МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г
Подскажем где стоматит лечение тут самое лучшее.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Имитационное моделирование экономических процессов


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Имитационное моделирование экономических процессов ".

Составители УМК:

___________________________  /д.т.н., профессор   Казаков О.Л./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью дисциплины является ознакомление студентов с современными методами и моделями экономики и привитие им навыков практического применения экономико-математических моделей.

1.2. Задачи дисциплины

Задачи курса состоят в изучении методов имитационного моделирования и использовании компьютерных моделей процессов на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

методы имитационного моделирования процессов в экономике.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- использовать компьютерные методы имитационного моделирования процессов в экономике;
- разрабатывать имитационные модели процессов на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Математика: линейная алгебра, дискретная математика, численные методы.
Информатика и программирование: алгоритмизация и программирование, программные среды; организация и средства человеко-машинного интерфейса; объектно-ориентированное программирование.
Теория вероятностей и математическая статистика: случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез.
Теория систем и системный анализ: методы и модели теории систем, понятие цели и закономерности целеобразования; соотношение категорий типа событие, явление, поведение.
Экономика.
Бухгалтерский учет.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

6
Общая трудоемкость дисциплины 50 50
Аудиторная нагрузка 17 17
Лекции 0 0
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 33 33
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Основные понятия
Метод Монте-Карло; потоки, задержки, обслуживание; формула Поллачека-Хинчина.

Тема 2. Построение имитационной модели
Формулировка задачи и формализованное описание модели; структурный анализ процессов на объекте экономики; уровни детализации функциональной модели; автоматизированное конструирование моделей бизнес-процессов.

Тема 3. Имитация работы объекта экономики
Материальные, денежные и информационные потоки; генераторы, очереди, узлы обслуживания, терминаторы и др.; транзакты; разомкнутые и замкнутые схемы моделей.

Тема 4. Примеры имитационного решения экономических задач
Задачи анализа поведения экономической системы, статистические и операционные задачи.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 6
Тема 1. Основные понятия 12 8

4

Тема 2. Построение имитационной модели 13 8

5

Тема 3. Имитация работы объекта экономики 12 8

4

Тема 4. Примеры имитационного решения экономических задач 13 9

4

Итого 50 33 0 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Не предусмотрено программой

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 6
Тема 1. Графический конструктор
4
Тема 2. Построение модели
5
Тема 3. Получение результатов моделирования
4
Тема 4. Оформление реферата
4
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 6
1-4 Тема 1 Самостоятельное изучение  N1 Графический конструктор
9
5-7 Тема 2 Самостоятельное изучение  N1 Построение модели
8
8-12 Тема 3 Самостоятельное изучение  N1 Проведение экспериментов
8
13-17 Тема 4 Самостоятельное изучение  N1 Оформление реферата
8
Итого 33

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 6
Текущий контроль знаний в 6 семестре
Тема 1 Контрольное задание
1
Тема 2 Контрольное задание
1
Тема 3 Контрольное задание
1
Тема 4 Контрольное задание
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 6
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
КТ

КТ














КТ




КТ










КТ








КТ





КТ













КТ



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 6
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ1














СИ



СИ1











СИ






СИ1






СИ











СИ1



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

6 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Казаков О.Л.   Имитационное моделирование экономических процессов : учеб. пособие.  / Смирнов Г.Б. -  М.:  МГИУ,  2006

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Графический конструктор
http://www.anti-utechki.ru/

Демонстрационные материалы

  1. Инструкции на сервере

Оборудование и аппаратура

  1. Моделирующая система Pilgrim

Инструменты

  1. CASE-технология моделирующей системы

Макеты

  1. Контрольные примеры в моделирующей системе Pilgrim

Лабораторные материалы

  1. Контрольные задания

Другое

  1. Объектно-ориентированное программирование по CASE-технологии

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Практическое занятие Моделирующая система Pilgrim
Чтение лекций
Компьютерное тестирование.
[1] c.6-12

Тема 2 Практическое занятие Моделирующая система Pilgrim
Чтение лекций
Компьютерное тестирование.
[1] c.13-32

Тема 3 Практическое занятие Моделирующая система Pilgrim
Чтение лекций
Компьютерное тестирование.
[1] c.33-46

Тема 4 Практическое занятие Моделирующая система Pilgrim
Чтение лекций
Компьютерное тестирование.
[1] c.47-55

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 6
Тема 1 Самостоятельное изучение  N1
Графический конструктор
Компьютерное тестирование  N1
[1] с.6-12
Тема 2 Самостоятельное изучение  N1
Построение модели
Компьютерное тестирование  N1
[1] с.13-32
Тема 3 Самостоятельное изучение  N1
Проведение экспериментов
Компьютерное тестирование  N1
[1] с.33-46
Тема 4 Самостоятельное изучение  N1
Оформление реферата
Компьютерное тестирование  N1
[1] с.47-55

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Метод Монте-Карло
  2. формула Поллачека-Хинчина
  3. Построение имитационной модели
  4. Формулировка задачи и формализованное описание модели
  5. структурный анализ процессов на объекте
  6. автоматизированное конструирование моделей бизнес-процессов
  7. Планирование компьютерного эксперимента
  8. Имитация работы объекта экономики
  9. генераторы разомкнутые и замкнутые схемы моделей
  10. транзакты
  11. разомкнутые и замкнутые схемы моделей
  12. Примеры имитационного решения экономических задач
  13. Задачи анализа поведения экономической системы
Тема 1. Основные понятия
Вопросы для самоконтроля:
  1. Метод Монте-Карло
  2. Потоки, задержки, обслуживание
  3. Формула Поллачека-Хинчина
Тема 2. Построение имитационной модели
Вопросы для самоконтроля:
  1. Формулировка задачи и формализованное описание модели
  2. Структурный анализ процессов на объекте экономики
  3. Уровни детализации функциональной модели
  4. Автоматизированное конструирование моделей бизнес-процессов
Тема 3. Имитация работы объекта экономики
Вопросы для самоконтроля:
  1. Материальные, денежные и информационные потоки
  2. Генераторы, очереди, узлы обслуживания, терминаторы и др.
  3. Транзакты
  4. Разомкнутые и замкнутые схемы моделей
Тема 4. Примеры имитационного решения экономических задач
Вопросы для самоконтроля:
  1. Задачи анализа поведения экономической системы
  2. Статистические и операционные задачи