МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Основы менеджмента


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Основы менеджмента ".

Составители УМК:

___________________________  /д.э.н. профессор   Н.С.Отварухина/

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Формирование и развитие умений и навыков использования в практической деятельности теоретических , методологических положений и методических инструментов менеджмента .

1.2. Задачи дисциплины

- Изучение и осмысление предмета,методов и содержания данной дисциплины;

- изучение и усвоение теоретических и методологических основ менеджмента;

- ознакомление и усвоение методических инструментов менеджмента (моделей,методов,практических приемов ,используемых в процессе управления организацией);

- формирование и развитие управленческих навыков и способностей ,позволяющих осуществлять успешную деятельность.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные этапы и направления развития менеджмента,
- методологические основы менеджмента(концепции,научные подходы, закономерности,принципы,модели управления);
- функции управления(общие ,конкретные ,специальные);
- модели формирования взаимоотношений в коллективе,формы делового и управленческого общения ;
- концепции мотивации работников;
- основы управления преобразованиями в организации;
- научные подходы к руководству. Концепции лидерства;
- модели формирования организационной культуры и имиджа организации.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- определить систему целей организации (фирмы, отдела), формировать стратегию и тактику их реализации;
- с системных позиций проводить анализ и синтез системы управления, владеть методами системного проектирования;
-применять организационные, графические и математические модели и ВТ для моделирования и оптимизации управления различными организационными объектами;
-владеть методами активного воздействия на социально-психологический климат в коллективе, владеть элементами культуры управленческого труда, документалистики;
-разрабатывать и обосновывать различные управленческие решения, уметь осуществлять их многокритериальную оптимизацию, применять экономико-математические методы, экспертные оценки, современную управленческую оргтехнику;
-критически оценивать и использовать зарубежный опыт научного менеджмента.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Экономическая теория.
Общая теория организации.
Этика делового общения.
Введение в специальность.
Экономика предприятия.
Маркетинг.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

6
Общая трудоемкость дисциплины 250 250
Аудиторная нагрузка 26 26
Лекции 14 14
Практические занятия (семинары) 12 12
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 224 224
Курсовой проект (работа) + +
Вид промежуточной аттестации
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Предмет ,задачи и структура дисциплины "Основы менеджмента".Сущность содержание функции менеджмента
Предмет ,задачи и структура дисциплины "Основы менеджмента" Связь дисциплины с другими дисциплинами .Обзор понятий "управление " и "менеджмент".Области управления, сферы управления в общественной системе и их взаимодействие. Основные категории менеджмента. Законы и закономерности управления . Принципы управления. Природа и состав функций управления(общие, конкретные, специальные).

Тема 2. История менеджмента
Начало науки управления. Предтечи научного менеджмента. Ф.Тейлор -основатель научного менеджмента. Последователи Ф.Тейлора. Классическая школа менеджмента. Представители классической школы менеджмента. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты. Поведенческая школа управления. Процессный подход к управлению. Управленческие идеи в СССР и России.

Тема 3. Внешние и внутренние факторы влияния на процесс управления и формирование образа будущего.
Понятие процесса управления и его связи с с системой управления. Характеристики процесса управления . Элементы процесса управления Взаимодействия в процессе управления.Внешняя среда непосредственного и косвенного воздействия .Влияние факторов внешней среды . Социофакторы и этика менеджмента.Внутренняя среда организации и ее влияние успешность управления.Модели предвидения будущего оранизации.

Тема 4. Цели организации
Понятие цели организации.Функции целей.Требования ,предьявляемые к целям. Система и классификация целей организации. Миссия организации. Дерево целей . Управление по целям .Модели формирования целей организации.

Тема 5. Методы управления
Методы управления как способы достижения целей и реализации принципов управления.Классификация методов управления.Содержание и виды экономических методов управления. Содержание и виды организационно -распорядительных методов управления.Содержание и виды социально психологических методов управления. Модели взаимосвязи экономических,организационно -распорядительных и социально-психологических методов управления.

Тема 6. Личность и управление
Понятие личности. Теория личности .Напрвленность личности и его способности.Темперамент и его разновидности.Характер и факторы его обуславливающие .Личность и ее окружение .Восприятие человеком окружения.Восприятие человека окружением.Ценности,принципы,индивидуальные характеристики личности. Ожидания работника относительно занимаемой должности,выполняемой работы,вознаграждения .Адаптация личности к организации.ние полнмочий.Принципы делегирования полномочий .Адаптация личности к организации.

Тема 7. Рабочая группа
Понятие и признаки рабочей группы. Причины создания рабочей группы. Потенциал рабочей группы.Виды и динамика групп.Команда -разновидность группы. Характеристики группы. Процесс развития групп.Конформизм и его роль в управлении группой.

Тема 8. Поведение работников в организации
Виды организационного поведения .Понятие социальной роли.Сущность и содержание общения. Структура общения.Деловой разговор.Беседа. Обсуждение.Служебное общени е. Собеседованин .Спор. Полемика.Дискуссия.Прения . Диспут.Многосторонние переговоры.Экспрессивное поведение в общении. Концепция " Я-состояний".Взаимоотношения между работниками в организации. Классификация факторов ,влияющих на поведение работников в коллективе.

Тема 9. Руководитель и подчиненные. Лидерство
Функции руководителей. Качества руководителей. Основные типы руководителей. Руководитель и лидер.Формирование стратегического мышления. Качества лидера. Лидер икоманда . Сущность лидерства.Концепции лидерства .Подчиненные . Типы подчиненных.Делегирование полномочий.Принципы делегирования полномочий. Способы воздействия на подчиненных .Модели взаимодействия руководителя , подчиненных и коллег .

Тема 10. Власть и руководство. Партнерство
ПОнятие власти. Основы власти.Источники власти.Формы власти.Власть,основанная на принуждении.Власть,основанная на вознаграждении.Эталонная власть .Законная власть.Методы успешного использования власти. Подходы к руководству.Сущность и содержание партнерства.Формы партнерских отношений .Модели формирования партнерских отношений.

Тема 11. Стили руководства
Сущность и содержание стиля руководства. Структура стиля руководства. Одномерность и многомерность руководства . Классификация стилей руководства.Факторы ,влияющие на стиль руководства.Формирование и развитие стилей руководства.

Тема 12. Управление конфликтами
Природа конфликта в организации.Классификация конфликтов. Участники конфликтов. Причины конфликтов. Модель конфликта как процесса.Динамика конфликта. Фрмы конфликтов. Конфликт как процесс. Способы прежупреждения конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Виды и функции конфликтов.Поведение в конфликте.

Тема 13. Организация и ее формы. Интеграционные процессы.
Понятие и признаки организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Законы организации.Виды социальных организаций. Усложнение производства и развитие организаций в современных условиях хозяствования.Содержание интеграционных процессов. Формы и виды интеграции.

Тема 14. Структура управления и ее элементы
Понятие " управленческие структуры".Классификация управленческих структур. Факторы,влияющие на управленческую структуру. Нормы управляемости.Понятие управленческого взаимодействия.Коммуникационные каналы. Разновидности коммуникационных структур.

Тема 15. Типы организационных структур
Бюрократическая система управления.Линейная и функциональная структуры управления.Дивизионные структуры управления. Многомерные системы управления. Проектные ,матричные структуры управления. Факторы ,определяющие выбор организационной структуры управления.Модели формирования организационной структуры управления.

Тема 16. Алгоритм принятия управленческих решений Моделирование ситуаций.
Сущность и содержание управленческих решений.Классификация управленческих решений.Научные подходы к разработке и реализации управленческих решений.Факторы ,обеспечивающие научную обоснованностьрешений. Стили принятия управленческих решений.Методы принятия и реализации управленческих решений.Методы прогнозирвания управленческих решений.Моделирование ситуаций. Направления принятий решений в условиях глобалиации.Эффектиность и результативность управленческих решений.

Тема 17. Мотивация и стимулирование
Сущность и содержание мотивации.Связь мотивации с другими функциями управления. Классификация мотивов.Методы мотивации:методы властной мотивации,методы экономической мотивации,методы социально-психологичееской мотивации.Сущность и содержание экономических стимулов.Виды экономических стимулов. Неэкономические способы стимулирования. .

Тема 18. Концепции мотивации
Первоначальные концепции мотивации.Современные концепции мотивации:содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации:теория А.Маслоу,теория потребностей Д. МакКлиланда,теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации:теория ожиданий,теория справедливости.

Тема 19. Планирование деятельности организации
Сущность и содержание функции планирования .Взаимосвязь планирования с другими функциями управления. Классификация видов планирования деятельности организации. Принципы и цели планирования.Планирование инновационных процессов.Основы стратегического планирования.Модели предвидения будущего организации. Текущее внутриорганизационное планирование.

Тема 20. Регулирование и контроль в управлении
Сущность и содержание регулирования и контроля . Взаимосвязь контроля с другими функциями управления.Классификация видов контроля.Изменчивость окружающей среды и внутренних факторов организации ,вызывающих необходимость контроля и внесения изменений ,регулирование деятельности организации. Принципы организации контроля.Процедуры осуществления регулирования и контроля. Поведенческие подходы к организации регулирования и контроля.

Тема 21. Организационная культура
Сущность и содержание организационной культуры.Основные признаки организационной культуры. Функции организационной культуры.Основные элементы организационной культуры. Факторы ,влияющие на организационную культуру . Параметры и основные типы организационной культуры.Модели формирования организационной культуры.

Тема 22. Имидж организации и менеджера
Сущность и содержание имиджа.Основные элементы имиджа организации . Основные элементы имиджа группы,команды, менеджера.Модели формирования имиджа организации.

Тема 23. Управление преобразованиями
Сущность и содержание изменений.Классификация изменений. Совокупность причин изменеий. Препятствия и сопротивления в процессе изменений и методы их преодоления. .Стадии процесса стратегических изменений .Стратегии изменений. Использование стратегических континуумов.

Тема 24. Эффективность менеджмента
Сущность и содержание эффективности менеджмента.Критерии и показатели социально -экономической эффективности менеджмента .яметоды измерения эффективности менеджмента.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 6
Тема 1. Предмет ,задачи и структура дисциплины "Основы менеджмента".Сущность содержание функции менеджмента 21 16
1
4

Тема 2. История менеджмента 20 18
1
1

Тема 3. Внешние и внутренние факторы влияния на процесс управления и формирование образа будущего. 19 18
1


Тема 4. Цели организации 22 18
2
2

Тема 5. Методы управления 19 18
1


Тема 6. Личность и управление 26 23
2
1

Тема 7. Рабочая группа 22 20
1
1

Тема 8. Поведение работников в организации 20 20



Тема 9. Руководитель и подчиненные. Лидерство 22 20
1
1

Тема 10. Власть и руководство. Партнерство 20 20



Тема 11. Стили руководства 23 20
2
1

Тема 12. Управление конфликтами 16 13
2
1

Тема 13. Организация и ее формы. Интеграционные процессы. 0 0



Тема 14. Структура управления и ее элементы 0 0



Тема 15. Типы организационных структур 0 0



Тема 16. Алгоритм принятия управленческих решений Моделирование ситуаций. 0 0



Тема 17. Мотивация и стимулирование 0 0



Тема 18. Концепции мотивации 0 0



Тема 19. Планирование деятельности организации 0 0



Тема 20. Регулирование и контроль в управлении 0 0



Тема 21. Организационная культура 0 0



Тема 22. Имидж организации и менеджера 0 0



Тема 23. Управление преобразованиями 0 0



Тема 24. Эффективность менеджмента 0 0



Итого 250 224 14 12 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 6
Тема 1. Предмет ,задачи и структура дисциплины "Основы менеджмента".Сущность содержание функции менеджмента
1
Тема 2. История менеджмента
1
Тема 3. Внешние и внутренние факторы влияния на процесс управления и формирование образа будущего.
1
Тема 4. Цели организации
2
Тема 5. Методы управления
1
Тема 6. Личность и управление
2
Тема 7. Рабочая группа
1
Тема 9. Руководитель и подчиненные. Лидерство
1
Тема 11. Стили руководства
2
Тема 12. Управление конфликтами
2
Итого 14

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 6
Тема 1.
4
Тема 2.
1
Тема 4. Механизм методы менеджмента
2
Тема 6.
1
Тема 7. Стратегия и тактика менеджмента.
1
Тема 9.
1
Тема 11.
1
Тема 12.
1
Итого 12

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 6
1-3 Тема 7 Самостоятельное изучение  N7 Стратегия и тактика менеджмента
18
1-3 Тема 1 Самостоятельное изучение  N1 Введение в менеджмент
18
4-6, 13, 14 Тема 8 Самостоятельное изучение  N8 Процессы менеджмента
20
4-6 Тема 2 Самостоятельное изучение  N2 Генезис и эволюция менеджмента
18
7-9 Тема 3 Самостоятельное изучение  N3 Теоретические основы менеджмента
18
7-9 Тема 9 Самостоятельное изучение  N9 Социально-психологические основы менеджмента
20
10-12 Тема 4 Самостоятельное изучение  N4 Механизм и методы менеджмента
18
10-12 Тема 10 Выполнение расчётно-графической работы  N10 Формальное и неформальные управление.
20
13-15 Тема 11 Курсовое проектирование  N11 Контроль в менеджменте. Контроль как функция управления
20
13-15 Тема 5 Самостоятельное изучение  N5 Интеграционные процессы в менеджменте.
18
16, 17 Тема 12 Курсовое проектирование  N12 Эффективность менеджмента
13
16, 17 Тема 6 Самостоятельное изучение  N6 Организация менеджмента. Взаимосвязь методологии и организации менеджмента
23
Итого 224

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка выполнения и приём курсовых проектов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 6
Тема 1 введентие в менеджм ент
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 6
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос1


















Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 6
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ1















СИ


СИ2












СИ





СИ3









СИ








СИ4






СИ











СИ5



СИ














СИ6

СИ

СИ7















СИ


СИ8







СИ8




СИ





СИ9









РГР








РГР10






КурсПр











КурсПр11



КурсПр














КурсПр12



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

6 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Веснин В.Р.   Менеджмент: учеб. для вузов.  МО: Проспект,  2009 -  506c.

6.2. Дополнительная литература

2. Казанцев А.К.   Менеджмент в предпринимательстве.: учеб.пособие.  / Крупавин А.А.  ИНФРА-М Гриф УМО,  2003 -  13c.
3. Веснин В.Р.   Менеджмент: учеб. для вузов.  Пpоспект,  2009 -  506c.
4. Казанцев А.К.   Основы менеджмента. Практикум: учеб. пособие для вузов.  / Малюк В.И. , Л.C.Серова  ИНФРА-М Гриф УМО,  2002 -  28c.
5. Веснин В.Р.   Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов.  Элит-2000:ГНОМ-пресс,  1999 -  10c.

6.3. Периодические издания

1. Журнал: Вопросы экономики. ()
2. Экономист. ()
3. ЭКО - Экономика и организация производства. ()

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. не требуется

Демонстрационные материалы

  1. не требуется

Оборудование и аппаратура

  1. не требуется

Инструменты

  1. не требуется

Макеты

  1. не требуется

Лабораторные материалы

  1. не требуется

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.
Устный опрос  N1.
[2] c.10-33
[4] c.39-45
[5] c.45-54
[3] c.200-200
[1] c.298-308

Тема 1 Практическое занятие литература
семинар

[2] c.10-33
[1] c.49-56

Тема 2 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[2] c.26-33
[1] c.403-410

Тема 2 Практическое занятие литература
семинар

[1] c.105-111

Тема 3 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[5] c.39-44
[4] c.60-69
[1] c.400-409

Тема 4 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[4] c.39-45
[5] c.68-76
[1] c.209-213

Тема 4 Практическое занятие литература
семинар

[1] c.204-217

Тема 5 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[1] c.204-217
[1] c.378-391

Тема 6 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[5] c.78-88
[4] c.109-115
[1] c.307-315

Тема 6 Практическое занятие литература
семинар

[1] c.204-212

Тема 7 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[4] c.88-93
[5] c.123-130
[1] c.367-387

Тема 7 Практическое занятие литература
семинар

[1] c.384-393

Тема 9 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[1] c.402-409
[1] c.469-525

Тема 9 Практическое занятие литература
семинар

[1] c.402-409

Тема 11 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[2] c.204-287

Тема 11 Практическое занятие литература
семинар

[2] c.204-287
[1] c.298-305

Тема 12 Лекции Учебно-методическая литература, конспект лекций.
Лекции, практические занятия, опрос, домашние задания.

[2] c.38-41
[1] c.89-111
[4] c.124-130
[3] c.135-141
[5] c.157-163

Тема 12 Практическое занятие литература
семинар

[1] c.198-208

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 6
Тема 7 Самостоятельное изучение  N7
Стратегия и тактика менеджмента
Проверка уровня готовности студента  N7
[1] с.123-129
[2] с.34-37
Тема 1 Самостоятельное изучение  N1
Введение в менеджмент
Проверка уровня готовности студента  N1
[2] с.10-33
[1] с.102-113
Тема 8 Самостоятельное изучение  N8
Процессы менеджмента
Проверка уровня готовности студента  N8
[1] с.127-134
Тема 2 Самостоятельное изучение  N2
Генезис и эволюция менеджмента
Проверка уровня готовности студента  N2
[1] с.125-132
[4] с.47-56
Тема 3 Самостоятельное изучение  N3
Теоретические основы менеджмента
Проверка уровня готовности студента  N3
[1] с.236-245
[3] с.39-45
[4] с.98-104
[5] с.122-129
[2] с.123-128
Тема 9 Самостоятельное изучение  N9
Социально-психологические основы менеджмента
Проверка уровня готовности студента  N9
[1] с.402-409
Тема 4 Самостоятельное изучение  N4
Механизм и методы менеджмента
Проверка уровня готовности студента  N4
[1] с.293-301
[4] с.67-74
Тема 10 Выполнение расчётно-графической работы  N10
Формальное и неформальные управление.
Проверка уровня готовности студента  N10
[1] с.307-314
[2] с.89-94
Тема 11 Курсовое проектирование  N11
Контроль в менеджменте. Контроль как функция управления
Защита курсового проекта  N11
[1] с.395-402
[2] с.204-287
Тема 5 Самостоятельное изучение  N5
Интеграционные процессы в менеджменте.
Проверка уровня готовности студента  N5
[1] с.204-217
Тема 12 Курсовое проектирование  N12
Эффективность менеджмента
Защита курсового проекта  N12
[1] с.388-398
[2] с.111-114
Тема 6 Самостоятельное изучение  N6
Организация менеджмента. Взаимосвязь методологии и организации менеджмента
Проверка уровня готовности студента  N6
[1] с.497-501
[2] с.89-95

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Цель и задачи дисциплины.Предмет и обьект менеджмента
  2. Сущность и содержание менеджмента
  3. Законы и закономерности управления
  4. Принципы управления
  5. Природа и состав функций управления
  6. Основные подходы в развитии теории и практики менеджмента
  7. Виды школ менеджмента . Основные положения школ менеджмента
  8. Сущность и виды управленческих решений, их роль в процессах управления.
  9. Процессы выработки и реализации управления решения.
  10. Информационная база управления: понятие, структура и обеспечение.
  11. Контроль как функция управления, его задача и содержание.
  12. Сущность и содержание стратегического управления организацией.
  13. Сущность и содержание оперативного управления организацией.
  14. Сущность и содержание адаптивного управления
  15. Напрвленность личности и её способности
  16. Признаки и характеристики рабочей группы .
  17. Формирование личности в процессе труда, общения и познания.
  18. Принципы проектирования структур управления
  19. Формальные и неформальные структуры и их значение в управлении организацией.
  20. Субъект и объект в управлении организацией, их связи и взаимозависимость.
  21. Коммуникационные процессы в организации.
  22. Ососбенности управления на современном этапе.
  23. Основные современные теории мотивации.
  24. Управление организацией как системой.
  25. Понятия руководства и лидерства.Концепции лидерства.
  26. Законы организации: самосохранения, анализа и синтеза, информированности - упорядоченности, композиции- пропорциональности.
  27. Методы влияния и формы власти руководителей.
  28. Законы развития организации (онтологии): основные этапы, их характеристика.
  29. Классификация стилей руководства и их характеристика.
  30. Закон синергии .
  31. Конфликт: понятие, природа и классификация.
  32. Изменение в организациях: сущность, виды процедуры осуществления.
  33. Методы разрешения конфликтной ситуации в коллективе.
  34. Характеристики и взаимодействие внешней и внутренней среды организации.
  35. Организационная структура внутрифирменного управления.
  36. Инструментальные, естественные, корпоративные и сетевые организации.
  37. Контроль и регулирование :сущность ,содержание, виды.
  38. Методы управления: классификация и проблемы их практического использования.
  39. История и эволюция менеджмента, современные концепции.
  40. Разработка миссии, главной цели и целей в системе управления.
  41. Раскройте содержание понятий управление и менеджмент.
  42. Школы управления.
  43. Организация как объект управления.
  44. Технология разработки и принятия управленческих решений.
  45. Информационная база менеджмента.
  46. Школа научного управления.
  47. Классическая (административная) школа управления.
  48. Принципы и методы управления.
  49. Школа психологии и человеческих отношений.
  50. Социально-экономическая эффективность менеджмента.
  51. Школа науки (количественная) управления.
  52. Деловое общение
  53. Организация разработки управленческого решения.
  54. Механизация и автоматизация управления.
  55. Методы расчета эффективности управленческих решений.
  56. Делегирование полномочий.
  57. Методы расчета экономической эффективности управленческого труда.
  58. Этика и менеджмент.
  59. Система управления и ее составляющие.
  60. Сущность деятельности менеджера.
  61. Сущность организации. Классификация организаций.
  62. Уровни управления в организации.
  63. Структуры систем управления.
  64. Общие функции управления.
  65. Стратегия и тактика управления.
  66. Линейные и аппаратные организационные полномочия .
  67. Сущность и содержание интеграционных процессов.
  68. Понятие групп,их классификация и формирование .
  69. Направления и механизмы интеграции.
  70. Понятие ,критерии и показателирезультативности и эффективнсти управления.
  71. Процессный подход к управлению.
Темы курсовых работ (проектов)
  1. Повышение эффективности управленческих решений (на примере конкретной организации).
  2. Формирование кадрового потенциала организации (на примере конкретной организации).
  3. Прогнозирование деятельности организации(на примере конкретной организации).
  4. Построение организационной структуры управления (на примере конкретной организации).
  5. Формирование имиджа организации (на примере конкретной организации).
  6. Модели развития организационной культуры организации (на примере конкретной организации).
  7. Формирование стратегическогомышления (на примере конкретной организации).
  8. Развитие формальных взаимоотношений между работниками организации (на примере конкретной организации).
  9. Методы изучения внешней и внутренней среды организации(на примере конкретной организации).
  10. Определение вклада работников в конечные результаты деятельности организации (на примере конкретной организации).
  11. Модели предвидения будущего состояния организации (на примере конкретной организации).
  12. Формирование микроклимата организации (на примере конкретной организации).
  13. Методы оценки способностей и профессиональных качеств руководителя (на примере конкретной организации).
  14. Повышение эффективности межличностных коммуникаций (на примере конкретной организации).
  15. Социально-психологические методы управления и решение проблем их использования(на примере конкретной организации).
  16. Оценка эффективности управления организацией(на примере конкретной организации).
  17. Модели предвидения будущего организации (на примере конкретной организации).
  18. Методы и модели оценки риска в принятии решений(на примере конкретной организации).
  19. Методы рационального использования рабочего времени руководителя (на примере конкретной организации).
  20. Методы и границы применения нормирования управленческого труда (на примере конкретной организации).
  21. Обеспечение взаимодействия лидера и команды (на примере конкретной организации).
  22. Формирование и развитие стилей руководства (на примере конкретной организации).
  23. Методы прогнозирования управленческих решений(на примере конкретной организации).
  24. Показатели оценки эффективности использования различного вида ресурсов организации(на примере конкретной организации).
  25. Методы мотивации и стимулирования работников и обеспечение их взаимодействия(на примере конкретной организации).
  26. Преодоление препятствий в процессе стратегических и тактических изменений
Темы рефератов
Другое
Тема 1. Предмет ,задачи и структура дисциплины "Основы менеджмента".Сущность содержание функции менеджмента
Вопросы для самоконтроля:
  1. Сформулируйте определение понятий менеджмент и управление
  2. Какова связь дисциплины Основы менеджмента с другими дисциплинами ?
  3. Назовите основные категории менеджмента
  4. Какие законы и закономерноси управления Вы можете назвать?
  5. Назовите общие ,конкретные и специфические функции управления
  6. Перечислите принципы управления
Темы рефератов и докладов:
  1. реферат не предусмотрен
Тема 2. История менеджмента
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назавите основные этапы развития теории теории и практики упраления и менеджмента
  2. Каковы условия возникновения научной теории управления
  3. Назовите условия возникновения научного менеджмента.
  4. Почему Ф.Тейлора считают основателем научной школы управления ?
  5. Назовите основные принципы управления А.Файоля
  6. Назовите основные результаты хотторнских экспериментов
  7. В чем сущность основных положений административной школы управления ?
  8. каковы управленческие идеи в СССР И России?
Темы рефератов и докладов:
  1. реферат не предусмотрен
Тема 3. Внешние и внутренние факторы влияния на процесс управления и формирование образа будущего.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскройте содержание процесса управления
  2. Назовите элементы процесса управления
  3. Влияние факторов внешней среды на эффективность управления
  4. Влияние факторов внутренней среды на эффективность управления
  5. Дайте определение понятия предвидение
  6. В чем суть моделей предвидения будущего
Темы рефератов и докладов:
  1. Системный подход и управление
  2. Системные характеристики управления
  3. Модели менеджмента
Тема 4. Цели организации
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте определение цель организации
  2. Назовите конечные цели деятельности организации
  3. В чем суть теории управления по целям?
  4. Какие Вы знаете методы формирования целей организации
  5. Дайте определение миссии организации
Темы рефератов и докладов:
  1. Понятие, содержание и состав экономических методов управления.
  2. Направления совершенствования и развития экономических методов управления.
  3. Понятие, содержание и характеристика организационно-распорядительных методов управления, специфика задач управления решаемых с их помощью.
  4. Особенности применения социально - психологических методов в управлении организацией.
  5. Сущность и особенности социально-психологических методов управления.
Тема 5. Методы управления
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем суть методов управления ?
  2. Перечислите признаки классификации методов управления
  3. Приведите примеры организационо-распорядительных методов управления
  4. Приведите примеры экономических методов управления
  5. Приведите примеры социально-психологических методов управления
  6. Назовите взаимосвязи методов управления
Темы рефератов и докладов:
  1. реферат не предусмотрен
Тема 6. Личность и управление
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какие разновидности темперамента Вы запомнили?
  2. Назовите ценнности личности
  3. Каковы требования работника к организации?
  4. Каковы требования организации к работнику?
  5. Опишите модель взаимодействия работника и организации
  6. Каковы ожидания работника относительно :занимаемой должности, выполняемой работы и вознаграждения?
Темы рефератов и докладов:
  1. реферат не предусмотрен
Тема 7. Рабочая группа
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назовите причины создания рабочих групп
  2. Как определить потенциал рабочей группы?
  3. Какие факторы влияют на развитие кадрового потенциала?
  4. Какие виды рабочих групп Вы знаете?
  5. Имеются ли отличия между понятиями группа и команда?
  6. Какие Вы запомнили схемы взаимодействия лидера икоманды?
Темы рефератов и докладов:
  1. Метод анализа внешней и внутренней среды для формирования стратегий менеджмента.
  2. Характеристика основной стратегии управления и условия ее эффективного применения.
Тема 8. Поведение работников в организации
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назовите виды организационного поведения
  2. В чем суть делового общения?
  3. Какова структура общения ?
  4. Перечислите виды делового общения
  5. В чем сут экспрессивного поведения ?
  6. Назовите виды взаимоотношений в организации
  7. Дайте определение микроклимат в коллективе
  8. Перечислите факторы ,влияющие на поведение работников
Темы рефератов и докладов:
  1. Определение причин возникновения проблем в организации.
  2. Разработка критериев оценки вариантов решения и определения их значимости.
Тема 9. Руководитель и подчиненные. Лидерство
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте определение понятия стратегическое мышление
  2. Какие типы подчиненных Вы можете назвать?
  3. В чем суть делегирования полномочий
  4. Перечислите принципы делегирования полномочий
  5. назовите концепции лидерства
  6. Какие способы воздействия на подчиненных Вы знаете7
Темы рефератов и докладов:
  1. реферат не предусмотрен
Тема 10. Власть и руководство. Партнерство
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите формы власти
  2. Приведите определения понятия власть
  3. Какие Вы знаете методы успешного использования власти ?
  4. Сформулируйте определение понятия партнерство
  5. Какие Вы знаете модели формирования партнерских отношений7
Темы рефератов и докладов:
  1. реферат не предусмотрен
Тема 11. Стили руководства
Вопросы для самоконтроля:
  1. Сформулируйте определение понятия стиль руководства
  2. Назовите признаки классификации стилей руководства
  3. Какие факторы влияют на стиль руководства?
  4. Какие Вы знаете научные подходы к формированию стилей руководства?
Темы рефератов и докладов:
  1. Установление контрольных точек, стандартов, определение допустимых отклонений, периодичность и эффективность контроля.
  2. Методы осуществления управленческого контроля.
Тема 12. Управление конфликтами
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какова природа конфликта в организации?
  2. Назовите причины конфликтов
  3. Что такое эскалация конфликта?
  4. Перечислите основные методы предупреждения конфликтов
  5. Перечислите основные методы разрешения конфликтов
Темы рефератов и докладов:
  1. реферат не предусмотрен
Тема 13. Организация и ее формы. Интеграционные процессы.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Сформулируйте определение понятия организация
  2. Назовите основные признаки организации
  3. Перечислите законы организации
  4. Каковы интеграционные процессы в менеджменте?
  5. Какие виды организаций Вы знаете?
Тема 14. Структура управления и ее элементы
Вопросы для самоконтроля:
  1. Сформулируйте определение понятия управленческая структура
  2. Назовите признаки классификации управленческих структур
  3. Какие факторы влияют на управленческую структуру?
  4. Перечислите свойства управленческих структур
  5. Раскройте содержание управленческого взаимодействия
Тема 15. Типы организационных структур
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какова необходимость определения организационной структуры управления ?
  2. Что такое линейная и функциональная структура управления?
  3. Чем вызвано появление дивизионных структур управления ?
  4. В чем сущность построения проектных и матричных структур управления?
  5. Каковы факторы ,определяющие выбор и формирование организационной структуры управления?
Тема 16. Алгоритм принятия управленческих решений Моделирование ситуаций.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскройте сущность процесса принятия управленческих решений
  2. Раскройте содержание запрограммированных и незапрограммированных решений
  3. Назовите коллективные методы принятия управленческих решений
  4. Назовите индивидуальные методы принятия управленческих решений
  5. Назовите показатели эффективности управленческих решений
Тема 17. Мотивация и стимулирование
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскройте содержание пирамиды потребностей ( А.Маслоу)
  2. В чем сущность основных идей теории ожиданий В.Врума
  3. Какие дествия можно предпринять руководителю по выявлению мотивов работников
  4. Какие Вы знаете методы мотивации?
  5. В чем суть неэкономических способов стимулирования?
Тема 18. Концепции мотивации
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите концепции мотивации
  2. Какие содержательные теории мотивации Вы знаете?
  3. Раскройте содержание теории ожиданий
  4. Раскройте основные положения теории справедливости
Тема 19. Планирование деятельности организации
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскройте содержание и необходимость планирования деятеьности организации
  2. В соответствии с какими принципами осуществляется процесс планирования развития деятелььности организации ?
  3. Какие признаки классификации планов Вы знаете?
  4. Раскройте содержание стратегического планирования
  5. Раскройте содержание текущего , оперативного, тактического планирования развития деятельности организации
Тема 20. Регулирование и контроль в управлении
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем сущность и смысл регулирования и контроля?
  2. Какие Вы знаете виды контроля?
  3. Назовите факторы ,вызывающие необходимость контроля
  4. Назовите основные этапы процесса контроля и раскройте их содержание
  5. Возможны ли негативные последствия контроля ?
Тема 21. Организационная культура
Вопросы для самоконтроля:
  1. Приведите определения понятия организационная культура
  2. Назовите основные элементы организационной культуры
  3. Приведите примеры организаций с сильной организационной культурой
  4. Какие факторы влияют на формирование организационной культуры
  5. Назовите модели развития организационной культуры
Тема 22. Имидж организации и менеджера
Вопросы для самоконтроля:
  1. Сформулируйте определения понятия имидж
  2. Назовите элементы имиджа организации
  3. Назовите элементы имиджа команды ,группы
  4. Какие факторы влияют на имидж?
Тема 23. Управление преобразованиями
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем суть стратегических изменений?
  2. Как Вы понимаете содержание преобразований ,изменений?
  3. Какие виды перемен Вы знаете?
  4. Почему работники создают препятствия осуществлению изменений?
  5. Обьясните причины изменений
Тема 24. Эффективность менеджмента
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте определения понятия эффективность менеджмента
  2. Раскройте содержание внутренней эффективности управления
  3. Раскройте содержание внешней эффективности управления
  4. Назовите критерии и показатели эффективности менеджмента
  5. Какие методы определения эффективности менеджмента вы знаете?