МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Управление персоналом


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Управление персоналом ".

Составители УМК:

___________________________  /   М.М. Крекова/

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

1.Получение специальных знаний и навыков в области кадровой политики на предприятии (нормирование кадров и адекватное целям предприятия воздействие на рабочую силу)

2.Формирование навыков управления трудовыми ресурсами на предприятии

3.Изучение методов отбора и аттестации персонала

4.Ознакомление с передовым отечественным и зарубежным опытом развития персонала

1.2. Задачи дисциплины

1.Уметь составлять рекомендации по оценке и аттестации персонала организации

2.Умение составлять и анализировать контракты между администрацией и персоналом организации

3.Овладение практическими навыками управления человеческими ресурсами на предприятии

4.Овладеть методами планирования потребности в трудовых ресурсах на предприятиях

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

1.Основы планирования трудовых ресурсов
2.Принципы управления персоналом
3.Концепции теории человеческих отношений и теории мотивации
4.Структуру коллективных трудовых отношений и контрактов между администрацией и трудящимися
5.Последние документы и нормативные акты в области трудового законодательства
6.Технологии составления методических рекомендаций по аттестации и оценки персонала

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

1.Провести анализ собственных трудовых ресурсов на предприятии
2.Разработать структуру управления трудовыми ресурсами предприятия
3.Владеть методами планирования и расстановки кадров на предприятии
4.Применять современные методики аттестации и оценки персонала предприятия
5.Оценивать экономическую эффективность работы с кадрами предприятия

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Необходимо предварительное изучение студентом следующих дисциплин: 1.Социология и психология труда 2.Менеджмент 3.Экономика и социология труда 4.Трудовое право

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

8
Общая трудоемкость дисциплины 68 68
Аудиторная нагрузка 30 30
Лекции 15 15
Практические занятия (семинары) 15 15
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 38 38
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Основные принципы управление персоналом
Тема 1.1. Введение в дисциплину "Управление персоналом".Предмет и задачи дисциплины "Управление персоналом". Персонал предприятия как объект изучения. Связь дисциплины Управ-ление персоналом с другими дисциплинами. Содержание дисципли-ны, ее основные разделы. Тема 1.2. Современные формы работы с кадрами. Выделение области "Управление персоналом" в самостоятельную дисциплину. Сущность новых форм работы с кадрами. Концеп-ции трудовых ресурсов

Тема 2. Формирование трудовых ресурсов
Тема 2.1. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Оценка наличных ресурсов и их прогнозирование. Программа удовлетворения будущих потребностей, ее сущность, характеристи-ка. Тема 2.2. Юридические аспекты трудового найма. Содержание коллективного договора. Контрактная форма найма. Должностная форма найма. Должностная инструкция. Ее содер-жание, порядок составления. Тема 2.3. Текучесть кадров,понятие

Тема 3. Отбор персонала
Тема 3.1. Организационный отбор персонала. Процедура отбора персонала. Методы отбора (собеседование, психологические тесты, метод разбора деловых бумаг и др.) Тема 3.2. Квалификационная аттестация. Квалификационная аттестация, ее понятие, содержание, процедура поведения. Центры и консультативные фирмы по отбору кадров

Тема 4. Трудовая адаптация персонала
Тема 4.1. Трудовая адаптация. Понятие трудовой адаптации, ее сущность и содержание. Факторы трудовой адаптации. Управление трудовой адаптацией

Тема 5. Системы и методы аттестации персонала
Тема 5.1. Процедура аттестации. Назначение аттестации персонала. Оценка (аттестация) работника по итогам работы. Содержание, методы и процедура оценки. Тема 5.2. Управление сокращением персонала. Центры оценки персонала и организация в них аттестации персонала. Функции, перечень услуг, методы работы

Тема 6. Обучение и развитие персонала
6.1.Организационная структура управления внутрифирменным обучением. Планирование подготовки и повышения квалификации персонала. Системы профессионального роста и мотивации к обучению на предприятиях различного типа. Формы и методы обучения рабочих кадров. Обучение инженерно-технического и научного персонала. Определение эффективности обучения. Тема 6.2. Планирование и развитие руководящего персонала. Цели и задачи планирования руководящих кадров. Методы планирования руководящих кадров. Резерв управленческого персонала. Понятие и состав. Система профессионального роста (перемещение работников и повышение в должности). Понятие, формирование, методы планирования профессионального роста. Прогнозирование потребности в управленческом персонале. Планирование индивидуальной карьеры (на примере ведущих ино-странных фирм). Тема 6.3. Работа консультационных фирм в области планирования и развитие персонала. Функции, перечень услуг, методы расчета

Тема 7. Стимулирование трудовой деятельности
Тема 7.1. Системы стимулирования трудовой деятельности. Сущность стимулирования труда и его функции. Виды стимулов трудовой деятельности. Требования к организации стимулирования труда. Опыт отечественных и зарубежных предприятий в области сти-мулирования трудовой деятельности

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 8
Тема 1. Основные принципы управление персоналом 8 4
2
2

Тема 2. Формирование трудовых ресурсов 11 5
3
3

Тема 3. Отбор персонала 9 5
2
2

Тема 4. Трудовая адаптация персонала 9 5
2
2

Тема 5. Системы и методы аттестации персонала 9 5
2
2

Тема 6. Обучение и развитие персонала 9 5
2
2

Тема 7. Стимулирование трудовой деятельности 13 9
2
2

Итого 68 38 15 15 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 8
Тема 1. Основные принципы управление персоналом
2
Тема 2. Формирование трудовых ресурсов
3
Тема 3. Отбор персонала
2
Тема 4. Трудовая адаптация персонала
2
Тема 5. Системы и методы аттестации персонала
2
Тема 6. Обучение и развитие персонала
2
Тема 7. Стимулирование трудовой деятельности
2
Итого 15

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 8
Тема 1. 1. Что такое управление персоналом? 2. Нужно ли предприятию заниматься управлением персонала? 3. Какое место занимает управление персонала в общей системе управления предприятием? 4. Назовите функции управления персоналом? 5. Вспомните основные этапы в развитии организации. Существует ли зависимость интенсивности работ по различным направлениям управления персоналом от этапа развития организации? 6. Кто на предприятии должен заниматься вопросами управления персоналом? Каково должно быть эффективное разделение ответственности по управлению персоналом? 7. Что такое кадровая политика? Для чего она разрабатывается на предприятии? Назовите основные разделы кадровой политики.
2
Тема 2. 1. Планирование потребности в трудовых ресурсах. 2. Оценка наличных ресурсов и их прогнозирование. 3. Программа удовлетворения будущих потребностей, ее сущность, характеристика. 4. Юридические аспекты трудового найма. 5. Содержание коллективного договора. 6. Контрактная форма найма. 7. Должностная форма найма. 8. Должностная инструкция. 9. Ее содержание, порядок составления. 10. Текучесть кадров. 11.Текучесть кадров, понятие.
3
Тема 3. 1. Этапы процесса отбора. 2. Методы первичного отбора. 3. Собеседование как один из этапов отбора: виды, стадии 4. Нормативно-правовая база найма работников - трудовой договор: виды, основные пункты. 5. Далее для закрепления соответствующей темы курса может использоваться Тест Оценка кандидата на рабочее место. Кроме всего прочего, этот тест побудит студента посмотреть на проблему оценки претендента под необычным углом зрения.
2
Тема 4. 1. Трудовая адаптация. 2. Понятие трудовой адаптации, ее сущность и содержание. 3. Факторы трудовой адаптации. 4. Управление трудовой адаптацией.
2
Тема 5. 1. Процедура аттестации. 2. Назначение аттестации персонала. 3. Оценка (аттестация) работни-ка по итогам. 4. Содержание, методы и процедура оценки. 5. Управление сокращением персонала. 6. Центры оценки персонала и организация в них аттестации персонала. 7. Функции, перечень услуг, методы работы.
2
Тема 6. 1. Что такое профессиональное развитие и профессиональное обучение? 2. Назовите примеры положительного влияния профессионального развития (обучения). 3. Профессиональное обучение как непрерывный процесс: назовите этапы профессионального обучения. 4. Как определить необходимость профессионального обучения? 5. Какие издержки учитываются при составлении бюджета обучения? 6. Цели обучения: их различие для различных категорий работников, приведите примеры. 7. Содержание программ обучения. 8. Назовите методы обучения на рабочем месте. 9. Какой из методов обучения на рабочем месте характеризуется высокими издержками? 10. Какой из методов обучения на рабочем месте требует особой подготовки и определенного склада характера обучающего? 11. Назовите методы обучения вне рабочего места. 12. Какой из методов обучения вне рабочего места характеризуется эффективностью с экономической точки зрения и ограниченностью из-за отсутствия обратной связи? 13. Какой из методов обучения вне рабочего места характеризуется индивидуальным характером обучения? 14. Какой из методов обучения вне рабочего места требует уровня профессионализма и теоретических знаний? 15. Каким образом можно оценить эффективность обучения?
2
Тема 7. 1. Потребности, интересы, мотивы, стимулы: взаимосвязь, виды. 2. Концепция стимулирования: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, гашение, наказание. 3. Теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, концепция ERG К. Альдерфера, теория двухфакторной модели Ф. Герцберга, теория ожидания В. Врума, теория справедливости Дж. Адамса. 4. Материальное поощрение: премии, неэкономические способы мотивации. 5. Заработная плата: системы оплаты труда, формы оплаты труда, дополнительная заработная плата.
2
Итого 15

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 8
1, 2 Тема 1 Самостоятельное изучение  N1 Проработка вопросов по теме: "Основные принципы управления персоналом"
5
3, 4 Тема 2 Домашнее задание  N1 Разработка примерного плана потребности в трудовых ресурсах на предприятии
4
5, 6 Тема 3 Домашнее задание  N2 Разработка методов первичного отбора персонала предприятия
4
7, 8 Тема 4 Самостоятельное изучение  N2 Детальное ознакомление с факторами трудовой адаптации и технологиями управления трудовой адаптацией
4
9, 10 Тема 5 Домашнее задание  N3 Составление схемы аттестации персонала на предприятии
4
11, 12 Тема 6 Самостоятельное изучение  N3 Проработка вопросов по теме: "Обучение и развитие персонала"
5
13-15 Тема 7 Реферат Прием и защита рефератов по теме : "Стимулирование трудовой деятельности"
12
Итого 38

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 8
Тема 1 1.Предмет и задачи дисциплины "Управление персоналом" 2.Персонал предприятия как объект изучения 3.Современные формы работы с кадрами 4.Связь дисциплины "Управление персоналом" с другими областями человеческого знания
1
Тема 5 1.Назначение аттестации персонала 2.Процедура аттестации 3.Центры оценки персонала, функции, перечень услуг,методы работы
1
Тема 7 1.Системы стимулирования трудовой деятельности 2.Виды стимулов трудовой деятельности 3.Требования к организации стимулирования труда
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 8
Текущий контроль знаний в 8 семестре
Тема 2 1.Планирование потребности в трудовых ресурсах 2.Оценка наличных ресурсов и их прогнозирования 3.Юридические аспекты трудового найма 4.Порядок составления должностной инструкции
1
Тема 4 1.Сущность и содержание трудовой адаптации 2.Факторы трудовой адаптации 3.Управление трудовой адаптацией
1
Тема 6 1.Различия между профессиональным развитием и профессиональным обучением 2.Технологии составления бюджета обучения 3.Этапы профессионального обучения
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 8
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Контр

Контр1















ПДЗ

ПДЗ1














Опрос



Опрос1












Контр




Контр2











ПДЗ





ПДЗ2










Контр






Контр3











Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 8
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
СИ

СИ1














ДЗ

ДЗ1












ДЗ



ДЗ2










СИ





СИ2








ДЗ







ДЗ3






СИ









СИ3




Реферат











Реферат



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

8 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Златин П.А.   Основы управления персоналом :учеб. пособие для вузов.  / Крекова М.М., Соколянский В.В.; под ред. П.А. Златина -  М.:  ИНФРА-М,  2004
2. Бухалков М.И.   Управление персоналом :учеб. пособие для вузов. -  М.:  ИНФРА-М,  2007   Гриф УМО

6.2. Дополнительная литература

3. Кибанов А.Я.   Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие для вузов.  / Дуракова И.Б. -  М.:  ИНФРА-М,  2007   Гриф УМО

6.3. Периодические издания

1. Журнал Кадры предприятия. ()
2. Журнал Управление персоналом. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Управление компанией. (http://www.rcb.ru/Archive/)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Программа для проведения тестирования Hyper Test version 0.01 (31.10.2001)
  2. Информационная программа КАСАТКА

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N1.
[1] c.11-35
[3] c.9-33
[2] c.8-43

Тема 1 Практическое занятие
Беседа

[1] c.11-35
[3] c.9-33
[2] c.8-43

Тема 2 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.92-126
[3] c.46-67
[2] c.206-215

Тема 2 Практическое занятие
Проведение деловой игры
Проверка и приём домашнего задания  N1.
[1] c.92-126
[3] c.46-67
[2] c.206-215

Тема 3 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.126-173
[3] c.180-197
[2] c.215-221

Тема 3 Практическое занятие
Организация коллоквиума

[1] c.126-173
[3] c.180-197
[2] c.215-221

Тема 4 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.173-186
[2] c.228-244

Тема 4 Практическое занятие
Беседа
Устный опрос  N1.
[1] c.173-186
[2] c.228-244

Тема 5 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N2.
[1] c.255-277
[2] c.287-329

Тема 5 Практическое занятие
Проведение ролевой игры

[1] c.255-277
[2] c.287-329

Тема 6 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.223-255
[2] c.221-228

Тема 6 Практическое занятие
Организация имитационной игры
Проверка и приём домашнего задания  N2.
[1] c.223-255
[2] c.221-228

Тема 7 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N3.
[1] c.309-337
[3] c.337-365
[2] c.244-264

Тема 7 Практическое занятие
Организация коллоквиума

[1] c.309-337
[3] c.337-365
[2] c.244-264

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 8
Тема 1 Самостоятельное изучение  N1
Проработка вопросов по теме: "Основные принципы управления персоналом"
Устный опрос  N1
[1] с.11-35
[3] с.9-33
[2] с.8-43
Тема 2 Домашнее задание  N1
Разработка примерного плана потребности в трудовых ресурсах на предприятии
Проверка и приём домашнего задания  N1
[1] с.92-126
[3] с.46-67
[2] с.206-215
Тема 3 Домашнее задание  N2
Разработка методов первичного отбора персонала предприятия
Проверка и приём домашнего задания  N2
[1] с.126-173
[3] с.180-197
[2] с.215-221
Тема 4 Самостоятельное изучение  N2
Детальное ознакомление с факторами трудовой адаптации и технологиями управления трудовой адаптацией
Защита лабораторной работы  N2
[1] с.173-186
[2] с.228-244
Тема 5 Домашнее задание  N3
Составление схемы аттестации персонала на предприятии
Проверка и приём домашнего задания  N3
[1] с.255-277
[2] с.287-329
Тема 6 Самостоятельное изучение  N3
Проработка вопросов по теме: "Обучение и развитие персонала"
Устный опрос  N3
[1] с.223-255
[2] с.221-228
Тема 7 Реферат
Прием и защита рефератов по теме : "Стимулирование трудовой деятельности"
Представление и защита реферата
[1] с.309-337
[3] с.244-264
[2] с.337-365

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Темы курсовых работ (проектов)
  1. Современные концепции создания системы управления персоналом.
  2. Формирование структуры управления персоналом.
  3. Кадровая политика и кадровые стратегии в организации.
  4. Кадровые стратегии в деятельности организации.
  5. Персонал организации и технологии кадрового планирования.
  6. Технология набора кадров.
  7. Квалификация персонала и методы ее количественной оценки.
  8. Основные методы планирования персонала.
  9. Маркетинг персонала.
  10. Основные методы набора персонала.
  11. Основные этапы отбора персонала.
  12. Адаптация персонала.
  13. Совершенствование структуры трудовой адаптации.
  14. Регулирование трудовой адаптации персонала.
  15. Методы оценки персонала организации.
  16. Исследование методов и критериев оценки результативности труда.
  17. Оценка профессионального поведения и личностных характеристик работника.
  18. Обучение и развитие персонала.
  19. Распределение ресурсов и управление процессом обучения.
  20. Исследование методов оценки эффективности обучения персонала.
  21. Аттестация персонала организации.
  22. Исследование объектов аттестационной оценки.
  23. Управление деловой карьерой.
  24. Совершенствование системы планирования кадрового резерва.
  25. Основные методы управления служебно-профессиональным продвижением персонала.
  26. Управление трудовой мотивацией.
  27. Исследование мотивационных стратегий и методов.
  28. Проблемы основных теорий мотивации.
  29. Способы вознаграждения персонала и регулирования заработной платы.
  30. Исследование форм и систем оплаты труда.
  31. Разработка элементов психологии заработной платы.
  32. Исследование зарубежных систем заработной платы.
  33. Высвобождение персонала и расторжение трудового договора.
  34. Методы управления текучестью кадров.
  35. Разработка системы мероприятий по высвобождению персонала.
  36. Стратегии сокращения персонала на Российских предприятиях.
  37. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом.