МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

Направление подготовки 080200 Менеджмент.
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.
Форма обучения: заочная.


Москва, 2011




УМК составлен на основании федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Составители УМК:

___________________________  /к. филолог. н   Косицына Е. Ф./

___________________________  /старший преп.   Орлова В. Н./

___________________________  /к. филолог. н   Чирич И.В./

___________________________  /к. филолог. н   Гвоздева Е.В./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 30 августа 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Повышение уровня практического владения современным русским литературным языком специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования языка, в письменной и устной его разновидностях.

1.2. Задачи дисциплины

Развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка для продуктивного участия в процессе общения.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Принципы построения монологического и диалогического текста, а также правила, относящиеся ко всем языковым уровням: фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис).

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Продуцировать связные, правильно построенные тексты на разные темы;
Участвовать в диалогических и полилогических ситуациях общения;
Уметь пользоваться нормативными словарями современного русского литературного языка.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

Культура речи. Стилистика. Риторика

2.3. Компетенции:

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

2
Общая трудоемкость дисциплины 72 (2 ЗЕ) 72
Аудиторная нагрузка 8 8
Лекции 8 8
Практические занятия (семинары) 0 0
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 64 64
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение.
Культура речи как наука и учебная дисциплина. Язык и его функции в государстве, в обществе и на международной арене. Язык как знаковая система. Понятие о современном русском литературном языке. Устная и письменная формы русского литературного языка. Язык и речь. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты устной и письменной речи. Русский язык конца ХХ в. - начало XXI в. Новые явления в русском языке. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Тема 2. Нормы современного русского литературного языка.
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Понятие о языковой норме, ее признаки (системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность). Типы норм. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Старшая и младшая нормы произношения. Лексическая норма и качества речи (правильность, богатство, смысловая точность). Грамматические нормы русского языка.Система правил орфографии и пунктуации в письменной речи. Основные средства кодификации языковых факторов. Типы лингвистических словарей. Структурная организация и информационное наполнение словарной статьи.

Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль.
Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей. Отбор языковых средств, характерных для разных стилей. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое своеобразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Тема 4. Научный стиль
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Логическая схема научного текста. Текст-источник. Понятие о метатексте. Аргументация. Цитация и ссылки. Основные правила библиографического описания. Жанры научного стиля. Структура курсовых и дипломных работ. Конспект и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности. Аннотация как жанр научного стиля. Отзыв на научную статью.

Тема 5. Публицистический стиль. Публичное выступление.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Ораторская речь в системе функциональных стилей литературного языка. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Начало, развертывание и завершение речи. Композиция как отражение темы и содержания. Переход от текста-структуры к связному тексту. Основные виды аргументов. Словесное оформление публичного выступления. Информативность и выразительность публичной речи. Качества хорошей речи: правильность, ясность, доступность, логичность, уместность, выразительность. Риторические тропы и фигуры.

Тема 6. Речь, ее разновидности и качества
Речевая деятельность как вид деятельности, ее структура. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение. Текст как речевое произведение. Общее понятие об основных категориях текста: информативность, партитурность, целостность, завершенность. Разговорная речь как особая функциональная разновидность литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Понятие о разговорной норме. Жанры речевого общения. Основы мастерства беседы. Речевая ситуация, ее основные компоненты. Учет различных компонентов ситуации как необходимое условие успешности речевого акта.

Тема 7. Этика речевого общения
Речевой этикет как область лингвистической прагматики. Функции речевого этикета. Ситуации и единицы речевого этикета. Этикетные речевые формулы обращения, приветствия и прощания, знакомства, просьбы, благодарности, согласия и отказа.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 2
Тема 1. Введение. 7 5
2


Тема 2. Нормы современного русского литературного языка. 13 12
1


Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль. 13 12
1


Тема 4. Научный стиль 11 10
1


Тема 5. Публицистический стиль. Публичное выступление. 13 12
1


Тема 6. Речь, ее разновидности и качества 8 7
1


Тема 7. Этика речевого общения 7 6
1


Итого 72 64 8 0 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 2
Тема 1. Введение.
2
Тема 2. Нормы современного русского литературного языка.
1
Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль.
1
Тема 4. Научный стиль
1
Тема 5. Публицистический стиль. Публичное выступление.
1
Тема 6. Речь, ее разновидности и качества
1
Тема 7. Этика речевого общения
1
Итого 8

4.3.2. Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено программой

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 2
1, 2 Тема 1 Домашнее задание
5
3-5 Тема 2 Домашнее задание
12
6, 7 Тема 3 Домашнее задание
12
8, 9 Тема 4 Реферат
10
10-13 Тема 5 Домашнее задание
12
14, 15 Тема 6 Реферат
7
16 Тема 7 Реферат
6
Итого 64

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 2
Тема 1 Устный опрос
1
Тема 2 Устный опрос
1
Тема 3 Проверка и приём домашнего задания
1
Тема 4 Контрольная работа
1
Тема 5 Представление и защита реферата
1
Тема 6 Устный опрос
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опрос

Опрос
















Опрос


Опрос













КТ





КТ











КТ






КТ










КТ








КТ





Опрос













Опрос





Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ
















ДЗ

ДЗ













ДЗ




ДЗ











Реферат






Реферат









ДЗ








ДЗ





Реферат












Реферат



Реферат














Реферат




Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

2 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А. и др   Русский язык для студентов-нефилологов :учеб. пособие.  - М.: Наука,  2001

6.2. Дополнительная литература

2. Медведева А.А   Большой орфографический словарь русского языка.  - М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф:ООО `Полюс`,  2003
3. Под ред. В.И. Максимова   Русский язык и культура речи. Практикум:.  М.: Гардарика,  2001
4. Черняк В.Д., Дунев А.И., Дымарский М.Я. и др.; под ред. В.Д. Черняк   . Русский язык и культура речи: учеб. для вузов.  - М.: Высш.шк.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,  2002
5. Под ред. В.И.Максимова   Максимова Русский язык и культура речи: Учеб.для вузов.  - М.: Гардарика,  2002
6. Огольцов В.М.   Словарь устойчивых сравнений русского языка(синонимо-антонимический): Ок.1500 единиц.  - М.: ООО`Русские словари`:`ООО Изд-во Астрель`:ООО`Изд-во АСТ`,  2001
7. Фомина М.И.   Современный Русский язык.Лексикология:.  Учебник для вузов. - М.: Высш.шк,  2001
8. Солганик Г.Я.   Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб.пособие для вузов. / Дроняева Т.С.  - М.: Изд.центр Академия,  2002
9. Хализев В.Е.   Теория литературы: Учебник для вузов.  - М.: Высш.шк,  2000
10. Бельдиян В.М., Федяева Е.В.   Культура русской речи. М.  2006
11. Кузин Ф.А.   Культура делового общения. М.  2005
12. Горбачевич К. С.   Нормы современного русского литературного языка.  1989
13. Рахманин Л.В.   Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М.  1998
14. Иванова-Лукьянова Г. Н.   Культура устной речи.  1998
15. . Карнеги Д.   Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. M.  2000
16. Кукушкина О. В.   речевых неудач в русском языке.  1999
17. Мучник Б. С.   Культура письменной речи. M.  1996
18. Розенталь Д. Э.   Пунктуация и управление в русском языке. M.  1988
19. Солганик Г.Я.   Стилистика русского языка.  1996
20. Сиротинина О. Б.   Русская разговорная речь. М.  1999
21. Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой   Основы научной речи. СПб.  2003
22. . Формановская Н. И   Речевой этикет и культура общения. М.  1989
23. Под ред. Граудиной Л.К.   Культура русской речи: Учебник для вузов. М.  2001
24. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П.   Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов. М.  2001
25. Шахиджанян В.В.   Учимся говорить публично. СПб.  2004
26. . Зарецкая Е.Н.   Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.  2001
27. Ивин М.   Основы теории аргументации. М.  1997
28. Ноздрякова Е.С., Орлова В.Н., Чирич И.В.   Русский язык и культура речи: Практикум для студентов инженерных и экономических специальностей. М.  2007
29. Кронгауз М.   Русский язык на грани нервного срыва. М.  2008
30. Копнина Г.А.   Речевое манипулирование. М.  2007
31. Ваулина Е.Ю.   Давайте говорить правильно! Юридическая терминология современной России. СПбГУ.  2010 -  320c.
32. Протченко И.Ф.   Словари русского языка: Краткий очерк. М.  1996
33. . Иванова Т.Ф.   Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. М.  2004 -  912c.
34. Мн.: Современный литератор   Новый словарь иностранных слов.  2005 -  1088c.
35. Бурцева В.В.   Новый орфографический словарь-справочник русского языка. М.  2005 -  754c.
36. Граудина Л.К.   Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов. М.  2004 -  555c.
37. Зарецкая Е.Н.   : Теория и практика речевой коммуникации. М.  2001
38. Сурин Н.   Риторика. М.  1999
39. Горбачева А.И., Шувалова Н.Н.   Документационное обеспечение государственной службы: Учебно-практическое пособие. М.  2004 -  320c.
40. . Рахманин Л.В.   Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М.  1998 -  192c.
41. Анисимова Г.В.   Современная деловая риторика. М.  2004
42. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е.   Риторика для делового человека. М.  2001 -  136c.

6.3. Периодические издания

1. Русская речь. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. www.gramota.ru. ()
2. www.mosreg.ru. ()
3. www.rusyaz.ru. ()
4. www.i-u.ru. ()

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Другое

  1. Презентации по темам лекций
  2. Диктофон
  3. Словари

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Презентация
Лекции
Устный опрос.
[29] c.5-137
[10] c.5-12
[4] c.5-12
[3] c.16-28
[16] c.26-50
[14] c.27-40

Тема 2 Лекции Презентации. Словари.
Лекции
Устный опрос.
[36] c.3-21
[35] c.3-10
[34] c.3-15
[33] c.3-56
[31] c.3-15
[11] c.3-20
[10] c.3-18
[3] c.5-12
[28] c.7-11
[22] c.21-36
[20] c.29-50
[32] c.54-67
[1] c.91-112
[2] c.93-106
[18] c.96-119
[24] c.200-202
[4] c.248-280

Тема 3 Лекции Тексты по специальности
Практическое занятие
Компьютерное тестирование.
[11] c.15-48
[28] c.16-23
[19] c.26-40
[13] c.35-92
[21] c.54-77
[17] c.83-95
[8] c.89-96
[1] c.91-202
[23] c.218-230
[4] c.375-381

Тема 4 Лекции Тексты документов
Практическое занятие
Компьютерное тестирование.
[13] c.3-16
[28] c.11-19
[6] c.29-38
[40] c.54-81
[39] c.65-79
[8] c.74-86
[20] c.82-97
[4] c.94-104
[41] c.102-156

Тема 5 Лекции Чтение лекций
Лекции
Компьютерное тестирование.
[19] c.29-50
[26] c.45-87
[14] c.87-120
[9] c.127-145
[4] c.137-163
[1] c.148-160

Тема 6 Лекции Чтение лекций
Лекции
Устный опрос.
[7] c.13-32
[30] c.37-92
[38] c.56-89
[37] c.87-123
[42] c.95-165
[41] c.215-237

Тема 7 Лекции Чтение лекций
Лекции

[3] c.21-23
[28] c.23-35
[1] c.26-91
[15] c.29-101
[12] c.36-54
[21] c.39-55
[17] c.61-71
[5] c.94-106
[27] c.123-201
[25] c.243-289
[4] c.257-268
[26] c.287-305

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 2
Тема 1 Домашнее задание

Защита лабораторной работы
[4] с.6-30
[6] с.3-21
[1] с.14-20
Тема 2 Домашнее задание

Защита лабораторной работы
[1] с.22-39
[4] с.205-215
[5] с.324-335
Тема 3 Домашнее задание

Защита лабораторной работы
[1] с.26-40
[5] с.324-335
[4] с.393-413
Тема 4 Реферат

Защита лабораторной работы
[7] с.56-60
[4] с.393-413
[5] с.399-405
Тема 5 Домашнее задание

Защита лабораторной работы
[7] с.50-61
[2] с.60-79
[5] с.95-112
[1] с.102-118
[4] с.467-479
Тема 6 Реферат

Защита лабораторной работы
[1] с.47-63
[6] с.56-62
[5] с.107-119
[4] с.253-267
Тема 7 Реферат

Защита лабораторной работы
[22] с.124-236

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Что такое язык? Перечислите функции языка.
  2. Перечислите признаки литературного языка. Назовите нелитературные варианты языка.
  3. Что такое языковая норма? Перечислите ее признаки.
  4. Какие типы норм вам известны?
  5. Перечислите типы словарей.
  6. Какие пометы может содержать словарь словарная статья?
  7. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?
  8. Перечислите разновидности научного стиля.
  9. Перечислите языковые особенности научного стиля.
  10. Назовите типы сносок и правила их оформления.
  11. Из каких частей состоит дипломная работа? Кратко определите их содержание.
  12. Расскажите о правилах оформления библиографиии.
  13. Какие жанры научного стиля вам известны?
  14. Перечислите основные виды конспектов. Кратко охарактеризуйте каждый из них.
  15. Расскажите о правилах написания реферата.
  16. Назовите особенности официально-делового стиля.
  17. Какие устные жанры официально-делового стиля вам известны?
  18. Какова структура резюме?
  19. Какова структура характеристики?
  20. Какова структура автобиографии?
  21. Назовите особенности публицистического стиля?
  22. Перечислите риторические фигуры и тропы. Приведите примеры использования выразительных средств в публицистике и художественной литературе.
  23. Назовите особенности разговорного стиля.
  24. Что является объектом и предметом изучения риторики?
  25. Расскажите об античной риторике.
  26. Как развивалась риторика в России XVII-XIX вв.?
  27. Расскажите о современной риторике. Неориторика.
  28. Перечислите роды и виды красноречия.
  29. Перечислите основные виды аргументов.
  30. Расскажите о композиции речи.
  31. Назовите особенности устной публичной речи.
  32. Назовите качества хорошей речи.
Темы рефератов
Тема 1. Введение.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите современные аспекты изучения культуры речи.
  2. Назовите особенности современной речевой ситуации.
Тема 2. Нормы современного русского литературного языка.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое языковая норма?
  2. Перечислите основные признаки языковой нормы.
  3. Назовите основные нормы современного русского литературного языка.
  4. Назовите основные словари-справочники современного русского литературного языка.
  5. Перечислите основные словарные пометы.
Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите особенности официально-делового стиля.
  2. Назовите жанры официально-делового стиля.
  3. Перечислите правила составления и оформления заявления, резюме.
  4. Перечислите этапы проведения деловой беседы.
Темы рефератов и докладов:
  1. Коммуникация в принятии решений
  2. Административное конструирование общения
  3. Производственный потенциал и коммуникация
  4. Нейролингвистическое программирование
Тема 4. Научный стиль
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите стилевые и языковые особенности научного стиля.
  2. Назовите жанры научного стиля.
  3. Расскажите о правилах построения научного текста, его композиции.
  4. Перечислите правила библиографического описания книги, статьи.
  5. Перечислите особенности композиции реферата и курсовой работы.
Тема 5. Публицистический стиль. Публичное выступление.
Вопросы для самоконтроля:
  1. Какую функцию выполняет публицистический стиль в обществе?
  2. Чем отличается риторический троп от риторической фигуры? Приведите примеры их использования в рекламных текстах.
  3. Какие рекомендации вы можете дать к публицистическому выступлению?
Тема 6. Речь, ее разновидности и качества
Вопросы для самоконтроля:
  1. Перечислите особенности разговорной нормы.
  2. Какие компоненты образуют речевую ситуацию?
  3. Перечислите условия успешного общения.
Тема 7. Этика речевого общения
Вопросы для самоконтроля:
  1. Что такое речевой этикет?
  2. Перечислите правила телефонного этикета.
  3. Назовите национальные особенности русского этикета.
Темы рефератов и докладов:
  1. Этика делового общения.
  2. Этика бизнеса в странах Южной Европы.
  3. Мужчина и женщина: особенности эффективной коммуникации.