МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Культурология

Направление подготовки 080200 Менеджмент.
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.
Форма обучения: заочная.


Москва, 2011




УМК составлен на основании федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Составители УМК:

___________________________  /доцент   Н.П.Рябчун/

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 28 сентября 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Цель курса Культурология дать представление о культуре в единстве всех ее сторон; показать место и роль отечественной культуры в системе мировой цивилизации; помочь сориентироваться в современной социокультурной ситуации.

1.2. Задачи дисциплины

Раскрыть сущность культуры. Охарактеризовать е структуру и функции. Дать представление о морфологии, типологии и динамики культуры. Раскрыть проблему "культура и личность". Охарактеризовать основные исторические типы культуры. Дать представление об особенностях русской культуры, основных этапах ее развития от возникновениядо наших дней. Раскрыть проблему культорной глобализации в современном мире.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Сущность, структуру, функции и закономерности развития культуры; основные этапы развития культурологической мысли; типологию культур; этапы истории мировой и отечественной культуры и их характерные черты; главные проблемы современной культуры; содержание основных понятий культурологии.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Самостоятельно анализировать явления культуры с использованием полученных знаний; расширять свой культурный кругозор путем знакомства с достижениями культуры разных стран народов; активно участвовать в охране и использовании культурного наследия русского и других этносов России.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Курсы по Истории России и зарубежных стран. Раздел развития культуры.
Мировая художественная культура.
Москвоведение.

2.3. Компетенции:

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
Общая трудоемкость дисциплины 72 (2 ЗЕ) 72
Аудиторная нагрузка 8 8
Лекции 8 8
Практические занятия (семинары) 0 0
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 64 64
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Теория культуры.
Культурология и ее предмет. Основные понятия курса культурологии. Культурная норма; культурная традиция. Возникновение культуры с точки зрения различных философских школ. Философские традиции анализа культуры. Современные представления о классификации культуры. Методы познания в культурологии. Культура и цивилизация в историко-философском анализе. Культура как система; законы ее функционирования. Материальная и духовная культура: грани взаимодействия. Техника как феномен культуры. Экология и культура. Массовая и элитарная культура.

Тема 2. Культура первобытного общества.
Два подхода к проблеме антропогенеза: креационизм и эволюционизм. Экономика и социальная организация первобытного общества. Менталитет первобытного человека. Зачатки религиозного сознания. Формирование мифологического сознания. Синкретизм первобытной культуры. Первобытное искусство и архитектура. Искусство эпохи верхнего палеолита. Искусство эпохи мезолита. Искусство эпохи неолита.

Тема 3. Культура древних цивилизаций Востока.
Особенности цивилизаций Древнего Востока. Культура Древнего Двуречья: особенности общины Двуречья: деспотизм царя, положение свободных граждан. Образование государства и природные условия. Культы и верования; письменность, науки и образование, технические достижения, строительство и архитектура, художественная культура. Культура Древнего Египта. Географическое положение - близость реки Нил. Пирамида в основе социального устройства. Культ животных. Осирис и другие боги. Иероглифическое письмо. Древнеегипетское искусство: монументальность объемов, геометричность линий, прочность материалов. Пирамиды, гробницы. Культура Древней Индии. Интровертность в мировоззрении. Брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм. Махабхарата и Рамаяна. Древнеиндийский театр. Художественная культура: комплексный характер, слитность религиозных, социальных, эстетических начал. Культура Древнего Китая. Особенности мировоззрения: примат общественного над личным, приверженность традициям. Даосизм и конфуцианство. Научные и технические достижения; Архитектура: великая китайская стена. Пейзаж в живописи.

Тема 4. Античная культура.
Культура Древней Греции. Особенности мировоззрения: антропоцентризм, калокагатия, культ тела. Олимпийская мифология. Праздники. Зарождение философии. Эпос, трагедии и комедии. Архитектурные ордера. Основные сюжеты скульптуры. Живопись, вазопись и орнамент. Интерьер и предметы внутреннего убранства. Культура Древнего Рима. Отличительные особенности мировоззрения древнего римлянина. Римские сословия. Основные божества. Зрелища и праздники. Прикладной характер римской науки. Литература: Виргилий, Гораций, Овидий. Мощь древнеримской архитектуры; Пантеон и Колизей. Римский портрет.

Тема 5. Культура Средневековья.
Культура Западной Европы. Исторические предпосылки ее становления. Периодизация. Христианство как основа мировоззрения Западного Средневековья. Народная культура. Первые университеты. Рыцарский эпос. Дороманский стиль. Романское и готическое искусство. Культура Византии. Культурная периодизация Византийской империи. Особенности мировоззрения: восточное христианство. Социально-политическая специфика: правовые отношения. Учение святых отцов. Литература. Церковная музыка. Византийские базилики. Фресковая живопись и мозаики. Архитектурная структура иконы. Культура Арабского Востока. Ислам - основа мировоззрения арабов; Мухаммед, Коран, учение о происхождении мира, социальная этика ислама, обряды и праздники. Исламские философы: Фараби, Авиценна, Аверроэс. Наука и экономика. Особенности художественной культуры. Арабеска. Архитектура мечети.

Тема 6. Культура Возрождения и Реформации.
Гуманизм. Роль университетов. Трактат Макиавелли "Государь". Идеологи Реформации. Натурфилософия. Эстетическая теория Возрождения. Проторенессанс. Данте, Петрарка, Боккаччо. Период Высокого Ренессанса в Италии. Возрождение в Венеции и позднее Возрождение.

Тема 7. Культура Нового времени.
Переход к научным методам познания действительности в 17 веке. Проникновение светских элементов в музыку и живопись 17 века. Стиль барокко. Стиль классицизм. Реализм. Творчество Рубенса, Рембрандта, Караваджо, Веласкеса. Идеи французского Просвещения 18 века: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро. Ведущее значение литературы и музыки. Творчество Франциско Гойи. Культура буржуазного общества 19 века. Немецкая классическая философия. Марксизм. Позитивизм. Импрессионизм. Натурализм. Романтизм. Научные и технические достижения. Ценности буржуазного общества. Социокультурные характеристики индустриального общества.

Тема 8. Отечественная культура. Современная культура.
Языческая культура восточных славян. Принятие христианства и его влияние на культуру. Киевская Русь; книжная миниатюра; храмовая архитектура и иконопись; уровень развития практических знаний и ремесленная культура. Культура Московской Руси: идеология централизации. Новгород, Псков, Москва и Тверь - культурные центры. "Бунташный" 17 век: тенденции секуляризации в культуре. Значение старообрядческого раскола. Первые театры. Новые тенденции в архитектуре: "нарышкинский" стиль. Реформы Петра 1 и культура русского государства. Классицизм и сентиментализм в искусстве второй половины 18 века. "Золотой век русской культуры": литература, философия. Искусство "передвижников". Реалистический жанр в живописи и литературе. "Серебряный век" русской культуры. Модернизм в западной культуре 20 века. Современные тенденции: постмодернизм.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Теория культуры. 9 8
1


Тема 2. Культура первобытного общества. 9 8
1


Тема 3. Культура древних цивилизаций Востока. 9 8
1


Тема 4. Античная культура. 9 8
1


Тема 5. Культура Средневековья. 9 8
1


Тема 6. Культура Возрождения и Реформации. 9 8
1


Тема 7. Культура Нового времени. 9 8
1


Тема 8. Отечественная культура. Современная культура. 9 8
1


Итого 72 64 8 0 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Теория культуры.
1
Тема 2. Культура первобытного общества.
1
Тема 3. Культура древних цивилизаций Востока.
1
Тема 4. Античная культура.
1
Тема 5. Культура Средневековья.
1
Тема 6. Культура Возрождения и Реформации.
1
Тема 7. Культура Нового времени.
1
Тема 8. Отечественная культура. Современная культура.
1
Итого 8

4.3.2. Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено программой

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1-17 Тема 8 Самостоятельное изучение Отечественная культура. Современная культура.
8
1, 7, 9, 12, 13, 17 Тема 6 Самостоятельное изучение Культура Возрождения и Реформации.
8
1-8, 10-17 Тема 3 Самостоятельное изучение Культура древних цивилизаций Востока
8
1-17 Тема 1 Самостоятельное изучение Теория культуры.
8
1-3 Тема 7 Самостоятельное изучение Культура Нового времени.
8
1-8, 10-17 Тема 5 Самостоятельное изучение Культура Средневековья.
8
3-5, 9, 10 Тема 2 Самостоятельное изучение Культура первобытного общества.
8
8, 9, 13 Тема 4 Самостоятельное изучение Античная культура.
8
Итого 64

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Темы 1,2 Культурология как наука. Культура как предмет культурологии.
1
Темы 7,8 Культура и глобальные проблемы современности. Культура, общество, личность.
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ПГ

ПГ











ПГ













ПГ



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
СИ

СИ

СИ

СИ




СИ





СИ

СИ


СИ

СИ






СИ




СИ


СИ

СИ


СИ

СИ

СИ






СИ


СИ



СИ


СИ

СИ












СИ

СИ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Васильев В.М.   Культурология: Учебное пособие.  МГИУ,  2007
2. Гегель Л.А.   Культурология.  МАТИ -МГИУ,  2008

6.2. Дополнительная литература

3. Актуальные проблемы культуры ХХ века: Учеб. пособие.  1993
4. Белик А.А   Культурология. Антропология теории: Учеб. пособие.  1998
5. Горелов А.А   . Культурология: Учеб. пособие. М.  2009
6. Березовая Л.Г.   История русской культуры: Учеб. для вузов. В 2 ч. М.  2008
7. Г.В. Драча   Культурология: Учебное пособие.  2009
8. Культурология: Хрестоматия для высш. школы. М. - Екатеринбург.  2010
9. Рождественский Ю.В   Введение в культурологию: Учебник. М.,.  2008
10. Шендрик А.И   Теория культуры: Учебное пособие. М.,.  2007

6.3. Периодические издания

1. Вопросы культурологии. М. ()  Российское культурологическое общество,
2. Культурология. Дайджест. М. ()  РАН ИНИОН,
3. Балет. ()
4. Арт Хроника/ ART Chronika. ()
5. Вопросы культурологии. ()
6. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. ()
7. Российская музыкальная газета. ()
8. Родина. ()
9. Русская галерея/ RUSSIAN GALLERY. ()
10. Русская галерея/ RUSSIAN GALLERY XXI век. ()
11. Русское искусство. ()
12. Лад (приложение к Литературной газете ). ()
13. Кинофорум. ()
14. Искусство кино. ()
15. Культура. ()
16. Культура и время. ()
17. Культура. Культурология. Народное образование. Педагогика. Физическая культура и спорт. ()
18. НГ-Ex Libris (прил. к газете Независимая Газета ). ()
19. Мир музея. ()
20. Мировое наследие. ()
21. Новое литературное обозрение. ()
22. Музыка и время. ()
23. Музыкальная академия. ()
24. Музыкальное просвещение. ()
25. Отечество (альманах). ()
26. Творчество народов мира. ()
27. Театральная афиша. ()
28. Театральная жизнь. ()
29. Электронная музыка. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. mhk . spb . ru. ()
2. countries . ru. ()
3. ido.rudn.ru. ()
4. ortlib . narod . ru. ()
5. artclassic . edu . ru. ()
6. kultura - portal . ru. ()
7. ml . volny . edu. ()
8. greekroman . ru. ()

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Другое

  1. Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.
Установочная лекция.
Проверка уровня готовности студента.
[3] c.4-6
[1] c.5-11

Тема 2 Лекции Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.
Установочная лекция.
Проверка уровня готовности студента.
[3] c.6-8
[1] c.23-41

Тема 3 Лекции Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.
Установочная лекция.

[5] c.13-45
[1] c.81-150

Тема 4 Лекции Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.
Установочная лекция.

[1] c.151-209

Тема 5 Лекции Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.
Установочная лекция.

[10] c.71-75
[1] c.210-275

Тема 6 Лекции Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.
Установочная лекция.

[9] c.23-75
[1] c.276-315

Тема 7 Лекции Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.
Установочная лекция.
Проверка уровня готовности студента.
[3] c.12-15
[1] c.308-315

Тема 8 Лекции Диаграммы, схемы, мульти-медиа слайды, тесты.
Установочная лекция.
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.91-105

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Тема 8 Самостоятельное изучение
Отечественная культура. Современная культура.
Компьютерное тестирование
[7] с.56-66
[2] с.378-536
[1] с.240-308
Тема 6 Самостоятельное изучение
Культура Возрождения и Реформации.
Компьютерное тестирование
[9] с.23-75
[2] с.276-315
[1] с.88-199
Тема 3 Самостоятельное изучение
Культура древних цивилизаций Востока
Компьютерное тестирование
[5] с.13-45
[2] с.81-150
[1] с.118-132
Тема 1 Самостоятельное изучение
Теория культуры.
Компьютерное тестирование
[2] с.1-63
[6] с.10-25
[1] с.7-105
Тема 7 Самостоятельное изучение
Культура Нового времени.
Компьютерное тестирование
[4] с.2-42
[2] с.316-377
[1] с.200-239
Тема 5 Самостоятельное изучение
Культура Средневековья.
Компьютерное тестирование
[10] с.71-75
[2] с.210-275
[1] с.153-187
Тема 2 Самостоятельное изучение
Культура первобытного общества.
Компьютерное тестирование
[8] с.17-60
[2] с.64-80
[1] с.106-117
Тема 4 Самостоятельное изучение
Античная культура.
Компьютерное тестирование
[2] с.151-209
[1] с.133-152

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Понятие культуры
  2. Структура и функционирование культуры
  3. Субъекты культуры и социальный механизм духовного производства
  4. Культурология как наука
  5. Донаучный период развития культурологической мысли
  6. Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы духовной жизни общества.
  7. Искусство как элемент культуры.
  8. Наука как элемент культуры
  9. Образование как социальный институт
  10. Типология культуры
  11. Запад и Восток как культурологические понятия
  12. Проблема периодизации истории мировой культуры
  13. Пространственно - временная динамика культуры. Понятие аккультурации.
  14. Личность как субъект и объект культуры.
  15. Западная культурологическая мысль XVIII-XXвв. Основные культурологические концепции.
  16. Отечественная культурологическая мысльХ!Х-ХХвв.
  17. Проблема возникновения культуры
  18. Эпоха первобытной культуры: основные этапы и черты развития
  19. Сущность, возникновение цивилизации и особенности её ранней формы
  20. Культура Древнего Рима: основные этапы и особенности развития. Возникновение христианства.
  21. Культура Древнего Египта: религия, идеология, искусство.
  22. Формирование и основные черты античной древнегреческой цивилизации
  23. Наука и искусство Древней Греции
  24. Средние века как культурно - историческая эпоха. Становление средневековой цивилизации в Западной Европе
  25. Христианство - основа средневековой западноевропейской культуры
  26. Средневековое искусство стран Западной Европы
  27. Возрождение как явление культуры
  28. Искусство Возрождения
  29. Реформация и духовная жизнь Европы XVIв.
  30. Культура Византии. Формирование православия.
  31. Средневековый Восток
  32. Арабо - исламская культура
  33. Новое время как культурно - историческая эпоха. научная революцияXVIIв.
  34. западноевропейская культура "века Просвещения"
  35. Художественная культура Западной Европы XVII-XVIIIвв.
  36. Западноевропейская культура Х!Х. Прогресс науки и техники.
  37. искусство Западной Европы Х!Х - начала ХХвв.Зарождение модернизма.
  38. Глобализация культурных процессов в новей шее и постновейшее время
  39. Мировая культура ХХв: демократизация и коммерциализация духовной жизни; массовая культура.
  40. Религиозная ситуация в мире в ХХв. и в наши дни
  41. Русская культура в системе мировых цивилизаций, этапы её становления и развития
  42. Истоки русской культуры. Восточнолавянское язычество
  43. Крещение Руси и его культурные последствия
  44. Расцвет древнерусской культурыв Х! - началеХ!!!вв.
  45. Формирование культуры великорусской еародности ( вторая половина Х!!!-ХV вв)
  46. Русская культура позднего средневековья (XVI-XVIIвв.)
  47. Реформа Петра I в области культуры
  48. Русская культура XVIII в. основные тенденции и черты развития.
  49. Х!Х столетие - "золотой век" русской культуры.
  50. Рсская наука и техника Х!Хв.
  51. Русское искусство Х!Хв.
  52. "Серебряный век" русской культуры.
  53. 1917г. и отечественная культура. Культура русского зарубежья.
  54. Официальная и неофициальная культура в СССР. Сущность тоталитаризма в духовной жизни.
  55. Культура советской эпохи: успехи и противоречия развития.
  56. Религия и церковь в советскую эпоху (1917-1991гг.)
  57. Культурные процессы в современной России
  58. Культура и природа.
  59. Научно - технический прогресс и кризис культуры вХХвв.
Темы рефератов
Тема 1. Теория культуры.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Назвать различные точки зрения на проблему предмета культурологии
  2. В чем особенности культурологического знания?
  3. В чем состоит место ироль культурологии в системе научных знаний о культуре?
Тема 2. Культура первобытного общества.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем состоит сущность культуры?
  2. Какова структура культуры?
  3. Что понимается под субъектами культуры?
  4. Каковы функции культуры?
Тема 3. Культура древних цивилизаций Востока.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Когда и как происходило становление научного знания о культуре?
  2. В чем сущность эволюционизма?
  3. Каково содержаие теории локальных цивилизаций?
  4. Каковы особенности отечественной культурологической мысли?
Тема 4. Античная культура.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое типология культур?
  2. Каковы основания типологических классификаций культур?
  3. В чем состоит общее и особенное в культурно-исторической типологии О.Шпенглера и А.Тойнби?
  4. Каковы принципы построения и сущность культурно-исторической типологии Н.Я. Данилевского?
Тема 5. Культура Средневековья.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое культурогенез?
  2. Каковы особенности первобытного типа культуры?
  3. Каковы особенности и достижения культуры Древнего Египта?
  4. Что означает понятие "античность"?
  5. Каковы особенности средневекового типа цивилизации?
  6. В чем состоит суть нового времени как эпохи и типа культуры?
  7. Каковы особенности культуры новейшего времени?
Тема 6. Культура Возрождения и Реформации.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем суть утверждения о том, что место России между Востоком и Западом?
  2. В чем состоит вклад России в мировую культуру?
  3. Какова роль внешних влияний на формирование и равитие русской культуры?
  4. Что такое менталитет и каковы основные черты руссннкого менталитета?
  5. Каковы этапы формирования и развития руской культуры?
Тема 7. Культура Нового времени.
Вопросы для самоконтроля:
  1. В чем проявляется универсализация кульуры в ХХ в. и в наши дни?
  2. Какова социокультурная роль науки и техники в ХХ в.?
  3. Как в ходе исторического развития менялись взгляды на взаимоотношения человека и природы?
  4. Что можно сказать о глобальных проблемах и их важности для мировой цивилизации?
  5. Что понимается под экологией культуры?
Тема 8. Отечественная культура. Современная культура.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Каковы критерии развития общества и его культуры?
  2. Расскажите о человеке как связующем звене между природой и культурой?
  3. Охарактеризуйте модели культурного человека
  4. В чем роль свободы в развитии человека и культуры?
  5. Каковы основные культурно-личностные типы?