МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Психология

Направление подготовки 080200 Менеджмент.
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.
Форма обучения: заочная.


Москва, 2011




УМК составлен на основании федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Составители УМК:

___________________________  /к. филос. н., доцент   Никольский В.С./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 28 сентября 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Сформировать систематические знания в области общей психологии. Создать целостное представление о современном уровне разработки проблемы психологии личности в отечественной и зарубежной науке.

1.2. Задачи дисциплины

Сформировать научное понимание основных положений общей психологии, закономерностей развития психики, формирования личности; сформировать представление об основных категориях психологии, основных психологических концепциях и направлениях; рассмотреть проблематику использования психологических методов изучения личности; ознакомить с теоретическими и прикладными знаниями о психологии человека; сформировать умение использовать психологические знания в профессиональной деятельности.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

историю развития психологических концепций; основные проблемы психологии, их место и роль в современном мире; основные психологические категории, основные разделы психологического знания, возможности их применения психологических знаний на практике; современные подходы к проблеме личности и ее роли в современном мире; основные проблемы формирования и развития психики; сущность основных теорий личности; современные психодиагностические методы получения информации о личности.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

осознанно и самостоятельно оперировать психологическими понятиями; анализировать научную литературу и ориентироваться в потоке психологической литературы, использовать психологические знания как основу гуманитарной подготовки, повышения духовной, правовой и гражданской культуры; использовать психодиагностические методы, обрабатывать их и интерпретировать полученные данные; самостоятельно использовать результаты психологических исследований в решении практических проблем, возникающих в деятельности и общении. самостоятельно осуществлять анализ результатов психолого-педагогических исследований; пользоваться основными приемами психологического взаимодействия в общении, в деятельности.

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

К моменту изучения дисциплины студенты должны знать в объеме средней школы биологию и обществознание.

2.3. Компетенции:

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

1
Общая трудоемкость дисциплины 72 (2 ЗЕ) 72
Аудиторная нагрузка 8 8
Лекции 8 8
Практические занятия (семинары) 0 0
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 64 64
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение в психологию. Предмет, основные методы, задачи и отрасли психологии.
Психология как наука. Место психологии в системе наук. Психика и теория отражения, природа и характеристика психического как свойства нервной системы, мозга. Физиологические основы высшей нервной деятельности. Развитие рефлекторной теории. Понятие о I и II сигнальных системах и их взаимодействии. Возникновение и развитие психики в биологической эволюции. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку. Физикохимическая школа в биологии. Дарвинизм. Учение о рефлексе. Психофизиология органов чувств и психофизика. История развития психологии. Общее состояние русской психологической науки в начале XX в. Решение методологических вопросов психологии в трудах советских психологов. Вклад Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева в развитие психологической мысли. Советский фрейдизм. Советские психологические школы. Проблема воспитание и природа и дискуссия между советскими учеными. Роль психологии в решении данной проблемы.Проблема метода в психологии. Современные методы получения психолого-педагогической информации. Основные психого-педагогические методы. Психодиагностика. Психодиагностические методы. Измерение отношений и взаимопониманий в малых группах: наблюдение, беседа, опросные листы, тесты, социометрия. Контент-анализ, эксперимент и его виды, графические методы. Методика психологического исследования. Роль и значение психодиагностики в современных условиях. Обработка и интерпретация данных. Задачи психологии и основных ее отраслей для современной практики. Теоретические и эмпирические отрасли, их роль значениев социальном развитии общества.Роль психологии в профориентации. Понятие психологической консультации и реабилитации.

Тема 2. Проблема личности в психологии. Личность и ее индивидуально-психологические особенности.
Человек, индивид, личность и индивидуальность. Личность и общество. Понятие о сознании. Проблема соотношения биологического и социального в формировании личности. Развитие данной проблемы во взглядах выдающихся философов: Дж. Локка, Гельвеция, Ж.Ж. Руссо и т.д. Дискуссия по проблеме природа-воспитание в работах ведущих исследователей. Антропологическое и социогенетическое напрвления в обосновании проблемы формирования личности. Основные теории антропологического направления: Ч.Ламрозо, теория хроносомных аномалий, теория К.Лоренца. Психоаналитические концепции. Теории бихевиориального направления, и гумманистического направления.Решение проблемы соотношения биологического и социального в отечественной психологии и педагогике. Социализация. Механизмы социализации личности: подражание, идентификация, внушение, социальная фацилитация, конформность и следование установленным нормам. Источники социализации. Межличностная идентификация как социальнопсихический механизм социализации детей. Источники и механизмы полоролевой типизации. Положительное и отрицательное влияние конформизма на социализацию личности. Характер и индивидуальность человека. Структура характера. Черты характера. Акцентуация черт характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Патохарактерологические черты личности и характер. Психологические основы воспитания и самовоспитания характера. Теория развития личности в трудах выдающихся советских психологов С.Я. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева. Роль Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, Б. Ананьева в решении проблемных вопросов развития и профессионального становления личности. Теории структуры личности. Статистическая и динамическая структура по К.К. Платонову.

Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние её элементов на формирование личности.
Соотношение наследственности и среды в онтогенезе. Понятие генотипа и фенотипа. Онтогенез и филогенез. Биологически обусловленная подструктура:анатомо-физиологические характеристики, пол, возраст, патология, темперамент и задатки. Влияние параиетров физического развития на формирование личности. Булимия и анорексия. Темперамент, задатки и способности. Понятие о темпераменте. Устойчивость и постоянство темперамента в процессе развития личности. Демаскировка темперамента. Историческое содержание в учении о темпераментах: Гиппократ, И.П. Павлов, современные взгляды на типологию темперамента. Тип темперамента и тип высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика темпераментов. Роль темперамента в трудовой деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль поведения в трудовой деятельности. Свойства темперамента и особенности воспитания подрастающего поколения. Способности и задатки. Характеристика способностей. Общие и специальные способности и их формирование. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Учет способностей в различных видах деятельности. Творческие способности. Учет способностей в профессиональной деятельности.

Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов и её особенности.
Понятие о познавательных процессах. Ощущение и восприятие. Физиологические основы ощущений и их рефлекторная природа. Рецепторы и анализаторы. Виды ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность. Взаимодействие ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Зависимость развития личности от богатства ощущений. Физиологические основы восприятия и его свойства: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность. Апперцепция. Наблюдение и наблюдательность. Восприятие пространства и времени. Зрительные иллюзии. Высшие познавательные процессы. Память и мышление. Память и его физиологические механизмы. Виды памяти и их взаимосвязь. Характеристика мнемических процессов памяти запоминания, сохранения, воспроизведения. Реминисценция. Забывание и его характеристика. Мышление как высший познавательный процесс. Социальная природа мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индуктивное и дедуктивное мышление. Репродуктивное и продуктивное мышление. Операции мышления: анализ, синтез, обобщение. Мотивация мышления. Виды мышления: практически действенное, наглядно образное и словесно-логическое.Индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь. Развитие мышления в процессе обучения. Воображение и его социальная природа. Виды воображения, его физиологические основы. Воображение и проблемная ситуация. Индивидуальные качества воображения. Роль воображения в творчестве.Внимание как особое свойство сосредоточенности сознания. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания: устойчивость, объем, распределение, концентрация, переключение. Роль внимания в профессиональной деятельности. Зависимость травматизма от отрицательных свойств внимания.Воображение. Структура и виды воображения. Роль воображения в творческой деятельности. Понятие о чувствах и эмоциях. Сигнальная и регуляторная функция чувств. Качества, содержание и динамика чувств. Роль воспитания в развитии чувств. Классификация чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности. Физиологические основы эмоций. Формы переживания чувств. Эмоции. Основные виды эмоций. Эмоциональные черты личности. Основные психические состояния личности. Аффекты. Настроения. Стресс. Ганс Селье и его теория о стрессе.Фрустрация. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность.
Активность личности. Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей. Естественные и культурные потребности.Понятие деятельности и поведения.Общая характеристика деятельности. Личность как субъект деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Цель регулятор деятельности. Отличие активности животных от деятельности человека. Деятельность и развитие личности. Ведущая деятельность. Роль ведущей деятельности в развитии личности.Основные виды деятельности: игра, учеба, труд, общение. Современные критические подходы к ведущим видам деятельности. Понятие о доминирующей потребности в структуре актуальных потребностей. Социальные потребности. Потребность в труде, общении. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Интериоризация и экстеоризация. Структура деятельности. Освоение деятельности. Умение, навыки, привычки. Формирование умений и навыков. Взаимодействие навыков: перенос и интерференция навыков.

Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности.
Направленность личности и её составлящие. Роль направленности в поведении и регуляции деятельности личности. Мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации и установки личности . Самосознание и самооценка личности. Самооценка как механизм регуляции деятельности и адаптации личности в социальной среде. Уровень притязаний и локус контроля. Интерналы и экстерналы. Формирование направленности, роль воспитания и социального окружения в её развитии. Механизм формирования потребностей: влечение, желание, потребность. Мотивы как побуждение к деятельности. Мотивация деятельности и поведения. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Интересы. Психологическая установка, влечения и особенности их функционирования. Понятие о воле и волевой деятельности. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его психологическая характеристика. Волевое усилие. Волевые качества личности и их формирование. Дисциплинированность как волевой навык. Свобода воли и личностная ответственность.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 1
Тема 1. Введение в психологию. Предмет, основные методы, задачи и отрасли психологии. 13 11
2


Тема 2. Проблема личности в психологии. Личность и ее индивидуально-психологические особенности. 13 11
2


Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние её элементов на формирование личности. 12 11
1


Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов и её особенности. 12 11
1


Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность. 11 10
1


Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности. 11 10
1


Итого 72 64 8 0 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 1
Тема 1. Введение в психологию. Предмет, основные методы, задачи и отрасли психологии.
2
Тема 2. Проблема личности в психологии. Личность и ее индивидуально-психологические особенности.
2
Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние её элементов на формирование личности.
1
Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов и её особенности.
1
Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность.
1
Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности.
1
Итого 8

4.3.2. Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено программой

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 1
1-14 Темы 1, 2, 3, 4, 5, 6 Домашнее задание
64
Итого 64

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 1
Темы 1,2,3,4,5,6 Устный опрос
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Опрос

Опрос



Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 1
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ДЗ

ДЗ



Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

1 семестр - зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Крысько В.Г.   Психология и педагогика :учеб. пособие.  - М.: Омега- Л,  2007

6.2. Дополнительная литература

2. Реан А.А.   Психология и педагогика.  / Бордовская Н.В., Розум С.И.  Питер,  2003 -  432c.
3. Гришина Л.Н.   Психология и педагогика.  МГИУ,  2008 -  335c.

6.3. Периодические издания

1. Вопросы психологии. ()
2. Актуальные проблемы психологического знания. ()
3. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. ()
4. Мир психологии. ()
5. Национальный психологический журнал. ()
6. Психологическая наука и образование. ()
7. Психологический журнал. ()

6.4. Ресурсы интернет

1. Психология на русском языке. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/(http://www.psychology.ru/))
2. Психологический навигатор. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/(http://www.psynavigator.ru/))

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Психодиагностические компьютерные программы.

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Чтение лекций. Ответы на вопросы студентов. Обсуждение. Дискуссия. Опрос. Выступления студентов с докладами.
Проблемная лекция.
Устный опрос.
[1] c.5-24
[2] c.5-29
[3] c.30-79

Тема 2 Лекции Чтение лекций. Ответы на вопросы студентов. Обсуждение. Дискуссия. Опрос. Выступления студентов с докладами.
Проблемная лекция.
Устный опрос.
[2] c.121-145
[3] c.186-230

Тема 3 Лекции Чтение лекций. Ответы на вопросы студентов. Обсуждение. Дискуссия. Опрос. Выступления студентов с докладами.
Проблемная лекция.
Устный опрос.
[3] c.18-30
[2] c.30-42

Тема 4 Лекции Чтение лекций. Ответы на вопросы студентов. Обсуждение. Дискуссия. Опрос. Выступления студентов с докладами.
Проблемная лекция.
Устный опрос.
[2] c.43-120
[3] c.127-186

Тема 5 Лекции Чтение лекций. Ответы на вопросы студентов. Обсуждение. Дискуссия. Опрос. Выступления студентов с докладами.
Проблемная лекция.
Устный опрос.
[3] c.79-101
[2] c.175-194

Тема 6 Лекции Чтение лекций. Ответы на вопросы студентов. Обсуждение. Дискуссия. Опрос. Выступления студентов с докладами.
Проблемная лекция.
Устный опрос.
[3] c.101-127
[2] c.195-213

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 1
Темы 1, 2, 3, 4, 5, 6 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[2] с.5-29
[2] с.30-42
[2] с.43-120
[2] с.121-145
[2] с.195-213
[3] с.5-18
[3] с.18-30
[3] с.79-101
[3] с.101-127
[3] с.127-186
[3] с.186-230

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
  1. Предмет и объект психологии. Понятие о психике. Что такое психика?
  2. Причины выделения психологии в самостоятельную науку и отделение философии только (начало ХХ столетия). Почему проблема определения предмета психологии становится камнем преткновения для становления психологии. Прав ли был Корсаков, который сказал, что психологию как науку сделали физиологи. Почему?
  3. Физиологические основы психики. Мозг и психика.Роль М.И. Сеченова и И.П. Павлова в развитии физиологических основ психики.
  4. Основные методы психологии
  5. Основные психологические отрасли современной психологии.Дайте описание основных психологических течений в 20 30-е годы СССР.
  6. Этапы развития отечественной психологии в ХХ столетии.
  7. Психодиагностика как отрасль современной психологии
  8. Проблема личности в психологии Человек, индивид, индивидуальность. Понятие о сознаниии.
  9. Сущность и основные направления решения проблемы соотношения биологического и социального в личности: антропопсихологическое направление, социогенетическое. Основная характеристика доминирующих воззрений на психику и психическое.
  10. Сущность психики в психоаналитической ориентации. Назовите отличия современных теорий психоанализа от ортодоксального, фрейдовского.
  11. Назовите представителей психологических школ придерживающихся социологизаторского направления в формировании личности.Сущность бихевиоризма и проблема психического.
  12. Назовите представителей психологических школ придерживающихся биологизаторского направления в формировании личности.Опишите эти теории.
  13. Опишите значение бихевиорального направление для решения проблем обучения и воспитания.Почему некоторые психологи считают проблему личности до сих пор нерешенной? Чем это доказывается?
  14. Опишите решение проблемы соотношения биологического и социального в личности в рамках воозрений отечественных психологов.(Культурно-историческая школа Л. Выготского, теория Н.А. Леонтьева, теория Б.Г. Ананьева и теория Исаева и др.)
  15. Статистическая и динамическая структура личности по К.К. Платонову .Их сходство и различие.
  16. Сущность биологической подструктуры личности и влияние её элементов на процесс формирования личности. Теории Кречмера, Шелдона. Психические нарушения:анорексия и булимия.
  17. Темперамент - базовая характеристика личности. Понятие стиль деятельности.
  18. Задатки и способности и процесс формирования личности.
  19. Характер, его сущность и основные характеристики. Акцентуированнные черты характера и психопатия.
  20. Сознание и его основные характеристики.
  21. Деятельность, её отличие от активности животных Структура деятельности.
  22. Уровни освоения деятельности. Привычки и их сущность.
  23. Сущность познавательных процессов.Низшие психические процессы.
  24. Высшие психические процессы и их сущность и значение для личности. Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства.
  25. Психические состояния личности:стресс, фрустрация, ПТСР, аффект.
  26. Память и мышление, их сущность и значение для личности.
  27. Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства.
  28. Самосознание и "Я-концепция". Уровень притязаний.
  29. Структура направленности и ее значение в определении стратегии жизни личности.
Темы рефератов