МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Социология и психология труда


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Социология и психология труда ".

Составители УМК:

___________________________  /   Ларионова И.И./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Получение знаний о социальных процессах в сфере труда, о формах социальных взаимоотношений в трудовых коллективах

1.2. Задачи дисциплины

1.Знание социальных процессов в сфере труда

2.Владение методами воздействия на социально-психологический климат коллектива

3.Умение анализировать причины трудовых конфликтов

4.Знание приемов разрешения трудовых конфликтов

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

1.Особенности социальных процессов в сфере труда
2.Психофизиологичекие основы организации труда
3.Методы получения информации о социальных процессах в сфере труда
4.Основы мотивации трудовой деятельности
5.Современные методы воздействия на социально-психологический климат коллектива

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

1.Собрать, обработать первичную социологическую информацию, провести ее анализ
2.Выявлять психофизиологические особенности трудовых процессов и сформулировать требования, предъявляемые профессией к исполнителю на основе психофизиологических особенностей труда
3.Владеть методами мотивации трудовой деятельности
4.Использовать методы воздействия на социально-психологический климат в коллективе
5.Владеть приемами разрешения конфликтов и сплочения групп
6.Критически оценивать и использовать зарубежный опыт

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Изучение курса: "Социология и психология труда" связано с такими дисциплинами: экономическая теория, статистика, социология, философия, организация производства и менеджмент

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

4
Общая трудоемкость дисциплины 68 68
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 34 34
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение в социологию и психологию труда. Предмет, задачи, содержание и формирование курса Социология и психология труда
Предмет, объект и основные категории социологии и психологии труда. Место социологии и психологии труда в системе наук о труде. Задачи курса Социология и психология труда. Значение дисциплины в подготовке менеджеров. Основные этапы формирования и развития социологии и психологии труда. Роль Ф. Тейлора, Эл.Мэйо и др. Исследователей в развитии науки о труде (поведенческих наук). Развитие социологических идей в России Современные концепции основных зарубежных школ по управлению трудом(социальными процессами в сфере труда). Значение труда в развитии человеческого общества. Сущность понятия труд. Функции труда. Характер и виды труда. Особенности труда на современном этапе развития. Сущность и показатели отношения к труду

Тема 2. Методологические основы социологии и психологии труда. Методы получения информации о социальных процессах в сфере труда
Значение социологических исследований в изучении социальных процессов. Виды социологических исследований и методика их проведения. Методы сбора первичной социологической информации. Обработка и анализ первичной социологической информации

Тема 3. Психофизиологические основы трудовой деятельности. Рабочединамический стереотип и элементы его формирования.
Нервная система человека. Ее регулирующее и направляющее значение Строение нервной системы. Основные процессы высшей нервной деятельности: возбуждение и торможение. Закономерности взаимодействия возбуждения и торможения. Определение понятий работоспособность и дееспособность. Их взаимосвязь с производительностью труда. Фазы работоспособности. Исследование динамики работоспособности при различных видах физического и умственного труда. Определение производственного утомления. Причины утомления. Виды напряжений в трудовой деятельности (физическое, сенсорное, эмоциональное, монотонность и т.д.) и их влияние на работоспособность. Способность предупреждения утомления Понятие тренировок и роль в приобретении и совершенствования навыков. Рационализация режима труда и отдыха. Адаптация организма

Тема 4. Мотивация трудовой деятельности
Понятие мотивации трудовой деятельности. Структурные элементы мотивации (интересы, желания, потребности, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы). Потребности и их характеристика. Место ценностей в мотивационном процессе. Структура мотивов (установок) трудового поведения.

Тема 5. Трудовой коллектив и его социальная организация
Понятие трудового коллектива. Функции трудового коллектива. Социальная структура трудового коллектива. Первичный производственный коллектив (группа). Формальные и неформальные группы. Причины вступления в группы. Характеристика групп. Факторы, повышающие эффективность работы комитетов

Тема 6. Сплочения трудового коллектива и конфликты
Понятие сплоченности трудового коллектива. Характеристика сплоченного и разобщенного коллектива. Факторы сплочения трудового коллектива. Понятие конфликта. Причины конфликтов. Типы конфликтов. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Структурные методы разрежения конфликтов. Межличностные стили разрешения конфликтов

Тема 7. Лидерство
Понятие лидерства. Взаимосвязь лидерства и руководства. Власть и влияние. Формы власти и влияния, их преимущества и недостатки. Влияние через убеждение. Влияние через участие. Баланс власти между руководителями и подчиненными. Концепции эффективного лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход. Эффективность стилей лидерства

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 4
Тема 1. Введение в социологию и психологию труда. Предмет, задачи, содержание и формирование курса Социология и психология труда 10 4
3
3

Тема 2. Методологические основы социологии и психологии труда. Методы получения информации о социальных процессах в сфере труда 10 4
3
3

Тема 3. Психофизиологические основы трудовой деятельности. Рабочединамический стереотип и элементы его формирования. 12 6
3
3

Тема 4. Мотивация трудовой деятельности 10 6
2
2

Тема 5. Трудовой коллектив и его социальная организация 10 6
2
2

Тема 6. Сплочения трудового коллектива и конфликты 8 4
2
2

Тема 7. Лидерство 8 4
2
2

Итого 68 34 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1. Введение в социологию и психологию труда. Предмет, задачи, содержание и формирование курса Социология и психология труда
3
Тема 2. Методологические основы социологии и психологии труда. Методы получения информации о социальных процессах в сфере труда
3
Тема 3. Психофизиологические основы трудовой деятельности. Рабочединамический стереотип и элементы его формирования.
3
Тема 4. Мотивация трудовой деятельности
2
Тема 5. Трудовой коллектив и его социальная организация
2
Тема 6. Сплочения трудового коллектива и конфликты
2
Тема 7. Лидерство
2
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1. Проведение устного опроса по теме:"Ведение в социологию и психологию труда,предмет ,задачи и содержание"
3
Тема 2. Проверка домашнего задания по теме:"Методологические основы социологии и психологии труда. Методы получения информации о социальных процессах в сфере" труда.
3
Тема 3. Проверка готовности студентов по теме:"Психофизиологические основы трудовой деятельности. Регулирующая роль нервной системы в процессе труда. Теория утомления и динамика работоспособности человека"
3
Тема 4. Проверка ответов на вопросы по теме: "Мотивация трудовой деятельности"
2
Тема 5. Проверка готовности студентов и проведение беседы по теме :"Трудовой коллектив и его социальная организация"
2
Тема 6. Проведение устного опроса по теме: "Трудовая адаптация работников"
2
Тема 7. Проверка домашнего задания и деловая игра по теме: "Сплочения трудового коллектива и конфликты"
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 4
1, 2 Тема 1 Самостоятельное изучение  N1 Детальная переработка основных методов социальной психологии: 1.Лабораторные исследования 2.Полевые исследования 3.Корреляционный эксперимент Обсуждение этичности и достоверности получаемых результатов
4
3, 4 Тема 2 Домашнее задание  N1 Изучение основных средств социального общения. Анализ моделей коммуникативной ситуации. Анализ структурной модели процесса общения
4
5, 6 Тема 3 Домашнее задание  N2 Овладение современными коммуникативными технологиями: слушания,говорение, взаимодействия в общение. Овладение методами психологической безопасности в процессе общения
6
7, 8 Тема 4 Самостоятельное изучение  N2 Проработка материалов по теме: "Социально-психологические явления, возникающие в группе"
6
9, 10 Тема 5 Домашнее задание  N3 Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии. Анализ стадий развития группы и формирования в группе адекватного отношения к власти Обсуждение теорий группового развития
6
11, 12 Тема 6 Самостоятельное изучение  N3 Детальная проработка темы: "Средства и приемы влияния лидера на других членов группы" и разработка технологий эффективного лидерства
4
13, 14 Тема 7 Домашнее задание  N4 Составление рабочей блок-схемы разрешения его трудового конфликта
4
Итого 34

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1 1.Предмет, объект и основные категории социологии и психологии труда 2.Значение социологии и психологии труда в подготовки менеджеров 3.Развитие социологических идей в России
1
Тема 3 1.Психофизиологические основы трудовой деятельности
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Текущий контроль знаний в 4 семестре
Тема 1 Устный опрос по теме:"Ведение в социологию и психологию труда,предмет, задачи и содержание"
1
Тема 2 Проверка и прием домашнего задания по теме:"Методы получения информции о социальных процессах в сфере труда"
1
Тема 3 Проверка и прием домашнего задания по теме:"Психофизиологические основы трудовой деятельности"
1
Тема 4 Устный опрос по теме: "Мотивация трудовой деятельности"
1
Тема 5 Проверка и прием домашнего задания по теме: "Трудовой коллектив и его социальная организация"
1
Тема 6 Устный опрос по теме: "Трудовая адаптация работников"
1
Тема 7 Проверка и прием домашнего задания по теме:" Сплочения трудового коллектива и конфликты"
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Контр

Контр1

















Опрос

Опрос1

















ПДЗ

ПДЗ1
















Контр


Контр2















ПГ


ПГ1















ПГ



ПГ2














ПГ




ПГ2













Опрос





Опрос3












ПрРГР






ПрРГР2













Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ

СИ1
















ДЗ

ДЗ1














ДЗ



ДЗ2












СИ





СИ2










ДЗ







ДЗ3








СИ









СИ3






ДЗ











ДЗ4






Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

4 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Златин П.А.   Социология и психология труда :учеб.пособие для вузов Ч.1.  / Крекова М.М., Соколянский В.В.; под ред. П.А. Златина -  М.:  МГИУ,  2005   Гриф УМО
2. Златин П.А.   Социология и психология труда :учеб. пособие для вузов Ч.2.  / Крекова М.М., Соколянский В.В. ; под ред. П.А. Златина -  М.:  МГИУ,  2005   Гриф УМО
3. Экономика и социология труда :учеб. для вузов.  / Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ивановская Л.В. и др: под ред. А.Я. Кибанова -  М.:  ИНФРА-М,  2010   Гриф МО

6.2. Дополнительная литература

4. Генкин Б.М.   Экономика и социология труда: учеб. для вузов. -  М.:  НОРМА,  2006   Гриф МО

6.3. Периодические издания

1. Регион: экономика и социология. ()
2. Управление персоналом. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Социологический журнал. (http://www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Информационная программа КАСАТКА
  2. Программы для проведения тестирований Hyper Test version 0.01 (31.10.2001)

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N1.
[1] c.11-51
[4] c.15-44
[3] c.8-15

Тема 1 Практическое занятие Опрос
Беседа
Устный опрос  N1.
[1] c.11-42
[2] c.146-176

Тема 2 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.51-77
[4] c.40-44

Тема 2 Практическое занятие Проверка и прием ДЗ
Проведение деловой игры
Проверка и приём домашнего задания  N1.
[4] c.240-271

Тема 3 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций
Контрольная работа  N2.
[2] c.176-198
[4] c.45-77

Тема 3 Практическое занятие Опрос
Организация коллоквиума
Проверка уровня готовности студента  N1.
[1] c.322-332
[4] c.274-288

Тема 4 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[2] c.304-377
[4] c.131-148

Тема 4 Практическое занятие Опрос
Беседа
Проверка уровня готовности студента  N2.
[1] c.153-202

Тема 5 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.109-140
[4] c.354-367

Тема 5 Практическое занятие Проверка и прием ДЗ
Проведение ролевой игры
Проверка уровня готовности студента  N2.
[4] c.214-256

Тема 6 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.380-408
[4] c.386-390

Тема 6 Практическое занятие Опрос
Организация имитационной игры
Устный опрос  N3.
[1] c.232-267
[4] c.226-240

Тема 7 Лекции Конспект лекций
Чтение лекций

[1] c.267-302
[4] c.375-378

Тема 7 Практическое занятие Опрос
Организация коллоквиума
Проверка и приём расчётно-графической работы  N2.
[4] c.314-322

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 4
Тема 1 Самостоятельное изучение  N1
Детальная переработка основных методов социальной психологии: 1.Лабораторные исследования 2.Полевые исследования 3.Корреляционный эксперимент Обсуждение этичности и достоверности получаемых результатов
Устный опрос  N1
[1] с.11-51
Тема 2 Домашнее задание  N1
Изучение основных средств социального общения. Анализ моделей коммуникативной ситуации. Анализ структурной модели процесса общения
Проверка и приём домашнего задания  N1
[1] с.51-77
Тема 3 Домашнее задание  N2
Овладение современными коммуникативными технологиями: слушания,говорение, взаимодействия в общение. Овладение методами психологической безопасности в процессе общения
Проверка уровня готовности студента  N2
[2] с.176-198
Тема 4 Самостоятельное изучение  N2
Проработка материалов по теме: "Социально-психологические явления, возникающие в группе"
Устный опрос  N2
[2] с.364-377
Тема 5 Домашнее задание  N3
Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии. Анализ стадий развития группы и формирования в группе адекватного отношения к власти Обсуждение теорий группового развития
Проверка и приём домашнего задания  N3
[1] с.109-140
Тема 6 Самостоятельное изучение  N3
Детальная проработка темы: "Средства и приемы влияния лидера на других членов группы" и разработка технологий эффективного лидерства
Устный опрос  N3
[1] с.380-408
Тема 7 Домашнее задание  N4
Составление рабочей блок-схемы разрешения его трудового конфликта
Проверка и приём домашнего задания  N4
[1] с.267-302

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Что изучает дисциплина социология и психология труда.
  2. Типология личностей по К. Юнгу. Влияние типологии на профессиональное предпочтение
  3. Мотивация. Определение и виды потребностей. Сущность мотивационного поведения через потребности.
  4. Виды социально-трудовых отношений.
  5. Роль знаний психофизиологии в организации трудовой деятельности людей.
  6. Роль вознаграждения в процессе мотивации. Различие между внешним и внутренним вознагрождением
  7. Роль социально-психологических знаний в управленческих процессах.
  8. Классификация темпераментов по И.П. Павлову. Свойства каждого типа
  9. Теория мотивации у Маслоу. Типы и иерархия потребностей по Маслоу.
  10. Связь дисциплины Социология и психология труда с другими науками.
  11. Основные свойства нервных процессов. Характеристики каждого свойства.
  12. Структурные методы разрешения конфликтов.
  13. Вклад российских ученых в становлении социологических идей о труде.
  14. Перечислите основные свойства нервных процессов. Расскажите о них.
  15. Конфликты. Понятие. Типы конфликтов. Причины и последствия конфликтов.
  16. Возникновение и развитие научных основ Социологии и психологи труда.
  17. Методы сбора социологической информации. Применение информации о
  18. Конфликты. Негативные и позитивные стороны явления.
  19. Социальная сущность труда. Характер и содержание трудовой деятельности.
  20. Инструментарий в социологии и психологии труда.
  21. Отличие социологического подхода к труду от подхода других наук о труде.
  22. Анкетирование. Структура анкеты. Виды вопросов и требования к ним.
  23. Лидерство и руководство. Общее и различное в понятиях. Источники лидерства.
  24. Важнейшие виды социально-трудовых отношений.
  25. Наблюдения. Классификация. Сфера применения, достоинства и недостатки
  26. Списки руководства. Эффективность различных стилей руководства.
  27. Труд как базовый социальный процесс.
  28. Интервью и его разновидности. Сфера применения, достоинства и недостатки.
  29. Три основных подхода к пониманию сути лидерства.
  30. Анкетирование. Классификация вопросов анкеты. Общие принципы формулировки вопросов и построения анкеты. Сфера применения. Достоинства и
  31. Процесс принятия решения. Влияние интуиции, суждений па процесс принятия решения. Этапы рационального принятия решения.
  32. Анализ документов в работе менеджера. Классификация документов. Традиционный анализ и кон тент - анализ как методы изучения документов.
  33. Предмет и основные задачи социологи и психологии труда.
  34. Влияние факторов риска, неопределенности, дефицита времени на эффективность принятого решения. Способы передачи решений.
  35. Различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями. Процедура принятия решения группой под назвавшем мозговой
Темы рефератов
Тема 1. Введение в социологию и психологию труда. Предмет, задачи, содержание и формирование курса Социология и психология труда
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что изучает дисциплина социология и психология труда.
  2. Типология личностей по К. Юнгу. Влияние типологии на профессиональное предпочтение
  3. Мотивация. Определение и виды потребностей. Сущность мотивационного поведения через потребности.
Тема 2. Методологические основы социологии и психологии труда. Методы получения информации о социальных процессах в сфере труда
Вопросы для самоконтроля:
  1. Виды социально-трудовых отношений.
  2. Роль знаний психофизиологии в организации трудовой деятельности людей.
  3. Роль вознаграждения в процессе мотивации. Различие между внешним и внутренним вознагрождением
Тема 3. Психофизиологические основы трудовой деятельности. Рабочединамический стереотип и элементы его формирования.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Роль социально-психологических знаний в управленческих процессах.
  2. Классификация темпераментов по И.П. Павлову. Свойства каждого типа
  3. Теория мотивации у Маслоу. Типы и иерархия потребностей по Маслоу.
  4. Связь дисциплины Социология и психология труда с другими науками.
Тема 4. Мотивация трудовой деятельности
Вопросы для самоконтроля:
  1. Основные свойства нервных процессов. Характеристики каждого свойства.
  2. Структурные методы разрешения конфликтов.
  3. Вклад российских ученых в становлении социологических идей о труде.
Тема 5. Трудовой коллектив и его социальная организация
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите основные свойства нервных процессов. Расскажите о них.
  2. Конфликты. Понятие. Типы конфликтов. Причины и последствия конфликтов.
  3. Возникновение и развитие научных основ Социологии и психологи труда.
Тема 6. Сплочения трудового коллектива и конфликты
Вопросы для самоконтроля:
  1. Методы сбора социологической информации. Применение информации.
  2. Конфликты. Негативные и позитивные стороны явления.
  3. Социальная сущность труда. Характер и содержание трудовой деятельности.
  4. Инструментарий в социологии и психологии труда.
Тема 7. Лидерство
Вопросы для самоконтроля:
  1. Отличие социологического подхода к труду от подхода других наук о труде.
  2. Анкетирование. Структура анкеты. Виды вопросов и требования к ним.
  3. Лидерство и руководство. Общее и различное в понятиях. Источники лидерства.
  4. Важнейшие виды социально-трудовых отношений.