МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Философия


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Философия ".

Составители УМК:

___________________________  /к.филос.н., доцент   Ильина Т.А./

___________________________  /д.филос.н., профессор   Овчинников Г.К./

___________________________  /к.филос.н., доцент   Никольский В.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Цель курса Философия Познакомить студентов с философией как наукой, ее проблемами и ролью, выполняемой в обществе, основными этапами развития мировой философской мысли, философским видением, познанием мира, диалектикой природы, общества и мышления

1.2. Задачи дисциплины

Раскрыть природу философского знания; предмет и основные функции философии, методологию философского мышления, метафизику, основные категории философии, принципы развития, детерминизма, субъект-объектные отношения, учение об истине, взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании, творческое познание.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

что такое философия, исторические типы философствования, структуру философского знания, какую роль выполняла и выполняет философия в жизни человека и общества в конкретные исторические эпохи; как она осмысливала человека, природу, сущность, смысл его существования и место в системе природы, как развивалась познание человеком окружающего мира, какую роль играли в этом процессе знание и вера; что представляют собой общество как социальная система, культура и цивилизация, Россия в системе мировой цивилизации; глобальные проблемы, стоящие перед лицом человечества; каково место и роль человека в мире культуры, России в диалоге культур; что представляют собой проблемы свободы и ответственности личности, проблемы человека в информационно техническом мире.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать философскую, социально-политическую научную литературу, на основании научного анализа уметь оценивать общественные явления и ориентироваться в них, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Обществознание на базе средней школы.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

2
3
Общая трудоемкость дисциплины 104 34
70
Аудиторная нагрузка 51 17
34
Лекции 34 17
17
Практические занятия (семинары) 17 0
17
Лабораторный практикум 0 0
0
Самостоятельная работа 53 17
36
Курсовой проект (работа) - - -
Вид промежуточной аттестации
экзамен
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Учение о бытии
Категория бытия, ее философский смысл и методологическое значение. Понимания бытия в различных философских направлениях и школах. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Структурные уровни бытия. Специфика бытия живой природы. Бытие человека. Представления о субстанции, их связь с уровнем развития естествознания. Идея единства мира и ее современные выражения. Монизм и плюрализм как разные принципы философского обоснования мира. Понятие материи. Материя как субстанциальная основа бытия. Представления о материи в современной науке и философии. Структурность материи. Порядок и беспорядок. Самоорганизация. Современная наука и философия о системной организации материи. Понятие движения. Разнообразие форм движения. Проблема движения в истории философии. Относительность движения. Движение и развитие. Прогресс и регресс. Концепции развития в философии и науке. Диалектика как учение о единстве противоположностей и развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики. Диалектика и метафизика. Понятия пространства и времени. Особенности пространственно-временных характеристик мира и различные модели пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Трактовка пространства и времени в современной науке и философии.

Тема 2. Сознание
Постановка проблемы сознания в философии. Происхождение и сущность сознания. Функции сознания. Общественная природа сознания. Отражение -всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Физическое и психическое. Сознание и мозг. Сознание и бессознательное. Структура и виды бессознательного. Концепция бессознательного во фрейдизме. Психоанализ 3. Фрейда и неофрейдизм. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным. Материальное и идеальное. Проблема идеального и форм его бытия. Идеальность сознания. Относительная самостоятельность и активность сознания. Сознание и общение. Коммуникация и понимание. Сознание и язык. Проблема создания искусственного языка и искусственного интеллекта. Мышление и алгоритм. Творческая активность сознания. Сознание, самосознание, рефлексия. Я как философская проблема.

Тема 3. Познание
Философские концепции познания. Эмпиризм и рационализм. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. Скептицизм и агностицизм. Формы и уровни познания. Донаучное, научное, вненаучное познание. Теология и вера. Интуитивное и дискурсивное познание. Роль творчества в процессе познания. Соотношение и взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания. Субъект и объект познания, их соотношение в процессе познания. Специфика научного познания, его отличие от других видов духовного освоения мира. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их эволюция. Основные формы научного познания: принцип, закон, теория, гипотеза. Основные функции научного знания: описание, объяснение, предсказание. Научная рациональность, ее исторические типы: классическая, неклассическая, постклассическая. Понятие истины в философии. Истина и заблуждение. Проблема критериев истины. Критерии истины в науке. Объективная истина. Абсолютность и относительность истины. Догматизм и релятивизм. Методы научного познания, их классификация. Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др. Теоретические методы: аналитико-синтетический, индуктивно-дедуктивный, исторический и логический, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Особенности функционирования знания в современном информатизированном обществе.

Тема 4. Философские учения об обществе
Понятие социальной философии и ее предмета. Развитие социально-философских представлений в истории философии. Особенности социального познания. Общество и природа: единство и различие. Проблема антропосоциогенеза. Общество как способ социального бытия людей. Общественное бытие и общественное сознание, диалектика их взаимосвязи. Общество как социальная система. Общественные отношения как системообразующий фактор. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера и ее роль в общественной жизни. Социальная сфера общества. Понятие макро- и микроуровня социальной жизни. Род, племя, народность, нация как элементы ее этно - социальной структуры. Социально-классовая структура общества и ее современные концепции. Микроуровень социальной структуры, ее основные элементы (семья, малые социальные группы). Политическая сфера общественной жизни и ее структура. Понятие власти и государства. Диалектика гражданского общества и государства. Государство и личность. Права человека. Духовная сфера общественной жизни, ее структура и функции.

Тема 5. Духовная жизнь общества
Содержание духовной жизни общества, ее основные элементы. Понятие менталитета. Общественное сознание и его структура (уровни, формы). Научное и обыденное сознание, идеология и общественная психология как уровни осмысления (объяснения) окружающей реальности). Массовое и групповое сознание. Основные формы общественного сознания, критерии их различия. Экономическое, политическое, правовое, нравственное, художественное, религиозное сознание.

Тема 6. Человек. Индивидуальность. Личность
Проблема человека в истории философии. Основные концепции происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Человек в системе социальных отношений (связей). Понятие личности. Свобода и ответственность. Личность, коллектив, общество. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Духовность как социальная характеристика человека.

Тема 7. Философия истории
Исторический процесс, его движущие силы. Роль личности и масс в истории. Свобода и необходимость. Основные подходы к истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, проблема их соотношения. Теории индустриального и постиндустриального общества. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее структура и функции. Материальная и духовная культура. Культура как духовное измерение личности и общества. Глобальные проблемы современности. Типы культур. Проблема Запад - Восток - Россия: история и современность .

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 2
Тема 1. Учение о бытии 11 6
5


Тема 2. Сознание 12 6
6


Тема 3. Познание 11 5
6


Семестр 3
Тема 4. Философские учения об обществе 19 10
4
5

Тема 5. Духовная жизнь общества 20 10
5
5

Тема 6. Человек. Индивидуальность. Личность 19 10
4
5

Тема 7. Философия истории 12 6
4
2

Итого 104 53 34 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 2
Тема 1. Учение о бытии
5
Тема 2. Сознание
6
Тема 3. Познание
6
Итого 17
Семестр 3
Тема 4. Философские учения об обществе
4
Тема 5. Духовная жизнь общества
5
Тема 6. Человек. Индивидуальность. Личность
4
Тема 7. Философия истории
4
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 2
Итого 0
Семестр 3
Тема 4. Понятие социальной философии и ее предмета. Развитие социально-философских представлений в истории философии. Особенности социального познания. Общество и природа: единство и различие. Проблема антропосоциогенеза. Общество как способ социального бытия людей. Общественное бытие и общественное сознание, диалектика их взаимосвязи. Общество как социальная система. Общественные отношения как системообразующий фактор. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера и ее роль в общественной жизни. Социальная сфера общества. Понятие макро- и микроуровня социальной жизни. Род, племя, народность, нация как элементы ее этно - социальной структуры. Социально-классовая структура общества и ее современные концепции. Микроуровень социальной структуры, ее основные элементы (семья, малые социальные группы). Политическая сфера общественной жизни и ее структура. Понятие власти и государства. Диалектика гражданского общества и государства. Государство и личность. Права человека. Духовная сфера общественной жизни, ее структура и функции.
5
Тема 5. Проблема человека в истории философии. Основные концепции происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Человек в системе социальных отношений (связей). Понятие личности. Свобода и ответственность. Личность, коллектив, общество. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Духовность как социальная характеристика человека.
5
Тема 6. Проблема человека в истории философии. Основные концепции происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Человек в системе социальных отношений (связей). Понятие личности. Свобода и ответственность. Личность, коллектив, общество. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Духовность как социальная характеристика человека.
5
Тема 7. Исторический процесс, его движущие силы. Роль личности и масс в истории. Свобода и необходимость. Основные подходы к истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, проблема их соотношения. Теории индустриального и постиндустриального общества. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее структура и функции. Материальная и духовная культура. Культура как духовное измерение личности и общества. Глобальные проблемы современности. Типы культур. Проблема Запад - Восток - Россия: история и современност
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 2
1-6 Тема 1 Самостоятельное изучение  N1 Категория бытия, ее философский смысл и методологическое значение. Основные формы бытия. Структурные уровни бытия. Бытие человека. Идея единства мира и ее современные выражения. Монизм и плюрализм как разные принципы философского обоснования мира. Материя как субстанциальная основа бытия. Представления о материи в современной науке и философии. Современная наука и философия о системной организации материи. Движение и развитие. Концепции развития в философии и науке. Диалектика как учение о единстве противоположностей и развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики. Понятия пространства и времени.
6
7-11 Тема 2 Самостоятельное изучение  N2 Проблема сознания в философии. Общественная природа сознания. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Физическое и психическое. Сознание и мозг. Сознание и бессознательное. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным. Материальное и идеальное. Проблема идеального и форм его бытия. Идеальность сознания. Сознание и общение. Коммуникация и понимание. Сознание и язык. Проблема создания искусственного языка и искусственного интеллекта. Мышление и алгоритм. Творческая активность сознания. Сознание, самосознание, рефлексия.
6
12-17 Тема 3 Самостоятельное изучение  N3 Философские концепции познания. Проблема познаваемости мира. Формы и уровни познания. Донаучное, научное, вненаучное познание. Интуитивное и дискурсивное познание. Роль творчества в процессе познания. Субъект и объект познания, их соотношение в процессе познания. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их эволюция. Основные формы научного познания: принцип, закон, теория, гипотеза. Научная рациональность. Проблема истины в философии. Методы научного познания, их классификация.
5
Итого 17
Семестр 3
1-4 Тема 4 Самостоятельное изучение  N1 Понятие социальной философии и ее предмета. Особенности социального познания. Общество и природа: единство и различие. Проблема антропосоциогенеза. Общество как способ социального бытия людей. Общественное бытие и общественное сознание, диалектика их взаимосвязи. Общество как социальная система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Диалектика гражданского общества и государства. Государство и личность. Права человека. Духовная сфера общественной жизни, ее структура и функции.
10
5-8 Тема 5 Самостоятельное изучение  N2 Содержание духовной жизни общества, ее основные элементы. Понятие менталитета. Общественное сознание и его структура. Научное и обыденное сознание, идеология и общественная психология как уровни осмысления окружающей реальности. Массовое и групповое сознание. Основные формы общественного сознания, критерии их различия. Экономическое, политическое, правовое, нравственное, художественное, религиозное сознание.
10
9-13 Тема 6 Самостоятельное изучение  N3 Проблема человека в истории философии. Основные концепции происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Свобода и ответственность. Личность, коллектив, общество. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Духовность как социальная характеристика человека.
10
14-17 Тема 7 Самостоятельное изучение  N4 Исторический процесс, его движущие силы. Роль личности и масс в истории. Свобода и необходимость. Основные подходы к истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, проблема их соотношения. Теории индустриального и постиндустриального общества. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее структура и функции. Материальная и духовная культура. Культура как духовное измерение личности и общества. Глобальные проблемы современности. Типы культур. Проблема Запад - Восток - Россия: история и современность.
6
Итого 36

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 2
Темы 1,2,3 Категория бытия, ее философский смысл и методологическое значение. Представления о материи в современной науке и философии. Диалектика как учение о единстве противоположностей и развитии. Понятия пространства и времени. Проблема сознания в философии. Философские концепции познания. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их эволюция. Основные формы научного познания: принцип, закон, теория, гипотеза. Научная рациональность. Проблема истины в философии. Методы научного познания, их классификация.
4
Семестр 3
Темы 4,5,6,7 Особенности социального познания. Общество и природа: единство и различие. Проблема антропосоциогенеза. Содержание духовной жизни общества, ее основные элементы. Общественное сознание и его структура. Экономическое, политическое, правовое, нравственное, художественное, религиозное сознание. Человек в системе социальных отношений. Основные подходы к истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, проблема их соотношения. Теории индустриального и постиндустриального общества.
4
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 2
Текущий контроль знаний в 2 семестре
Тема 1 Категория бытия, ее философский смысл и методологическое значение. Основные формы бытия. Структурные уровни бытия. Бытие человека. Идея единства мира и ее современные выражения. Монизм и плюрализм как разные принципы философского обоснования мира. Материя как субстанциальная основа бытия. Представления о материи в современной науке и философии. Современная наука и философия о системной организации материи. Движение и развитие. Концепции развития в философии и науке. Диалектика как учение о единстве противоположностей и развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики. Понятия пространства и времени.
2
Тема 2 Проблема сознания в философии. Общественная природа сознания. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Физическое и психическое. Сознание и мозг. Сознание и бессознательное. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным. Материальное и идеальное. Проблема идеального и форм его бытия. Идеальность сознания. Сознание и общение. Коммуникация и понимание. Сознание и язык. Проблема создания искусственного языка и искусственного интеллекта. Мышление и алгоритм. Творческая активность сознания. Сознание, самосознание, рефлексия.
2
Тема 3 Философские концепции познания. Проблема познаваемости мира. Формы и уровни познания. Донаучное, научное, вненаучное познание. Интуитивное и дискурсивное познание. Роль творчества в процессе познания. Субъект и объект познания, их соотношение в процессе познания. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их эволюция. Основные формы научного познания: принцип, закон, теория, гипотеза. Научная рациональность. Проблема истины в философии. Методы научного познания, их классификация.
2
Семестр 3
Текущий контроль знаний в 3 семестре
Тема 4 Понятие социальной философии и ее предмета. Особенности социального познания. Общество и природа: единство и различие. Проблема антропосоциогенеза. Общество как способ социального бытия людей. Общественное бытие и общественное сознание, диалектика их взаимосвязи. Общество как социальная система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Диалектика гражданского общества и государства. Государство и личность. Права человека. Духовная сфера общественной жизни, ее структура и функции.
1
Тема 5 Содержание духовной жизни общества, ее основные элементы. Понятие менталитета. Общественное сознание и его структура. Научное и обыденное сознание, идеология и общественная психология как уровни осмысления окружающей реальности. Массовое и групповое сознание. Основные формы общественного сознания, критерии их различия. Экономическое, политическое, правовое, нравственное, художественное, религиозное сознание.
2
Тема 6 Проблема человека в истории философии. Основные концепции происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Свобода и ответственность. Личность, коллектив, общество. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Духовность как социальная характеристика человека.
2
Тема 7 Исторический процесс, его движущие силы. Роль личности и масс в истории. Свобода и необходимость. Основные подходы к истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, проблема их соотношения. Теории индустриального и постиндустриального общества. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее структура и функции. Материальная и духовная культура. Культура как духовное измерение личности и общества. Глобальные проблемы современности. Типы культур. Проблема Запад - Восток - Россия: история и современность.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПГ

ПГ

Опрос

Опрос












Контр






Контр






Опрос












Опрос


Семестр 3
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПГ

ПГ

Опрос

Опрос













Опрос





Опрос









Контр









Контр





Опрос













Опрос



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ1












СИ





СИ2







СИ










СИ3


Семестр 3
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ1














СИ



СИ2










СИ







СИ3





СИ












СИ4



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

2 семестр - экзамен
3 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Философия :учеб. для вузов.  / Сидоренко Н.И., Титов В.Ф., Новикова Е.Ю. и др.; под ред. Н.И. Сидоренко -  М.:  Российская экономическая академия,  2004   Гриф МО
2. Спиркин А.Г.   Философия :учеб. для вузов. -  М.:  Гардарики,  2003   Гриф МО

6.2. Дополнительная литература

3. Бабочкин П.И.   Философия как способ духовного освоения действительности: тексты лекций для студентов дневной и вечерней форм обучения 411-25. -  М.:  МГИУ,  2007
4. Бабочкин П.И.   Философская онтология: тексты лекций для студентов дневной и вечерней форм обучения 411-26. -  М.:  МГИУ,  2007

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Другое

  1. Тестовые задания. Схемы и диаграммы.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Схемы и диаграммы.
Информативная лекция
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.242-336
[1] c.223-236
[4] c.4-26

Тема 2 Лекции Схемы и диаграммы.
Проблемная лекция
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.368-414
[1] c.236-243

Тема 3 Лекции Схемы и диаграммы.
Проблемная лекция
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.414-522
[1] c.270-294

Тема 4 Лекции Схемы и диаграммы.
Информативная лекция
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.522-700
[1] c.295-347
[3] c.15-19

Тема 4 Практическое занятие
Практические занятия
Устный опрос.
[1] c.1-230

Тема 5 Лекции Схемы и диаграммы.
Проблемная лекция
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.700-770
[1] c.347-401
[3] c.19-28

Тема 5 Практическое занятие
Практические занятия
Устный опрос.
[2] c.4-78

Тема 6 Лекции Схемы и диаграммы.
Проблемная лекция
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.336-368
[1] c.401-412

Тема 6 Практическое занятие
Практические занятия
Контрольная работа.
[2] c.90-150

Тема 7 Лекции Схемы и диаграммы.
Проблемная лекция
Проверка уровня готовности студента.
[2] c.770-803
[1] c.412-429

Тема 7 Практическое занятие
Практические занятия
Устный опрос.
[1] c.1-230

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 2
Тема 1 Самостоятельное изучение  N1
Категория бытия, ее философский смысл и методологическое значение. Основные формы бытия. Структурные уровни бытия. Бытие человека. Идея единства мира и ее современные выражения. Монизм и плюрализм как разные принципы философского обоснования мира. Материя как субстанциальная основа бытия. Представления о материи в современной науке и философии. Современная наука и философия о системной организации материи. Движение и развитие. Концепции развития в философии и науке. Диалектика как учение о единстве противоположностей и развитии. Основные принципы, законы и категории диалектики. Понятия пространства и времени.
Устный опрос  N1
[1] с.223-236
[2] с.242-336
Тема 2 Самостоятельное изучение  N2
Проблема сознания в философии. Общественная природа сознания. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Физическое и психическое. Сознание и мозг. Сознание и бессознательное. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным. Материальное и идеальное. Проблема идеального и форм его бытия. Идеальность сознания. Сознание и общение. Коммуникация и понимание. Сознание и язык. Проблема создания искусственного языка и искусственного интеллекта. Мышление и алгоритм. Творческая активность сознания. Сознание, самосознание, рефлексия.
Устный опрос  N2
[1] с.236-243
[2] с.368-414
Тема 3 Самостоятельное изучение  N3
Философские концепции познания. Проблема познаваемости мира. Формы и уровни познания. Донаучное, научное, вненаучное познание. Интуитивное и дискурсивное познание. Роль творчества в процессе познания. Субъект и объект познания, их соотношение в процессе познания. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их эволюция. Основные формы научного познания: принцип, закон, теория, гипотеза. Научная рациональность. Проблема истины в философии. Методы научного познания, их классификация.
Устный опрос  N3
[1] с.244-294
[2] с.415-521
Семестр 3
Тема 4 Самостоятельное изучение  N1
Понятие социальной философии и ее предмета. Особенности социального познания. Общество и природа: единство и различие. Проблема антропосоциогенеза. Общество как способ социального бытия людей. Общественное бытие и общественное сознание, диалектика их взаимосвязи. Общество как социальная система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Диалектика гражданского общества и государства. Государство и личность. Права человека. Духовная сфера общественной жизни, ее структура и функции.
Устный опрос  N1
[1] с.295-320
[2] с.522-700
Тема 5 Самостоятельное изучение  N2
Содержание духовной жизни общества, ее основные элементы. Понятие менталитета. Общественное сознание и его структура. Научное и обыденное сознание, идеология и общественная психология как уровни осмысления окружающей реальности. Массовое и групповое сознание. Основные формы общественного сознания, критерии их различия. Экономическое, политическое, правовое, нравственное, художественное, религиозное сознание.
Устный опрос  N2
[1] с.347-360
[2] с.700-770
Тема 6 Самостоятельное изучение  N3
Проблема человека в истории философии. Основные концепции происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Свобода и ответственность. Личность, коллектив, общество. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Духовность как социальная характеристика человека.
Устный опрос  N3
[1] с.401-412
[2] с.336-368
Тема 7 Самостоятельное изучение  N4
Исторический процесс, его движущие силы. Роль личности и масс в истории. Свобода и необходимость. Основные подходы к истории. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, проблема их соотношения. Теории индустриального и постиндустриального общества. Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее структура и функции. Материальная и духовная культура. Культура как духовное измерение личности и общества. Глобальные проблемы современности. Типы культур. Проблема Запад - Восток - Россия: история и современность.
Устный опрос  N4
[1] с.412-429
[2] с.770-803

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Что значит отвечать на вопрос Что такое философия ?
  2. Имеет ли философия практическое значение?
  3. Природа философских проблем.
  4. Проблема зарождения и становления философии.
  5. Является ли философия наукой?
  6. Отличие первых древнегреческих философских учений о первоначалах от мифологической картины мира.
  7. Сравните понятие бытие в философских учениях Гераклита и элеатов.
  8. Проблема движения и покоя в философии Древней Греции.
  9. Апории Зенона и их философский смысл.
  10. Суть диалектического метода Сократа.
  11. Основные этапы развития средневековой философии. Христианская апологетика и патристика.
  12. Проблемы человека в философии средних веков.
  13. Суть дискуссий о природе общих понятий (универсалий).
  14. Бог как творец и судья и проблема оправдания существующего в мире зла.
  15. Номинализм У. Оккама. Смысл Бритвы Оккама .
  16. Проблема метода в философии Нового времени.
  17. Познавательные и методологические принципы философии Ф. Бэкона.
  18. Полемика рационалистического и эмпирического направлений в философии Нового времени.
  19. Рационализм Р. Декарта и его исходный философский принцип мыслю, следовательно существую .
  20. Этическое учение Спинозы, его взгляды на религию.
  21. Характерные черты немецкой классической философии.
  22. Учение И. Канта об априорных формах познания.
  23. Этические воззрения И. Канта. Категорический императив как закон практического разума.
  24. Вещь в себе и явление в философии И. Канта.
  25. Трансцендентальная философия В.Ф.И. Шеллинга.
  26. Чем обусловлен практический пересмотр принципов и традиций классической философии на рубеже Х1Х-ХХ вв.?
  27. Какие идеи классической философии подвергались критике философов второй половины XIX и XX вв.?
  28. Каковы особенности и характерные черты современной западной философии?
  29. Укажите выделенные О. Контом фазы общественного развития.
  30. Как понимал соотношение воли и разума А. Шопенгауэр?
  31. Корни оригинальной русской философии. Западники и славянофилы.
  32. Своеобразие философских воззрений славянофилов.
  33. Идеология западничества. Нигилизм.
  34. Учение В. С. Соловьева. Его место в русской философии конца XIX - XX вв.
  35. Последователи В. С. Соловьева: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Ц. В. Розанов.
  36. Что изучает онтология?
  37. Каков статус категории бытия в философии?
  38. Рассмотрите аспекты возможных пониманий бытия в философии.
  39. В чем различие монистических и плюралистических концепций бытия?
  40. Как вы понимаете проблему тождества бытия и мышления?
  41. Как трактовалось бытие в различных школах античной философии?
  42. Каково соотношение понятий бытие и материя ?
  43. Дайте философское определение материи. Назовите основные атрибуты материи.
  44. В чем отличие философского и естественнонаучного определений материи?
  45. Можно ли поставить знак равенства между понятиями материя и вещество ? Если нет, то объясните почему?
  46. В чем трудности решения философской проблемы сознания?
  47. Каковы биологические и социальные предпосылки сознания?
  48. Как решается вопрос о происхождении сознания в трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельса? Предшествовал ли труд сознанию?
  49. Как развиваются формы отражения материи по мере ее усложнения?
  50. Как вы понимаете природу идеального?
  51. Каковы функции и основные свойства сознания?
  52. Что мы знаем о структуре сознания?
  53. Какова роль бессознательного в жизнедеятельности человека?
  54. Каков философский смысл учения 3. Фрейда о бессознательном?
  55. Что такое коллективное бессознательное К. Юнга?
  56. Что изучает гносеология?
  57. Что такое познание и историко-философские варианты ответа на данный вопрос?
  58. Может ли познающий проникнуть в сущность вещей или ограничивается миром явлений?
  59. Какие разновидности агностицизма вы знаете?
  60. Что такое сенсуализм?
  61. Рассмотрите понятия объективный мир и субъективный образ .
  62. Что вы понимаете под субъектом и объектом познания?
  63. Можно ли поставить знак равенства между понятием объект и объективная реальность .
  64. В чем заключается проблема активности познающего субъекта и пассивности объекта?
  65. Как решал проблему соотношения чувственного и рационального познания Л. Фейербах?
  66. Какими особенностями характеризуется социальное познание?
  67. Проблемы антропосоциогенеза: назовите основные точки зрения. Укажите отличительные признаки (черты) общества (в сравнении с природой)
  68. Что такое общественные потребности и интересы как побудительные факторы деятельности людей?
  69. Что входит в содержание понятий материальный способ производства , производительные силы , производственные отношения ?
  70. Современная научно-техническая революция и ее роль в жизни общества.
  71. Что такое личность?
  72. Основные социальные типы личности.
  73. Что вы понимаете под свободой и ответственностью личности.
  74. Какое содержание вкладывается в понятие смысл жизни человека?
  75. Что такое духовность как свойство личности?
  76. Перечислите основные подходы (способы) постижения истории. Укажите основные положения критики формационного подхода. В чем заключается смысл истории?
  77. В чем проявляется единство исторического процесса?
  78. Назовите основные черты постиндустриального общества.
Темы рефератов