МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г
Выберите себе любую банную печь, доставим быстро!

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Квалиметрия


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Квалиметрия ".

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Получение специальных знаний и навыков в области новой отрасли науки, связанной с проблемами измерения и количественной оценки качества любого вида человеческой деятельности.

1.2. Задачи дисциплины

Формирование навыков в выборе методов и средств измерения и оценки качества любых видов деятельности, различающихся предметной областью.

Изучение методов экономической метрологии как теории измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов.

Обоснование номенклатуры показателей характеризующих качество продукции и услуг.

Оптимизация уровня качества объекта.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-основы, принципы, концепции квалиметрии как науки;
-особенности используемых методов, нормативы, принимаемые на промышленных предприятиях, основанные на квалиметрических методах;
-технологию разработки квалиметрических шкал.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- провести анализ технических требований и системный анализ функций проектируемого объекта;
-разработать процедуру экспертизы объекта, процесса, системы;
- применять методики укрупненного расчета трудоемкости, себестоимости, производительности на основе общего квалиметрического показателя.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Планирование на предприятии, Теория вероятностей, Статистика, Экономика, Экономика предприятия.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

7
Общая трудоемкость дисциплины 125 125
Аудиторная нагрузка 51 51
Лекции 34 34
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 74 74
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и содержание квалиметрии как науки.
Определение квалиметрии. Система понятий квалиметрии. Общая и социальная квалиметрии. Сущность экономической квалиметрии. Система частных суждений-определений.

Тема 2. Основы теории измерения и оценивания.
Понятие измерения качества (свойств). Мера качества и показатель качества. Отображение шкалирования и отображение мер свертывания. Классификация квалиметрических шкал. Оценивание качества как особый тип функции управления. Принцип оценивания. Эффективность как особый класс мер качества. Четырехкомпонентная модель-система оценки качества.

Тема 3. Методы квалиметрии.
Классификация методов. Особенность экспертной квалиметрии. Классы экспертиз. Основные факторы, определяющие организацию экспертных процедур. Индексная квалиметрия как метод оценки темпов движения показателей качества объектов и процессов. Экономическая теория индексов. Условия соизмерения и обратимости. Типовые задачи аналитического направления в индексной квалиметрии. Таксономическая квалиметрия; понятие квалитаксона и классифицирующей шкалы. Селектор близости качеств как инструмент класторного анализа. Вероятностно-статистическая квалиметрия, как основа моделей в методологии измерения и оценивания качества продукции и работ. Типы статистического моделирования и примеры их использования в практике оценки качества продукции машино- и приборостроения.

Тема 4. Принцип системности и морфологический анализ.
Системные исследования качества в проектировании: два подхода. Структура закона системного исследования. Системный анализ функций. Построение дерева функций. Системный анализ технических требований. Морфологический метод структурного анализа. Матрица совместимости.

Тема 5. Особенности использования оценок качества и выбор показателей.
Выбор номенклатурных показателей качества, их взаимодействие. Последовательность этапов выбора. Анализ и ранжирование вариантов выбора. Технико-экономическая оценка этих вариантов. Примеры расчетов технических систем.

Тема 6. Квалиметрические методы анализа развития.
Закономерности преемственности и обновления качества техники и технологий. Взаимосвязь основных системогенетических законов развития техники. Квалиметрия циклов. Понятие хроноспектра.

Тема 7. Проектная квалиметрия.
Сущность и организационно-методические принципы проектной квалиметрии. Построение таксономического куба. Методы оценки качества успешности проекта на основе квалиметрического подхода.

Тема 8. Прогнозно-аналитическая оценка уровня нововведений.
Измерение качества инноваций и проектирование инновационных объектов на базе инновационного шкалирования. Индексный метод оценки технического уровня объекта (техники, технологии). Графическая интерпретация прогнозно-аналитической оценки временных показателей технического уровня. Квалиметрический программный комплекс анализа технического уровня объектов.

Тема 9. Измерение и оценка результативности хозяйственных систем.
Причинно-следственные связи между измерителями результативности и производительности хозяйственных систем. Альтернативные стратегии в области измерения и оценки результативности информационных и управленческих систем.

Тема 10. Оценка научно-технического уровня интегрированных систем.
Глобальная система обеспечения качества: ее состав и структура. Измерители величины и оценка уровня ее потенциала. Измерители использования ресурсов. Оценка уровня производственного потенциала.

Тема 11. Квалиметрические экспертные системы.
Компьютеризация квалиметрического анализа. Автоматизированный прогнозный и расчетно-оценочный комплекс. Информационное обеспечение квалиметрии. Квалиметрические экспертные системы отечественные и зарубежные.

Тема 12. Квалиметрия, как составная часть экономической методологии.
Роль экономических измерений в управлении экономикой. Причины, обуславливающие развитие экономической квалиметрии. Расширение масштабов проведения экономических измерений, вызванное реформой в экономике, использованием разнообразных форм хозяйствования.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 7
Тема 1. Предмет и содержание квалиметрии как науки. 9 7
2


Тема 2. Основы теории измерения и оценивания. 12 7
4
1

Тема 3. Методы квалиметрии. 12 6
4
2

Тема 4. Принцип системности и морфологический анализ. 10 6
2
2

Тема 5. Особенности использования оценок качества и выбор показателей. 10 6
2
2

Тема 6. Квалиметрические методы анализа развития. 12 6
4
2

Тема 7. Проектная квалиметрия. 12 6
4
2

Тема 8. Прогнозно-аналитическая оценка уровня нововведений. 10 6
2
2

Тема 9. Измерение и оценка результативности хозяйственных систем. 10 6
2
2

Тема 10. Оценка научно-технического уровня интегрированных систем. 10 6
2
2

Тема 11. Квалиметрические экспертные системы. 10 6
4


Тема 12. Квалиметрия, как составная часть экономической методологии. 8 6
2


Итого 125 74 34 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 7
Тема 1. Предмет и содержание квалиметрии как науки.
2
Тема 2. Основы теории измерения и оценивания.
4
Тема 3. Методы квалиметрии.
4
Тема 4. Принцип системности и морфологический анализ.
2
Тема 5. Особенности использования оценок качества и выбор показателей.
2
Тема 6. Квалиметрические методы анализа развития.
4
Тема 7. Проектная квалиметрия.
4
Тема 8. Прогнозно-аналитическая оценка уровня нововведений.
2
Тема 9. Измерение и оценка результативности хозяйственных систем.
2
Тема 10. Оценка научно-технического уровня интегрированных систем.
2
Тема 11. Квалиметрические экспертные системы.
4
Тема 12. Квалиметрия, как составная часть экономической методологии.
2
Итого 34

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 7
Тема 2. Характеристика квалиметрических шкал.
1
Тема 3. Оценка качества продукции в экспертной квалиметрии.
2
Тема 4. Системный анализ технических требований.
2
Тема 5. Синтез морфологической структуры.
2
Тема 6. Квалиметрия циклов.
2
Тема 7. Построение таксономического куба.
2
Тема 8. Выбор структуры объекта.
2
Тема 9. Разработка оценки результативности управленческих систем.
2
Тема 10. Выбор эффективного варианта структуры объекта.
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 7
1 Тема 1 Самостоятельное изучение Система понятий квалиметрии.
7
2, 3 Тема 2 Самостоятельное изучение Теория оценивания качества.
7
4 Тема 3 Самостоятельное изучение Индексная квалиметрия.
6
5, 6 Тема 4 Самостоятельное изучение Системный анализ функций.
6
7, 8 Тема 5 Самостоятельное изучение Методы определения номенклатуры показателей качества.
6
9 Тема 8 Самостоятельное изучение Измерение качества инноваций на базе инновационного шкалирования.
6
10, 11 Тема 6 Самостоятельное изучение Общие принципы оценки технического уровня изделий.
6
11, 12 Тема 9 Самостоятельное изучение Альтернативные стратегии в области измерения и оценки результативности информационных и управленческих систем.
6
12-14 Тема 10 Самостоятельное изучение Система обеспечения качества: ее состав и структура.
6
13, 14 Тема 7 Самостоятельное изучение Организационно-методические принципы проектной квалиметрии.
6
15 Тема 11 Самостоятельное изучение Зарубежные квалиметрические экспертные системы.
6
16 Тема 12 Самостоятельное изучение Концептуальная схема экономической метрологии.
6
Итого 74

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 7
Тема 1 Устный опрос.
1
Тема 2 Устный опрос.
1
Тема 3 Устный опрос.
1
Тема 4 Устный опрос.
1
Тема 5 Проверка уровня готовности студента.
1
Тема 7 Устный опрос.
1
Тема 6 Устный опрос.
1
Тема 8 Устный опрос.
1
Тема 9 Проверка уровня готовности студента.
1
Тема 10 Устный опрос.
1
Тема 11 Устный опрос.
1
Тема 12 Устный опрос.
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 7
Текущий контроль знаний в 7 семестре
Темы 2,3 Устный опрос.
1
Темы 4,5 Проверка уровня готовности студентов.
1
Темы 6,7 Устный опрос.
1
Темы 8,9 Устный опрос.
1
Тема 10 Проверка уровня готовности студентов.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 7
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос

















Опрос


Опрос















Опрос



Опрос














Опрос




Опрос












Опрос




Опрос













ПГ





ПГ












Контр





Контр












Опрос






Опрос











Опрос






Опрос











Опрос







Опрос










Опрос







Опрос










Опрос









Опрос








Контр









Контр








Опрос










Опрос







ПГ











ПГ






Опрос











Опрос






Опрос















Опрос




Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 7
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ

















СИ

СИ















СИ


СИ














СИ



СИ












СИ





СИ










СИ








СИ







СИ











СИ




СИ







СИ









СИ









СИ






СИ










СИ




СИ













СИ



СИ














СИ




Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

7 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Фомин В.Н.   Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация :учеб. пособие. -  М.:  Ось-89,  2002

6.2. Дополнительная литература

2. Фомин В.Н.   Квалиметрия.Управление качеством.Сертификация: курс лекций. -  М.:  Экмос,  2000
3. Калейчик М.М.   Квалиметрия: учеб. пособие. -  М.:  МГИУ,  2006
4. Федюкин В.К.   Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник для вузов.  / Дурнев В.Д., Лебедев В.Г.  М.:Филин,Рилант,  2001

6.3. Периодические издания

1. Журнал Стандарты и качество. ()
2. Маркетинг в России и за рубежом. ()

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Не используются.

Демонстрационные материалы

  1. Не используются.

Оборудование и аппаратура

  1. Не используются.

Инструменты

  1. Не используются.

Макеты

  1. Не используются.

Лабораторные материалы

  1. Не используются.

Другое

  1. Видеопроектор.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ.
Устный опрос.
[2] c.6-10
[1] c.3-30
[3] c.5-22
[4] c.6-51

Тема 2 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[1] c.30-49
[3] c.24-35

Тема 2 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
СЕМИНАР.
Устный опрос.
[3] c.156-159
[4] c.19-39

Тема 3 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[1] c.80-103
[3] c.35-44
[4] c.68-112

Тема 3 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
СЕМИНАР.
Устный опрос.
[3] c.160-165

Тема 4 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[1] c.103-123
[3] c.47-64
[4] c.118-149

Тема 4 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
СЕМИНАР.
Проверка уровня готовности студента.
[3] c.166-172

Тема 5 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
МОДУЛЬНЫЙ.
Контрольная работа.
[2] c.38-54
[1] c.123-127
[3] c.69-77
[4] c.267-279

Тема 5 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
МОДУЛЬ.
Проверка уровня готовности студента.
[3] c.173-176

Тема 6 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[2] c.54-82
[3] c.100-104

Тема 6 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
СЕМИНАР.
Устный опрос.
[3] c.104-106

Тема 7 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[3] c.106-113

Тема 7 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
СЕМИНАР.
Устный опрос.
[3] c.106-113

Тема 8 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[3] c.117-122

Тема 8 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
СЕМИНАР.
Устный опрос.
[3] c.177-185

Тема 9 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
МОДУЛЬНЫЙ.
Контрольная работа.
[3] c.127-130

Тема 9 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
МОДУЛЬ.
Устный опрос.
[3] c.127-130

Тема 10 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[2] c.103-111
[3] c.90-93
[4] c.278-280

Тема 10 Практическое занятие ВИДЕОПРОЕКТОР.
СЕМИНАР.
Проверка уровня готовности студента.
[3] c.186-194

Тема 11 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[3] c.135-140

Тема 12 Лекции ВИДЕОПРОЕКТОР.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ.
Устный опрос.
[3] c.144-151
[4] c.259-264

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 7
Тема 1 Самостоятельное изучение
Система понятий квалиметрии.
Устный опрос
[1] с.5-11
Тема 2 Самостоятельное изучение
Теория оценивания качества.
Устный опрос
[1] с.24-32
Тема 3 Самостоятельное изучение
Индексная квалиметрия.
Устный опрос
[3] с.38-47
Тема 4 Самостоятельное изучение
Системный анализ функций.
Устный опрос
[3] с.47-64
Тема 5 Самостоятельное изучение
Методы определения номенклатуры показателей качества.
Устный опрос
[2] с.16-28
Тема 8 Самостоятельное изучение
Измерение качества инноваций на базе инновационного шкалирования.
Устный опрос
[1] с.117-122
Тема 6 Самостоятельное изучение
Общие принципы оценки технического уровня изделий.
Устный опрос
[3] с.117-122
Тема 9 Самостоятельное изучение
Альтернативные стратегии в области измерения и оценки результативности информационных и управленческих систем.
Устный опрос
[1] с.100-117
Тема 10 Самостоятельное изучение
Система обеспечения качества: ее состав и структура.
Устный опрос
[2] с.136-144
Тема 7 Самостоятельное изучение
Организационно-методические принципы проектной квалиметрии.
Устный опрос
[4] с.106-117
Тема 11 Самостоятельное изучение
Зарубежные квалиметрические экспертные системы.
Устный опрос
[3] с.127-137
Тема 12 Самостоятельное изучение
Концептуальная схема экономической метрологии.
Устный опрос
[3] с.149-156

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Сущность квалиметрии. Выбор номенклатуры показателей качества для оценки технических условий изделий. Структура и содержание заключения о качестве технических изделий.
  2. Принципы оптимизации параметров качества. Экономические показатели надежности. Сущность проектной квалиметрии.
  3. Процедура оценки технических условий изделий. Перечень показателей технологичности. Понятие хроноспектра.
  4. Дифференциальный метод оценки качества изделий. Интегральные показатели и оценка уровня экономичности технических изделий. Анализ и ранжирование вариантов выбора показателей качества.
  5. Экономическая оценка качества. Методика оценки уровня качества на стадии разработки изделия. Технико-экономическая оценка выбора номенклатурных показателей качества.
  6. Матрица совместимости. Квалиметрические экспертные системы. Системный анализ технических требований.
  7. Построение дерева функций. Оценка уровня производственного потенциала. Морфологический метод структурного анализа.
  8. Типы статистического моделирования в практике оценки качества продукции машиностроения. Глобальная система обеспечения качества: ее состав и структура. Таксонометрическая квалиметрия.
  9. Методы оценки качества успешности проекта. Концептульная схема экономической метрологии. Квалитаксон и классифицирующая шкала в квалиметрии.
  10. Квалиметрический программный комплекс анализа технического уровня объекта. Масштабы проведения экономических измерений с использованием разнообразных форм хозяйствования. Особенности экспертной квалиметрии.
Темы рефератов
Тема 1. Предмет и содержание квалиметрии как науки.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем заключается сущность науки о качестве-квалитологии?
  2. Какова связь между квалитологией и квалиметрией?
  3. Чем определяются статусы квалиметрии как науки?
  4. Какова структура квалиметрии?
Тема 2. Основы теории измерения и оценивания.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что является основой теории измерений?
  2. Почему методологией квалиметрии является теория измерений?
  3. Что является синонимом меры качества?
  4. Почему оценивания качества является особым типом функции управления?
Тема 3. Методы квалиметрии.
Вопросы для самоконтроля:
  1. По каким критериям можно классифицировать методы квалиметрии?
  2. В чем состоит сущность экономической теории индексов?
  3. Каков экономический смысл понятий: квалиштука и квалитаксон?
Тема 4. Принцип системности и морфологический анализ.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Чем различаются подходы в системных исследованиях качества?
  2. Какие элементы входят в структуру закона системного исследования?
  3. Какова область применения матрицы совместимости?
  4. Правила построения дерева функций.
Тема 5. Особенности использования оценок качества и выбор показателей.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Каковы критерии выбора показателей качества?
  2. По каким критериям классифицируются номенклатурные показатели качества?
  3. Каков выбор показателей для технико-экономической оценки вариантов выбора на примере технических систем?
Тема 6. Квалиметрические методы анализа развития.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какова взаимосвязь между закономерностями обновления и преемственности качества техники?
  2. В чем заключается сущность понятия хроноспектра?
  3. Какие законы развития техники являются системогенетическими?
  4. Что подразумевается под квалиметрией цикла?
Тема 7. Проектная квалиметрия.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем сущность проектной квалиметрии?
  2. Как построить таксономический куб?
  3. Какие методы оценки качества успешности проекта используются при отборе проектных вариантов?
  4. Каков основной принцип работы с таксономическим кубом?
Тема 8. Прогнозно-аналитическая оценка уровня нововведений.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что может быть принято за базу для измерения качества инноваций?
  2. Что подразумевается под техническим уровнем объектов технологий?
  3. Что включает в себя квалиметрический программный комплекс для анализа технического уровня объектов?
  4. Для чего используется графическая интерпретация оценки технического уровня объектов?
Тема 9. Измерение и оценка результативности хозяйственных систем.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Каковы причинно-следственные связи между измерителями результативности и производительности хозяйственных систем?
  2. Какими показателями оценивается результативность производственных систем?
  3. Какими показателями оценивается производительность хозяйственных систем?
  4. Какие стратегии имеются в области измерения результативности управленческих систем?
Тема 10. Оценка научно-технического уровня интегрированных систем.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какова структура глобальной системы обеспечения качества?
  2. Как измерить величину потенциала глобальной системы обеспечения качества?
  3. Что подразумевается под уровнем производственного потенциала предприятия?
  4. Какими измерителями пользуются для оценки уровня использования производственного потенциала предприятия?
Тема 11. Квалиметрические экспертные системы.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Каковы принципы информационного обеспечения квалиметрического оценочного комплекса?
  2. Чем определяется эффективность компьютеризации квалиметрического анализа?
  3. Какова структура квалиметрической экспертной системы?
  4. Каковы отличительные особенности квалиметрических отечественных экспертных систем?
Тема 12. Квалиметрия, как составная часть экономической методологии.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какова роль экономических измерений в управлении экономикой?