МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Регионалистика


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Регионалистика ".

Составители УМК:

___________________________  /   Потапова И.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью курса является: -изучение закономерностей размещения хозяйства в России в целом и регионам; -овладение принципам и методами его рациональной территориальной организации в условиях конкретных регионов.

Основные задачи курса: -изучение теоретических основ науки и ее основных концепций географического разделения труда, факторов и условий размещения производства, формирования экономических районов и их специализации, регионального развития и управления; -изучение экономической географии России, анализ конкретных проблем ее регионального развития и размещения производства; -понимание процессов трансформации проблем регионального развития и размещения производства в период экономических реформ; -освоение навыков анализа размещения хозяйства и развития районов, выявления возможностей и путей их совершенствования на основе использования методов географического и регионального анализа.

1.2. Задачи дисциплины

-Изучение теоретических основ науки и её основных концепций.

-Изучение экономической географии РФ, проблем размещения её хозяйства и развития регионов в условиях экономических реформ.

-Освоение методов географического и регионального анализа для решения проблем размещения хозяйства и развития регионов.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-основные закономерности размещения хозяйственного комплекса, его состав, особенности территориальной организации в странах и районах; -основные показатели и методы экономико-географического анализа, источники получения необходимой информации; -современные процессы в размещении хозяйства и развитии районов и возможные их изменения в условиях реформирования экономики.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать процессы и изменения в размещении хозяйства и развитии районов, применяя изученные методики; -объяснять причины происходящих изменений в географии хозяйства и роль разных факторов в этих сдвигах; -оценить возможности размещения тех или отраслей хозяйства в районах разного типа и развития этих районов в современных условиях; -пользоваться разнообразными источниками информации научной литературой, картографическим и статистическим материалом, современными методами их обработки.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Для усвоения данного курса регионалистики необходимо знать географию и историю в объёме программы средней школы, основ экономики в объёме подготовительных курсов ВУЗов экономического профиля, основы статистического и математического анализа и информатики для построения несложных моделей связи между рядами данных.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

3
Общая трудоемкость дисциплины 85 85
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 51 51
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Экономическая география и регионалистика как наука
Экономическая география (и регионалистика) - наука о закономерностях территориальной организации хозяйства и особенностях его развития в разных странах и районах. Научная и практическая цель. Объект и предмет изучения. Теоретические основы: учение о взаимодействии природы и общества, о территориальном разделении труда, теория размещения производства и его факторов; концепции географического положения, экономического районирования и комплексного развития.. Понятие экономического района. Методическая база - картографирование, районирование, моделирование развития районов, сравнительный и математико-статистический анализ, экспертная оценка. История науки и связь с другими отраслями знаний. Россия как объект экономико-географического изучения в данном курсе.

Тема 2. Российская Федерация как объект экономико-географического изучения
Современное географическое, экономическое и политическое положения России в мире. Территория, ресурсы, население и хозяйство России в сравнении с другими странами мира. Россия и СНГ, Россия и сопредельные страны. Проблема новых границ. Последствия распада СССР для России. Географические особенности России, их влияние на экономику. Районирование России по географическим, экономическим и политико-административным признакам. Проблемы регионального деления в меняющемся общественном устройстве России.

Тема 3. Природные условия и природные ресурсы России
Природа как постоянно действующий фактор развития и размещения хозяйства и населения. Природа как среда жизни людей и её экологическое значение; природа как источник природных ресурсов и её хозяйственное значение. Виды, классификация, оценка природных ресурсов. Понятие природно-ресурсного потенциала и его показатели. Современное ресурсопользование, его масштабы и тенденции. Угроза экологического кризиса и истощения ресурсов. Минеральные, водные, лесные, земельные ресурсы России; их размещение, использование, роль в хозяйстве и развитии районов. Проблема снижения ресурсоёмкости и повышения экологичности хозяйственной деятельности в стране на современном этапе.

Тема 4. География населения России
Население как постоянный фактор развития и размещения хозяйства. Численность и динамика населения, его демографический и национальный состав. Трудовые ресурсы, их состав и качество - уровень образования и квалификации, социальный состав, их изменения на этапе экономических реформ. Проблема занятости, безработицы, материального расслоения. Роль социального фактора в развитии районов. Миграции и размещение населения, их современные тенденции. Городское и сельское расселение, роль урбанизации в современном расселении. Проблемы депопуляции сельской местности и концентрации людей в крупнейших городах, оттока людей из северных в южные регионы страны и снижения численности населения.

Тема 5. География хозяйства России
Масштаб и состав хозяйственного комплекса России, его развитие. Роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в хозяйстве на этапе экономических реформ. Необходимость структурной и технологической модернизации. Крупные хозяйственные комплексы России и их размещение: -Топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной как база индустриализации, проблемы перестройки на современном этапе. -Машиностроение как двигатель промышленности, проблема обновления его состава и повышения роли в структуре хозяйства. -Комплексы товаров народного потребления и сельского хозяйства, их роль в развитии потребления и улучшении качества жизни людей. -Транспортный и строительный комплексы, их состав и роль в развитии современной инфраструктуры. -Сфера услуг как наиболее динамично развивающийся и перспективный третичный сектор экономики, его состав. Главные черты размещения и формы территориальная организация хозяйственного комплекса России, современные тенденции в условиях рыночного реформирования экономики России.

Тема 6. Экономические районы и внешнеэкономические связи России
Современная система основных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Их характеристики, место в хозяйственном комплексе и проблемы развития в реформируемой экономике страны. Внешние экономические связи России со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, их роль для развития страны и её крупных регионов. Россия в формирующейся системе глобального мира. Возможности и направления совершенствования хозяйства страны и его территориальной организации.

Тема 7. Территориальное неравенство и региональная политика.
Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики. Основы регионального управления. Цели и критерии социально-экономического развития региона. Тенденции развития регионов и городов. Методы управления региональным развитием.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 3
Тема 1. Экономическая география и регионалистика как наука 11 7
2
2

Тема 2. Российская Федерация как объект экономико-географического изучения 11 7
2
2

Тема 3. Природные условия и природные ресурсы России 12 7
2
3

Тема 4. География населения России 12 7
2
3

Тема 5. География хозяйства России 19 7
8
4

Тема 6. Экономические районы и внешнеэкономические связи России 11 8
1
2

Тема 7. Территориальное неравенство и региональная политика. 9 8

1

Итого 85 51 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 3
Тема 1. Экономическая география и регионалистика как наука
2
Тема 2. Российская Федерация как объект экономико-географического изучения
2
Тема 3. Природные условия и природные ресурсы России
2
Тема 4. География населения России
2
Тема 5. География хозяйства России
8
Тема 6. Экономические районы и внешнеэкономические связи России
1
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 3
Тема 1. Цель семинара: Усвоение физико-географической номенклатуры как основы для изучения отраслевой и региональной компонент курса. Задание: Учащийся должен заполнить на бланковке нижеперечисленные объектов физико-географической номенклатуры, а также подписать названия всех приграничных государств и стран СНГ. Все объекты обозначаются цифрами, на оборотной стороне карты должна быть их расшифровка. Данная часть задания выполняется на карте N1. На карте N2 студент отмечает все города РФ с населением более 400 тыс. чел. Города с населением от 400 до 500 тыс. чел.- черным, от 500 до 700 тыс. чел. - зеленым цветом, от 700 тыс. чел. до 1 млн. чел.- желтым и города с населением более 1 млн. чел.- красным цветом (диаметр кружка- 7-10 мм). Все объекты обозначаются цифрами, на оборотной стороне карты должна быть их расшифровка. Студенты должны уметь показать на карте (атласе) все нижеперечисленные объекты, студенты должны соотносить крупнейшие города РФ как между собой, так и относительно важнейших рек и прочих физико-географических объектов.
2
Тема 2. Цель семинара: Усвоение учащимися неоднородности в обеспеченности РФ полезными ископаемыми, знакомство с уровнем обеспеченности отдельных экономических районов разными видами полезных ископаемых и влиянием этого на территориальную структуру хозяйства. Задание: 1.Учащийся выделяет на карте 11 экономических районов (закрашивая их светлыми тонами), граница районов выделяется толстой красной линией; 2.Отмечаются наиболее значимые месторождения полезных ископаемых. Все объекты обозначаются цифрами, на оборотной стороне карты должна быть их расшифровка. 3.После этого желтым и зеленым цветом выделяют на карте соответственно Транссибирскую железнодорожную магистраль (от г. Челябинск до г. Владивосток) и бывшую БАМ (Байкало-Амурскую магистраль, от г. Тайшет (Иркутской области) до г. Советская Гавань (Хабаровский край)). 4.Последней частью работы является написание сочинения на тему "Роль Транссиба и БАМа в текущем и перспективном освоении полезных ископаемых (природных ресурсов) Сибири и Дальнего Востока" . При проверке задания на следующем семинаре преподаватель обсуждает со студентами сложившуюся специализацию отдельных экономических районов на добыче полезных ископаемых. Задание, выполненное на карте с неправильно выделенными границами экономических районов, не проверяется и возвращается для повторного выполнения!
2
Тема 3. Цель семинара: Усвоение учащимися состава и сложности федеративного устройства РФ; изучение крупнейших языковых семей, народов и языков народов РФ и их расселение по территории РФ. Задание: 1.Студенты выделяют на карте N4 все экон. районы. 2.Закрашиваются все 89 (88) субъектов РФ (области - синим цветом, края - коричневым цветом, города федерального значения - черным цветом, автономные округа - зеленым цветом, республики - красным цветом, автономную область - фиолетовым цветом. Предварительно все регионы должны быть пронумерованы (арабскими цифрами), а на оборотной стороне должны быть перечислены их номера, название и административный центр. 3.После этого студенты составляют таблицу, в которой перечисляют все регионы РФ относительно русских, украинцев, белорусов и всех титульных народов, в которых данные народы занимают соответственно первое, второе и третье места.
3
Тема 4. Цель семинара: познакомить студентов с принципами и методами изучения территориальной организации производительных сил и систем расселения как составных элементов территориальной структуры хозяйства (студенты получают общие представления об территориальных и иерархических связях в территориальных социально-экономических системах). Задание: 1.Студенты выписывают для каждого из предложенных регионов отрасли их промышленной специализации и диверсификации (на основе таблицы, предложенной преподавателем) Отраслью специализации является та отрасль, доля которой в отраслевой структуре хозяйства данного региона превышает долю данной отрасли в отраслевой структуре хозяйства РФ в целом; Отраслью диверсификации (степени разнообразия) считать ту отрасль, доля которой в отраслевой структуре хозяйства данного региона превышает 2%. 2.Студент на отдельном листе (ах) рисует энниаграммы (или секторальные диаграммы), с использованием цветов, принятых в атласах для обозначения отдельных отраслей промышленности. Число энниаграмм соответствует числу рассматриваемых регионов, при этом данная фигура показывает долю каждой из отраслей в отраслевой структуре каждого из регионов. 3 .На основе критериев выделения признаков дается краткое экономико-географическое описание предложенных регионов (вид ЭГП, уровень урбанизированности, тип хозяйственного освоения, уровень хозяйственного освоения и т.д.). 4.Написание работы на тему "Комплексная сравнительная характеристика (по схеме "природа-население-хозяйство") двух субъектов РФ" с использованием вышеперечисленных источников, а также на основе второй таблицы (пары регионов для сравнения: Татарстан - Московская область; Липецкая область - Тульская область и др.). В указанной письменной работе студент должен выявить общие, различные черты в природе, населении, хозяйстве (промышленности, транспорте, с.х.) двух рассматриваемых регионов). Без анализа данных двух таблиц к данному заданию работа не принимается!
3
Тема 5. Цель семинара: познакомить учащихся с территориальной организацией транспорта, его составных элементах, описать факторы, влияющие на его функционирование. Отдельной целью семинарского занятия является сопоставление автомобильного транспорта с другими видами транспорта в разных экономических районах. Задание: 1. Учащиеся составляют карту интегральной плотности наземных путей сообщения по 11 экономическим районам РФ (по методике преподавателя). Задание выполняется на карте N2. 2. Для каждого экономического района рассчитывается его доля по 4 показателям (см. выше) работы автомобильного транспорта от РФ в целом. Также рассчитываются показатели: средней дальности отправления грузов автотранспортом (км) - делением третьего столбца таблицы на четвертый и показатель средней дальности отправки пассажиров автобусами общего пользования (км) - деление пятого столбца таблицы на шестой. Все эти шесть показателей наносятся на карту (в форме двойно-го креста) для всех ЭР. 3. Последней частью работы является написание работы (с обязательным использованием рассчитанных показателей и карт школьного атласа) на тему "Роль автомобильного транспорта в экономических районах РФ".
4
Тема 6. Цель семинара: познакомить учащихся с методами географического районирования, показать возможности географического районирования для изучения процессов и явлений в социально-экономической географии. Задание: Студенты составляют 2 карты целевого индивидуального районирования Центральной РФ: узловое (на основе модели тяготения региональных центров, исходя из взаимной удаленности и численности населения региональных центров) и однородное (на основе взвешенных 5 показателей социально-экономического развития, разных для всех групп). Подробное описание методики процесса дается преподавателем. Вторым пунктом задания является сравнение 2 методов районирования для изучения социально-экономических диспропорций в Центральной РФ (ЦЭР, ЦЧЭР, ВВЭР). Задание выполняется на двух картах N3.
2
Тема 7.
1
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 3
1, 2 Тема 1 Выполнение расчётно-графической работы  N1 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
7
3, 4 Тема 2 Выполнение расчётно-графической работы  N2 ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РФ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РФ
10
5, 6 Тема 3 Выполнение расчётно-графической работы  N3 АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РФ. НАРОДЫ РФ
7
7, 8 Тема 4 Домашнее задание  N4 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЧАСТЬ 1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ
9
9, 10 Тема 5 Выполнение расчётно-графической работы  N5 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА. ЧАСТЬ 2
9
11, 12 Тема 6 Выполнение расчётно-графической работы ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ.
9
Итого 51

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 3
Тема 3 Контрольная работа
1
Тема 2 Контрольная работа
1
Тема 5 обсуждение вопросов и тем к итоговому тестированию
1
Тема 4 Контрольная работа
1
Тема 5 Контрольная работа
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 3
Текущий контроль знаний в 3 семестре
Тема 1 Устный опрос
1
Тема 2 Устный опрос
1
Тема 3 Устный опрос
1
Тема 4 Устный опрос
1
Тема 5 Устный опрос
1
Тема 6 Устный опрос
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 3
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос
















Опрос



Опрос














Опрос





Опрос












Контр







Контр










Контр







Контр










Опрос







Опрос










ПТ









ПТ








Опрос









Опрос








Опрос











Опрос






Контр












Контр





Контр












Контр







Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 3
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
РГР

РГР1
















РГР

РГР2














РГР



РГР3












ДЗ





ДЗ4










РГР







РГР5








РГР









РГР








Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

3 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России :учеб. пособие.  / Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Плисецкий Е.Л. и др.; под ред. Е.Л. Плисецкого -  М.:  ВЛАДОС,  2008   Гриф УМО
2. Кочетов Э.Г.   Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства) :Учебник по курсу`Мировая экономика`,для студентов высших учебных заведений. -  М.:  БЕК,  1999
3. Крылов П.М.   Экономическая география и регионалистика :практикум 212-4.  / Бурдина Е.А.; отв. ред. Рунова Т.Г. -  М.:  МГИУ,  2007
4. Вавилова Е.В.   Экономическая география и регионалистика :учеб. пособие для вузов. -  М.:  Гардарика,  2002   Гриф МО
5. Экономическая география России :учеб. пособие для вузов.  / Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С.; под ред. Т.Г. Морозовой -  М.:  ЮНИТИ,  2002
6. Рунова Т.Г.   Экономическая география с основами регионалистики : учеб. пособие для вузов. -  М.:  МГИУ,  2007

6.2. Дополнительная литература

7. Экономическая география России: учеб. для вузов.  / Видяпин В.И., Степанов М.В. , Рыльский В.А. и др.; под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова -  М.:  ИНФРА-М,  2008   Гриф МО
8. Бурдина Е.А.   Экономическая география. Экономическая география и регионалистика: сб. задач и тестов 212-6.  / Крылов П.М. -  M.:  МГИУ,  2011
9. Региональная экономика: Учебник для вузов.  / Под ред. И.П.Николаевой  М: ЮНИТИ,  2002    
10. Вавилова Е.В.   Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие.  Гардарики,  2001    
11. Видяпин В.И.   Экономическая география России: Учебник для вузов.  / Степанов М.В.  М: Инфра-М,  2000    
12. Гладкий Ю.Н.   Экономическая география России: Учебник для вузов.  / Доброскок В.А., Семенов С.П.  Гардарика,  1999    
13. Морозова Г.Г.   Региональная экономика: Учебное пособие для вузов.  / Победина М.П., Поляк Г.Б.  Банки и биржи,  1995    
14. Морозова Т.Г.   Региональная экономика: Учебник для вузов.  / Победина М.П., Поляк Г.Б., Шишов С.С.  Банки и биржи,  1998    
15. Морозова Т.Г.   Регионоведение: Учебник для вузов.  / Победина М.П., Шишов С.С.  Банки и биржи,  1998    
16. Морозова Т.Г.   Экономическая география России: Учебное пособие для вузов.  / Победина М.П., Шишов С.С.  М: ЮНИТИ,  1999    
17. Вавилова Е.В.   Экономическая география и регионалистика.  Гардарики,  1999    
18. Гладкий Ю.Н.   Экономическая география.  1999    
19. Крылов П. М., Рунова Т. Г.   Экономическая география и регионалистика.  М.: МГИУ,  2008 -  193c.

6.3. Периодические издания

1. Известия Российской Академии наук. Серия географическая. Журнал. ()  РАН,
2. Известия Географического общества России.Журнал. ()  РГО,
3. Выпуск География. Газета. ()
4. География в школе. Журнал. ()
5. Журнал "Эксперт". ()  изд. группа "Эксперт",
6. География и природные ресусры. ()  СО РАН,
7. Вестник МГУ. Серия 5. География. ()  МГУ,

6.4. Ресурсы интернет

1. федеральное агентство по статистике России. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.gks.ru)
2. сайт Института Географии РАН. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.igras.ru)
3.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Демонстрационные материалы

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ
  2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА

[2] c.3-15
[5] c.6-27
[4] c.7-10
[6] c.1-20
[3] c.6-18
[7] c.3-25
[1] c.3-40
[8] c.9-10
[19] c.1-20
[9] c.2-15
[12] c.5-14
[11] c.6-22
[13] c.6-27
[14] c.6-27
[15] c.6-27
[16] c.6-27
[10] c.7-10
[17] c.7-10
[18] c.8-16

Тема 1 Практическое занятие ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Устный опрос.
[5] c.6-27
[4] c.7-10
[3] c.1-63
[7] c.3-25
[8] c.9-10

Тема 2 Лекции ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Контрольная работа.
[6] c.21-35
[8] c.10-13

Тема 2 Практическое занятие ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Устный опрос.
[6] c.21-35

Тема 3 Лекции ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Контрольная работа.
[5] c.28-46
[4] c.17-32

Тема 3 Практическое занятие ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Устный опрос.
[5] c.28-46
[4] c.17-32

Тема 4 Лекции ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Контрольная работа.
[5] c.47-76
[4] c.33-42

Тема 4 Практическое занятие ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Устный опрос.
[5] c.47-76
[4] c.33-42

Тема 5 Лекции ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Контрольная работа.
Письменное тестирование.
[5] c.77-248
[4] c.52-121

Тема 5 Практическое занятие ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Устный опрос.
[5] c.77-248
[4] c.52-121

Тема 6 Лекции ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА

[5] c.249-434
[4] c.122-154

Тема 6 Практическое занятие ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА
Устный опрос.
[5] c.249-434
[4] c.122-254

Тема 7 Практическое занятие ШКОЛЬНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АТЛАСЫ 8-9 КЛАССОВ,КАНЦТОВАРЫ, БЛАНКОВКИ КАРТОСХЕМ
ОБЪЯСНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПЕЧАТНОГО ПРАКТИКУМА

[8] c.44-50

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 3
Тема 1 Выполнение расчётно-графической работы  N1
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Защита лабораторной работы  N1
[2] с.3-15
[5] с.6-27
[4] с.7-10
Тема 2 Выполнение расчётно-графической работы  N2
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РФ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РФ
Защита лабораторной работы  N2
[6] с.21-35
Тема 3 Выполнение расчётно-графической работы  N3
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РФ. НАРОДЫ РФ
Защита лабораторной работы  N3
[5] с.28-46
[4] с.17-32
Тема 4 Домашнее задание  N4
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЧАСТЬ 1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНОВ
Защита лабораторной работы  N4
[5] с.47-76
[4] с.33-42
Тема 5 Выполнение расчётно-графической работы  N5
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА. ЧАСТЬ 2
Защита лабораторной работы  N5
[4] с.99-121
[5] с.77-248
Тема 6 Выполнение расчётно-графической работы
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ.
Защита лабораторной работы
[4] с.122-154
[5] с.249-434

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
Перечень вопросов для подготовки к зачету выдается преподавателем на первом семинарском занятии
  1. 1.Объект и предмет экон. и социальной географии. Отличие экономической географии от региональной экономики. 2.Краткая история экономической и социальной географии и ее связь с другими науками. 3.Методическая и методологическая база экономической и социальной географии. Районирование (виды и уровни).
  2. 4.Российская Федерация как объект экономико-географического изучения. 5.Общая характеристика территории, природных ресурсов и населения России. 6.Оценка географического, экономического, социального и демографического положения России на карте мира.
  3. 7.Географические (природно-географические) особенности России. Россия на физической карте мира. 8.Районирование России по географическим, экономическим и политико-административным признакам. 9.Сравнение России со странами СНГ и Балтии (природно-географические и экономико-геогр. аспекты).
  4. 10.Природно-ресурсный потенциал России и его территориальная организация (геогр. особенности). 11.Природа как постоянно действующий фактор развития и размещения хозяйства. 12.Природа как среда обитания людей. Географический детерминизм и индетерминизм.
  5. 13.Основные виды природных ресурсов, их классификация, методы оценки. 14.Минеральные,водные,лесные,земельные ресурсы России и их размещение. 15.Роль природных ресурсов на этапе реформирования экономики РФ. Рациональное природопользование.
  6. 16.Население как постоянный фактор развития и размещения хозяйства. 17.Динамика численности населения и его территориальная организация (в общем). 18.Демографический, национальный и конфессиональный состав населения.
  7. 19.Трудовой и социальный состав населения. Факторы территориальной дифференциации. 20.Размещение и расселение населения. География городов. Урбанизация. 21.Особенности формирования и структура хозяйства России. Опорный каркас расселения. 22.Состав народно-хозяйственного комплекса России и особенности его формирования.
  8. 23.Необходимость структурной и технологической модернизации хозяйства. Территориальные аспекты. 24.Основные хозяйственные комплексы России и их размещение. Связь с экономическим районированием. 25.ТЭК. Особенности формирования, территориальной организации и перспектив развития. 26.Металлургический комплекс. Особенности формирования, территориальной организации и перспектив развития.
  9. 27.Химико-лесной комплекс. Особенности формирования, территориальной организации и перспектив развития. 28.Строительный комплекс. Особенности формирования, территориальной организации и перспектив развития. 29.Машиностроение: его состав, территориальная организация, проблемы и перспективы развития. 30.Легкая промышленность: её состав, территориальная организация, проблемы и перспективы развития.
  10. 31.Агропромышленный комплекс: его состав, территориальная организация, проблемы и перспективы развития. 32.Транспортный комплекс: его состав, территориальная организация, проблемы и перспективы развития. 33.Главные черты (закономерности) территориальной организации хозяйства России на современном этапе. 34.Экономический район: понятие, основные характеристики, современная система экономических районов.
  11. 35.Центральный экономический район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 36.Центрально-черноземный экон. район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 37.Сев.-Западный эк. район и Калинингр. обл. Состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 38.Северный экон. район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 39.Поволжский экон. район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития.
  12. 40.Волго-Вятский экон .район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 41.Северо-Кавказский экон. район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 42.Уральский экон. район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 43.Западно-Сибирский экон. район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 44.Восточно-Сибирский экон. район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития.
  13. 45.Дальневосточный экон. район: состав, территориальная организация хозяйства и проблемы развития. 46.Регионалистика как система знаний о развитии районов и методах управления их развитием. 47.Региональная политика. Выбор вариантов региональной экономической стратегии. 48.Внешние экономические связи России со странами разного типа. Россия в мировой экономической системе. 49.Роль экономической географии в практике территориального планирования и жизни общества.
Темы рефератов
Другое