МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Психология и педагогика


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Психология и педагогика ".

Составители УМК:

___________________________  /   Журавлева И.П/

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Сформировать научное мировоззрение актуальных проблем психологии и педагогики современного общества

Привить научные взгляды на актуальные психолого-педагогические проблемы личности.

Научить решать актуальные социально-психологические проблемы современного общества на основе достижений психологии и педагогики.

1.2. Задачи дисциплины

сформировать представление об основных положениях и закономерностях развития психики, формирования личности, проблемах воспитания, образования и обучения.

сформировать представление об основных категориях психологии и педагогики, основных концепциях и направлениях;

сформировать представление об основных исторических школах и современных направлениях в формировании и воспитании личности;

сформировать представление об использовании психолого-педагогических методов изучения личности; о возможностях и особенностях применения психолого-педагогических результатов в практике современного общества.

сформировать представление об использовании и возможностях применения психолого-педагогических результатов в практике современного общества.

сформировать умения о возможностях и особенностях применения психолого-педагогических результатов в практике современного общества.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

историю развития психологопедагогических идей и взглядах выдающихся ученых внесших вклад в развитие психологии и педагогики;
основные проблемы психологии и педагогики, их место и роль в современном мире;основные психологопедагогические категории, основные отрасли этих наук, возможности их применения на практике;
современные подходы к проблеме личности и ее роли в настоящем и будущем в современном мире; основные проблемы формирования и развития;
сущность основных теорий личности и проблем обучения и воспитания в современном мире;
современные психодиагностические методы получения информации о личностии возиожности их использования в педагогической деятельности;

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

осознанно и самостоятельно оперировать психологопедагогическими понятиями; анализировать научную литературу и ориентироваться в потоке психологической и педагогической литературы,
анализировать научную литературу и ориентироваться в потоке психологической и педагогической литературы,
использовать психолого-педагогические знания как основу гуманитарной подготовки, повышения духовной, правовой и гражданской культуры,
знать методику и технику психолого-педагогического исследования; использовать психодиагностические методы, обрабатывать их и интерпретировать полученные данные;
уметь самостоятельно использовать результаты психолого-педагогических исследований в решении практических проблем возникающих в деятельности и общении.
уметь самостоятельноосуществлять анализ результатов психолого-педагогических исследований;
уметь пользоваться основными приемами психологического взаимодействия в общении, в деятельности.
уметь самостоятельно использовать полученные знания в решении практических проблем возникающих в деятельности и общении.

заказать роллы -бесплатно -ижевск

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

К моменту изучения дисциплины студенты должны знать в объеме средней школы биологию и обществовзнание.
Для успешного изучения курса студенты должны уметь практически применять знания по биологии и обществознании, полученные ими в средней школе.
К моменту изучения дисциплины студенты должны знать основы социологии и социальной философии

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

5
Общая трудоемкость дисциплины 68 68
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 34 34
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение в научную психологию. Предмет основные методы, задачи и отрасли психологии.
Определение психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психика и теория отражения, природа и характеристика психического как свойства нервной системы, мозга. Физиологические основы высшей нервной деятельности. Развитие рефлекторной теории. Понятие о I и II сигнальных системах и их взаимодействии. Возникновение и развитие психики в биологической эволюции. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Физикохимическая школа в биологии. Дарвинизм. Учение о рефлексе. Психофизиология органов чувств и психофизика. История развития психологии. Общее состояние русской психологической науки в начале XX в. Решение методологических вопросов психологии в трудах советских психологов. Вклад Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева в развитие психологической мысли. Советский фрейдизм. Советские психологические школы. Проблема воспитание и природа и дискуссия между советскими учеными. Роль психологии в решении данной проблемы.Проблема метода в психологии. Современные методы получения психолого-педагогической информации. Основные психого-педагогические методы. Психодиагностика. Психодиагностические методы. Измерение отношений и взаимопониманий в малых группах: наблюдение, беседа, опросные листы, тесты, социометрия. Контент-анализ, эксперимент и его виды, графические методы. Методика психологического исследования. Роль и значение психодиагностики в современных условиях. Обработка и интерпретация данных. Задачи психологии и основных ее отраслей для современной практики. Теоретические и эмпирические отрасли, их роль значениев социальном развитии общества.Роль психологии в профориентации. Понятие психологической консультации и реабилитации.

Тема 2. Проблема личности в психологии и педагогике. Личность и ее индивидуально-психологические особенности.
Человек, индивид, личность и индивидуальность. Личность и общество. Понятие о сознании. Проблема соотношения биологического и социального в формировании личности. Развитие данной проблемы во взглядах выдающихся философов: Дж. Локка, Гельвеция, Ж.Ж. Руссо и т.д. Дискуссия по проблеме природа-воспитание в работах ведущих исследователей. Антропологическое и социогенетическое напрвления в обосновании проблемы формирования личности. Основные теории антропологического направления: Ч.Ламрозо, теория хроносомных аномалий, теория К.Лоренца. Психоаналитические концепции. Теории бихевиориального направления, и гумманистического направления.Решение проблемы соотношения биологического и социального в отечественной психологии и педагогике. Социализация. Механизмы социализации личности: подражание, идентификация, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование установленным нормам. Источники социализации. Межличностная идентификация как социальнопсихический механизм социализации детей. Источники и механизмы полоролевой типизации. Положительное и отрицательное влияние конформизма на социализацию личности. Характер и индивидуальность человека. Структура характера. Черты характера. Акцентуация черт характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Патохарактерологические черты личности и характер. Психологические основы воспитания и самовоспитания характера. Теория развития личности в трудах выдающихся советских психологов С.Я. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева. Роль Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, Б. Ананьева в решении проблемных вопросов развития и профессионального становления личности. Теории структуры личности. Статистическая и динамическая структура по К.К. Платонову.

Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние её элементов на формирование личности
Соотношение наследственности и среды в онтогенезе. Понятие генотипа и фенотипа. Онтогенез и филогенез. Биологически обусловленная подструктура:анатомо-физиологические характеристики, пол, возраст, патология, темперамент и задатки. Влияние параиетров физического развития на формирование личности. Булимия и анорексия. Темперамент, задатки и способности. Понятие о темпераменте. Устойчивость и постоянство темперамента в процессе развития личности. Демаскировка темперамента. Историческое содержание в учении о темпераментах: Гиппократ, И.П. Павлов, современные взгляды на типологию темперамента. Тип темперамента и тип высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика темпераментов. Роль темперамента в трудовой деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль поведения в трудовой деятельности. Свойства темперамента и особенности воспитания подрастающего поколения. Способности и задатки. Характеристика способностей. Общие и специальные способности и их формирование. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Учет способностей в различных видах деятельности. Творческие способности. Учет способностей в профессиональной деятельности.

Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов. Особенности познавательных и эмоциональных процессов
Понятие о познавательных процессах. Ощущение и восприятие. Физиологические основы ощущений и их рефлекторная природа. Рецепторы и анализаторы. Виды ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность. Взаимодействие ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Физиологические основы восприятия и его свойства: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность. Апперцепция. Наблюдение и наблюдательность. Восприятие пространства и времени. Зрительные иллюзии. Высшие познавательные процессы. Память и мышление. Память и его физиологические механизмы. Виды памяти и их взаимосвязь. Характеристика мнемических процессов памяти запоминания, сохранения, воспроизведения. Реминисценция. Забывание и его характеристика. Мышление как высший познавательный процесс. Социальная природа мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индуктивное и дедуктивное мышление. Репродуктивное и продуктивное мышление. Операции мышления: анализ, синтез, обобщение. Мотивация мышления. Виды мышления: практически действенное, наглядно образное и словесно-логическое.Индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь. Развитие мышления в процессе обучения. Воображение и его социальная природа. Виды воображения, его физиологические основы. Воображение и проблемная ситуация. Индивидуальные качества воображения. Роль воображения в творчестве.Внимание как особое свойство сосредоточенности сознания. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания: устойчивость, объем, распределение, концентрация, переключение. Роль внимания в профессиональной деятельности. Зависимость травматизма от отрицательных свойств внимания.Воображение. Структура и виды воображения. Роль воображения в творческой деятельности. Понятие о чувствах и эмоциях. Сигнальная и регуляторная функция чувств. Качества, содержание и динамика чувств. Роль воспитания в развитии чувств. Классификация чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности. Физиологические основы эмоций. Формы переживания чувств. Эмоции. Основные виды эмоций. Эмоциональные черты личности. Основные психические состояния личности. Аффекты. Настроения. Стресс. Ганс Селье и его теория о стрессе.Фрустрация. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность
Активность личности. Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей. Естественные и культурные потребности.Понятие деятельности и поведения.Общая характеристика деятельности. Личность как субъект деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Цель регулятор деятельности. Отличие активности животных от деятельности человека. Деятельность и развитие личности. Ведущая деятельность. Роль ведущей деятельности в развитии личности.Основные виды деятельности: игра, учеба, труд, общение. Современные критические подходы к ведущим видам деятельности. Понятие о доминирующей потребности в структуре актуальных потребностей. Социальные потребности. Потребность в труде, общении. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Интериоризация и экстеоризация. Структура деятельности. Освоение деятельности. Умение, навыки, привычки. Формирование умений и навыков. Взаимодействие навыков: перенос и интерференция навыков.

Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности.
Направленность личности и её составлящие. Роль направленности в поведении и регуляции деятельности личности. Мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации и установки личности . Самосознание и самооценка личности. Самооценка как механизм регуляции деятельности и адаптации личности в социальной среде. Уровень притязаний и локус контроля. Интерналы и экстерналы. Формирование направленности, роль воспитания и социального окружения в её развитии. Механизм формирования потребностей: влечение, желание, потребность. Мотивы как побуждение к деятельности. Мотивация деятельности и поведения. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Интересы. Психологическая установка, влечения и особенности их функционирования. Понятие о воле и волевой деятельности. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его психологическая характеристика. Волевое усилие. Волевые качества личности и их формирование. Дисциплинированность как волевой навык. Свобода воли и личностная ответственность.

Тема 7. Раздел II. Педагогика. Педагогика как наука. Исторический аспект
Возникновение педагогики как науки. Народная педагогика и педагогика как социальный институт. Роль выдающихся педагогов Я.А. Каменского (15921670 гг.), И.Г. Песталоцци (17461826 гг.), Ж.Ж. Руссо (17121778 гг.), К.Д. Ушинского (18241870 гг.), А.С. Макаренко (18881939 гг.), В. Сухомлинского в развитии педагогической мысли. Воспитание и педагогика. Основные категории педагогики. Воспитание общественное явление. Народная педагогика и воспитание.Образование, его сущность и основные пути приобретения образования. Обучение как основная часть педагогики. Сущность обучения. Обучение как процесс и результат. Основные функции обучения. Связь воспитания, обучения и образования. Педагогика как система наук. Общая и возрастная педагогика. Специальная педагогика для детей с наличием различных дефектов: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренолопедагогика. Методика отдельных дисциплин. История педагогики как теоретическое освещение развития народной педагогики и педагогических идей различных исторических эпох. Связь педагогики с другими науками. Связь педагогики и психологии и с ее основными отраслями: общей и возрастной, социальной и т.д. Связь педагогики с физиологией высшей нервной деятельности. Общая и возрастная физиология основа естественно научного подхода к обучению и воспитанию. Методы педагогики. Основные эмпирические методы познания педагогических явлений: наблюдение, опросы, изучение продуктов деятельности учащихся и документации учебновоспитательных учреждений. Педагогический эксперимент. Понятие о тренингах, формах и видах их проведения. Методы обработки педагогических исследований.

Тема 8. Педагогика как теория воспитания.
Понятие о воспитании. Основная задача воспитания. Основные взгляды в истории педагогике на роль воспитания в развитии личности ребенка. Понятие о принципах воспитания. Основные принципы воспитания: целеустремленность; связь воспитания с жизнью, трудом; принцип воспитания в коллективе; систематичность и последовательность, принцип воздействия на чувства сознание и поведение. Теория нравственного воспитания Колберга. Единство воспитания и образования. Единство требований и уважения к личности воспитанника. Последовательность, систематичность, единство и непрерывность воспитательных воздействий. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям личности. Принцип эффективности воспитания словом, примером.

Тема 9. Дидактика как теория обучения и образования личности
Понятие о дидактике. Сущность обучения и образования. Роль Я.А. Каменского в развитии дидактики. Основные задачи процесса обучения. Основные принципы обучения: воспитывающей характер, научность, систематичность и последовательность; доступность и посильность; сознательность и активность при обучении. Значение принципа наглядности. Связь обучения с жизнью, общественной практикой. Методы обучения, их сущность и специфика. Классификация методов обучения по источникам получения знаний: словесные, наглядные, практические методы.Основные виды словесных методов обучения: рассказ, объяснения, беседа, дискуссия, лекция и др.Основные виды наглядных методов: метод иллюстраций, метод демонстраций и т.д. Основные практические методы: упражнения: воспроизводящие, тренировочные, объяснительно иллюстративные методы и т.д.

Тема 10. Направленность личности и её составлящие.
Направленность личности и её составлящие.Роль направленности в поведении и регуляции деятельности личности. Мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации и установки личности . Самосознание и самооценка личности. Самооценка как механизм регуляции деятельности и адаптации личности в социальной среде. Уровень притязаний и локус контроля. Интерналы и экстерналы. Формирование направленности, роль воспитания и социального окружения в её развитии.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 5
Тема 1. Введение в научную психологию. Предмет основные методы, задачи и отрасли психологии. 7 3
2
2

Тема 2. Проблема личности в психологии и педагогике. Личность и ее индивидуально-психологические особенности. 7 3
2
2

Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние её элементов на формирование личности 8 4
2
2

Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов. Особенности познавательных и эмоциональных процессов 8 4
2
2

Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность 8 4
2
2

Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности. 8 4
2
2

Тема 7. Раздел II. Педагогика. Педагогика как наука. Исторический аспект 6 4
1
1

Тема 8. Педагогика как теория воспитания. 8 4
2
2

Тема 9. Дидактика как теория обучения и образования личности 8 4
2
2

Тема 10. Направленность личности и её составлящие. 0 0



Итого 68 34 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 5
Тема 1. Введение в научную психологию. Предмет основные методы, задачи и отрасли психологии.
2
Тема 2. Проблема личности в психологии и педагогике. Личность и ее индивидуально-психологические особенности.
2
Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние её элементов на формирование личности
2
Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов. Особенности познавательных и эмоциональных процессов
2
Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность
2
Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности.
2
Тема 7. Раздел II. Педагогика. Педагогика как наука. Исторический аспект
1
Тема 8. Педагогика как теория воспитания.
2
Тема 9. Дидактика как теория обучения и образования личности
2
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 5
Тема 1. Введение в научную психологию. Предмет основные методы, задачи отросли психологии.
2
Тема 2. Проблема личности в психологии и педагогике. Личность и ее индивидуально- психологические особенности.
2
Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние ее элементов на формирование личности
2
Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов. Особенности познавательных и эмоциональных процессов.
2
Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность.
2
Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности.
2
Тема 7. Раздел II. Педагогика. Педагогика как наука. Исторический аспект.
1
Тема 8. Педагогика как теория воспитания.
2
Тема 9. Дидактика как теория обучения и образования личности.
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 5
1, 2 Тема 2 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Понятие о методах психологии и педагогики. Изучение темперамента как базовой характериски личности и его роли в формировании стиля деятельности и поведения.Определение индивидуальных особенностей личности по тесту Я. Стреляу ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Изучение темперамента как базовой характериски личности и его роли в формировании стиля деятельности и поведения.Определение индивидуальных особенностей личности по тесту Я. Стреляу ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Понятие о характере Личности.Определение акцентуированных черт характера по Шмишеку. ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Понятие о характере и его связи с темпераментом. Значение акцентуированных черт характера в адаптации и дезадаптации личности. ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Направленность личности.Определение УСК ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Направленность личности. Определение уровня самооценки ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Анализ и обопщение данных полученных в результате практического тестирования. Составление психолого-педагогической характеристики личности ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Составление психолого-педагогической характеристики личности ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Обобщение данных тестирования и составление психолого-педагогической характеристики личности ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Добавить Внимание! Контроль не вносится в УМК, если не указаны темы или недели! Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание работы) Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ (может быть пустым) ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Формы самостоятельной работы Виды текущего контроля РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; Опрос - Устный опрос
4
3, 4 Тема 3 Подготовка к тестированию Изучение темперамента как базовой характериски личности и его роли в формировании стиля деятельности и поведения.Определение индивидуальных особенностей личности по тесту Я. Стреляу
4
5, 6 Тема 6 Подготовка к тестированию Сущность и характеристика акцентуированных черт характера по К Леонгарду. Работа с тестом Шмишека.
4
7, 8 Тема 5 Подготовка к тестированию Интерпретация полученных данных по тесту изучения акцентуированных черт личности.
4
9, 10 Тема 6 Подготовка к тестированию Понятие о направленности личности и её роли в поведении личности. Самосознание и самооценка личности. УСК
4
12, 13 Тема 8 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Самосознание и самооценка личности Роль самооценки в адаптации личности к социальным условиям.
4
14, 15 Тема 9 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Роль УСК в адаптации личности к социальным условиям.Составление психолого-педагогической характериски личности
5
16, 17 Тема 9 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы Составление психолого-педагогической характериски личности
5
Итого 34

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка письменных тестирований
Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 5
Тема 2 Определение психологии как науки. 2.Психика как свойство нервной системы, мозга. Физиологические основы высшей нервной деятельности. 3.Проблема метода в психологии. Основные психого-педагогические методы. Задачи психологии и основных ее отраслей для современной практики. Теоретические и эмпирические отрасли, их роль значениев социальном развитии общества.
1
Тема 3 1.Человек, индивид, личность и индивидуальность. Понятие о сознании. 2.Проблема соотношения биологического и социального в личности. Развитие данной проблемы во взглядах выдающихся психологов. Решение проблемы биологического и социального в отечественной психологии и педагогике. 3.Социализация. Механизмы социализации. Характер и индивидуальность человека. Структура характера. 4.Теории развития личности и ее динамическая структура по К.К. Платонову.. Акцентуация черт характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко.
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 5
Текущий контроль знаний в 5 семестре
Тема 2 Психодиагностика. Психодиагностические методы. Измерение отношений и взаимопониманий в малых группах: наблюдение, беседа, опросные листы, тесты, социометрия. Контент-анализ, эксперимент и его виды, графические методы. Методика психологического исследования. Роль и значение психодиагностики в современных условиях. Обработка и интерпретация данных.
1
Тема 2 Работа с тестом Стреляю Я. Обсуждение и интерпетация данных тестирования. Понятие о темпераменте как базовой характеристике личности.
1
Тема 3 Обсуждение результатов и интерпетация данных тестирования.Защита данных практического тестирования
1
Тема 4 Определение акцентуированных черт характера по К Леонгарду. Работа с тестом Шмишека.
1
Тема 5 Обсуждение результатов и интерпетация данных тестирования по тесту Шмишека.
1
Тема 6 Определение "Уровня субъективного контроля" по Роттеру. Психологическое содержание "ответственности личности".
1
Тема 7 Обсуждение результатов и интерпетация данных тестирования по определению "Уровня субъективного контроля" по Роттеру.
1
Тема 9 Защита данных практического комплексного тестирования. Составление личностного портрета и психолого-педагогической характеристики
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 5
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос
















КТ

КТ
















КТ

КТ
















Опрос


Опрос














Опрос


Опрос















КТ



КТ














ПДЗ




ПДЗ













КТ





КТ












КТ






КТ











КТ







КТ











Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 5
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПЛР

ПЛР
















ПТ

ПТ














ПТ





ПТ










ПТ



ПТ












ПТ







ПТ








ПЛР










ПЛР





ПЛР












ПЛР



ПЛР














ПЛР



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

5 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Ждан А.Н.   История психологии: от античности к современности :учеб. для вузов. -  М.:  Педогогическое общество России,  2002
2. Реан А.А.   Психология и педагогика :учеб. для вузов.  / Бордовская Н.В., Розум С.И. -  СПб.:  ПИТЕР,  2002
3. Реан А.А.   Психология и педагогика :Учеб.для вузов.  / Бордовская Н.В., Розум С.И. -  СПб.:  ПИТЕР,  2003
4. Крысько В.Г.   Психология и педагогика :учеб. пособие. -  М.:  Омега- Л,  2007
5. Островский Э.В.   Психология и педагогика :учеб. пособие для вузов.  / Чернышова Л.И.; под ред. Э.В. Островского -  М.:  Вузовский учебник,  2008   Гриф МО
6. Авдеев Н.Ф.   Психолого-педагогические основы обучения в МГИУ.  / Хохлов Н.Г. -  М.:  МГИУ,  2004

6.2. Дополнительная литература

7. Общая психология: Курс лекций.  / сост.Рогов Е.И. -  М.:  Владос,  1995
8. Афонина Г.М.   Педагогика. курс лекций и семинарские занятия.: учеб. пособие для вузов.  / под ред. О.А. Абдуллиной -  Ростов н/Д:  Феникс,  2002
9. Немов Р.С.   Психология: В 3-х кн.:Учеб.для высш.пед.учеб.заведений Кн.3:Психодиагностика. -  М.:  Владос,  2002
10. Столяренко А.М.   Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов. -  М.:  ЮНИТИ-ДАНА,  2001   Гриф МО
11. Мокшанцев Р.И.   Психология переговоров: Учеб.пособие для вузов. -  М.:  ИНФРА-М;Новосибирск:Сибирское соглашение,  2002
12. Шаронин Ю.В.   Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования: Синергетический подход. -  М.:  МГИУ,  1998
13. социальная психология личности в вопросах и ответах. Учебн. пособ. Для вузов (Гриф МО РФ). / Под ред. В.А. Лабунской.  М.: Гардарики,,  2000 -  397c.
14. Рабочая тетрадь по курсу "Психология и педогогика".  / Л.Н.Гришина  М МГИУ,  2006 -  28c.    

6.3. Периодические издания

1. Психологический журнал. ()
2. Вопросы психологии. ()
3. Вопросы педагогики. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Интернет-ресурсы в изучении психологии и педагогики. (http://www.history.perm.ru http://www.rtinf.ru http://www.lants.tellur.ru/history http://www.history.ru/histr.htm http://historydoc.edu.ru http://world-ar2.chat.ru http://www.museum.ru/mus http://www.mon.gov.ruhttp://www.main.msiu.ru http://www.hist.msu.ru/аdmin/about.htm http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohisthttp://www.history.pu.ru/about.htm http://hist.asu.ru http://www.history.univ.kiev.ua http://russia.km.ru/istor http://www.auditorium.ru http://www.auditorium.ru http://www.hist.msu.ru/ER/index.html http://militera.lib.ru http://fershal.narod.ru http://www.libelli.ru/library.htm http://zzl.lib.ru http://www.ocrtxt.narod.ru http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm http://litportal.ru http://lib.thewalls.ru www.history.machaon.ru www.historia.ru www.archaeology.ru http://archaeology.kiev.ua/journal http://www.istrodina.com http:// www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm http:// www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm http:// www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm http://old-rus.narod.ru http://drevnerus.kuzbassnet.ru www.geocities.com/stoglav http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm www.krotov.info/index.htm http://heritage.eunnet.net/depository http:// historyxix.km.ru http://www.museum.ru/museum/1812 http:// www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm www.nivestnik.ru http://www.durov.com/speeches.htm http://andrey-ganin.hotbox.ru http://knigidz.nm.ru/index.htm http://stalin.newmail.ru/index.html http:// www.pobediteli.ru http://velikvoy.narod.ru http://www/president.kremlin.ru http://duma.dov.ru http://www.akdi.ru/gd/akdi.htm; http://www.akdi.ru/sf/akdi. htm http://www.http://.psiholjg narod.ru/ http://www.cityline.ru http://www.openweb.ru http://www.panorama.org http://www.ancient.ru http://www.ancient.holm.ru http://history.mtu.ru http://egypt.org.ru http://www.egypt.h1.ru www.magister.msk.ru/library/philos/kunn_001.htm http://www.ancientrome.ru http://incunabula1.narod.ru http://losecivi1.r2.ru http://rulers.narod.ru Ssylki.htm)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Книжный фонд кафедры.
  2. Книги и статьи подготовленные преподавателями.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Лекция. Объяснение, анализ, синтез.
Cистемный, аналитически-дедуктивный.

[1] c.15-59
[2] c.9-42
[9] c.156
[3] c.9-42
[7] c.3-17
[12] c.3-7
[10] c.5-32
[8] c.5-11
[6] c.76-79
[4] c.3-65
[5] c.3-43
[14] c.3-9
[13] c.6-42

Тема 1 Практическое занятие
Введение в научную психологию. Предмет основные методы, задачи отросли психологии.

[14] c.3-9

Тема 2 Лекции Лекция. Объяснение, анализ, синтез.
Системно-типологический, аналитически-дедуктивный.
Устный опрос.
[2] c.166-173
[3] c.95-107
[7] c.23
[10] c.35-60
[6] c.26-72
[4] c.31-54
[5] c.51-78
[14] c.6-9

Тема 2 Практическое занятие
Проблема личности в психологии и педагогике. Личность и ее индивидуально- психологические особенности.
Компьютерное тестирование.
[14] c.3-9

Тема 3 Лекции Чтение дополнительной литературы, дедуктивный метод, анализ, синтез.
Историко-системный, сравнительный, дедуктивный.
Устный опрос.
[3] c.30-34
[10] c.69-135
[8] c.94-104
[6] c.57-60
[4] c.45-69
[5] c.82-95
[14] c.9-12

Тема 3 Практическое занятие
Биологически обусловленная подструктура личности и влияние ее элементов на формирование личности
Устный опрос.
[14] c.9-14

Тема 4 Лекции Лекция. Объяснение, анализ, синтез.
Сравнительно-типологический, аналитически-дедуктивный.

[11] c.34-95
[3] c.43-49
[12] c.7-67
[10] c.58-128
[4] c.86-132
[14] c.9-12

Тема 4 Практическое занятие
Подструктура познавательных и эмоциональных процессов. Особенности познавательных и эмоциональных процессов
Компьютерное тестирование.
[14] c.9-14

Тема 5 Лекции Лекция. Описание, объяснение, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, аналитически-дедуктивный.

[2] c.178-200
[9] c.156-231
[3] c.175-212
[7] c.140
[6] c.69-78
[4] c.150-187
[5] c.178-221
[14] c.3-14

Тема 5 Практическое занятие
Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность.
Проверка и приём домашнего задания.
[14] c.3-14

Тема 6 Лекции Лекция. Описание, индукция, дидиукция, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, аналитически-дедуктивный.

[2] c.187-193
[3] c.146-165
[14] c.14-18

Тема 6 Практическое занятие
Социально обусловленная подструктура. Направленность личности.
Компьютерное тестирование.
[14] c.14-18

Тема 7 Лекции Лекция. Описание, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, аналитически-дедуктивный.

[2] c.346-359
[3] c.214-223
[6] c.79-96
[14] c.18-20

Тема 7 Практическое занятие
Раздел II. Педагогика. Педагогика как наука. Исторический аспект.
Компьютерное тестирование.
[3] c.417-421
[14] c.18-20

Тема 8 Лекции Лекция. Объяснение, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, аналитически-дедуктивный.

[2] c.359-364
[3] c.236-258
[10] c.413-432
[8] c.210-235

Тема 8 Практическое занятие
Педагогика как теория воспитания.

[2] c.359-364

Тема 9 Лекции Лекция. Объяснение, дидукция, анализ, синтез.
Проблемно-хронологический, аналитически-дедуктивный.

[2] c.317-335
[9] c.265-299
[3] c.266-308
[10] c.174-180
[6] c.15-26
[4] c.311-365
[5] c.287-321
[14] c.3-21

Тема 9 Практическое занятие
Дидактика как теория обучения и образования личности.
Компьютерное тестирование.
[14] c.3-21

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 5
Тема 2 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Понятие о методах психологии и педагогики. Изучение темперамента как базовой характериски личности и его роли в формировании стиля деятельности и поведения.Определение индивидуальных особенностей личности по тесту Я. Стреляу ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Изучение темперамента как базовой характериски личности и его роли в формировании стиля деятельности и поведения.Определение индивидуальных особенностей личности по тесту Я. Стреляу ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Понятие о характере Личности.Определение акцентуированных черт характера по Шмишеку. ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Понятие о характере и его связи с темпераментом. Значение акцентуированных черт характера в адаптации и дезадаптации личности. ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Направленность личности.Определение УСК ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Направленность личности. Определение уровня самооценки ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Анализ и обопщение данных полученных в результате практического тестирования. Составление психолого-педагогической характеристики личности ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Составление психолого-педагогической характеристики личности ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание) работы Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ Обобщение данных тестирования и составление психолого-педагогической характеристики личности ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Добавить Внимание! Контроль не вносится в УМК, если не указаны темы или недели! Раздел(тема) Вид работы Номер работы Название (содержание работы) Кол-во часов Форма контроля Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 РГР ДЗ ПЛР ПТ Реферат СИ (может быть пустым) ЗЛР КТ Контр ПТ ЗР ПДЗ ПрРГР ПГ Опрос Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Формы самостоятельной работы Виды текущего контроля РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; Опрос - Устный опрос
Письменное тестирование
[14] с.3-9
Тема 3 Подготовка к тестированию
Изучение темперамента как базовой характериски личности и его роли в формировании стиля деятельности и поведения.Определение индивидуальных особенностей личности по тесту Я. Стреляу
Устный опрос
[14] с.3-9
Тема 6 Подготовка к тестированию
Сущность и характеристика акцентуированных черт характера по К Леонгарду. Работа с тестом Шмишека.
Защита лабораторной работы
[4] с.166-173
[14] с.9-14
Тема 5 Подготовка к тестированию
Интерпретация полученных данных по тесту изучения акцентуированных черт личности.
Защита лабораторной работы
[14] с.14-18
[13] с.125-137
Тема 6 Подготовка к тестированию
Понятие о направленности личности и её роли в поведении личности. Самосознание и самооценка личности. УСК
Защита лабораторной работы
[4] с.146-165
[14] с.14-21
Тема 8 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Самосознание и самооценка личности Роль самооценки в адаптации личности к социальным условиям.
Устный опрос
[14] с.14-21
Тема 9 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Роль УСК в адаптации личности к социальным условиям.Составление психолого-педагогической характериски личности
Проверка и приём домашнего задания
[14] с.3-21
Тема 9 Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы
Составление психолого-педагогической характериски личности
Устный опрос
[14] с.21-25

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Предмет и объек психологии. Понятие о психике. Что такое психика?
  2. Причины выделения психологии в самостоятельную науку и отделение философии только (начало ХХ столетия). Почему проблема определения предмета психологии становится камнем преткновения для становления психологии. Прав ли был Корсаков, который сказал, что психологию как науку сделали физиологи. Почему?
  3. Физиологические основы психики. Мозг и психика.Роль М.И. Сеченова и И.П. Павлова в развитии физиологических основ психики.
  4. Основные методы психологии
  5. Основные психологические отрасли современной психологии.Дайте описание основных психологических течений в 20 30-е годы СССР.
  6. Этапы развития отечественной психологии в ХХстолетии.
  7. Психодиагностика как отрасль современной психологии
  8. Проблема личности в психологии Человек, индивид, индивидуальность. Понятие о сознаниии.
  9. Сущность и основные направления решения проблемы соотношения биологического и социального в личности: антропопсихологическое направление, социогенетическое. Основная характеристика доминирующих воззрений на психику и психическое.
  10. Сущность психики в психоаналитической ориентации. Назовите отличия современных теорий психоанализа от ортодоксального, фрейдавского.
  11. Назовите представителей психологических школ придерживающихся социологизаторского направления в формировании личности.Сущность бихевиоризма и проблема психического.
  12. Назовите представителей психологических школ придерживающихся биологизаторского направления в формировании личности.Опишите эти теории.
  13. Опишите значение бихевиорального направление для решения проблем обучения и воспитания.Почему некоторые психологи считают проблему личности до сих пор нерешенной? Чем это доказывается?
  14. Опишите решение проблемы соотношения биологического и социального в личности в рамках воозрений отечественных психологов.(Культурно-историческая школа Л. Выготского, теория Н.А. Леонтьева, теория Б.Г. Ананьева и теория Исаева и др.)
  15. Статистическая и динамическая структура личности по К.К. Платонову .Их сходство и различие.
  16. Сщность биологической подструктуры личности и влияние её элементов на процесс формирования личности. Теории Кречмера, Шелдона. Психические нарушения:анорексия и булимия.
  17. Темперамент - базовая характеристика личности. Понятие стиль деятельности.
  18. Задатки и способности и процесс формирования личности.
  19. Характер, его сущность и основные характеристики. Акцентуированнные черты характера и психопатия.
  20. Сознание и его основные характеристики.
  21. Деятельность, её отличие от активности животных Структура деятельности.
  22. Уровни освоения деятельности. Привычки и их сущность.
  23. Сущность познавательных процессов.Низшие психические процессы.
  24. Высшие психические процессы и их сущность и значение для личности.
  25. Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства.
  26. Психические состояния личности:стресс, фрустрация, ПТСР, аффект.
  27. Память и мышление, их сущность и значение для личности.
  28. Самосознание и "Я-концепция". Уровень притязаний.
  29. Структура направленности и ее значение в определении стратегии жизни личности.
  30. Сущность процессов социализации личности и воспитания личности. Особенности этих процессов и значение.
  31. Назовите выдающихся педагогов ХVIII- ХХ вв. и осветите их вклад в развитие педагогики.
  32. Предмет и объект педагогики. Сущность и разделы педагогики как науки и народной педагогики.
  33. Связь педагогики и психологии. Сущность и значение педагогичесой психологии и роль Каптерева в развитии идей.
  34. Основные методы и отрасли современной педагогики.
  35. Основные принципы обучения и воспитания.
  36. Основные формы и методы обучения.
  37. Основные формы и методы воспитания.
  38. Основные категории педагогики и их сущность.
  39. Основные методы и прием перевоспитания несовершеннолетных нарушителей, разработанных А.С. Макаренко.
  40. Основы нравственного воспитания. Теория Колберга.
Темы рефератов