| |||||
|
УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Социология ". Составители УМК:___________________________ / Ларионова И.И./ |
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года
Дать студентам необходимый объем как теоретических, так и практических знаний в области социологии.
Раскрыть принципы соотношения методологии и методов социологического знания.
Выделить специфику социологии.
Способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
Помочь студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в современной России, исследовать острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.
Раскрыть основное содержание курса социологии, остановиться на наиболее значительных его проблемах, показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций, с том числе и русской социологической школы.
Сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
Основные положения социологической науки.В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
Самостоятельно анализировать научную литературу.
Осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.
Владеть методикой и техникой социологического исследования.
Применять полученные теоретические знания на практике и использовать социологическую информацию в своей деятельности.
Осмысливать общественные явления и ориентироваться в них.
История отечества на базе общеобразовательной школы.
Обществоведение.
Вид учебных занятий | Всего | Семестры |
3 |
||
Общая трудоемкость дисциплины | 80 | 80 |
Аудиторная нагрузка | 34 | 34 |
Лекции | 17 | 17 |
Практические занятия (семинары) | 17 | 17 |
Лабораторный практикум | 0 | 0 |
Самостоятельная работа | 46 | 46 |
Курсовой проект (работа) | - | - |
Вид промежуточной аттестации | зачет |
Тема 1. Социология как наука.
Специфика социологического видения мира. Объект социологии. Дискуссии о предмете социологии. Социологическое воображение. Законы и основные парадигмы социологии. Структура и уровни социологического знания. Макро- и микросоциология. Методы социологии. Теория и эмпирия как два основных методологических подхода в социологическом познании. Функции социологии. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук. Соотношение социологии с социальной философией, экономической теорией, историей, политологией, социальной психологией, статистикой, педагогикой, социальной работой. Социология как научное знание и как предмет изучения. Роль социологии в преобразовании России.
Тема 2. История социологической мысли.Классические социологические теории.
Социологический проект О. Конта. Социальная статика и социальная динамика. Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Понятие позитивизма в социологии. Значение социологических идей О. Конта. Органическая теория Г. Спенсера. Общество как организм. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера. Учение о социальных институтах. Социология Э. Дюркгейма. Учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни. Проблема самоубийства. Формальная социология Г. Зиммеля. Теория конфликтов. М. Вебер и его понимающая социология. Теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти. Религия и ее влияние на общество. Социологическая теория марксизма. Материалистическое понимание истории как основа социологической концепции К. Маркса. Влияние социологических взглядов К. Маркса на общественное развитие в мире. Исторические судьбы марксистской социологии, современные взгляды и оценки социологии марксизма. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки.
Русская социологическая мысль.
Особенности становления социологии в России. Основные направления русской социологической мысли: географическое (Л.И. Мечников, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский); органическое (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); субъективное (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский); психологическое (Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий); многофакторное (М.М. Ковалевский); марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Развитие социологической теории П. Сорокиным: российский период. Социология в СССР. Социологическая мысль в период реформирования России.
Тема 3. Современные социологические теории.
Социология XX в: общая характеристика, особенности, основные парадигмы, направления и периодизация. Американская эмпирическая социология и ее развитие. Чигагская школа социологии: ее основные этапы, достижения, кризис и значение для пследующего развития социологии. Индустриальная социология и теория человеческих отношений. Хоторнский эксперимент Социометрия и изучение групп в социологиии. Творчество Дж. Морено.Теория потребностей А. Маслоу. Социологическое творчество П. Лазарсфельда. Расцвет и болезни эмпирической социологии.
Академическая социология: Макро- социология и микросоциология. Макрро - социологические парадигмы: развитие социологической теории П.Сорокиным: американский период. Концепции социальной стратификации и социальной мобильности, социокультурной динамики. Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина: Функциолизм (Т. Парсонса и Р. Мертон), марксизм (К. Маркс), теория социального конфликта (Л. Козер и Р. Дарендорф). Микросоциологические парадигмы: сомволический интеракционизм (ДЖ. Г. Мид, Г. Блумер, Ф. Девис),феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), теория обмена (Дж. Хоманс и П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель). Интегральная социология: концепция коммуникативного действия (Ю. Хабермас), теории структуралистического конструктивизма (П. Бурдье), структурации (Э. Гидденс), многомерной социологии (Д. Александер), саморефератных систем (Н. Луман) и др. Фундаментальный и эмпирический метод социологического знания. Теории среднего уровня.
Тема 4. Общество и социальные институты.
Понятие общества. Взаимосвязь природы и общества. Теории происхождения общества. Признаки общества. Типология общества. Социальная структура общества. Социальная структура российского общества в условиях рыночных отношений. Общество как социальная система. Социальные действия связи и взаимодействия. Концепция социальных систем Т. Парсонса. Вклад Р. Мертона в развитие теории социальных систем. Постфункционализм Н. Лумана. Социальная система и социальная структура. Подсистемы социальной системы. Условия стабильности и самосохранения социальных систем. Социальная адаптация. Социальная ситуация.
Социальные группы и общности. Понятие социальной группы и общности. Теории социальных групп. Многообразие социальных групп. Малая группа: понятие и признаки. Типология малых групп, групповое поведение и поведение личности в группе. конформизм. Разновидности социальных общностей. Социально - территориальные и национальные (этнические) общности. Социальные институты и организации. Структурв, функции и дисфункции социальных институтов. Явные и латентные функции. институт как нормативная система. Динамика социальных институтов. Типы социальных институтов. Социальные институты: политики, экономики, образования и науки, религии, права, семьи. Социальные организации. Возникновение, строение и функционирование организации. Типология и организаций. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе. Человеческий фактор в организации. Организационная патология. Особенности становления социальных институтов и организаций российского общества в переходный период.
Тема 5. Культура как фактор социальных изменений.
Социологическое понимание культуры. Основные теории культуры. Функционалистская трактовка культуры Т. Парсонсом. Культура с точки зрения понимающей социологии. Понятие и струткура культуры. Функции культуры. Культурное единство и культурные универсалии. Разновидности культуры. Материальная и духовная культура. Феномен массовой культуры: ее признаки и черты. Народная, элитарная и массовая культуры. Ценности, нормы, обычаи и нравы как важнейшие элементы культуры. Социальная роль культуры. Специфика институциональных норм. Миф и культура. Многообразие культур. Культурная традиция. Культурная интеграция. Субкультура и контркультура. Национальные культуры и этноцентризм. Диалог культур и межкультурное взаимодействие. Производство культуры и культурные инновации. Культурный конфликт и культурная динамика. Характер социокультурных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Специфические черты и особенности российского национально-культурного типа.
Тема 6. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация.
Человек, индивид, личность. Социологический подход к личности. Личность как социальный тип. Общественное и индивидуальное в личности. Зависимость личности от общества и автономия личности. Концепции личности. Теории личности З. Фрейда, Л. Колберга, Л.С. Выготского. К. Юнга. Теория Ч. Кули, Дж. Мида.
Социально-исторические типы личности. Типология личности. Социальный статус и его структура. Статусный набор. Иерархия статусов. Социальная роль. Концепция социальной роли Дж. Мида. Классификация ролей Дж. Морено. Основные характеристики описания роли. Понятие ролевого набора. Проигрывание, построение и принятие ролей. Ролевая идентификация и ролевое дистанцирование. Виды ролевых конфликтов. Проблема самоутверждения личности. Личность как деятельный субъект. Понятия субъект и субъективность. Виды социальной деятельности: трудовая, досуговая и др. Показатели социальной деятельности. Классификация типов социальной деятельности. М. Вебер о типах социального действия. Теория нелогического действия В. Парето. Социальная активность. Социализация личности как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и умений, социальных норм и культурных ценностей. Агенты и институты социализации. Фунуции социализации. Процессы ресоциализации и десоциализации . Психологические и социологические подходы к процессу социализации: взаимодействие и взаимообогащение.
Понятие девиантного поведения. Социальный контроль и его функции. Механизмы и структура социального контроля. Санкции. Социальные нормы и социальное отклонение. Делинквентное и девиантное поведение. Социологические теории девиантного поведения. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.
Тема 7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность.
Понятие неравенства и стратификации. К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс о социальном неравенстве. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Критерий и способы анализа социальной стратификации. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, плассы. Типы стратификационных систем. Смешанная стратификационная система. Эмпирические исследования стратификации У. Уорнера. Социальная характеристика высшего, среднего и низшего класса. Социальный класс и социальный слой. Дискуссии о среднем классе. Абсолютная и относительная бедность. Характеристика социальной стратификации современного Российского общества. Социальная мобильность. Типология мобильности.Социальная мобильность и миграция. Миграционная картина современной России. Рынок иностранной рабочей силы. Утечка мозгов . Вынужденная миграция и беженцы. Маргиналы.
Тема 8. Социальные изменения. Формирование мировой системы.
Социальные изменения: понятия и виды. Всеобщий характер социальных изменений. Эволюционные и революционные социальные изменения. Факторы социальных изменений. Источники социальных изменений. Социальные изменения и социальная стабильность. Прогнозирование социальных изменений. Социальное развитие как прогрессивно-поступательный тип изменений. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма на процессы социальных изменений и представления о социальном прогрессе Г. и Ж. Ленски. Концепция стадий эволюции Т. Парсонса. Циклический тип социальных изменений. Ускоряющиеся и замедляющиеся циклы. Циклическая теория П. Сорокина. Модернизация. Тенденции современногомирового развития. Социальный кризис как фундаментальное свойство процесса социального развития. Отличительные черты кризисного состояния. Волны российской истории. Социальные и культурные изменения в современном российском обществе. Социальная база реформ в России. Проблема социальных ожиданий масс в период реформирования. Динамика изменений общественного сознания, потребностей, интересов и ценностных ориентаций россиян. Социальные последствия преобразований в России.
Теории мировой системы Э. Гидденса и И. Валлерштайна. Мировые империи и мировые экономические системы. Мировая система и процессы глобализации. Концепции мироцелостности и взаимодействия цивилизаций. Глобальные проблемы современности. Место России в мировом сообществе.
Тема 9. Методы социологического исследования.
Понятие социологическое исследование. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура и функции. Виды социологических исследований. Единство аналитического и эмпирического в социологическом исследовании. Методы социологических исследований наблюдение. Разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. Метод анализа документов. Документы как источники социологической информации. Социологический эксперимент: правила подготовки и проведения. Контент-анализ. Программа социологического исследования. Структура программы и ее основные элементы. Определение задач в социологическом исследовании. Определение объекта и предмета исследования. Концептуальный аппарат исследования. Определение методов и процедуры социологического исследования. Формирование рабочих гипотез исследования. Научная обоснованность гипотез и их взаимосвязь с задачами исследования. Типы гипотез, общие требования, предъявляемые к гипотезам. Сущность выборки. Понятие выборочной совокупности. Генеральная и выборочная совокупность. Основные типы выборки. Репрезентативность выборки. Сбор, обработка и анализ первичной информации.
Раздел дисциплины | Всего | Количество часов | |||
Самостоя- тельная работа | Аудиторные занятия | ||||
Лекции | Практи- ческие занятия | Лабора- торный практикум | |||
Семестр 3 | |||||
Тема 1. Социология как наука. | 10 | 6 |
2 |
2 |
|
Тема 2. История социологической мысли.Классические социологические теории. | 9 | 5 |
2 |
2 |
|
Тема 3. Современные социологические теории. | 9 | 5 |
2 |
2 |
|
Тема 4. Общество и социальные институты. | 9 | 5 |
2 |
2 |
|
Тема 5. Культура как фактор социальных изменений. | 9 | 5 |
2 |
2 |
|
Тема 6. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация. | 9 | 5 |
2 |
2 |
|
Тема 7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность. | 9 | 5 |
2 |
2 |
|
Тема 8. Социальные изменения. Формирование мировой системы. | 9 | 5 |
2 |
2 |
|
Тема 9. Методы социологического исследования. | 7 | 5 |
1 |
1 |
|
Итого | 80 | 46 | 17 | 17 | 0 |
Раздел дисцип- лины (тема) | Название лекции | Кол-во часов | |||
Семестр 3 | |||||
Тема 1. | Социология как наука. |
2 |
|||
Тема 2. | История социологической мысли.Классические социологические теории. |
2 |
|||
Тема 3. | Современные социологические теории. |
2 |
|||
Тема 4. | Общество и социальные институты. |
2 |
|||
Тема 5. | Культура как фактор социальных изменений. |
2 |
|||
Тема 6. | Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация. |
2 |
|||
Тема 7. | Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность. |
2 |
|||
Тема 8. | Социальные изменения. Формирование мировой системы. |
2 |
|||
Тема 9. | Методы социологического исследования. |
1 |
|||
Итого | 17 |
Раздел дисцип- лины (темы) | Содержание практического занятия (семинара) | Кол-во часов | |||
Семестр 3 | |||||
Тема 1. | Социология как наука |
2 |
|||
Тема 2. | История социологической мысли |
2 |
|||
Тема 3. | Современные социологические теории |
2 |
|||
Тема 4. | Общество и социальные институты |
2 |
|||
Тема 5. | Культура как фактор цоциальных изменений |
2 |
|||
Тема 6. | Личность как социальный тип и деятельный субьект. Соц-ый контроль и девиация |
2 |
|||
Тема 7. | Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность |
2 |
|||
Тема 8. | Социальные изменения. Формирование мировой системы |
2 |
|||
Тема 9. | Методы социологического исследования |
1 |
|||
Итого | 17 |
Номера недель | Раздел дисцип- лины (тема) | Вид самостоятельной работы | Название (содержание) работы | Кол-во часов | |
Семестр 3 | |||||
1, 2 | Тема 1 | Домашнее задание N1 | 1.Кто впервые ввел в научный оборот понятие социология?
2.Чем отличается предмет социология от её объекта?
3.Раскройти содержание понятия "социальное"?
4.Какова структура социологического знания?
5.Назовите основные функции социологии и раскройте их сущность?
6.Какое место серди других наук занимает социология?
7.В чём значение социологии и почему возрастает её роль в современных условиях?
8.Чито изучает социология?
9.Что такое социологические методы исследования и какие их виды вам известны?
10.Какие особенноти присуще социологии как науке?
11.Что такое социальный закон? |
6 |
|
3, 4 | Тема 2 | Домашнее задание N2 | 1.Каковы основные положения социологической теории О.Конта и Г.Спенсера?
2.В чем сущность концепций понимающей социологии В.Вебера?
3.Какую роль, по мнению М.Вебера, аграла протестанская этика в развитии общества?
4.Какие основные направления социологии получили развитие а России во второй половине XIX-начале XX вв.?
5.Назовите основных представителей психологической школы в российской социологии? В чём их заслуга?
6.В чём основной смысл социологической концепции М.М.Ковалевского?
7.Какое место в истории социологической мысли занимает П.А.Сорокин? Каковы основные этапы его творчества?
8.Расскажите об основных направлениях развития социологии в России до и после октября 1917г.?
9.Назовите основные направления современной социологии в России? |
5 |
|
5, 6 | Тема 3 | Домашнее задание N3 | 1.Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований?
2.Почему Т.Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?
3.В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?
4.В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей?
5.Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма.
6.Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века. |
5 |
|
7, 8 | Тема 4 | Домашнее задание N4 | 1.Что такое общество как система?
2.Каковы основные элементы общества как системы?
3.Дайте характеристику понятия "социальное действие", "социальные связи" и "социальное взаимодействие".
4.Назовите основные сферы общественной жизни и объясните чем они обусловлены.
5.Какие типы общества вы знаете?
6.Какие общества считаются "открытыми", а какие - "закрытыми"? |
5 |
|
9, 10 | Тема 5 | Домашнее задание N5 | 1.Дайте определение понятия "культура".
2.Назовите основные социальные функции культуры.
3.Что общего между культурой и цивилизацией?
4.Что нового в рассмотрение культуры внес Питирин Сорокин? |
5 |
|
11, 12 | Тема 6 | Домашнее задание N6 | 1.Дайте характеристику понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность".
2.Назовите основные концепции развития личности.
3.Назовите основные типологии личности.
4.Что такое социальный статус и социальная роль?
5.Что означает понятие социальзация личности?
6.Назовите основные институты социализации и их роль в формировании личности.
7.Кем и когда в научный оборот была введена категория "маргенальная" личность?
8.Охарактерезуйте сущность и причины девиантного поведения. |
5 |
|
13, 14 | Тема 7 | Домашнее задание N7 | 1.Что такое "социальная стратификация общества"?
2.Назовите основные признаки социальной стратификации общества.
3.Чем отличается понятия "класс" и "страта"?
4.Раскройте содержание понятия "социальная мобильность".
5.Каковы основные тенденции в развитии социальной стратификации россиийского общества? |
5 |
|
15, 16 | Тема 8 | Домашнее задание N8 | 1.Какие изменения называются социальными?
2.Назовите основные виды социальных изменений.
3.Каковы основные черты эволюционных, революционных, социальных изменений? Чем отличается от них циклические социальные изменения?
4.Как следует понимать социальную нестабильность?
5.Каковы этапы нарастания кризисной ситуации?
6.В чём, на ваш взгляд, заключаются основные социологические проблемы реформирования российского общества?
7.Какаво место России в мировом обществе? |
5 |
|
17 | Тема 9 | Домашнее задание N9 | 1.В чем спицифика прикладной социологии как науки?
2.Из каких разделов состоит программа социологического исследования?
3.Что включает проектирование выборки?
4.Охарактеризуйте методы опроса, анкетирования и интервью.
5.Опишите приемы определения достоверности информации, получаемой из документа. |
5 |
|
Итого | 46 |
Проверка домашних заданий |
Раздел дисцип- лины (тема) | Содержание ТКЗ | Кол-во часов | |||
Семестр 3 | |||||
Тема 1 | 1.Кто впервые ввел в научный оборот понятие социология?
2.Чем отличается предмет социология от её объекта?
3.Раскройти содержание понятия "социальное"?
4.Какова структура социологического знания?
5.Назовите основные функции социологии и раскройте их сущность?
6.Какое место серди других наук занимает социология?
7.В чём значение социологии и почему возрастает её роль в современных условиях?
8.Чито изучает социология?
9.Что такое социологические методы исследования и какие их виды вам известны?
10.Какие особенноти присуще социологии как науке?
11.Что такое социальный закон? |
2 |
|||
Тема 2 | 1.Каковы основные положения социологической теории О.Конта и Г.Спенсера?
2.В чем сущность концепций понимающей социологии В.Вебера?
3.Какую роль, по мнению М.Вебера, аграла протестанская этика в развитии общества?
4.Какие основные направления социологии получили развитие а России во второй половине XIX-начале XX вв.?
5.Назовите основных представителей психологической школы в российской социологии? В чём их заслуга?
6.В чём основной смысл социологической концепции М.М.Ковалевского?
7.Какое место в истории социологической мысли занимает П.А.Сорокин? Каковы основные этапы его творчества?
8.Расскажите об основных направлениях развития социологии в России до и после октября 1917г.?
9.Назовите основные направления современной социологии в России? |
2 |
|||
Тема 3 | 1.Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований?
2.Почему Т.Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?
3.В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?
4.В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей?
5.Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма.
6.Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века. |
2 |
|||
Тема 4 | 1.Что такое общество как система?
2.Каковы основные элементы общества как системы?
3.Дайте характеристику понятия "социальное действие", "социальные связи" и "социальное взаимодействие".
4.Назовите основные сферы общественной жизни и объясните чем они обусловлены.
5.Какие типы общества вы знаете?
6.Какие общества считаются "открытыми", а какие - "закрытыми"? |
2 |
|||
Тема 5 | 1.Дайте определение понятия "культура".
2.Назовите основные социальные функции культуры.
3.Что общего между культурой и цивилизацией?
4.Что нового в рассмотрение культуры внес Питирин Сорокин? |
2 |
|||
Тема 6 | 1.Дайте характеристику понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность".
2.Назовите основные концепции развития личности.
3.Назовите основные типологии личности.
4.Что такое социальный статус и социальная роль?
5.Что означает понятие социальзация личности?
6.Назовите основные институты социализации и их роль в формировании личности.
7.Кем и когда в научный оборот была введена категория "маргенальная" личность?
8.Охарактерезуйте сущность и причины девиантного поведения. |
2 |
|||
Тема 7 | 1.Что такое "социальная стратификация общества"?
2.Назовите основные признаки социальной стратификации общества.
3.Чем отличается понятия "класс" и "страта"?
4.Раскройте содержание понятия "социальная мобильность".
5.Каковы основные тенденции в развитии социальной стратификации россиийского общества? |
2 |
|||
Тема 8 | 1.Какие изменения называются социальными?
2.Назовите основные виды социальных изменений.
3.Каковы основные черты эволюционных, революционных, социальных изменений? Чем отличается от них циклические социальные изменения?
4.Как следует понимать социальную нестабильность?
5.Каковы этапы нарастания кризисной ситуации?
6.В чём, на ваш взгляд, заключаются основные социологические проблемы реформирования российского общества?
7.Какаво место России в мировом обществе? |
2 |
|||
Тема 9 | 1.В чем спицифика прикладной социологии как науки?
2.Из каких разделов состоит программа социологического исследования?
3.Что включает проектирование выборки?
4.Охарактеризуйте методы опроса, анкетирования и интервью.
5.Опишите приемы определения достоверности информации, получаемой из документа. |
1 |
Раздел дисцип- лины (тема) | Содержание ТКЗ | Кол-во часов | |||
Семестр 3 | |||||
Текущий контроль знаний в 3 семестре | |||||
Тема 1 | 1.Кто впервые ввел в научный оборот понятие социология?
2.Чем отличается предмет социология от её объекта?
3.Раскройти содержание понятия "социальное"?
4.Какова структура социологического знания?
5.Назовите основные функции социологии и раскройте их сущность?
6.Какое место серди других наук занимает социология?
7.В чём значение социологии и почему возрастает её роль в современных условиях?
8.Чито изучает социология?
9.Что такое социологические методы исследования и какие их виды вам известны?
10.Какие особенноти присуще социологии как науке?
11.Что такое социальный закон? |
2 |
|||
Тема 2 | 1.Каковы основные положения социологической теории О.Конта и Г.Спенсера?
2.В чем сущность концепций понимающей социологии В.Вебера?
3.Какую роль, по мнению М.Вебера, аграла протестанская этика в развитии общества?
4.Какие основные направления социологии получили развитие а России во второй половине XIX-начале XX вв.?
5.Назовите основных представителей психологической школы в российской социологии? В чём их заслуга?
6.В чём основной смысл социологической концепции М.М.Ковалевского?
7.Какое место в истории социологической мысли занимает П.А.Сорокин? Каковы основные этапы его творчества?
8.Расскажите об основных направлениях развития социологии в России до и после октября 1917г.?
9.Назовите основные направления современной социологии в России? |
2 |
|||
Тема 3 | 1.Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований?
2.Почему Т.Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем?
3.В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона?
4.В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей?
5.Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма.
6.Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века. |
2 |
|||
Тема 4 | 1.Что такое общество как система?
2.Каковы основные элементы общества как системы?
3.Дайте характеристику понятия "социальное действие", "социальные связи" и "социальное взаимодействие".
4.Назовите основные сферы общественной жизни и объясните чем они обусловлены.
5.Какие типы общества вы знаете?
6.Какие общества считаются "открытыми", а какие - "закрытыми"? |
2 |
|||
Тема 5 | 1.Дайте определение понятия "культура".
2.Назовите основные социальные функции культуры.
3.Что общего между культурой и цивилизацией?
4.Что нового в рассмотрение культуры внес Питирин Сорокин? |
2 |
|||
Тема 6 | 1.Дайте характеристику понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность".
2.Назовите основные концепции развития личности.
3.Назовите основные типологии личности.
4.Что такое социальный статус и социальная роль?
5.Что означает понятие социальзация личности?
6.Назовите основные институты социализации и их роль в формировании личности.
7.Кем и когда в научный оборот была введена категория "маргенальная" личность?
8.Охарактерезуйте сущность и причины девиантного поведения. |
2 |
|||
Тема 7 | 1.Что такое "социальная стратификация общества"?
2.Назовите основные признаки социальной стратификации общества.
3.Чем отличается понятия "класс" и "страта"?
4.Раскройте содержание понятия "социальная мобильность".
5.Каковы основные тенденции в развитии социальной стратификации россиийского общества? |
2 |
|||
Тема 8 | 1.Какие изменения называются социальными?
2.Назовите основные виды социальных изменений.
3.Каковы основные черты эволюционных, революционных, социальных изменений? Чем отличается от них циклические социальные изменения?
4.Как следует понимать социальную нестабильность?
5.Каковы этапы нарастания кризисной ситуации?
6.В чём, на ваш взгляд, заключаются основные социологические проблемы реформирования российского общества?
7.Какаво место России в мировом обществе? |
2 |
|||
Тема 9 | 1.В чем спицифика прикладной социологии как науки?
2.Из каких разделов состоит программа социологического исследования?
3.Что включает проектирование выборки?
4.Охарактеризуйте методы опроса, анкетирования и интервью.
5.Опишите приемы определения достоверности информации, получаемой из документа. |
1 |
|
Виды текущего контроля |
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос |
|
Формы самостоятельной работы |
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование |
3 семестр - зачет
Приложения |
Приложение 1 |
Тема занятий | Виды учебных занятий | Средства обучения | Методы обучения | Формы текущего контроля | Рекомендуемая литература |
Тема 1 | Лекции | Социология как наука. |
Устный опрос N1. |
[17]
c.5-30 [25] c.5-25 [15] c.11-41 |
|
Тема 1 | Практическое занятие | Социология как наука. |
Устный опрос N1. |
[17]
c.5-30 [25] c.5-25 [15] c.11-41 |
|
Тема 2 | Лекции | История социологической мысли. |
Устный опрос N2. |
[7]
c.30-43 [1] c.15-101 [3] c.5-100 [9] c.41-58 |
|
Тема 2 | Практическое занятие | История социологической мысли |
Устный опрос N2. |
[7]
c.30-43 [1] c.15-101 [3] c.5-100 |
|
Тема 3 | Лекции | Современные Социологические теории. |
Проверка и приём домашнего задания N3. |
[7]
c.115-127 [2] c.85-101 [11] c.186-192 [27] c.30-50 |
|
Тема 3 | Практическое занятие | Современные Социологические теории |
Проверка и приём домашнего задания N3. |
[7]
c.115-127 [2] c.85-101 [27] c.30-50 |
|
Тема 4 | Лекции | Общество и социальные институты. |
Проверка и приём домашнего задания N4. |
[4]
c.103-130 [12] c.120-150 [19] c.5-35 [24] c.5-25 [23] c.20-50 [14] c.30-65 [26] c.38-59 [20] c.80-110 [15] c.92-118 |
|
Тема 4 | Практическое занятие | Общество и социальные институты. |
Проверка и приём домашнего задания N4. |
[4]
c.103-130 [12] c.120-150 [19] c.5-35 [24] c.5-25 [23] c.20-50 [20] c.80-110 [15] c.92-118 |
|
Тема 5 | Лекции | Культура как фактор социальных изменений. |
Устный опрос N5. |
[7]
c.190-200 [5] c.53-84 [22] c.208-257 |
|
Тема 5 | Практическое занятие | Культура как фактор социальных изменений. |
Устный опрос N5. |
[7]
c.190-200 [5] c.53-84 |
|
Тема 6 | Лекции | Личность как социальный тип и деятельный субъект. Соц-ый контроль и девиация. |
Проверка и приём домашнего задания N6. |
[7]
c.254-264 [4] c.180-230 [10] c.56-70 [16] c.50-75 [15] c.237-257 |
|
Тема 6 | Практическое занятие | Личность как социальный тип и деятельный субъект. Соц-ый контроль и девиация. |
Проверка и приём домашнего задания N6. |
[7]
c.254-264 [4] c.180-230 [10] c.56-70 [16] c.50-75 [15] c.237-257 |
|
Тема 7 | Лекции | Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность. |
Устный опрос N7. |
[8]
c.105-130 [4] c.323-350 [15] c.121-160 |
|
Тема 7 | Практическое занятие | Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность. |
Устный опрос N7. |
[8]
c.105-130 [4] c.323-350 [15] c.121-160 |
|
Тема 8 | Лекции | Социальные изменения. Формирование мировой системы. |
Проверка и приём домашнего задания N8. |
[6]
c.254-270 [6] c.306-326 [13] c.150-170 [18] c.606-650 |
|
Тема 8 | Практическое занятие | Социальные изменения. Формирование мировой системы. |
Проверка и приём домашнего задания N8. |
[6]
c.254-270 [13] c.150-170 [18] c.606-650 |
|
Тема 9 | Лекции | Методы социологического исследования. |
Проверка и приём домашнего задания N9. |
[7]
c.340-376 [4] c.713-830 [21] c.274-307 |
|
Тема 9 | Практическое занятие | Методы социологического исследования. |
Проверка и приём домашнего задания N9. |
[7]
c.340-376 [4] c.713-830 |
Приложение 2 |
Раздел дисцип- лины (тема) | Вид самостоятельной работы | Форма текущего контроля | Необходимая литература |
Рекомендуемая литература |
|
Семестр 3 | |||||
Тема 1 | Домашнее задание N1 1.Кто впервые ввел в научный оборот понятие социология? 2.Чем отличается предмет социология от её объекта? 3.Раскройти содержание понятия "социальное"? 4.Какова структура социологического знания? 5.Назовите основные функции социологии и раскройте их сущность? 6.Какое место серди других наук занимает социология? 7.В чём значение социологии и почему возрастает её роль в современных условиях? 8.Чито изучает социология? 9.Что такое социологические методы исследования и какие их виды вам известны? 10.Какие особенноти присуще социологии как науке? 11.Что такое социальный закон? |
Устный опрос N1 |
[15] с.11-41 |
||
Тема 2 | Домашнее задание N2 1.Каковы основные положения социологической теории О.Конта и Г.Спенсера? 2.В чем сущность концепций понимающей социологии В.Вебера? 3.Какую роль, по мнению М.Вебера, аграла протестанская этика в развитии общества? 4.Какие основные направления социологии получили развитие а России во второй половине XIX-начале XX вв.? 5.Назовите основных представителей психологической школы в российской социологии? В чём их заслуга? 6.В чём основной смысл социологической концепции М.М.Ковалевского? 7.Какое место в истории социологической мысли занимает П.А.Сорокин? Каковы основные этапы его творчества? 8.Расскажите об основных направлениях развития социологии в России до и после октября 1917г.? 9.Назовите основные направления современной социологии в России? |
Устный опрос N2 |
[7] с.30-43 |
||
Тема 3 | Домашнее задание N3 1.Когда и почему эмпирическая социология выделяется в отдельное направление социологических исследований? 2.Почему Т.Парсонс назвал разработанную им концепцию общественного развития структурно-функциональной теорией социальных систем? 3.В чём суть и особенность функционального анализа Р.К.Мертона? 4.В чём суть теории социального конфликта? Назовите её основных представителей? 5.Расскажите об основных концепциях символического интеракционизма. 6.Какие новые концепции получили распространение в социологии второй половины XX века. |
Проверка и приём домашнего задания N3 |
[7] с.115-127 |
||
Тема 4 | Домашнее задание N4 1.Что такое общество как система? 2.Каковы основные элементы общества как системы? 3.Дайте характеристику понятия "социальное действие", "социальные связи" и "социальное взаимодействие". 4.Назовите основные сферы общественной жизни и объясните чем они обусловлены. 5.Какие типы общества вы знаете? 6.Какие общества считаются "открытыми", а какие - "закрытыми"? |
Проверка и приём домашнего задания N4 |
[15] с.92-118 |
||
Тема 5 | Домашнее задание N5 1.Дайте определение понятия "культура". 2.Назовите основные социальные функции культуры. 3.Что общего между культурой и цивилизацией? 4.Что нового в рассмотрение культуры внес Питирин Сорокин? |
Устный опрос N5 |
[7] с.190-200 |
||
Тема 6 | Домашнее задание N6 1.Дайте характеристику понятиям "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". 2.Назовите основные концепции развития личности. 3.Назовите основные типологии личности. 4.Что такое социальный статус и социальная роль? 5.Что означает понятие социальзация личности? 6.Назовите основные институты социализации и их роль в формировании личности. 7.Кем и когда в научный оборот была введена категория "маргенальная" личность? 8.Охарактерезуйте сущность и причины девиантного поведения. |
Проверка и приём домашнего задания N6 |
[7] с.254-264 [15] с.237-257 |
||
Тема 7 | Домашнее задание N7 1.Что такое "социальная стратификация общества"? 2.Назовите основные признаки социальной стратификации общества. 3.Чем отличается понятия "класс" и "страта"? 4.Раскройте содержание понятия "социальная мобильность". 5.Каковы основные тенденции в развитии социальной стратификации россиийского общества? |
Устный опрос N7 |
[15] с.121-160 |
||
Тема 8 | Домашнее задание N8 1.Какие изменения называются социальными? 2.Назовите основные виды социальных изменений. 3.Каковы основные черты эволюционных, революционных, социальных изменений? Чем отличается от них циклические социальные изменения? 4.Как следует понимать социальную нестабильность? 5.Каковы этапы нарастания кризисной ситуации? 6.В чём, на ваш взгляд, заключаются основные социологические проблемы реформирования российского общества? 7.Какаво место России в мировом обществе? |
Проверка и приём домашнего задания N8 |
[6] с.254-270 [6] с.306-326 |
||
Тема 9 | Домашнее задание N9 1.В чем спицифика прикладной социологии как науки? 2.Из каких разделов состоит программа социологического исследования? 3.Что включает проектирование выборки? 4.Охарактеризуйте методы опроса, анкетирования и интервью. 5.Опишите приемы определения достоверности информации, получаемой из документа. |
Проверка и приём домашнего задания N9 |
[7] с.340-376 |
Приложение 3 |