МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Логика


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Логика ".

Составители УМК:

___________________________  /   Хазбулатов Т.М/

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью изучения данного курса является: усвоение студентами основных принципов правильного мышления, умение распознавать типичные логические ошибки в рассуждении, усвоение навыков применения теоретической логики как науки в деловом общении и профессиональной деятельности.

изучение теоретических постулатов классической логики, приобретение навыков выполнения практических упражнений и задач соответствующей тематики;

знакомство с историей логики как науки в общих чертах, усвоение отличий классической логики от неклассической, основных тенденций в развитии современной логики;

усвоение функций логики как науки в современном мире, практических возможностей применения логических знаний для юристов, экономистов, инженеров.

1.2. Задачи дисциплины

Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности: правильно мышлить

продумывать ситуации могущие возникать в их профессиональной деятельности делая их структуру для себя прозначной и осмысленной

применять аналитические способности в сферах, выходящих за пределы их специальности.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Основные теоретические положения логики как науки в пределах данной рабочей программы, уметь выполнять соответствующие практические задания.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

использовать основные принципы правильного мышления в учебной и профессиональной деятельности, деловом общении распознавать типичные логические ошибки.

Vulkan автоматы аппараты

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Обществознание на базе средней школы.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

7
Общая трудоемкость дисциплины 100 100
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 66 66
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Логика как наука. Логика и язык.
Объект и предмет изучения логики: логика как наука о законах и формах правильного мышления. Логика и язык. Язык как знаковая система. Основные функции языка с точки зрения логики. Естественные и искусственные языки. Логические категории языка. Категории истинности и правильности как различные категории в логике. Понятие логической формы и формальной логики. Содержание и форма мышления. Основные логические формы теоретического исследования: понятие, суждение, умозаключение. Логико-методологические формы научного познания: доказательство и опровержение, проблема, гипотеза, теория. Основные этапы истории логики как науки. Понятие классической и неклассической логики. Основные черты традиционной логики. Понятия символической (математической), формальной и диалектической логики. Основные тенденции в развитии современной логики.

Тема 2. Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике.
Понятие как форма отражения действительности. Основные логические приемы образования понятий в мышлении. Понятие и предмет. Категория имени в логике: понятие как общее имя с относительно ясными содержанием и объемом. Содержание и объем имени. Операции ограничения и обобщения. Закон обратной пропорциональности между содержанием и объемом. Виды имен по содержанию и объему. Отношения между именами. Сравнимость(равнозначность, пересечение, подчинение, исключение) и несравнимость. Неточные имена, парадоксы неточных имен. Неясные понятия, многозначность естественного языка. Искусство определения. Важность логически правильных определений в мышлении, функции определений. Сущность и структура определения. Виды определений: явные и неявные. Реальные и номинальные определения. Определение через род и видовое отличие и его разновидности (генетическое, сущностное, функциональное, структурное). Правила определения и возможные ошибки. Деление понятий как логическая операция. Виды деления и сходные с ним процедуры. Классификация как особый вид деления. Ловушки классификации. Специфика типологии. Основные правила деления.

Тема 3. Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике.
Понятие высказывания. Виды высказываний (описательные и оценочные). Неопределенные высказывания. Бессмысленные высказывания. Единство и различие категорий высказывание, суждение, предложение. Общая характеристика суждения как формы мышления. Истинностное значение как главная логическая характеристика суждения. Структура суждений. Простые и сложные суждения. Простые суждения: структура, особенности логического исследования. Виды простых суждений по типу предиката: атрибутивные, реляционные, экзистенциальные. Классификация простых суждений по качеству: утвердительные и отрицательные. Классификация простых суждений по количественным характеристикам субъекта: общие, частные, единичные. Объединенная классификация простых категорических суждений по качеству и количеству и ее практическое применение в формальной логике. Распределенность терминов в простом суждении. Отношения между простыми суждениями. Логическая операция отрицания простых суждений. Особенности логической формы сложных высказываний. Виды сложных высказываний: конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные, эквивалентные. Слабая и сильная дизъюнкция. Условия истинности сложных высказываний (табличный метод). Отношения между сложными суждениями: сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые. Логическая операция отрицания сложных суждений. Модальные высказывания как форма мышления. Особенности истинности модальных высказываний. Основные группы модальных понятий(логические, физические, теоретико-познавательные, нормативные, оценочные) и их особенности.

Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике.
Умозаключение как форма мышления: функции, структура. Понятие логического следования. Общие условия правильности умозаключений. Типология умозаключений. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Типы дедуктивных выводов: непосредственные и опосредованные, зависящие от субъектно-предикатной структуры суждений и основанные на логической связи между суждениями. Простой категорический силлогизм как форма мышления: аксиома, общие правила, фигуры и модусы. Сложные, сокращенные и сложно-сокращенные силлогизмы. Дедуктивные умозаключения из сложных высказываний: чисто условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные. Логическая природа индукции. Различия в традиционной и современной трактовках индукции. Разновидности индукции. Неполная (популярная) и полная индукция. Понятие математической индукции. Селекционная индукция. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений и др. Возможные логические ошибки и условия повышения вероятности вывода. Особенности умозаключений по аналогии. Условия состоятельности выводов по аналогии. Аналогия предметов и аналогия отношений. Строгая и нестрогая аналогия.

Тема 5. Логика вопросов и ответов.
Роль вопросно-ответного мышления в практике человеческого общения. Вопрос как форма мышления. Вопрос и суждение. Вопрос и предложение. Виды вопросов: определенные и неопределенные, открытые и закрытые, логически корректные и некорректные, простые и сложные, уточняющие и восполняющие и др. Различия в этической и логической некорректности вопросов. Проблема как особый вид вопроса. Ответ как форма мышления. Виды ответов. Правильная и ошибочная постановка вопросов и формулировка ответов. Метод упрощения вопроса. Понятие о правильном ответе. Логические принципы правильного построения ответа.

Тема 6. Логические основы аргументации.
Понятие, состав, структура и субъекты аргументации. Аргументация и доказательство. Способы аргументации. Прямое и косвенное обоснование тезиса. Дедуктивное, индуктивное и традуктивное обоснование. Апогогическое и разделительное обоснование. Критика как компонент аргументации. Форма выражения критики: явная и неявная. Конструктивная, деструктивная, смешанная критика. Правила и ошибки в аргументации. Паралогизмы и софизмы. Правила и ошибки по отношению к тезису: определенность и неизменность тезиса. Правила и ошибки по отношению к аргументам: достоверность, автономное от тезиса обоснование, непротиворечивость, достаточность. Правила и ошибки демонстрации. Понятие мнимого следования. Возможные логические уловки (аргумент к силе, аргумент к невежеству, аргумент к выгоде, аргумент к здравому смыслу, аргумент к авторитету и др.). Поля аргументации: понятие и состав. Основные принципы согласования полей аргументации: несовместимость тезиса и антитезиса, согласование способов аргументации, согласование фундаментальных позиций. Полемика как тип общения. Виды полемических процессов. Логические и логико-психологические приемы и средства ведения полемики.

Тема 7. Неклассическая логика.
Основные этапы истории неклассической логики. Основные идеи интуиционизма. Понятие многозначной логики. Важнейшие особенности модальной логики. Логика и этика: возможность рационального обоснования нравственных норм. Логика и право. Теория логического следования, логика квантовой механики, паранепротиворечивая логика, логика причинности, логика изменения как разделы неклассической логики. Проблема единства логики как науки.

Тема 8. Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики.
Понятие логического закона. Основные и неосновные законы логики. Основные законы формальной логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: принцип объективности рассмотрения, принцип всесторонности, принцип историцизма. Законы неклассической логики.

Тема 9. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.
Понятие проблемы: сущность и виды. Понятие гипотезы. Виды гипотез: описательные и объяснительные, общие и частные. Конкурирующие гипотезы. Условия отбора гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения и доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез. Опровержение гипотез. Теория как система научных знаний. Описательные и логически систематизированные теории. Эмпирические теории. Роль логики как науки в развитии, обосновании и систематизации научных знаний.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 7
Тема 1. Логика как наука. Логика и язык. 10 6
2
2

Тема 2. Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике. 12 8
2
2

Тема 3. Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике. 12 8
2
2

Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике. 13 8
3
2

Тема 5. Логика вопросов и ответов. 11 8
1
2

Тема 6. Логические основы аргументации. 11 8
1
2

Тема 7. Неклассическая логика. 12 8
2
2

Тема 8. Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики. 9 6
2
1

Тема 9. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания. 10 6
2
2

Итого 100 66 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 7
Тема 1. Логика как наука. Логика и язык.
2
Тема 2. Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике.
2
Тема 3. Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике.
2
Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике.
3
Тема 5. Логика вопросов и ответов.
1
Тема 6. Логические основы аргументации.
1
Тема 7. Неклассическая логика.
2
Тема 8. Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики.
2
Тема 9. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.
2
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 7
Тема 1. Объект и предмет изучения логики. Логика и язык. Язык как знаковая система. Основные функции языка с точки зрения логики. Логические категории языка. Категории истинности и правильности как различные категории в логике. Понятие логической формы и формальной логики. Содержание и форма мышления. Основные этапы истории логики как науки. Понятие классической и неклассической логики. Основные черты традиционной логики. Понятия символической (математической), формальной и диалектической логики. Основные тенденции в развитии современной логики.
2
Тема 2. Понятие как форма отражения действительности. Основные логические приемы образования понятий в мышлении. Понятие и предмет. Категория имени в логике: понятие как общее имя с относительно ясными содержанием и объемом. Содержание и объем имени. Операции ограничения и обобщения. Закон обратной пропорциональности между содержанием и объемом. Виды имен по содержанию и объему. Отношения между именами. Сравнимость(равнозначность, пересечение, подчинение, исключение) и несравнимость. Неточные имена, парадоксы неточных имен. Неясные понятия, многозначность естественного языка. Искусство определения. Важность логически правильных определений в мышлении, функции определений. Сущность и структура определения. Виды определений: явные и неявные. Реальные и номинальные определения. Определение через род и видовое отличие и его разновидности (генетическое, сущностное, функциональное, структурное). Правила определения и возможные ошибки. Деление понятий как логическая операция. Виды деления и сходные с ним процедуры. Классификация как особый вид деления. Ловушки классификации. Специфика типологии. Основные правила деления.
2
Тема 3. Понятие высказывания. Виды высказываний (описательные и оценочные). Неопределенные высказывания. Бессмысленные высказывания. Единство и различие категорий высказывание, суждение, предложение. Общая характеристика суждения как формы мышления. Истинностное значение как главная логическая характеристика суждения. Структура суждений. Простые и сложные суждения. Простые суждения: структура, особенности логического исследования. Виды простых суждений по типу предиката: атрибутивные, реляционные, экзистенциальные. Классификация простых суждений по качеству: утвердительные и отрицательные. Классификация простых суждений по количественным характеристикам субъекта: общие, частные, единичные. Объединенная классификация простых категорических суждений по качеству и количеству и ее практическое применение в формальной логике. Распределенность терминов в простом суждении. Отношения между простыми суждениями. Логическая операция отрицания простых суждений. Особенности логической формы сложных высказываний. Виды сложных высказываний: конъюнктивные, дизъюнктивные, импликативные, эквивалентные. Слабая и сильная дизъюнкция. Условия истинности сложных высказываний (табличный метод). Отношения между сложными суждениями: сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые. Логическая операция отрицания сложных суждений. Модальные высказывания как форма мышления. Особенности истинности модальных высказываний. Основные группы модальных понятий(логические, физические, теоретико-познавательные, нормативные, оценочные) и их особенности.
2
Тема 4. Умозаключение как форма мышления: функции, структура. Понятие логического следования. Общие условия правильности умозаключений. Типология умозаключений. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Типы дедуктивных выводов: непосредственные и опосредованные, зависящие от субъектно-предикатной структуры суждений и основанные на логической связи между суждениями. Простой категорический силлогизм как форма мышления: аксиома, общие правила, фигуры и модусы. Сложные, сокращенные и сложно-сокращенные силлогизмы. Дедуктивные умозаключения из сложных высказываний: чисто условные, условно-категорические, разделительно-категорические, условно-разделительные. Логическая природа индукции. Различия в традиционной и современной трактовках индукции. Разновидности индукции. Неполная (популярная) и полная индукция. Понятие математической индукции. Селекционная индукция. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений и др. Возможные логические ошибки и условия повышения вероятности вывода. Особенности умозаключений по аналогии. Условия состоятельности выводов по аналогии. Аналогия предметов и аналогия отношений. Строгая и нестрогая аналогия.
2
Тема 5. Роль вопросно-ответного мышления в практике человеческого общения. Вопрос как форма мышления. Вопрос и суждение. Вопрос и предложение. Виды вопросов: определенные и неопределенные, открытые и закрытые, логически корректные и некорректные, простые и сложные, уточняющие и восполняющие и др. Различия в этической и логической некорректности вопросов. Проблема как особый вид вопроса. Ответ как форма мышления. Виды ответов. Правильная и ошибочная постановка вопросов и формулировка ответов. Метод упрощения вопроса. Понятие о правильном ответе. Логические принципы правильного построения ответа.
2
Тема 6. Понятие, состав, структура и субъекты аргументации. Аргументация и доказательство. Способы аргументации. Прямое и косвенное обоснование тезиса. Дедуктивное, индуктивное и традуктивное обоснование. Апогогическое и разделительное обоснование. Критика как компонент аргументации. Форма выражения критики: явная и неявная. Конструктивная, деструктивная, смешанная критика. Правила и ошибки в аргументации. Паралогизмы и софизмы. Правила и ошибки по отношению к тезису: определенность и неизменность тезиса. Правила и ошибки по отношению к аргументам: достоверность, автономное от тезиса обоснование, непротиворечивость, достаточность. Правила и ошибки демонстрации. Понятие мнимого следования. Возможные логические уловки (аргумент к силе, аргумент к невежеству, аргумент к выгоде, аргумент к здравому смыслу, аргумент к авторитету и др.). Поля аргументации: понятие и состав. Основные принципы согласования полей аргументации: несовместимость тезиса и антитезиса, согласование способов аргументации, согласование фундаментальных позиций. Полемика как тип общения. Виды полемических процессов. Логические и логико-психологические приемы и средства ведения полемики.
2
Тема 7. Основные этапы истории неклассической логики. Основные идеи интуиционизма. Понятие многозначной логики. Важнейшие особенности модальной логики. Логика и этика: возможность рационального обоснования нравственных норм. Логика и право. Теория логического следования, логика квантовой механики, паранепротиворечивая логика, логика причинности, логика изменения как разделы неклассической логики. Проблема единства логики как науки.
2
Тема 8. Понятие логического закона. Основные и неосновные законы логики. Основные законы формальной логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Основные методологические принципы диалектической логики: принцип объективности рассмотрения, принцип всесторонности, принцип историцизма. Законы неклассической логики.
1
Тема 9. Понятие проблемы: сущность и виды. Понятие гипотезы. Виды гипотез: описательные и объяснительные, общие и частные. Конкурирующие гипотезы. Условия отбора гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения и доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез. Опровержение гипотез. Теория как система научных знаний. Описательные и логически систематизированные теории. Эмпирические теории. Роль логики как науки в развитии, обосновании и систематизации научных знаний.
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 7
1, 2 Тема 1 Домашнее задание Логика как наука. Логика и язык.
8
3, 4 Тема 2 Домашнее задание Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике.
8
5, 6 Тема 3 Домашнее задание Cуждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике.
8
7, 8 Тема 4 Домашнее задание Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике.
8
9, 10 Тема 5 Домашнее задание Логика вопросов и ответов.
8
11, 12 Тема 6 Домашнее задание Логические основы аргументации.
8
13, 14 Тема 7 Домашнее задание Неклассическая логика.
8
15, 16 Тема 8 Домашнее задание Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики.
6
17 Тема 9 Домашнее задание Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.
4
Итого 66

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 7
Тема 1 Логика как наука. Логика и язык.
4
Тема 2 Понятие как форма мышления. Категори имени в современной логике.
4
Тема 3 Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике.
4
Тема 4 Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике.
2
Тема 5 Логика вопросов и ответов.
2
Тема 6 Логические основы аргументации.
2
Тема 7 Неклассическая логика.
2
Тема 8 Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики.
2
Тема 9 Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 7
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПГ

ПГ1
















ПГ


ПГ














ПГ




ПГ












ПГ






ПГ










ПГ








ПГ








ПГ










ПГ






ПГ












ПГ




ПГ














ПГ


ПГ
















ПГ



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 7
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ
















ДЗ

ДЗ














ДЗ



ДЗ












ДЗ





ДЗ










ДЗ







ДЗ








ДЗ









ДЗ






ДЗ











ДЗ




ДЗ













ДЗ


ДЗ















ДЗ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

7 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Ивин А.А.   Логика :учеб. для вузов. -  М.:  Гардарика,  2001
2. Ивин А.А.   Логика :учеб. для вузов. -  М.:  Гранд,  2001
3. Ивин А.А.   Логика :учеб. для вузов. -  М.:  Гардарики,  2002
4. Кириллов В.И.   Логика :учеб. для вузов.  / Старченко А.А. -  М.:  Юристъ,  2001

6.2. Дополнительная литература

5. Лебедева О.П.   Логика: учеб.-метод. пособие. -  М.:  МГИУ,  2007
6. Гетманова А.Д.   Логика.Словарь и задачник.  М: ВЛАДОС,  1998
7. Ивин А.А.   Логика: Учебник для вузов.  М: ГАРДАРИКИ,  2002
8. Кириллов В.И .   Логика.  / Старченко А.А.  ЮРИСТЪ,  2001
9. Ивлев Ю.В.   Логика.  Проспект,  2007

6.3. Периодические издания

1. Российская газета. ()
2. Социально-гуманитарные знания. ()
3. Вопросы философии. ()
4. Философские науки. ()
5. Вестник МГУ. Философия. ()

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Оборудование и аппаратура

  1. Средством обеспечения дисциплины являются мульти-медиа слайды.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента  N1.
[1] c.10-24
[9] c.5-14
[6] c.8-47

Тема 1 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[5] c.4-28
[9] c.5-14
[6] c.8-47

Тема 2 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента.
[8] c.30-62
[6] c.86-122
[9] c.141-193

Тема 2 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[4] c.141-193
[3] c.30-62
[8] c.30-62
[6] c.86-122
[9] c.141-193

Тема 3 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента.
[9] c.38-61
[8] c.63-105
[6] c.124-146

Тема 3 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[9] c.38-61
[8] c.63-195
[6] c.124-146
[7] c.130-152

Тема 4 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента.
[9] c.71-140
[8] c.119-160
[6] c.213-288

Тема 4 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[9] c.38-61
[8] c.119-160
[6] c.213-288

Тема 5 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента.
[9] c.62-68
[8] c.108-116

Тема 5 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[9] c.62-68
[8] c.108-116

Тема 6 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента.
[9] c.194-243
[8] c.195-229

Тема 6 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[9] c.194-243
[8] c.195-229

Тема 7 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента.
[8] c.94-106
[6] c.188-210

Тема 7 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[8] c.94-106
[6] c.188-210

Тема 8 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента.
[8] c.12-18
[9] c.28-37
[6] c.156-180

Тема 8 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[8] c.12-18
[9] c.28-37
[6] c.156-180

Тема 9 Лекции
Чтение лекций.
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.180-190
[8] c.231-248
[9] c.244-260

Тема 9 Практическое занятие
Опрос. Проверка домашнего задания. Учебные задания и упражнения.

[8] c.231-248
[9] c.244-260

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 7
Тема 1 Домашнее задание
Логика как наука. Логика и язык.
Проверка и приём домашнего задания
[9] с.5-17
[5] с.4-28
Тема 2 Домашнее задание
Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике.
Проверка и приём домашнего задания
[9] с.17-26
Тема 3 Домашнее задание
Cуждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике.
Проверка и приём домашнего задания
[9] с.38-61
Тема 4 Домашнее задание
Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике.
Проверка и приём домашнего задания
[9] с.71-140
Тема 5 Домашнее задание
Логика вопросов и ответов.
Проверка и приём домашнего задания
[9] с.62-68
Тема 6 Домашнее задание
Логические основы аргументации.
Проверка и приём домашнего задания
[9] с.194-243
Тема 7 Домашнее задание
Неклассическая логика.
Проверка и приём домашнего задания
[7] с.123-149
Тема 8 Домашнее задание
Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики.
Проверка и приём домашнего задания
[9] с.28-37
Тема 9 Домашнее задание
Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.
Проверка и приём домашнего задания
[9] с.244-260

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Предмет логики. Логика и другие науки. 1. Предмет логики. Логика и другие науки.
  2. Понятие логической формы. Истинность и правильность как различные категории в логике.
  3. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятий.
  4. Виды понятий.
  5. Отношения между понятиями.
  6. Определение понятий как логическая операция: правила и возможные ошибки. Процедуры, сходные с определением: описание характеристика, сравнение и др.
  7. Деление понятий как логическая операция: правила и возможные ошибки. Классификация. Типология.
  8. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
  9. Простое суждение как форма мышления: логическая структура, виды простых суждений по типу предиката.
  10. Объединенная классификация простых категорических суждений по качеству и количеству и ее практическое применение в логике.
  11. Отношения между простыми категорическими суждениями. "Логический квадрат". Особенности непросредственных умозаключений по "логическому квадрату".
  12. Распределённость терминов в простых категорческих суждениях. Практическое применение этого свойства в логике.
  13. Логическая операция отрицания простых суждений
  14. Сложное суждение и его виды.
  15. Модальные суждения. Основные виды модальностей.
  16. Вопрос как форма мышления. Вопрос и суждение.
  17. Понятие логической некорректности вопроса и ее виды.- категорическое умозаключение как форма мышления.
  18. Ответ как форма мышления. Виды ответов.
  19. Умозаключение как форма мышления. Понятие логического следования. Виды умозаключений.
  20. Особенности дедуктивных умозаключений и их виды.
  21. преобразование простых категорических суждений: превращение, обращение, противопроставление предикату.
  22. Простой категорический силлогизм как форма мышления. Аксимома и общие провила простого категорического силлогизма.
  23. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.
  24. Сокращённый категорический силлогизм как форма мышления.
  25. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.
  26. Чисто условные умозаключения как форма мышления.
  27. Условно - категорические умозаключения, правильные и неправильные модусы.
  28. Чисто разделительное умозаключение как форма мышления.
  29. Разделительно - категорическое умозаключение как форма мышления.
  30. Условно - разделительное умозаключение как форма мышления.
  31. Индуктивные умозаключения как форма мышления: логическая природа индукции, виды индукции.
  32. Индуктивные методы установления причинных связей.
  33. Умозаключение по аналогии и его виды..
  34. Основные законы формальной логики.
  35. Логические основы теории аргументации.
  36. Гипотеза как форма мышления.
Тема 1. Логика как наука. Логика и язык.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое мышление и какова его роль в познании?
  2. Что изучает логика?
  3. Что такое логическая форма?
  4. В чём разница между значением и смыслом имени?
  5. Каковы основные принципы корректного языка науки?
Тема 2. Понятие как форма мышления. Категория имени в современной логике.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое понятие?
  2. Какие существуют виды понятий?
  3. Что происходит вследствие увеличения содержания понятия?
  4. Какие существуют ошибки в определении?
  5. Каков состав определения?
  6. Что представляет собой классификация?
  7. Какие существуют операции над понятиями?
Тема 3. Суждение как форма мышления. Категория высказывания в современной логике.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Как понимается суждение в логике?
  2. Как классифицируются простые суждения?
  3. Каковы виды отношений между суждениями по логическому квадрату?
  4. Каковы виды сложных суждений?
  5. В каких случаях истинны конъюнкция, дизъюнкция, импликация и отрицание?
  6. Чем отличаются друг от друга строгая и нестрогая дизъюнкция?
Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Категория рассуждения в современной логике.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что представляет собой умозаключение?
  2. Какова роль умозаключений в познании?
  3. Каковы основные виды умозаключений?
  4. Каковы состав, общие правила и правила фигур категорического силлогизма?
  5. Что собой представляют индуктивные умозаключения?
  6. Что такое умозаключение по аналогии?
  7. Каковы методы повышения правдоподобия вывода в случае неполной индукции?
Тема 5. Логика вопросов и ответов.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Каковы виды вопросов?
  2. Какие вопросы являются корректными?
  3. Каковы виды ответов?
  4. Какие требования могут предъявляться к вопросам и ответам?
Тема 6. Логические основы аргументации.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чём состоят различия между конструктивной и деструктивной критикой?
  2. В чём отличие прямого доказательства от косвенного?
  3. Какие существуют правила и типичные ошибки по отношению к тезису?
  4. Какие существуют правила и ошибки по отношению к аргументам?
  5. Какие существуют правила и распространённые ошибки по отношению к форме аргументации и критики?
  6. Какие уловки могут применяться в споре?
  7. Что такое поля аргументации, каков их состав?
Тема 7. Неклассическая логика.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чём заключаются различия между классической и неклассической логиками?
  2. Каковы важнейшие вехи формирования неклассической логики?
  3. Что такое модальность?Что такое модальность?
  4. Какие существуют виды модальностей?Какие существуют виды модальностей?
  5. Чем отличается от классической логики логика интуиционистская?
  6. Какие идеи лежат в основе многозначной логики?
Тема 8. Общие принципы правильного мышления. Основные законы логики.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что, с точки зрения Аристотеля, отражают фундаментальные законы формальной логики?
  2. В чём заключается закон противоречия? В чём заключается закон противоречия?
  3. В чём заключается закон исключённого третьего?В чём заключается закон исключённого третьего?
  4. В чём заключается закон тождества?В чём заключается закон тождества?
  5. В чём заключается закон достаточного основания?В чём заключается закон достаточного основания?
  6. Каковы важнейшие принципы диалектической логики?
Тема 9. Проблема, гипотеза, теория как формы развития знания.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое гипотеза и каковы её виды?
  2. Как формируется гипотеза?
  3. Каким требованиям должна удовлетворять гипотеза?
  4. Каким образом проверяется гипотеза?
  5. Что такое теория и какова её роль в познании вообще и науке в частности?
  6. Что представляют собой входящие в состав теорий гипотетические, идеализированные, абстрактные и идеальные объекты?