МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Политология


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Политология ".

Составители УМК:

___________________________  /   Чистяков В.Б./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью изучения дисциплины Политология является овладение студентами теоретическими основами политологии и привитие студентам практических навыков политических проблем современной жизни.

Помочь студентам овладеть не только достижениями мировой политической науки основными концепциями, взглядами и точками зрения по рассматреваемым проблемам, но и отразить вклад отечественных учёных в мировую политическую науку.

Помочь студентам понять сложные политически явления и процессы происходящие в услових преоразования России.

Исследовать острые общественные вопросы политической власти, политической системы, условия функционирования и развития демократического, политического процесса, межнациональные экономические и политические конфликты, трудности становления правового государства и гражданского общества, сформировать активную гражданскую позицию ценностные ориентации в том числе и профиссиональные.

1.2. Задачи дисциплины

Дать студентам необходимые знания теоретических основ и закономерностей функционирования политической науки, выделив ее специфику, раскрыв принципы соотношения методологии и методов политического познания;

Помочь овладеть достижениями мировой политической науки, основными концепциями, взглядами и точками зрения по рассматриваемым политическим проблемам как ведущих политологов России, так и всего мира.

Помочь студентам понять сложные политические явления и процессы, происходящие в условиях преобразования России, исследовать острые общественные вопросы политической власти, политической системы, политических режимов, условия функционирования и развития демократического политического процесса, межнациональные, экономические и политические конфликты, трудности становления гражданского общества, сформировать активную жизненную и гражданскую позицию, ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Привить студентам навыки по формированию политического мышления, политической культуры и политического сознания.

Способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию реальных политических процессов и явлений, овладению методикой проведения эмпирических исследований.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Природу и сущность политики, ее традиционные и современные трактовки.
Основные функции и категории политологии.
Место политологии в системе общественных наук.
Становление и развитие политических учений.
Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования.
Сущность и основные черты политической власти.
Тенденции развития политических систем, политических партий, современного политического процесса, мировой политики и международных отношений.
Роль России в становлении нового мирового порядка.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать научную литературу.
Осмысливать политические явления и процессы, ориентироваться в них.
Осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать.
Применять полученные знания на практике и в профессиональной деятельности.

Грамотный a автоюрист /a сделает всё

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Отечественная история 1 курс ВУЗа.
Социология 3 курс.
Правоведение.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

4
Общая трудоемкость дисциплины 80 80
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 46 46
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.
Место политологии в системе общественных наук. Дискуссии о предмете политологии. Политология как наука о политической сфере общества. Понятие политика. Многообразие определений политики. Традиционные и современные трактовки политики. Воздействие политики на все стороны общественной жизни. Социальный характер политики и политических процессов. Политика и экономика. Соотношение политики и морали. Политика как наука и искусство. Роль политики в жизни современных обществ. Цели и средства в политике. Пути разрешения противоречий между целями и средствами. Границы политики в обществе. Подвижность границ в политике. Понятия и категории в политологии. Структура политологической науки. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии: институциональный, сравнительный, исторический, социологический, структурно-функциональный, системный, бихевиоральный, синергетический и др. Эмпирические методы политологического анализа: анкетирование, интервью, наблюдение, эксперимент, опросы, использование статистического материала, изучение документов и т.д. Функции политической науки. Познавательная ценность политологии.

Тема 2. История политических учений.
Эволюция мировой политической мысли. Политическая мысль в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима. Политические воззрения Конфуция, Платона, Аристотеля и Цицерона. Формирование политических идей в период средневековья и эпохи Возрождения (А. Блаженный, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, Мелье, Мабли), Нового времени (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, А. Токвиль, Дж. Медисон, Т. Джефферсон и Л. Гамильтон, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р.Оуэн). Возникновение политологии как фундаментальной науки на рубеже ХIХ начала ХХ в. социально-политические взгляды В. Парето, Р. Михельсона, Г. Моска, М. Вебера, Г. Моргентау, Д. Истона, С. Росса и др. Политическая мысль в России (Х ХХ). Политические мыслители ХVI ХIII вв. (А. Курбский, И. Пересветов). Основные направления развития российской политической мысли. Либеральная политическая мысль (Б.Н. Чечерин, П.И. Новгородцев). Российский консерватизм (С.С. Уваров, Н.М. Карамзин, К.П. Победоносцев, А.С. Хомяков). Политический радикализм (А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Развитие политической мысли в трудах В. Соловьева, П. Новгородцева, Н. Бердяева, И. Ильина. Развитие В.И. Лениным марксистской концепции политики и государства.

Тема 3. Современные политологические школы и теории.
Основные современные политологические школы современности: англо-американская (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Моргентау, А.Бентли, Дл. Кетлин, Д. Истон, А. Белл, Дж. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Алмонд, П. Поппер); французская (Г. Тард, Р. Арон, Л. Дюги, М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Г. Маркузе); немецкая (И. Кант, Г. Гегель, М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Майер, И. Фэтчер); польская (Е. Вятр, Т. Бодно, А. Боднар, И. Опалэк, Ф. Ришка). Политические концепции современной политологии. Многообразие подходов к систематизации современных политических теорий. Зарождение и развитие политической мысли либерализма. Трансформация либерализма в неолиберализм. Зарождение и развитие консерватизма. Основные черты неоконсерватизма. Социальная база и идеологические ориентации современной социал-демократии. Новые тенденции в развитии основных политических теорий современности. Особенности и разновидности основных направлений в современной отечественной политологии. Идеологическое обеспечение реформ в России. Многообразие предлагаемых моделей. Значение политических теорий для стабилизации и преобразования российского общества.

Тема 4. Гражданское общество.
Гражданское общество как категория политологии. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования. Этапы развития гражданского общества. Формирование идей гражданского общества в Древней Греции и Риме. Гражданское общество в трактовке Т. Гоббса, И. Канта, Г. Гегеля. Марксизм о гражданском обществе. Современные концепции гражданского общества. Основные принципы, условия и факторы его становления и развития. Основы гражданского общества. Характерные ферты и институты гражданского общества, их социальная роль, функционирование и развитие. Функции гражданского общества. Взаимодействие и взаимосвязь гражданского общества и государства. Ценности и признаки гражданского общества. Особенности становление гражданского общества в современной России.

Тема 5. Политическая власть и политическая система.
Многообразие определений власти. Понятие политическая власть. Сущность и основные черты политической власти. Источники политической власти. Структура политической власти. Ресурсы политической власти. Основные функции, формы и уровни политической власти. Легитимность власти. Соотношение легитимности и эффективности власти. Новые тенденции в развитии политической власти. Современные концепции власти. Понятие политической системы. Политическая система как механизма власти. Структура политической системы. Основные элементы политической системы: политические отношения, политические институты, политические принципы и правовые нормы, политическое сознание и политическая культура. Типология политических систем. Основные тенденции развития политических систем в современном мире. Реформы политической системы в России, ее сущность, содержание, проблемы развертывания. Поиск новой парадигмы политических отношений в условиях перехода к рынку. Конституция РФ. Соотношение понятий политическая система и политический режим. Сущность и разновидности политических режимов. Демократический политический режим; основные черты и его особенности в отдельных странах. Авторитарный режим и его разновидности. Тоталитарный режим: его сущность и основные признаки. Закономерности трансформации авторитарных и тоталитарных режимов в современные демократии. Особенности политического режима в современной России и перспективы его эволюции.

Тема 6. Политические институты.
Государство как политический институт. Понятие и сущность государства, его характерные черты, основные элементы и функции. Основные концепции происхождения государства. Генезис и эволюция государства. Типология государств в современном мире. Культурные основы государства. Понятие национального государства. Новые тенденции в развитии современных государств. Социальное государство. Задачи государства в условиях перехода России к рынку. Правовое государство, ценности и механизм формирования. Истоки концепции правового государства. Права человека. Ценности и принципы правового государства. Основные тенденции развития правового государства в постсоветской России. Сущность, типология и функции политических партий, их место и роль в политической системе общества. История формирования политических партий, социальная база партий, ее структура и динамика. Многообразие интересов и способов политических партий. Современные концепции политических партий. Партийные системы: критерии классификации. Многопартийные системы и их особенности. Двухпартийные системы. Преимущества и уязвимые места двухпартийности. Однопартийные системы. Блоки и коалиции. Дюверже о классификации политических партий. Новые тенденции в развитии политических партий и партийных систем. Место и роль общественно-политических движений в политической жизни общества. Типология общественно-политических движений. Массовые демократические движения в странах Западной Европы и США. Общая характеристика этих движений, основные черты. Политические партии и движения в современной России. Становление многопартийности. Российское законодательство, регулирующее процесс образования, регистрации и функционирования политических партий. Проблемы финансирования политических партий. Организация финансирования партий в демократических и недемократических политических системах. Представительство политических партий в Государственной Думе РФ. Будущее партий.

Тема 7. Политическое лидерство и политическая элита.
Природа и сущность лидерства. Политический лидер и политическое лидерство. Факторы, определяющие характер политического лидерства. Типология политических лидеров. Функции политических лидеров. Современные теории политического лидерства. Основные тенденции в развитии политического лидерства. Политический стиль лидера. Функции политических лидеров. Роль политического лидера в современной России. Общенациональный лидер. Понятие политическая элита. Характерные черты и функции политической элиты. Теория элит Г. Моски. Концепции В. Парето и Р. Михельса. Современные теории элит. Механизм формирования политической элиты. Циркуляция элит. Особенности деятельности российской политической элиты по выводу страны из кризиса и ее реформированию. Понятие, сущность и содержание политической культуры. Взаимосвязь политической культуры с духовной культурой и жизнью общества. Функции политической культуры, система ее ценностей, символов, установок и поведения. Политические субкультуры. Многообразие типов политической культуры. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Политическая культура и избирательные компании. Современные концепции политической культуры. Основные пути формирования политической культуры в постсоветской России.

Тема 8. Политические конфликты и способы их разрешения.
Понятие и основные признаки политического конфликта. Стадии конфликта. Специфика понимания конфликта в марксистской традиции. Л. Козер о социальном конфликте. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа. Общая теория конфликта К. Боулдинга. Сущность и типология политических конфликтов. Причины возникновения конфликта. Функции политических конфликтов. Классификация конфликтов: локальные, региональные, общенациональные, международные, всемирные. Пути разрешения политических конфликтов. Конституционные основы и правовые нормы урегулирования конфликтных ситуаций. Роль политических лидеров в разрешении конфликта. Последствия конфликта. Конфронтации, компромиссы, консенсус. Условия, способствующие конструктивному разрешению конфликта. Три уровня консенсуса: основной, процедурный, на уровне текущей политики. Основные политические технологии. Современны избирательные технологии. Избирательные цензы. Выдвижение кандидатов в депутаты. Процедура голосования. Технология манипулирования электоратом. Подготовка выборов. Стратегия избирательных кампаний и планирования. Методы работы с избирателями. Имидж кандидата. Типы избирательных систем. Избирательная система и референдум. Понятие политический менеджмент. Политический менеджмент и проблема лидерства. Политический менеджмент как технология и организация выборных кампаний. Менеджмент политического властвования, лидерства, имиджа. Электоральный менеджмент, идеология и культура политического менеджмента. Политическая модернизация. Понятие и сущность. Теории политической модернизации. Концепции российской модернизации. Основные направления и механизмы модернизации. Постмодернизация. Идеология и социально-рыночное хозяйство. Диалектика модернизации и революции.

Тема 9. Мировая политика и международные отношения.
Сущность, структура и основные направления мировой политики. Международные отношения как система экономических, политических, военных и иных связей в мире. Межгосударственные отношения, их место и роль в международном политическом процессе. Глобальный, региональный и субрегиональный уровни международных отношений. Значение и перспективы развития интеграционных политических процессов. Субъекты межгосударственных политических отношений. Военно-политические блоки, политические объединения и союзы, международные правительственные и общественные организации. ООН как универсальная международная организация по обеспечению безопасности. Сущность и функции внешней политики. Сфера осуществления внешнеполитической деятельности. Ее содержание и особенности в политической, экономической, военной, культурной, гуманитарной областях. Механизм принятия внешнеполитических решений. Связь внутренней и внешней политики. Взаимосвязь политики и экономики: проблемы внешнеполитической деятельности. Многообразие форм и методов внешнеполитической деятельности. Принципы международных отношений. Проблемы создания нового международного политического и экономического порядка. Глобальные проблемы современности. Пути и возможности их решения. Россия и мировое сообщество. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситу

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 4
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. 8 4
2
2

Тема 2. История политических учений. 9 5
2
2

Тема 3. Современные политологические школы и теории. 9 5
2
2

Тема 4. Гражданское общество. 8 4
2
2

Тема 5. Политическая власть и политическая система. 8 4
2
2

Тема 6. Политические институты. 8 4
2
2

Тема 7. Политическое лидерство и политическая элита. 9 5
2
2

Тема 8. Политические конфликты и способы их разрешения. 9 5
2
2

Тема 9. Мировая политика и международные отношения. 12 10
1
1

Итого 80 46 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.
2
Тема 2. История политических учений.
2
Тема 3. Современные политологические школы и теории.
2
Тема 4. Гражданское общество.
2
Тема 5. Политическая власть и политическая система.
2
Тема 6. Политические институты.
2
Тема 7. Политическое лидерство и политическая элита.
2
Тема 8. Политические конфликты и способы их разрешения.
2
Тема 9. Мировая политика и международные отношения.
1
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. Возникновение и институционализация политической науки объект и предмет политологии. Политология наука о полике. Эволюция представлений о политике , основные этапы и парадигмы. Современные модели объяснения политики. Воздействие политики на все стороны общественной жизни, взаимосвязь политики, экономики , власти. Политика и мораль. Политика и право. Политика как наука и искусство. Структура политической науки, методы политической науки, основные функции политической науки, политология в системе, наука об обществе.
2
Тема 2. История политических учений. Эволюция мировой политической мысли. Становление представлений о политике и государстве Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Эпохи возраждения, просвящения, нового и новейшего времени. Политическая мысль в России , особенности развития российской политической мысли, основные направления развития политической мысли.
2
Тема 3. Современные политологические школы и теории. Основные политические школы, англо-американская, французская, немецкая и польская. Современные политические теории либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социалреформизм, бихевиористские (поведенческие)политические теории, марксизм, тротцкизм и неотроцткизм, современные клерикальные теории, Социально-политическая доктрина католицизма, православия, ислама, национализма, анархизма, технократизма и т.д.
2
Тема 4. Гражданское общество как категория политологии. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования. Этапы развития гражданского огбщества, современные концепции гражданского общества, характерные черты и институты гражданского общества. Взаимодействие и взаимосвязь гражданского общества и государства , основные признаки граждаского общества. Особенности становления гражданского общества в современной России.
2
Тема 5. Политическая власть и политическая система. Понятие политическая власть. Сущность и основные черты политической власти. Источники политической власти. Структура политической власти. Основные функции политической власти. Соотношение политики и власти. Власть как принуждение. Методы, стили и порядок властвование. Авторитет, господство и их признание обществом. Легитивность власти. Современные концепции политической власти. Понятия политической системы, её структура и основные элименты. Функции политической системы. Типология политических систем. Основные тенденции политических систем в современном мире. Реформы политической системы в России: её сущность содержание и проблемы развертывания.
2
Тема 6. Политические институты. Государство как политический институт, понятие , сущность государства, его характерные черты, основные элементы и функции. Основные функции и направления действия государства. Типы государственного устрайства. Формы правления. Институт выборов государства. Основные концепции происхожденя государства, генезис и эволюция государства, типология государства в современном мире. Задачи российского государства в условиях перехода к рынку. Социальное и правовое государство. Основные тенденции развития правового государства в постсоветской России. Негосударственные институты в политической системе. Характер негосударственных институтов.
2
Тема 7. Политическое лидерство и политическая элита. Природа и сущность лидерства, политический лидер и политическое лидерство, типология политических лидеров, функции политических лидеров. Современные теории политического лидерства. Основные тенденции в развитии политического лидерства. Роль политического лидера в современной России. Понятие , характерные черты и функции политической элиты. Теория элит Г. Моски, В. Парето и Р.Михельса. Современные теории элит. Циркуляция элит, особенности формирования российской политической элиты.
2
Тема 8. Политические конфликты и способы их разрешения. Понятие, основные признаки политичекого конфликта. Стадии конфликта. Сущность и топология политических конфликтов. Причины возникновения и функции политических конфликтов, классификация конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов.
2
Тема 9. Мировая политика и международные отношения. Сущность, структура и основные направления мировой политики. Международные отношения как система экономических, политических, военных и иных связей в мире. Межгосударственные отношения, их место и роль в международном политическом процессе. Субъекты межгосударственных отношении. ООН как универсальная международная организация по обеспечению безопасности. Сущность и функции внешней политики. Механизм принятия внешне политических решений. Связь внутренней и внешней полтитики. Проблемы создания нового международного политического и экономического порядка. Глобальные проблемы современности. Глобализация как ведущая тенденция мирового развития. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
1
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 4
1, 2 Тема 1 Домашнее задание  N1 1.Пояните трактовку Аристотелем человека как "политического животного". 2.Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим? 3.Почему на протяжении долгово времени под политикой понималось главным образом государственное управление? 4.Что входит в число субъектов политики?
5
3, 4 Тема 2 Домашнее задание  N2 1.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 2.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 3.Какие формы правления Аристотель относил к правильным, а какие к неправильным? 4.Какую среди правильных форм правления Аристотель считал наилучшей? 5.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма? 6.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма?
5
5, 6 Тема 3 Домашнее задание  N3 1.Назовите основные современные концепции политического развития. 2.Что такое консерватизм? Политическая сущность неоконсерватизма. 3.Расскажите о трансформации либерализма в неолиберализм. 4.Что такое политический экстремизм? 5.Что такое политический экстремизм? 6.В чем суть неомарксизма? 7.Назовите осноные школы современной зарубежной политологии. Расскажите о направлениях их исследований.
5
7, 8 Тема 4 Домашнее задание  N4 1.Назовите характерные черты гражданского общества. 2.Кто из мыслителей является основоположником концепции гражданского общества? 3.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе? 4.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе?
5
9, 10 Тема 5 Домашнее задание  N5 1.Дайте определение политической власти. 2.Назовите основные источники и ресурсы политической власти. 3.Какие типы легитимности власти вы знаете? Назовите три типа основания легитимности (по М. Веберу). 4.Как решаются проблемы легитимности власти в современной России? 5.Назовите и раскройте основные концепции власти. 6.Что понимается под политической системой общества и каковы ее основные элементы и функции? 7.Какие типы политических систем вы знаете? Назовите основные критерии оценки и уровня развития различных политических систем. 8.Охарактеризуйте политическую систему современной России.
5
11, 12 Тема 6 Домашнее задание  N6 1.Почему государство является наиболее важным политическим институтом? 2.Сопоставьте основные концепции происхождения государства. 3.Что отражает понятие "форма государственного устройства"? 4.Чем федерация отличается от унитарного государства?
5
13, 14 Тема 7 Домашнее задание  N7 1.Как вы понимаете понятие "лидер"? 2.Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3.Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4.Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5.Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6.Дайте характеристику основных функций политических лидеров. 7.Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 8.Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 9.Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 10.Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит? 11.Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 12.Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
5
15 Тема 8 Домашнее задание  N8 1.Как вы понимаете понятие "лидер"? 2.Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3.Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4.Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5.Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6.Дайте характеристику основных функций политических лидеров. 7.Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 8.Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 9.Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 10.Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит? 11.Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 12.Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
5
16, 17 Тема 9 Домашнее задание  N9 1.Раскройте сущность глобальных проблем современности, определите их критерии и характерные черты. 2.Почему современная наука определяет глобалистику как систему междисциплинарных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах? Каковы основные направления изучения глобальных проблем под политологическим углом зрения? 3.Как в современной политической науке трактуется понятие "глобальное гражданское общество"? 4.Раскройте политические условия, необходимые для разрешения глобальной проблематики и достижения устойчивого мирового развития. 5.Какова роль Организации Объединенных Наций в общечеловеческих усилиях, направленных на осмысление и поиски путей решения глобальных проблем?
6
Итого 46

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1 1.Пояните трактовку Аристотелем человека как "политического животного". 2.Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим? 3.Почему на протяжении долгово времени под политикой понималось главным образом государственное управление? 4.Что входит в число субъектов политики?
4
Тема 2 1.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 2.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 3.Какие формы правления Аристотель относил к правильным, а какие к неправильным? 4.Какую среди правильных форм правления Аристотель считал наилучшей? 5.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма? 6.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма?
4
Тема 3 1.Назовите основные современные концепции политического развития. 2.Что такое консерватизм? Политическая сущность неоконсерватизма. 3.Расскажите о трансформации либерализма в неолиберализм. 4.Что такое политический экстремизм? 5.Что такое политический экстремизм? 6.В чем суть неомарксизма? 7.Назовите осноные школы современной зарубежной политологии. Расскажите о направлениях их исследований.
3
Тема 4 1.Назовите характерные черты гражданского общества. 2.Кто из мыслителей является основоположником концепции гражданского общества? 3.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе? 4.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе?
4
Тема 5 1.Дайте определение политической власти. 2.Назовите основные источники и ресурсы политической власти. 3.Какие типы легитимности власти вы знаете? Назовите три типа основания легитимности (по М. Веберу). 4.Как решаются проблемы легитимности власти в современной России? 5.Назовите и раскройте основные концепции власти. 6.Что понимается под политической системой общества и каковы ее основные элементы и функции? 7.Какие типы политических систем вы знаете? Назовите основные критерии оценки и уровня развития различных политических систем. 8.Охарактеризуйте политическую систему современной России.
4
Тема 6 1.Почему государство является наиболее важным политическим институтом? 2.Сопоставьте основные концепции происхождения государства. 3.Что отражает понятие "форма государственного устройства"? 4.Чем федерация отличается от унитарного государства?
3
Тема 7 1.Как вы понимаете понятие "лидер"? 2.Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3.Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4.Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5.Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6.Дайте характеристику основных функций политических лидеров. 7.Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 8.Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 9.Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 10.Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит? 11.Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 12.Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
4
Тема 8 1.Охарактеризуйте структуру политического конфликта. 2.Опишите отличительные особенности политических конфликтов. 3.Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма. 4.В чем суть этнополитических конфликтов? Каковы их особенности? 5.Объясните причины обострения этнополитических конфликтов в конце XX в. 6.Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.
3
Тема 9 1.Раскройте сущность глобальных проблем современности, определите их критерии и характерные черты. 2.Почему современная наука определяет глобалистику как систему междисциплинарных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах? Каковы основные направления изучения глобальных проблем под политологическим углом зрения? 3.Как в современной политической науке трактуется понятие "глобальное гражданское общество"? 4.Раскройте политические условия, необходимые для разрешения глобальной проблематики и достижения устойчивого мирового развития. 5.Какова роль Организации Объединенных Наций в общечеловеческих усилиях, направленных на осмысление и поиски путей решения глобальных проблем?
6
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Текущий контроль знаний в 4 семестре
Тема 1 1.Пояните трактовку Аристотелем человека как "политического животного". 2.Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим? 3.Почему на протяжении долгово времени под политикой понималось главным образом государственное управление? 4.Что входит в число субъектов политики?
2
Тема 2 1.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 2.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 3.Какие формы правления Аристотель относил к правильным, а какие к неправильным? 4.Какую среди правильных форм правления Аристотель считал наилучшей? 5.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма? 6.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма?
2
Тема 3 1.Назовите основные современные концепции политического развития. 2.Что такое консерватизм? Политическая сущность неоконсерватизма. 3.Расскажите о трансформации либерализма в неолиберализм. 4.Что такое политический экстремизм? 5.Что такое политический экстремизм? 6.В чем суть неомарксизма? 7.Назовите осноные школы современной зарубежной политологии. Расскажите о направлениях их исследований. 8.Какие идеи отстаивает современный консерватизм? 9.Какие ценности отстаевает либерализм? 10.Раскройте основные положения концепции "демократического социализма". 11.Чем отличаются структура ценностей классического либерализма от структуры ценностей неолиберализма? 12.Что утверждает важнейшая идея либерализма?
1
Тема 4 1.Назовите характерные черты гражданского общества. 2.Кто из мыслителей является основоположником концепции гражданского общества? 3.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе? 4.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе?
2
Тема 5 1.Дайте определение политической власти. 2.Назовите основные источники и ресурсы политической власти. 3.Какие типы легитимности власти вы знаете? Назовите три типа основания легитимности (по М. Веберу). 4.Как решаются проблемы легитимности власти в современной России? 5.Назовите и раскройте основные концепции власти. 6.Что понимается под политической системой общества и каковы ее основные элементы и функции? 7.Какие типы политических систем вы знаете? Назовите основные критерии оценки и уровня развития различных политических систем. 8.Охарактеризуйте политическую систему современной России.
2
Тема 6 1.Почему государство является наиболее важным политическим институтом? 2.Сопоставьте основные концепции происхождения государства. 3.Что отражает понятие "форма государственного устройства"? 4.Чем федерация отличается от унитарного государства?
2
Тема 7 1.Как вы понимаете понятие "лидер"? 2.Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3.Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4.Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5.Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6.Дайте характеристику основных функций политических лидеров. 7.Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 8.Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 9.Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 10.Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит? 11.Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 12.Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
2
Тема 8 1.Охарактеризуйте структуру политического конфликта. 2.Опишите отличительные особенности политических конфликтов. 3.Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма. 4.В чем суть этнополитических конфликтов? Каковы их особенности? 5.Объясните причины обострения этнополитических конфликтов в конце XX в. 6.Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.
2
Тема 9 1.Раскройте сущность глобальных проблем современности, определите их критерии и характерные черты. 2.Почему современная наука определяет глобалистику как систему междисциплинарных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах? Каковы основные направления изучения глобальных проблем под политологическим углом зрения? 3.Как в современной политической науке трактуется понятие "глобальное гражданское общество"? 4.Раскройте политические условия, необходимые для разрешения глобальной проблематики и достижения устойчивого мирового развития. 5.Какова роль Организации Объединенных Наций в общечеловеческих усилиях, направленных на осмысление и поиски путей решения глобальных проблем?
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПДЗ

ПДЗ1
















Опрос

Опрос1
















Опрос


Опрос2














ПДЗ


ПДЗ2














Контр




Контр3












Опрос




Опрос3












Опрос






Опрос4










ПДЗ






ПДЗ4










Опрос








Опрос5








ПТ








ПТ5








ПДЗ










ПДЗ6






Опрос










Опрос6






Опрос












Опрос7




ПДЗ












ПДЗ7




ПДЗ














ПДЗ8


Опрос














Опрос8


ПГ
















ПГ9

Опрос
















Опрос9



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ1
















ДЗ

ДЗ2














ДЗ



ДЗ3












ДЗ





ДЗ4










ДЗ







ДЗ5








ДЗ









ДЗ6






ДЗ











ДЗ7




ДЗ













ДЗ8



ДЗ














ДЗ9



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

4 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Пугачев В.П.   Введение в политологию :учеб. для вузов.  / Соловьев А.И. -  М.:  Аспект Пресс,  2002
2. Политология : учеб.для вузов.  / Василик М.А., Гуторов В.А., Косов Ю.В. и др.; под ред. М.А. Василика -  М.:  Гардарики,  2004   Гриф МО
3. Политология :учеб. для вузов.  / Василик М.А., Гуторов В.А., Косов Ю.В. и др.; под ред. М.А. Василика -  М.:  Гардарики,  2006   Гриф МО
4. Политология :учеб. для вузов.  / Лавриненко В.Н.; под ред. В.Н. Лавриненко -  М.:  ЮНИТИ-ДАНА,  2003
5. Политология :Учеб.для вузов.  / Под ред. В.Н. Лавриненко -  М.:  ЮНИТИ-ДАНА,  2002

6.2. Дополнительная литература

6. Шапиро,Иэн   Моральные основания политики.: пеp. с англ.  / Иэн Шапиро -  М.:  КДУ,  2004
7. Ильин В.В.   Политология: Учеб.для вузов. -  М.:  Книжный дом `Университет`,  2001
8. Щербинина Н.Г.   Теории политического лидерства: учеб.пособие для вузов. -  М.:  Весь мир,  2004
9. Вандаль А.Е.   Геополитика и геостратегия.  М.: Кучково поле,  2002
10. Халипов В.Ф.   Наука о власти. Кратология. Учебное пособие.  М.: Ось-89,  2002
11. Мизес Л.   Либерализм в классической традиции.  М.: Экономика,  2001
12. Пирумов Э.Р.   Политический практикум. Сборник проблемных заданий и вопросов по курсу политологии.  Вузовская книга,  2001
13. Задорожнюк Э.Г.   Социал-демократия в центральной Европе.  / Новопашин Ю.С.  Academia,  2000
14. Цыганков П.А.   Теория международных отношений.  Гардарики,  2005 -  590c.
15. Гринберг Т.Э.   Политические технологии: ПР и реклама.  Аспект Пресс,  2005 -  317c.
16. Нерсесянц В.С.   История политических и правовых учений.  Норма,  2005 -  703c.
17. Димидов А.И.   Политология.  Гардарики,  2005
18. Гаджиев К.С.   Политология.  Логос,  2004 -  486c.
19. Каменская Е.Н.   Политология.  Дашков и К,  2006 -  303c.
20. Ачкасов В.А.   Политология.  Юрайт,  2006 -  691c.

6.3. Периодические издания

1. (71012) Вестник МГУ. Политические науки. ()
2. Политический журнал. ()
3. Вопросы политологии. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Политика и всё о ней. (http://www.politryk.ru/)
2. Политология в России и мире. (http://www.politnauka.org/)
3. Политическая теория. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Index_Polit.php)
4. Президент Российской Федерации. (http://www.president.kremlin.ru/)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Книжный фонд кафедры.
  2. Книги и статьи подготовленные преподавателями.

Оборудование и аппаратура

  1. Персональный компьютер, монитор, принтер
  2. Мультимудийный проектор
  3. Доска, мел, маркеры

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Объект, предмет и метод политической науки
Устный опрос  N1.
[5] c.27-128
[4] c.6-28
[3] c.6-97
[6] c.50-70

Тема 1 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, доклады, сообщения.
Объект, предмет и метод политической науки
Проверка и приём домашнего задания  N1.
[5] c.27-128
[4] c.6-28
[3] c.6-97
[6] c.50-70

Тема 2 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
История политических учений
Устный опрос  N2.
[5] c.27-140
[18] c.20-58
[12] c.27-43
[16] c.320-410

Тема 2 Практическое занятие Объяснение, индукция, дидукция,рефераты, собеседования, дискуссии.
История политических учений
Проверка и приём домашнего задания  N2.
[5] c.27-140
[18] c.20-58
[12] c.27-43
[16] c.320-410

Тема 3 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Современные политологические школы и теории
Устный опрос  N3.
[2] c.406-447
[11] c.51-72
[13] c.62-85

Тема 3 Практическое занятие Описание, объяснение, синтез, сообщения, коллоквиум, оппонирование.
Современные политологические школы и теории
Контрольная работа  N3.
[2] c.406-447
[11] c.51-72
[13] c.62-85

Тема 4 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Гражданское общество
Устный опрос  N4.
[2] c.140-162
[4] c.183-203

Тема 4 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, доклады, содоклады, дискуссии.
Гражданское общество
Проверка и приём домашнего задания  N4.
[2] c.140-162
[4] c.183-203

Тема 5 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Политическая власть и политическая система
Устный опрос  N5.
[1] c.100-150
[2] c.202-230
[7] c.190-240
[5] c.170-190
[4] c.148-171

Тема 5 Практическое занятие Анализ, синтез, сообщения, оппонирование.
Политическая власть и политическая система
Письменное тестирование  N5.
[1] c.100-150
[2] c.202-230
[7] c.190-240
[5] c.170-190
[4] c.148-171

Тема 6 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Политические институты
Устный опрос  N6.
[2] c.298-335
[5] c.191-201
[4] c.204-207
[10] c.215-280
[20] c.318-390

Тема 6 Практическое занятие Описание, объяснение, анализ, синтез, обсуждение, коллоквиум.
Политические институты
Проверка и приём домашнего задания  N6.
[2] c.298-335
[5] c.191-201
[4] c.204-207
[10] c.215-280
[20] c.318-390

Тема 7 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Политическое лидерство и политическая элита
Устный опрос  N7.
[5] c.252-286
[4] c.351-280
[20] c.318-390

Тема 7 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, доклады,оппонирование , сообщения, обсуждение, деловые игры.
Политическое лидерство и политическая элита
Проверка и приём домашнего задания  N7.
[2] c.163-200
[5] c.252-286
[4] c.351-392
[8] c.25-55
[15] c.163-207

Тема 8 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Политические конфликты и способы их разрешения
Устный опрос  N8.
[2] c.163-200
[5] c.252-286
[4] c.351-392
[8] c.25-55
[15] c.163-207

Тема 8 Практическое занятие Дидукция, анализ, синтез, сообщения, обсуждения, дискуссия, коллоквиум.
Политические конфликты и способы их разрешения
Проверка и приём домашнего задания  N8.
[2] c.481-507
[4] c.314-350
[19] c.232-265
[17] c.290-315

Тема 9 Лекции Объяснение, анализ, синтез.
Мировая политика и международные отношения
Устный опрос  N9.
[2] c.508-566
[9] c.78-103
[14] c.255-290

Тема 9 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, сообщения, обсуждение, дискуссия.
Мировая политика и международные отношения
Проверка уровня готовности студента  N9.
[2] c.508-566
[9] c.78-103
[14] c.255-290

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 4
Тема 1 Домашнее задание  N1
1.Пояните трактовку Аристотелем человека как "политического животного". 2.Является ли любое управляемое человеческое сообщество политическим? 3.Почему на протяжении долгово времени под политикой понималось главным образом государственное управление? 4.Что входит в число субъектов политики?
Проверка и приём домашнего задания  N1
[3] с.6-97
[5] с.27-128
[4] с.6-28
[6] с.50-70
Тема 2 Домашнее задание  N2
1.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 2.Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли. 3.Какие формы правления Аристотель относил к правильным, а какие к неправильным? 4.Какую среди правильных форм правления Аристотель считал наилучшей? 5.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма? 6.Каковы особенности российского либерализма и консерватизма?
Проверка и приём домашнего задания  N2
[18] с.20-58
[12] с.27-43
[5] с.27-140
[16] с.320-410
Тема 3 Домашнее задание  N3
1.Назовите основные современные концепции политического развития. 2.Что такое консерватизм? Политическая сущность неоконсерватизма. 3.Расскажите о трансформации либерализма в неолиберализм. 4.Что такое политический экстремизм? 5.Что такое политический экстремизм? 6.В чем суть неомарксизма? 7.Назовите осноные школы современной зарубежной политологии. Расскажите о направлениях их исследований.
Проверка и приём домашнего задания  N3
[2] с.406-447
[11] с.51-72
[13] с.62-85
Тема 4 Домашнее задание  N4
1.Назовите характерные черты гражданского общества. 2.Кто из мыслителей является основоположником концепции гражданского общества? 3.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе? 4.Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе?
Проверка и приём домашнего задания  N4
[2] с.140-162
[4] с.183-203
Тема 5 Домашнее задание  N5
1.Дайте определение политической власти. 2.Назовите основные источники и ресурсы политической власти. 3.Какие типы легитимности власти вы знаете? Назовите три типа основания легитимности (по М. Веберу). 4.Как решаются проблемы легитимности власти в современной России? 5.Назовите и раскройте основные концепции власти. 6.Что понимается под политической системой общества и каковы ее основные элементы и функции? 7.Какие типы политических систем вы знаете? Назовите основные критерии оценки и уровня развития различных политических систем. 8.Охарактеризуйте политическую систему современной России.
Проверка и приём домашнего задания  N5
[1] с.100-150
[2] с.202-230
[7] с.190-240
[5] с.170-190
[4] с.148-171
Тема 6 Домашнее задание  N6
1.Почему государство является наиболее важным политическим институтом? 2.Сопоставьте основные концепции происхождения государства. 3.Что отражает понятие "форма государственного устройства"? 4.Чем федерация отличается от унитарного государства?
Проверка и приём домашнего задания  N6
[2] с.298-335
[5] с.191-201
[4] с.204-207
[10] с.215-280
[20] с.318-390
Тема 7 Домашнее задание  N7
1.Как вы понимаете понятие "лидер"? 2.Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3.Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4.Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5.Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6.Дайте характеристику основных функций политических лидеров. 7.Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 8.Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 9.Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 10.Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит? 11.Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 12.Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
Проверка и приём домашнего задания  N7
[5] с.252-286
[8] с.25-55
[2] с.163-200
[4] с.351-392
[15] с.163-207
Тема 8 Домашнее задание  N8
1.Как вы понимаете понятие "лидер"? 2.Раскройте сущность понятия "политическое лидерство". 3.Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства. 4.Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям. 5.Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему? 6.Дайте характеристику основных функций политических лидеров. 7.Каковы основные положения теории элиты В. Парето? 8.Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска. 9.Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса? 10.Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит? 11.Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"? 12.Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
Проверка и приём домашнего задания  N8
[2] с.481-507
[4] с.314-350
[19] с.232-265
[17] с.290-315
Тема 9 Домашнее задание  N9
1.Раскройте сущность глобальных проблем современности, определите их критерии и характерные черты. 2.Почему современная наука определяет глобалистику как систему междисциплинарных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах? Каковы основные направления изучения глобальных проблем под политологическим углом зрения? 3.Как в современной политической науке трактуется понятие "глобальное гражданское общество"? 4.Раскройте политические условия, необходимые для разрешения глобальной проблематики и достижения устойчивого мирового развития. 5.Какова роль Организации Объединенных Наций в общечеловеческих усилиях, направленных на осмысление и поиски путей решения глобальных проблем?
Проверка и приём домашнего задания  N9
[2] с.508-566
[9] с.78-103
[14] с.255-290

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Предмет, методы и структура политологии.
  2. Функции политологии и ее место в системе общественных наук.
  3. Становление и развитие западной политической мысли.
  4. Развитие политической мысли в России.
  5. Современные политологические школы и теории.
  6. Социально-политические идеи либерализма и неолиберализма.
  7. Социально-политические идеи консерватизма и неоконсерватизма.
  8. Современная социал-демократия.
  9. Гражданское общество, его происхождение и особенности.
  10. Особенности становления гражданского общества в России.
  11. Сущность, особенности и механизм политической власти.
  12. Легитимность власти.
  13. Политическая система общества: понятие, структура, механизм функционирования.
  14. Типология политических систем.
  15. Российская политическая система.
  16. Сущность и разновидности политических режимов.
  17. Тоталитарный режим: его сущность и основные признаки.
  18. Авторитарный политический режим.
  19. Демократический политический режим.
  20. Государство как политический институт. Основные концепции происхождения государства.
  21. Характерные черты и функции государства.
  22. Типология государств.
  23. Правовое государство.
  24. Россия на пути формирования правового государства.
  25. Партии в политической системе.
  26. Партийные системы и их разновидности.
  27. Многопартийность в России.
  28. Место и роль политических организаций и движений в политической жизни общества.
  29. Политическое лидерство.
  30. Политическая элита.
  31. Политическая культура.
  32. Основные пути формирования политической культуры в постсоветской России.
  33. Политические конфликты и способы их разрешения.
  34. Современные избирательные системы.
  35. Виды референдума.
  36. Политическая модернизация.
  37. Социокультурные аспекты политики.
  38. Мировая политика и международные отношения.
  39. Особенности мирового политического процесса.
  40. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Темы рефератов
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите основные этапы развития политической науки.
  2. Какой смысл вкладывается в понятие "политика"? С чем связано многообразие определений политики?
  3. Каковы причины возникновения политики?
  4. В какой исторический период политическая наука сформировалась как самостоятельная научная дисциплина?
  5. Что изучает политология? Что является предметом политической науки?
  6. Как соотносятся экономика и политика; политика и мораль; политика и культура; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?
  7. Как складывалась судьба политической науки в России?
  8. Назовите методы и функции политологии. Раскройте их содержание.
  9. Каково соотношение теоретического и эмпирического знания в политической науке?
  10. Какую роль в жизни общества играет политика?
  11. Как вы считаете, влияет ли политика на профессиональную деятельность будущих специалистов?
Темы рефератов и докладов:
  1. Что и как изучает наука о политике?
  2. Многообразие определений политики: основные трактовки.
  3. Предмет и структура политической науки.
  4. Функции и методы политологии.
  5. Связь политологии с другими общественными науками (философией, историей, социологией, экономикой и др.) и ее значение в жизни общества.
  6. Теория политики и прикладная политология.
  7. Современное состояние политической науки: проблемы и перспективы развития.
  8. Политическая наука в современной России: трудности становления развития и перспективы.
  9. Соотношение политологии и политической антропологии.
  10. Роль политологии в системе профессиональной подготовки специалиста.
Тема 2. История политических учений.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте развернутую характеристику парадигмы как метода исследования истории политической мысли.
  2. Сформулируйте особенности и характерные черты политических учений Древней Греции и Древнего Рима.
  3. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государства?
  4. Кому принадлежат слова: "Цари должны философствовать, а философы царствовать"?
  5. Какие формы правления Аристотель относил к правильным, а какие к неправильным?
  6. Какую среди правильных форм правления Аристотель считал наилучшей?
  7. Кому принадлежат слова: человек "есть политическое животное"?
  8. Объясните, чем вызваны острая критика и неприятие демократии античными мыслителями?
  9. Кто из мыслителей средневековья обосновал и оправдал неравенство в обществе?
  10. Кто первым в истории политической мысли выдвинул идею "общественного договора"?
  11. Кому принадлежат слова: ".. .Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности"?
  12. Кто впервые сформулировал идею государственного суверенитета?
  13. Кто выдвинул идею разделения властей?
  14. Кто является основоположником конституционализма?
  15. Сравните, как решается вопрос в отношении государства и личности в теориях Т. Гоббса и Дж. Локка.
  16. Какому политическому мыслителю прошлого принадлежит широко известная ныне формула: "Разрешено все, что не запрещено законом?"
  17. А.И. Герцен называл славянофилов и западников "двуликим Янусом". И те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы - как мать, западники - как дитя". В чем сходство и различие между западниками и славянофилами?
  18. В чем суть идейна политических воззрений народников?
  19. Каковы особенности российского либерализма и консерватизма?
  20. Дайте характеристику радикальной политической мысли в России.
Темы рефератов и докладов:
  1. Парадигмы истории политической мысли.
  2. Политические учения Древней Греции и древнего Рима.
  3. Теологические парадигмы христианских богословов Средневековья.
  4. Научные методы в политических теориях эпохи Возрождения и Нового времени.
  5. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.
  6. Теория разделения властей Ш. Монтескье.
  7. Теория народного суверенитета Ж. - Ж. Руссо.
  8. Политические идеи американских просветителей.
  9. Генезис политических идей в новейшей истории.
  10. Русская политическая традиция: истоки, социо-культурные основания, историческая динамика.
  11. Идейно-политические воззрения западников и славянофилов.
  12. Общественно - политические взгляды народников.
  13. Русский анархизм о политике и государства.
  14. Политико - правовая философия В.С. Соловьева.
  15. Социально - политические взгляды Н.А. Бердяева.
  16. Политико - правовая концепция И.А. Ильина.
Тема 3. Современные политологические школы и теории.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назовите основные современные концепции политического развития.
  2. Что такое консерватизм? Политическая сущность неоконсерватизма.
  3. Как зародилась и развивалась политическая мысль либерализма?
  4. Расскажите о трансформации либерализма в неолиберализм.
  5. Что такое политический экстремизм?
  6. Назовите главные доктрины политического экстремизма.
  7. Дайте характеристику политическому терроризму и его разновидностям.
  8. Сформулируйте основные принципы социал - демократии.
  9. Каковы новые подходы неотроцкистов к общечеловеческим проблемам.
  10. В чем суть неомарксизма?
  11. Расскажите конвенции о теориях технократии.
  12. Назовите осноные школы современной зарубежной политологии. Расскажите о направлениях их исследований.
Темы рефератов и докладов:
  1. Консерватизм: история и современность.
  2. Истоки русского консерватизма.
  3. Консерватизм в постсоветской Россию
  4. Либеральные традиции в современном мире.
  5. Либерализм и русская идея.
  6. Судьба либерализма и демократии в России.
  7. Теория и практика демократического социализма . (Современная социал- демократия).
  8. Западная социал- демократия: тенденции обновления и модернизации.
  9. Марксистская концепция социализма реальный социализм.
  10. Анархизм и власть.
  11. Фашизм и неофашизм.
  12. Экстремизм и терроризм в современном мире.
  13. Национальные и религиозные идеологии.
  14. Политические ценности и современные проявления троцкизма.
  15. Основные школы современной зарубежной политологии.
Тема 4. Гражданское общество.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назовите характерные черты гражданского общества.
  2. Кто из мыслителей является основоположником концепции гражданского общества?
  3. В какой период истории начинается формирование гражданского общества?
  4. Объясните, почему гражданское общество возможно только в демократическом обществе?
  5. Перечислите и раскройте важнейшие признаки и функции государства.
  6. Почему в современном мире усиливаются экологические и социальные функции государства?
  7. По каким критериям осуществляется типология государств?
  8. В чем особенности института монархии в современных условиях?
  9. Что такое республика как форма правления?
  10. В чем отличия президентской республики от парламентской?
  11. Назовите и раскройте основные формы государственного устройства.
  12. В чем суть правового государства?
  13. Что такое социальное государства?
  14. Какие формы взаимодействия существуют между гражданским обществом и государством?
  15. Определите основные пути формулирования гражданского общества и правового государства в постсоветской России.
Темы рефератов и докладов:
  1. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные этапы развития.
  2. Дж. Локк о гражданском обществе.
  3. Учение Канта и Гегеля о правовом государстве и гражданской обществе.
  4. Гражданское общество: понятие, сущность, функции.
  5. Взаимоотношения государства и гражданского общества.
  6. Становление гражданского общества и правового государства в современной России.
  7. Происхождение, функции и сущность государства.
  8. Формы правления и государственного устройства.
  9. Правовое государство: концепции и сущностные характеристики.
  10. Социальное государство.
  11. Федерализм как форма государственного устройства.
  12. Российский федерализм.
Тема 5. Политическая власть и политическая система.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте определение политической власти.
  2. Назовите основные источники и ресурсы политической власти.
  3. Определите масштаб и объем полномочий трех уровней власти: микроуровня, макроуровня и мегауровня.
  4. Какие типы легитимности власти вы знаете? Назовите три типа основания легитимности (по М. Веберу).
  5. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждения. Как это соотносится с легитимностью.
  6. Как решаются проблемы легитимности власти в современной России?
  7. Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации?
  8. Назовите и раскройте основные концепции власти.
  9. В чем суть теории разделения властей?
  10. Что понимается под политической системой общества и каковы ее основные элементы и функции?
  11. Чем отличается политическая система от политической организации.
  12. Назовите основные подсистемы общества политической системы общества. Какова их роль в развитии данной системы?
  13. Какие типы политических систем вы знаете? Назовите основные критерии оценки и уровня развития различных политических систем.
  14. Охарактеризуйте политическую систему современной России.
  15. Что понимают под политическим режимом? Каковы основные признаки и историческая судьба тоталитарного политического режима.
  16. Какие черты характерны для авторитарного политического режима и его основные черты.
  17. Раскройте условия формирования и гарантии функционирования демократического политического режима.
  18. Что такое демократический тип личности?
  19. Какой политический режим в современной России.
  20. Что общего и каковы различия между политической системой и политическим режимом.
Темы рефератов и докладов:
  1. Современные концепции власти.
  2. Происхождение власти и принципы ее организации.
  3. Легитимность власти и ее особенности в современной России.
  4. Ресурсы политической власти в современной России.
  5. Проблемы финансового обеспечения становления политической власти.
  6. Сущность разделения властей как проблемы в истории политической мысли.
  7. Особенности разделения властей в современных развитых странах.
  8. Становление теории политической системы.
  9. Изменения в политической системе российского общества.
  10. Традиционные и модернизированные политические системы.
Тема 6. Политические институты.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?
  2. Сопоставьте основные концепции происхождения государства.
  3. Что отражает понятие "форма государственного устройства"?
  4. Чем федерация отличается от унитарного государства?
  5. Каковы принципы взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти в президентских, парламентских и президентско-парламентских республиках?
  6. Назовите черты сходства и различия между парламентской республикой и парламентской монархией.
  7. Охарактеризуйте форму правления в Российской Федерации.
  8. Раскройте сущность и основные принципы правового государства.
  9. Какие условия необходимы для формирования социального государства?
  10. Назовите главный признак политической партии, отличающий ее от других политических организаций.
  11. Перечислите функции политических партий.
  12. Какие типы политических партий известны в политической теории и практике?
  13. Какие позиции по отношению к государственной власти могут занимать партии и чем это обусловлено?
  14. Чем объясняется необходимость правового регулирования деятель-ости политических партий?
  15. Каковы основные черты однопартийной, двухпартийной и многопар-ийной систем?
  16. Дайте характеристику современных политических партий России и е партийной системы.
Темы рефератов и докладов:
  1. Государство как институт политической системы.
  2. Особенности государства как политической организации.
  3. Формы государственного устройства и правления.
  4. Правовое и социальное государство: ценности и принципы.
  5. Органы государственной власти в Российской Федерации.
  6. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения.
  7. Политическая партия: определение, типы, роль в механизме политической власти.
  8. Сущность и разновидности партийных систем.
  9. Общественно-политические движения.
  10. Становление многопартийной системы в России.
Тема 7. Политическое лидерство и политическая элита.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Как вы понимаете понятие "лидер"?
  2. В чем состоит специфика политического лидерства?
  3. Раскройте сущность понятия "политическое лидерство".
  4. Рассмотрите основные положения теорий политического лидерства.
  5. Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям.
  6. Какая типология политических лидеров, по вашему мнению, является оптимальной и почему?
  7. Дайте характеристику основных функций политических лидеров.
  8. В чем состоит сущность политического маркетинга и каково его соотношение с маркетингом в сфере экономики?
  9. Охарактеризуйте основные составляющие политического маркетинга применительно к институту лидерства.
  10. Каковы основные тенденции в развитии политического лидерства?
  11. Каковы основные положения теории элиты В. Парето?
  12. Раскройте сущность элитаристской концепции Г. Моска.
  13. Что означает "железный закон олигархии" Р. Михельса?
  14. Как характеризуются содержание и статус политической элиты в структурно-функциональной концепции элит?
  15. Охарактеризуйте основные положения леволиберальной концепции элиты Р. Миллса.
  16. Как соотносятся понятия "класс" и "политическая элита"?
  17. Раскройте основные критерии типологии элит.
  18. Каковы тенденции развития политической элиты России 90-х годов XX в.?
Темы рефератов и докладов:
  1. Проблемы личности и личной власти.
  2. Институт президентской власти.
  3. Психология политического лидерства.
  4. Роль лидера в современном политическом развитии.
  5. Харизматический лидер.
  6. Классические теории элиты.
  7. Современные концепции и типологии элит.
  8. Политическая элита и класс.
Тема 8. Политические конфликты и способы их разрешения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Охарактеризуйте структуру политического конфликта.
  2. Опишите отличительные особенности политических конфликтов.
  3. Изложите основные идеи концепции "столкновения цивилизаций" С. Хантингтона.
  4. Сравните политические конфликты в тоталитарных и демократических системах.
  5. Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма.
  6. В чем суть этнополитических конфликтов? Каковы их особенности?
  7. Объясните причины обострения этнополитических конфликтов в конце XX в.
  8. Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.
Темы рефератов и докладов:
  1. Конфликт как социальное явление
  2. Структура, особенности и типология политических конфликтов
  3. Межгосударственные и межцивилизационные конфликты
  4. Конфликты тоталитарных и демократических систем
  5. Политические конфликты интересов
  6. Этнополитические конфликты
Тема 9. Мировая политика и международные отношения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскройте сущность глобальных проблем современности, определите их критерии и характерные черты.
  2. Почему современная наука определяет глобалистику как систему междисциплинарных знаний о жизненно важных общечеловеческих проблемах? Каковы основные направления изучения глобальных проблем под политологическим углом зрения?
  3. Дайте характеристику внешних и внутренних пределов развития человечества, выделяемых учеными-глобалистами. Какова роль политических факторов в формировании этих пределов?
  4. Как в современной политической науке трактуется понятие "глобальное гражданское общество"?
  5. Раскройте политические условия, необходимые для разрешения глобальной проблематики и достижения устойчивого мирового развития.
  6. Какова роль Организации Объединенных Наций в общечеловеческих усилиях, направленных на осмысление и поиски путей решения глобальных проблем?
Темы рефератов и докладов:
  1. Геополитика
  2. Генезис геополитики
  3. Теоретические основы геополитики
  4. Геополитический анализ современных международных отношений
  5. Политическая глобалистика
  6. Общая характеристика политической глобалистики
  7. Политические пути решения глобальных проблем современности