МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "Безопасность жизнедеятельности ".

Составители УМК:

___________________________  /   Харчевников Н.А./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

- изучение негативных факторов в производственных условиях, в быту и окружающей среде

- знакомство с вопросом нормирования и мерами защиты от негативных факторов

- формирование у специалиста методологии комплексного решения организационных задач

1.2. Задачи дисциплины

Основная задача дисциплины - развить у специалиста теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

- идентификации негативных факторов среды обитания, естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- создания безопасной (нормативной) и комфортной среды в зонах трудовой деятельности, проживания и отдыха человека;

- разработки и реализации мер защиты человека и природной среды от негативных факторов;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- принятия решений по защите персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- теоретические основы безопасности в системе человек - машина - среда обитания ;
- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;
- биологические последствия воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- средства и методы защиты человека от воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- идентифицировать травмирующие, вредные и поражающие факторы;
- проводить контроль параметров и уровней негативных факторов на соответствие нормативным требованиям;

- эффективно применять средства защиты от негативных факторов;
- планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и организовывать спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

- Физика
- Химия
- Математика
- Философия

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

4
Общая трудоемкость дисциплины 102 102
Аудиторная нагрузка 51 51
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 17 17
Самостоятельная работа 51 51
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение
История развития и интеграции знаний в области безопасности жизнедеятельности человека. Определение науки БЖД . Современные системы человек - среда обитания . Характеристика и различие производственной, городской, бытовой и природной среды. Взаимодействие человека и среды обитания. Трудность определения понятия безопасность . Понятие опасность . Аксиома о потенциальной опасности в системе человек - среда обитания . Определение (травмо-) опасного и вредного факторов среды обитания (негативных факторов). Классификация негативных факторов по природе (химические, физически, биологические, факторы тяжести, напряженности). Естественные, техногенные и антропогенные источники негативного воздействия на человека. Аксиомы о техногенных факторах. Закон неустранимости технических отходов

Тема 2. Человек и техносфера
Преобразование природной среды человеком. Определение техносферы. Переход от биосферы к техносфере. Современные показатели техносферы: совокупный продукт мировой экономики, потребление электроэнергии, население, площадь территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью Негативные факторы техносферы. Краткая характеристика и статистические данные о загрязнении воздуха, воды, почв, продуктов питания; количество работающих во вредных условиях, занятых тяжелым, напряженным трудом; число погибших и раненых в результате техногенных аварий и катастроф, социальных конфликтов. Возможные состояния среды обитания человека. Характеристика оптимального, допустимого, опасного и экстремального состояния среды обитания. Критерии оценки опасности среды обитания - число пострадавших, П, СПЖ (П - средняя продолжительность жизни, СПЖ - сокращение продолжительности жизни). Критерии безопасности и комфортности среды обитания. Определение терминов предельно-допустимая концентрация (ПДК) и предельно-допустимый уровень (ПДУ). Принципы ограничения величины вредных факторов значениями ПДК и ПДУ. Определение комфорта. Критерии комфортности среды обитания, их взаимосвязь с системами восприятия окружающей среды человеком. Факторы, по величине которых возможно создание комфортной среды. Понятие риска. Индивидуальный и групповой риск. Смертельный риск. Величины смертельного риска за год при воздействии негативных факторов среды обитания различного происхождения. Величина приемлемого риска. Переходный и неприемлемый риск. Обоснование величин. Понятие безопасность . Система безопасности . Существующие системы безопасности. Охрана труда, защита окружающей среды, защита в ЧС

Тема 3. Медико-биологические основы взаимодействия человека со средой
Основы физиологии. Системы восприятия человеком факторов окружающей среды. Анализаторы человека, их характеристики. Тепловой баланс системы организм - окружающая среда . Система терморегуляции. Естественные системы защиты организма от негативного воздействия среды. Физиология труда. Классификация форм труда. Работоспособность. Утомление. Воздействие на человека основных негативных факторов. Химические вещества. Источники поступления химических веществ. Классификация, нормирование. Токсическое воздействие промышленных ядов. Факторы, влияющие на токсический эффект ядов. Микроклимат. Параметры микроклимата. Принципы нормирования. Воздействие на человека неблагоприятных условий микроклимата. Акустические колебания. Определение звуковая волна . Источники акустических колебаний. Основные физические характеристики звуковых волн. Частотные диапазоны звука. Инфразвук, нормирование, воздействие на организм человека. Шум, принципы нормирования. Воздействие шума на человека. Ультразвук, воздушный ультразвук, нормирование, воздействие на организм человека. Механические колебания. Определение механические колебания . Физические величины. Вибрация и контактный ультразвук. Нормирование, воздействие на организм человека. Электромагнитные поля. Определение ЭМП. Физические параметры ЭМП. Диапазон ЭМП. Зона индукции и зона излучения ЭМП. Принципы нормирования ЭМП промышленной частоты (ЭМППЧ). Воздействие электрической и магнитной составляющей ЭМППЧ на человека. ЭМП радиочастоты, нормирование, воздействие на человека. Инфракрасное (тепловое) излучение, нормирование, воздействие на человека. Излучение видимого диапазона. Нормирование освещенности. Ультрафиолетовое излучение, нормирование, воздействие на человека. Физиологическое значение естественного освещения. Лазерное излучение. Особенности нормирования и воздействия на человека. Электростатическое и постоянное магнитное поля, нормирование, воздействие на организм человека. Ионизирующее излучение. Виды ионизирующих излучений, и нейтронное излучение. Физическое и дозовые характеристики ионизирующих излучений. Принципы нормирования. Воздействие на человека. Острая и хроническая лучевая болезнь. Электрический ток. Воздействие на человека. Термическое и барическое воздействие на человека поражающих факторов. Факторы тяжести и напряженности. Принципы нормирования. Воздействие на человека

Тема 4. Создание оптимальной производственной среды
Воздушная среда рабочего места. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Классификация систем вентиляции. Расчет потребного воздухообмена помещений. Расчет системы воздуховодов. Подбор оборудования. Световая среда рабочего места. Естественное освещение. Виды систем искусственного освещения. Расчет необходимой площади окон. Искусственное освещение. Классификация систем искусственного освещения. Искусственные источники света. Выбор параметров системы освещения. Расчет системы искусственного освещения. Средства снижения вредного воздействия технических систем. Методы и средства защиты от постоянных и переменных магнитных полей, лазерного излучения, теплового излучения, ультрафиолетового излучения. Защита от ионизирующего излучения. Методы звукоизоляции и звукопоглощения. Снижение шума в источнике возникновения. Защита от инфразвука и ультразвука. Вибродемпфирование, виброгашение, виброизоляция. Снижение виброактивности машин и механизмов. Методы защиты от ЭМП. Экранирование. Способы повышения электробезопасности в электроустановках. Обеспечение недоступности токоведущих частей. Разделение электрических сетей. Защитные средства в электроустановках: изоляция, заземление, зануление, защитное отключение.. Профилактика негативного воздействия факторов тяжести и напряженности труда. Эргономика рабочего места. Антропометрические характеристики. Рациональная организация труда и отдыха. Регламентированные перерывы в работе. Средства индивидуальной защиты (СИЗ). СИЗ от шума, вибраций, ЭМП. Электрозащитные СИЗ. Основные и дополнительные средства защиты от электрического тока.

Тема 5. Инженерная защита окружающей среды
Виды и масштабы загрязнения окружающей среды. Выбросы, сбросы, твердые отходы и энергетические загрязнения технических и промышленных объектов. Взаимодействие и распространение загрязнений в окружающей среде. Образование смога, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, изменения климата. Нормирование содержания вредных веществ и уровней энергетических воздействий в окружающей среде. Расчет предельно допустимого выброса (ПДВ) и предельно допустимого сброса (ПДС) промышленного предприятия. Методы и средства защиты ОС. Процессы и аппараты очистки выбросов в атмосферу от твердых частиц и газовых примесей. Устройства очистки сточных вод от твердых частиц, растворимых и нерастворимых примесей. Технологии переработки, утилизации и вторичного использования твердых отходов. Методы и средства защиты ОС от энергетических воздействий.

Тема 6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
Определение чрезвычайная ситуация (ЧС). Классификация ЧС по масштабу. Источники ЧС. Источники ЧС природного и техногенного характера. Техногенные источники ЧС: взрывы, пожары, химическое загрязнение радиационное заражение. Опасности военного времени. Современные средства поражения. Понятие об устойчивости объектов в ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость. Оценка защищенности персонала. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. Способы повышения защищенности персонала. Мероприятия по повышению устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. Требования норм проектирования к гражданским и промышленным объектам с позиций безопасности в ЧС. Организация защиты населения в мирное и военное время. Способы защиты. Защитные сооружения, классификация. Оборудование убежищ. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия. Противорадиационные укрытия. Укрытие в приспособленных и специальных сооружениях. Организация укрытия населения в ЧС. Организация эвакуации из зон ЧС. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты, порядок их использования. Ликвидация последствий ЧС. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы для АС и ДНР. Способы ведения АС и ДНР. Перечень неотложных работ. Основы управления АС и ДНР. Особенности проведения АС и ДНР при действии различных поражающих факторов. Методика оценки обстановки, определения состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

Тема 7. Управление безопасностью жизнедеятельности
8. Управление безопасностью жизнедеятельности Правовые и нормативно-технические основы управления БЖД. Конституция РФ о безопасности человека. Федеральные законы Об основах охраны труда в РФ , О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения . О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера . Трудовой кодекс об охране труда. Гражданский кодекс об ответственности работодателя за создание благоприятных условий труда. Закон Об обязательном социальном страховании работников . Нормативно-техническая документация: Системы стандартов. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС). Санитарные нормы и правила (СН, СП, Сан ПиН). Строительные нормы и правила (СНиП). Стандарты отраслевые, предприятий и организаций. Типовые инструкции по охране труда. Правила охраны труда - отраслевые и межотраслевые. Правила безопасности. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. Функции руководителя и главных специалистов, начальников структурных подразделений. Роль специалиста (отдела) по охране труда. Уполномоченные по охране труда. Комиссии по охране труда. Планирование мероприятий по охране труда. Контроль условий труда. Текущий контроль, целевые и комплексные проверки. Государственный надзор за законодательством о труде и по охране труда. Функции Рострудоинспекции при Министерстве труда и социального развития РФ. Сертификация рабочих мест по требованиям охраны труда. Мониторинг ОС в России. Правила контроля ОС. Организация контроля состояния ОС в регионах. Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств. Размещение пунктов контроля, инструментальное обеспечение. Аэрокосмический мониторинг. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД. Экономический ущерб от производственного травматизма, заболеваемости, загрязнения окружающей среды, стихийных бедствий, ЧС техногенного происхождения. Затраты на мероприятия по охране труда, защите ОС, повышению безопасности в ЧС и ликвидации их последствий. Показатели эффективности мероприятий. Экономические и социальные показатели. Коэффициенты частоты и тяжести травматизма. Коэффициенты потерь.

Тема 8. Заключение
Перспективы развития науки БЖД. Достижения современной науки и техники в области БЖД. Возможности создания малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Перспективы развития техносферы. Возможность создания искусственной среды обитания.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 4
Тема 1. Введение 2 1
1


Тема 2. Человек и техносфера 12 10
2


Тема 3. Медико-биологические основы взаимодействия человека со средой 15 9
2
2
2
Тема 4. Создание оптимальной производственной среды 24 8
3
7
6
Тема 5. Инженерная защита окружающей среды 11 6
3
2

Тема 6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях 17 6
3
2
6
Тема 7. Управление безопасностью жизнедеятельности 15 8
2
2
3
Тема 8. Заключение 6 3
1
2

Итого 102 51 17 17 17

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 4
Тема 1. Введение
1
Тема 2. Человек и техносфера
2
Тема 3. Медико-биологические основы взаимодействия человека со средой
2
Тема 4. Создание оптимальной производственной среды
3
Тема 5. Инженерная защита окружающей среды
3
Тема 6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
3
Тема 7. Управление безопасностью жизнедеятельности
2
Тема 8. Заключение
1
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 4
Тема 3. Решение задач по гигиенической классификации условий труда.
2
Тема 4. Расчет вентиляции производственных помещений. Расчет виброизоляции автомобильных и тракторных двигателей.
7
Тема 5. Расчет систем с различными схемами соединения элементов в целях повышения их надежности и безопасности.
2
Тема 6. Расчет и конструирование аппаратов очистки выбросов и выпуска жидких отходов.
2
Тема 7. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
2
Тема 8. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.
2
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум


Раздел дисцип- лины (тема) Название лабораторной работы Кол-во часов
Семестр 4
Тема 3. Исследование параметров микроклимата. Оценка параметров естественного и искусственного освещения. Влияние освещенности на работоспособность. Расчет и оценка лазероопасных зон.
2
Тема 4. Определение параметров механической вентиляции. Исследование методов защиты от шума. Исследование методов защиты от вибрации. Исследование ионизирующего излучения и средств защиты от него. Оценка параметров тепловых излучений и средств защиты от них. Измерение параметров защитного заземления. Исследование опасности трехфазных электрических сетей.
6
Тема 6. Исследование методов очистки воды.
6
Тема 7. Исследование взрывоопасности объекта.
3
Итого 17

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 4
1-16 Темы 5, 6, 7, 8 Домашнее задание Решение задач.
12
2-4 Тема 1 Самостоятельное изучение Естественные, техногенные и антропогенные источники негативного воздействия на человека.
5
2-14 Темы 1, 2, 3, 4 Реферат
7
5-8 Тема 5 Самостоятельное изучение Устройства очистки сточных вод от твердых частиц, растворимых и нерастворимых примесей. Технологии переработки, утилизации и вторичного использования твердых отходов.
5
5-7 Тема 2 Самостоятельное изучение Характеристика оптимального, допустимого, опасного и экстремального сосатояния среды обитания. Критерии безопасности и комфортности среды обитания, их связь с системами восприятия окружающей среды человеком.
5
8-10 Тема 3 Самостоятельное изучение Лазерное излучение. Особенности нормирования и воздействие на человека. Ионизирующее излучение. Виды ионизирующих излучений, и нейтронное излучение. Физические идозовые характеристики ионизирующих излучений. Принципы нормирования. Воздействие на человека. Острая и хроническая лучевая болезнь.
6
9-11 Тема 6 Самостоятельное изучение Организация защиты населения в мирное и военное время. Способы защиты.
5
12-14 Тема 7 Самостоятельное изучение Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. Функции руководителя и главных специалистов, начальников структурных подразделений. Роль специалиста (отдела) по охране труда. Уполномоченные по охране труда. Комиссии по охране труда. Планирование мероприятий по охране труда.
6
Итого 51

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Темы 1,2 Естественные, техногенные и антропогенные источники негативного воздействия на человека. Характеристика оптимального, допустимого, опасного и экстремального сосатояния среды обитания. Критерии безопасности и комфортности среды обитания, их связь с системами восприятия окружающей среды человеком.
1
Темы 3,4 Лазерное излучение. Особенности нормирования и воздействие на человека. Ионизирующее излучение. Виды ионизирующих излучений, и нейтронное излучение. Физические идозовые характеристики ионизирующих излучений. Принципы нормирования. Воздействие на человека. Острая и хроническая лучевая болезнь. Эргономика рабочего места. Антропометрические характеристики. Рациональная организация труда и отдыха. Регламентируемые перерывы в работе.
1
Тема 7 Организация защиты населения в мирное и военное время. Способы защиты.
1
Тема 8 Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. Функции руководителя и главных специалистов, начальников структурных подразделений. Роль специалиста (отдела) по охране труда. Уполномоченные по охране труда. Комиссии по охране труда. Планирование мероприятий по охране труда.
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Текущий контроль знаний в 4 семестре
Тема 3 Решение задач по гигиенической классификации условий труда.
1
Тема 5 Расчет систем с различными схемами соединения элементов в целях повышения их надежности и безопасности.
1
Темы 1,2,3,4 Представление и защита реферата
1
Темы 5,6,7,8 Проверка и приём домашнего задания
1
Тема 4 Расчет вентиляции производственных помещений. Расчет виброизоляции автомобильных и тракторных двигателей.
2
Тема 6 Расчет и конструирование аппаратов очистки выбросов и выпуска жидких отходов.
1
Тема 8 Правовые основы безопасности жизнедеятельности.
1
Тема 7 Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
1
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лабораторного практикума)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 4
Тема 6 Исследование запыленности воздушной среды. Исследование тепловых излучений на рабочем месте. Исследование шума и мероприятий защиты от шума.
3
Тема 3 Измерение параметров микроклимата в производственных условиях.
1
Тема 4 Исследование производственного освещения. Переменные магнитные поля промышленной частоты. Исследование мероприятий защиты от электротравматизма.
2

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос
















ЗР


ЗР




ПДЗ


ПДЗ




Опрос


Опрос















ЗЛР



ЗЛР



ЗЛР



ЗЛР








ЗЛР



ЗЛР














ПГ




ПГ













Опрос





Опрос


Опрос










Опрос






Опрос











ПГ







ПГ










ЗЛР








ЗЛР


ЗЛР







Опрос








Опрос









ПГ









ПГ








Опрос










Опрос







ПГ











ПГ








Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 4
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Реферат

Реферат




СИ

СИ














СИ



СИ











СИ






СИ








ДЗ

ДЗ


СИ



СИ










СИ







СИ







СИ










СИ






Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

4 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Мастрюков Б.С.   Безопасность в чрезвычайных ситуациях :учеб. для вузов. -  М.:  Академия,  2003   Гриф МО
2. Занько Н.Г.   Безопасность жизнедеятельности :учеб.  / Малаян К.Р., Русак О.Н.; под ред. О.Н. Русака -  СПб.:  Лань,  2008
3. Безопасность жизнедеятельности :учеб. для вузов.  / Белов С.В., Девисилов В.А., Козьяков А.Ф. и др.; под ред. С.В. Белова -  М.:  Высш. шк.,  2004
4. Русак О.Н.   Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов.  / Малаян А.Р., Занько Н.Г. -  СПб.:  Лань,  2004   Гриф МО
5. Резчиков Е.А.   Безопасность жизнедеятельности :учеб. пособие.  / Ткаченко Ю.Л., Рязанцева А.В.: под ред. Е.А. Резчикова -  M.:  МГИУ,  2011
6. Безопасность жизнедеятельности :учеб. пособие для вузов Ч.1.  / Иванов Б.С., Резчиков Е.А., Крылов С.П. и др.; под ред. Е.А. Резчикова -  М.:  МГИУ,  2001
7. Иванов Б.С.   Безопасность жизнедеятельности.Ч.1: Учебное пособие.  / Резчиков Е.А., Крылов С.П. ; Под общ. ред. Е.А.Резчикова -  М.:  МГИУ,  2001
8. Графкина М.В.   Охрана труда и производственная безопасность :учеб. для сред. проф. образования. -  М.:  Пpоспект,  2009   Гриф МО
9. Экология :учеб. для втузов.  / Цветкова Л.И., Алексеев М.И., Кармазинов Ф.В. и др.; под ред. Л.И. Цветковой -  СПб.:  Химиздат,  2001   Гриф МО

6.2. Дополнительная литература

10. Пряхин В.Н.   Безопасность жизнедеятельности в природообустройстве: курс лекций и комплект тестовых заданий для студентов вузов: учеб. пособие.  / Соловьев С.С. -  СПб.:  Лань,  2009
11. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов.  / Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др.; под ред. С.В. Белова -  М.:  Высш.шк.,  2001
12. Безопасность технологических процессов и производств.Охрана труда: учеб. пособие для вузов.  / Кукин П.П.,Лапин В.Л.,Пономарев Н.Л. и др. -  М.:  Высш.шк.,  2002   Гриф МО
13. Безопасность технологических процессов и производств.Охрана труда: Учеб.пособие для вузов.  / Кукин П.П.,Лапин В.Л.,Пономарев Н.Л. и др. -  М.:  Высш.шк.,  2001
14. Гапонюк Н.А.   Гигиеническая классификация условий труда и оценка факторов среды на продолжительность жизни человека и риск его гибели: метод. указ. к практ. занятию 116-12. -  М.:  МГИУ,  2007
15. Измерение параметров микроклимата в производственных условиях: метод. указ. по выполнению лаб. работы 116-10.  / сост. Заломнова О.Н. -  М.:  МГИУ,  2006
16. Исследование вибродемпфирования: метод. указ. 116-25.  / сост. Иванов Б.С., Смыслова В.В., Архипов М.В. -  М.:  МГИУ,  2008
17. Исследование естественного освещения: метод. указ. 116-27.  / сост. Гапонюк Н.А. -  М.:  МГИУ,  2009
18. Чверткин Н.С.   Исследование и разработка декларации безопасности опасного производственного объекта: учеб. пособие для вузов.  / под ред. Е.А. Резчикова -  М.:  МГИУ,  2003
19. Иванов Б.С.   Исследование мероприятий защиты от электротравматизма: лаб. практикум 116-3.  / Рязанцева А.В. -  М.:  МГИУ,  2005
20. Иванов Б.С.   Исследование шума и мероприятий защиты от шума: лаб. практикум 116-4.  / Рязанцева А.В. -  М.:  МГИУ,  2005
21. Квалификация несчастных случаев: метод. указ. 116-8.  / сост. Гапонюк Н.А. -  М.:  МГИУ,  2006
22. Рязанцева А.В.   Обеспечение пожарной безопасности производственных зданий: учеб.-метод. пособие 116-22.  / Лукашина Г.В.; под ред. Е.А. Резчикова -  М.:  МГИУ,  2008
23. Гапонюк Н.А.   Охрана окружающей среды: сб. нормативных документов. -  М.:  МГИУ,  2006
24. Оценка эффективности и качества искусственного освещения: метод. указ. 116-26.  / сост. Гапонюк Н.А. -  M.:  МГИУ,  2009
25. Иванов Б.С.   Психологические основы обеспечения безопасности и жизнедеятельности: конспект лекций. -  М.:  МГИУ,  2006
26. Установки пожаротушения и сигнализации.Нормы и правила проектирования.НПБ 88-2001.  / М-во РФ по делам ГО,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -  М.:  ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России,  2003
27. Устройства и порядок использования средств пожаротушения: метод. указ 116-24.  / сост. Иванов Б.С., Липатова Н.Ю. -  М.:  МГИУ,  2007
28. С.В.Белов   Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.  / В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова  М: Высшая школа,  2000 -  343c.
29. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Часть II.  / Под ред. Е.А.Резчикова  М: МГИУ,  2001 -  255c.
30. С.Д. Щербаков   Медико-биологические основы БЖД: Учебное пособие по курсу Безопасность жизнедеятельности.  М: МГИУ,  2002 -  71c.

6.3. Периодические издания

1. Нормативные акты по охране труда. ()  МЦФЭР,

6.4. Ресурсы интернет

Отсутствует.

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Оборудование и аппаратура

  1. - аудитория с соответствующим оснащением
  2. - технические средства обучения для показа
  3. - специальная лаборатория, оснащенная соответствующими учебными лабораторными стендами
  4. - специализированный компьютерный класс

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Раздаточный материал. Плакаты.
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[7] c.3-21
[11] c.5-26
[13] c.8-18
[12] c.8-18
[3] c.5-85
[4] c.72-78
[2] c.10-22
[5] c.7-8
[5] c.12-14

Тема 2 Лекции Раздаточный материал. Плакаты.
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[11] c.69-144
[13] c.223-316
[12] c.223-316
[4] c.96-366
[9] c.258-362
[21] c.3-45
[25] c.4-35
[2] c.22-34
[5] c.8-11
[5] c.14-19
[30] c.63-69

Тема 3 Лекции Раздаточный материал. Плакаты.
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[7] c.3-105
[11] c.54-56
[13] c.89-168
[12] c.89-168
[3] c.92-205
[15] c.3-23
[23] c.4-47
[14] c.4-43
[2] c.192-276
[8] c.183-306
[5] c.20-106
[30] c.5-63

Тема 3 Лабораторная работа Термогигрометр ИВА-6Б. Измеритель параметров воздушного потока ТА-метр. Люксметр Ю-16.
Практические м/о
Защита лабораторной работы.
[6] c.21-40
[15] c.3-23
[28] c.42-44
[28] c.56-65

Тема 3 Практическое занятие Учебно-методические пособия. Методические указания. Раздаточный материал. Компьютерные программы.
Практические м/о
Устный опрос.
Представление и защита реферата.
[6] c.8-22
[14] c.4-87

Тема 4 Лекции Раздаточный материал. Плакаты.
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[7] c.126-179
[11] c.144-205
[13] c.168-223
[12] c.168-223
[3] c.205-420
[19] c.4-37
[20] c.4-44
[2] c.486-554
[8] c.211-340
[5] c.137-194

Тема 4 Лабораторная работа Компютерные программы. Шумомер SVAN-945. Стенд для исследования вентиляции. Люксметр Ю-16.
Практические м/о
Защита лабораторной работы.
[6] c.21-28
[6] c.149-154
[20] c.4-44
[16] c.3-14
[24] c.4-36
[17] c.4-20
[28] c.46-54
[28] c.189-195

Тема 4 Практическое занятие Учебно-методические пособия. Методические указания. Раздаточный материал. Компьютерные программы.
Практические м/о
Устный опрос.
Представление и защита реферата.
[6] c.21-55
[28] c.29-69

Тема 5 Лекции Раздаточный материал. Плакаты.
Чтение лекции

[7] c.206-224
[11] c.235-241
[13] c.81-89
[12] c.210-223
[18] c.5-133
[26] c.4-12
[2] c.554-611
[8] c.340-395
[5] c.234-273
[29] c.240-254

Тема 5 Практическое занятие Учебно-методические пособия. Методические указания. Раздаточный материал.
Практические м/о
Устный опрос.
Проверка и приём домашнего задания.
[7] c.206-224
[11] c.235-241
[18] c.5-133
[22] c.4-44
[27] c.4-16

Тема 6 Лекции Раздаточный материал. Плакаты.
Чтение лекции

[7] c.180-206
[11] c.205-228
[3] c.241-306
[9] c.446-468
[2] c.276-331
[5] c.273-371

Тема 6 Лабораторная работа Кондуктометр. рН - метр.
Практические м/о
Защита лабораторной работы.
[7] c.180-206
[9] c.304-316
[28] c.217-223

Тема 6 Практическое занятие Учебно-методические пособия. Методические указания. Раздаточный материал.
Практические м/о
Устный опрос.
Проверка и приём домашнего задания.
[7] c.180-206
[11] c.205-228
[9] c.446-468

Тема 7 Лекции Раздаточный материал. Плакаты.
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[11] c.228-288
[3] c.489-509
[1] c.5-244
[4] c.366-433
[2] c.129-170
[2] c.334-420
[2] c.624-637
[5] c.371-410
[29] c.4-161

Тема 7 Лабораторная работа Стенд для исследования взрывозащиты.
Практические м/о

[28] c.231-247

Тема 7 Практическое занятие Учебно-методические пособия. Методические указания. Раздаточный материал.
Практические м/о
Устный опрос.
Проверка и приём домашнего задания.
[11] c.228-288
[1] c.5-244
[4] c.366-433

Тема 8 Лекции Раздаточный материал. Плакаты.
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[11] c.288-315
[3] c.509-546
[1] c.244-293
[2] c.34-70
[2] c.426-486
[8] c.15-83
[5] c.236-237
[29] c.161-240

Тема 8 Практическое занятие Учебно-методические пособия. Методические указания. Раздаточный материал.
Практические м/о
Устный опрос.
Проверка и приём домашнего задания.
[11] c.228-288
[1] c.244-293

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 4
Темы 5, 6, 7, 8 Домашнее задание
Решение задач.
Проверка и приём домашнего задания
[18] с.5-133
[19] с.4-35
[13] с.89-223
[12] с.89-223
[20] с.4-42
[21] с.3-45
[23] с.4-47
[2] с.392-587
[8] с.372-380
Тема 1 Самостоятельное изучение
Естественные, техногенные и антропогенные источники негативного воздействия на человека.
Проверка уровня готовности студента
[6] с.72-104
[3] с.41-75
[5] с.10-14
Темы 1, 2, 3, 4 Реферат

Представление и защита реферата
[5] с.7-106
[6] с.3-224
[13] с.5-316
[12] с.5-316
[3] с.5-580
[1] с.5-331
[4] с.3-447
[2] с.3-662
[8] с.9-421
[10] с.5-340
[5] с.137-194
[5] с.194-411
[29] с.5-135
Тема 5 Самостоятельное изучение
Устройства очистки сточных вод от твердых частиц, растворимых и нерастворимых примесей. Технологии переработки, утилизации и вторичного использования твердых отходов.
Проверка уровня готовности студента
[6] с.194-206
[4] с.323-358
[5] с.250-273
Тема 2 Самостоятельное изучение
Характеристика оптимального, допустимого, опасного и экстремального сосатояния среды обитания. Критерии безопасности и комфортности среды обитания, их связь с системами восприятия окружающей среды человеком.
Проверка уровня готовности студента
[6] с.21-55
[7] с.8-18
[3] с.23-27
[5] с.18-20
Тема 3 Самостоятельное изучение
Лазерное излучение. Особенности нормирования и воздействие на человека. Ионизирующее излучение. Виды ионизирующих излучений, и нейтронное излучение. Физические идозовые характеристики ионизирующих излучений. Принципы нормирования. Воздействие на человека. Острая и хроническая лучевая болезнь.
Проверка уровня готовности студента
[3] с.182-189
[5] с.71-71
[5] с.77-84
[6] с.159-165
[13] с.89-168
[12] с.89-168
[4] с.254-296
[2] с.241-276
[8] с.261-272
Тема 6 Самостоятельное изучение
Организация защиты населения в мирное и военное время. Способы защиты.
Проверка уровня готовности студента
[2] с.392-426
[5] с.328-350
[3] с.473-476
[1] с.157-244
[4] с.392-433
Тема 7 Самостоятельное изучение
Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. Функции руководителя и главных специалистов, начальников структурных подразделений. Роль специалиста (отдела) по охране труда. Уполномоченные по охране труда. Комиссии по охране труда. Планирование мероприятий по охране труда.
Проверка уровня готовности студента
[8] с.50-63
[5] с.378-383
[12] с.256-289

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
ВОПРОСЫ для подготовки
  1. Определение БЖД.
  2. Среда обитания. Возможные состояния среды обитания.
  3. Техносфера. Негативные факторы техносферы.
  4. Понятие и величина риска. Приемлемый риск.
  5. Комфорт. Критерии комфортности.
  6. Система восприятия человеком окружающей среды.
  7. Внимание. Мышление. Память. Влияние на трудоспособность.
  8. Анализаторы человека. Характеристики анализаторов.
  9. Классификация форм труда.
  10. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
  11. Звук, инфра- и ультразвук. Их воздействие на организм человека.
  12. Вибрация. Виды вибрации. Ее воздействие на организм человека.
  13. Электромагнитные поля. Их воздействие на организм человека.
  14. Ультрафиолетовое излучение. Положительные и отрицательные стороны воздействия.
  15. Инфракрасное излучение и его воздействие на человека.
  16. Лазеры. Основные факторы опасности лазеров.
  17. Факторы световой среды.
  18. Ионизирующие излучения. Их воздействие на организм человека.
  19. Воздействие электрического тока на человека. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  20. Вредные вещества. Классы опасности, механизмы воздействия на человека.
  21. Классификация вредных веществ.
  22. Психофизиологические факторы трудового процесса.
  23. Микроклимат рабочего места.
  24. Факторы тяжести и напряженности труда.
  25. Классы условий труда. Гигиенические критерии.
  26. Рациональная организация труда и отдыха.
  27. Вентиляция. Классификация вентиляции.
  28. Естественная вентиляция.
  29. Отопление производственных помещений.
  30. Освещение. Виды освещения.
  31. Методы защиты от шума.
  32. Защита от воздействия инфра- и ультразвука.
  33. Методы защиты от вибрации.
  34. Защита от воздействия ЭМП.
  35. Защита от тепловых излучений.
  36. Защита от лазерного излучения.
  37. Защита от ионизирующего излучения.
  38. СИЗ. Классификация СИЗ.
  39. Электробезопасность производственных систем.
  40. Защита от статического электричества.
  41. Пожары и их причины. Параметры, определяющие пожарную опасность материалов и веществ.
  42. Методы профилактики пожаров на производстве.
  43. Средства пожаротушения.
  44. Взрывы, причины, последствия, основные меры предупреждения.
  45. Виды загрязнения окружающей среды.
  46. Экологические последствия загрязнения окружающей среды.
  47. Методы защиты атмосферы от загрязнений.
  48. Методы защиты водных объектов от загрязнений.
  49. Чрезвычайные ситуации (ЧС). Виды ЧС по масштабу.
  50. Классификация ЧС.
  51. Классификация техногенных ЧС.
  52. Причины и развитие техногенных аварий.
  53. Классификация природных ЧС.
  54. ЧС военного времени.
  55. Российская единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
  56. Защиты населения в ЧС.
  57. Коллективные средства защиты в ЧС.
  58. Принципы защиты в ЧС.
  59. Устойчивость функционирования объектов в ЧС. Методы повышения устойчивости.
  60. Аварийно - спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР) в ЧС.
  61. Экономические последствия травматизма и профессиональных заболеваний.
  62. Социальная и экономическая эффективность мероприятий по повышению безопасности труда.
Темы рефератов
Тема 1. Введение
Вопросы для самоконтроля:
  1. Определение науки БЖД.
  2. Среда обитания.
  3. Взаимодействие человека и среды обитания.
  4. Характеристики производственной и природной среды.
  5. Характеристики жилой и городской среды.
  6. Понятие опасность.
  7. Определение негативных факторов.
  8. Классификация негативных факторов по природе.
  9. Естественные источники негативного воздействия на человека.
  10. Техногенные источники негативного воздействия на человека.
  11. Антропогенные источники негативного воздействия на человека.
Тема 2. Человек и техносфера
Вопросы для самоконтроля:
  1. Определение техносферы и ее негативные факторы.
  2. Современные показатели техносферы.
  3. Критерии безопасности техносферы.
  4. Понятие риска.
  5. Виды риска.
  6. Формы труда.
  7. Критерии безопасности и комфортности среды обитания.
  8. Определение предельно-допустимой концентрации.
  9. Определение предельно-допустимого уровня.
  10. Тяжесть труда и напряженность труда.
  11. Понятие безопасность.
  12. Система безопасности.
  13. Существующие системы безопасности.
Тема 3. Медико-биологические основы взаимодействия человека со средой
Вопросы для самоконтроля:
  1. Анализаторы человека и их характеристики.
  2. Система терморегуляции.
  3. Естественные системы защиты организма.
  4. Работоспособность человека.
  5. Химические вещества.
  6. Классы опасности химических веществ.
  7. Воздействие химических факторов.
  8. Источники поступления химических веществ.
  9. Токсическое воздействие промышленных ядов и факторы, влияющие на токсический эффект ядов.
  10. Микроклимат и его параметры.
  11. Акустические колебания и их источники.
  12. Определения звуковая волна.
  13. Инфразвук и его воздействие на организм человека.
  14. Шум и его воздействие на организм человека.
  15. Ультразвук и его воздействие на организм человека.
  16. Вибрация и ее воздействие на организм человека.
  17. Электромагнитные поля и их воздействие на организм человека.
  18. Инфракрасное излучение и его воздействие на организм человека.
  19. Ультрофиолетовое излучение и его воздействие на организм человека.
  20. Лазерное излучение и его воздействие на организм человека.
  21. Электростатическое поле и его воздействие на организм человека.
  22. Ионизирующее излучение излучение и его воздействие на организм человека.
  23. Электрический ток и его воздействие на организм человека.
Тема 4. Создание оптимальной производственной среды
Вопросы для самоконтроля:
  1. Система вентиляции и их классификация.
  2. Расчет потребного воздухообмена помещений.
  3. Расчет системы воздуховодов и подбор оборудования.
  4. Освещение помещения и его виды.
  5. Расчет необходимой площади окон.
  6. Искуственные источники света.
  7. Расчет системы искуственного освещения.
  8. Методы и средства защиты от постоянных и переменных магнитных полей.
  9. Методы и средства защиты от лазерного излучения.
  10. Методы и средства защиты от ультрафиолетового излучения.
  11. Методы и средства защиты от ионизирующего излучения.
  12. Методы и средства защиты от шума.
  13. Методы и средства защиты от инфразвука и ультразвука.
  14. Методы и средства защиты от вибрации
  15. Методы и средства защиты от электрического тока.
  16. Методы и средства защиты от инфракрасного излучения.
  17. Методы и средства защиты от лазерного излучения.
  18. Эргономика рабочего места.
  19. Рациональная организация труда и отдыха.
Тема 5. Инженерная защита окружающей среды
Вопросы для самоконтроля:
  1. Виды и масштабы загрязнения окружающей среды.
  2. Выбросы технических и промышленных объектов.
  3. Сбросы технических и промышленных объектов.
  4. Твердые отходы технических и промышленных объектов.
  5. Энергетические загрязнения технических и промышленных объектов.
  6. Образование смога.
  7. Кислотные дожди.
  8. Разрушение озонового слоя.
  9. Изменения климата.
  10. Расчет предельно допустимого выброса промышленного предприятия.
  11. Расчет предельно допустимого сброса промышленного предприятия.
  12. Методы и средства защиты окружающей среды.
  13. Процессы и аппараты очистки выбросов в атмосферу от твердых частиц и газовых примесей.
  14. Процессы и аппараты очистки сточных вод от твердых частиц, растворимых и нерастворимых примесей.
  15. Технологии переработки, утилизации и вторичного использования твердых отходов.
  16. Методы и средства защиты окружающей среды от энергетических воздействий.
Тема 6. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
Вопросы для самоконтроля:
  1. Определение чрезвычайной ситуации (ЧС).
  2. Классификация ЧС.
  3. Источники ЧС природного и техногенного характера.
  4. Современные средства поражения.
  5. Понятие об устойчивости функционирования объектов в ЧС.
  6. Факторы влияющие на устойчивость.
  7. Мероприятия по повышению устойчивости.
  8. Организация защиты населения в мирное и военное время.
  9. Способы защиты.
  10. Защитные сооружения.
  11. Организация эвакуации из зон ЧС.
  12. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
Тема 7. Управление безопасностью жизнедеятельности
Вопросы для самоконтроля:
  1. Правовые и нормативно технические основы управления БЖД.
  2. Правила охраны труда - отраслевые и межотраслевые.
  3. Система контроля требований безопасности и экологичности.
  4. Система управления охраной труда на предприятии.
  5. Функции руководителя и главных специалистов, начальников подразделений.
  6. Комиссия по охране труда.
  7. Сертификация рабочих мест по требованиям охраны труда.
  8. Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов.
  9. Экологическая экспертиза техники и технологии.
  10. Порядок и этапы проведения экспертизы.
  11. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.
  12. Экономический ущерб от производственного травматизма, заболеваемости, загрязнения окружающей среды, стихийных бедствий, ЧС техногенного характера.
  13. Профилактические мероприятия по ликвидации последствий аварий.
  14. Виды и формы международного сотрудничества в области БЖД, охраны труда, охраны окружающей среды и защиты населения.
Тема 8. Заключение
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перспективы развития науки БЖД.
  2. Достижения современной науки и техники в области БЖД.
  3. Перспективы развития техносферы.