МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Организационное поведение


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Организационное поведение ".

Составители УМК:

___________________________  /   Сальникова Т.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Получение специальных знаний и навыков эффективного управления коллективом путем изучения поведения людей в процессе совместного труда

1.2. Задачи дисциплины

1.Изучение и освоение передового отечественного опыта применение бихевиористских подходов к управлению организациями

2.Освоение методов оценки результатов труда и личных качеств работников

3.Изучение содержания и взаимосвязи элементов организационной культуры

4.Изучение теоретических основ эффективного руководства,технологий развития лидерских качеств

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

1.Методы активного, воздействия на социально-психологический климат в коллективе
2.Проводить оценку результатов труда и тестирование личных качеств работников
3.Различать индивидуальное в личностных характеристиках работников и их поведении для повышения результативности деятельности организации

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

1.Устанавливать индивидуальные различия в личностных характеристиках работников и их поведении для повышения результативности деятельности организации
2.Овладеть методами активного воздействия на социально-психологический климат в коллективе,самостоятельно проводить оценку результатов труда и тестирование личных качеств работников
3.Разрабатывать оценочные, мотивационные и поощрительные программы для работников организации
4.Освоить методы управления межличностными и межгрупповыми конфликтами
5.Критически оценивать рекомендации отечественных и зарубежных специалистов в области человеческих отношений в организационных системах

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Для изучения курса "Организационное поведение" необходимо предварительное знакомство со следующими дисциплинами: 1. Социология и психология труда 2. Этика деловых отношений 3. Экономическая теория

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

5
Общая трудоемкость дисциплины 136 136
Аудиторная нагрузка 68 68
Лекции 51 51
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 68 68
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение выправление поведением человекав организации
Виды организаций, их роль в современном обществе, понятие социо-тенической организации. Системный подход к менеджменту организации: личность и группы в организации, структура, коммуникации, процессы. Место и роль личности в организации, понятие организационного поведения (бихевиоризм). Управление эффективностью работы личности, группы, организации. Эффективность в контексте организационного поведения: взаимосвязь между производительностью, эффективностью, удовлетворением, адаптивностью и развитием. Понятие организационной культуры , ее составляющие, их взаимодействие, роль в повышении организационной эффективности. Формирование бихевиоризма как научного направления, особенности бихевиористского подхода в менеджменте. Характеристика бихевиоризма, как мультдисциплины , его взаимодействие с социальными, экономическими, естественнонаучными дисциплинами. Перспективы бихевиоризма в менеджменте XXI века

Тема 2. Поведение личности в организации
Различия индивидуального поведения работников, как фактор эффективного управления. Структура показателей и характеристик индивидуального поведения. Основные индивидуальные психологические характеристики. Способности и навыки в физическом и умственном труде и шкалы для их оценки. Структура процесса восприятия, природа организации восприятия. Различия в восприятии у различных категорий работников, у руководителей и подчиненных Характеристики позиций у индивидов, их структура (стимул, познание, поведение), основные факторы формирования позиций. Условия изменения позиций у работников. Понятие личности, основные факторы, влияющие на формирование личности. Психодинамическая и гуманистическая теория личности. Измерение характеристик личности. Тестирование основных свойств личности, виды тестов, области их применения. Основные социально психологические характеристики личности: статусы и роли, характер, темперамент, конформизм и резистентность, нейротизм, экстраверсия, эмоции, фрустрация и т.д., их влияние на поведение личности в организации. Взаимосвязь антропометрических и психологических характеристик личности

Тема 3. Мотивация
Понятие мотивации поведения и работы индивида. Структура мотивационного цикла: потребности - целенаправленное поведение-вознаграждение или наказание. Классификация теорий мотивации: содержательные и процессуальные теории. Содержательные теории. Иерархическая модель потребностей и мотивация А. Маслоу Использование теории А. Маслоу в менеджменте, методы удовлетворения потребностей высших уровней. Двухфакторная мотивационная теория Ф. Герцбёрга. Воздействие гигиенических факторов и мотиваторов на поведение работника. Использование теории Ф. Герцберга для обогащения труда на монотонных и рутинных работах. Теория потребностей (власти, успеха и причастности) Д. МакКлеланда. Сильные и слабые стороны содержательных теорий мотивации. Процессуальные теории. Основные положения теории ожидания В. Врума. Использование теории ожидания для разработки мотивационных программ в организации. Комплексная мотивационная модель Портера-Лоулера. Использование модели Портера-Лоулера для повышения производительности труда. Преимущества и. недостатки процессуальных теорий мотивации. Комплексное использование мотивационных теорий в практике современного менеджмента.

Тема 4. Оценка и вознаграждение поведения
Цели и задачи оценки результативности труда для различных категорий работников. Основные, системы оценки, труда, области их эффективного применения. Оценка потенциала развития работника. Основные критерии оценки результативности труда для различных категорий работников. Требования, к критериям эффективности управленческого труда. Методы оценки эффективности труда: графические шкалы, метод парных сравнений и ранжирование, описательный метод, бихевиористски ориентированные шкалы. Преимущества и недостатки отдельных методов оценки труда. Организационные формы и правовые основы оценки труда. Варианты выбора оценщиков, требования к ним. Распределение во времени и частота оценок. Обработка результатов оценок, их использование при разработке мотивационных и поощрительных программ. Системы вознаграждений, и удовлетворение работников. Внешние вознаграждения. Денежные вознаграждения. Денежные вознаграждения: оклад, заработная плата, премии. Мотивирующее действие различных форм и систем оплаты труда, индивидуализация, денежного вознаграждения. Отечественный и зарубежный опыт поощрительных вознаграждений (бонус, дивиденд, участие в прибылях, премиальные, шкалы). Разработка индивидуальных поощрительных; программ для различных категорий работников. Эффективность различных видов денежных вознаграждений в зависимости от стажа, возраста и этапов карьеры работника. Межличностноё вознаграждение (благодарность, одобрение, изменение статуса работника). Должностной рост как вознаграждение. Внутренние вознаграждения, их основные разновидности, мотивационное воздействие для различных видов работ и работников. Взаимодействие внутренних и внешних, вознаграждений. Нежелательное поведение работника и реакция на него. Виды наказаний и их влияние на поведение работников. Разработка прогрессивных дисциплинарных программ

Тема 5. Групповая динамика
Понятие группы, их разновидности. Формальные и неформальные группы. Признаки и основания формирования групп. Характеристики групп: структура, статусы и роли, сплоченность, групповые нормы, и правила. Этапы формирования и развития групп, взаимодействие формальных и неформальных групп на различных этапах. Методы изучения выделения групп. Социометрические методы определения статуса индивида в группе. Критерии оценки сплоченности группы. Методы управления сплоченностью группы. Ценностно-ориентационное единство труппы как показатель ее социальной зрелости. Групповые нормы, их разновидности, условия формирования, влияние на поведение индивида в организации. Ролевое поведение членов группы, целевые и поддерживающие роли. Лидерство в группе, его влияние на групповые нормы. Ролевое поведение индивида. Конвенциональные и межличностные роли. Принятие роли, восприятие роли в группе, противоречия Роли. Интегрированная модель формирования и развития групп, воздействие групповой динамики на эффективность управления

Тема 6. Конфликты и стрессы.
Природа конфликтов в организациях, классификация видов конфликтов. Межличностные конфликты. Конфликтность личности, методы ее определения, учет при формировании групп. Внутриличностный конфликт, его влияние на поведение индивида. Ролевые конфликты. Ролевые конфликты, причины их возникновения, воздействие на межличностные отношения. Методы выявления и предупреждения ролевых конфликтов. Тренинг ролевого поведения. Различные тактики разрешения межличностных конфликтов. Совместимость личностей в группе. Социометрические, экспериментальные и тестовые методы оценки совместимости индивидов и формирование рабочих групп. Межгрупповые конфликты. Понятие функционального и дисфункционального конфликтов. Влияние конфликтов на эффективность работы организации. Факторы возникновения межгрупповых конфликтов: ограниченность ресурсов, структура системы поощрений, несоответствие статуса и др. последствия межгрупповых конфликтов для индивидов, групп и организации. Управление межгрупповыми конфликтами, как метод из разрешения. Методы управления конфликтами: увеличение доступности ресурсами, изменение структурных факторов. Переговоры между группами, тактики ведения переговоров, влияние личности на процесс переговоров. Психофизиологическая природа стрессов. Общий адаптационный синдром, как реакция индивида на стресс. Факторы стрессового воздействия на работника: физические условия окружающей среды, конфликты, групповые и организационные воздействия. Индивидуальные различия в поведении в стрессовых ситуациях. Методы оценки стрессоустойчивости личности. Субъективные и поведенческие последствия стрессов. Разработка программ борьбы со стрессами для индивида, группы и организации. Индивидуальная профилактика стресса, упражнения, расслабление, юмор, биологическая обратная связь.

Тема 7. Организационная структура
Понятия организационной структуры фирмы, ее элементы и параметры: штата, департаментализация, иерархия, централизация. Влияние параметров организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Bыбор основы построения организационной структуры фирмы (целевая, функциональная, предметная, органическая, инструментальная), поведенческое воздействие и влияние на эффективность функционирования организации. Факторы департаметализации и их влияние на межличностные воздействия. Позитивные и негативные моменты изменения диапазона контроля и централизации управления организацией. Типовые организационные структуры (линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, проектная, матричная), их преимущества и недостатки, области эффективного применения, влияние на индивидуальное и групповое поведение. Формирование оптимальной организационной структуры, фирмы с учетом факторов внешней и внутренней среды.

Тема 8. Коммуникации в организации
Общая характеристика коммуникативной системы организации (каналы, процессы, обратная связь, семантика, вербальность). Межуровневые коммуникации в организациях, их эффективное построение. Межличностные коммуникации. Процесс общения и его структурные элементы. Формальное и неформальное общение. Межличностный стиль общения, его варианты, влияние на эффективность деятельности организации. Основные барьеры эффективного общения. Невербальное общение, основные коммуникационные жесты, позы, мимика, их значение я влияние на поведение индивида. Организационные, коммуникации, информационные перегрузки, искажения, современные, информационные, технологии. Разработка программ повышения эффективности коммуникативных систем в организациях. Управленческие решения как компонент коммуникационных процессов. Психологические факторы, влияющие на индивидуальное принятие решений: характер, позиции, убеждения, склонность к риску. Организация группового принятия решений. Методы развития творчества при групповом принятии решений.

Тема 9. Руководство и лидерство в организации
Понятия руководства и лидерства, их соотносительность. Функции руководителя в организации (институциональные, инновационные, административные, партисипативные и др.). Основные требования к личным характеристикам руководителей. Оценка склонности руководителей к риску. Профессиональные профили для различных категорий руководителей. Методы тестирования личностных характеристик руководителей, их достоверность и результативность. Стиль руководства. Различные модели социально-психологических типов руководства (авторитарная, анархическая, либеральная, демократическая, дистанционная и др.). Методы оценки стиля руководства, ситуационный подход к эффективному стилю руководства. Взаимоотношения руководитель-подчиненный, поведенческие аспекты этих отношений. Классификация типов работников по отношению к руководителю, выбор эффективной позиции взаимоотношений. Понятие суггестии в отношениях индивидов. Методы повышения эффективности убеждения работников. Значение лидерства для эффективного функционирования организации. Основные теории лидерства (теория характеристик, теория личного поведения, ситуационная теория), их применение для эффективного руководства. Методы оценки лидерских качеств, выявление лидеров, развитие лидерских способностей. Понятие эффективного руководителя, ограничения эффективного руководства, методы их преодоления.

Тема 10. Власть и деловая политика
Понятие власти и деловой политики в организации. Необходимость власти в менеджменте. Власть руководителя и власть подчиненных, баланс власти. Власть и полномочия, характеристика полномочий, полномочия в принятии решений. Власть и влияние. Виды возможных влияний личности (личные качества, информированность, компетенция, убеждения). Сильные и слабые стороны различных влияний. Межличностная власть: законная (институциональная), поощрительная и принудительная Положительные и отрицательные стороны различных форм власти. Харизматическая, экспертная власть, их ограничения. Стремление личности к власти в организации, типология менеджеров по отношению к власти. Структурная и ситуативная власть. Распределение власти по уровням иерархии в организации. Групповая власть: распределение власти между структурными подразделениями. Иллюзия власти: пределы, власти для личности. Признаки и симптомы безвластия в организации, пути его преодоления. Деловая политика, как, средство достижения, личных целей в организации. Методы осуществления деловой политики: манипулирование, фаворитизм. Тактические варианты деловой политики: противодействие, кооперация, покровительство и т.д. Этические аспекты власти и деловой политики в организации.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 5
Тема 1. Введение выправление поведением человекав организации 10 4
5
1

Тема 2. Поведение личности в организации 11 4
5
2

Тема 3. Мотивация 16 8
6
2

Тема 4. Оценка и вознаграждение поведения 10 4
5
1

Тема 5. Групповая динамика 14 8
5
1

Тема 6. Конфликты и стрессы. 15 8
5
2

Тема 7. Организационная структура 15 8
5
2

Тема 8. Коммуникации в организации 15 8
5
2

Тема 9. Руководство и лидерство в организации 15 8
5
2

Тема 10. Власть и деловая политика 15 8
5
2

Итого 136 68 51 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 5
Тема 1. Введение выправление поведением человекав организации
5
Тема 2. Поведение личности в организации
5
Тема 3. Мотивация
6
Тема 4. Оценка и вознаграждение поведения
5
Тема 5. Групповая динамика
5
Тема 6. Конфликты и стрессы.
5
Тема 7. Организационная структура
5
Тема 8. Коммуникации в организации
5
Тема 9. Руководство и лидерство в организации
5
Тема 10. Власть и деловая политика
5
Итого 51

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 5
Тема 1. Проведение устного опроса по теме:"Введение в управление поведением человека в организации"
1
Тема 2. Проверка домашнего задания по теме:"Поведение личности в организации"
2
Тема 3. Проверка готовности студентов по теме: "Мотивация"
2
Тема 4. Проверка ответов на вопросы по теме: "Оценка и вознаграждение поведения"
1
Тема 5. Проверка готовности студентов и проведение беседы по теме : "Групповая динамика"
1
Тема 6. Проведение устного опроса по теме: "Конфликты и стрессы"
2
Тема 7. Проверка домашнего задания и деловая игра по теме: "Организационная структура"
2
Тема 8. Прием и защита рефератов по теме:"Коммуникации в организации"
2
Тема 9. Проведение деловой игры по теме: "Руководство и лидерство в организации"
2
Тема 10. Беседа по теме: "Власть и деловая политика"
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 5
1 Тема 1 Самостоятельное изучение  N1 Проработка вопросов по теме: "Введение в управление поведением человека в организации"
6
2, 3 Тема 2 Домашнее задание  N1 Составление рабочей схемы по технологиям управления поведением человека в организации
8
5, 6 Тема 5 Домашнее задание  N3 Составление рабочих схем групповой динамики в организациях с различными типами собственности
8
6 Тема 4 Самостоятельное изучение  N2 Детальная проработка вопросов оценки и вознаграждения поведения работников в организации
2
7 Тема 6 Самостоятельное изучение  N3 Проработка вопросов по теме: "Конфликты и стрессы"
5
7, 8 Тема 7 Домашнее задание  N4 Анализ технологий создания различных типов организационных структур
4
8-10 Тема 3 Домашнее задание  N2 Разработка мотивационных стратегий на предприятиях малого и среднего бизнеса
8
9, 15, 16 Тема 8 Реферат Прием и защита рефератов по теме : "Коммуникации в организации"
8
10, 11, 16, 17 Тема 9 Домашнее задание  N5 Деловая игра по теме: "Руководство и лидерство в организации"
8
12, 13 Тема 10 Самостоятельное изучение  N4 Детальная проработка вопросов по теме: "Власть и деловая политика"
11
Итого 68

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 5
Тема 1 1.Виды организаций 2.Технологии управления поведением личности в организации 3.Перспективы бихевиоризма в менеджменте ХХI века
1
Тема 3 1.Структура мотивационного цикла 2.Содержательные и процессуальные теории мотивации 3.Использование мотивационных теорий в практике современного менеджмента
1
Тема 7 1.Элементы и параметры организационной структуры 2.Влияние параметров организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение
1
Тема 10 1.Необходимость власти в менежменте 2.Власть и полномочия,власть и влияние 3.Методы осуществления деловой политики
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 5
Текущий контроль знаний в 5 семестре
Тема 2 1.Различия индивидуального поведения работников как фактор эффективного управления 2.Понятие личности и основные факторы,влияющие на поведение личности
1
Тема 6 1.Природа конфликтов в организациях, классификация видов конфликтов 2.Методы выявления и предупреждения конфликтов
1
Тема 9 1.Понятия "руководство" и "лидерство" 2.Функции руководителя в организации, стили руководства
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 5
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Контр

Контр1

















ПДЗ

ПДЗ1
















Контр


Контр2















Опрос





Опрос1












Контр






Контр3











ПДЗ








ПДЗ2









Контр









Контр4










Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 5
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ1

















ДЗ

ДЗ1















ДЗ






ДЗ2








СИ




СИ2












ДЗ



ДЗ3












СИ





СИ3











ДЗ





ДЗ4










Реферат







Реферат






Реферат


ДЗ








ДЗ5





ДЗ5

СИ










СИ4







Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

5 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Красовский Ю.Д.   Организационное поведение :учеб. пособие для вузов. -  М.:  ЮНИТИ,  2003

6.2. Дополнительная литература

2. Златин П.А.   Организационное поведение: учеб. пособие для вузов.  / Крекова М.М., Соколянский В.В.; под ред. П.А. Златина -  М.:  ИНФРА-М,  2004
3. Златин П.А., Крекова М.М., Соколянский В.В.   Организационное поведение.  / под ред. Златина П.А.  М.: ИНФРА-М,  2004 -  399c.

6.3. Периодические издания

1. Кадры предприятия. ()
2. Управление персоналом. ()

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Программы для проведения тестирований Hyper Test version 0.01 (31.10.2001)

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N1.
[1] c.51-78
[2] c.16-40

Тема 1 Практическое занятие
Беседа

[1] c.128-145
[3] c.16-40

Тема 2 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[3] c.72-94

Тема 2 Практическое занятие
Проведение деловой игры
Проверка и приём домашнего задания  N1.
[3] c.72-94

Тема 3 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N2.
[3] c.131-168

Тема 3 Практическое занятие
Организация коллоквиума

[3] c.131-168

Тема 4 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[3] c.80-88

Тема 4 Практическое занятие
Беседа

[3] c.80-88

Тема 5 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.114-128
[3] c.169-206

Тема 5 Практическое занятие
Проведение ролевой игры

[1] c.114-128
[3] c.169-206

Тема 6 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.439-458
[3] c.323-360

Тема 6 Практическое занятие
Организация имитационной игры
Устный опрос  N1.
[1] c.439-458
[3] c.323-360

Тема 7 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N3.
[2] c.41-71

Тема 7 Практическое занятие
Организация коллоквиума

[3] c.41-71

Тема 8 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.326-341
[3] c.269-293

Тема 8 Практическое занятие
Беседа

[1] c.326-341
[3] c.269-293

Тема 9 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.145-176
[3] c.223-268

Тема 9 Практическое занятие
Проведение деловой игры
Проверка и приём домашнего задания  N2.
[1] c.145-176

Тема 10 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N4.
[3] c.207-231

Тема 10 Практическое занятие
Проведение деловой игры

[3] c.207-231

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 5
Тема 1 Самостоятельное изучение  N1
Проработка вопросов по теме: "Введение в управление поведением человека в организации"
Устный опрос  N1
[1] с.128-145
Тема 2 Домашнее задание  N1
Составление рабочей схемы по технологиям управления поведением человека в организации
Проверка и приём домашнего задания  N1
[3] с.72-94
Тема 5 Домашнее задание  N3
Составление рабочих схем групповой динамики в организациях с различными типами собственности
Проверка и приём домашнего задания  N3
[1] с.114-128
[3] с.169-206
Тема 4 Самостоятельное изучение  N2
Детальная проработка вопросов оценки и вознаграждения поведения работников в организации
Устный опрос  N2
[3] с.80-88
Тема 6 Самостоятельное изучение  N3
Проработка вопросов по теме: "Конфликты и стрессы"
Устный опрос  N3
[1] с.439-458
[3] с.323-360
Тема 7 Домашнее задание  N4
Анализ технологий создания различных типов организационных структур
Проверка и приём домашнего задания  N4
[3] с.41-71
Тема 3 Домашнее задание  N2
Разработка мотивационных стратегий на предприятиях малого и среднего бизнеса
Проверка и приём домашнего задания  N2
[3] с.131-168
Тема 8 Реферат
Прием и защита рефератов по теме : "Коммуникации в организации"
Представление и защита реферата
[1] с.326-341
[3] с.269-293
Тема 9 Домашнее задание  N5
Деловая игра по теме: "Руководство и лидерство в организации"
Проверка и приём домашнего задания  N5
[1] с.145-176
Тема 10 Самостоятельное изучение  N4
Детальная проработка вопросов по теме: "Власть и деловая политика"
Устный опрос  N4
[3] с.207-231

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Виды организаций, их роль в современном обществе, понятие
  2. Место и роль личности в организации, понятие организационного поведения (бихевиоризм).
  3. Понятие организационной культуры , ее составляющие их
  4. Методы оценки эффективности труда
  5. Формирование бихевиоризма как научного направления, особенности бихевиористского подхода в менеджменте
  6. Различия индивидуального поведения работников, как фактор эффективного управления
  7. Характеристики позиций у индивидов, их структура
  8. Понятие личности, основные факторы, влияющие на формирование личности
  9. Основные социально психологические характеристики личности: статусы и роли, характер, темперамент, конформизм и ре-
  10. Понятие мотивации поведения и работы индивида
  11. Классификация теорий мотивации: содержательные и процессуальные теории.
  12. Содержательные теории. Сильные и слабые стороны содержательных теорий мотивации
  13. Процессуальные теории. Основные положения теории ожидания В. Врума. Использование теории ожидания для разработки мотивационных программ в организации.
  14. Цели и задачи оценки результативности труда для различных категорий работников. Основные, системы оценки, труда, области их эффективного применения. Оценка потенциала развития работника.
  15. Методы оценки эффективности труда
  16. Системы вознаграждений, и удовлетворение работников.
  17. Нежелательное поведение работника и реакция на него. Виды наказаний и их влияние на поведение работников.
  18. Понятие группы, их разновидности
  19. Этапы формирования и развития групп, взаимодействие формальных и неформальных групп на различных этапах
  20. Методы изучения выделения групп.
  21. Групповые нормы, их разновидности, условия формирования, влияние на поведение индивида в организации
  22. Природа конфликтов в организациях, классификация видов конфликтов.
  23. Понятия организационной структуры фирмы, ее элементы и параметры: штата, департаментализация, иерархия, централизация.
  24. Типовые организационные структуры (линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, проектная, матричная), их преимущества и недостатки, области эффективного применения, влияние на индивидуальное и групповое поведение
  25. Межличностные коммуникации
  26. Невербальное общение, основные коммуникационные жесты, позы, мимика, их значение я влияние на поведение индивида
  27. Управленческие решения как компонент коммуникационных процессов.
  28. Понятия руководства и лидерства, их соотносительность
  29. Модели социально-психологических типов руководства.
  30. Власть руководителя и власть подчиненных, баланс власти.
  31. Виды возможных влияний личности.
  32. Межличностная власть: законная (институциональная), поощрительная и принудительная
  33. Структурная и ситуативная власть
  34. Групповая власть: распределение власти между структурными подразделениями
  35. Иллюзия власти: пределы, власти для личности
  36. Деловая политика, как, средство достижения, личных целей в организации.
  37. Этические аспекты власти и деловой политики в организации