МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История экономических учений


Москва, 2011




УМК составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной) программы дисциплины "История экономических учений ".

Составители УМК:

___________________________  /   Рунова Т.Г/

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Получение фундаментальных знаний о происхождении и эволюции экономических понятий, законов и теорий;

формировании, развитии и трансформации взглядов представителей различных экономических школ;

знакомство с концепциями наиболее известных экономистов различных экономических школ, эпох и стран;

их трактовками экономических категорий и законов.

1.2. Задачи дисциплины

знакомство с этапами развития экономической мысли и методами экономического анализа;

изучение основных концепций различный научных школ;

сравнительный анализ различных экономических теорий.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

социально-экономическую обусловленность возникновения различных экономических взглядов;
историю развития экономической мысли с древнейших времен;
основные этапы развития экономической науки;
характерные особенности методов экономического анализа различных школ и направлений экономической науки.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

сравнить теории различных экономических школ и направлений;
показать общее и различия в их концепциях, связь и преемственность а их развитии;
работать с первоисточниками, энциклопедиями, хрестоматиями;
характеризовать знаковые теории различных экономических эпох.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

философия;
экономика;
история экономики;
математика.

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

3
Общая трудоемкость дисциплины 77 77
Аудиторная нагрузка 34 34
Лекции 17 17
Практические занятия (семинары) 17 17
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 43 43
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Возникновение и развитие экономической мысли. Становление самостоятельной экономической науки.
Особенности экономических воззрений в странах с традиционной экономической системой. Причины, факторы и основные этапы зарожления и развития экономических идей. Экономическая мысль древнего Востока, древней и средневековой Европы и Руси. Систематизация экономическиз наний, формирование первых экономических школ (меркантилизм, физиократы, английская классическая политическая экономия). Превращение экономической мысли в самостоятельную отрасль знаний -

Тема 2. Формирование основ современной экономической мысли.
Развитие экономической науки в концеXVIII - первой трети XX в. Буржуазные теории первой половины XIX века. Социалистические идеи: утопический социализм и марксизм. Либерализм в экономической теории. Неоклассическое направление и институциализм. Теории монополизма. Особенности развития экономической науки в России.

Тема 3. Экономическая теория XX века.
Эволюция идей государственного регулирования: кейнсианство и неокейнсианство, неоинституциолизм, наолиберализм и неоклассический синтез, теории социал-демократии. Научный вклад российских ученых в развитие экономической теории.

Тема 4. Экономическая теория конца XX века - начала XXI века.
Неоклассическая экономическая доктрина XX века: монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий. Новая институциональная теория. Особенности проблематики и метода современных экономических исследований.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 3
Тема 1. Возникновение и развитие экономической мысли. Становление самостоятельной экономической науки. 10 6
2
2

Тема 2. Формирование основ современной экономической мысли. 18 10
4
4

Тема 3. Экономическая теория XX века. 25 15
5
5

Тема 4. Экономическая теория конца XX века - начала XXI века. 24 12
6
6

Итого 77 43 17 17 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 3
Тема 1. Возникновение и развитие экономической мысли. Становление самостоятельной экономической науки.
2
Тема 2. Формирование основ современной экономической мысли.
4
Тема 3. Экономическая теория XX века.
5
Тема 4. Экономическая теория конца XX века - начала XXI века.
6
Итого 17

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 3
Тема 1. Возникновение и развитие экономической мысли. Становление самостоятельной экономической науки.
2
Тема 2. Формирование основ современной экономической мысли.
4
Тема 3. Экономическая теория XX века.
5
Тема 4. Экономическая теория конца XX века - начала XXI века.
6
Итого 17

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 3
6, 7 Тема 1 Самостоятельное изучение Определение причин, факторов и критериев периодизации в развитии экономической теории. Трактовка основных экономических отношений мыслителями древности и средневековья.
6
8-10 Тема 2 Самостоятельное изучение Изучение концепций основных представителей утопического социализма, марксизма, экономического романтизма, либерализма, неоклассики и институциализма.
12
11-13 Тема 3 Самостоятельное изучение Характеристика особенностей исходных позиций, понятий и метода исследований кейнсианства и неокейнсианства, неоинституализма, неолиберализма, неоклассицизма, экономико-математической школы России
10
14-17 Тема 4 Самостоятельное изучение Современные экономические модели общества и способы оптимизации экономических процессов. Понятие и проблемы макроэкономики и экономического роста в теории современных экономических школ
15
Итого 43

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка выполнения контрольных работ.
Проверка письменных тестирований

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 3
Тема 1 Опрос
1
Тема 2 Опрос
1
Тема 3 Опрос
2
Тема 4 Контрольная работа
2
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 3
Текущий контроль знаний в 3 семестре
Тема 1 Введение в курс Истории экономических учений.
1
Тема 2 Экономические учения Древнего мира.
1
Тема 3 Меркантилизм и физиократы.
1
Тема 4 Возникновение и развитие утопического социализма.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 3
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
КТ

КТ

















КТ

КТ
















КТ


КТ















КТ



КТ














ПТ





ПТ











ПТ







ПТ








ПТ










ПТ





ПГ













ПГ



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 3
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
СИ




СИ











СИ






СИ








СИ









СИ





СИ












СИ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

3 семестр - экзамен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Бартенев С.А.   История экономических учений : учеб. для вузов. -  М.:  Магистр,  2007   Гриф МО
2. Бартенев С.А.   История экономических учений : учеб. для вузов. -  М.:  Магистр,  2011   Гриф МО
3. Ядгаров Я.С.   История экономических учений : учеб.для вузов. -  М.:  ИНФРА-М,  2007   Гриф МО
4. Бартенев С.А.   История экономических учений :учеб. для вузов. -  М.:  Юристъ,  2002
5. Ядгаров Я.С.   История экономических учений :учеб. для вузов. -  М.:  ИНФРА-М,  2002
6. Ядгаров Я.С.   История экономических учений :учеб. для вузов. -  М.:  ИНФРА-М,  2011   Гриф МО
7. Холопов А.В.   История экономических учений :учеб. пособие. -  M.:  Эксмо,  2009
8. Покидченко М.Г.   История экономических учений :учеб. пособие для вузов.  / Чаплыгина И.Г. -  М.:  ИНФРА-М,  2010   Гриф УМО

6.2. Дополнительная литература

9. История экономических учений(современный этап): Учеб. для вузов.  / Худокормов А.Г., Отмахов П.А., Афанасьев В.С. и др.; Под ред. А.Г. Худокормова -  М.:  ИНФРА-М,  2002   Гриф МО
10. История экономических учений: учеб. пособие.  / Автономов В.С., Ананьин О.И., Макашева Н.А. и др.; под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой -  М.:  Инфра-М,  2000
11. Белоусов В.М.   История экономических учений: учеб. пособие.  / Ершова Т.В. -  Ростов н/Д:  Феникс,  1999
12. Костюк В.Н.   История экономических учений: учеб. пособие. -  М.:  Центр,  1997
13. Потапова И.С.   История экономических учений: учеб. пособие для вузов. -  М.:  МГИУ,  2005
14. Кормильчикова З.М.   Основные этапы развития экономической теории: учеб. пособие. -  М.:  МГИУ,  2009
15. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г.   История экономических учений.  Инфра-М,  2005    
16. Майбурд Е.М.   Введение в исторю экономической мысли.  Вита-Пресс,  1996    
17. История экономических учений.  / Под ред. Автономова В. и др.  М: Инфра-М,  2001
18. Проблемы экономической психологии в 2-х томах.  / Журавлев А., Купрейченко А.  М.: Изд-во Интститута психологии РАН,  2005    
19. Мировая экономическая мысль: Сквозь призму веков. в 5-ти томах.  / Г.Г. Фетисов, А.Г., Худокормов  М.: Мысль,  2005    
20. Антология экономической мысли.  М.: Эксмо,  2007    

6.3. Периодические издания

1. Вопросы экономики. ()
2. Российский экономический журнал. ()
3. Экономист. ()
4. ЭКО. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. не предусмотрено программой. ()

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Не предусмотрены программой

Демонстрационные материалы

  1. Не предусмотрены программой

Оборудование и аппаратура

  1. Не предусмотрено программой

Инструменты

  1. Не предусмотрены программой

Макеты

  1. Не предусмотрены программой

Лабораторные материалы

  1. Не предусмотрены программой

Другое

  1. Мультимедийные технологии

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Тестирование, опрос
Чтение лекции
Письменное тестирование.
[12] c.1-15
[11] c.4-16
[10] c.3-10
[4] c.15-24
[5] c.12-47
[13] c.7-12
[1] c.19-28
[15] c.1-15
[16] c.1-15

Тема 1 Практическое занятие опрос, тестирование
П/о
Компьютерное тестирование.
[5] c.1-15
[14] c.1-150
[18] c.1-5
[19] c.1-5
[20] c.15-125

Тема 2 Лекции Тестирование, опрос
Чтение лекции
Письменное тестирование.
[11] c.17-29
[10] c.11-27
[4] c.25-38
[5] c.48-61
[1] c.29-42
[17] c.1-15
[15] c.11-27

Тема 2 Практическое занятие опрос, тестирование
П/о
Компьютерное тестирование.
[3] c.2-25
[8] c.38-49
[2] c.12-15
[6] c.25-30

Тема 3 Лекции Тестирование, опрос
Чтение лекции
Письменное тестирование.
[11] c.30-48
[10] c.32-41
[5] c.62-70
[13] c.13-34
[1] c.57-70

Тема 3 Практическое занятие опрос, тестирование
П/о
Компьютерное тестирование.
[11] c.30-48
[10] c.32-41
[5] c.62-70
[13] c.13-34
[1] c.57-70

Тема 4 Лекции Тестирование, опрос
Чтение лекции
Проверка уровня готовности студента.
[11] c.102-104
[5] c.233-251
[1] c.128-136
[14] c.1-146

Тема 4 Практическое занятие опрос, тестирование
П/о
Компьютерное тестирование.
[11] c.23-26
[7] c.15-22

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 3
Тема 1 Самостоятельное изучение
Определение причин, факторов и критериев периодизации в развитии экономической теории. Трактовка основных экономических отношений мыслителями древности и средневековья.
Письменное тестирование
[1] с.19-28
[3] с.12-22
[11] с.4-16
[10] с.3-10
[9] с.3-5
[4] с.15-24
[5] с.12-47
[13] с.7-12
Тема 2 Самостоятельное изучение
Изучение концепций основных представителей утопического социализма, марксизма, экономического романтизма, либерализма, неоклассики и институциализма.
Письменное тестирование
[5] с.48-61
[1] с.29-42
[11] с.17-29
[10] с.11-27
[4] с.25-38
[15] с.11-27
Тема 3 Самостоятельное изучение
Характеристика особенностей исходных позиций, понятий и метода исследований кейнсианства и неокейнсианства, неоинституализма, неолиберализма, неоклассицизма, экономико-математической школы России
Письменное тестирование
[11] с.30-48
[10] с.32-41
[9] с.62-70
[13] с.13-34
[1] с.57-70
Тема 4 Самостоятельное изучение
Современные экономические модели общества и способы оптимизации экономических процессов. Понятие и проблемы макроэкономики и экономического роста в теории современных экономических школ
Контрольная работа
[11] с.102-104
[5] с.233-251
[1] с.128-136

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Предмет и метод "Истории экономических учений". Связь с другими экономическими науками.
  2. Структура историко-экономической науки.
  3. Функции историко-экономической науки.
  4. Рассмотрение товара, денег, товарно-денежных отношенний у Ксенофонта, Платона, Аристотеля.
  5. Аристотель как первый экономист.
  6. Экономические взгляды Ксенофонта.
  7. Экономические взгляды Платона.
  8. Ранние социалисты-утописты.
  9. Социальная утопия А.Сен-Симона.
  10. Социальная утопия Р.Оуэна .
  11. Экономическое учение А.Смита .
  12. Социальная философия А.Смита.
  13. Рассмотрение проблем рынка в работе А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов".
  14. Основные положения меркантильной системы.
  15. Меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика.
  16. Т.Мен и Ж.-Б.Кольбер как представители меркантилизма.
  17. Основные положения физиократической системы.
  18. Ф.Кенэ и его "Экономическая таблица".
  19. Теория стоимости А.Смита.
  20. Рассмотрение проблем воспроизводства у Ф.Кенэ.
  21. Исторические условия возникновения и развития меркантилизма.
  22. Фамильная генеалогия экономической науки.
  23. Ранний и поздний меркантилизм.
  24. Теория стоимости А.Смита и Д.Рикардо.
  25. Экономическое учение Д.Рикардо.
  26. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.
  27. Земельная рента в экономическом учении Д.Рикардо.
  28. Закон народонаселения и закон "третьих лиц" Мальтуса.
  29. Теория трех факторов производства Сэя.
  30. Русский меркантилизм.
  31. И.Т.Посошков и его работа "Книга о скудости и богатстве".
  32. Крижанич и Ордин-Нащокин как представители русского меркантилизма.
  33. Теория предельной полезности австрийской школы.
  34. Методологические особенности австрийской школы.
  35. А.Маршалл и его работа "Принципы экономикс".
  36. М.Фридмен как представитель неоклассического направления.
  37. Монетаризм М.Фридмена.
  38. Философия рынка Ф.Хайека.
  39. Теория рациональных ожиданий и теория предложения.
  40. Кейнс и его работа "Общая теория занятости, процента и денег".
  41. Институционализм и его представители.
  42. Теория длинных волн Н.ДКондратьева.
  43. Аграрная теория А.В.Чаянова.
  44. Г.Беккер как представитель институционализма.
  45. Д.Бьюкенен как представитель институционализма.
  46. Р.Коуз как представитель институционализма.
  47. Ранний институционализм: Веблен, Коммонс, Митчелл.
Темы курсовых работ (проектов)
Курсовая работа не предусмотрена программой
Темы рефератов
Тема 1. Возникновение и развитие экономической мысли. Становление самостоятельной экономической науки.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Вспомните экономистов и все экономические теории, которые Вы знаете из курса "Экономической теории". Дайте краткое изложение основных положений этих теорий.
Темы рефератов и докладов:
  1. Фамильная генеалогия экономической науки.
  2. Экономическая теория и история экономических учений
Тема 2. Формирование основ современной экономической мысли.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Подготовьте краткие сообщения о развитии экономической мысли Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Рима и других стран Древнего мира. Что объединяет и что отличает взгляды ученых разных стран.
Темы рефератов и докладов:
  1. Экономические учения Древнего мира
  2. Экономические учения Древней Греции
Тема 3. Экономическая теория XX века.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Самостоятельно проведите сравнительный анализ представителей раннего и позднего меркантилизма разных стран.
Темы рефератов и докладов:
  1. Меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика
  2. Ф.Кенэ и его вклад в развитие физиократической системы
  3. И.Т.Посошков и его работа "Книга о скудости и богатстве"
Тема 4. Экономическая теория конца XX века - начала XXI века.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Прочитайте работы Т.Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове "Утопия" и Т.Кампанеллы "Город Солнца". Сравните представления об идеальном общественном устройстве у этих двух авторов.
  2. Проведите сравнительный анализ утопических проектов поздних социалистов-утопистов: Сен-Симона, Оуэна, Фурье.
Темы рефератов и докладов:
  1. Возникновение и развитие "социалистической идеи" (Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Оуэн, Фурье)