьютеры и секретность. Информационная секретность. Личное досье. Блок 2. Интернет. Электронная почта. Использование Интернета в личных целях на работе. Этические принципы Интернет.
14
Итого 74

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 8
Темы 1,2,3 Компьютерное тестирование
9
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 8
Текущий контроль знаний в 8 семестре
Темы 4,5 Компьютерное тестирование
5

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 8
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПТ

ПТ








ПТ









ПТ






Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 8
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПТ

ПТ















ПТ


ПТ












ПТ





ПТ







ПТ










ПТ





ПТ












ПТ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

8 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Петрунин Ю.Ю.   Этика бизнеса: Учебное пособие.  / Борисов В.К.  Издательсьво Проспект,  2008 -  345c.
2. Соколянский В.В.   Этика бизнеса: учебное пособие.  / Бородин В.А.  МГИУ,  2006 -  189c.

6.2. Дополнительная литература

3. А. А. Гусейнов   Этика: Учебник.  / Р. Г. Апресян  Гардарика,
4. В.Г. Макеева   Культура предпринимательства: Учебное пособие.  ИНФРА,
5. Л. А. Попов   Десять лекций по этике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.  Издательство Ось-89,

6.3. Периодические издания

1. Вестник МГУ. Философия. ()
2. Вопросы философии. ()
3. Вопросы психологии. ()
4. Человек и труд. ()

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Другое

  1. Мультимедийные технологии
  2. Интернет

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Интернет
Ресурсы Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы.
Письменное тестирование.
[3] c.10-15
[5] c.5-23
[1] c.7-13
[2] c.8-28

Тема 2 Лекции Интернет
Ресурсы Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы.
Письменное тестирование.
[4] c.22-34
[3] c.23-44
[1] c.32-45

Тема 3 Лекции Интернет
Ресурсы Интернет. Изучение основной и дополнительной литературы.
Письменное тестирование.
[1] c.50-158
[3] c.50-65
[5] c.63-84
[2] c.114-158

Тема 4 Практическое занятие Интернет.
Чтение литературы. Интернет.
Письменное тестирование.
[5] c.66-72
[1] c.159-185

Тема 5 Практическое занятие Интернет.
Чтение литературы. Интернет.
Письменное тестирование.
[1] c.70-88

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 8
Тема 1 Подготовка к тестированию
Блок 1. Происхождение этики. Аристотель. Социал-дарвинисты.Кант. Блок 2. Основные определения и виды этики. Понятия: добро, зло, смысл жизни. Нормативная этика. Дескриптивная этика. Блок 3. Основные регуляторы общества. Право. Мораль. Культура. Блок 4. Структура морали. Моральное сознание. Нравственное чувство. Воля. Вера. Обыденное и теоретическое моральное сознание. Нравственные отношения. Блок 5. Функции морали. Добро и долг.
Компьютерное тестирование
[1] с.7-13
[5] с.5-23
[2] с.8-28
[3] с.10-15
Тема 2 Подготовка к тестированию
Блок 1. Уровни развития нравственности по Л.Колбергу. Блок 2. Релятивизм. Интракультурный и транскультурный релятивизм. Описательный релятивизм. Нормативный релятивизм. Блок 3. Моральный абсолютизм. Блок 4. Моральный плюрализм. Радикальный моральный плюрализм. Плюрализм моральных принципов. Плюрализм нравственной практики. Плюрализм самовыражения. Блок 5. Утилитаризм. Виды утилитаризма. Иеремия Бентам. Утилитаризм действия и утилитаризм правила. Моральные санкции. Блок 6. Профессиональная этика и ее принципы. Принципы профессиональной этики. Принципы персональной этики. Принципы всемирной этики.
Компьютерное тестирование
[1] с.32-45
[4] с.22-34
[3] с.23-44
Тема 3 Подготовка к тестированию
Лекция 3. Блок 1. Этика бизнеса. Проблемы и развитие этики бизнеса. Предпосылки появления науки. Закон об иностранной коррупционной практики. Современные моральные нормы. Блок 2. Моральная оценка деятельности корпораций. Ответственной корпораций перед обществом, акционерами и клиентами. Моральная ответственной менеджеров. Блок 3. Сигнализаторство. Личное и безличное сигнализаторства. Причины и поводы согнализаторства. Ущерб, наносимый сигнализаторами корпорации. Блок 4. Интелектуальная собственность. Материальная и нематериальная собственность. Лекция 4. Блок 1. Права и обязанности персонала фирмы. Гражданские права работников фирмы. Специальные права. Право на личную жизнь. Свобода от сексуальных домогательств. Детектор лжи. Тесты на наркотики. Права больных СПИДом. Качество трудовой жизни. Обязанности персонала. Блок 2. Лояльность и повиновение. Блок 3. Вопросы международной коррупционной практики. Взятки. Вымогательство.
Компьютерное тестирование
[1] с.50-158
[3] с.50-65
[5] с.63-84
[2] с.114-158
Тема 4 Подготовка к тестированию
Блок 1. Социальная ответственность бизнеса. Социально ответственная стратегия. Принципы политики социальная ответственность. Социальная хартия Российского бизнеса. Блок 2. Этические кодексы организаций. Функции, принципы и разработка содержания этического кодекса. Карты этики. Комитеты по этике. Социальные ревизии. Этическая экспертиза. Социальный кодекс Российской нефтяной компании.
Компьютерное тестирование
[1] с.159-185
[5] с.66-72
Тема 5 Подготовка к тестированию
Блок 1. Компьютеры и секретность. Информационная секретность. Личное досье. Блок 2. Интернет. Электронная почта. Использование Интернета в личных целях на работе. Этические принципы Интернет.
Компьютерное тестирование
[1] с.70-88

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. 1. Мораль не зависит от психических и физических свойств человека, утверждает идеалистическая концепция этики? 2. Выберите представителей "натуралистической этики". - Фейербах; - Кант. 3. Кропоткин утверждал, что инстинктивная борьба между видами и инстинктивная взаимопомощь среди видов является основой морали? 4. Вопросами развития и происхождения морали по Канту занимается "спекулятивный разум"? 5. Какое утверждение является более корректным? - "Мораль - это свод правил". - "Мораль - это систематическое осмысление нравственного развития общества".
  2. 1. Дайте характеристику радикальному моральному плюрализму. - люди придерживаются взаимно непримиримых позиций; - все принципы общие. 2. Почему общество не может существовать, придерживаясь концепции радикального морального плюрализма? - потому, что не возможно выработать общее решение; - общество вполне может сосуществовать. 3. Почему плюрализм самовыражения приводит к развитию личности? - потому, что каждый член общества получает опыт, анализируя поступки человека с отличающимися позициями; - старается донести свои принципы до других членов общества. 4. В чем состоит идея единой плюралистической морали? - в уважении чужого мнения; - во всеобщем согласии. 5. Каковы особенности поведения американских компаний за рубежом? - американские стандарты должны быть приняты всем миром; - американцы лучше всех освоили нормы морали. 6. Почему концепция утилитаризма ассоциируется с экономическим анализом? - потому, что она подсчитывает все плюсы и минусы последствий действия; - потому, что она экономически выгодна. 7. Что является критерием для утилитаристов при принятии решений? - анализ результата произошедшего действия; - выгода. 8. Каковы критерии в идеалистическом утилитаризме? - все человеческие ценности; - мораль идеального общества. 9. Что такое моральные санкции?
  3. 1. Что вы можете сказать об аморальности бизнеса? - миф; - реальность. 2. Каковы причины появления научного направления этики бизнеса? - назревшие проблемы и влияние бизнеса на общество; - необходимость развития этики. 3. Какова основная черта этики "дикого капитализма" а России? - выгода любой ценой; - частная собственность неприкосновенна. 4. Почему вопрос о морали корпорации или фирмы является неоднозначным? - вопросы морали присущи только человеческим существам, а не юридическим; - мораль одинакова для всех. - работающие в корпорации люди подневольные 5. Можно ли предъявлять моральные претензии людям, работающим в организации за результаты деятельности организации? - да; - нет. - только менеджерам, ответственным за конкретное решение 6. Кто должен нести моральную ответственность за деятельность организации? - менеджмент; - регулирующие государственные органы. - общество, потому, что организация - часть общества 7. Почему для фирмы, крайне вредно внешнее сигнализаторство? - потому, что фирма может получить негативный имидж; - это аморально; - никто на сигналы давно не реагирует. 8. Какова судьба сигнализатора с моральной точки зрения? - он может подвергнуться дискриминации; - ничего для него не изменится; - его могут уволить. 9. Когда сигнализаторство является морально оправданным? - когда может быть нанесен вред обществу или конкретному человеку; - оно всегда морально оправдано; - если после предпринятых действий, вопрос не решается.
Темы рефератов