МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Демография


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Демография ".

Составители УМК:

___________________________  /   Потапова И.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Целью изучения курса демографии является: изучение закономерностей динамики и воспроизводства народонаселения в различных экономических и социальных условиях.

Освоение методов демографических расчётов воспоизводства и прогноза численности населения

1.2. Задачи дисциплины

Изучить основные теоретические положения науки, основной её понятйный аппарат, понять главные закономерности воспроизводства населения на разных этапах исторического развития общества и их проявления в разных странах;

Научить определять главные факторы, воздействующие на демографическую ситуацию, воспроизводство и качество населения, в том числе на трудовые ресурсы;

Научить студентов основным приёмам демографического анализа, способам расчётов, построения таблиц и графиков, методам демографического прогнозирования; знание методов демографического анализа и прогнозирования, основ разработки мер по регулированию демографической ситуации; получение навыков учета конкретной демографической ситуации в регионе при организации пре

Научить анализировать современную демографическую ситуацию в мире, её основные тенденции, с более подробным анализом демографической проблематики России и возможных направлений демографической политики.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

основные закономерности динамики населения и особенности их проявления в разных странах и регионах и на современном этапе;
основные показатели и методы демографического анализа и прогноза, способы моделирования демографических ситуаций;
современную демографическую ситуацию в мире и её динамику в странах разного типа, а также причины её изменения;
современную демографическую ситуацию в России, главные причины её обострения и возможности преодоления демографического кризиса.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

самостоятельно анализировать демографические процессы и изменения в демографической ситуации, применяя изученные методики;
объяснять причины демографических изменений, роль разных факторов в этих сдвигах, выявлять их региональные различия;
прогнозировать развитие демографических процессов в мире и в странах и регионах разного типа;
пользоваться разнообразными источниками информации научной литературой, демографической и социальной статистикой, современными методами их обработки.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Для усвоения данного курса Демографии необходимо знать географию и историю в объёме программы средней школы, основы информатики, статистического и математического анализа;
Желательно знание основ социологии и экономики для усвоения связей между демографическими и социально-экономическими процессами.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

3
Общая трудоемкость дисциплины 68 68
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 34 34
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Демография как наука.
Объект и предмет демографии. Население как объект демографии. Демографические структуры и процессы. Двмжение начеления. Краткая история становления демографии. Демография и другие науки.

Тема 2. Методы исследования в демографии.
Демографическая информация. Статистические факты как объекты наблюдения в демографии. Статистические медоты исследования: корреляционный и факторный анализ, индексный метод, метод средних величин, табличный метод и др. Математические и социологические методы исследования в демографии. Специализация внутри демографии.

Тема 3. Численность и структура населения.
Численность населения в демографии. Взаимоотношения между ростом населения и ресурсами. Среднегодовые темпы роста мирового населения; темпы роста населения в разных странах. Структура населения по полу. факторы, оказывающие влияние на половую структуру. Возрастная структура населения. Перепись населения как основной источник данных о населении.

Тема 4. Воспроизводство населения.
Демографическое понятие рождаемости. Показатели рождаемости. Бразность и разводимость. Брачно-семейная структура населения. Смертность и продолжительность жизни. Показатели уровня смертности. Смертность по причинам. Длина поколения. Демографическая политика в эпоху депомуляции.

Тема 5. Демографическое прогнозирование.
Классификация демографических прогнозов. Методы перспективного исчисления населения. Прогнозы численности населения мира и России.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 3
Тема 1. Демография как наука. 12 6
3
3

Тема 2. Методы исследования в демографии. 12 6
3
3

Тема 3. Численность и структура населения. 12 6
3
3

Тема 4. Воспроизводство населения. 12 6
3
3

Тема 5. Демографическое прогнозирование. 20 10
5
5

Итого 68 34 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 3
Тема 1. Демография как наука.
3
Тема 2. Методы исследования в демографии.
3
Тема 3. Численность и структура населения.
3
Тема 4. Воспроизводство населения.
3
Тема 5. Демографическое прогнозирование.
5
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 3
Тема 1. Научные основы демографии и учёт населения.Освоение понятийного аппарата дисциплины
3
Тема 2. Состав и воспроизводство населения. Расчёт задач на воспроизводство населения и построение демографической пирамиды.
3
Тема 3. Закономерности роста населения. Мировая демографическая ситуация. Разработка графика демографического перехода.
3
Тема 4. Качество населения, трудовые ресурсы, национальный состав иих роль в воспроизводстве населения.Анализ национального состава населения России.
3
Тема 5. География населения и современное заселение Земли.Анализ карт размещения населения по регионам мира.
5
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 3
1, 2 Тема 1 Подготовка к тестированию  N1 Усвоение основного понятийного аппарата курса
6
3-5 Тема 2 Выполнение расчётно-графической работы  N2 Расчёт компонентов демографического баланса,построение демографической пирамиды, решение задач на воспроизводство населения.
6
6-8 Тема 3 Выполнение расчётно-графической работы  N3 Расчёт показателей динамики населения и разработка графиков "демографического перехода" для мира в целом и его основных регионов, в.т. числе -России.
6
9-12 Тема 4 Реферат  N4 Подготовка рефератов по характеристике населения как источника трудовых ресурсов,его профессионального,образовательного,национального, конфессионального состава и их влияния на воспроизводственные характеристики населения.
6
13-17 Тема 5 Домашнее задание  N5 Подготовка домашней работы на основе самостоятельного изученияе карт, статистики и литературы по географии современного расселения людей, по направлениям миграциооных потоков.
10
Итого 34

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка письменных тестирований
Проверка домашних заданий
Проверка выполнения и приём расчётно-графических работ (РГР)

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 3
Тема 1 Письменное тестирование по знанию основного понятийного аппарата дисциплины.
1
Тема 2 Краткий опрос по результатам домашнего задания.
1
Тема 3 Опрос по результатам выполненния домашнего задания.
1
Тема 4 Обзор наиболее качественных рефератов.
1
Тема 5 Опрос студентов у карты размещения населения мира.
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 3
Текущий контроль знаний в 3 семестре
Тема 1 Проверка результатов письменного тестирования.
1
Тема 2 Проверка расчётных и графических домашних работ по воспроизводству населения.
1
Тема 3 Проверка работ на расчёт динамики населения и построения графиков демографического перехода.
1
Тема 4 Защита рефератов по анализу качества населения
1
Тема 5 Опрос студентов у карты на знание особенностей расселения населения мира.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 3
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПДЗ

ПДЗ
















ПТ

ПТ
















ПДЗ


ПДЗ













ПрРГР


ПрРГР













Опрос





Опрос










ПДЗ





ПДЗ










ЗР








ЗР







ЗР








ЗР







Опрос











Опрос




Опрос











Опрос






Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 3
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ПТ

ПТ1
















РГР

РГР2













РГР




РГР3










Реферат







Реферат4






ДЗ











ДЗ5



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

3 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Медков В.М.   Демография : учеб. для вузов. -  М.:  ИНФРА-М,  2007   Гриф МО
2. Борисов В.А.   Демография :учеб. для вузов. -  М.:  NOTA BENE,  2003   Гриф МО
3. Рунова Т.Г.   Демография :учеб. пособие для вузов. -  М.:  МГИУ,  2006

6.2. Дополнительная литература

4. Демография: учеб. для вузов.  / Рыбаковский Л.Л., Калмыкова Н.М., Архангельский В.М. и др.; под ред. Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского -  М.:  Логос,  2005
5. Бахметьева Г.Ш.   Сбор и обработка данных о населении.  М.,  2000    
6. Зайончковская Ж.А.   Россия: Миграции в разном масштабе времени.  М.Адамант,  1999    
7. Вандерскрик К.   Демографический анализ.  М.Гаудеамус,  2005    
8. Демографическое будущее России.  / ред.Рыбаковский Л.П..  М.,  2001    
9. Демографический понятийный словарь.  / ред.Рыбаковский Л.Л.  М. РАН,  2003    
10. Население России за 100 лет. Стат. справочник.  / Справочник  М.Росстат,  1998
11. Народонаселение. Энциклопедический словарь.  / ред Меликьян Г.Г.  М.Энциклопедия,  1995    
12. Весь мир.Расы,народы, нации.  / Справочник  М. АСТ,  2002    
13. Ефимова М.В,Бычкова С.Г.   Практикум по социальной статистике.  М.,Фин.и стат.,  2005    
14. Татевосов Р.В.   География населения.  М.МНЭПУ,  1999    
15. Пивоваров Ю.Л.   Урбанизация.  М.,Владос,  1999    

6.3. Периодические издания

1. Демографические исследования. ()  Росгостат, М.,
2. Известия РАН.Серия "Социология". ()  РАН,М.,
3. Вестник статистики. ()  Росгостат,М.,
4. Социологические исследования. ()  МГУ,

6.4. Ресурсы интернет

1. Федеральная служба статистики. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.gks.ru)
2. Перепись населения России. (www.perepis 2002.ru)
3. Демографический центр МГУ. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.ldemographie.ru)
4. Московский комитет статистики. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/www.mosstat.ru)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Демонстрационные материалы

  1. Схема взаимосвязи основных форм движения населения и компонентов его воспроизводства.
  2. Гистограммы Демографической пирамиды, отражающих возрастно-половой состав населения для стран разного типа.
  3. Карты расселения населения и схемы основных миграционных потоков
  4. Плакат Графика "Демографического перехода"

Оборудование и аппаратура

  1. Использование специального оборудования не предусмотрено программой.

Инструменты

  1. Использование специальных инструментов не предусмотрено программой.

Макеты

  1. Использование макетов не требуется для усвоения программы курса

Лабораторные материалы

  1. Использование лабораторных материалов не предусмотрено программой.

Другое

  1. Использование других средств не предусмотрено программой

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Мультимедийные средства обучения
Чтение лекций.
Письменное тестирование.
[2] c.7-86
[4] c.9-54
[1] c.19-138
[3] c.5-15
[8] c.10-18
[10] c.113-122

Тема 1 Практическое занятие Представление схемы взаимосвязей понятийного аппарата, тестирование.
Обсуждение понятийного аппарата демографии
Проверка и приём домашнего задания.
[1] c.7-86
[3] c.7-15
[14] c.3-42
[9] c.10-18

Тема 2 Лекции Плакаты с графиками и диаграммами
Чтение лекций.
Проверка и приём домашнего задания.
[2] c.87-134
[4] c.55-175
[1] c.139-200
[3] c.28-64
[12] c.5-46
[5] c.7-76
[6] c.8-25
[7] c.20-65

Тема 2 Практическое занятие Представление расчётных формул и методики построения демографической пирамиды.
Обсуждение методики демографических расчётов
Проверка и приём расчётно-графической работы.
[2] c.87-134
[1] c.139-200
[3] c.28-64
[5] c.7-76
[7] c.20-65

Тема 3 Лекции Мультимедийные средства обучения
Чтение лекций.
Устный опрос.
[2] c.271-280
[4] c.212-225
[1] c.458-470
[3] c.66-74
[6] c.8-25
[9] c.10-27
[11] c.66-74
[15] c.93-136
[10] c.109-112

Тема 3 Практическое занятие Представление расчётных формул и методики построения графика демографического перехода
Обсуждение методов изучения динамики населения
Проверка и приём домашнего задания.
[4] c.70-87
[3] c.66-74
[6] c.8-25
[8] c.10-25

Тема 4 Лекции Мультимедийные средства обучения
Чтение лекций.
Представление и защита реферата.
[3] c.75-111
[13] c.41-54
[10] c.177-179

Тема 4 Практическое занятие Обсуждение рефератов по проблеме качества населения
Обсуждение проблемы качества населения
Представление и защита реферата.
[3] c.75-111
[11] c.5-28
[9] c.177-178

Тема 5 Лекции Карты расселения и миграций
Чтение лекций.
Устный опрос.
[3] c.103-111
[14] c.3-75
[13] c.41-54
[10] c.255-270

Тема 5 Практическое занятие Представление карт расселения разного типа и формул расчёта прогнозной численности населения.
Анализ расселения населенния мира и методов демографического прогноза
Устный опрос.
[2] c.285-295
[1] c.480-580
[13] c.3-75
[12] c.6-33
[15] c.18-30
[10] c.171-194

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 3
Тема 1 Подготовка к тестированию  N1
Усвоение основного понятийного аппарата курса
Письменное тестирование  N1
[1] с.19-38
[3] с.7-15
[2] с.7-86
[9] с.10-18
Тема 2 Выполнение расчётно-графической работы  N2
Расчёт компонентов демографического баланса,построение демографической пирамиды, решение задач на воспроизводство населения.
Проверка и приём расчётно-графической работы  N2
[3] с.28-64
[1] с.139-200
[5] с.7-76
[7] с.20-65
Тема 3 Выполнение расчётно-графической работы  N3
Расчёт показателей динамики населения и разработка графиков "демографического перехода" для мира в целом и его основных регионов, в.т. числе -России.
Проверка и приём расчётно-графической работы  N3
[2] с.271-280
[3] с.66-74
[4] с.9-54
[8] с.10-25
[10] с.66-74
Тема 4 Реферат  N4
Подготовка рефератов по характеристике населения как источника трудовых ресурсов,его профессионального,образовательного,национального, конфессионального состава и их влияния на воспроизводственные характеристики населения.
Представление и защита реферата  N4
[3] с.75-110
[11] с.5-28
[7] с.20-65
[10] с.70-95
Тема 5 Домашнее задание  N5
Подготовка домашней работы на основе самостоятельного изученияе карт, статистики и литературы по географии современного расселения людей, по направлениям миграциооных потоков.
Проверка и приём домашнего задания  N5
[2] с.285-294
[3] с.111-130
[13] с.3-75
[12] с.6-33
[15] с.18-38
[14] с.123-154

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
Население, воспроизводмство и структура населения, демографический баланс и его компоненты, теория демографического перехода, демографический прогноз.
  1. Определение предмета и содержания курса демографии.Научная цель и практическое значение науки.
  2. История демографии и её место среди других наук.Основные методы исследования.
  3. Население как главный объект изучения, формы и критерии его учёта.
  4. Демографический баланс,его компоненты и методы расчёта.
  5. Половой и возрастной состав населения, методы их измерения и анализа.
  6. Демографическая нагрузка трудоспособного населения и разработка демографической пирамиды.
  7. Семья и брак, их формы, эволюция и современное состояние.
  8. Современные мировые и региональные тенденции поло-возрастной и семейно-брачной структуры населения.
  9. Естественное воспроизводство населения, режимы, компоненты и показатели уровней воспроизводства - абсолютные и относительные.
  10. Рождаемость населения, его показатели, расчёт и современная динамика.
  11. Смертность и продолжительность жизни населения,их расчёт и динамика. Таблица смертности.
  12. Историческая динамика мирового населения, современные тенденции и региональная структура.
  13. Типы воспроизводства населения и их связь с этапами общественного развития. Характеристики традиционного и современного типов воспроизводства.
  14. Теория "демографического перехода" как научная основа демографического прогноза.График "демографического перехода".
  15. Мировая демографическая ситуация, её региональные проблемы.
  16. Современноя демографическая ситуация в России, главные факторы её формирования и возможности ослабления кризисных явлений.
  17. Качество населения, определение и составные компоненты его формирования.
  18. Трудовые ресурсы, их возрастной, половой,профессиональный и возрастной состав и взаимосвясь с воспроизводством населения.
  19. Здоровье населения,показатели и определение уровня,главные факторы формирования здоровья населения.
  20. Этнический и религиозный факторы в исторической динамике и воспроизводстве населения.
  21. Миграции как форма механического воспроизводства населения, её показатели и современное состояние.
  22. Исторические и современные миграционные потоки, их роль в заселении Земли. Современные миграции в России.
  23. Особенности размещения населения Земли, потенциал её возможного заселения и региональные особенности.
  24. Основные формы расселения - городское и сельское. Развитие урбанизации и сельская депопуляция как основные направления в изменении расселения и их роль в современном воспроизводстве населения.
  25. Демографический прогноз- его виды и основные методы.
  26. Оценка будущей демографической ситуации по методу репрезентативных показателей.
  27. Прогноз численности населения по методу экстрополяции.
  28. Прогноз численности населения по методу возрастного сдвига.
  29. Демографический прогноз ООН на 21 век. Основные проблемы демографического развития развитых и развивающихся стран.
  30. Ожидаемые изменения возрастной, половой, семейно-брачной структуры населения в 21 веке, проблема старения населения и повсеместного снижения рождаемости.
  31. Демографическая политика и её основные виды и цели. Система возможных мер и её эффективность.
  32. Демографический прогноз численности населения России и возможности демографической политики по снижению смертности и повышению рождаемости в стране.
Темы курсовых работ (проектов)
Курсовые работы не предусмотрены программой.
Темы рефератов
Тема 1. Демография как наука.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Определение научной цели и практического значения демографической науки.
  2. Определение основного содержания демографических исследований на современном этапе.
  3. Показать различие разных форм учёта населения - переписей, текущего учёта, регистров.
  4. Выделить основные этапы развития демографической науки и её современые проблемы.
  5. Показать связь демографии с другими науками.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема "Научные основы демографии и учёт еаселения. -Понятие демографии и история её формирования.
  2. -Переписи населения как главный источник сведений о населении.
  3. -Основные методы демографических исследований.
Тема 2. Методы исследования в демографии.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Определить главные характеристики полового и возрастного состава населения.
  2. Раскрыть методику построения возрастно-половой демографической пирамиды населения.
  3. Назвать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения и способы их расчёта.
  4. Раскрыть понятие "демографического баланса" и его компонентов.
  5. Назвать основные виды и формы миграций и определить их демографическую роль.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 2.Состав и воспроизводство населения.Методы и модели.Миграции. -Состав населения по полу и возрасту. Сравнительный анализ стран разного типа.
  2. -Историческая динамика семейно-брачных отношений.
  3. -Возрастно-половая демографическая пирамида в изучении воспроизводства населения.
  4. -Анализ миграционных процессов на разных этапах развития общества.
  5. -Региональные особенности современного воспроизводства населения.
Тема 3. Численность и структура населения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскрыть особенности мировой динамики населения на разных исторических этапах.
  2. Дать определение режимов и типов воспроизводства населения и показать различие между этими понятиями.
  3. Показать различие между развитыми и развивающимися странами по типам воспроизводства населения.
  4. Раскрыть понятие "Демографического перехода" и роль концепции демографического перехода в объсненнии мировых демографических процессов.
  5. Выделить крупные регионы мира, строящие на разных этапах демографического перехода.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 2.Закономерности роста населения. мировая демографическая ситуация. -Демографический баланс как основа изучения движения населения.
  2. -Общие и региональные особенности роста населения Земли.
  3. -Темпы роста населения Земли и их историческая динамика.
  4. -Основные сдвиги в мировой демографической ситуации ви 20 веке.
  5. -Сравнительный анализ развитых и развивающихся стран по типам воспроизводства населения.
Тема 4. Воспроизводство населения.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Раскрыть понятие "качество населения" и назвать его основнын характеристики.
  2. Показать связь состава трудовых ресурсов с возрастной структурой населения.
  3. Назвать основные показатели, отражающие уровень здоровья населения.
  4. Определить характер влияния национального состава населения на его воспроизводство.
  5. Показать роль религиозных установок в формировании демографического поведения населения.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 4.Качество населения,трудовыфе ресурсы, национальный состав и их роль в воспроизводстве населения. Качество населения как фактор его воспроизводства.
  2. Факторы здоровья населения и их влияние на воспроизводство населения.
  3. Влияние этнического фактора на воспроизводство населения.
Тема 5. Демографическое прогнозирование.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Дать оценку распределения населения Земли по природным поясам, полушариям и крупным регионам мира.
  2. Оценить природные, экологические, экономические возможности современного мира по увеличению его заселённости.
  3. Раскрыть роль миграций в заселении Земли и выделить их основные современные направления.
  4. Показать роль урбанизации в современной динамике населения.
Темы рефератов и докладов:
  1. Тема 5.География населения и современное заселение Земли. -Региональные особенности заселения Земли.
  2. -Роль урбанизации в динамике населения.
  3. -Потенциал заселения Земли.
  4. -Демографические процессы в крупнейших регионах мира - сравнительный анализ