МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Концепции современного естествознания

Направление подготовки 080200 Менеджмент.
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.
Форма обучения: заочная.


Москва, 2011




УМК составлен на основании федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Составители УМК:

___________________________  /к.ф.-м.н., профессор   Покревский П.Е./

___________________________  /к.х.н., доцент   Солдатова И.В./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 июня 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Цель дисциплины - дать учащимся панорамное, целостное видение картины современного естествознания как одной из фундаментальных частей человеческой культуры и как особого способа общения человека с миром. Основная задача дисциплины состоит в создании у студентов способности самостоятельно мыслить и принимать решения в области профессиональной деятельности на основании твердого знания фундаментальных принципов естествознания.

1.2. Задачи дисциплины

Основная задача дисциплины состоит в создании у студентов способности самостоятельно мыслить и принимать решения в области профессиональной деятельности на основании твердого знания фундаментальных принципов естествознания.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

объективные законы природы и их значение для организации человеческого общества.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

анализировать реальные ситуации в области профессиональной деятельности и выбирать оптимальные решения из нескольких возможных, используя фундаментальные принципы естествознания.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

на естественнонаучных дисциплинах в объеме средней школы.

2.3. Компетенции:

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
Общая трудоемкость дисциплины 72 (2 ЗЕ) 72
Аудиторная нагрузка 8 8
Лекции 8 8
Практические занятия (семинары) 0 0
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 64 64
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Естествознание и окружающий мир
Концептуальный принцип в естествознании. Естественно-научные и гуманитарные культуры. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания.Псевдонаучные тенденции. Роль математики в естествознании.Евгеника. Естествознание и мораль и нравственность. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА:ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА, ТВОРЧЕСТВО.

Тема 2. Естественно-научное познание окружающего мира
Процесс естественно-научного познания. Формы естественно-научного познания. Методы и приемы естественно-научных исследований. Сравнение, анализ, синтез. Абстрагирование, идеализация, обобщение.Индукция и дедукция. Моделирование. Гипотеза. Научное открытие и доказательство. Эксперимент - основа естествознания.Ошибки научных исследований. Проблема повышения точности эксперимента.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: НАУЧНЫЙ МЕТОД.

Тема 3. История естествознания
Зарождение естествознания в Древнем мире. Естествознание в эпоху античности. Аристотель, Архимед, Птолемей. Естествознание в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи. Революция Коперника. Джордано Бруно. Зарождение классического естествознания. Г.Галилей. И.Ньютон. Республика писем . Завершение этапа классического естествознания. Революция в физике на рубеже XIX-XX веков. Современное естествознание. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.

Тема 4. Материя, пространство, время. Принципы относительности.
Физика - основа естествознания. Материя и движение, время и пространство. Абсолютный и относительный характер движения. Характеристики механического движения. Принцип относительности Галилея.Принцип относительности Эйнштейна. Специальная и общая теории относительности. Симметрия пространства и времени. Фундаментальные законы Ньютона.

Тема 5. Законы сохранения
Основные понятия и определения: сила, энергия, работа, консервативная система, замкнутая система. Энергия. Механическая энергия. Закон сохранения механической и полной энергии. Импульс, закон сохранения импульса. Момент импульса, закон сохранения момента импульса.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ.

Тема 6. Статистические и термодинамические свойства макросистем.
Статистические и термодинамические величины. Статистические и термодинамические свойства макросистем. Полная и внутренняя энергия системы. Состояние термодинамического равновесия. Нулевое начало термодинамики. Первое начало термодинамики: закон сохранения энергии. Энтропия. Второе начало термодинамики: закон возрастания энтропии. Третье начало термодинамики: теорема Нернста. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: МАКРОСКОПИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ЭНТРОПИЯ, ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ В МАКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ,

Тема 7. Атомный и нуклонный уровни строения материи.
Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Структура атомов. Корпускулярно-волновые свойства микрочастиц. Корпускулярно-волновой дуализм де Бройля. Ядерные процессы. Структура атомного ядра. Нуклоны (протоны и нейтроны, кварки. Ядерные процессы. Изотопы и изобары. Радиоактивность. Период полураспада. Фундаментальные взаимодействия. Закон Всемирного тяготения. Структурная организация материи. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: МИКРОМИРЫ, ПРИНЦИПЫ СУПЕРПОЗИЦИИ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: БЛИЗКОДЕЙСТВИЕ, ДАЛЬНОДЕЙСТВИЕ,

Тема 8. Концепция развития и эволюции Вселенной.
Эволюция Вселенной. Структкра Вселенной. Гипотеза образования Солнечной системы. Планеты Солнечной системы. Земля - планета солнечной системы. Малые тела солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры и метеориты. Проблема поиска внеземных цивилизаций. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: МЕГАМИРЫ, ПРИНЦИПЫ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ, ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ И ИСТОРИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗЕМЛИ.

Тема 9. Естественно-научные знания о веществе
Физические и химические процессы. Развитие химических знаний. Алхимия и химия. Структура химии. Таблица Менделеева. Реакционная способность веществ. Электрохимия. Основной закон электролиза. Коллоиды. Синтез химических веществ. Современный катализ. Перспективные материалы. Химия в XXI веке. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ВЕЩЕСТВ.

Тема 10. Химия Земли.
В.И.Вернадский. Химия Земли и лабораторная химия. Атмосфера. Механизм образования и гибели озона. Озоновая дыра. Городской воздух. Земная кора. Литосферные плиты. Экологические функции литосферы. Почва. Гидросфера. Питьевая вода: столовые и минеральные воды. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГЕОСФЕРНЫХ ОБОЛОЧЕК; ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЛИТОСФЕРЫ: РЕСУРСНАЯ, ГЕОДИНАМИЧЕСКАЯ, ГЕОФИЗИКО-ГЕОХИМИЧЕСКАЯ; ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ,

Тема 11. Биосферный уровень организации материи
Зарождение живой материи. Эволюция. Естественный отбор и искусственный отбор. Рудименты. Белки, углеводы, жиры и липиды, АТФ, витамины, гормоны. Клетка. Сходство и различие животной и растительной клетки. Законы наследственности. Гены. Геном человека. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ; ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ; МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ БИОСФЕРЫ,

Тема 12. Самоорганизация материи
Понятие самоорганизации. Уровни самоорганизации материи: физический, химический, биологический, социальный. Особенности биологического уровня организации материи. Самоорганизация в живой и неживой природе.Флуктуации и бифуркации. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ; ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.

Тема 13. Человек - феномен природы
Особенности биологического уровня организации материи. Физиология человека. Физиологические функции и системы организма. Определение здоровья. Здоровье, работоспособность, биоэтика. Энергетический обмен на клеточном уровне, обмен веществ, экономичность сердечно-сосудистой системы, экономичность химических реакций в организме. Работоспособность, тренировка, талант, творчество. Тесты на работоспособность и пригодность. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: ЧЕЛОВЕК: ФИЗИОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ; БИОЭТИКА.

Тема 14. Естественно-научные аспекты экологии
Экосистемы. Взаимоотношения организма и среды. Экология и здоровье человека. Глобальные катастрофы и эволюция жизни. Предотвращение экологической катастрофы. Природные катастрофы и климат. Проблема сохранения озонового слоя Земли. Естественно-научные проблемы защиты окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЛИТОСФЕРЫ: РЕСУРСНАЯ, ГЕОДИНАМИЧЕСКАЯ, ГЕОФИЗИКО_ГЕОХИМИЧЕСКАЯ.

Тема 15. Естествознание в XXI веке
Современные средства естественно-научных исследований. Новые материалы. Важнейшие достижения современного естествознания. Мультимедийные технологии и виртуальный мир. Микро- и нанотехнологии. Лазерные технологии. Современные биотехнологии. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА: ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ; ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ,

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Естествознание и окружающий мир 5 4
1


Тема 2. Естественно-научное познание окружающего мира 5 4
1


Тема 3. История естествознания 7 6
1


Тема 4. Материя, пространство, время. Принципы относительности. 5 4
1


Тема 5. Законы сохранения 5 4
0.5


Тема 6. Статистические и термодинамические свойства макросистем. 5 4
0.5


Тема 7. Атомный и нуклонный уровни строения материи. 5 4
0.5


Тема 8. Концепция развития и эволюции Вселенной. 7 6
0.5


Тема 9. Естественно-научные знания о веществе 5 4
0.5


Тема 10. Химия Земли. 4 4



Тема 11. Биосферный уровень организации материи 5 4
0.5


Тема 12. Самоорганизация материи 5 4
0.5


Тема 13. Человек - феномен природы 4 4



Тема 14. Естественно-научные аспекты экологии 5 4
0.5


Тема 15. Естествознание в XXI веке 4 4



Итого 72 64 8 0 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Естествознание и окружающий мир
1
Тема 2. Естественно-научное познание окружающего мира
1
Тема 3. История естествознания
1
Тема 4. Материя, пространство, время. Принципы относительности.
1
Тема 5. Законы сохранения
0.5
Тема 6. Статистические и термодинамические свойства макросистем.
0.5
Тема 7. Атомный и нуклонный уровни строения материи.
0.5
Тема 8. Концепция развития и эволюции Вселенной.
0.5
Тема 9. Естественно-научные знания о веществе
0.5
Тема 11. Биосферный уровень организации материи
0.5
Тема 12. Самоорганизация материи
0.5
Тема 14. Естественно-научные аспекты экологии
0.5
Итого 8

4.3.2. Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено программой

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1 Тема 1 Домашнее задание  N1 Естествознание и окружающий мир
4
2 Тема 2 Домашнее задание  N21 Роль математики в развитии естествознания
4
3, 4 Тема 3 Домашнее задание  N3 Аристотель - "Учитель Древности"
6
5 Тема 4 Домашнее задание  N4 Взгляды различных ученых на материю, пространство и время
4
6 Тема 5 Домашнее задание  N5 Связь законов сохранения с симметрией пространства и времени
4
7 Тема 6 Домашнее задание  N6 Начала термодинамики
4
8 Тема 7 Домашнее задание  N7 Естественная радиоактивность
4
9 Тема 8 Домашнее задание  N8 Самоорганизация Вселенной
6
10 Тема 9 Домашнее задание  N9 Химическая кинетика
4
11 Тема 10 Домашнее задание  N10 В.И.Вернадский и биогеохимия
4
12 Тема 11 Домашнее задание  N11 Биосфера Земли
4
13 Тема 12 Домашнее задание  N12 Самоорганизация материи
4
14 Тема 13 Домашнее задание  N13 Здоровье человека
4
15, 16 Тема 14 Домашнее задание  N14 Проблема сохранения озонового слоя Земли
4
17 Тема 15 Домашнее задание  N15 Материалы будущего
4
Итого 64

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка домашних заданий

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1 Естествознание и окружающий мир
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Контр

Контр
















Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ДЗ

ДЗ1














ДЗ

ДЗ21













ДЗ

ДЗ3











ДЗ



ДЗ4










ДЗ




ДЗ5









ДЗ





ДЗ6








ДЗ






ДЗ7







ДЗ







ДЗ8






ДЗ








ДЗ9





ДЗ









ДЗ10




ДЗ










ДЗ11



ДЗ











ДЗ12


ДЗ












ДЗ13

ДЗ













ДЗ















Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Карпенков С.Х.   Концепции современного естествознания .Практикум :учеб. пособие для вузов.  Высш.шк.,  2004
2. Карпенков С.Х.   Концепции современного естествознания :учеб. для вузов.  Академический Проект,  2004
3. Торосян В.Г.   Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов.  Высш. шк.,  2004

6.2. Дополнительная литература

Отсутствует.

6.3. Периодические издания

1. Карпенков С.Х.   Концепции современного естествознания. ()  М: Академический проект,  2004 -  640c.
2. Карпенков С.Х.   Концепции современного естествознания. Практикум. ()  М: Академический проект,  2002
3. Карпенков С.Х.   Современное естествознание. ()  М: Академический проект,  2003
4. Торосян В.Г.   Концепции современного естествознания. ()  М: Высшая школа,  2002
5. Найдыш В.М.   Концепции современного естествознания. ()  М: Высшая школа,  2004

6.4. Ресурсы интернет

1. Энциклопедия интернета. (http://ru.wikipedea.org)
2. Ruby-учебник. (http://ru.wikibooks.org/wiki/Ruby)

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Обучающая и тестирующая программа Концепции современного естествознания в вопросах и ответах , содержащая 50 тестов по всему курсу Крнцепции современного естествознания , разработанная на базе програмного обеспечения TEST автором этой программы.

Другое

  1. В программу курса включен показ видеоматериалов компании BBC.
  2. Повсем темам прграммы используются слайды или анимационные фильмы.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Конспект лекций.
Чтение лекций
Контрольная работа.
[2] c.11-70

Тема 2 Лекции Конспект лекций.
Чтение лекций

[2] c.71-118

Тема 3 Лекции Конспект лекций. Видеофильм о Г.Галилее
Чтение лекций

[1] c.25-80
[3] c.39-84

Тема 4 Лекции Конспект лекций. Обучающая программа Физика
Чтение лекций

[3] c.65-70
[2] c.119-154

Тема 5 Лекции Конспект лекций. Обучающая программа Физика
Чтение лекций

[2] c.146-154

Тема 6 Лекции Конспект лекций. Обучающая программа Физика
Чтение лекций

[2] c.155-165

Тема 7 Лекции Конспект лекций. Обучающие программы Физика и Астрономия
Чтение лекций

[2] c.171-214

Тема 8 Лекции Конспект лекций. Видеофильмы Планеты, Луна, Атмосфера. Обучающая программа Астрономия
Чтение лекций

[3] c.110-122
[2] c.215-253

Тема 9 Лекции Конспект лекций. Обучающая программа Химия
Чтение лекций

[3] c.123-137
[2] c.254-326

Тема 11 Лекции Конспект лекций. Обучающая программа Биология
Чтение лекций

[2] c.327-374

Тема 12 Лекции Конспект лекций.
Чтение лекций

[2] c.215-225

Тема 14 Лекции Конспект лекций. Обучающая программа Химия
Чтение лекций

[3] c.138-155
[2] c.510-555

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 1 Домашнее задание  N1
Естествознание и окружающий мир
Проверка и приём домашнего задания  N1
[2] с.146-154
[3] с.3-4
Тема 2 Домашнее задание  N21
Роль математики в развитии естествознания
Проверка и приём домашнего задания  N21
[2] с.11-70
[1] с.5-10
Тема 3 Домашнее задание  N3
Аристотель - "Учитель Древности"
Проверка и приём домашнего задания  N3
[2] с.155-165
[1] с.15-20
Тема 4 Домашнее задание  N4
Взгляды различных ученых на материю, пространство и время
Проверка и приём домашнего задания  N4
[2] с.11-70
[1] с.15-20
Тема 5 Домашнее задание  N5
Связь законов сохранения с симметрией пространства и времени
Проверка и приём домашнего задания  N5
[2] с.171-214
[1] с.142-154
Тема 6 Домашнее задание  N6
Начала термодинамики
Проверка и приём домашнего задания  N6
[2] с.71-118
[3] с.14-19
Тема 7 Домашнее задание  N7
Естественная радиоактивность
Проверка и приём домашнего задания  N7
[2] с.215-253
[1] с.312-329
Тема 8 Домашнее задание  N8
Самоорганизация Вселенной
Проверка и приём домашнего задания  N8
[2] с.254-326
[1] с.209-227
Тема 9 Домашнее задание  N9
Химическая кинетика
Проверка и приём домашнего задания  N9
[2] с.294-326
[1] с.95-100
Тема 10 Домашнее задание  N10
В.И.Вернадский и биогеохимия
Проверка и приём домашнего задания  N10
[2] с.327-374
[1] с.220-234
Тема 11 Домашнее задание  N11
Биосфера Земли
Проверка и приём домашнего задания  N11
[2] с.556-564
[3] с.203-215
Тема 12 Домашнее задание  N12
Самоорганизация материи
Проверка и приём домашнего задания  N12
[2] с.215-225
[1] с.67-76
Тема 13 Домашнее задание  N13
Здоровье человека
Проверка и приём домашнего задания  N13
[2] с.119-154
[1] с.131-138
Тема 14 Домашнее задание  N14
Проблема сохранения озонового слоя Земли
Проверка и приём домашнего задания  N14
[2] с.510-555
[1] с.280-290
Тема 15 Домашнее задание  N15
Материалы будущего
Проверка и приём домашнего задания  N15
[2] с.413-466
[1] с.380-396

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
Вопросы для подготовки к зачетам:
  1. Что такое естествознание?
  2. Какая наука считается фундаментальной, а какая - прикладной?
  3. Какова роль математики в естествознании?
  4. Что из себя представляет псевдонаучная тенденция?
  5. Какова связь естествознания с моралью и нравственностью?
  6. Как определяется достоверность научных знаний?
  7. Что такое гипотеза и теория?
  8. Какова роль эксперимента в постижении научной истины?
  9. Чем отличается эксперимент от наблюдения?
  10. Что такое открытие и доказательство?
  11. Какие Вы знаете методы и приемы естественно-научных исследований?
  12. На чем основывается научное предвидение?
  13. Когда и в связи с чем зародилось естествознание?
  14. В чем состоит разница понятий пространства у Аристотеля и Евклида?
  15. Что из себя представляла система Птолемея?
  16. В чем смысл революции Коперника?
  17. Г.Галилей и его вклад в развитие науки.
  18. И.Ньютон и его вклад в развитие науки.
  19. В чем смысл революции в физике на рубеже XIX-XX веков?
  20. Дайте характеристику естествознания в первой половине XX века.
  21. Что такое физика?
  22. Что такое материя?
  23. Что означают однородность и изотропность пространства?
  24. Что такое система отсчета?
  25. Сформулируйте три основных закона механики Ньютона.
  26. Сформулируйте постулаты специальной теории относительности.
  27. Чем специальная теория относительности отличается от общей?
  28. Из каких свойств пространства и времени следут законы сохранения?
  29. Что изучает термодинамика?
  30. Каковы основные положения молекулярно-кинетической теории?
  31. Что такое энтропия?
  32. Сформулируйте второе начало термодинамики.
  33. Сформулируйте теорему Нернста.
  34. Охарактеризуйте историю развития представлений о строении атома.
  35. Почему модель атома Резерфорда не объясняла строение атома?
  36. В чем заключаются корпускулярно-волновые свойства микрочастиц?
  37. В чем сущность принципа неопределенности?
  38. Какова структура атомного ядра?
  39. Что такое радиоактивность?
  40. Что такое изотопы и изобары?
  41. сформулируйте основной закон радиоактивного распада.
  42. Назовите основные виды взаимодействий и охарактеризуйте их.
  43. Чем обусловлена структурная организация материи?
  44. Сформулируйте принцип тождественности.
  45. Сформулируйте закон Хабла.
  46. Каков предполагаемый механизм образования Вселенной?
  47. Какова структура Вселенной?
  48. Что из себя представляют квазары?
  49. Какова структура солнечной системы?
  50. Каково строение Земли?
  51. Как образовалась Луна?
  52. Каков механизм образования ионного и пылевого хвостов комет?
  53. Чем отличается метеор от метеорита?
  54. Чем отличается физический процесс от химического?
  55. Что такое реакционная способность веществ?
  56. Дайте формулировку Периодического закона Менделеева.
  57. Охарактеризуйте основные виды катализа?
  58. В чем заключается принцип Ле Шатилье?
  59. Чем отличается химия Земли от лабораторной химии?
  60. Почему над Антарктидой образуется озоновая дыра?
  61. Как возникла живая материя?
  62. Какова структура и функции белков?
  63. Что такое ферменты?
  64. Что из себя представляет клетка?
  65. Сформулируйте законы наследственности.
  66. Какие функции выполняют молекулы ДНК?
  67. Что такое самоорганизация?
  68. Что такое синергетика?
  69. Какие уровни самоорганизации материи Вы знаете?
  70. Что такое точка бифуркации?
  71. Перечислите основные функции и системы организма.
  72. Что такое фиксация азота?
  73. Какова специфика современных средств сохранения здоровья?
  74. Что такое ноосфера и как она формируется?
  75. Что такое экосистема и экологическая ниша?
  76. Можно ли предотвратить разрушение озонового слоя?
  77. Каковы последствия аварии на Чернобыльской АЭС?
  78. Что такое сверхпроводимость?
  79. Каковы перспективы применения фуллеренов?
  80. На чем основаны биотехнологии?
Темы рефератов