МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Курсовая научно-исследовательская работа студента


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Курсовая научно-исследовательская работа студента ".

Составители УМК:

___________________________  /   Хончев М.А./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

рассмотреть процесс научного исследования.его структуру и важнейшие методы.

1.2. Задачи дисциплины

проанализировать ноые методы социально-гомунитарного исследования.операющиеся на идеи и принципы системного подхода,синергетики и герменевтики.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

о роли гипотезы в научном исследовании
особенности гипотетико-дедуктивного метода
методы анализа и построения научных тиорий
системный метод исследования

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

уметь применять изученные методы в индивидуальных научных иследованиях

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Философфия,естествознание,социология.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

7
Общая трудоемкость дисциплины 150 150
Аудиторная нагрузка 68 68
Лекции 0 0
Практические занятия (семинары) 68 68
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 82 82
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Научное познание как предмет методологического анализа.

Тема 2. Научная проблема.

Тема 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании.

Тема 4. Методы анализа и построения научных теорий.

Тема 5. Системный метод исследования.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 7
Тема 1. Научное познание как предмет методологического анализа. 29 15

14

Тема 2. Научная проблема. 25 13

12

Тема 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании. 31 17

14

Тема 4. Методы анализа и построения научных теорий. 34 19

15

Тема 5. Системный метод исследования. 31 18

13

Итого 150 82 0 68 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Не предусмотрено программой

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 7
Тема 1. Выполнение курсового проектирования
14
Тема 2. Выполнение курсового проектирования
12
Тема 3. Выполнение курсового проектирования
14
Тема 4. Выполнение курсового проектирования
15
Тема 5. Выполнение курсового проектирования
13
Итого 68

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 7
1-4 Тема 1 Домашнее задание  N1 Научное познание как предмет методологического анализа
14
1-7 Тема 4 Самостоятельное изучение  N4 Методы анализа и построения научных теорий.
15
5-8, 15 Тема 2 Домашнее задание  N2 Научная проблема.
17
8-14 Тема 5 Самостоятельное изучение  N5 Системный метод исследования.
19
9-13 Тема 3 Домашнее задание  N3 Гипотезы и их роль в научном исследовании.
17
Итого 82

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 7
Текущий контроль знаний в 7 семестре
Тема 1 Проверка курсовых работ
2
Тема 2 Проверка курсовых работ
3
Тема 3 Проверка курсовых работ
3
Тема 4 Проверка курсовых работ
3
Тема 5 Проверка курсовых работ
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 7
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПГ

ПГ
















ПГ




ПГ













ПГ








ПГ









ПГ












ПГ





Опрос















Опрос




Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 7
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ1














ДЗ



ДЗ2







ДЗ2



ДЗ







ДЗ3





СИ

СИ4











СИ






СИ5






Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

7 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Рузавин Г.И.   Методология научного познания :учеб. пособие для вузов. -  M.:  ЮНИТИ-ДАНА,  2009   Гриф УМЦ

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Не используются.

Демонстрационные материалы

  1. Не используются.

Оборудование и аппаратура

  1. Не используются.

Инструменты

  1. Не используются.

Макеты

  1. Не используются.

Лабораторные материалы

  1. Не используются.

Другое

  1. Не используются.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.10-21

Тема 2 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.13-24

Тема 3 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.27-35

Тема 4 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.42-57

Тема 5 Практическое занятие Проверка материалов и работы
Подготовка курсовой работы
Устный опрос.
[1] c.65-70

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 7
Тема 1 Домашнее задание  N1
Научное познание как предмет методологического анализа
Устный опрос  N1
[1] с.3-38
Тема 4 Самостоятельное изучение  N4
Методы анализа и построения научных теорий.
Устный опрос  N4
[1] с.142-179
Тема 2 Домашнее задание  N2
Научная проблема.
Устный опрос  N2
[1] с.39-63
Тема 5 Самостоятельное изучение  N5
Системный метод исследования.
Устный опрос  N5
[1] с.272-299
Тема 3 Домашнее задание  N3
Гипотезы и их роль в научном исследовании.
Устный опрос  N3
[1] с.64-98

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. обыденная и научное познание
  2. методы научного познания
  3. критерии и нормы научного познания
  4. модели анализа научного открытия и исследования
  5. общей закономерности развития науки
  6. методология научного поиска и обоснования его результатов
  7. проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании
  8. предпосылки возникновения и постановкипроблем
  9. разработкаи решение научных проблем
  10. гипотезы как формы научного познания
  11. логическая структура гипотезы
  12. вероятностный характер гипотезы
  13. требования предъявляемое к научным гипотезам
  14. эвристические принципы отбора гипотез
  15. общая характеристика и определение научной теории
  16. классфификация и структура научных теорий
  17. методолгические пирнципы построенрия теории
  18. интертериоретические отношения
  19. характерные особенности системного метода исследования
  20. строение и структура системы
  21. классификация системы
  22. самоорганизация и эволюция систем
  23. методы и перспективы системного исследования
  24. системный метод и современная научная мировозрение
Темы курсовых работ (проектов)
  1. Научное познание как предмет методологического анализа.
  2. Научная проблема.
  3. Гипотезы и их роль в научном исследовании.
  4. Методы анализа и построения научных теорий.
  5. Системный метод исследования.
Темы рефератов
Тема 1. Научное познание как предмет методологического анализа.
Вопросы для самоконтроля:
  1. что собой представляет научный метод
  2. чем отличается эврестическиеметоды от методов построения и обоснования научного знания
  3. укажите различие между научной теорией и другими формами знания
Темы рефератов и докладов:
  1. обыденная и научное познание
  2. методы научного познания
  3. общей закономерности развития науки
Тема 2. Научная проблема.
Вопросы для самоконтроля:
  1. чем отличается проблема отпроблемной ситуации
  2. какое отношение между проблемой и парадигмой
  3. чем отличается проблема от задачи
Темы рефератов и докладов:
  1. проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании
  2. разработкаи решение научных проблем
Тема 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании.
Вопросы для самоконтроля:
  1. раскройте логическую структуру гипотезы
  2. как определяется статистическая вероятность и где она применяется
  3. перечислите основные требования предъявляемые к нучным гипотезам
Темы рефератов и докладов:
  1. гипотезы как формы научного познания
  2. вероятностный характер гипотезы
  3. эвристические принципы отбора гипотез
Тема 4. Методы анализа и построения научных теорий.
Вопросы для самоконтроля:
  1. как связана теория и импирия охарактеризуйте строение и структуру теории
  2. какео значение имеют интуитивные и логические факторы в построении теории
Темы рефератов и докладов:
  1. классфификация и структура научных теорий
  2. интертериоретические отношения
Тема 5. Системный метод исследования.
Вопросы для самоконтроля:
  1. в чём состоит специфика системного исследования
  2. чем отличается система от агригата
  3. на чём основано применениематематики в системных иследованиях
  4. какое мировозренческое значение имеет системный подход
Темы рефератов и докладов:
  1. классификация системы
  2. методы и перспективы системного исследования
  3. системный метод и современная научная мировозрение