МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Менеджмент ".

Составители УМК:

___________________________  /   Брагин Н.И./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

-изучение отечественного и зарубежного опыта научного менеджмента;

-изучение методов проектирования, моделирования и оптимизации отдельных частей системы управления и построение комплексной системы управления;

-формирование навыков организационного анализа и синтеза системы управления;

-формирование практических навыков воздействия на социально-психологический климат, разрешение конфликтных ситуаций, разработки и принятия управленческих решений;

1.2. Задачи дисциплины

-изучить методологические основы менеджмента;

-освоить структуры, функции и методы отдельных видов деятельности;

-научить практическим приемам работы в системе менеджмента.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-основные понятия менеджмента, концепции менеджмента, функции и методы менеджмента,основные принципы менеджмента;
-эволюцию развития менеджмента, как в России, так и за рубежом;
-методологические основы науки управления;
-инфраструктуру, социофакторы и этику менеджмента;
-механизм и способы моделирования ситуации и разработки управленческих решений;
-природу и состав основных функций менеджмента;
-каким образом формируются стратегические и тактические планы, организационные отношения в системе менеджмента;
-формы и организации системы управления в социально-экономических системах;
-мотивационный механизм менеджмента.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

-определять систему целей организации (фирмы, отдела), формировать стратегию и тактику их реализации;
-с системных позиций проводить анализ и синтез системы управления, владеть методами системного проектирования;
-применять организационные, графические и математические модели и вычислительную технику для моделирования и оптимизации управления различными организационными объектами;
-владеть методами активного воздействия на социально-психологический климат в коллективе, владеть элементами культуры управленческого труда, документалистики;
-разрабатывать и обосновывать различные управленческие решения, уметь осуществлять их многокритериальную оптимизацию, применять экономико-математические методы, экспертные оценки, современную управленческую оргтехнику.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Экономика предприятия, Общая теория организации, Организация производства на предприятии, Маркетинг, а также высшая и прикладная математика, Информатика и программирование.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

5
6
Общая трудоемкость дисциплины 178 106
72
Аудиторная нагрузка 85 51
34
Лекции 51 34
17
Практические занятия (семинары) 34 17
17
Лабораторный практикум 0 0
0
Самостоятельная работа 93 55
38
Курсовой проект (работа) + - +
Вид промежуточной аттестации
зачет
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение в менеджмент.
Общая теория управления и основные понятия управления .Классификация видов и форм управления . Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики . Диверсификация и типология менеджмента (административный, стратегический , проблемно-ориентированный, социально-регулируемый, ситуационный, финансовый и т.п. ) Круг основных проблем современного менеджмента, методы и средства их решения . Область профессиональной деятельности менеджеров и требования к ним. Задачи курса Основы менеджмента , его структура и связь с другими дисциплинами.

Тема 2. Предмет, задачи и содержание курса менеджмент.
Общая теория управления и основные понятия управления. Классификация видов и форм управления. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Диверсификация и типология менеджмента (административный, стратегический, проблемно-ориентированный, социально-регулируемый, ситуационный, финансовый и т.п.) Круг основных проблем современного менеджмента, методы и средства их решения. Область профессиональной деятельности менеджеров и требования к ним. Задачи курса менеджмент, его структура и связь с другими дисциплинами.

Тема 3. Основные школы и системы научного менеджмента.
Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Основные этапы формирования теории и практики менеджмента. Анализ теоретических концепций и практического опыта основных зарубежных школ и систем менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский менеджмент. Развитие теории и практики управления в России. Национальные особенности российского менеджмента. Анализ современного управления, пути и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования.

Тема 4. Организация как объект управления. Системный подход к управлению.
Субъект и объект управления в производственно-хозяйственной организации (ПХО), их связь и взаимозависимость, структуризация систем управления. Системный подход к управлению. Системные характеристики управления; реализация закономерностей системотехники в организационном управлении. Кибернетический подход к управлению. Управление ПХО как кибернетической системой. Использование закономерностей кибернетики в организационном управлении. Общие и специальные требования к системе управления.

Тема 5. Принципы и методы менеджмента.
Общие методологические принципы управления. Принципы управления при различных формах собственности. Методы управления как совокупность средств воздействия на объект управления. Классификация методов управления, области их эффективного применения.

Тема 6. Личность как объект управления.
Индивидуально-личностные качества работников и их учет в управлении. Понятие структуры личности, индивидуальные психологические переменные. Классификация типов личности. Методы познания личностных свойств, тесты и их использование в менеджменте. Основы управления поведением человека в организации. Мотивация, структура мотивационного цикла. Виды эмоций, их роль в мотивации. Стимулирование: сущность и отличие от мотивации, область применения. Социальная и профессиональная адаптация, ее сущность и пути ускорения.

Тема 7. Руководитель и подчиненный. Стиль руководства.
Особенности труда руководителей. Необходимые навыки и квалификационные требования к менеджеру. Классификация типов менеджеров. Оценка и профессиональный отбор менеджеров. Организация обучения и повышение квалификации менеджеров. Самосовершенствование менеджера и самоменеджмент. Организация труда и рабочего места руководителя. Время руководителей и основные принципы его рационального использования. Понятие руководства и лидерства в менеджменте. Основные черты эффективного лидера. Современные теории руководства и лидерства. Классификация и принципы стилей управления. Выбор рационального стиля работы руководителя. Классификация стилей работы подчиненных. Подчиненные: пассивные, активные и резистентные.

Тема 8. Управление деятельностью коллектива.
Понятие трудового коллектива, его функции, структура, отношения с администрацией. Требования к структуре коллектива. Зарубежный опыт управления структурой коллектива. Социально-психологический климат в коллективе и методы его изучения. Формальные и неформальные группы в организации. Классификация неформальных групп, их ролевая структура. Методы изучения неформальных групп в организации. Управление неформальными группами и повышение эффективности групповой деятельности.

Тема 9. Целевой и функциональный подход к управлению.
Факторы внутренней и внешней среды и их учет в менеджменте. Классификация факторов внешней среды: макро- и микросфера организации, жесткие и мягкие факторы. Оценочные показатели факторов внешней среды: сложность, динамизм, неопределенность. Методы изучения и прогнозирования факторов внешней среды. Внутренняя среда организации: постоянные и переменные элементы менеджмента. Целевые системы управления организацией. Требования к целям, критерии количественной и качественной системы целей. Классификация целей управления организацией. Методы разработки целевой системы управления организацией. Миссия фирмы, ее формирование.

Тема 10. Организационная структура внутрифирменного управления.
Формирование и развитие оргструктуры внутрифирменного управления. Кооперация и разделение труда в аппарате управления. Основные элементы организационной структуры управления: штат управления, диапазон контроля, централизация и др. Принципы департаментализации и образования самостоятельных структурных подразделений аппарата управления. Типовые схемы построения оргструктур. Программно-целевые и адаптивные структуры. Современные организационные формы внутрифирменного управления. Методы проектирования и рационализации оргструктур управления. Системное конструирование оргструктур управления на базе программно-целевого подхода и экономико-математического моделирования. Методы моделирования и оптимизации параметров оргструктур управления. Типовые организационные структуры на различных уровнях руководства. Типовая структура управления предприятием. Особенности структур управления малых и совместных предприятий, венчурных организаций и др.

Тема 11. Организация системы внутрифирменного управления.
Организационное нормирование и оргпроектирование системы управления. Распределение полномочий, власти и ответственности в аппарате управления. Разработка положений, инструкций, должностных регламентов специалистов. Опыт зарубежных фирм по регламентации управленческой деятельности. Управленческие должности и виды должностных полномочий. Распределение должностных полномочий и делегирование их подчиненным. Регламентация должностных прав и обязанностей. Пути и способы совершенствования должностной структуры организации.

Тема 12. Управленческий контроль.
Контроль как функция менеджмента, его задачи и содержание. Классификация видов, стадий и объектов управленческого контроля. Стратегическая направленность управленческого контроля. Процессы управленческого контроля: установление контрольных точек, стандартов, определение допустимых отклонений, периодичность и эффективность контроля. Методы осуществления управленческого контроля. Контроль управленческих решений и исполнительной дисциплины. Органы управленческого контроля, их структура и взаимодействие с подразделениями управления. Опыт зарубежных фирм по организации управленческого контроля.

Тема 13. Технология разработки и принятия управленческих решений.
Сущность и виды управленческих решений, их роль в процессах управления. Типовой процесс выработки и реализации управленческого решения. Альтернативная основа принятия управленческих решений. Учет регулируемых и нерегулируемых фактов. Критериальная оценка решений. Методы обоснования и выбора оптимальных управленческих решений. Использование экспертных систем, экономико-математических методов и моделей при подготовке управленческих решений. Коллективные методы подготовки решений. Порядок подготовки и проведения деловых совещаний. Реализация и контроль исполнения решений.

Тема 14. Информационная база менеджмента. Основы документалистики и делового письма.
Требования к информационной системе управления и принципы ее построения. Информация, используемая в управлении. Информационные потоки. Качество информации. Понятие информационной базы управления, ее структура. Носители информации. Виды документов. Регламентация документопроизводства. Организация хранения и использования документов. Деловые письма, особенности их составления. Пути уменьшения затрат на информационное обеспечение и документопроизводство.

Тема 15. Механизация и автоматизация управления.
Основные направления механизации и автоматизации управленческого труда. Классификация средств управленческой оргтехники, области ее эффективного применения. Типовое оснащение рабочих мест управленческих работников, деловые мелочи. Компьютерная поддержка менеджмента. Система автоматизированного управления организациями. Классификация АСУ, виды обеспечения, структура функциональных подсистем. Направления развития АСУ. Понятие о компьютерно-интегрированном производстве. Использование АСУ на бирже, в банках, торговле и т.п. АРМ менеджера. Основные виды программ поддержки менеджмента.

Тема 16. Социально-экономическая эффективность совершенствования процессов и систем управления.
Эффективность управления. Понятие, критерии и показатели экономической эффективности управления и его элементов. Методы определения экономической эффективности совершенствования процессов и систем управления. Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию технологии и техники управления. Особенности определения экономической эффективности компьютеризации управления. Примеры расчетов экономической эффективности совершенствования документооборота, рационализации оргструктуры управления и т.д.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 5
Тема 1. Введение в менеджмент. 10 6
2
2

Тема 2. Предмет, задачи и содержание курса менеджмент. 16 7
7
2

Тема 3. Основные школы и системы научного менеджмента. 17 7
8
2

Тема 4. Организация как объект управления. Системный подход к управлению. 17 7
8
2

Тема 5. Принципы и методы менеджмента. 11 7
2
2

Тема 6. Личность как объект управления. 11 7
2
2

Тема 7. Руководитель и подчиненный. Стиль руководства. 10 6
2
2

Тема 8. Управление деятельностью коллектива. 14 8
3
3

Семестр 6
Тема 9. Целевой и функциональный подход к управлению. 8 4
2
2

Тема 10. Организационная структура внутрифирменного управления. 10 6
2
2

Тема 11. Организация системы внутрифирменного управления. 8 4
2
2

Тема 12. Управленческий контроль. 12 8
2
2

Тема 13. Технология разработки и принятия управленческих решений. 8 4
2
2

Тема 14. Информационная база менеджмента. Основы документалистики и делового письма. 8 4
2
2

Тема 15. Механизация и автоматизация управления. 8 4
2
2

Тема 16. Социально-экономическая эффективность совершенствования процессов и систем управления. 10 4
3
3

Итого 178 93 51 34 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 5
Тема 1. Введение в менеджмент.
2
Тема 2. Предмет, задачи и содержание курса менеджмент.
7
Тема 3. Основные школы и системы научного менеджмента.
8
Тема 4. Организация как объект управления. Системный подход к управлению.
8
Тема 5. Принципы и методы менеджмента.
2
Тема 6. Личность как объект управления.
2
Тема 7. Руководитель и подчиненный. Стиль руководства.
2
Тема 8. Управление деятельностью коллектива.
3
Итого 34
Семестр 6
Тема 9. Целевой и функциональный подход к управлению.
2
Тема 10. Организационная структура внутрифирменного управления.
2
Тема 11. Организация системы внутрифирменного управления.
2
Тема 12. Управленческий контроль.
2
Тема 13. Технология разработки и принятия управленческих решений.
2
Тема 14. Информационная база менеджмента. Основы документалистики и делового письма.
2
Тема 15. Механизация и автоматизация управления.
2
Тема 16. Социально-экономическая эффективность совершенствования процессов и систем управления.
3
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 5
Тема 1. Основные понятия управления
2
Тема 2. Школы и системы научного менеджмента
2
Тема 3. Системный подход к управлению
2
Тема 4. 1. Характеристика организации как социально- экономической системы. 2. Системный подход к управлению. 3. Общие и специальные требования к системе управления
2
Тема 5. 1. Общие методологические принципы управления. 2. Принципы управления при различных формах собственности. Классификация методов управления. 3. Принципы научности, комплексности, демократичного централизма. 4. Принципы управления и правила поведения руководителей.
2
Тема 6. 1. Социальные функции современного менеджера. 2. Специфические черты организации труда "японского" менеджера. 3. Основные стратегии управления в организациях. 4. Стиль руководителя "западных" менеджеров.
2
Тема 7. 1. Оценка и профессиональной отбор менеджеров. 2. Власть и влияние руководителя в коллективе. 3. Общая классификация стилей руководителя. 4. Управленческая решетка Роберта Блейка и Джейн Моутот.
2
Тема 8. Социально-психологический климат в трудовом коллективе
3
Итого 17
Семестр 6
Тема 9. 1. Целевые системы управления организацией. 2. Функции менеджмента. 3. Сущность мотивации как функции управления.
2
Тема 10. 1.Понятие управленческой структуры и определяющие ее факторы. 2. Типы "жестких" организационных структур. 3. Адаптивные организационные структуры.
2
Тема 11. 1. Виды полномочий. Линейные и аппаратные полномочия. 2. Права, обязанности и ответственность должностных лиц. 3. Полномочия менеджеров высшего, среднего и низового звеньев управления. 4. Делегирование полномочий; основные виды делегируемых полномочий.
2
Тема 12. 1. Контроль как функция менеджмента, классификация видов контроля. 2. Процессы управленческого контроля. 3. Опыт зарубежных фирм по организации управленческого контроля.
2
Тема 13. 1. Сущность и виды управленческих решений. 2. Этапы принятия рационального решения. 3. Методы принятия управленческих решений. 4. Риски в ходе реализации управленческих решений.
2
Тема 14. 1. Источники информационного обеспечения менеджмента. 2. Источники, организация системы получения, передачи и использования научно-технической информации в менеджменте. 3. Создание и развитие системы обеспечения менеджмента рыночной информацией.
2
Тема 15. 1. Основные направления механизации и автоматизации управленческого труда. 2. Классификация средств управленческой оргтехники, области ее эффективного применения. 3. Понятие о компьютерно-интегрированном производстве. 4. Основные виды программ поддержки менеджмента.
2
Тема 16. 1. Производительность труда и эффективность управления. 2. Показатели эффективности управления. 3. Отечественный и зарубежный опыт управления.
3
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 5
1, 2 Тема 1 Домашнее задание Разработайте классификационную схему основных понятий "менеджмента" и раскройте их содержание.
5
3, 4 Тема 2 Домашнее задание Разработайте сравнительную таблицу различных подходов к управлению.
10
5, 6 Тема 3 Домашнее задание Разработайте принципиальную схему функционирования организации.
7
7, 8 Тема 4 Домашнее задание Проанализируйте основные принципы управления.
8
9, 10 Тема 5 Домашнее задание Выявите в своей студенческой группе неформальные группы.
8
11-13 Тема 6 Домашнее задание Проанализируйте состояние трудовой этики на известных Вам предприятиях.
4
12, 13 Тема 6 Домашнее задание Определите направления использования основных научных теорий в практике управления фирмами.
3
14, 15 Тема 7 Выполнение расчётно-графической работы
1
14, 15 Тема 7 Домашнее задание Разработайте систему властных требований, предъявляемых к руководителю в работе организации.
4
16, 17 Тема 8 Домашнее задание Раскройте сущность процесса управления организацией на конкретном примере.
4
16, 17 Тема 8 Выполнение расчётно-графической работы
1
Итого 55
Семестр 6
1, 2 Тема 9 Домашнее задание Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак-Клелланда и Герцберга.
4
3, 4 Тема 10 Самостоятельное изучение Разработайте варианты структуры управления в известной Вам организации.
5
5, 6 Тема 11 Домашнее задание Какие положительные и отрицательные стороны Вы видите в подходах к распределению полномочий?
6
7, 8 Тема 12 Самостоятельное изучение На примере конкретной фирмы определите как часто проводится контроль финансовой деятельности.
3
9, 10 Тема 13 Домашнее задание Разработайте полную схему процесса подготовки, принятия и реализации решения на примере конкретной фирмы.
5
12, 13 Тема 14 Домашнее задание Исходя из вышеизложенных данных и собранной информации, проведите подготовительный анализ альтернатив для принятия решений.
5
14, 15 Тема 15 Домашнее задание Понятие о компьютерно-интегрированном производстве.
5
16, 17 Тема 16 Домашнее задание Определите основные пути повышения эффективности управления, роста производительности и снижения интенсивности труда в знакомой вам организации.
5
Итого 38

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка выполнения и приём курсовых работ
Проверка выполнения контрольных работ.
Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 5
Тема 1 Устный опрос
1
Тема 4 Письменное тестирование
1
Тема 6 Контрольная работа
1
Тема 6 Письменное тестирование
1
Тема 8 Проверка уровня готовности студента
1
Тема 6 Контрольная работа
1
Семестр 6
Тема 11 Контрольная работа
1
Тема 10 Устный опрос
1
Тема 15 Устный опрос
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 5
Текущий контроль знаний в 5 семестре
Тема 1 Роль и значение руководителя.
1
Тема 2 Задачи курса менеджмент.
1
Тема 3 Развитие теории и практики менеджмента.
1
Тема 4 Харатеристика организации как социальной экономической системы.
1
Тема 5 Классификация методов управления.
1
Тема 6 Основные стратегии в управлении организации.
1
Тема 7 Стили поведения руководителя в организации.
1
Тема 8 Условия формирования эффективного коллектива.
1
Семестр 6
Текущий контроль знаний в 6 семестре
Тема 9 Целевые системы и функциональные методы управления организацией.
1
Тема 10 Формирование и развитие оргструктуры внутрифирменного управления.
1
Тема 11 Организационное нормирование и оргпроектирование системы управления.
1
Тема 12 Контроль как функция менеджмента, его задачи и содержани.
1
Тема 13 Сущность и виды управленческих решений, их роль в процессах управления.
1
Тема 14 Требования к информационной системе управления и принципы ее построения.
1
Тема 15 Основные виды программ поддержки менеджмента.
1
Тема 16 Понятие, критерии и показатели экономической эффективности управления и его элементов.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 5
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Контр

Контр

















Опрос

Опрос
















Опрос

Опрос
















Контр


Контр















ПТ



ПТ














Опрос



Опрос














Опрос




Опрос













ПТ





ПТ












Контр





Контр












Опрос





Опрос












ПГ






ПГ










ПТ






ПТ











Контр







Контр










Контр







Контр











Семестр 6
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Контр






Контр







Контр



ПГ








ПГ









Опрос









Опрос








Опрос










Опрос






ПГ










ПГ







Опрос











Опрос






ПГ












ПГ





Контр













Контр




Опрос














Опрос


Опрос














Опрос



Контр















Контр



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 5
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ
















ДЗ

ДЗ














ДЗ



ДЗ












ДЗ





ДЗ










ДЗ







ДЗ








ДЗ









ДЗ





ДЗ










ДЗ





ДЗ












ДЗ



РГР












РГР



РГР














РГР

ДЗ














ДЗ


Семестр 6
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ
















СИ

СИ














ДЗ



ДЗ












СИ





СИ










ДЗ







ДЗ








ДЗ










ДЗ





ДЗ












ДЗ



ДЗ














ДЗ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

5 семестр - зачет
6 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Менеджмент : теория и практика в России :учеб. для вузов.  / под ред. А.Г. Поршнева , М.Л. Разу, А.В. Тихомировой -  М.:  ФБК - Пресс,  2003   Гриф МО
2. Веснин В.Р.   Менеджмент :учеб. для вузов. -  М.:  Пpоспект,  2007   Гриф МО

6.2. Дополнительная литература

3. Веснин В.Р.   Менеджмент: учеб. для вузов. -  М.:  Пpоспект,  2005
4. Виханский О.С.   Менеджмент: учеб. для вузов.  / Наумов А.И. -  М.:  Гардарики,  2003
5. Герчикова И.Н.   Менеджмент: Учеб.для вузов. -  М.:  ЮНИТИ,  2000
6. Казанцев А.К.   Основы менеджмента. Практикум: учеб. пособие для вузов.  / Малюк В.И. , Л.C.Серова -  М.:  ИНФРА-М,  2002   Гриф УМО
7. Основы менеджмента: учеб. для вузов.  / Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Веснин В.Р. и др.; под ред. Д.Д. Вачугова -  М.:  Высш. шк.,  2002
8. Кабушкин Н.И.   Основы менеджмента: учеб.пособие для вузов. -  Мн:  Новое знание,  2002   Гриф МО
9. Гончаренко Л.П.   Риск-менеджмент: учеб. пособие.  / Филин С.А.; под ред. Е.А. Олейникова -  М.:  КНОРУС,  2007   Гриф МО

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Не используются.

Демонстрационные материалы

  1. Не используются.

Оборудование и аппаратура

  1. Не используются.

Инструменты

  1. Не используются.

Макеты

  1. Не используются.

Лабораторные материалы

  1. Не используются.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции
чтение лекций
Устный опрос.
[5] c.10-22
[3] c.4-13
[8] c.5-7

Тема 1 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа.
[5] c.10-22
[3] c.4-13
[8] c.5-7

Тема 2 Лекции
чтение лекций

[7] c.28-37
[3] c.37-65
[2] c.3-11

Тема 2 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка материалов для проверки уровня знаний студентов
Устный опрос.
[7] c.28-37
[3] c.37-65

Тема 3 Лекции
чтение лекций

[7] c.86-102
[1] c.11-31
[9] c.11-22

Тема 3 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа.
[7] c.86-102

Тема 4 Лекции
чтение лекций
Письменное тестирование.
[7] c.19-22
[1] c.109-146
[8] c.78-97

Тема 4 Практическое занятие Материалы для тестирования
Подготовка к письменному тестированию
Устный опрос.
[7] c.19-22
[1] c.109-146
[8] c.78-97

Тема 5 Лекции
чтение лекций

[4] c.61-128
[7] c.43-56
[1] c.45-54

Тема 5 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка тем для проверки готовности студентов
Устный опрос.
[4] c.61-128
[7] c.43-56
[1] c.45-54

Тема 6 Лекции
чтение лекций
Контрольная работа.
Письменное тестирование.
[6] c.222-237
[7] c.136-184
[1] c.68-74
[8] c.139-164

Тема 6 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка к контрольной работе
Устный опрос.
[6] c.222-237
[7] c.1396-184
[1] c.68-74
[8] c.139-164

Тема 7 Лекции
чтение лекций

[1] c.347-370
[2] c.45-6

Тема 7 Практическое занятие материалы для тестирования
Подготовка к письменному тестированию
Письменное тестирование.
[7] c.56-71
[1] c.347-370

Тема 8 Лекции
чтение лекций
Проверка уровня готовности студента.
[7] c.124-136
[1] c.60-70

Тема 8 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа.
[7] c.124-136

Тема 9 Лекции
чтение лекций

[7] c.267-278
[1] c.76-107
[8] c.58-83

Тема 9 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка материалов для проверки уровня знаний студентов
Проверка уровня готовности студента.
[7] c.267-278
[1] c.76-107
[8] c.58-83

Тема 10 Лекции
чтение лекций
Устный опрос.
[1] c.109-143
[8] c.39-57

Тема 10 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка материалов для проверки уровня знаний студентов
Устный опрос.
[1] c.109-143
[8] c.39-57

Тема 11 Лекции
чтение лекций
Контрольная работа.
[4] c.379-402
[7] c.293-305
[5] c.143-191
[3] c.350-360

Тема 11 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка к контрольной работе
Проверка уровня готовности студента.
[4] c.3799-402
[7] c.293-305
[5] c.143-191
[3] c.350-360

Тема 12 Лекции
чтение лекций

[6] c.138-149
[5] c.204-289
[3] c.371-379

Тема 12 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка материалов для проверки уровня знаний студентов
Устный опрос.
[6] c.138-149
[5] c.204-289
[3] c.371-379

Тема 13 Лекции
чтение лекций

[5] c.123-132
[1] c.170-191
[8] c.165-183

Тема 13 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка материалов для проверки уровня знаний студентов
Проверка уровня готовности студента.
[5] c.123-132
[1] c.170-191
[8] c.165-183

Тема 14 Лекции
чтение лекций

[7] c.203-209
[1] c.337-345
[3] c.440-450

Тема 14 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа.
[7] c.203-209
[1] c.337-345
[3] c.440-450

Тема 15 Лекции
чтение лекций
Устный опрос.
[7] c.258-266
[1] c.337-345

Тема 15 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка материалов для проверки уровня знаний студентов
Устный опрос.
[7] c.258-266
[1] c.337-345

Тема 16 Лекции
чтение лекций

[1] c.56-74

Тема 16 Практическое занятие Материалы для проверки уровня знаний студентов
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа.
[1] c.56-74

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 5
Тема 1 Домашнее задание
Разработайте классификационную схему основных понятий "менеджмента" и раскройте их содержание.
Устный опрос
[3] с.4-13
[8] с.5-7
[5] с.10-22
Тема 2 Домашнее задание
Разработайте сравнительную таблицу различных подходов к управлению.
Проверка и приём домашнего задания
[7] с.86-102
Тема 3 Домашнее задание
Разработайте принципиальную схему функционирования организации.
Проверка уровня готовности студента
[8] с.78-97
[7] с.19-22
Тема 4 Домашнее задание
Проанализируйте основные принципы управления.
Проверка уровня готовности студента
[4] с.61-82
[7] с.43-56
[1] с.45-54
Тема 5 Домашнее задание
Выявите в своей студенческой группе неформальные группы.
Устный опрос
[7] с.124-136
Тема 6 Домашнее задание
Проанализируйте состояние трудовой этики на известных Вам предприятиях.
Устный опрос
[6] с.222-237
[7] с.37-43
[7] с.136-184
[1] с.68-74
[8] с.139-164
Тема 6 Домашнее задание
Определите направления использования основных научных теорий в практике управления фирмами.
Проверка и приём домашнего задания
[8] с.139-174
Тема 7 Выполнение расчётно-графической работы

Защита лабораторной работы
[6] с.31-46
Тема 7 Домашнее задание
Разработайте систему властных требований, предъявляемых к руководителю в работе организации.
Устный опрос
[1] с.347-370
[7] с.56-71
Тема 8 Домашнее задание
Раскройте сущность процесса управления организацией на конкретном примере.
Проверка и приём домашнего задания
[3] с.37-65
[7] с.28-37
Тема 8 Выполнение расчётно-графической работы

Защита лабораторной работы
[6] с.31-42
Семестр 6
Тема 9 Домашнее задание
Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак-Клелланда и Герцберга.
Устный опрос
[1] с.76-107
[7] с.267-278
[8] с.58-83
Тема 10 Самостоятельное изучение
Разработайте варианты структуры управления в известной Вам организации.
Защита курсовой работы
[8] с.39-57
[1] с.109-143
Тема 11 Домашнее задание
Какие положительные и отрицательные стороны Вы видите в подходах к распределению полномочий?
Контрольная работа
[3] с.350-360
[4] с.379-402
[7] с.293-305
[5] с.143-191
Тема 12 Самостоятельное изучение
На примере конкретной фирмы определите как часто проводится контроль финансовой деятельности.
Устный опрос
[3] с.371-379
[5] с.204-289
Тема 13 Домашнее задание
Разработайте полную схему процесса подготовки, принятия и реализации решения на примере конкретной фирмы.
Контрольная работа
[5] с.123-132
[1] с.170-191
[8] с.165-183
Тема 14 Домашнее задание
Исходя из вышеизложенных данных и собранной информации, проведите подготовительный анализ альтернатив для принятия решений.
Устный опрос
[1] с.337-345
[7] с.203-209
[3] с.440-450
Тема 15 Домашнее задание
Понятие о компьютерно-интегрированном производстве.
Устный опрос
[1] с.337-345
[7] с.258-266
Тема 16 Домашнее задание
Определите основные пути повышения эффективности управления, роста производительности и снижения интенсивности труда в знакомой вам организации.
Устный опрос
[1] с.56-74

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Сформулируйте основные методологические положения менеджмента.
  2. Изложите цели и задачи менеджмента.
  3. Раскройте краткое содержание основных принципов менеджмента.
  4. Раскройте содержание классической школы управления .
  5. Сформулируйте основные критерии теории и практики управления .
  6. Раскройте понятие "функции" менеджмента и изложите их содержание .
  7. Назовите методы управления и изложите их основное содержание.
  8. Раскройте содержание и механизм использования экономических методов управления.
  9. Перечислите виды организационных структур в менеджменте и изложите их различия.
  10. Изложите преимущества и недостатки матричной структуры управления.
  11. В чем заключаются различия организационных структур управления.
  12. Изложите технологию менеджмента на примере конкретной фирмы.
  13. Перечислите стадии и этапы подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
  14. Раскройте роль и значение руководителя в принятии решения.
  15. Перечислите состав категории работников аппарата управления и изложите их основные функции.
  16. Раскройте содержание работы менеджера по найму и отбору персонала.
  17. Раскройте содержание работы руководителя по планированию деловой карьеры работника.
  18. Изложите основные психологические особенности при формировании коллектива.
  19. Раскройте содержание форм и метода формирования управленческих "команд".
  20. Раскройте содержание работы руководителя по нейтрализации конфликтов.
  21. Сущность, предмет и содержание менеджмента.
  22. Системный подход в менеджменте и практика его использования.
  23. Принципы и закономерности менеджмента.
  24. Современные отечественные теории и практика организации.
  25. Стратегическое планирование и формирование целей в менеджменте.
  26. Принципы формирования и развития оргструктуры менеджмента.
  27. Организационное обеспечение и развитие фирм и компаний: зарубежный опыт.
  28. Роль и значение технического оснащения рабочих мест в менеджменте фирмы.
  29. Трудовые ресурсы менеджмента и их роль в реализации целей фирмы.
  30. Роль и значение руководителя в системе менеджмента.
  31. Механизм реализация управленческих решений в менеджменте.
  32. Этика и корпоративная культура в менеджменте.
Темы курсовых работ (проектов)
  1. Показатели эффективности системы управления.
  2. Сущность менеджмента.
  3. Бюрократия и номенклатура.
  4. Прогнозирование конфликтов. Методы их разрешения
  5. Структура социально-экономического конфликта и её практическое использование.
  6. Методы и границы применения нормирования управленческого труда.
  7. Информационное обеспечение менеджмента современного маркетинга.
  8. Нравственные, духовные и эстетические проблемы менеджмента социальной инфраструктуры
  9. Гражданский кодекс как инструмент менеджмента
  10. Современные методы и организация ресурсного обеспечения организации.
  11. Условия использования посреднических организаций в ресурсном обеспечении организации.
  12. Показатели оценки эффективности использования различного вида ресурсов организации
Темы рефератов
Тема 1. Введение в менеджмент.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какие Вам известны формулировки понятия "менеджмент"?
  2. Каковы специфические личные качества менеджера?
  3. В чем содержание системных принципов современного менеджмента?
  4. Каковы основные цели и задачи менеджмента фирмы?
  5. В чем заключается роль и значение менеджера фирмы?
  6. Какова взаимосвязь и противоречие между понятиями "менеджмент" и "управление", "менеджмент" и "бизнес"?
  7. Изложите краткое содержание функций менеджмента.
  8. В чем различие понятий "менеджмент" и "менеджеры"?
  9. В чем заключается роль и значение менеджера фирмы?
Тема 2. Предмет, задачи и содержание курса менеджмент.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какие новые направления менеджмента развиваются в 90-е годы?
  2. Как развивались на практике различные подходы в менеджменте крупных западных компаний?
  3. Какие направления эволюции управленческой мысли выделяются в последние десятилетия?
  4. По каким критериям можно провести сравнительный анализ принципов социалистического управления и менеджмента стран с развитыми рыночными отношениями?
  5. Какие принципы менеджмента использовались в 20-е годы?
  6. Какие Вы знаете основные принципы управления индивидуальным трудом?
Тема 3. Основные школы и системы научного менеджмента.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Как влияет на управление ограниченность человеческих ресурсов в фирме?
  2. Какие основные ограничения заключаются в ситуационном подходе в менеджменте?
  3. В чем заключается особенность применения системного подхода в процессу управления фирмой
  4. Что такое процессный подход и его возможности для менеджмента?
  5. Какие основные преимущества и недостатки содержит в себе научная школа науки управления?
Тема 4. Организация как объект управления. Системный подход к управлению.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чём заключается сущность системы управления организацией?
  2. Каково основное содержание горизонтального разделения труда работников?
  3. В чём заключается взаимосвязь организации с внешней средой?
  4. Какое значение придается ресурсам, используемых организацией?
  5. Какие признаки характеризуют организацию?
  6. Что вкладывается в понятие "организация"?
Тема 5. Принципы и методы менеджмента.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем сущность основных принципов управления?
  2. Сравните принцип иерархичности и обратной связи и принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности на реальном примере.
  3. Как взаимосвязаны между собой функции и принципы управления?
  4. Сравните принципы плановости, мотивации и демократизации на реальном примере.
  5. Дайте характеристику основных принципов управления.
Тема 6. Личность как объект управления.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какими правилами должен руководствоваться менеджер при осуществлении управленческой деятельности?
  2. В чем заключается отличительные черты "менеджера" и "администратора"?
  3. Дайте характеристику основам социальном функциям современного менеджера.
  4. В чем состоят преимущества и недостатки стиля работы японских руководителей?
  5. Дайте сравнительную характеристику японского и американского менеджеров.
Тема 7. Руководитель и подчиненный. Стиль руководства.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что лежит в основе успеха функционирования организации на рынке?
  2. Какие выделяют формы власти руководителя в организации?
  3. Какие существуют способы влияния руководителя на подчиненных?
  4. Какие принципы лежат в основе создания трудового коллектива?
Тема 8. Управление деятельностью коллектива.
Вопросы для самоконтроля:
  1. 1. Дайте понятие трудового коллектива, его функций, структуры и отношений с администрацией.
  2. Дайте характеристику социально-психологическому климату в коллективе и методам его изучения.
  3. По какой причине образуются и развиваются неформальные коллективы?
  4. Какие причины лежат в основе противоречий между личностью и группой, а также между группами?
  5. Какие требования предъявляются к структуре коллектива?