МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

(ЧОУ ИМБ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________Е.А.Мороз
«____»_____________2011г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История

Направление подготовки 080100 Экономика.
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.
Форма обучения: заочная.


Москва, 2011




УМК составлен на основании федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Составители УМК:

___________________________  /проф., д.и.н.   Чистяков В.Б./

___________________________  /доц., к.и.н.   Абрамова Ю.А./

___________________________  /доц.   Сомова И.Ю./

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры 28 сентября 2011 года


1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цели дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

1.2. Задачи дисциплины

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России

знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества

воспитание нравственности, морали, толерантности

понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса

понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами

способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников

навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма

умение логически мыслить, вести научные дискуссии

творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Уровень освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества
основные направления, проблемы, теории и методы истории
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

логически мыслить, вести научные дискуссии
работать с разноплановыми источниками
осуществлять эффективный поиск информации и критики источников
получать, обрабатывать и сохранять источники информации
преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения
Владеть:
представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма
навыками анализа исторических источников
приемами ведения дискуссии и полемики
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие "компетентность" рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом "История". Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции - выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.
В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:
Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: "Где?", "Почему именно здесь?", "Почему здесь именно так, а не иначе?" и др.
Владение "русским историческим языком", специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение "читать" исторические источники)
Умение "привязать" событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели
Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём)
Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации

2.2. Связь с предшествующими дисциплинами

К моменту изучения дисциплины студенты должны знать историю в объеме средней школы.
Для успешного изучения курса студенты должны уметь практически применять знания истории, полученные ими в средней школе.

2.3. Компетенции:

3. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)


Вид учебных занятий Всего Семестры

2
Общая трудоемкость дисциплины 108 (3 ЗЕ) 108
Аудиторная нагрузка 12 12
Лекции 8 8
Практические занятия (семинары) 4 4
Лабораторный практикум 0 0
Самостоятельная работа 96 96
Курсовой проект (работа) - -
Вид промежуточной аттестации
диф. зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.
История в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Исследователь и исторический источник. Историография и источники по отечественной истории. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире.
Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Древнейшие народы и государства на территории России. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства, его отличие от западноевропейского вассалитета. Эволюция древнерусской государственности в XI - XII вв. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Тема 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.
Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства, в социально-политических изменениях в русских землях. Экспансия Запада. Александр Невский. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Специфика становления единого Русского государства, самодержавных черт его власти.

Тема 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.
XVI-XVII века в мировой истории. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. "Смутное время": ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных ("домонгольских") норм отношений между властью и обществом. Борьба за различные пути развития страны. Особенности сословно-представительной монархии в России. Юридическое оформление крепостного права и сословных функций.

Тема 5. Россия и мир в XVIII в.: попытки модернизации.
XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в "царство разума". Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Изменения в международном положении России. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления "европеизации" страны. Эволюция социальной структуры общества. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. "Просвещенный абсолютизм". Начало гражданского раскрепощения в России. Доктрина естественного права и рост социальной поляризации и обособленности.

Тема 6. Россия и мир в XVIII - XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.
Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Ускорение процесса индустриализации в XIXв. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Война за независимость североамериканских колоний и европейские революции XVIII - XIX вв.: их влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Внутренняя политика и попытки реформирования России в первой половине XIX века. Реформы 1860-1870-х гг. и контрреформы в 1880-1890-х гг., их причины, итоги и последствия.

Тема 7. Россия и мир в XIXв.
Общественная мысль и общественно-политические движения в России XIX века. Альтернативы российским "реформам сверху" Внешняя политика государств Европы в XIX - начале ХХ вв.

Тема 8. Россия и мир в начале ХХ века.
Мировая и российская экономика в конце XIX - начале ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Первая российская революция и реформы в России начала ХХ в. в контексте общемирового развития. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского "парламентаризма" в России.

Тема 9. Россия и мир в годы Первой мировой войны.
Первая мировая война (предпосылки, ход, итоги) и ее влияние на приближение общенационального кризиса в стране Февральская революция, альтернативы развития России от Февраля к Октябрю и причины победы большевистской стратегии. Октябрь 1917г. Социально-экономическая и политическая программа большевиков. Структура власти. Истоки и предпосылки формирования нового строя Советской России.

Тема 10. Россия и мир в период между мировыми войнами в 1918-м - 1920-е гг.
Гражданская война и интервенция: столкновение противоборствующих сил, причины, формы, основные этапы, масштаб, последствия. Переход от военного коммунизма к нэпу. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

Тема 11. Россия и мир в период между мировыми войнами.
Мировой экономический кризис 1929г. и "великая депрессия". Альтернативные пути выхода из кризиса и идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы. Курс на строительство социализма в одной стране. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.

Тема 12. Россия и мир в годы Второй мировой войны.
Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе - 1939-1941гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы.

Тема 13. Россия и мир в период холодной войны в 1946-1964гг.
Превращение США в сверхдержаву, осложнение международной обстановки, начало холодной войны, создание НАТО, план Маршала и окончательное разделение Европы. Создание социалистического лагеря, СЭВ и ОВД. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Крах колониальной системы и усиление конфронтации двух мировых систем. Научно-техническая, информационная, технологическая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития. Восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Реформаторские поиски в советском руководстве в первое послесталинское десятилетие.

Тема 14. Россия и мир в период холодной войны в середине 1960-1980-х годов.
Смена власти и политического курса в СССР в 1964г. Власть и общество в 1964-1984гг. Консервативные, бюрократические, командно-административные и демократические тенденции. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965г. Противоречивость развития СССР в середине 60-х - 80-х гг. Международное положение и внешняя политика СССР в середине 60-х - 80-х гг.

Тема 15. Россия и мир в период холодной войны в 1985-1991гг.
Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР. Изменение геополитического положения и внешняя политика СССР в 1985-1991гг. ГКЧП, крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Конец холодной войны и ее последствия.

Тема 16. Россия и мир в конце ХХ века.
Система мировой экономики, международные связи в 90-е годы XX века и место России в них. Изменения экономического и политического строя в России в 1990-е годы. Конституционный кризис в России 1993г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993г. Либеральная концепция российских реформ, их социальная цена и первые результаты Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999гг.

Тема 17. Россия и мир в XXI веке.
Проблемы человечества в начале XXI века и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений в России начала XXI века. Социально-экономическое положение Российской Федерации в начале XXI века. Внешняя политика России в начале XXI века.

4.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Всего Количество часов
Самостоя- тельная работа Аудиторные занятия
Лекции Практи- ческие занятия Лабора- торный практикум
Семестр 2
Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник. 7 6
1


Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире. 8 6
1
1

Тема 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье. 6 6



Тема 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. 6 6



Тема 5. Россия и мир в XVIII в.: попытки модернизации. 6 6



Тема 6. Россия и мир в XVIII - XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. 6 6



Тема 7. Россия и мир в XIXв. 6 6



Тема 8. Россия и мир в начале ХХ века. 8 6
1
1

Тема 9. Россия и мир в годы Первой мировой войны. 7 6
1


Тема 10. Россия и мир в период между мировыми войнами в 1918-м - 1920-е гг. 6 6



Тема 11. Россия и мир в период между мировыми войнами. 7 6
1


Тема 12. Россия и мир в годы Второй мировой войны. 5 5



Тема 13. Россия и мир в период холодной войны в 1946-1964гг. 5 5



Тема 14. Россия и мир в период холодной войны в середине 1960-1980-х годов. 5 5



Тема 15. Россия и мир в период холодной войны в 1985-1991гг. 7 5
1
1

Тема 16. Россия и мир в конце ХХ века. 6 5
1


Тема 17. Россия и мир в XXI веке. 7 5
1
1

Итого 108 96 8 4 0

4.3. Содержание дисциплины по видам занятий

4.3.1. Лекции

Раздел дисцип- лины (тема) Название лекции Кол-во часов
Семестр 2
Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исследователь и исторический источник.
1
Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире.
1
Тема 8. Россия и мир в начале ХХ века.
1
Тема 9. Россия и мир в годы Первой мировой войны.
1
Тема 11. Россия и мир в период между мировыми войнами.
1
Тема 15. Россия и мир в период холодной войны в 1985-1991гг.
1
Тема 16. Россия и мир в конце ХХ века.
1
Тема 17. Россия и мир в XXI веке.
1
Итого 8

4.3.2. Практические занятия (семинары)


Раздел дисцип- лины (темы) Содержание практического занятия (семинара) Кол-во часов
Семестр 2
Тема 2. Особенности становления государственности в России и мире.
1
Тема 8. Россия и мир в начале ХХ века.
1
Тема 15. Россия и мир в период холодной войны в 1985-1991гг.
1
Тема 17. Россия и мир в XXI веке.
1
Итого 4

4.3.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрено программой

4.4. Самостоятельная работа студентов

Номера недель Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Название (содержание) работы Кол-во часов
Семестр 2
1, 4 Тема 15 Домашнее задание
5
1 Тема 1 Домашнее задание
6
2 Тема 2 Домашнее задание
6
3, 6 Тема 16 Самостоятельное изучение
5
3 Тема 3 Домашнее задание
6
4 Тема 4 Реферат
6
5 Тема 5 Домашнее задание
6
6 Тема 6 Домашнее задание
6
7 Тема 7 Домашнее задание
6
8 Тема 8 Домашнее задание
6
9 Тема 9 Реферат
6
10, 13 Тема 17 Домашнее задание
5
10 Тема 10 Домашнее задание
6
11 Тема 11 Домашнее задание
6
12 Тема 12 Домашнее задание
5
13 Тема 13 Домашнее задание
5
14 Тема 14 Домашнее задание
5
Итого 96

5. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

5.1. Текущий контроль успеваемости

5.1.1. Контроль самостоятельной работы студентов

Проверка выполнения контрольных работ.

5.1.2. Текущий контроль знаний студентов

Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы лекций)
Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 2
Темы 1,8,15,17 ПГ
4
Текущий контроль знаний (ТКЗ) студентов (в часы практических занятий)

Раздел дисцип- лины (тема) Содержание ТКЗ Кол-во часов
Семестр 2
Текущий контроль знаний в 2 семестре
Тема 1 Проверка уровня готовности студента
1
Тема 2 Проверка уровня готовности студента
1
Тема 8 Проверка уровня готовности студента
1
Тема 9 Проверка уровня готовности студента
1
Тема 11 Проверка уровня готовности студента
1
Тема 15 Проверка уровня готовности студента
1
Тема 16 Проверка уровня готовности студента
1
Тема 17 Проверка уровня готовности студента
1

5.1.3. График текущего контроля успеваемости студентов

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
КТ

КТ





КТ




КТ


КТ




ПГ

ПГ

















ПГ

ПГ
















ПГ


ПГ















ПГ



ПГ














ПГ




ПГ













ПГ





ПГ












ПГ






ПГ











ПГ








ПГ











Виды текущего контроля
ЗКурсПр - Защита курсового проекта ; ЗКурсР - Защита курсовой работы; ЗЛР - Защита лабораторной работы; КТ - Компьютерное тестирование; Контр - Контрольная работа; ПТ - Письменное тестирование; ЗР - Представление и защита реферата; ПрЛР - Проверка и прием лабораторных работ; ПДЗ - Проверка и приём домашнего задания; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; ПГ - Проверка уровня готовности студента; ПрКТ - Промежуточное компьютерное тестирование; Опрос - Устный опрос

5.1.4. График самостоятельной работы студента

Семестр 2
Недели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ДЗ

ДЗ

















ДЗ

ДЗ
















ДЗ

ДЗ















Реферат


Реферат














ДЗ



ДЗ













ДЗ




ДЗ












ДЗ





ДЗ











ДЗ






ДЗ










Реферат







Реферат









ДЗ








ДЗ








ДЗ









ДЗ







ДЗ










ДЗ






ДЗ











ДЗ





ДЗ












ДЗ




ДЗ

ДЗ



ДЗ














СИ

СИ



СИ












ДЗ








ДЗ



ДЗ







Формы самостоятельной работы
РГР - Выполнение расчётно-графической работы; ДЗач - Диф. зачет; ДЗ - Домашнее задание; КурсР - Курсовая работа; КурсПр - Курсовое проектирование; ПЛР - Написание отчета и подготовка к защите лабораторной работы; ПТ - Подготовка к тестированию; ПОтч - Подготовка отчета по практике; Практика - Практика; Реферат - Реферат; СИ - Самостоятельное изучение; Соб - Собеседование

5.2. Промежуточная аттестация

2 семестр - диф. зачет

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература

1. Андреева И.А., Маркова А.Н., Поляк Г.Б. и др.   Всемирная история :учеб. для вузов.  / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой  - М.: ЮНИТИ-ДАНА,  2009
2. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В   Всеобщая история.  - M.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат,  2010
3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. и др   История России : учеб. для вузов.  - М.: Проспект,  2008

6.2. Дополнительная литература

4. Леонов С.В., Пономарев Н.В., Родригес А.М.   История ХХ века: Россия-Запад - Восток.  Москва,  2008
5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.   История России: учебник.  М.: Проспект,  2011
6. Россия в мировой истории: учебник для вузов.  / Под ред. проф. В.С. Порохни  Москва,  2003
7. Блок М.   Апология истории, или Ремесло историка.  / Пер. Е. Лысенко. Примеч. и ст. А.Я. Гуревича  АНСССР). М.: Наука,,  1986
8. Медушевская О.М.   Источниковедение: теория, история и метод.  / Отв. ред. М.Ф. Румянцева  М.: РГГУ,,  1996
9. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие.  / Под. ред. М.В. Зотовой  М.: ООО "Издательсво Астрель",  2004
10. В.Б. Чистяков   стория России. Учебное пособие.  М.: МГИУ,  2008
11. Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н.   История России с древнейших времен до конца XVII века.  М.: Эксмо,,  2006
12. Милов Л.В., Цимбаев Н.М.   История России XVII - XIX веков.  М.: Эксмо,  2006
13. Барсенков А.С., Вдовин А.М., Воронкова С.В.   История России XX - начала XXI века.  М.: Эксмо,  2006
14. Ливанов Б.В., Чунаков А.В.   История России. Курс лекций. Учебное пособие.  2002
15. История России: Учебное посоьие для вузов.  Ростов-на-Дону,  2000
16. А.Б. Безбородов и др.   Отечественная история Новейшего времени: 1985 - 2008: учебник для вузов.  М.: РГГУ,  2009
17. Ю.А. Абрамова   стория России в таблицах, схемах, диаграммах: учеб. пособие.  М.: МГИУ,  2005
18. История Нового времени: 1600 - 1799 годы: учебное пособие для студентов вузов.  / Под ред. А.В. Чудинова, П.Ю. Уварова, Д.Ю.Бовыкина  М.: Академия,  2009
19. Мир в XX веке.  / Под ред. А.О. Чубарьяна  М.: Наука,  2001
20. Мировые войны XX века. В 4-х томах.  / Отв. ред.А.О. Ржешевский  М.: Наука,  2005

6.3. Периодические издания

Отсутствует.

6.4. Ресурсы интернет

1. Исторический факультет СПбГУ. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/(http://www.history.pu.ru/about.html))
2. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/(http://www.hist.msu.ru/ER/index.html))
3. Электронный архив публикаций журналов "Родина" и "Источник". (http://i-m-b.ru/learning/UMK/(http://www.istrodina.com))
4. Российская государственная библиотека. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/(http://www.rsl.ru))
5. Государственная публичная историческая библиотека. (http://i-m-b.ru/learning/UMK/(http://www.shpl.ru))

7. Средства обеспечения освоения дисциплины

Программы

  1. Программа учебного курса "История"

Приложения

Приложение 1

Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий Виды учебных занятий Средства обучения Методы обучения Формы текущего контроля Рекомендуемая литература
Тема 1 Лекции Объяснение, анализ, синтез, доклады, сообщение
Историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический
Компьютерное тестирование.
[15] c.3-30
[8] c.5-14
[6] c.5-20
[14] c.7-31
[10] c.11-59
[7] c.150-163

Тема 2 Лекции Историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический
Объяснение, индукция, дедукция, собеседование, дискуссия

[1] c.16-18
[2] c.149-151
[5] c.14-73
[6] c.21-33
[9] c.9-63
[10] c.60-61
[11] c.69-231
[15] c.172-174

Тема 2 Практическое занятие Объяснение, индукция, дедукция, собеседование, дискуссия
Историко-генетический, проблемно-хронологический, историко-типологический
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.16-18
[2] c.149-151
[6] c.21-33
[10] c.60-61
[11] c.69-231
[15] c.172-174

Тема 8 Лекции Дедукция, анализ, синтез, сообщение, обсуждение, дискуссия, коллоквиум.
Историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, поблемно-хронологический, историко-системный
Компьютерное тестирование.
[4] c.11-47
[19] c.181-223
[6] c.213-240
[9] c.296-310
[2] c.424-425
[1] c.529-565

Тема 8 Практическое занятие Дедукция, анализ, синтез, сообщение, обсуждение, дискуссия, коллоквиум.
Историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, поблемно-хронологический, историко-системный
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.532-551
[2] c.436-444
[6] c.213-240
[9] c.254-280
[13] c.5-168

Тема 9 Лекции Историко-генетический, историко-типологичский, историко-системный
Объяснение, анализ, синтез, сообщение, обсуждение, дискуссия

[1] c.724-757
[2] c.460-468
[6] c.213-273
[9] c.280-331
[13] c.5-294
[19] c.181-223

Тема 11 Лекции Проблемно-хронологический, историко-системный, историко-сравнительный,историко-типологический, историко-генетический.
Описания, объяснения, анализ, синтез.

[1] c.758-814
[2] c.483-502
[6] c.290-336
[9] c.332-433
[13] c.339-417
[20] c.7-571

Тема 15 Лекции Объяснение, анализ, синтез, доклады, оппонирование, обсуждение
Проблемно-хронологический, историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный
Компьютерное тестирование.
[16] c.73-271
[4] c.175-188
[6] c.407-413
[9] c.458-474
[13] c.575-825
[2] c.607-619
[1] c.607-610

Тема 15 Практическое занятие Объяснение, анализ, синтез, доклады, оппонирование, обсуждение
Проблемно-хронологический, историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.607-610
[2] c.620-624
[6] c.407-413
[9] c.458-474
[16] c.73-271

Тема 16 Лекции Историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный, проблемно-хронологический
Описание, объяснение, анализ, синтез, доклады, сообщение, обсуждение, собеседование

[1] c.711-721
[2] c.615-628
[6] c.414-455
[13] c.826-953
[16] c.272-331

Тема 17 Лекции Описание, объяснение, индукция, дедукция, анализ, синтез, доклады, сообщения, обсуждение, коллоквиум
Историко-типологический, историко-системный, историко-генетический, историко-сравнительный
Компьютерное тестирование.
[16] c.272-777
[9] c.493-497
[13] c.826-839
[1] c.844-866

Тема 17 Практическое занятие Описание, объяснение, индукция, дедукция, анализ, синтез, доклады, сообщения, обсуждение, коллоквиум
Историко-типологический, историко-системный, историко-генетический, историко-сравнительный
Проверка уровня готовности студента.
[1] c.711-721
[9] c.493-497
[13] c.826-939
[16] c.332-777

Приложение 2

Методические указания студентам для самостоятельной работы

Раздел дисцип- лины (тема) Вид самостоятельной работы Форма текущего контроля Необходимая
литература
Рекомендуемая
литература
Семестр 2
Тема 15 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[3] с.45-70
[17] с.4-5
[5] с.7-41
[6] с.21-33
[2] с.151-160
Тема 1 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[3] с.3-6
[5] с.3-6
[15] с.3-30
[6] с.5-20
[14] с.7-31
[10] с.11-59
[8] с.21-32
[7] с.79-82
Тема 2 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[3] с.7-41
[1] с.16-18
[17] с.4-5
[5] с.7-41
[6] с.21-33
[2] с.149-151
[9] с.172-174
Тема 16 Самостоятельное изучение

Устный опрос
[3] с.100-103
[13] с.82-91
[1] с.792-814
Тема 3 Домашнее задание

Устный опрос
[3] с.50-73
[1] с.159-161
[17] с.5-6
[9] с.30-63
[6] с.34-53
[5] с.50-73
[2] с.196-211
Тема 4 Реферат

Защита лабораторной работы
[1] с.159
[6] с.53-101
[3] с.74-120
[5] с.74-127
[9] с.179-189
[2] с.219-248
Тема 5 Домашнее задание

Контрольная работа
[3] с.128-150
[1] с.286
[18] с.84-106
[6] с.87-137
[9] с.104-159
[5] с.128-186
[2] с.323-301
Тема 6 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[1] с.552-565
[19] с.181-223
[6] с.240-256
[9] с.280-331
[3] с.315-344
[5] с.315-344
[2] с.460-468
Тема 7 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[1] с.711-721
[16] с.332-777
[5] с.428-438
[3] с.479-491
[4] с.479-491
[9] с.493-497
Тема 8 Домашнее задание

Устный опрос
[1] с.669-676
[20] с.13-40
[12] с.18-22
Тема 9 Реферат

Устный опрос
[3] с.468-479
[15] с.38-40
[11] с.218-219
Тема 17 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[3] с.438-453
[19] с.56-70
[16] с.73-271
Тема 10 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[2] с.12-18
[9] с.450-457
Тема 11 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[2] с.41-43
[14] с.351-360
Тема 12 Домашнее задание

Проверка уровня готовности студента
[1] с.32-50
[11] с.111-150
Тема 13 Домашнее задание

Компьютерное тестирование
[3] с.23-28
[13] с.344-363
Тема 14 Домашнее задание

Контрольная работа
[2] с.85-87
[15] с.231-235

Приложение 3

Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине

Список экзаменационных вопросов (вопросов для зачёта) по дисциплине
Вопросы соответвтвуют примерной Программе дисциплины, рекомендуемой для социально-гуманитарных, технических, естественнонаучных и экономических направлений подготовки Научно-методическим советам по истории МОН РФ.
  1. История в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки.
  2. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания.
  3. История России - неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
  4. Исследователь и исторический источник. Историография и источники по отечественной истории. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
  5. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Древнейшие народы и государства на территории России.
  6. Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства, его отличие от западноевропейского вассалитета.
  7. Эволюция древнерусской государственности в XI - XII вв. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.
  8. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
  9. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства, в социально-политических изменениях в русских землях.
  10. Экспансия Запада. Александр Невский.
  11. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Специфика становления единого Русского государства, самодержавных черт его власти.
  12. XVI-XVII века в мировой истории.
  13. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
  14. "Смутное время": ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных ("домонгольских") норм отношений между властью и обществом. Борьба за различные пути развития страны.
  15. Особенности сословно-представительной монархии в России. Юридическое оформление крепостного права и сословных функций.
  16. XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в "царство разума". Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Изменения в международном положении России.
  17. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления "европеизации" страны. Эволюция социальной структуры общества.
  18. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. "Просвещенный абсолютизм". Начало гражданского раскрепощения в России. Доктрина естественного права и рост социальной поляризации и обособленности.
  19. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Ускорение процесса индустриализации в XIXв. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.
  20. Война за независимость североамериканских колоний и европейские революции XVIII - XIX вв.: их влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.
  21. Внутренняя политика и попытки реформирования России в первой половине XIX века. Реформы 1860-1870-х гг. и контрреформы в 1880-1890-х гг., их причины, итоги и последствия.
  22. Общественная мысль и общественно-политические движения в России XIX века. Альтернативы российским "реформам сверху".
  23. Внешняя политика государств Европы в XIX - начале ХХ вв.
  24. Мировая и российская экономика в конце XIX - начале ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины.
  25. Первая российская революция и реформы в России начала ХХ в. в контексте общемирового развития.
  26. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского "парламентаризма" в России.
  27. Первая мировая война (предпосылки, ход, итоги) и ее влияние на приближение общенационального кризиса в стране.
  28. Февральская революция, альтернативы развития России от Февраля к Октябрю и причины победы большевистской стратегии.
  29. Октябрь 1917г. Социально-экономическая и политическая программа большевиков. Структура власти. Истоки и предпосылки формирования нового строя Советской России.
  30. Гражданская война и интервенция: столкновение противоборствующих сил, причины, формы, основные этапы, масштаб, последствия.
  31. Переход от военного коммунизма к нэпу. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.
  32. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.
  33. Мировой экономический кризис 1929г. и "великая депрессия". Альтернативные пути выхода из кризиса и идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы.
  34. Курс на строительство социализма в одной стране. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
  35. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
  36. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.
  37. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе - 1939-1941гг.
  38. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира.
  39. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы.
  40. Превращение США в сверхдержаву, осложнение международной обстановки, начало холодной войны, создание НАТО, план Маршала и окончательное разделение Европы.
  41. Создание социалистического лагеря, СЭВ и ОВД. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Крах колониальной системы и усиление конфронтации двух мировых систем.
  42. Научно-техническая, информационная, технологическая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
  43. Восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Реформаторские поиски в советском руководстве в первое послесталинское десятилетие.
  44. Смена власти и политического курса в СССР в 1964г. Власть и общество в 1964-1984гг. Консервативные, бюрократические, командно-административные и демократические тенденции.
  45. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965г. Противоречивость развития СССР в середине 60-х - 80-х гг.
  46. Международное положение и внешняя политика СССР в середине 60-х - 80-х гг.
  47. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР.
  48. Изменение геополитического положения и внешняя политика СССР в 1985-1991гг.
  49. ГКЧП, крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Конец холодной войны и ее последствия.
  50. Система мировой экономики, международные связи в 90-е годы XX века и место России в них.
  51. Изменения экономического и политического строя в России в 1990-е годы. Конституционный кризис в России 1993г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993г.
  52. Либеральная концепция российских реформ, их социальная цена и первые результаты.
  53. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999гг.
  54. Проблемы человечества в начале XXI века и роль России в их решении.
  55. Модернизация общественно-политических отношений в России начала XXI века.
  56. Социально-экономическое положение Российской Федерации в начале XXI века.
  57. Внешняя политика России в начале XXI века.