МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Курсовая научно-исследовательская работа студента


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Курсовая научно-исследовательская работа студента ".

Составители УМК:

___________________________  /   Хончев М.А./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

рассмотреть процесс научного исследования.его структуру и важнейшие методы.

1.2. Задачи дисциплины

проанализировать ноые методы социально-гомунитарного исследования.операющиеся на идеи и принципы системного подхода,синергетики и герменевтики.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

о роли гипотезы в научном исследовании
особенности гипотетико-дедуктивного метода
методы анализа и построения научных тиорий
системный метод исследования

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

уметь применять изученные методы в индивидуальных научных иследованиях

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Философфия,естествознание,социология.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

8
Общая трудоемкость дисциплины 97 97
Аудиторная нагрузка 45 45
Лекции 0 0
Практические занятия (семинары) 45 45
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 52 52
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Научное познание как предмет методологического анализа.

Тема 2. Научная проблема.

Тема 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании.

Тема 4. Методы анализа и построения научных теорий.

Тема 5. Системный метод исследования.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 8
Тема 1. Научное познание как предмет методологического анализа. 19 10

9

Тема 2. Научная проблема. 17 9

8

Тема 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании. 20 11

9

Тема 4. Методы анализа и построения научных теорий. 22 12

10

Тема 5. Системный метод исследования. 19 10

9

Итого 97 52 0 45 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Не предусмотрено программой

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 8
Тема 1. Выполнение курсового проектирования
9
Тема 2. Выполнение курсового проектирования
8
Тема 3. Выполнение курсового проектирования
9
Тема 4. Выполнение курсового проектирования
10
Тема 5. Выполнение курсового проектирования
9
Итого 45

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 8
1, 2, 4 Тема 4 Самостоятельное изучение  N4 Методы анализа и построения научных теорий.
11
1-4 Тема 1 Домашнее задание  N1 Научное познание как предмет методологического анализа
11
5-8 Тема 2 Домашнее задание  N2 Научная проблема.
11
9, 10, 12, 13 Тема 5 Самостоятельное изучение  N5 Системный метод исследования.
10
9-11 Тема 3 Домашнее задание  N3 Гипотезы и их роль в научном исследовании.
9
Итого 52

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 8
Текущий контроль знаний в 8 семестре
Тема 1 Проверка курсовых работ
3
Тема 2 Проверка курсовых работ
2
Тема 3 Проверка курсовых работ
3
Тема 4 Проверка курсовых работ
3
Тема 5 Проверка курсовых работ
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 8
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
КТ

КТ














КТ



КТ












КТ






КТ









КТ










КТ





КТ













КТ




Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 8
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ДЗ

ДЗ1












ДЗ



ДЗ2








ДЗ







ДЗ3





СИ

СИ4


СИ4












СИ







СИ5


СИ5





Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

8 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Рузавин Г.И.   Методология научного познания :учеб. пособие для вузов. -  M.:  ЮНИТИ-ДАНА,  2009   Гриф УМЦ

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Не используются.

Демонстрационные материалы

  1. Не используются.

Оборудование и аппаратура

  1. Не используются.

Инструменты

  1. Не используются.

Макеты

  1. Не используются.

Лабораторные материалы

  1. Не используются.

Другое

  1. Не используются.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Компьютерное тестирование.
[1] c.10-23

Тема 2 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Компьютерное тестирование.
[1] c.13-21

Тема 3 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Компьютерное тестирование.
[1] c.20-34

Тема 4 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Компьютерное тестирование.
[1] c.40-56

Тема 5 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Компьютерное тестирование.
[1] c.73-80

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 8
Тема 4 Самостоятельное изучение  N4
Методы анализа и построения научных теорий.
Устный опрос  N4
[1] с.142-179
Тема 1 Домашнее задание  N1
Научное познание как предмет методологического анализа
Устный опрос  N1
[1] с.3-38
Тема 2 Домашнее задание  N2
Научная проблема.
Устный опрос  N2
[1] с.39-63
Тема 5 Самостоятельное изучение  N5
Системный метод исследования.
Устный опрос  N5
[1] с.272-299
Тема 3 Домашнее задание  N3
Гипотезы и их роль в научном исследовании.
Устный опрос  N3
[1] с.64-98

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. обыденная и научное познание
  2. методы научного познания
  3. критерии и нормы научного познания
  4. модели анализа научного открытия и исследования
  5. общей закономерности развития науки
  6. методология научного поиска и обоснования его результатов
  7. проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании
  8. предпосылки возникновения и постановкипроблем
  9. разработкаи решение научных проблем
  10. гипотезы как формы научного познания
  11. логическая структура гипотезы
  12. вероятностный характер гипотезы
  13. требования предъявляемое к научным гипотезам
  14. эвристические принципы отбора гипотез
  15. общая характеристика и определение научной теории
  16. классфификация и структура научных теорий
  17. методолгические пирнципы построенрия теории
  18. интертериоретические отношения
  19. характерные особенности системного метода исследования
  20. строение и структура системы
  21. классификация системы
  22. самоорганизация и эволюция систем
  23. методы и перспективы системного исследования
  24. системный метод и современная научная мировозрение
Темы курсовых работ (проектов)
  1. Научное познание как предмет методологического анализа.
  2. Научная проблема.
  3. Гипотезы и их роль в научном исследовании.
  4. Методы анализа и построения научных теорий.
  5. Системный метод исследования.
Темы рефератов
Тема 1. Научное познание как предмет методологического анализа.
Вопросы для самоконтроля:
  1. что собой представляет научный метод
  2. чем отличается эврестическиеметоды от методов построения и обоснования научного знания
  3. укажите различие между научной теорией и другими формами знания
Темы рефератов и докладов:
  1. обыденная и научное познание
  2. методы научного познания
  3. общей закономерности развития науки
Тема 2. Научная проблема.
Вопросы для самоконтроля:
  1. чем отличается проблема отпроблемной ситуации
  2. какое отношение между проблемой и парадигмой
  3. чем отличается проблема от задачи
Темы рефератов и докладов:
  1. проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании
  2. разработкаи решение научных проблем
Тема 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании.
Вопросы для самоконтроля:
  1. раскройте логическую структуру гипотезы
  2. как определяется статистическая вероятность и где она применяется
  3. перечислите основные требования предъявляемые к нучным гипотезам
Темы рефератов и докладов:
  1. гипотезы как формы научного познания
  2. вероятностный характер гипотезы
  3. эвристические принципы отбора гипотез
Тема 4. Методы анализа и построения научных теорий.
Вопросы для самоконтроля:
  1. как связана теория и импирия охарактеризуйте строение и структуру теории
  2. какео значение имеют интуитивные и логические факторы в построении теории
Темы рефератов и докладов:
  1. классфификация и структура научных теорий
  2. интертериоретические отношения
Тема 5. Системный метод исследования.
Вопросы для самоконтроля:
  1. в чём состоит специфика системного исследования
  2. чем отличается система от агригата
  3. на чём основано применениематематики в системных иследованиях
  4. какое мировозренческое значение имеет системный подход
Темы рефератов и докладов:
  1. классификация системы
  2. методы и перспективы системного исследования
  3. системный метод и современная научная мировозрение